Выбор стратегии предотвращения банкротства и выхода из кризиса

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

1 Оценка финансового состояния предприятия

4

1.1 Анализ финансового состояния предприятия

4

1.2 Финансовое планирование

1.3 Финансовая стратегия

10

13

2 Кризисы в социально-экономическом развитии

16

2.1 Понятие и причины возникновения

16

2.2 Типология кризисов

2.3 Возникновение кризисов в организации

19

23

3 Выбор стратегии предотвращения банкротства и выхода из кризиса

3.1 Диагностика кризисов

3.2 Прогнозирование и оценка потенциального банкротства

28

28

31

Заключение

38

Список использованных источников и литературы

39


ВВЕДЕНИЕ

Некоторые полагают, что понятие «кризис» относится лишь к процессам макроэкономического развития, а в масштабах фирмы или предприятия, например, существуют только более или менее острые проблемы, вызванные ошибками или непрофессионализмом управления. Эти проблемы якобы не свидетельствуют о кризисе развития, они не вызваны объективными тенденциями, хотя и обусловлены внешними причинами.

Такие представления односторонни и могут иметь негативные последствия в управлении организацией. Если с этих позиций рассматривать внутрифирменное управление, то при разработке, например, стратегии ее развития нет необходимости предвидеть и учитывать возможность кризиса. Насколько реальной при этом будет стратегия, если в действительности кризисы закономерны?

Для менеджмента знания о кризисе, его возможных проявлениях в жизнедеятельности системы служат основой для разработки мероприятий по предотвращению или смягчению отрицательных и усилению положительных последствий. Для этого необходимо знание о том, на каком этапе жизненного цикла находится система, какой вид переходного периода ожидается (может быть в отдельных случаях совокупность видов) и какой глубины процессы прогнозируются. Все это предопределяет использование циклических моделей жизнедеятельности изучаемых систем, а производственная система (организация, фирма, предприятие и т. д.), как и система любой другой природы и назначения, подчиняется циклическим законам жизнедеятельности.

Задача менеджера состоит в том, чтобы своевременно распознать и обеспечить принятие таких управленческих решений, которые будут способствовать снижению влияния негативных процессов на состояние предприятия. Пусть не для полного предотвращения кризиса, а хотя бы частичной локализации наиболее существенных его проявлений.
1 ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСОТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Анализ финансового состояния предприятия

Финансовое состояние предприятия - это характеристика его финансовой конкурентоспособности, использования финансовых ресурсов (капитала), выполнение обязательств перед государством и партнерами, т.е. отражение всех сторон его предпринимательской деятельности.

К основным факторам, определяющим финансовое состояние предприятия, относятся:

выполнение финансового плана и пополнение собственного оборотного капитала за счет прибыли;

скорость оборачиваемости оборотных средств.

Сигнальным показателем финансового состояния предприятия является его платежеспособность, т.е. способность вовремя удовлетворять платежные требования поставщиков и подписчиков, возвращать кредиты, производить оплату труда персонала, вносить платежи в бюджет.

Постановление Правительства Российской Федерации "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" от 20 мая 1994 г. № 498 утвердило систему критериев для определения удовлетворительного состояния структуры баланса и платежеспособности предприятия1.

К основным показателям, характеризующим финансовое положение предприятий, отнесены коэффициенты текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и восстановления (утраты) платежеспособности.

Источником информации для анализа финансового состояния служат бухгалтерский баланс и приложения к нему, статистическая и оперативная отчетность.

Анализ финансового состояния включает в себя:

анализ финансовой устойчивости;

анализ платежеспособности;

анализ эффективности финансовых инвестиций.

Для оценки финансовой устойчивости предприятия используются коэффициент автономии и коэффициент финансовой устойчивости.

Коэффициент автономии характеризует независимость предприятия от заемных источников привлечения средств и отражает отношение собственного капитала к итогу баланса:

Кавт = СС/Б, (1)

где Кавт — коэффициент автономии;

СС — собственные средства (руб.);

Б — итог баланса (руб.).

Коэффициент финансовой устойчивости — это соотношение собственных средств предприятия:

Куст = СС/ЗС + КЗ, (2)

где Куст — коэффициент финансовой устойчивости;

ЗС — заемные средства (руб.);

К3 — кредиторская задолженность (руб.).

Соотношение собственного и заемного капиталов во многом определяется условием процентной ставки на заемные средства и эффективностью использования предприятием собственного капитала.

Превышение собственных средств над заемными свидетельствует о достаточном запасе финансовой устойчивости предприятия и его относительной независимости от внешних источников финансирования.

Финансовая устойчивость предприятия определяется не только соответствием "нормативу" коэффициента автономии (минимальное значение данного показателя принимается на уровне 0,6), но и правильностью вложений в его активы собственного капитала. Практика определяет, что в составе оборотных средств должно находиться не менее 1/3 собственного капитала.

Величина собственных оборотных средств определяется как разность между величиной собственных средств и основных' средств и вложений:

СОбС = СС – ОС, (3)

где СОбС собственные оборотные средства (руб.);

ОС основные средства и вложения (руб.).

Отношение собственного оборотного капитала к общей сумме собственного капитала отражает коэффициент маневренности (Кман):

Кман = СОбС/СС. (4)

При анализе финансового состояния предприятия целесообразно обратить внимание на правильность использования собственных оборотных средств и выявить их иммобилизацию, т.е. использование их не по назначению (в основные средства, нематериальные активы и долгосрочные финансовые вложения).

Текущая платежеспособность (ликвидность) - это способность предприятия к быстрому погашению своих краткосрочных долгов.

Она определяется соотношением величины задолженности и ликвидных средств, т.е. средств, которые могут быть использованы для погашения долгов (наличные деньги, депозит, ценные бумаги, реализуемые элементы оборотных средств и др.).

Ликвидность предприятия можно оперативно оценить, используя коэффициент покрытия и абсолютной ликвидности.

Коэффициент покрытия характеризует отношение мобильных (оборотных) средств к краткосрочной задолженности:

Кпокр Обс/КК + КЗ, (5)

где Кпокр коэффициент покрытия;

ОбС — оборотные средства;

КК — краткосрочные кредиты и заемные средства.

Считается, что этот коэффициент должен находиться в пределах 1,0 - 2,0, т.е. текущих активов должно быть по меньшей мере столько, чтобы полностью погасить краткосрочные обязательства. Превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами более чем в два раза считается нежелательным, поскольку это свидетельствует о нерациональном вложении средств предприятия и их неэффективном использовании.

Из общей структуры оборотных средств наибольшей ликвидностью обладают денежные средства и быстрореализуемые ценные бумаги, приравненные к денежным средствам.

Коэффициент абсолютной ликвидности отражает отношение денежных средств, готовых для платежей и расчетов, к краткосрочным обязательствам.

Кабс.ликв. = ДС + ЦБ/КК + КЗ, (6)

где Кабс.ликв. — коэффициент абсолютной ликвидности;

ДС — денежные средства (в кассе, на расчетном счете, в расчетах, пути, прочие денежные средства) (руб.);

ЦБ — ценные бумаги и краткосрочные вложения (руб.).

Величина этого показателя определяет, какую часть своих краткосрочных долгов предприятие способно погасить на день составления баланса2.

Рекомендуемое значение этого коэффициента – 0,2 - 0,3, т.е. при одновременном предъявлении кредиторами к оплате всей краткосрочной задолженности предприятие должно иметь возможность погасить по меньшей мере 20% их за счет наиболее ликвидных активов3.

Обобщающим показателем, характеризующим финансовое состояние предприятия, является рентабельность, которая отражает эффективность использования капитала, т.е. эффективность финансовых инвестиций. Уровень рентабельности капитала измеряется процентным отношением балансовой чистой прибыли к величине капитала. Оценка рентабельности предприятия осуществляется с использованием системы экономических показателей, из которых наиболее распространенными являются общая рентабельность предприятия (РП) и рентабельность собственного капитала предприятия (РСК).

Первый показатель характеризует экономическую рентабельность всех средств, авансированных в предприятие, и равно соотношению чистой прибыли ко всему итогу средств по балансу:

РП = (ХП/Б) • 100%, (7)

где ХП — чистая прибыль предприятия (руб.).

Второй показатель характеризует финансовую рентабельность, т.е. рентабельность собственного капитала, и исчисляется как соотношение чистой прибыли к величине собственных средств:

РСК = (ХП/СС) • 100%. (8)

Именно показатель финансовой рентабельности, т.е. доходности собственных средств, является одним из наиболее значимых показателей эффективности финансовых инвестиций для предприятий, работающих на принципах самофинансирования, так как именно рост доходности собственных средств является условием и предпосылкой для расширения базы самофинансирования предприятия.

Основным источником информации об устойчивости финансового состояния партнера является бухгалтерская отчетность. В рыночной экономике отчетность предприятия базируется на обобщении данных бухгалтерского учета и выступает информационным звеном, связывающим предприятия с обществом и их партнерами, которые являются пользователями информации о деятельности предприятия.

При вступлении в рынок неизмеримо возрастает количество пользователей бухгалтерской· информации (финансовой отчетности). Если раньше она предназначалась довольно узкому кругу лиц (вышестоящей организации, финансовому органу, банку и территориальному органу статистики), то в настоящее время ее пользователями становятся практически все участники рыночных отношений: первая группа – лица, непосредственно связанные с предпринимательством (бизнесом), т.е. менеджеры и различные работники управления, включая, естественно, бухгалтеров, которых в западной практике называют бухгалтерами-аналитиками; вторая группа – лица, непосредственно не работающие на предприятиях (фирмах), но имеющие прямой финансовый интерес, – акционеры, инвесторы, различные кредиторы, покупатели и продавцы продукции (услуг) и т.д.; третью группу составляют лица, имеющие косвенный финансовый интерес, - различные финансовые институты: (биржи, ассоциации и т.п.), налоговые службы, органы статистики, профсоюзы и др.

Все пользователи бухгалтерской информации прежде всего ставят себе задачу провести анализ бухгалтерской отчетности, чтобы на его основе сделать выводы о направлениях деятельности.

Анализ бухгалтерского отчета имеет свои источники, цель и методику. Источниками информации являются формы отчета (включая приложения), а также сведения, привлекаемые из самого учета, когда такой анализ проводится внутри предприятия.

Цель анализа бухгалтерского отчета – возможно глубже заглянуть во внутренние и внешние отношения хозяйственного субъекта, выявить его финансовое положение, его платежеспособность и доходность. Анализ должен показать руководству предприятия картину его действительного состояния, а лицам, непосредственно не работающим на данном предприятии, но заинтересованным в его финансовом состоянии, предоставить сведения, необходимые для беспристрастного суждения, например, о рациональности использования вложенных в предприятие дополнительных инвестиций и т.п4.

1.2 Финансовое планирование

Финансовое планирование - это планирование финансовых ресурсов и фондов денежных средств предприятия.

Необходимость финансового планирования как особой сферы плановой деятельности обусловлено относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам.

Объектом финансового планирования являются финансовые ресурсы.

Цель финансового планирования – прогнозирование платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.

Планирование финансовых ресурсов и вложений гарантирует выполнение обязательств перед бюджетом, кредиторами и акционерами, обеспечивает финансирование предпринимательской деятельности.

Задачами финансового планирования являются:

обеспечение торгового процесса необходимыми финансовыми ресурсами;

установление финансовых отношений с бюджетом, банками и другими контрагентами;

выявление направлений наиболее выгодных финансовых инвестиций;

повышение прибыльности финансово-хозяйственной деятельности;

контроль за образованием и расходованием денежных средств.

Финансовый план – составная часть бизнес-плана предприятия. При разработке бизнес-плана предусматривается исходить из того, что определение средств, необходимых для финансирования развития предприятия, предполагает оценку этого плана как инвестиционного проекта. Это означает, что предусмотренные планом затраты предприятия должны быть обоснованы их экономической эффективностью.

В бизнес-плане различают два вида финансового планирования: стратегическое и тактическое.

Стратегический (перспективный) финансовый план – это форма реализации целей и задач предприятия, стратегии инвестиции и предполагаемых накоплений. Основа стратегического финансового планирования, являющегося одной из коммерческих тайн предприятия, – определение потребности в капитале для осуществления предпринимательской деятельности. Тактический финансовый план - это годовой баланс доходов и расходов предприятия. В условиях инфляции финансовые планы составляются на квартал и корректируются с учетом индекса инфляции.

Цель составления финансового плана – увязка доходов Предприятия с необходимыми расходами. При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд; при превышении расходов над доходами определяется сумма недостатка финансовых ресурсов. Дополнительные средства предприятие может привлечь за счет выпуска ценных бумаг, получения кредитов или займов, спонсорских взносов и т.д.

В финансовом плане производится конкретная увязка каждого вида вложений или фонда и источника их финансирования. Для этого составляется проверочная (шахматная таблица), в вертикальных графах которой приводятся направления использования финансовых ресурсов, а в горизонтальных –источники финансирования, что соответствует расходной и доходной частям баланса. Шахматная таблица позволяет выявить целевой характер использования ресурсов и сбалансировать доходы и расходы по статьям.

Основными доходными статьями финансового плана являются прибыль, амортизационные отчисления, банковские ссуды и другие доходы и поступления; основными статьями расходов - налоговые отчисления, расходы на капитальные вложения, средства на погашение банковских ссуд и процентов по ним и прирост оборотных средств, отчисления в целевые фонды и другие расходы и отчисления5.

Практически финансовые планы конкретизируют стратегические. В свою очередь тактические планы детализируются посредством оперативного планирования, которое представляет собой разработку оперативных финансовых планов: кассового плана, кредитного плана, платежного календаря и др.

Кассовый план отражает движение наличных средств предприятия в течение определенного периода (чаще всего квартала).

Именно плохое управление наличностью основная причина финансово-экономических трудностей, поэтому составление кассовых планов и контроль за их выполнением имеют важное значение для повышения платежеспособности предприятия.

Кредитный план – план поступления заемных средств и график погашения задолженности. Обычно оформляется в виде кредитной ставки.

Платежные календари, временной горизонт которых колеблется от 5 до 30 дней, отражают оперативные данные о движении и остатках средств на расчетном счете предприятия.

В конечном итоге финансовое планирование направлено на обеспечение рационального и эффективного использования имеющихся у предприятия финансовых ресурсов.

Финансовое планирование на производственном предприятии должно строиться, в первую очередь, на основе прогноза его операционной деятельности.

Такой прогноз (или операционный план) позволяет определить:

  • оптимальные объемы запасов различного рода ресурсов;
  • финансовый результат основной деятельности предприятия;
  • периоды, в течение которых для обеспечения производства потребуется привлекать сторонние ресурсы.

Оперативное планирование дает возможность выявить и решить и такие проблемы современного отечественного предприятия, как:

  • задержки возврата дебиторской задолженности - дефицит денежных средств;
  • неэффективность производства - необходимость наличия лишних производственных запасов;
  • перебои с поставкой комплектующих материалов - необходимость наличия излишних производственных запасов и т.п.

С учетом потребностей дальнейшего развития предприятия строится и его инвестиционный финансовый план, содержание которого необходимо увязывать с возможностями привлечения средств как из внутренних, так и внешних источников6.

1.3 Финансовая стратегия

В условиях рыночных отношений возникает объективная необходимость определения тенденций финансового состояния. Предприятие нуждается в выработке собственной финансовой стратегии. Финансовая стратегия - это важнейшая составляющая общей стратегии предприятия. Она выражается в практике создания и реализации генерального плана действий по обеспечению предприятия финансовыми ресурсами. Теория финансовой стратегии исследует объективные закономерности рыночных условий хозяйствования, разрабатывает формы выживания и развития предприятия в новых условиях. Финансовая стратегия включает в себя: анализ финансового состояния; оптимизацию имущества предприятия; распределение прибыли; организацию наличных и безналичных расчетов; налоговую и ценовую политику; политику в области ценных бумаг.

Обычно различают генеральную и оперативную финансовые стратегии, главную стратегическую цель и стратегию выполнения отдельных стратегических задач. Генеральной финансовой стратегией называют стратегию, определяющую финансовую деятельность предприятия на долгосрочный период.

Если предприятие использует в своей практике систему долгосрочного, среднесрочного и текущего финансового планирования, то соответственно дифференцируются и горизонты планирования. Обычно в отечественной практике они составляют: при долгосрочном планировании - от трех до пяти лет; среднесрочном - от одного до трех лет; текущем (оперативном) - на квартал, месяц, а при необходимости и на более короткие сроки. Оперативная финансовая стратегия в отличие от генеральной охватывает все валовые доходы и расходы средств за планируемый период. Только при такой детальной проработке состава поступлений и расходов возникает возможность организовать денежные потоки и обеспечить превышение доходов над расходами.

Главной стратегической функцией финансов является обеспечение предприятия необходимыми и достаточными финансовыми ресурсами для выполнения его миссии.

Финансовая стратегия включает в себя способы и действия для главной стратегической цели, а именно: формирование финансовых ресурсов и централизованное стратегическое руководство ими; выявление решающих направлений и сосредоточение на них ресурсов; ранжирование и поэтапное достижение целей; соответствие финансовых действий экономическому состоянию и материальным возможностям предприятия; объективный учет финансово-экономической обстановки и реального финансового положения предприятия на каждом отрезке времени; создание и подготовка стратегических резервов; учет экономических и финансовых возможностей предприятия и конкурентов; маневрирование и борьба за инициативу для достижения решающего превосходства над конкурентами.

Таким образом, успех финансовой деятельности предприятия обеспечивается при взаимной увязке теории и практики финансовой стратегии; при соответствии финансовых стратегий финансовым возможностям предприятия.


2. КРИЗИСЫ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

2.1 Понятие и причины возникновения

Понятие «кризис» теснейшим образом связано с понятием «риск», которое в той или иной мере влияет на методологию разработки любого управленческого решения. Исключите из него ожидание кризиса, и пропадет острота восприятия риска, станут неожиданными и от этого еще более тяжелыми не только кризисные ситуации, но и вполне обычные ошибки.

Можно на проблему кризиса взглянуть и в ином ракурсе.

Социально-экономическая система в любом своем виде и любой форме, будь то общественная формация, фирма или предприятие, имеет две тенденции своего существования: функционирование и развитие.

Функционирование – это поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих ее целостность, качественную определенность, сущностные характеристики.

Развитие – это приобретение нового качества, укрепляющего жизнедеятельность в условиях изменяющейся среды.

Функционирование и развитие теснейшим образом взаимосвязаны, отражают диалектическое единство основных тенденций социально-экономической системы. Например, функционирование социально-экономической системы характеризует обязательное наличие предмета труда, средств труда и человека, осуществляющего трудовую деятельность. При этом функционирование социально-экономической системы возможно лишь при определенном соответствии этих признаков: средства труда могут изменять его предмет, человек должен владеть средствами труда, результат должен соответствовать интересам и потребностям человека. Все это условия функционирования.

Развитие характеризует изменения в предмете, средствах труда и в человеке. Критерием этих изменений является появление нового качества, укрепляющего стабильность и гармоничность функционирования социально-экономической системы или создающего принципиально новые условия для этого. Фактом развития является повышение производительности труда, изменение его характера, возникновение новой технологии, усиление мотивации деятельности. При этом, конечно, меняются и условия функционирования социально-экономической системы.

Связь функционирования и развития имеет диалектический характер, что и отражает возможность и закономерность наступления и разрешения кризисов. Функционирование сдерживает развитие и в то же время является его питательной средой, развитие разрушает многие процессы функционирования, но создает условия для его более устойчивого осуществления.

Таким образом, возникает циклическая тенденция развития, которая отражает периодическое наступление кризисов. Кризисы не обязательно являются разрушительными, они могут протекать с определенной степенью остроты, но их наступление вызывается не только субъективными, но и объективными причинами, самой природой социально-экономической системы.

Кризисы отражают не только противоречия функционирования и развития, но могут возникать и в самих процессах функционирования. Это могут быть, например, противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, между технологиями и условиями ее использования (помещение, климатическая среда, технологическая культура и пр.).

Кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм 13 управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др.

Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые - с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.

Если понимать кризис таким образом, можно констатировать то обстоятельство, что опасность кризиса существует всегда и его необходимо предвидеть и прогнозировать.

В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и разнообразные последствия: возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса. Выход из кризиса не всегда связан с позитивными последствиями. Нельзя исключать переход в состояние нового кризиса, может быть даже еще более глубокого и продолжительного. Кризисы могут возникать как цепная реакция. Существует возможность и консервации кризисных ситуаций на довольно продолжительное время. Это может объясняться определенными политическими причинами. Вообще последствия кризиса теснейшим образом связаны с двумя факторами: его причинами и возможностью управления процессами кризисного развития.

Последствия кризиса могут вести к резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу. И послекризисные изменения в развитии организации бывают долгосрочными и краткосрочными, качественными и количественными, обратимыми и необратимыми7.

Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может или смягчать кризис или обострять его. Возможности управления в этом отношении зависят от цели, профессионализма, искусства управления, характера мотивации, понимания причин и последствий, ответственности.

Во многих случаях спасает энтузиазм. Но энтузиазм не может давать продолжительного эффекта, хотя исключать его из программ антикризисного управления не следует. При этом надо понимать, что и энтузиазм бывает различным по своим истокам, национальным особенностям, традициям культуры и т.д. Если энтузиазм используется для прикрытия грубых ошибок или корыстных целей, он не способствует снятию кризисного напряжения.

2.2 Типология кризисов

Практика показывает, что кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по самой своей сути. Необходимость в разветвленной классификации кризисов связана с дифференциацией средств и способов управления ими. Если есть типология и понимание характера кризиса, появляются возможности снижения его остроты, сокращения времени и обеспечения безболезненности протекания.

Существуют общие и локальные кризисы. Общие охватывают всю социально-экономическую систему, локальные – только часть ее. Это разделение кризисов по масштабам проявления. Конечно, оно носит условный характер. В конкретном анализе кризисных ситуаций необходимо учитывать границы социально-экономической системы, ее структуру и среду функционирования.

По проблематике кризиса можно выделить макро- и микрокризисы. Макрокризису присущи довольно большие объемы и масштабы проблематики. Микрокризис захватывает только отдельную проблему или группу проблем.

Особенностью кризиса является то, что он, будучи даже локальным или микрокризисом, как цепная реакция, может распространяться на всю систему или всю проблематику развития, потому что в системе существует органическое взаимодействие всех элементов и проблемы не решаются по отдельности. Но это возникает тогда, когда нет управления кризисными ситуациями, нет мер локализации кризиса и снижения его остроты, или наоборот, когда осуществляется намеренная мотивация развития кризиса, возможно и такое.

По структуре отношений в социально-экономической системе, по дифференциации проблематики ее развития можно выделить отдельные группы экономических, социальных, организационных, психологических, технологических кризисов.

Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельного предприятия, фирмы. Это кризисы производства и реализации товара, взаимоотношений экономических агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства и пр.

В группе экономических кризисов отдельно можно выделить финансовые кризисы. Они характеризуют противоречия в состоянии финансовой системы или финансовых возможностях фирмы. Это кризисы денежного выражения экономических процессов8.

Социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, работников различных профессий, персонала и менеджеров и др. Часто социальные кризисы являются как бы продолжением и дополнением кризисов экономических, хотя могут возникать и сами по себе, например, по поводу стиля управления, недовольства условиями труда, отношения к экологическим проблемам, по патриотическим чувствам.

Особое положение в группе социальных кризисов занимает политический кризис. Это – кризис в политическом устройстве общества, кризис власти, кризис реализации интересов различных социальных групп, классов, в управлении обществом. Политические кризисы, как правило, затрагивают все стороны развития общества и переходят в кризисы экономические.

Организационные кризисы проявляются как кризисы разделения и интеграции деятельности, распределения функций, регламентации деятельности отдельных подразделений, как отделение административных единиц, регионов, филиалов или дочерних фирм.

В организационном устройстве любой социально-экономической системы могут обостряться организационные отношения. Это проявляется в деловых конфликтах, в возникновении неразберихи, безответственности, сложности контроля и пр., что бывает при чрезмерном или быстром росте социально-экономической системы, изменении условий ее функционирования и развития, ошибках при частичной реконструкции организации или организационной перестраховке, рождающей бюрократические тенденции. Организационный кризис проявляется часто как паралич организационной деятельности. Одной из его форм является ее неумеренная бюрократизация.

Психологические кризисы также нередки в современных условиях социально-экономического развития. Это кризисы психологического состояния человека. Они проявляются в виде стресса, приобретающего массовый характер, в возникновении чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности работой, правовой защищенностью и социальным положением. Это кризисы в социально-психологическом климате общества, коллектива или отдельной группы.

Технологический кризис возникает как кризис новых технологических идей в, условиях явно выраженной потребности в новых технологиях. Это может быть кризис технологической несовместимости изделий или кризис отторжения новых технологических решений. В более обобщенном плане такие кризисы могут выглядеть кризисами научно-технического прогресса - обострение противоречий между его тенденциями, возможностями, последствиями.

Например, в настоящее время переживает явный кризис идея мирного использования атомной энергии, строительства атомных электростанций и кораблей.

По непосредственным причинам возникновения кризисы разделяются на природные, общественные, экологические. Первые вызваны природными условиями жизни и деятельности человека.

К причинам таких кризисов относятся землетрясения, ураганы, пожары, климатические изменения, наводнения. Все это не может не отражаться на экономике, психологии человека, социальных и политических процессах. При определенных масштабах такие явления природы рождают кризисы.

Причиной кризиса могут быть и общественные отношения во всех видах их проявления.

В современных условиях большое значение имеет понимание и распознавание кризисов взаимоотношения человека с природой – экологических. Это кризисы, возникающие при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека, - истощение ресурсов, загрязнение окружающей среды, возникновение опасных технологий, пренебрежение требованиями законов природного равновесия.

Кризисы также могут быть предсказуемыми (закономерными) и неожиданными (случайными). Предсказуемые кризисы наступают как этап развития, они могут прогнозироваться и вызываются объективными причинами накопления факторов возникновения кризиса потребности реструктуризации производства, изменение структуры интересов под воздействием научно-технического прогресса.

Неожиданные кризисы часто бывают результатом или грубых ошибок в управлении, или каких-либо природных явлений, или экономической зависимости, способствующей расширению и распространению локальных кризисов.

Разновидностью предсказуемых кризисов является циклический кризис (конечно, в том случае, если известна и изучена природа кризиса и его характер). Он может возникать периодически и имеет известные фазы своего наступления и протекания9.

Существуют также кризисы явные и латентные (скрытые). Первые протекают заметно и легко обнаруживаются. Вторые являются скрытыми, протекают относительно незаметно и потому наиболее опасны.

Кризисы бывают глубокими и легкими. Глубокие, острые кризисы часто ведут к разрушению различных структур социально-экономической системы. Они протекают сложно и неравномерно, часто аккумулируют в себе множество противоречий, завязывают их в запутанный клубок. Легкие, мягкие кризисы протекают более последовательно и безболезненно. Их можно предвидеть, ими легче управлять.

Вся совокупность возможных кризисов разделяется также на группы кризисов, затяжных и кратковременных. Фактор времени в кризисных ситуациях играет важную роль. Затяжные кризисы, как правило, проходят болезненно и сложно. Они часто являются следствием неумения управлять кризисными ситуациями, непониманием сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий.

2.3 Возникновение кризисов в организации

Факторы возникновения кризисов в организации могут быть различными. Но очень важно видеть симптомы кризисного развития, чтобы иметь возможность своевременно запускать в действие программы антикризисного управления. Необходимо различать факторы, симптомы и причины кризиса.

Симптомы проявляются в показателях и, что очень важно, в тенденциях их изменения, отражающих функционирование и развитие организации. Так, анализ показателей фондоотдачи, производительности, эффективности, энерговооруженности, финансового состояния или таких, как текучесть персонала, дисциплина, удовлетворенность трудом, конфликтность и другие могут характеризовать положение производственной организации относительно наступления кризиса. Большую роль играет анализ финансово-экономических и социально-экономических показателей.

Но что может быть симптомом кризиса? Симптомом кризиса является как состояние показателя, так и тенденции его изменения.

При этом состояние показателей может оцениваться и относительно установленной нормативной величины (допуски изменений), и относительно друг друга.

Симптомом кризисного развития может быть либо несоответствие показателей закономерным соотношениям либо временные параметры, например темп роста производительности труда должен опережать темп роста заработной платы. Если этого не происходит, увеличивается опасность кризиса.

Симптомы не всегда отражают причины кризиса. Причины нередко кроются глубже внешнего проявления кризисных признаков. Симптом - это первоначальное, внешнее проявление кризисных явлений, которые не всегда характеризуют истинные причины кризиса, но по которым эти причины можно установить. Оценивать кризисы следует не только по его симптомам, но и по причинам и реальным факторам.

Фактор кризиса – событие, или зафиксированное состояние, или установленная тенденция, свидетельствующие о наступлении кризиса.

Причина кризиса - события или явления, вследствие которых появляются факторы кризиса.

Например, инфляция является фактором кризиса, причиной инфляции может быть увеличение массы денег, связанная с большим государственным долгом и невозможностью его погашения в определенный период времени. Симптомом же кризиса могут быть, например, использование долларов в расчетных операциях, неоправданный и неумеренный рост заработной платы, повышение цен и пр.

В организации факторами кризиса могут рассматриваться снижение качества продукции, нарушение технологической дисциплины, старение технических средств, большая задолженность по кредитам. Причиной могут быть финансово-экономические просчеты, общее положение экономики, низкая квалификация персонала, недостатки системы мотивирования. Симптомы кризиса – появление первых признаков отрицательных тенденций, устойчивость этих тенденций, деловые конфликты, нарастание финансовых проблем и др.

К проблеме возникновения кризисов в организации можно подойти и с системологических позиций. Любая организация является системой, потому что состоит из взаимосвязанных элементов, частей, компонентов и пр. и представляет собой целостность. При этом развитие организации, даже при ее количественном росте, не изменяет общих характеристик ее целостности, если, конечно, не происходит ее разрушения.

Система в процессе своей жизнедеятельности может находиться либо в устойчивом, либо в неустойчивом состоянии. Различают статическую и динамическую устойчивость. Факторы, влияющие на устойчивость системы, могут быть внешними и внутренними. Если устойчивость в основном диктуется внешними факторами, то ее принято называть внешней, если внутренними факторами, то внутренней10.

В условиях плановой системы хозяйствования устойчивость производственно-экономических структур достигалась в основном внешними факторами, т.е. любые или почти любые дестабилизационные процессы гасились извне. Причем механизмы приведения системы в стабильное или квазистабильное состояние могли быть самыми разными: дополнительная экономическая поддержка, замена директора, корректировка планов, административная реорганизация производства и др.

В этом случае устойчивость деятельности предприятия достигалась управлением извне и кризис не наступал. Это не значит, что проблема устойчивости не существовала. Она просто перемещалась на отраслевой, региональный и государственный уровни и всегда решалась сверху. Все производимые ранее реформы касались, прежде всего, более высоких уровней, т.е. государственных (региональных) и отраслевых. Достаточно привести факты организации совнархозов, укрупнения (разукрупнения) министерств, внедрения генеральных схем управления, разработки общегосударственной системы автоматизированного управления. Механизмы регулирования устойчивости жизнедеятельности производственно-экономических систем на уровне предприятий при этом почти не изменялись. Устойчивость обеспечивалась гашением любых несанкционированных отклонений в системе включением механизмов государственного управления экономикой.

Рыночная экономика требует помимо внешних еще и внутренние механизмы обеспечения устойчивости функционирования и развития организации (предприятий, фирм, компаний и пр.). Это, помимо всего прочего, – принцип функционирования самоорганизующихся систем. В этом случае управление организацией происходит на основе анализа собственных действий в окружающей среде (окружающая среда здесь понимается расширенно – это и рынок, и администрация региона, в котором функционирует предприятие, и природа, на которую воздействуют технологические отходы и т. д.).

Принцип обратной связи одинаково важен как в управлении в макромасштабах, так и в микроуправлении11.

Устойчивое состояние системы может быть, в свою очередь, стабильным и квазистабильным. Под стабильным состоянием системы понимают такое состояние, когда ни одна ее структурная составляющая не находится в переходном периоде, или, другими словами, все структурные составляющие функционируют (осуществляют процессы жизнедеятельности) устойчиво. Под квазистабильным состоянием системы понимают такое состояние, когда по крайней мере одна ее структурная составляющая находится 13 переходном периоде, но при этом на состоянии системы это либо вообще не сказывается, либо сказывается настолько незначительно, что исходя из целей изучения системы таким положением можно пренебречь. В системологии существует положение, что сложные системы всегда находятся в квазистабильном состоянии. Социально-экономические системы – это суперсложные системы, и поэтому для них не действуют законы, связанные с действием стабильных систем (к таким системам в отдельных случаях можно отнести физические и технические системы).


3. ВЫБОР СТРАТЕГИИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ БАНКРОТСТВА И ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА

3.1 Диагностика кризисов

Этапы диагностики кризиса.

Выделяют два этапа диагностики кризиса:

  • установление принадлежности объекта к определенному классу или группе объектов;
  • выявление отличий диагностируемого объекта от объектов своего класса путем сравнения его фактических параметров с базовыми.

Первый этап называется этапом качественной идентификации объекта и подразумевает определение у объекта таких параметров, которые являются общими для некоторой совокупности объектов. Например, для диагностики макроэкономического кризиса необходимо определить, к какой группе по типу национальной экономики относится интересующее нас государство, а именно, к промышленно развитым странам, развивающимся или к странам с переходной экономикой.

Для диагностики кризиса в конкретной системе необходимо определить, какой формы собственности эта система: государственной, частной, акционерной и т. д.

На втором этапе осуществляют количественную идентификацию объекта. Для этого используют базовые параметры диагноза, определяемые как отклонения фактических от базовых.

Методы диагностики кризиса.

Методы, формы и средства постановки диагноза могут весьма существенно различаться в зависимости от природы объекта исследования. Важным фактором, влияющим на выбор средств и методов диагноза, является время. В соответствии с целями и задачами диагностирования состояние объекта может оцениваться на определенный момент времени. Этот вариант называется диагностикой статического состояния. Если нужно оценить состояние объекта в течение определенного периода времени, осуществляется диагностика процесса. Признаком, позволяющим провести диагностические исследования, является организация самого процесса диагноза.

В диагностике необходимо точно оценить реальную потребность в выборе данной формы исследования, соотнеся ее со сложностью и масштабностью объекта диагноза. Постановка диагноза основывается на сравнении. Для того чтобы установить отклонение от нормы, надо сравнить эталон, совокупность или группу параметров (качественных и количественных характеристик) – базу сравнения с аналогичными фактическими. Диагностика начинается с анализа. На основе анализа выявляются общие закономерности и общие патологии развития. Диагностика осуществляется различными методами: аналитическими, экспертными, линейного и динамического программирования, диагностикой на моделях.

К аналитическим относятся методы, основанные на различных операциях со статистическими данными. Аналитическая диагностика предполагает проведение диагностических исследований бесконтактными методами с помощью статистической информации, с использованием методов комплексного экономического анализа, балльных оценок и т. п.

Под экспертной диагностикой понимаются средства диагноза, основанные на обобщении оценок и информации, данной экспертами. Экспертная диагностика строится на информации, получаемой для целей диагноза контактными методами посредством проведения специальных экспертных опросов. В этой диагностике используется большое количество приемов и методов экспертных оценок, специальных коэффициентов и показателей сравнительной экономической эффективности и др.

Линейное программирование – математический прием, используемый для определения лучшей комбинации ресурсов и действий, необходимых для достижения оптимального результата. Он позволяет оптимизировать тот или иной процесс, увеличивать прибыль, эффективно использовать ресурсы и время. Чтобы использовать этот прием, менеджер должен количественно определить цель параметр, который будет подвергнут этому приему, и имеющиеся ориентиры и ограничения (ресурсы, мощности, время).

Динамическое программирование – вычислительный метод для решения задач управления определенной структуры, когда задачa с n переменными представляется как многошаговый процесс принятия решения. На каждом шаге определяется экстремум функции только от одной переменной. В этом случае исследование проходит три этапа:

  • построение математической модели. Диагностика на модели представляет собой процесс получения информации о диагностируемом объекте с помощью модельных имитаций;
  • решение управленческой задачи;
  • анализ и обобщение полученных результатов.

Возможность использования различных методов диагностики позволяет получить комплекс принципиально новых данных относительно диагностируемого объекта, предмета, явления, процесса и сделать соответствующие выводы относительно его экономического и социального развития12.

Социально-экономическое развитие любого общества определяется следующими характеристиками: экономическим строем, способом производства; политическим режимом; менталитетом, образом жизни.

Рассмотрим такое явление, как кризис, относящийся к первой характеристике. Кризис является одной из четырех фаз цикла развития экономических систем и характеризуется следующими признаками: сокращением объемов производства; падением занятости населения; инфляцией; снижением уровня благосостояния населения.

Признаки следующей фазы – депрессии; минимальный объем производства; отсутствие роста цен; низкий уровень жизни людей. После депрессии наступает оживление – это рост объемов производства; рост занятости населения и его доходов. Последняя фаза цикла – подъем – это отсутствие безработицы; полная загрузка производственных мощностей; превышение уровня внутреннего валового продукта до начала цикла; повышение уровня жизни людей.

3.2 Прогнозирование и оценка потенциального банкротства

Банкротство – сложная категория, которую следует рассматривать с различных сторон: юридической, организационной, финансовой и др. С 1 марта 1993 г. введен в действие Закон РФ от 19 ноября 1992 г. N2 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятия», согласно которому под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается неспособность удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств над имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса. Юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов, если его обязательства не исполнены в течение трех месяцев с момента наступления даты исполнения.

Причины возникновения банкротства делятся на объективные и субъективные.

Объективные причины связаны с общеэкономической ситуацией в стране и практически неустранимы на уровне предприятия. Однако их необходимо учитывать при планировании и прогнозировании финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Объективными причинами являются нестабильная политическая и экономическая ситуация в стране, высокие темпы инфляции, кризис неплатежей, замедление платежного оборота, несовершенство законодательной и нормативной базы, несовершенная налоговая и денежная политика государства, недостатки в работе финансово-кредитной системы страны, неблагоприятная рыночная конъюнктура и др.

Субъективные причины вытекают непосредственно из хозяйственной деятельности предприятия и являются следствием его неудовлетворительной работы. К ним относятся неоправданно высокие затраты на производство и реализацию продукции, снижение качества продукции и ее невостребованность, длительный производственный цикл, неэффективное использование ресурсов, в том числе финансовых, снижение объемов производства и продаж, рост внешней задолженности другим предприятиям и бюджету, необоснованное увеличение дебиторской задолженности, низкий уровень планирования и прогнозирования, недостаточная квалификация сотрудников13.

Как правило, банкротству предшествует полоса финансовых затруднении и последующее ухудшение финансового состояния предприятия. В принципе, банкротство можно заранее спрогнозировать и принять необходимые меры для его предотвращения. Существует много методов прогнозирования финансового состояния предприятия с позиции его потенциального банкротства.

Одним из основных методов является оценка возможного банкротства путем финансового анализа конкретных параметров деятельности предприятия, отражающих реальное финансовое состояние и в «концентрированном виде» угрозу банкротства в будущем. Основу анализа составляет сравнение фактических показателей с плановыми или нормативными за определенный период времени и расчет возможных отклонений в динамике. Если в процессе анализа выявляется увеличение размера негативных отклонений, это сигнализирует об опасности банкротства.

Основным достоинством данного метода является возможность определения угрозы банкротства предприятия уже на ранней стадии ее возникновения и принятия своевременных мер по нейтрализации негативных явлений. Таким образом, метод имеет предупредительный характер.

Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. N2 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» установлена система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособного предприятия. Признание предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса не означает признание его банкротом. Эти показатели имеют индикативный характер, показывая собственнику имущества неустойчивость его финансового состояния.

Структура баланса предприятия признается неудовлетворительной, а предприятие неплатежеспособным, если выполняется одно из следующих условий:

  1. коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода меньше 2;
  2. коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами меньше 0,1.

Некоторые предприятия оказываются неплатежеспособными по причине задолженности государства перед ними. Под задолженностью государства понимаются не исполненные в срок обязательства полномочного органа государственной власти или субъекта Российской Федерации по оплате заказа, размещенного на данном предприятии и являющегося для него обязательным к исполнению. В этом случае оценка текущей ликвидности предприятия основывается на предположении о своевременном погашении государством задолженности предприятию.

Другим методом, позволяющим заблаговременно предотвратить ситуацию банкротства, является анализ финансовых потоков. В процессе анализа рассматриваются четыре группы показателей:

1) поступление средств;

2) величина расходов;

3) сальдо поступлений и расходов;

4) наличие средств на счете.

Если последний показатель в каком-либо периоде является отрицательным (по прогнозу), это сигнализирует о возможном появлении долгов, что может привести к банкротству. Фактически это первый признак банкротства.

Второй признак банкротства связан с нерациональным использованием заемных средств. Если их размер равен или меньше размера возвращенных заемных средств, то они фактически не используются в обороте предприятия для производственно-хозяйственной деятельности. При этом плата за кредит уменьшает размер собственных средств, что приводит к убыткам и банкротству.

В некоторых странах угроза несостоятельности предприятия наступает, если предприятие-должник в момент наступления срока платежа не в состоянии его осуществить, так как имеет отрицательное сальдо полученных и исходящих выплат.

Метод анализа финансовых потоков имеет положительные и отрицательные стороны. Достоинством его является простота и наглядность расчетов. Однако предприятию сложно запланировать с определенной точностью объемы и сроки предстоящих поступлений и выплат на длительную перспективу, особенно в случае непредвиденных отклонений от показателей Финансовых планов и прогнозов.

Еще один метод, распространенный в экономически развитых странах, построен на системе критериев, по которым можно распознать признаки надвигающегося банкротства и принять решения, позволяющие его избежать. В каждой стране существуют специально разработанные рекомендации, содержащие перечень таких показателей. Эти индикаторы можно разделить на две группы.

К первой группе относятся показатели, свидетельствующие о реальных финансовых затруднениях, которые могут трансформироваться в банкротство предприятия в будущем, если не принять кардинальные меры. К ним относятся:

  • увеличивающиеся потери и убытки в производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
  • рост сверхнормативных и ненужных товарно-материальных ценностей и производственных запасов;
  • значительный удельный вес физически и морально устаревшего производственного оборудования;
  • рост просроченной кредиторской и дебиторской задолженности;
  • постоянные нарушения договорных обязательств и платежной дисциплины;
  • недостаток оборотных средств;
  • хроническая нехватка финансовых ресурсов для обеспечения хозяйственной деятельности, уменьшение поступлений денежных средств от хозяйственных операций, что ведет к увеличению доли займов в структуре капитала предприятия;
  • неправильная реинвестиционная политика;
  • неблагоприятные изменения в портфеле заказов;
  • затруднения в получении кредитов банка;
  • падение рыночной стоимости ценных бумаг, выпускаемых предприятием.

Во вторую группу входят показатели, неудовлетворительные значения и динамика которых не всегда приводят к значительному ухудшению финансового состояния предприятия, а тем более к банкротству. Однако в случае их игнорирования или при неблагоприятных для предприятия условиях угроза банкротства может стать реальной14.

Основными негативными показателями являются:

  • неэффективные инвестиции;
  • недостаточная диверсификация деятельности предприятия;
  • нарушение ритмичности производственного процесса;
  • недостаток научно-технических достижений в производстве, низкий уровень технической оснащенности;
  • не стабильные доходы предприятия;
  • авантюристическая финансовая политика руководства;
  • уменьшение дивидендных выплат и др.

Достоинством этого метода является системный подход, простота и доступность для предприятий любых отраслей. Одним из недостатков – субъективность, так как финансовый менеджер должен, основываясь на интуиции и знаниях, оценить сложившуюся ситуацию и принять соответствующее решение. Однако в условиях многокритериальной задачи существуют большие сложности при принятии решения. Многие из показателей не имеют финансового характера и не могут быть рассчитаны количественно. Кроме бухгалтерской требуется дополнительная информация из других источников. Несмотря на это учет и анализ данных показателей в практике прогнозирования банкротства имеет очень важное значение.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кризис является одной из четырех фаз цикла развития экономических систем и характеризуется следующими признаками: сокращением объемов производства; падением занятости населения; инфляцией; снижением уровня благосостояния населения.

Признаки следующей фазы — депрессии: минимальный объем производства; отсутствие роста цен; низкий уровень жизни людей. После депрессии наступает оживление — это рост объемов производства; рост занятости населения и его доходов. Последняя фаза цикла — подъем — это отсутствие безработицы; полная загрузка производственных мощностей; превышение уровня внутреннего валового продукта до начала цикла; повышение уровня жизни людей.

Признание кризиса нормой заставило изменить сам подход и поставить во главу угла не преодоление, а управление кризисом. Задачи менеджмента меняются - его стержнем становится управление процессом изменений, а все остальное лишь дополняет этот процесс. Бизнес обретает непрерывную динамику, все процессы становятся частью непрерывных изменений. Возник совершенно новый подход к менеджменту. Теперь кризис стал рассматриваться не как форма протекания процессов изменений, а как инструмент этих изменений. Необходимость работать на опережение требует не просто управления кризисом, но управления через кризис, через его провоцирование и управление его течением. Целью такого управления - максимальная динамизация организации, повышающая его адаптивность к социальной среде.

Освоив управление кризисом консалтинговые структуры и менеджеры нового поколения пошли дальше - они стали управлять через кризисы. Став инструментом управления кризис превратился в стержень управления политическими, социальными и бизнес-процессами. Кризис-менеджмент постепенно становится синонимом менеджмента вообще. Характер социальных процессов в новом веке таков, что малейшая остановка в инициировании изменений означает неизбежную утрату лидерской позиции. В этом мире необходимо все время бежать, чтобы остаться на месте. А чтобы продвинуться, необходимо бежать еще быстрее». Разумеется, методы и инструменты традиционных подходов, не утратили своей адекватности в тех сферах, где существует необходимость в организации относительно устойчивых процессов. Прежде всего, это относится к сфере производства, в меньшей степени - к социальному обеспечению или индустриальным услугам.

Однако, роль сектора, где менеджмент должен целиком базироваться на управлении изменениями, на кризисном управлении, в последние годы возрастает грандиозными темпами - идет ли речь о сфере постиндустриальных услуг, о завоевании рынков, о политических методах управления или о сфере массовых коммуникаций.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бочкарева, Т. А., «Финансовый анализ» часть 1/Т.А. Бочкарева// Хабаровск , 2011 ХГАЭП. – С. 46-48.

2. Брагин, Л. А., Данько, Т. П. «Торговое дело: экономика и организация»// Л.А. Брагин, Т. П. Данько// Москва, 2012 ИНФРА-М. – С. 24.

3. Волков, О.И., Девяткин, О.В. «Экономика предприятия (фирмы)»/О.И. Волков, О.В. Девяткин// Москва, 2013 ИНФРА-М. –С. 103-107.

4. Горфинкель, В.Я., Швандар, В.А. «Экономика предприятия» третье издание/ В.Я. Горфинкель, В.А. Швандар// Москва, 2012 ЮНИТИ. –С. 76.

5. Кантор, Е.Л. «Экономика предприятия»/ Е.Л.Кантор// Санкт-Петербург, 2013. –С.182-185.

6. Карлик, А.Е., Шухгальтер, М.Л. «Экономика предприятия»/А. Е. Карлик// Москва, 2014 ИНФРА-М. – С.114-117.

7. Коротков, Э.М «Антикризисное управление»/ Э.М.Коротков// Москва, 2010, ИНФРА-М. –С.105-106.

8. Прыкина, Л.В. «Экономический анализ предприятия» второе издание/ Л.В. Прыкина// Москва, 2013 ЮНИТИ. –С. 98-101.

9. Суша, Г.З. «Экономика предприятия»/ Г.З.Суша// Москва, 2013 ООО «Новое знание». –С.61-62.

10. Шохин, Е.И. «Финансовый менеджмент»/ Е.И. Шохин// Москва, 2013 ИД ФБК-ПРЕСС. –С.

1 Прыкина, Л.В. «Экономический анализ предприятия» второе издание/ Л.В. Прыкина// Москва, 2013 ЮНИТИ. –С. 98-101.

2 Суша, Г.З. «Экономика предприятия»/ Г.З.Суша// Москва, 2013 ООО «Новое знание». –С.61-62.

3 Волков, О.И., Девяткин, О.В. «Экономика предприятия (фирмы)»/О.И. Волков, О.В. Девяткин// Москва, 2013 ИНФРА-М. –С. 103-107.

4 Горфинкель, В.Я., Швандар, В.А. «Экономика предприятия» третье издание/ В.Я. Горфинкель, В.А. Швандар// Москва, 2012 ЮНИТИ. –С. 76.

5 Шохин, Е.И. «Финансовый менеджмент»/ Е.И. Шохин// Москва, 2013 ИД ФБК-ПРЕСС. –С.

6 Кантор, Е.Л. «Экономика предприятия»/ Е.Л.Кантор// Санкт-Петербург, 2013. –С.182-185.

7 Брагин, Л. А., Данько, Т. П. «Торговое дело: экономика и организация»// Л.А. Брагин, Т. П. Данько// Москва, 2012 ИНФРА-М. – С. 24.

8 Бочкарева, Т. А., «Финансовый анализ» часть 1/Т.А. Бочкарева// Хабаровск , 2011 ХГАЭП. – С. 46-48.

9 Волков, О.И., Девяткин, О.В. «Экономика предприятия (фирмы)»/О.И. Волков, О.В. Девяткин// Москва, 2013 ИНФРА-М. –С. 103-107.

10 Кантор, Е.Л. «Экономика предприятия»/ Е.Л.Кантор// Санкт-Петербург, 2013. –С.182-185.

11 Карлик, А.Е., Шухгальтер, М.Л. «Экономика предприятия»/А. Е. Карлик// Москва, 2014 ИНФРА-М. – С.114-117.

12 Коротков, Э.М «Антикризисное управление»/ Э.М.Коротков// Москва, 2010, ИНФРА-М. –С.105-106.

13 Волков, О.И., Девяткин, О.В. «Экономика предприятия (фирмы)»/О.И. Волков, О.В. Девяткин// Москва, 2013 ИНФРА-М. –С. 103-107.

14 Коротков, Э.М «Антикризисное управление»/ Э.М.Коротков// Москва, 2010, ИНФРА-М. –С.105-106.

Выбор стратегии предотвращения банкротства и выхода из кризиса