Технологическая карта урока «Простые и сложные предложения» 5 класс
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Тема: «Простые и сложные предложения»
Планируемые результаты
личностные: развивать мотивы учебной деятельности; навыки конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
метапредметные: способствовать овладению навыками принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.
предметные: формировать умение различать простые и сложные предложения, виды сложных предложений; правильно ставить знаки между частями сложного предложения; читать схемы простых и сложных предложений, составлять предложения по указанным схемам.
Основные понятия: простое предложение, сложное предложение
Межпредметные связи: литература.
Ресурсы: УМК Т. А. Ладыженской, - М., Просвещение, 2014г.; мультимедийная презентация; карточки с заданиями.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
||||||
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
|||
1 |
Мотивирование к учебной деятельности |
Создает эмоциональный настрой на работу. Проверяет готовность обучающихся к уроку. |
Готовность к уроку |
Умение слушать собеседника |
Записывают число |
Способность к мобилизации сил и энергии |
||
2 |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии |
Прочитайте текст. О ком этот текст? Что вы знаете о поэте? Составьте схемы предложений текста. Природа щедро одарила М. Ю. Лермонтова многими талантами. Поэт прекрасно рисовал, замечательно лепил, превосходно играл на скрипке, великолепно стрелял и фехтовал. Много поколений россиян знают наизусть стихотворения «Парус», «Смерть поэта», «Бородино». Жизнь поэта оборвалась трагически, но мы думаем о нём как о живом. |
Читают текст. Отвечают на вопрос, что текст о Лермонтове. Рассказывают о поэте. Составляют схемы предложений с однородными членами. |
Понимать прочитанное, вычленять главную информацию. Составлять схемы |
Взаимодействуют с учителем |
Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. |
Контролируют правильность ответов обучающихся |
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
3 |
Выявление места и причины затруднения |
Задаёт вопрос: «Схему какого предложения текста вы не смогли составить? Почему?» |
Отвечают на вопрос: «Схему последнего предложения, потому что оно сложное» |
Фиксировать учебное затруднение, понимать его причину |
Взаимодействуют с учителем Выслушивают ответы одноклассников, делают выводы. |
Слушать собеседника, строить высказывание |
Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
|
4 |
Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). |
Организует беседу, выявляющую представление учащихся о сложном предложении. - Какие предложения называются простыми, а какие сложными? - Запишем последнее предложение текста, выделим в нем грамматические основы. - - -- Сколько простых предложений в составе сложного? - Как они связаны? Просит выдвинуть предположение о теме урока. Предлагает сформулировать учебные задачи |
Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы. Выдвигают предположение о теме урока. Формулируют тему урока и учебные задачи. |
Выдвигать гипотезу и обосновывать её. Составляют модели учебных действий. |
Составлять модели учебных действий. |
Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. |
Определяют цели урока, планируют учебную деятельность. |
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
5 |
Реализация построенного проекта |
1. Организует работу по изучению материала урока 2. Проводит работу по составлению алгоритма «Виды сложных предложений». 3. Физминутка Организует обучающихся на выполнение упражнений для снятия общего и локального утомления |
Работая в парах, читают материал учебника о сложных предложениях. Работа проводится с целью понимания обучающимися содержания научного текста по теме урока. Слушают и повторяют движения за учителем. |
Конструируют новый способ действия, выводят правило. Осознанно выполнять упражнения. |
Участвуют в обсуждении учебного материала, формулируют суждения. Взаимодействуют с учителем при выполнении упражнений. |
Уметь использовать речь для регуляции своего действия. |
Сохраняют учебную задачу, осуществляют самоконтроль. Выполняют прыжки на месте. Встают на носочки и тянутся руками вверх |
Способность к мобилизации сил и энергии. |
6 |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Организует работу по анализу предложений с целью формирования умений: - расставлять знаки препинания в сложном предложении; - соотносить схемы предложений; - определять вид сложного предложения по способу связи. 1)И только небо засветилось, Всё шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй. 2)В туманной вышине запели птички, и восток озолотился. 3) Уж луна вверху сияла, и одна лишь тучка кралася за ней. 4) В то утро был небесный свод Так чист, что ангела полёт Прилежный взор следить бы мог. 5) По небу полуночи ангел летел И тихую песню он пел, И месяц, и звёзды, и тучи толпой Внимали той песне святой. ( М. Лермонтов) |
Читают предложения, записывают, расставляют знаки препинания, соотносят предложение со схемой, объясняя свой выбор. |
Уметь осуществлять анализ, сравнивать, классифицировать сложные предложения по видам, соотносить их со схемами |
По вызову учителя поочередно озвучивают последовательность действий при выполнении заданий с опорой на составленный алгоритм |
Класс: понимать на слух ответы обучающихся. Отвечающие: осознанно строить речевое высказывание. Уметь использовать речь для регуляции своего действия. |
В ходе работы и заслушивания ответов обучающихся осуществляют самоконтроль выполненного задания |
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Осуществлять самоконтроль. |
7 |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Записать текст. Найти в нём сложные предложения, подчеркнуть в них грамматические основы. Вчера я приехал в Пятигорск нанял квартиру на краю города. Когда я открыл окно моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Амфитеатром громоздятся горы всё синее и туманнее а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин. (По М. Лермонтову) Организует самопроверку по эталону |
Записывают текст, находят сложные предложения, подчёркивают в них грамматические основы. |
Применять новый способ действия. |
Учатся использовать речь для регуляции своих действий |
Осуществляют контроль и самоконтроль соответствия эталону |
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Обнаруживать отклонения от эталона. |
|
8 |
Включение в систему знаний и повторение |
Тест. Выбрать правильный ответ. 1.Укажите простое предложение А) Ашик –Кериб сел на коня взял с собою суму с золотыми монетами и поскакал. Б) Везде исполнял купец поручение Магуль - Мегери но никто не признался хозяином золотому блюду. В) И он ударил по медным струнам и струны заговорили. 2. Укажите сложные предложения. А) Солнце закатилось и ночь последовала за днём без промежутка. Б) Хороводы звёзд чудными узорами сплетались на далёком небосклоне и одна за другою гасли. В) Кой–где из–под снега выглядывали кустарники но ни один сухой листок не шевелился. |
Выполняют тест |
Отрабатывают операции учебных действий. |
Строят рассуждения на заданную тему. |
Учатся использовать речь для регуляции своих действий |
Самопроверка. Самооценка. |
Выделять и осознавать то, что уже усвоено. Осознавать качество и уровень усвоения материала. |
9 |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). |
Организует беседу по формулированию вывода по уроку: о достижении учебных задач. Предлагает выбрать и продемонстрировать смайлик, соответствующий настроению. |
Делают обобщающий вывод о видах сложных предложений, о достижении поставленных учебных задач |
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
Формулируют конечный результат |
Строить высказывания, понятные для партнеров |
Выбирают смайлик, соответствующий настроению |
Выделять и осознавать то, что уже усвоено. Осознавать качество и уровень усвоения материала. |