Принципы и приёмы психолого - педагогического воздействия на трудновоспитуемых детей и подростков

Принципы и приёмы психолого - педагогического воздействия на трудновоспитуемых детей и подростков.

С первых дней независимости и Узбекистане большое внимание уделяется совершенствованию системы образования. Закон «Об Образовании» и

«Национальная программа по подготовке кадров» имеют большое значение в поднятии системы образования нашей страны на международный уровень. Современное состояние духовной и нравственно-культурной, экологической, ценностно-ориентационной ситуации в Узбекистане побуждает обратиться к проблеме психолого-педагогического воспитания молодёжи. Наряду с большим развитием многих учебно-воспитательных структур системы образования (школы, лицеи, колледжи, институты, университеты и т. д.) появилась категория детей и подростков, которые оказались в силу различных причин вне поля зрения государства, так называемые ювенальные дети и подростки с делинквентным поведением, «проблемные» (трудновоспитуемые).

Кризисы психического развития– традиционный предмет психологического анализа. Критический период – это отрезок времени, на протяжении которого перестаёт «работать» до того вполне успешно работавший набор педагогических воздействий.

«Трудный подросток» - широко используемое в современной устной и письменной лексике понятие. Распространённость этого понятия нельзя считать случайностью, она заставляет задуматься, над тем, какое же содержание в него вкладывается, какие черты, особенности присущи подростку, называемому трудным. Для этого необходим различный подход, выделение отдельных качественно своеобразных черт и особенностей трудного подростка. Но их констатация малопродуктивна.

Одной из задач психологии является разработка методов их диагностики. Статистика показывает, что число несовершеннолетних преступников за последние годы увеличивается.

Анализ преступности по статистическим данным прокуратуры Республики Узбекистан, среди несовершеннолетних в республике за 1998-2002 годы показывает, что с 1998 на 2001 годы наблюдается относительное снижение уровня правонарушений среди несовершеннолетних. Но в первое полугодие 2002 года число правонарушений по сравнению с аналогичным периодом 2001 года возросло на 10,5 %, а в г. Ташкенте, Наманганской, Кашкадарьинской, Навоинской областях эти показатели ещё выше. Так, если в 2001 г. было совершено 3016 преступлений и в них участвовали 2943 подростка, то в 2002 г. зарегистрировано 3173 преступлений и в них участвовали 3041 подросток, 30,3 % преступлений совершены со стороны учащихся. Учениками ПТУ-более 8 %, учениками школ – 21 % преступлений, 22 % преступлений совершены 13-15 летними подростками, что касается характера преступлений, то это воровство, вымогательство, грабёж. Вышеприведённые цифры показывают, к каким страшным последствиям может привести беспечность и безразличие в деле воспитания наших детей. Поведение подростка в ситуации может зависеть от его оценок этой ситуации, от личного морально – психологического опыта. Недостаточный или искажённый жизненный опыт часто приводит ребёнка к неправильному отражению ситуации, к неумению предвидеть результаты своих действий. Особое значение приобретает социальный статус подростка, попадающего в подобную ситуацию.

Такие отклонения в поведении подростков, как жестокость и агрессивность, а также безнравственное и асоциальное поведение, в последнее время изучаются достаточно интенсивно (см., например, работы Д.И. Фельдштейна). Вопросы о влиянии на поведение детей фильмов ужасов, сцен насилия в СМИ, компьютерных игр с элементами насилия для многих пока ещё не решены. Можно выделить ряд направлений, сформулировавших основные теории агрессивности. Это теория инстинкта (З.Фрейд), теория фрустрации – агрессии (Дж. Доллард), когнитивная теория (З.Берковиц) – модель образования новых когнитивных связей, теория социального научения ( А.Бандура).

При рассмотрении некоторых принципов и приёмов психолого- педагогического воздействия на детей и подростков с делинквентным поведением, можно отметить, что физическое, психическое, социальное развитие ребёнка, подростка, юноши осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и спонтанных факторов. Использование приёмов психолого- педагогического воздействия основано на соблюдении определённых принципов:

Педагогический оптимизм. Педагогический оптимизм педагога и психолога, которые верят в безграничные возможности личности ребенка и подростка, особенно отчетливо проявляется в отношении к трудному ребенку. Он убежден, что подросток может измениться к лучшему, и создает соответствующие условия для его перевоспитания, вселяет веру подростка в себя для того, чтобы он стал активно бороться за своё человеческое достоинство.

Уважение к ребенку и подростку. В деятельности педагога и психолога уважение к ребенку и подростку приобретает особый смысл: вызывает у него доверие, искренность, восприимчивость к советам и предложениям старшего.

Понимание душевного состояния детей и подростков. Для правильного выбора приёмов психолого-педагогического воздействия необходимо разобраться в причинах, обусловивших нарушение, понять душевное состояние ребенка или подростка, а для этого педагог, психолог должен знать особенности его личности, условия жизни, конкретные причины правонарушения, проступков и вдумчиво их проанализировать.

Раскрытия мотивов и внешних обстоятельств совершённых проступков.

Для верной оценки проступков необходимо выяснить мотивы, т.е. внутренние причины, побудившие к нему. От мотивов поведения следует отличать внешние обстоятельства, т.е. конкретные объективные жизненные условия, ситуации, которые определяют проступок в отсутствие соответствующего мотива.

Заинтересованность в судьбе детей и подростков. Это должно развиваться у педагога и психолога из любви к детям и подросткам. Вникая в семейные условия жизни детей и подростков, легче понять трудных.

Приёмы, содействующие улучшению взаимоотношений между педагогом, психологом, установлению душевного контакта называют созидающими приёмами. К ним относятся:

Проявление доброты, внимания и заботы. Данный прием необходим по отношению к тому, кто обижен в семье или в коллективе, когда боль и огорчение породили ожесточение, стремление сделать назло, напортить, отомстить. Проявление доброты, внимание и заботы может вызвать у провинившегося сильные чувства радости и удовлетворения и, на их основе, - коренные изменения в поведении.

Просьба. Распространенное явление во взаимоотношениях между людьми. Она вызывает готовность подростка, мобилизует силы на преодоление трудностей, пробуждает радость, воодушевление и гордость. Следовательно, просьба вовлекает подростка в выполнение того или иного полезного дела, служит нравственным упражнением.

Поощрение. –Один из методов воспитания, а также приёма, содействующий корректированию поведения. Оно имеет большое значение, так как способствует закреплению положительного поведения у человека, совершившего хороший поступок и поощряемые поступки служат эталоном поведения для окружающих. Поощрение, как и другие приемы психолого-педагогического воздействия, требуют соблюдения определенных условий: должно быть справедливым, учитывать характер поступков и степень прилагаемых волевых усилий.

Приёмы, в которых открыто проявляется власть педагога и психолога называют тормозящими приёмами. К ним относятся:

Констатация поступка может быть прямой и косвенной.

Прямая констатация поступка характеризуется высказыванием, которое фиксирует данный поступок.

Косвенная констатация поступка выражается высказыванием или действием, которое служит ребенку или подростку доказательством того, что его поступок педагогу или психологу известен. Этот прием требует определенной наблюдательности педагога или психолога выдержки, сдержанности в проявлении недовольства и раздражения замеченным нарушением дисциплины, умения найти оригинальную форму воздействия.

Осуждение- очень острое оружие в руках педагога и психолога, оно снижает авторитет ребенка или подростка, поэтому им нужно пользоваться весьма осторожно, понимая возможные отрицательные последствия: может ожесточить ребенка или подростка душевно отделить от педагога и психолога.

Наказание Оно реализуется в наложении определенного взыскания и должно вызывать у ребенка или подростка сожаление о своем проступке, намерение не повторять подобного. Применяется при совершении аморальных поступков различных нарушениях дисциплины, не выполнении детьми или подростками своих учебных и общественных обязанностей. Наказанию, как правило, предшествует анализ поступка, его обсуждение и осуждение.

Предупреждение .Смысл воздействия заключается в том, что педагог или психолог вызывает у ребенка или подростка тревогу, опасение и желание предотвратить упомянутые неприятные последствия.

Завершая обобщение представленных в данной статье психолого- педагогических приёмов воздействия на детей и подростков с делинквентным поведением ("трудновоспитуемые"), необходимо отметить, что психология и педагогика воспитания детей и молодёжи исходит в любом обществе из качественного и содержательного воспроизводства ими социальных ролей, установление для этого общества стабилизирующих его социальных связей, которые приобретаются через вхождение в социальный опыт, менталитет, профессиональную статусность и имидж.

Литература:

1." Национальная программа по подготовке кадров".- В кн.; Гармонично развитое поколение- основа прогресса Узбекистана. Ташкент, 1997г.

2. Э. Муньягисеньи " Влияние неблагоприятных факторов микросреды на формирование аддиктивного поведения у подростков". Москва, 2001 г.

3. журнал " Мир образования - образование в мире", №2, 2002 г, " А психологическом аспекте воспитания детей и молодёжи", с. 31-43

4. журнал " Психологическая наука и образование", №1, 1997 г- " Диагностика нравственно- психологических особенностей трудного подростка", с. 76

Принципы и приёмы психолого - педагогического воздействия на трудновоспитуемых детей и подростков