Изучение государственных и муниципальных заимствований

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………3

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И

МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ………………...........4

  1. Понятие и сущность государственных и муниципальных

заимствований ……………………………………………………..4

  1. Виды государственных и муниципальных

заимствований …………………………………………………….12

  1. Источники погашения государственных и муниципальных

заимствований …………………………………………………….17

  1. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ

ЗАИМСТВОВАНИЙ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ …………..21

  1. Государственные и муниципальные заимствования

Свердловской области ……………………………………………21

  1. Причины возникновения государственных и муниципальных

заимствований …………………………………………………….25

  1. Направления совершенствования системы государственных и

муниципальных заимствований …………………………………27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………...29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………..32

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире практически все страны прибегают к государственным или муниципальным заимствованиям, внутренним или внешним, для покрытия дефицита собственного бюджета. Долговое финансирование государственных расходов стало нормой для большинства развитых стран, тем более для стран с переходной экономикой и развивающихся. Не обошла эта тенденция и Российскую Федерацию, что ставит перед экономистами новые, необычные проблемы.

Цель работы является: изучение государственных и муниципальных заимствований.

Задачи:

1. Раскрыть теоретические аспекты о государственных и муниципальных заимствованиях.

2. Провести анализ государственных и муниципальных заимствований Свердловской Области.

3. Раскрыть причины возникновения государственных и муниципальных заимствований.

Объектом исследования является государственные и муниципальные финансы.

Предметом исследования является государственные и муниципальные заимствования.

Государственные и муниципальные заимствования, являются главным способом покрытия бюджетного дефицита, представляют собой передачу в распоряжение органов государственной власти и органов местного самоуправления средств, которые заемщики обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процента на сумму заимствования. Целью проведения заимствований является получение органами власти и органами местного самоуправления в свое распоряжение дополнительных финансовых средств, которые они могли бы направить на финансирование мероприятий, или осуществление программ экономического и социального развития.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И

МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ

  1. Понятие и сущность государственных и муниципальных заимствований

Государственные и муниципальные заимствования, являющиеся главным способом покрытия бюджетного дефицита, представляют собой передачу в распоряжение органов государственной власти и органов местного самоуправления средств, которые заемщики обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процента (дохода в иной форме) на сумму заимствования. Целью проведения заимствований является получение органами власти и органами местного самоуправления в свое распоряжение дополнительных финансовых средств, которые они могли бы направить на финансирование мероприятий, не обеспеченных доходами, или осуществление программ экономического и социального развития. [6]

Органы государственной власти и местного самоуправления привлекают свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур, населения, органов власти другого уровня и зарубежных экономических субъектов. В этом случае государственные органы и органы местного самоуправления выступают в качестве заемщика, а хозяйствующие субъекты, население, зарубежные экономические субъекты и правительства иностранных государств выступают в роли кредиторов.

Органы государственной власти и местного самоуправления могут выступать также в роли гаранта, когда берут на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами. [2]

В Бюджетном кодексе Российской Федерации в главе 14 статье 103 пунктах 1, 3, 4, 7 даны определения государственных заимствований, государственные внутренние и внешние заимствования, муниципальные заимствования и муниципальные внутренние заимствования.

Государственные заимствования – это займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации. Они могут быть внутренними и внешними. [1]

Под государственными внутренними заимствованиями Российской Федерации понимается государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика, выраженные в валюте Российской Федерации.

Право осуществления государственных внутренних заимствований от имени Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом принадлежит Правительству Российской Федерации либо уполномоченному им Министерству финансов Российской Федерации. [1]

Под государственными внешними заимствованиями Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте.

Государственные внешние заимствования Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.

Право осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит Российской Федерации. От имени Российской Федерации осуществлять внешние заимствования может Правительство Российской Федерации либо уполномоченное им Министерство финансов Российской Федерации. [1]

Муниципальные заимствования или займы – это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц в валюте России, по которым возникают долговые обязательства муниципального образования как заемщика денежных средств или гаранта погашения займов другими заемщиками. [1]

Под муниципальными заимствованиями понимаются муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, размещаемых на внутреннем рынке в валюте Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями настоящего Кодекса в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ).

Право осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации и уставом муниципального образования принадлежит местной администрации. [1]

Сущность государственных и муниципальных заимствований. Под заимствованиями (займами) понимают передачу экономическому субъекту денежных средств, которые тот обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа. В некоторых случаях в заимствования включают также кредиты и займы, по которым у данного экономического субъекта возникают обязательства как у гаранта их погашения.

В западной литературе сложилась классификация задолженности, основанная на противопоставлении так называемой общественной задолженности и частной задолженности. В общественную задолженность включаются все виды задолженности, должником по которым выступает общественный сектор экономики, прямо или косвенно связанный с государственной властью различных уровней. В частной задолженности обычно отдельно выделяют долговые обязательства финансовых и нефинансовых организаций.

Государственные заимствования – это займы государственных органов различных уровней у других секторов народного хозяйства. Сюда также включают заимствования одного государственного органа у другого. Принято различать собственно государственные заимствования, формирующие суверенный долг и заимствования органов государственной власти более низких уровней, образующих так называемый муниципальный долг.

Для трехуровневой системы государственной власти, характерной и для России, отдельно выделяют заимствования органов субфедеральной власти. В условиях федеративного устройства государства субфедеральными органами являются органы власти субъектов федерации. Следовательно, государственные заимствования могут быть определены как совокупность:

- займов органов центральной власти (суверенные заимствования),

- займов органов субфедеральной власти (субфедеральные

заимствования),

- займов органов местной власти (муниципальные заимствования). В зависимости от происхождения кредитных ресурсов государственные займы могут быть разделены на внутренние и внешние. В качестве критерия такого разделения может выступать валюта займа, рынок размещения, вид кредитора (резидент или нерезидент). В Российской Федерации, в соответствии с Бюджетным кодексом, под внешними государственными заимствованиями понимают кредиты и займы, выраженные в иностранной валюте.

В сложившейся мировой практике привлечения заемных средств государствами и муниципалитетами можно выделить две основные формы заимствований:

- безоблигационная (несекьюритизированные кредиты и займы) - эмиссия долговых ценных бумаг. Государственная задолженность, возникшая вследствие заимствований в безоблигационной форме, как правило, оформляется путем регистрации в книге государственного долга. В России такая книга, в соответствии с Бюджетным кодексом носит название Государственной долговой книги Российской Федерации. Аналогичные книги ведут также субъекты Российской Федерации и муниципалитеты.

Задолженность, возникающая вследствие выпуска долговых ценных бумаг, в большинстве случаев, считается оформленной в виде самих государственных (муниципальных) ценных бумаг и не предполагает дополнительной регистрации. В то же время оформление задолженности в виде долговых ценных бумаг не препятствует возможности внесения записей в книгу государственного долга. В соответствии с российским Бюджетным кодексом государственная задолженность, возникшая вследствие выпуска государственных ценных бумаг, подлежит обязательному внесению в виде записи в долговую книгу.

Важным средством увеличения финансовых возможностей государства выступает государственные кредиты и займы, которые являются вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Кредиты и займы являются формой государственных и муниципальных заимствований, не предполагающей выпуск ценных бумаг. Такая форма заимствований обладает некоторыми особенностями. Переход права требования по таким займам затруднен либо полностью невозможен. Следовательно, на протяжении всего времени кредита (займа) в качестве кредитора выступает одно и то же, заранее известное лицо или государство. Основным преимуществом такого положения заемщика (государства или муниципалитета) является его относительная безопасность от концентрации прав требования в руках нежелательных лиц. Однако у такой формы заимствований есть и существенные недостатки.

В мировой практике сложилось мнение о том, что договориться о реструктуризации такого долга существенно сложнее. Кроме того, по сравнению с выпуском долговых ценных бумаг, такая форма заимствований обладает существенно меньшим объемом инвестиционного спроса, а также лишена возможности гибко регулировать объем и стоимость заимствований. Поэтому, в современном финансовом мире доля данной формы заимствований сокращается. Для современной России кредиты и займы долгое время оставались преобладающей формой заимствований. Однако в последние годы доля этих форм заимствований резко сократилась, как вследствие замещения ценными бумагами части ранее полученных кредитов и займов, так и вследствие размещения новых выпусков ценных бумаг. Кредиты и займы используются наиболее активно при осуществлении внешних заимствований крупнейшими международными финансовыми институтами, финансирующими развивающиеся страны.

На внутренних рынках данная форма заимствований используется крайне редко. Для внутренних заимствований кредиты и займы используются чаще всего при предоставлении кредитов и займов центральному правительству со стороны центрального (национального) банка. В ряде стран Западной Европы эта форма заимствований также применяется при предоставлении заемных финансовых ресурсов местным органам власти со стороны центральных финансовых институтов (национальный банк, банк реконструкции и развития, национальные агентства развития и т.д.). Кроме стран Западной Европы, данная форма заимствований на внутреннем рынке также характерна для стран Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Индонезия, Филиппины). Полученные кредиты и займы могут впоследствии заменяться на ценные бумаги реципиента.

В мировой практике такие операции осуществляются как для реструктуризации долга, так и для повышения инвестиционной привлекательности долговых обязательств и расширения базы инвесторов. По способам кредитования кредиты принято разделять на:

- синдицированные кредиты,

- двусторонние кредиты,

- целевые займы.

В последние годы наиболее активно используются синдицированные кредиты и займы. Основными преимуществами такого способа являются:

- возможность привлекать одновременно, в рамках одного кредитного договора, финансовые ресурсы нескольких крупных финансовых учреждений (банков);

- высокая гибкость условий кредитования, как для кредитора, так и для заемщика;

- продолжающийся характер финансирования, что ведет к снижению транзакционных издержек. Синдицированные кредиты особенно активно применяются при заимствованиях на внешних рынках. С ростом процесса глобализации мировой финансовой системы, возможности привлечения синдицированного кредитования увеличиваются, что обуславливает увеличение объемов синдицированных кредитов.

Двусторонние кредиты наиболее часто в мировой практике используются в двух случаях:

- при кредитовании центрального правительства центральным (национальным) банком;

- при кредитовании государства со стороны другого государства или международных финансовых институтов (таких как Мировой банк, Международный валютный фонд, банки регионального развития и т.д.). Двусторонние кредиты носят индивидуальный характер, т.е. условия соглашения о кредите в этом случае являются индивидуальными. Доля двусторонних кредитов весьма велика в объемах долгового финансирования развивающихся стран.

Целевые займы в финансировании государств и муниципалитетов используются в основном в тех случаях, когда необходимо решить отдельную задачу экономического или социального развития страны или территории – сократить дефицит бюджета, закрыть предприятия убыточной отрасли, ликвидировать отставание отдельной отрасли или создать ее заново, создать отдельные комплексы производственной, финансовой или социальной структуры и т.д. Как правило, не допускается расходование целевых займов на иные цели, кроме той, которая определена в соглашении о займе. Целевые займы занимают наименьшую долю в финансировании государств и муниципалитетов в совокупности. Однако, для муниципалитетов эта форма долгового финансирования, в ряде случаев, является весьма значительной, превосходя по объему заимствования все другие формы долгового финансирования. [3]

Таким образом государственные и муниципальные заимствования, являющиеся главным способом покрытия бюджетного дефицита, представляют собой передачу в распоряжение органов государственной власти и органов местного самоуправления средств, которые заемщики обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процента на сумму заимствования. Государственные заимствования – это займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Они могут быть внутренними и внешними. Муниципальные заимствования или займы – это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц в валюте России, по которым возникают долговые обязательства муниципального образования как заемщика денежных средств или гаранта погашения займов другими заемщиками. В России для трехуровневой системы государственной власти, отдельно выделяют заимствования органов субфедеральной власти. В условиях федеративного устройства государства субфедеральными органами являются органы власти субъектов федерации. Следовательно, государственные заимствования могут быть определены как совокупность:

- займов органов центральной власти (суверенные заимствования),

- займов органов субфедеральной власти (субфедеральные

заимствования),

- займов органов местной власти (муниципальные заимствования).

1.2 Виды государственных и муниципальных заимствований

На рисунке показаны виды государственных займов Российской Федерации, которые делятся: по срокам действия, по субъектам-эмитентам, по субъектам-держателям ценных бумаг, по форме выплаты доходов, по методам размещения, по форме. Которые в свою очередь подразделяются еще на несколько подвидов.

Е.Ю.Грачева «Финансовое право схемы и комментарии.»

Рисунок 1- Виды государственных займов [ 5 ]

Государственные заимствования субъектов Федерации и муниципальные заимствования — это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства соответственно субъекта Федерации или муниципального образования как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте обязательств (ст. 90 БК РФ).

Государственные займы Российской Федерации подразделятся на несколько видов.

1) по срокам действия долговые обязательства могут носить краткосрочный характер (до одного года), среднесрочный характер (от одного года до пяти лет) и долгосрочный характер (от 5 до 30 лет). Все долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет (Закон РФ от 13 ноября 1992 г. № 3877-1 «О государственном внутреннем долге Российской Федерации»);

2) по праву эмиссии они делятся:

а) на выпускаемые центральным правительством;

б) выпускаемые правительствами национально-государственных и административно-территориальных образований и органами местного самоуправления, если это будет предусмотрено законом;

3) по признаку субъектов держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые:

а) только среди населения;

б) только среди юридических лиц;

в) как среди юридических лиц, так и среди населения;

4) по форме выплаты, доходов займы могут делиться:

а) на процентно-выигрышные, когда владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг без ежегодных выплат;

б) выигрышные, когда получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций, причем доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные, однако они сейчас в Российской Федерации не выпускаются;

в) беспроцентные (целевые) займы, которые предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется;

5) по методам размещения займы делятся:

а) на добровольные;

в) принудительные.

В настоящее время используются только добровольные займы. Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке по своей природе близки к займам принудительным, поэтому также не применяются.

6) по форме займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачи особых обязательств.

В соответствии с принципами долговой политики в 2005 и 2006 гг. Российская Федерация осуществляла досрочное погашение государственных внешних долговых обязательств.

В январе 2005 г. досрочно в полном объеме был погашен остаток долговых обязательств перед Международным валютным фондом. В июне 2006 г. Российская Федерация полностью погасила задолженность по долгу бывшего СССР перед официальными кредиторами Парижского клуба кредиторов.

Досрочное погашение внешнего долга также будет способствовать укреплению международного авторитета России как государства со значительным запасом финансовой и долговой устойчивости, имеющего репутацию добросовестного заемщика и стремящегося конкретными политическими мерами улучшить инвестиционный климат в стране.

В области внутренних заимствований проведение долговой политики в 2007–2009 гг. будет исходить из целей развития рынка государственных ценных бумаг. Ключевыми задачами станут повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга и сохранение оптимальной дотации и доходности на рынке государственных ценных бумаг. [7]

Виды муниципальных заимствований. Муниципальные заимствования по размещению подразделяются только на внутренние. Муниципальные внутренние заимствования осуществляются в целях финансирования дефицитов бюджетов, а также для погашения долговых обязательств в соответствии с программой муниципальных внутренних заимствований, которая представляет собой перечень внутренних заимствований на очередной финансовый год по видам заимствований, общий объем заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета города и погашение муниципальных долговых обязательств, и утверждается в виде приложения к решению о бюджете на очередной финансовый год.

Муниципальные долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет.

Решение об осуществлении муниципальных внутренних заимствований и выдаче муниципальных гарантий другим заемщикам для привлечения займов принимается главой муниципального образования в соответствии с решением представительного органа местного самоуправления о бюджете. Осуществление муниципальных внутренних заимствований допускается только в случае утверждения решением о бюджете муниципального образования на текущий финансовый год следующих параметров: привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга; предельный размер муниципального долга, не превышающий объем доходов бюджета муниципального образования без финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; расходы на обслуживание муниципального долга в текущем финансовом году. При этом предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга, утвержденный решением представительного органа о бюджете муниципального образования, не должен превышать 15% объема расходов бюджета. Контроль за соблюдением указанных ограничений при осуществлении муниципальных внутренних заимствований осуществляется финансовым управлением администрации муниципального образования. [8]

Осуществление муниципальных заимствований

Таким образом, государственные и муниципальные заимствования подразделяются на несколько видов.

Виды государственных заимствований.

По срокам действия долговых обязательств,

по праву эмиссии,

по признаку субъектов держателей ценных бумаг,

по форме выплаты доходов,

по методам размещения,

размещенные по подписке,

по форме.

Виды муниципальных заимствований.

По размещению.

1.3 Источники погашения государственных и муниципальных

заимствований

В системе действий по управлению государственным и муниципальным займом (кредитом) важнейшим является обслуживание и погашение государственного и муниципального займа. Все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая дополнительную нагрузку на бюджет, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций. С точки зрения инвестора наиболее приемлемо своевременное получение доходов и погашение займа, однако в условиях значительного роста государственной и муниципальной задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга.

Способы регулирования займа:

1) Под рефинансированием государственного долга понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

2) конверсия - изменение доходности займов, т. е. в целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам (однако не исключено и увеличение процентов);

3) консолидация - изменение условий займов, связанных со сроком. Благодаря консолидации может быть достигнуто увеличение срока действия уже выпущенных займов;

4) унификация займов - это объединение нескольких займов в один. Цель – уменьшение количества ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы по обслуживанию государственного долга. Унификация обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и самостоятельно;

5) аннулирование государственного долга - мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенному займу. В некоторых случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. когда несколько облигаций приравниваются в одной новой облигации, что избавляет государство от необходимости исполнять обязательства по ценным бумагам, размещенных на рынке в обесценившейся на момент расчета валюте.

Существующая система управления государственным долгом способствует сокращению объема потенциальных кредитных ресурсов инвестирования и объема внутренних инвестиционных ресурсов, т. е. обладает негативным эффектом.

Основная задача управления государственным долгом – изменение долговой стратегии с отсрочки платежей на сокращение долга.

Финансовый механизм регулирования внешней задолженности состоит в ликвидации ее части путем обмена на финансовые активы:

- долг в обмен на собственность (проводится, как правило, в рамках программы приватизации) – предполагает обмен долговых обязательств на акции приватизированного предприятия и привлечение инвесторов.

- долг в обмен на экспорт – предполагает поддержание конкурентоспособного производства в стране, освоение новых рынков, развитие экспорта и т.д. Важно поддержать отрасли, имеющие значительный экспортный потенциал.

- долг в обмен на налоги – предполагается законодательное установление льгот для инвесторов, которые побудили бы их к инвестициям. В этом случае внешний долг будет погашаться за счет будущих доходов

- реструктуризация долга – погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объемах погашаемых обязательств с установлением иных условий обслуживания долга и срока его погашения.

Каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не несет ответственности за долги другого уровня, если они не были гарантированы. [4]

Таким образом, в управлении государственного и муниципального займа принимаются различные способы регулирования.

1) Под рефинансированием государственного долга понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

2) Конверсия - изменение доходности займов, т. е. в целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам (однако не исключено и увеличение процентов).

3) Консолидация - изменение условий займов, связанных со сроком. Благодаря консолидации может быть достигнуто увеличение срока действия уже выпущенных займов.

4) Унификация займов - это объединение нескольких займов в один. Цель – уменьшение количества ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы по обслуживанию государственного долга. Унификация обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и самостоятельно.

5) Аннулирование государственного долга - мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенному займу.

2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ

ЗАИМСТВОВАНИЙ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Государственные и муниципальные заимствования

Свердловской области

По оперативной информации регионального Минфина на 2 апреля государственный долг Свердловской области снизился относительно начала года на 7,3 миллиарда рублей или 14,7 процента и составил 42,4 миллиарда рублей.

Это стало возможным, в том числе, благодаря работе региона по управлению госдолгом. «Сегодня ведется работа с банками, кредитные ставки пересматриваются в сторону уменьшения, также работа с Минфином РФ по замене коммерческих кредитов на бюджетные», – отмечает вице-премьер областного правительства – министр финансов Галина Кулаченко.

Напомним, что Свердловской области будет предоставлен кредит из федерального бюджета в размере 5,1 миллиарда рублей. Плата за пользование кредитными ресурсами составляет 0,1 процент годовых. Относительно максимальной ставки по заключенным государственным контрактам экономия составит 24,1 процент годовых или более 1,2 миллиарда рублей. Такая замена «дорогих» коммерческих кредитов на бюджетные стала возможной, в том числе, и благодаря устойчивому финансовому положению нашего региона. Напомним, что Свердловская область входит в «двадцатку» наименее закредитованных субъектов РФ. [10]

Таким образом правительство Свердловской области берет новый кредит – в 5,1 миллиардов рублей у государства. Деньги пойдут на частичное погашение дефицита бюджета и погашение старых займов. Вместе с этим кредитом госдолг региона приблизился к 50 миллиардам рублей.

Новый займ не первый в 2015 году – буквально на прошлой неделе региональный Минфин оформил очередной кредит на 500 миллионов рублей в «Запсибкомбанке». И это несмотря на то, что несколько дней назад регион решил жить по антикризисному плану – привлекать в экономику максимум инвестиций и субсидировать развитие промышленных площадок для бизнеса. Но деньги нужны уже сейчас, поэтому правительство оформляет все новые кредиты, загоняя область в долговую яму. В отделе департаменте информационной политики губернатора Евгения Куйвашева так комментируют решение взять новый займ: «Правительство региона приняло постановление, позволяющее министерству финансов Свердловской области обратиться в Минфин РФ с просьбой предоставить региону бюджетный кредит для частичного покрытия дефицита бюджета в целях погашения долговых обязательств Свердловской области».

Действительно, этот кредит взят под гораздо более чадящие процентные ставки. Интересно, что многие проправительственные издания опубликовали эту новость с заголовками: «Регион сэкономил более миллиарда рублей на процентах по кредиту». При этом не стоит забывать, что только небольшая его часть пойдет на рефинансирование старого долга. При этом, уже существуют предпосылки к тому, что госдолг области в этом году увеличится, и значительно (максимальный лимит установлен на уровне 100 миллиардов рублей). Так, министр финансов Галина Кулаченко заявила о готовности рефинансирования долга с помощью займа денег у государства. По версии правительства, это связано с понижением ключевой ставки Банка России. Кажется, в погоне за «халявными» процентами область увлеклась оформлением все новых и новых кредитов. А действия чиновников смахивают на поведение азартных игроков, которых манит туманная перспектива сорвать куш.

Конечно, деньги на реализацию социальных программ нужны всегда. Нужны они и другим регионам. Но, к сведению, главы далеко не всех субъектов России готовы лезть в долги ради реализации сегодняшних проектов, ставя под угрозу решение завтрашних задач. Например, в Ненецком автономном округе и на Сахалине госдолг нулевой. Конечно, есть и те регионы, правительство которых еще более увлеклось взятием кредитов. Так, лидерами рейтинга госдолга являются Москва (более 161 миллиарда), Краснодарский край (более 136 миллиардов) и Московская область (103 миллиарда). А вот на среди регионов Урала именно Свердловская область является главным должником. Остается надеяться, что в связи с активной «кредитной» политикой свердловских чиновников по итогам 2015 года регион не попадет в лидеры федерального рейтинга. [11]

Таблица 1 - Объем государственного долга Свердловской области и муниципальных образований.

Вид долгового обязательства

На 01.01.2014

На 01.12.2014

Свердловская область

Муниципальные образования Свердловской области

Свердловская область

Муниципальные образования Свердловской области

Бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ

7 245 647,8

1 100 201,4

7 245 647,8

1 022 490,8

Кредиты, полученные от кредитных организаций

18 700 000,0

1 273 264,9

21 300 000,0

1 357 473,2

Государственные и муниципальные гарантии

2 843 404,5

2 742 487,1

1 943 998,0

2 609 319,8

Ценные бумаги

5 100 000,0

0,0

3 450 000,0

0,0

ВСЕГО:

33 889 052,3

5 115 953,4

33 939 645,8

4 989 283,8

*Министерство финансов Свердловской области http://minfin.midural.ru/

На 1 января 2014 года: размер госдолга Свердловской области составил 33,889 млрд рублей. Таким образом, за год госдолг области вырос почти на 16 млрд рублей. На 1 января 2014 года: размер долга Муниципального образования Свердловской области составил 5 115 95,4 млрд рублей. На 1 декабря 2014 года: размер госдолга Свердловской области составил 33, 939 млрд рублей. На 1 декабря 2014 года: размер долга Муниципального образования Свердловской области 4 989 283,8 млрд рублей.

Таблица 2 - Объем государственного долга Свердловской области и муниципальных образований.

Вид долгового обязательства

На 01.01.2015

На 01.04.2015

Свердловская область

Муниципальные образования Свердловской области

Свердловская область

Муниципальные образования Свердловской области

Бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ

6 231 890,2

1 106 466,2

6 231 890,2

970 140,3

Кредиты, полученные от кредитных организаций

38 304 000,0

1 745 165,9

31 804 000,0

1 544 306,5

Государственные и муниципальные гарантии

1 674 775,9

2 607 625,4

1 637 310,0

2 556 703,1

Ценные бумаги

3 450 000,0

0,0

2 700 000,0

0,0

ВСЕГО:

49 660 666,1

5 459 257,5

42 373 200,2

5 071 150

*Министерство финансов Свердловской области http://minfin.midural.ru/

На 1 января 2015 года размер госдолга Свердловской области составил 49 млрд. 660 млн. 666,1 рубль. В том числе бюджетные кредиты от бюджетов разных уровней составили 6,231 млрд рублей, кредиты от кредитных организаций – 38,304 млрд рублей, государственные и муниципальные гарантии – 1,674 млрд рублей. Госдолг по ценным бумагам оценен в 3,450 млрд рублей. Такие данные официально накануне привело министерство финансов РФ. В свою очередь долги муниципальных образований составили 5,5 млрд. рублей. Таким образом, долговая нагрузка бюджета Свердловской области продолжает нарастать. [9]

2.2 Причины возникновения государственных и муниципальных

заимствований

Основания возникновения государственного долга:

Первое основание возникновения государственного займа - это государственные и муниципальные заимствования, с помощью которых обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета. Вторым основанием формирования государственного долга Российской Федерации, субъектов РФ и муниципалитетов являются кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов. Третьим основанием выступает предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения обязательств за других заемщиков. Четвертым основанием являются факты, когда государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц. Пятым основанием возникновения долговых обязательств государственного и муниципального долга в Бюджетном кодексе названы соглашения и договоры (в том числе международные), заключенные от имени Российской Федерации или субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта РФ прошлых лет. Для государства на федеральном и региональном уровнях возможно применение двух видов долговых обязательств: внутреннего или внешнего долга. Для муниципалитетов называется возможность применения только одного вида - внутреннего долга. Критерием разграничения долговых обязательств на внутренние и внешние вступает валюта займа. Если деньги берутся взаймы у российских или иностранных субъектов в иностранной валюте, то возникают отношения внешнего долга. Если деньги берутся в валюте России, то возникают отношения внутреннего долга. Любое государство в выборе форм долговых обязательств стремится к тому, чтобы основным кредитором было население своей страны, и чтобы как можно меньше зависеть от иностранных кредиторов, поскольку это ослабляет не только экономическую самостоятельность страны, но и его суверенитет. [13]

Таким образом. причины возникновения займа. Первое основание - это покрытие дефицита бюджета. Вторым основанием являются кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов. Третьим основанием выступает предоставление государственных гарантий и поручительств. Четвертым основанием являются факты, когда государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц. Пятым основанием возникновения долговых обязательств государственного и муниципального долга в Бюджетном кодексе названы соглашения и договоры (в том числе международные), заключенные от имени Российской Федерации или субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта РФ прошлых лет.

2.3 Направления совершенствования системы государственных и

муниципальных заимствований

Государственное управление – это организующая исполнительно- распорядительная деятельность органов государственной власти, осуществляемая на основе и во исполнение законов и состоящая в повседневном исполнении функций государства. В совершенствовании современного государственного и муниципального управления в зависимости от характера и предмета совершенствования можно выделить три основных направления: правовое, организационное и информационно-техническое.

1. В правовом направлении акцент делается на совершенствование правовых (административных) форм и методов государственного и муниципального управления. Например, совершенствование порядка принятия актов управления, регламентации отношений между субъектом и объектом управления, а также внутри субъекта управления. Работу в этом направлении ведут юридические службы.

2. В правовом направлении основное внимание уделяется совершенствованию правовом направлении форм и методов управления. Например, совершенствование организационных структур органов управления, регламентов работы аппарата управления. Эту работу выполняют в основном управленцы – специалисты по организации управления.

3. В информационно-техническом направлении осуществляется работа по совершенствованию потоков информации и ее обработки. Этими работами занимаются в основном специалисты в области компьютерной техники и технологии. При таком подходе к совершенствованию современного государственного и муниципального управления обеспечивается частичное совершенствование управления. Для эффективного совершенствования необходимо все три направления объединить в одно и решать вопросы комплексно. Такое совершенствование можно осуществить только на основе разработки нормативной модели системы государственного и муниципального управления в форме оргпроекта. Структура нормативной модели соответствует структуре Государственного и Муниципального управления и включает три подсистемы, каждая из которых в соответствии с принципами иерархичности и делимости системного подхода может рассматриваться в качестве системы относительно элементов ее образующих: административно- организационная, технического и управленческого труда. К общим принципам организации построения и совершенствования системы государственного и муниципального управления относятся принцип триединости и принцип первого руководителя. Сущность принципа триединости заключается в том, что совершенствование Государственного и Муниципального управления рассматривается как совокупность научных исследований и проектных разработок по проблемам управления, подготовки и переподготовки управленческих кадров и осуществление работ по совершенствованию управления на конкретных объектах. Принцип первого руководителя говорит о том, что работу по совершенствованию должен возглавить первый руководитель объекта, на котором осуществляется совершенствование управления. [12]

Таким образом, существует 3 направления систем совершенствования заимствований. Правовое направление, организационное, информационно-техническое.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог выделим главные моменты.

Таким образом государственные и муниципальные заимствования, являющиеся главным способом покрытия бюджетного дефицита, представляют собой передачу в распоряжение органов государственной власти и органов местного самоуправления средств, которые заемщики обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процента на сумму заимствования. Государственные заимствования – это займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Они могут быть внутренними и внешними. Муниципальные заимствования или займы – это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц в валюте России, по которым возникают долговые обязательства муниципального образования как заемщика денежных средств или гаранта погашения займов другими заемщиками. В России для трехуровневой системы государственной власти, отдельно выделяют заимствования органов субфедеральной власти. В условиях федеративного устройства государства субфедеральными органами являются органы власти субъектов федерации. Следовательно, государственные заимствования могут быть определены как совокупность:

- займов органов центральной власти (суверенные заимствования),

- займов органов субфедеральной власти (субфедеральные

заимствования),

- займов органов местной власти (муниципальные заимствования).

Также государственные и муниципальные заимствования подразделяются на несколько видов: государственные заимствования.

По срокам действия долговых обязательств,

по праву эмиссии,

по признаку субъектов держателей ценных бумаг,

по форме выплаты доходов,

по методам размещения,

размещенные по подписке,

по форме.

муниципальные заимствования.

По размещению.

Также существуют способы регулирования займа:

1) рефинансирование;

2) конверсия;

3) консолидация;

4) унификация займов;

5) аннулирование государственного долга.

Таким образом долг по государственным и муниципальным заимствованиям составил на 1 января 2014 года: размер госдолга Свердловской области составил 33,889 млрд рублей. Таким образом, за год госдолг области вырос почти на 16 млрд рублей. На 1 января 2014 года: размер долга Муниципального образования Свердловской области составил 5 115 95,4 млрд рублей. На 1 декабря 2014 года: размер госдолга Свердловской области составил 33, 939 млрд рублей. На 1 декабря 2014 года: размер долга Муниципального образования Свердловской области 4 989 283,8 млрд рублей. На 1 января 2015 года размер госдолга Свердловской области составил 49 млрд. 660 млн. 666,1 рубль. В том числе бюджетные кредиты от бюджетов разных уровней составили 6,231 млрд рублей, кредиты от кредитных организаций – 38,304 млрд рублей, государственные и муниципальные гарантии – 1,674 млрд рублей. Госдолг по ценным бумагам оценен в 3,450 млрд рублей. Такие данные официально накануне привело министерство финансов РФ. В свою очередь долги муниципальных образований составили 5,5 млрд. рублей.

Существуют и причины возникновения займа. Первое основание - это покрытие дефицита бюджета. Вторым основанием являются кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов. Третьим основанием выступает предоставление государственных гарантий и поручительств. Четвертым основанием являются факты, когда государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц. Пятым основанием возникновения долговых обязательств государственного и муниципального долга в Бюджетном кодексе названы соглашения и договоры (в том числе международные), заключенные от имени Российской Федерации или субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта РФ прошлых лет. В совершенствовании современного государственного и муниципального управления в зависимости от характера и предмета совершенствования можно выделить три основных направления: правовое, организационное и информационно-техническое.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31. 07. 1998 г. №145-ФЗ ст.103 (в редакции от 25. 12. 2012 г.) // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
  2. Подъяблонская, Л. М. Государственные и муниципальные финансы: учебник / Л. М. Подъяблонская. – Москва.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 561с.
  3. Бабич, А. М. Государственные и муниципальные финансы: учебник/ А. М. Бабич. – Москва.: ЮНИТИ, 2012. - 703 с.
  4. Мысляева, И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие / И.Н. Мысляева. - М.: ИНФРА-М, 2009. – 264 с.
  5. Грачева Е.Ю, Финансовое право: Учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2000. - 304 с.
  6. Государственные и муниципальные заимствования: [Электронный документ]. – (http:// www.all-books.ru/)
  7. Государственные заимствования субъектов Федерации: [Электронный документ]. – (http:// www. Biblioteka.ru/)
  8. Муниципальные заимствования виды: [Электронный документ]. – (http:// www.gkh.ru/)
  9. Объем государственного долга Свердловской области и муниципальных образований: [Электронный документ]. – (http://minfin.midural.ru/)
  10. Госдолг Свердловской области: [Электронный документ]. – (http://www.oblgazeta.ru/)
  11. Свердловская область увеличивает размер госдолга: [Электронный документ]. –(http://tagilka.ru/)
  12. Направления совершенствования системы государственных и

муниципальных заимствований: [Электронный документ]. – (http:// www. sсi -books.ru/)

  1. Причины возникновения государственных и муниципальных заимствований: [Электронный документ]. – (http:// www. http://5fan.ru /)

PAGE \* MERGEFORMAT1

Изучение государственных и муниципальных заимствований