Права ребенка

ГОУ СПО

Сокольский педагогический колледж

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По предмету: «Основы права»

Тема: «Права ребенка»

План

1.Международная защита прав ребёнка

2.Охрана прав и законных интересов детей в отраслях российского права: конституционного, административного, семейного, гражданского, трудового, уголовного.

3. Защита прав детей в ДОУ

1.Международная защита прав ребёнка

Основой любого современного государства, ячейкой общества, несомненно, является семья. Главной же ценностью семейной жизни считаются дети. Именно забота о них является залогом процветания государства и общества. Причем забота эта должна исходить в равной степени и от родителей, и от государства. Государство путем должной поддержки извне, социальной политики, проводимой в отношении семьи и детства, способствует становлению полноценных граждан и развитию общества в целом. Сегодняшняя действительность свидетельствует, что обеспечение прав ребенка стало серьезной проблемой как для России, так во всем мире. Нарушение прав детей стало особенно распространенным в последние годы.

Необходимость выработки специальных норм в области прав ребенка обусловлена особенностью положения детей, прежде всего тем, что они, согласно законодательству всех государств, не обладают всеми правами, которые имеют совершеннолетние, и, кроме того, в ряде случаев обладают или должны обладать специфическими правами, связанными с их возрастом, положением в семье и т.д.

Международное сотрудничество в области прав человека имеет ряд успехов и достижений. Сложилось четкое представление относительно общепризнанных прав человека, накоплен основной массив международных стандартов, создана сеть международных механизмов и процедур в области защиты прав человека, широкое распространение получила практика привлечения неправительственных организаций к обсуждению в системе Организации Объединенных Наций (далее - ООН) вопросов, связанных с правами человека, и т. д. Ряд международных документов в области прав человека, в той или иной мере, относится и к детям (Всеобщая декларация прав человека 1948г., международные пакты о правах человека 1966г., Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации и др.).

Наиболее важным моментом в данных документах является признание детей самостоятельными субъектами права, при этом признается, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.

Вместе с тем имеются международные документы, специально посвященные правам ребенка. К ним относятся Женевская декларация прав ребенка 1924 г., Декларация прав ребенка 1959г., Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах в период вооруженных конфликтов 1974г., Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»), принятые Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/33 от 29 декабря 1985 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в ст. 10), а также в уставы и соответствующие документы специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей, ряд конвенций Международной организации труда, Конвенция о правах ребенка 1989г., Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (30.09.2000г.) и др.

Особая защита ребенка была предусмотрена в Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 г.

В Декларации прав ребенка устанавливается, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». Декларация прав ребенка принята «с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены». Декларация призывает признать и соблюдать права ребенка «путем законодательных и других мер», принимаемых в соответствии с принципами, изложенными в Декларации. Рассмотрим некоторые из них.

Принцип 1. Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2. Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3. Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 7. Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию, и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества….

Принцип 8. Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9. Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли, в какой бы то ни было форме…..

20 ноября 1989г. принята Конвенция о правах ребенка. Она была принята с учетом принципов, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, с учетом того, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости, содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе. Государства-участники Конвенции признают, что ООН во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г., и в международных пактах о правах человека провозгласила и согласилась с тем, что каждый человек должен обладать всеми указанными в них правами и свободами, без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иные обстоятельства.

ООН во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества, признала, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе ООН, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.

Конвенция о правах ребенка отсылает к положениям Декларации о социальных и правовых принципах, что касается защиты и благополучия детей, в том числе относительно передачи детей на воспитание и их усыновления на национальном и международном уровнях. Кроме того, учитываются Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»), и Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов.

Конвенция о правах ребенка содержит 54 статьи, в которых государства-участники признают права ребенка и принимают меры для обеспечения этих прав. Так, в статье 4 говорится, что «государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции. В отношении экономических, социальных и культурных прав государства-участники принимают такие меры в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов и, в случае необходимости, в рамках международного сотрудничества»; в статье 6 «государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» и «государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка».

Все международные органы по правам человека, участвующие в защите прав ребенка, действуют на универсальном уровне, в рамках ООН.

В настоящее время действует система договорных (контрольных) органов, учрежденных международными конвенциями, конкретными договорами по правам человека для обеспечения выполнения именно этих положений, состоящая из 6 комитетов:

1. Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1966г. с целью имплементации (реализации) его норм.

2. Комитет по ликвидации расовой дискриминации – в соответствии с Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965г.

3. Комитет по ликвидации дискриминации женщин – в соответствии с Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979г.

4. Комитет против пыток – в соответствии с Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство человека видов обращения и наказания 1984г.

5. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам – в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966г.

6. Комитет по правам ребенка – в соответствии с Конвенцией о правах ребенка 1989г.

Эти комитеты рассматривают жалобы, представленные гражданами, в которых государство – участник соответствующих международно-правовых документов обвиняется в нарушении их прав. Так комитет ООН по правам ребенка, утвержденный в 1989г. Конвенцией о правах ребенка, непосредственно занимается защитой прав ребенка, а остальные пять комитетов могут осуществлять защиту прав косвенно - посредством рассмотрения докладов в пределах своих мандатов.

Для европейского региона наиболее эффективным международным механизмом защиты прав человека и детей является Европейский Суд по правам человека, решения которого обязательны к исполнению государством, в отношении которого они вынесены. В настоящее время Европейский Суд по правам человека – это единый орган, действующий на постоянной основе.

Возможность обращения в Европейский суд по правам человека появилась у российских граждан с момента присоединения к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г. Конвенция разрешает детям подавать жалобы в Европейский суд самостоятельно или при помощи законных представителей.

Право обращения в международные институты защиты прав в Российской Федерации устанавливает ч.3 ст.46 Конституции РФ.

2.Охрана прав и законных интересов детей в отраслях российского права: конституционного, административного, семейного, гражданского, трудового, уголовного

Главным гарантом защиты прав и интересов ребенка в нашей стране выступает Конституция Российской Федерации, на положениях которой основываются и все другие нормативные акты. Статья 17 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ, основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Статья 38 Конституции РФ предусматривает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Н.Е. Борисова предложила разделить конституционные нормы, определяющие правовое положение ребенка на три группы:

К первой группе она относит два положения Конституции РФ, прямо относящиеся к защите прав и интересов несовершеннолетних:

1. Конституция провозглашает человека (независимо от возраста), его права и свободы высшей ценностью и устанавливает, что их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства (ст. 2 Конституции), причем социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (п. 1 ст. 7 Конституции).

2. Конституция РФ раскрывает механизм реализации социальной политики в интересах детей путем обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (п. 2 ст. 7 Конституции).

Вторую группу конституционных норм составляют статьи Конституции, в которых говорится о детях (детстве) непосредственно. Речь идет о положениях, устанавливающих, что детство (как материнство и семья) находится под защитой государства (п. 1 ст. 38), и что забота о детях и их воспитание - равное право и обязанность родителей (п. 2 ст. 38).

Несмотря на то, что в этих положениях ребенок (дети) рассматривается неразрывно с материнством, семьей, родителями, Конституция РФ считает ребенка самостоятельным носителем прав.

Третью группу конституционных норм, имеющих непосредственное отношение к определению правового положения несовершеннолетнего, составляют нормы Конституции РФ, регламентирующие права и свободы человека и гражданина. Установленные в гл. 2 Конституции РФ права и обязанности человека и гражданина, признаваемые и гарантируемые на территории РФ, определяют конституционно-правовой статус личности независимо от возраста.

Отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации, являются предметом регулирования Федерального закона от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Данный Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации включает в себя кодексы. В частности:

1. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ содержит нормы, касающиеся законных представителей ребенка, порядка усыновления (удочерения) ребенка и т. д.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ регулирует ответственность за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних; нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей; незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью и т. д.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ устанавливает особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет.

4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ содержит нормы, посвященные особенностям допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля, участия законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в ходе досудебного производства по уголовному делу, законным представителям несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого и т. д.

5. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ устанавливает ответственность за подмену ребенка; разглашение тайны усыновления (удочерения); злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.

6. Семейный кодекс Российской Федерации №223-ФЗ от 29 декабря 1995г. определяет права несовершеннолетних детей и их родителей, основания и порядок отобрания ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, устройства детей, оставшихся без попечения родителей, усыновления (удочерения) детей и т. д.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ определяет дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

Рассмотрим более подробно некоторые статьи Семейного кодекса РФ.

Семейный кодекс РФ устанавливает подход к ребенку как к самостоятельному субъекту права. Согласно пункту 1 статьи 54 СК РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Способность ребенка приобретать права, предусмотренные семейным законодательством, возникает с момента рождения.

Впервые в истории российского семейного права СК РФ устанавливает права детей в семье. При этом дети рассматриваются как самостоятельные участники отношений с отцом и матерью, другими родственниками. В этой части семейное право приведено в соответствие с Конвенцией ООН о правах ребенка, участником которой является Россия.

В зависимости от того, какую роль выполняют интересы ребенка в регулировании семейных отношений, семейно-правовые нормы могут быть разделены на следующие группы:

1. Нормы, определяющие необходимость учета интересов ребенка при реализации личных прав. В частности, ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение своих интересов (п.2 ст. 54 СК РФ), на защиту своих прав и законных интересов (п.1 ст.56 СК РФ). Согласно ст.57 СК РФ ребенок вправе выражать свое мнение в семье при решении любого вопроса, затрагивающего его интересы.

2. Нормы, устанавливающие порядок реализации родителями прав и обязанностей.

В соответствии со ст.65 «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей». Все вопросы, касающиеся воспитания и образования ребенка, решаются родителями по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом их мнений. Если же один из родителей проживает отдельно, то согласно п.1 ч.2 ст.66 СК РФ «родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию».

Семейный Кодекс РФ предусматривает алиментные обязательства родителей по содержанию несовершеннолетних детей. Они устанавливаются ст. 80 - ст.83 СК РФ и могут реализовываться по соглашению (добровольно) или взыскиваться в судебном порядке.

3. Нормы, которые определяют необходимость учета интересов ребенка в деятельности органов опеки и попечительства.

Дети, находящиеся под опекой имеют права, перечисленные в ст. 55-57 СК РФ и ст. 148 СК РФ.

4. Нормы, которые определяют необходимость учета интересов ребенка при рассмотрении судом отдельных категорий семейных дел.

Необходимость учета интересов детей имеет место при расторжении брака, лишении родительских прав, усыновлении и др.

К иным федеральным законам, регулирующим основные гарантии прав ребенка в Российской Федерации, можно отнести:

1. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

2. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

3. Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений Российской федерации (далее - молодежные и детские объединения). При этом под государственной поддержкой молодежных и детских объединений понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственной молодежной политики в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав.

3. Защита прав детей в ДОУ

Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого человека на образование, возлагая обязанность обеспечить получение детьми основного общего образования на родителей. Кроме того, в статье 26 Конституции РФ гарантируется право на свободный выбор языка воспитания, обучения и творчества.

Большое значение имеет положение, закрепленное в п.1 ст.63 СК РФ, согласно которому родители не только имеют, но и обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Для обеспечения данных прав и обязанностей государство гарантирует гражданам право на получение образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования.

Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, ФЗ №3266-1 от 10 июля 1992г. «Закон об образовании», принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.

Рассмотрим некоторые статьи «Закона об образовании», направленные на защиту прав ребенка на получение образования.

В ст.5 «Закона об образовании» говорится о том, что «государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования»; «государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования ….».

Ст. 8 «Закона об образовании» дает понятие системы образования в Российской Федерации, которая «представляет собой совокупность взаимодействующих:

- преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;

- сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;

- органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;

- объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования».

Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

Защита прав ребенка на получение образования в ДОУ обеспечивается в соответствии с «Законом об образовании» в результате реализации образовательных программ, направленных на:

- развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка;

- воспитание уважения к правам человека и основным свободам;

- воспитание уважения к родителям, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает;

- воспитание отношения к природе;

- формирование культуры познания;

- формирование духовно-нравственной личности;

- формирование деятельностно-практического отношения к миру;

- охрану и укрепление здоровья ребенка.

Программы дошкольного образования согласно ст.9 «Закона об образовании» относятся к основным общеобразовательным программам.

К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования.

В соответствии со ст.18 «Закона об образовании» «органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому» в целях обеспечения прав ребенка на образование.

Защита прав ребенка на получение образования из семей, нуждающихся в государственной поддержке, обеспечивается п.5 ст.5 «Закона об образовании», где говорится, что «в целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание…».

Для защиты прав на получение образования детей «с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии» создаются «условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации» на основе специальных коррекционных ДОУ.

Для обеспечения получения детьми в ДОУ качественного образования на территории субъекта Российской Федерации осуществляется контроль качества образования, лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений, надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования (ст.28.1); организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации и проведение аттестации педагогических работников образовательных учреждений (ст.29 «Закона об образовании»).

Список литературы

1. Абашин Э.А. Семейное право: Учебное пособие. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2002. — 128 с. — (Серия «Профессиональное образование»).

2.Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских.- М.: ИНФРА-М, 1999.

3. Борисова Н.Е. Конституционные предпосылки защиты прав ребенка // Защита прав ребенка в современной России.- М, 2004.

4. Дубровина И.А. Права ребенка: пособие.- М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008.

5.Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ

6.Гражданский кодекс от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ

7.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ

8.Семейный кодекс №223-ФЗ от 29 декабря 1995г.

9.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ

10.Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ

11.Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ.

12.Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ.

13. Декларация о правах ребенка (ООН 1959г.).

14. Конвенция о правах ребенка (ООН 1989г.).

15. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.200г.

Права ребенка