Конспект урока по технологии Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета


Тема урока: Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета.

Цели урока:

    Обучающая - ознакомить учащихся со структурой потребительского бюджета семьи, составлением баланса доходов и расходов.

    Развивающая - формировать умение коллективно обсуждать рациональность тех или иных затрат и принимать разумное решение.

    Воспитательная - воспитывать экономность, толерантности.

Задачи урока:

    Осмыслить понятия: бюджет, доход, расход, обязательные платежи, подоходный налог, кредит, баланс.

    Рассмотреть структуру семейного бюджета.

    Выявить взаимосвязи статей доходов и расходов.

План урока.

Содержание этапов урока


Виды и формы работы

Время

1. Организационный момент

1 мин.

2. Мотивационное начало урока

Постановка цели урока.

1 мин.

3. Изложение программного материала

Использование презентации.

6 мин.

4. Деловая игра "Расходы и доходы"

Игра.

10мин.

4. Этап закрепления изученного материала.

Работа по вариантам ситуаций: принять решение и изыскать дополнительные расходы.

Подведение итогов обсуждения.

Работа с электронной кассовой книгой,

Журналом учёта приобретения продуктов за неделю.

8 мин.

5. Этап обобщения знаний. Подведение итогов. Домашнее задание.

3 мин.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мотивационное начало урока. Составление из слогов темы урока.

ТЕМА УРОКА: Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета

ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомимся с понятием "Бюджет семьи", со структурой потребительского бюджета семьи, составлением баланса доходов и расходов.

Вы познакомитесь с такими понятиями как:

    Доход

    Расход

    Обязательные платежи

    Подоходный налог

    Кредит

    Баланс

- В ходе урока вы будете получать жетоны. Для чего я это делаю, вы узнаете в конце урока.

3. Изложение программного материала

- Как вы понимаете такое короткое словосочетание: Бюджет семьи?

Бюджет семьи - это структура всех её доходов и расходов за определённый период времени. Бюджет - Денежная сумка.

- Что значит : Доходная часть бюджета?

Доход - это деньги..... и т. д.

- Что значит расходная часть бюджета?

Расход - это затраты...... и т. д.

Есть такое выражение "Весы бюджета"

Виды бюджета: Сбалансированный

- На слайде представлена структура семейного бюджета в виде таблицы:

- Расходы семьи бывают постоянные и переменные.

- Какие расходы можно отнести к постоянным?

- Какие расходы можно отнести к переменным?

- Из чего складывается бюджет семьи?

Доходная часть семейного бюджета.

Денежные расходы семьи принято делить на три основные группы.

4. Деловая игра «Расходы и доходы».

- До сих пор я называла вас группами. Сейчас мы с вами поиграем в игру "Расходы и доходы" Представим, что каждая группа - это семья. Если вы семья, значит что должно царить в ней? (мир и согласие, дружба).

- Вы должны не ссориться, а уважать мнение каждого члена семьи, выслушать и понять его.

- Каждая семья имеет свои доходы и каждая семья делает расходы.

- Вам необходимо заполнить таблицу "Структура семейного бюджета"

- Для этого необходимо придумать для каждого члена семьи игровое имя.

ЗАПОЛНЯЕТСЯ ТАБЛИЦА

- Глава семьи я прошу вас высказаться о поведении каждого члена семьи

    Были ли в «семье» конфликты при составлении структуры бюджета?

    Какие испытывали трудности? Никто не хотел утаить свои доходы от семьи?

    А как бы поступил глава семьи, если бы создалась такая ситуация?

    Какие использовал бы аргументы для решения данной проблемы?

- Теперь вы должны защитить свой бюджет.

- Семья ААА, доложите, какой получился у вас бюджет?

- Семья БББ, доложите, какой получился у вас бюджет?

- Семья ВВВ, доложите, какой получился у вас бюджет?

- Если баланс доходов и расходов отрицательный, значит, данная семья живёт в долг и должна объяснить, где взяла недостающие деньги и на каких условиях?

- Положительный баланс означает, что месяц закончен с определённой экономией. Как семья распорядится оставшимися деньгами?

О ТОЛЕРАНТНОСТИ

5. По ситуации принять решение и изыскать дополнительные расходы.

    К вам в гости приехала дальняя родственница из Тамбова. Ваше гостеприимство ей очень понравилось, и она решила погостить еще месяц. Как вы будете изыскивать дополнительные средства её содержания?


    Ваш сын, придя из школы, сообщил, что он случайно разбил стекло в классе и администрация просит родителей возместить ущерб. Изыщите такую возможность в семье.


6. Работа в электронных таблицах.

- Анализ записей в хозяйственной книге учета позволяет:

    узнать, на что потрачены деньги;

    определить, на чем можно экономить;

    спланировать свой бюджет, исходя из фактических затрат.

7. Этап обобщения изученного

- Подведём итоги.

- С чем мы сегодня познакомились?

- На этом уроке мы с вами познакомились с....... «Доходная и расходная части семейного бюджета». Вы активно участвовали в работе.

- Какие знания и умения, полученные на уроке, вам пригодятся в будущем?

- Какой вывод можем сделать?

- ВЫВОД: планируя свои расходы сегодня, можно добиться более рационального расходования и экономии средств в будущем.

- Чья семья получила больше всего жетонов? Молодцы! Что можем сказать об этой семье?

- Семья эффективно справляется с задачей семейной экономики.

Как человеку жить по средствам своим…

Все заранее распределить, а потом уж и жить,

Дом ведя согласно приходу и расходу.

Список литературы:

Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности (интегрированные игры по географии, биологии, экологии, экономике, основам права) / авт.-сост. М. Е.Сергеева. - Волгоград: Учитель, 2007.

Основы потребительской культуры: Методическое пособие / В. Д. Симоненко, Т. А.Степченко - М.: Вита-Пресс, 2004.

Основы потребительской культуры: Учебник для старших классов общеобразоват. учрежд. / Симоненко В. Д., Степченко Т. А. - М.: Вита-Пресс, 2004.

Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: В 2-х кн. - М.: Вита - Пресс, 2006.

Симоненко В. Д., Шелепина О. И. Семейная экономика: Учебное пособие для 7-8 классов общеобразоват. Учрежд. Образовательная область "Технология".- М.: Вита - Пресс, 2002.

Уаттс М., Маккоркл С., Мезарос Б., Шаг М. К., Беккер С.. Экономика для старших классов. Активные формы обучения. Учебное пособие. - М.: МЦЭБО, 2003.

Экономика: Методическое пособие. /Под ред. А. Я.Линькова. - М.: Вита-Пресс, 2001.

Раздаточный материал к игре.