Поэтическая Африка Николая Гумилёва


Сердце Африки пенья полно и пыланья,

И я знаю, что если мы видим порой

Сны, которым найти не умеем названья,

Это ветер приносит их, Африка, твой!

Николай Гумилёв «Нигер»

В № 5 за 2007 год, рассказывая о путешествиях Николая Гумилёва, мы объявили конкурс среди школьников на лучшую карту путешествий поэта.

Теперь, как и обещали, публикуем карту победителя конкурса. Им стала Алиса ТЕЛЕЛЕКОВА, ученица (а ныне выпускница) гимназии № 1 города Полярные Зори Мурманской области (учитель литературы — Ольга Сергеевна Баранова).

Как известно, Гумилёв был в Африке трижды — в 1909, 1910 и 1913 годах. Его маршруты пролегали, в основном, по северу материка. Но в своём творчестве Николай Степанович смог быть независимым от обстоятельств, свободным от трудностей земных путей. Творческое воображение переносит его (и нас, читателей, вместе с ним) то на Мадагаскар, то в Судан, а затем на Замбези, в Сомали…

Это хорошо почувствовала Алиса Телелекова — Гумилёв создал свою, поэтическую карту Африки, сделал строки стихов зримыми меридианами и параллелями “чёрного континента”.

В первом варианте карты были даны только цитаты, без названий произведений. И в этом был свой учебно-просветительский смысл. Но мы всё же решили, что для карты, публикуемой в газете, следует цитаты подписать. Мы намеренно не стали заниматься редактированием датировок стихотворений — это одна из самых сложных проблем в изучении наследия Гумилёва. Очевидно, А. Телелекова исходит из времени выхода тех или иных книг поэта. Подход вполне здравый.

А сама идея поэтической карты открывает перед словесниками и их подопечными поистине безбрежный (ограниченный только размерами земного шара) простор для творчества.

Ведь очень многие поэты, сохраняя приверженность форме лирического дневника, пишут не о вымышленных городах и местностях, а о тех, что есть в действительности. И хотя их преображение в слове происходит, это не только не мешает, а напротив, помогает постижению того или иного города, села, озера, реки и так далее.

Убеждены, что такие поэтические путешествия станут для многих учеников настоящим праздником литературы, географии — знания! И одухотворят те путешествия, которые многие из них совершат в будущем.

СОВРЕМЕННОСТЬ

Я закрыл «Илиаду» и сел у окна.

На губах трепетало последнее слово.

Что-то ярко светило — фонарь иль луна,

И медлительно двигалась тень часового.

Я так часто бросал испытующий взор

И так много встречал отвечающих взоров,

Одиссеев во мгле пароходных контор,

Агамемнонов между трактирных маркёров.

Там, в далёкой Сибири, где плачет пурга,

Застывают в серебряных льдах мастодонты,

Их глухая тоска там колышет снега,

Красной кровью — ведь их — зажжены горизонты.

Я печален от книги, томлюсь от луны,

Может быть, мне совсем и не надо героя...

Вот идут по аллее, так странно нежны,

Гимназист с гимназисткой, как Дафнис и Хлоя.