Рыночные отношения
PAGE 2
ГОУ СПО
Сокольский педагогический колледж
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По предмету: «Экономическая теория»
Тема: «Рыночные отношения»
Содержание
1. Словарь 3
2. Элементы, функции и роль рынка в общественном производстве 6
3. Структура и виды рынков 9
4. Характеристика рынка 12
5. Основные компоненты рынка 15
Практикум 18
Список литературы 23
1. Словарь
Акция - это ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение части прибыли акционерного общества в виде дивиденда, на участие в управлении делами этого общества и на часть имущества, оставшегося после его ликвидации. |
Общество создается по соглашению не менее двух граждан либо юридических лиц путем объединения их вкладов (как в денежной, так и в натуральной формах) в целях осуществления хозяйственной деятельности. Открытое акционерное общество (ОАО) форма организации публичной компании; акционерное общество, акционеры которого пользуются правом отчуждать свои акции. Закрытое акционерное общество (общепринятое сокращение ЗАО) акционерное общество, акции которого распределяются только среди учредителей или заранее определенного круга лиц (в противоположность открытому). |
Банк - кредитная организация, имеющая исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств юридических и физических- лиц, их размещение от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности, а также ведение банковских счетов юридических и физических лиц. Банк может осуществлять другие банковские операции и сделки. |
Безработица или неполная занятость, характеризует такое состояние экономики, когда часть работников не занята производством товаров и услуг. Безработный это человек, который хочет работать, может работать, но не имеет рабочего места. |
Бизнес (англ. business- дело) занятие, приносящее доход. |
Бизнес-план это сводная характеристика, содержащая: обоснование выбора области бизнеса; характеристику продукции; оценку рыночной продукции и конкуренции; оценку финансовых возможностей; детальное описание всего процесса организации бизнеса, начиная с юридического статуса и заканчивая системой сбыта продукции. |
Бюджет это перечень доходов и расходов (государственный бюджет перечень доходов и расходов государства) |
Валовой внутренний продукт (ВВП)-основной макроэкономический показатель для реального статистического измерения производства и потребления национального продукта. В сфере производства валовой внутренний продукт определяется как стоимость товаров и услуг, произведенных на территории данной страны за определенный период (чаще всего за год). |
Валюта (итал.valuta- цена, стоимость от лат.valeo-стою) это деньги, участвующие в международном обороте. Валюта обозначает денежные единицы данной страны - национальная валюта; денежные знаки иностранных государств иностранная валюта; международные счетные валютные единицы (специальные права заимствования). |
Деньги это эквивалент, с помощью которого можно измерить стоимость всех других товаров; они проявляют себя через свои функции - средство обмена и платежа; расчетная единица или «мера стоимости»;средство накопления; мировые деньги. |
Закон конкуренции конкуренция, как рыночный регулятор воздействует на цены, предлагаемые продавцами и покупателями; устраняет нестабильное и неравное соотношение спроса и предложения в масштабе национального рынка; приводит общую рыночную цену к точке равновесия. |
Закон предложения выражает зависимость предложения от цены. При прочих равных условиях, чем выше цена, тем в большей степени растет предложение продуктов со стороны продавцов |
Закон рынка это борьба частных товаровладельцев за экономическое выживание и процветание |
Закон спроса выражает зависимость спроса от цены. При прочих равных условиях, чем выше цена, тем меньше спрос на него со стороны покупателей. |
Заработная плата это доход, получаемый наемным работником за предоставление определенной трудовой услуги. Заработная плата номинальная - при купле-продаже рабочей силы на рынке труда определяется номинальная (лат. nominalis - именной) заработная плата, которая соответствует названной в контракте сумме денег, причитающейся работнику за его труд. |
Заработная плата реальная. Если денежная сумма израсходована по ее прямому назначению (на воспроизводство рабочей силы), то можно установить реальную (лат. realis вещественный) зарплату, т.е. реальная зарплата выражается в количестве и качестве средств существования и услуг, которые трудящийся может купить на свою номинальную (денежную) зарплату. |
Инвестиции это капиталовложения в инвестиционные проекты расходование денежных средств в данное время в расчете получить определенный доход в будущем. |
Импорт - ввоз товаров в страну |
Инфляция (Inflatio в переводе с латинского «вздутие») устойчивое повышение общего уровня цен и обесценивания денег. Сущность инфляции в чрезмерном увеличении массы бумажных денег по сравнению с реальным предложением товаров. |
Коммерческая деятельность или бизнес (англ. business- дело) занятие, приносящее доход. |
Конкуренция это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи на доступных им частях (сегментах) рынка. Термин «конкуренция» происходит от лат. слова concurrentia, обозначающего столкновение, состязание. |
Кредит представляет собой наиболее развитую форму движения товаров и денег. Это- экономическая категория, выражающая отношения, проявляющиеся в том, что различные хозяйственные организации или отдельные лица передают друг другу денежные средства во временное пользование на условиях возвратности. |
Макроэкономика выражает целостность всего национального хозяйства. Она представляет совокупность прочных связей, которые интегрируют все хозяйственные элементы в единую целостность. |
Термин маркетинг в американском варианте английского языка как агломерат двух слов market getting переводится на русский язык как овладение рынком, его освоение, обретение рынка, если учесть, что цивилизованным рынком никто не в состоянии овладеть, и есть аргумент его цивилизованности. |
Международное разделение труда это сосредоточение производства определенных продуктов в экономике отдельных стран с целью последующей выгодной продажи на мировом рынке и удовлетворения тем самым потребностей других стран, в которых существует спрос на этот продукт. |
Микроэкономика (греч. micros малый) это совокупность исходных экономических единиц домашних (фермерских) хозяйств и сравнительно небольших предприятий, занимающихся изготовлением и сбытом благ и услуг. |
Мировой рынок представляет собой совокупность национальных рынков, взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом через различные формы экономических отношений. Мировой рынок на основе конкуренции между его участниками определяет в конечном счете структуру и объем производства и экспорта, степень развития международного разделения труда. |
Монополия (греч.monos один, poleo продаю) крупный собственник, один-единственный производитель, который захватывает подавляющую часть рыночного пространства в целях своего обогащения |
Национальный доход равняется чистому внутреннему продукту за вычетом косвенных налогов |
Национальный продукт (НП) - это совокупность обращающихся в народнохозяйственном кругообороте экономических благ. Он может быть представлен, как сумма произведенных в стране товаров и услуг; сумма распределенных (в дальнейшем перераспределенных) благ или, что то же самое доходов всех субъектов экономики; сумма потребленных благ по всем направлениям использования. |
Налоги - это сумма, которую налогоплательщики должны отдать на содержание государства. Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая бюджеты всех трех уровней и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических и других задач государства. |
Предложение это сумма товаров, которые продавцы готовы продать при разной динамике рыночной цены. |
Предпринимательство - деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или фирм. |
Приватизация разгосударствление , т.е. преобразование государственных предприятий в предприятия, основанные на других (негосударственных) формах собственности. |
Рыночная цена это фактическая цена, которая устанавливается в соответствии со спросом и предложением товаров. |
Спрос это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия |
Товарищество, представляет собой объединение лиц, созданное для осуществления предпринимательской деятельности. |
Финансы предприятий это экономические денежные отношения, возникающие в результате движения денег и образующихся на этой основе денежных потоков, связанные с функционированием создаваемых на предприятиях денежных фондов. |
Фирма главный субъект микроэкономических отношений - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. |
Экономика- характеристика деятельности людей, в которой создаются нужные им блага. Экономика - как наука призвана определять, как максимально эффективно использовать ограниченные ресурсы - природные запасы, капиталы, трудовые резервы. |
Экономический рост- это такое развитие национального хозяйства, при котором увеличивается реальный национальный доход и реальный валовой внутренний продукт как источники удовлетворения потребностей общества. Под экономическим ростом обычно понимают не кратковременные взлеты реального объема национального производства, а долговременные тенденции увеличения и качественного совершенствования общенационального продукта и факторов его производства. |
Экономический кризис это падение (сокращение) производства до определенного наименьшего уровня. В период кризиса сокращается спрос на основные факторы производства, на потребительские товары и услуги, возрастает объем нереализованной продукции. В результате уменьшения сбыта снижаются цены, прибыли предприятий, доходы домашних хозяйств и доходы государственного бюджета, растет ссудный процент (деньги дорожают), сокращаются кредиты. |
Экспорт - вывоз товаров из страны |
Эмиссия - это выпуск дополнительного объема бумажных денег, в результате чего нарушается закон денежного обращения, требующий соответствия между объемами товаров и денег. |
2. Элементы, функции и роль рынка в общественном производстве
В систему экономических отношений входит такая разновидность организационно-экономических отношений, как рыночные хозяйственные связи, находящиеся в единстве с товарным хозяйством. Процесс формирования рыночных отношений в России интенсивно идет на протяжении последних десятилетий.
Рыночная экономика имеет ряд обязательных, специфических черт, но главной, определяющей чертой рыночной экономики и фундаментом этой системы является безусловное преобладание в ней частной собственности. При всей значимости прочих черт все они - в большей или меньшей степени - являются производными от частной собственности.
Рынок - это общественный институт, сводящий вместе покупателя и продавца для совершения ими сделки купли-продажи определенного товара (услуги).
Современный рынок - это любая система, позволяющая производителям (продавцам) и покупателям совершать свободную куплю-продажу товаров и услуг; это вся система многообразных экономических отношений между людьми, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления, основанная на определенных принципах, главным из которых является свобода экономической деятельности.
Предприятия субъекты рыночной экономики, действующие в условиях рынка.
Спрос и предложение - взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.
Роль и функции рынка можно правильно понять, если рассмотреть его в рамках более широкой системы товарно-рыночного хозяйства. Оно состоит из двух подсистем: а) товарного производства и б) рынка, которые воссоединяются с помощью прямых и обратных связей.
Исходное звено общей системы производство товаров оказывает прямое воздействие на рынок по нескольким направлениям:
а) в производственной сфере постоянно создаются полезные продукты, которые затем поступают в рыночный обмен;
б) в самом производстве создаются ожидаемые доходы участников рыночных сделок;
в) в силу общественного разделения труда, на котором основывается товарное производство, создается необходимость рыночного обмена продуктами.
В свою очередь рынок оказывает обратное влияние на процесс создания товаров. Обратные экономические связи и составляют особые функции рынка.
Роль рынка проявляется в его функциях.
Первая функция - информационно-побудительная. Рынок дает информацию о ценах, дефиците и избытке товара. В данном случае сложившиеся цены как бы «сообщают» предпринимателям о текущем состоянии экономики. В этом отношении рынок выступает как конкретный механизм саморегуляции экономики. Так, если на рынке возникло затоваривание, цены на избыточную продукцию падают и это становится сигналом для всех рыночных субъектов. Производителям больше невыгодно изготовлять соответствующие товары, они сокращают предложение. Напротив, для покупателей упавшие цены служат стимулом расширения закупок. Таким образом, избытки товаров постепенно ликвидируются.
Вторая функция рынка - контрольно-распределительная, или регулирующая. Именно на рынке выявляются конечные результаты процесса производства: будет продан по разумной цене только необходимый потребителям товар. От характеристик товара зависят складывающийся на него спрос, а значит, в конечном счете, и цены. Производить удачный продукт становится выгодно, что приводит к увеличению его выпуска. Таким образом, с помощью рыночного механизма в экономике перераспределяются ресурсы в пользу данного товара и одновременно вымываются из производства товары, не выдержавшие рыночного экзамена.
Третья функция - интеграционная, или объединительная. Именно рынок связывает воедино производителей и потребителей продуктов, предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке свободной купли-продажи товаров, свободных цен, свободной игры спроса и предложения, привлекает разнообразную продукцию. Это - центр, объединяющий экономику в единое целое.
3. Структура и виды рынков
Изучение структуры рынка позволяет решить двуединую задачу. С одной стороны мы получаем комплексное представление о рыночной экономике как единстве взаимосвязанных и взаимодействующих разнообразных рынков. С другой стороны становится возможным сопоставить нынешнее состояние отдельных рынков или рыночных сфер экономики, тем самым удается оценить степень необходимых преобразований при переходе к рыночной экономике и характер их воздействия на людей.
Система рынков это единая совокупность множества рынков различного назначения. Такая совокупность образовалась под воздействием ряда факторов.
Во-первых, в условиях индустриального и постиндустриального производства многократно расширилось рыночное производство в следующих направлениях: натуральное производство в широких масштабах превратилось в товарное хозяйство; рабочая сила основной части трудящихся стала предметом купли и продажи; быстро развилась сфера оплачиваемых духовных благ и услуг; конечные результаты научных исследований (научно-конструкторские разработки) превратились в товарный продукт.
Во-вторых современное производство создает огромное количество разнообразных полезных благ, удовлетворяющих потребности всесторонне развитого человека;
В-третьих, усилившиеся общественное разделение труда вышло за пределы производства и охватило рыночную сферу. В ней возникли специализированные рынки, которые продвигают особые товары и услуги до их потребителей.
В-четвертых, широкое развитие акционерных обществ привело к тому, что акции и другие ценные бумаги продаются на особом рынке рынке ценных бумаг.
Наконец, ускорившийся рост международных экономических отношений потребовал создания рынка иностранных валют.
Стало быть, развивающийся рынок немыслим без системы разделения труда в сфере обращения. В ней проявляются крупные виды дифференциации хозяйственной деятельности: общее (между крупными отраслями или сферами) и частное (между подотраслями и видами торговых предприятий) разделение труда.
Сегодня рыночные структуры выступают в самых разнообразных организационных формах. Это могут быть традиционный рынок на городской площади; товарная, фондовая, валютная биржи или биржа труда; обычный книжный магазин, телефонная, страховая или юридическая компании; газетные объявления типа «продаю-покупаю»; наконец, всемирный компьютерный универмаг «Интернет». Главные из множества видов рынков можно сгруппировать по трем признакам (рис. 1).
Рис. 1. Основные виды рынков
Каждая из представленных групп, в свою очередь, делится на самые разнообразные разветвления - системы и подсистемы, секторы и подсекторы.
Так, потребительский рынок подразделяется на множество подотраслей, реализующих продовольственные и непродовольственные товары, и включает рынки одежды, обуви, автомобилей, жилья, продовольствия и пр. (а в числе последнего можно выделить секторы овощей, фруктов, молочных, мясных, рыбных и других продуктов).
Рынок средств производства (здесь приобретаются вещественные факторы производства) - это оборудование, транспортные средства, здания, сооружения, рынки земли, кормов, газа, станков, электроэнергии, топлива и так далее;
Рынок информации - рынки научно-технических разработок, ноу-хау, патентов и пр.;
Финансовый рынок - рынки ценных бумаг (акций, облигаций и других документов, приносящих доход), банковских ссуд и других кредитных ресурсов.
Рынок валют (национальные и международные учреждения, через которые производится покупка, продажа, обмен иностранных денежных единиц и денежные расчеты с другими государствами).
Рынок труда, рабочей силы, рабочих мест (для работодателей и наемных работников).
Рынок духовных благ (область купли-продажи продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и т.д.).
Если иметь ввиду территориальные границы, то различают следующие рынки: а) местный (в пределах села, города, региона); б) национальный (внутренний рынок той или иной страны); в) международный региональный - общий рынок определенного ряда стран (например, 15 государств Европейского Союза); в) мировой рынок охватывает либо товарообменные связи по миру в целом, либо рынок того или иного товара в мировом масштабе (скажем, мировые рынки бананов, кофе, зерна, золота, нефти).
4. Характеристика рынка
Рынок существует не только в качестве территориально и функционально обособленной ячейки экономики, он проникает в виде рыночных отношений во все клетки экономического организма. Широкое и глубокое развитие рыночных отношений необычайно повысили их активную экономическую роль. Рынок обеспечивает производство всем комплексом субъективных, материальных, научно-технических, интеллектуальных и финансовых условий развития. Рынок способен обеспечить его агентам максимальную степень экономических свобод.
Данные свободы позволяют покупателю выбирать интересующие его товары из множества взаимозаменяемых и независимых благ. Потребитель может также отыскать тех продавцов, кто лучше обслужит и продаст продукт по сходным условиям. Продавец способен выбирать наиболее подходящего покупателя и распоряжаться вырученными от продажи деньгами по своему усмотрению. И покупатель, и продавец могут без ограничений выбирать условия торговой сделки.
По степени развитости этих и иных хозяйственных свобод рынки можно подразделить на три типа: а) свободный, б) нелегальный, в) регулируемый.
Свободный рынок обладает максимумом свобод. Свободным рынок является для его субъектов. Им принадлежит так называемый экономический суверенитет (полная независимость). Так, продавцы сами решают, что продать, кому сбывать продукты и по какой цене. Подобным суверенитетом обладают и покупатели. В силу этого экономические связи на этом рынке строятся по горизонтали. Между контрагентами (договаривающимися) складываются партнерские отношения на основе хозяйственного договора, контракта (соглашения, устанавливающего права и обязанности для обеих сторон на какой-то срок). Данный рынок свободен от вмешательства государства и строгого правового регулирования.
Нелегальный рынок близок по характеру ведения его субъектов к свободному рынку. Но они существенно различаются между собой. Нелегальный рынок включает его разновидность теневую экономику. Она ведется с нарушением законов и правил купли-продажи обычных товаров (отсутствие лицензий, патентов, неуплата рыночных сборов, налогов и т.д.). Нелегальным является и черный рынок. На нем подпольно торгуют товарами, которые законом запрещено реализовывать (например, наркотики, оружие).
Первым двум типам рыночных отношений присуща определенная черта стихийность, непредсказуемость развития и неуправляемость. Эти качества неслучайны. Они выражают основные черты классического капитализма в рыночной сфере: на рынке свободно действуют единоличные собственники небольших предприятий; предприниматели обычно создают продукты на свой страх и риск, без предварительной договоренности с покупателями; сами производители, как правило, заботятся о розничной продаже продуктов населению.
В ХХ в. возник и полностью развился новый тип рыночных отношений регулируемый рынок, подчиненный определенному порядку, который закреплен в правовых нормах и поддерживается государством. Такой порядок обусловлен объективными причинами. Прежде всего, важную роль сыграли резко возросший уровень концентрации и централизации производства и расширение масштабов фактического обобществления экономики. Крупные предприятия уже не могут работать, как было прежде, вслепую работать на неизвестный им рынок, подверженный стихийным переменам. Чтобы не рисковать огромными капиталами, они заблаговременно стремятся обеспечить себе рынки сбыта, охотно идут на выполнение выгодных им государственных заказов.
Ко второй половине ХХ в. рыночные связи существенно усложнились. Теперь на пути производителя выстроилась большая армия посредников. Они занимаются разными видами торгового сервиса (обслуживания) населения, который для многих изделий охватывает длительный период после приобретения товара (наладка и ремонт бытовой техники, автомобилей и т.п.). Так, в США насчитывается свыше 380 тыс. фирм оптовой торговли и 1500 тыс. фирм розничной торговли, которые приобретают товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя. Все это привело к усилению общественного характера рыночных связей и превратило регулируемый рынок в социальный институт. Под социальным институтом понимается определенная организация, которая регулирует правила поведения людей и их взаимоотношения.
Со второй половины ХХ в. рынок базируется на совокупности определенных институтов:
- правовая система, которая организует правовое регулирование рынка (защита субъектов рынка и наказание виновных за нарушение правовых норм).
- органы государственного контроля и регулирования (учреждения санитарного, экологического, эпидемиологического контроля; налоговая система; органы финансово-кредитной политики государства).
Значит, современный рынок органически включает вертикальные связи. Они идут вниз от государства к хозяйственным субъектам и в определенных пределах регулируют их поведение.
- ассоциации, союзы потребителей, предпринимателей и работников (профсоюзы). Они повышают степень организованности, цивилизованности и эффективности поведения рыночных агентов.
- рыночная инфраструктура торговые предприятия, товарные и фондовые биржи, банки, государственные бюджетные учреждения.
Таким образом, рынок предстает перед нами как единая совокупность рыночных связей. Эта целостность придает рынку новое качество способность к саморегулированию на основе экономических законов, определяющих цен.
5. Основные компоненты рынка
Рыночные системы обладают особым внутренним механизмом саморегулирования производства и сбыта продукции. Этот механизм включает три главных взаимосвязанных фактора: 1) рыночные цены, 2) спрос и предложение товаров-услуг, а также 3) конкуренцию.
Рыночные цены представляют фактические цены, свободно складывающиеся на рынке в соответствии со спросом и предложением товаров. Их регулирующее действие уже показано в функциях рынка.
Спрос представляет платежеспособную потребность в определенных товарах. Он измеряется тем количеством продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по данной цене в течение данного периода. Можно, к примеру, сказать, что при цене костюма 200 д.е. недельный спрос на этот товар составляет 1000, а при цене 210 д.е. - 900 штук.
«Напарник» спроса - предложение - это количество продукта, которое предъявляется к продаже по определенной цене в течение определенного времени. Так, например, если производители телеприемников готовы продавать их по цене 2000 д.е. и в количестве 1000 штук в неделю, то это и составит предложение данного товара.
Наконец, конкуренция (от лат. concurrere - сбегаться, сталкиваться). Она в экономике представляет собой соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия и результаты производства, продажи и купли товаров и услуг. Так, производители (продавцы) товаров стремятся, как можно дешевле их произвести и как можно больше и дороже продать; наемные работники - получить большую заработную плату; потребители - купить товары качественнее и дешевле. В столкновении подобных разнонаправленных интересов, во взаимоуступках, в свободном выборе продавцов и покупателей, в рыночном успехе одних и неудаче других и проявляется конкуренция. Чаще всего выделяют две основные формы конкурентной борьбы: ценовую и неценовую.
Ценовая конкуренция - это своеобразное соревнование цен: продавцы стремятся предложить свой товар дешевле, чем конкурент, привлекают покупателей различными скидками, премиями, распродажами. Еще более разнообразны методы неценовой конкуренции. Это, в частности, обеспечение технического превосходства, высокого качества и надежности изделий; лучшая система продажи и послепродажного обслуживания (продажа в кредит, доставка товара на дом, дополнительные гарантии); наконец, привлекательные реклама и оформление товара (конкретная и полезная информация о нем вместо пустых призывов; фирменный знак, стиль, яркая упаковка).
Все эти методы неценовой конкуренции призваны обеспечить так называемую дифференциацию продукта, то есть его видоизменение и обновление (для разнообразия), а также наделение товара «фирменными» чертами, которые отличали бы его от аналогичного продукта конкурента. Подобный выпуск по существу одних и тех же товаров в многочисленных вариантах значительно расширяет выбор потребителей - в этом плюс товарной дифференциации. Но есть и минус: трудно различить подлинные и мнимые улучшения продукта, растут затраты времени и нервов при покупках.
В поисках эффективных приемов конкурентной борьбы соперники действуют подчас весьма изобретательно. Так, любопытный пример дает соперничество между паромными компаниями (которые еще недавно монопольно перевозили пассажиров через пролив Ла-Манш за 1,5 часа) и потеснившим их с 1994 года «Евротуннелем» (время в пути сократилось втрое!).
Стремясь переманить у последнего как можно больше клиентов, «паромщики» не только резко снизили цены на билеты (ценовая конкуренция), но и открыли на борту своих кораблей торговлю товарами, не облагаемыми таможенными пошлинами. Эта беспошлинная торговля, или так называемая торговля duty-free [дьюти-фри] (от англ. duty - пошлина +free - свободный), представляет собой один из примеров удачной неценовой конкуренции.
Правда, позднее (с июля 1999) практика торговли duty-free в рамках Евросоюза была вообще прекращена; но сам метод конкурентной борьбы с помощью создания дополнительной выгоды для клиентов весьма поучителен.
Оценивая конкуренцию, Альфред Маршалл замечает, что от нее «отдаёт слишком большим привкусом зла», проявлениями «эгоизма и безразличия к благополучию других людей». Это верно, примитивные капиталисты-хищники ведут конкуренцию жестокими методами. Но, во-первых, по мере того как цивилизуется общество, число этих диких людей сокращается. А во-вторых, нормальная конкуренция - это могучая животворная сила рыночной экономики, играющая в ней многогранную позитивную роль.
Конкуренция способствует: расширению и рационализации производства; внедрению прогрессивных новшеств; экономии ресурсных затрат; повышению общей эффективности экономики; оптимальному удовлетворению спроса; уравниванию и снижению цен
Конкуренция мощно стимулирует хозяйственную активность, прогрессивные новшества, рационализацию производства и снижение затрат, «отбраковывая» убыточные предприятия и повышая тем самым уровень эффективности экономики. Благодаря ей, создаются огромное разнообразие товаров и богатые возможности выбора для всех партнеров и потребителей, уравниваются и в целом снижаются цены на одинаковую продукцию разных производителей.
Вместе с тем конкуренция постоянно находится под угрозой сговора бизнесменов или чрезмерной концентрации их экономической мощи в одних руках с целью безраздельного рыночного господства. В результате возникает своего рода враг конкуренции - монополия.
Практикум
1. Поясните, что понимается под эластичностью спроса и как эта эластичность измеряется.
2. Определите конкретно, когда спрос бывает эластичным и когда неэластичным. Отметьте, почему показатель эластичности спроса важно знать покупателям.
Общеизвестно, что обычно по низкой цене товары могут быть реализованы быстрее и в большем количестве, чем по цене более высокой. Одновременно повышенный, ажиотажный спрос ведет к взвинчиванию цен, а вялый и пониженный - к их снижению.
Данная обратная зависимость между рыночной ценой товара и его количеством, которое можно купить или продать по этой цене, называется законом спроса. Этот закон провозглашает цену главным фактором, определяющим размеры спроса. Именно цена в первую очередь интересует потребителя, решившего купить товар. А все другие характеристики обязательно рассматриваются через призму цен.
Согласно закону спроса потребителями при прочих равных условиях будет куплено тем большее количество товаров, чем ниже их рыночная цена. Однако реакция покупателей и продавцов на изменяющуюся рыночную конъюнктуру, в частности на изменение цены, может быть различной по интенсивности. Так, очевидно, что по-разному отреагируют покупатели на уменьшение цен, например, на автомобили и французские духи, с одной стороны, и на хлеб и молоко - с другой; в одном случае может существенно возрасти объем продаж, в другом - изменится мало.
Более того, мы обнаружим, что, как правило, реакция потребителей в отношении одной и той же продукции существенно варьируется при изменении цен в различных пределах.
Для характеристики степени влияния изменения цены на поведение покупателей и продавцов в экономике используется понятие «эластичность», которое можно определить как степень реакции одной величины на изменение другой.
Эластичность спроса: мера зависимости изменения спроса на товар от изменения его цены.
Оценка эластичности в процентном исчислении позволяет избежать путаницы, неизбежной при абсолютных измерителях, и построить единый показатель для всех случаев. Его называют коэффициентом эластичности. Такой показатель можно определить как отношение процентного изменения одной величины к процентному изменению другой.
Зависимость изменения спроса на товар от изменения его цены называется эластичностью спроса по цене, или ценовой эластичностью.
Принято различать три варианта ценовой эластичности спроса:
1) эластичный спрос, когда при незначительных понижениях цены объем продаж значительно возрастает;
2) единичная эластичность спроса, когда изменение цены, выраженное в процентах, равно проценту изменения объема продаж;
3) неэластичный спрос, если вслед за изменением цены не происходит существенного изменения продаж.
Эластичность можно измерить с помощью уже упомянутого коэффициента эластичности. Представим его в виде формулы
Процентные изменения вычисляются путем деления величины изменения в цене Р на первоначальную цену Р, и следующего за этим изменения в количестве спрашиваемой продукции Q на то количество продукции Q, на которое спрос предъявлялся первоначально:
Приведенная формула позволяет количественно определить все три варианта ценовой эластичности спроса.
Так, в случае эластичного спроса, когда прирост количества (Q) больше (Р) уменьшения цены, величина коэффициента превышает единицу (например, если снижение цены на 2% вызывает рост спроса на 4%, спрос является эластичным, т.е. ED > 1 и в данном случае он равен 2).
При неэластичном спросе, напротив, ED < 1 (например, если снижение цены на 3% дает в результате рост количества спрашиваемой продукции всего на 1% - спрос неэластичен. Коэффициент эластичности в этом случае составит 1/3).
В случае спроса единичной эластичности, когда процентное изменение цены строго равно изменению количества, устанавливается равенство ED = 1, например, когда падение цены на 1% вызывает рост продаж на 1% (от которого, собственно, и определено название «единичная эластичность»).
Кроме рассмотренных трех случаев эластичности спроса по цене, можно выделить еще два - абсолютно эластичный спрос и абсолютно неэластичный спрос.
В случае абсолютно эластичного спроса - самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей, мы говорим, что спрос является совершенно эластичным. (Е = ). Абсолютно эластичный спрос характерен для условий совершенной конкуренции.
В случае абсолютно неэластичного спроса они покупают одно и то же количество товара при любых уровнях цен, т.е. изменение цены не вызывает никакого изменения спроса (Е = 0), например, приближающейся к абсолютно неэластичному спросу, можно привести ситуацию с некоторыми медикаментами (спрос на инсулин).
Эластичность спроса по цене зависит от ряда факторов, к которым относятся такие, как:
1) незаменимость. Если у товара есть заменители (товары-субституты), то спрос будет более эластичным, отсутствие таковых влияет противоположным образом;
2) значимость товара для потребителя. Как правило, неэластичным является спрос на товары первой необходимости, а более эластичным - на все другие группы товаров;
3) удельный вес в доходах и расходах. Товары, на которые тратится значительная доля средств, эластичны, а занимающие незначительную долю потребительского бюджета - неэластичны;
4) временные рамки. Эластичность спроса увеличивается в долгосрочном периоде и становится менее эластичной на коротких промежутках времени.
Помимо эластичности спроса по цене важный экономический смысл имеет также эластичность спроса но доходу, которую можно определить как отношение процентного изменения объема спроса на товар к процентному изменению дохода:
Поскольку потребитель по-разному меняет спрос на различные товары при изменении дохода, постольку и данный показатель может иметь различные положительные и отрицательные значения. Так, если потребитель увеличивает объем закупок при возрастании дохода, то эластичность по доходу положительна (ЕD > 0). В этом случае речь идет, скорее всего, о стандартном нормальном товаре, например о дополнительной паре обуви, которую потребитель может позволить себе купить при возрастании дохода. Если при этом рост спроса опережает рост дохода (ЕD > 1), то говорят о высокой эластичности спроса по доходу. Так бывает, в частности, со спросом на товары длительного пользования, например, автомобили или персональные компьютеры, для приобретения которых люди берут кредит или тратят сбережения.
Возможна и противоположная ситуация, когда значение ЕD отрицательно (ЕD < 0). В этом случае речь, скорее всего, идет об аномальных или низкокачественных товарах (дешевые сорта макарон, маргарин и т.п.), т.е. тех товарах, которые потребители при растущем доходе покупают, как правило, меньше, заменяя их более качественными товарами.
Эластичным спрос по цене бывает, как правило, для предметов роскоши (драгоценностей, мехов), некоторых продуктов питания (например, черной икры) и дорогих предметов потребления, таких, как автомобили, телевизоры, стиральные машины, аудио- и видеотехника, персональные компьютеры и других, потому, что они могут быть исключены из потребления без особых затруднений. Если цены на эти товары поднимутся, их можно не покупать, и, приняв такое решение, никто не столкнется с большими неудобствами.
Неэластичен спрос на товары первой необходимости с относительно низкими ценами - хлеб, картофель, соль, повседневную одежду и обувь, белье, расходы на общественный транспорт и т.д. Повышение цен не приведет к существенному сокращению потребления хлеба, картофеля, соли или электричества для освещения и других бытовых нужд. Спрос на соль обычно является крайне неэластичным по нескольким причинам. Это предмет первой необходимости и, наконец, соль занимает ничтожное место в семейном бюджете.
Чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя, при прочих равных условиях, тем выше будет эластичность спроса на него. 10%-ный рост цен на карандаши или жевательную резинку вызовет минимальную реакцию в плане изменения количества спрашиваемой продукции. В то же подобные повышения цен, например, на автомашины или жилые дома, составят существенную долю годового дохода многих семей, так что можно ожидать, что количество покупаемой продукции значительно уменьшится.
Показатели эластичности спроса важно знать для покупателей, чтобы правильно планировать семейный бюджет.
Список литературы
1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт-М, 2000.
2. Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономика. Курс лекций. Упражнения. Тренинги и тесты.- М.: Изд-во ЦИПКК АП, 1996.
3. Куликов Л.М. Основы экономической теории: Учеб. пособие.- М.: Финансы и статистика, 2004.
4. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е изд. исп.- М.: ИНФРА-М, 2001.
5. Экономическая теория. Экспресс-курс: Учебное пособие / под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думовой, А.Ю. Юдакова.- М.: КНОРУС, 2005.
Рыночные отношения