Москва в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова
Москва всегда была в центре внимания русских писателей, и отношение к ней определяло взгляды, общественную и эстетическую позиции писателей.
Тема «Москва в жизни и творчестве русских писателей» проходит через весь курс русской литературы, и каждый преподаватель, согласуясь с курсом, интересами учащихся, может выбрать для себя соответствующую тему программы. Тема «Москва в жизни и творчестве Лермонтова» была выбрана нами не случайно. Ведь Москва занимает особое место в жизни М. Ю. Лермонтова. И полюбил он её особенно — “сильно, пламенно и нежно”, и тосковал по ней в разлуке так горестно и мучительно, как, пожалуй, никто из поэтов русских...
Чтобы определить, в каком контексте будет рассматриваться тема «Москва в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» и как она будет связана с общей проблематикой изучаемых произведений, а также принцип отбора тех фактов биографии, которые непосредственно связаны с Москвой, мы составили программу, которая даёт возможность учителю-словеснику в каждом классе использовать материалы по теме на уроках и во внеклассных занятиях.
5-й класс. Стихотворение «Бородино». Образ старого солдата и особенности его взгляда на Отечественную войну 1812 года. Изображение народа как единого целого. Патриотизм и воодушевление защитников Отечества. Москва как символ, оплот Российского государства.
6-й класс. Стихотворение «Два великана». Тема борьбы русского народа с наполеоновской армией. Аллегория в стихотворении.
7-й класс. Урок по биографии Лермонтова. Детство и юность поэта. Учёба в Московском Благородном пансионе. Учителя и наставники Лермонтова. Первые литературные опыты. Учёба в Московском университете. Любовь к Москве, интерес к её историческому прошлому.
Стихотворение «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Москва времён Ивана Грозного. Изображение быта и нравов купеческого Замоскворечья. Тема чести и образ купца Калашникова. Поэтическое изображение Москвы.
Внеклассная работа. Экскурсия в Дом-музей М. Ю. Лермонтова на Малой Молчановке, дом 2. Составление карты-путеводителя по лермонтовским местам Москвы. Экскурсия к памятнику М. Ю. Лермонтова у Красных ворот. Проведение литературно-музыкального вечера: «Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын, как русский, — сильно, пламенно и нежно!»
8-й класс. Урок по биографии Лермонтова. Московские периоды жизни Лермонтова. Круг московских друзей поэта. Московские адресаты лирики Лермонтова.
Урок внеклассного чтения. «Москва — моя родина и всегда ею останется». Юношеское сочинение Лермонтова «Панорама Москвы». Раздумья об исторических судьбах России. Кремль — сердце России. Утверждение живого, творческого начала Москвы.
Внеклассная работа. Экскурсия в Московский Кремль. Древние соборы Кремля.
9-й класс. Включение в биографию писателя материалов по теме «Лермонтов в Москве». Московское окружение поэта. Сатира Лермонтова на старую дворянскую Москву. Передовая московская молодёжь 1830-х годов. Гоголь и Лермонтов.
Патриотическая лирика Лермонтова. Поэма «Сашка». Москва, родина, Россия в лирике Лермонтова. Повесть «Княгиня Лиговская». Автобиографичность повести. Москва и Петербург в повести. Драма «Странный человек». Быт старой дворянской Москвы. Интересы московской молодёжи.
Внеклассная работа. Проведение литературного вечера «Восстал он против мнений света...» (Лермонтов в воспоминаниях современников), литературный альманах «Лермонтов в Москве».
На примере одного урока по изучению биографии М. Ю. Лермонтова в 7-м классе мы постараемся показать, какие возможности открываются перед учителем при творческом использовании материалов литературного краеведения. Учебник-хрестоматия (автор-составитель В. Я. Коровина) помогает определить настрой урока. Статья И. Андроникова о Лермонтове намечает тему урока — «Лермонтов в Москве». Перед учениками ставится задача: дополнить и расширить те краткие сведения о детстве Лермонтова, о днях его юности в Москве, об учёбе в Московском Благородном пансионе и Московском университете, о начале всенародной славы Лермонтова, которые изложены в учебнике.
Урок по изучению биографии Лермонтова в 7-м классе мы предлагаем провести в форме заочной экскурсии по лермонтовским местам Москвы. Заочная экскурсия даёт возможность осуществить целый ряд задач при изучении биографии писателя. Во-первых, дать представление об облике писателя, показать отражение характера и мысли в портрете; во-вторых, показать, какие стороны характера художника вызваны обстановкой его жизни и его окружением, представленным событиями и лицами знакомых и друзей; в-третьих, ввести учеников в творческую лабораторию писателя, показать творческий процесс, его характер и особенности.
Трудность и увлекательность заочной экскурсии состоит в том, что это путешествие не только в пространстве, но и во времени. Заочную экскурсию представляется возможным проводить тогда, когда учащиеся уже знакомы с творчеством и личностью писателя. Чтобы заочная экскурсия реализовала свои возможности, необходима углублённая работа по её подготовке. Проведению заочной экскурсии «Лермонтов в Москве» предшествовала большая предварительная работа: была проведена экскурсия в Дом-музей Лермонтова — филиал Государственного Литературного музея, составлена карта-путеводитель по лермонтовским местам Москвы, оформлены два литературных альбома — «Лермонтов в Москве» и «Москва первой половины XIX века», составлена библиография «Лермонтов в Москве». Книги о Лермонтове, альбомы Е. Ковальской «Лермонтов в портретах, иллюстрациях, документах» и Е. Колокольцева «Лермонтов (1814–1841)», диапозитивы с видами старой Москвы помогли оживить прошлое, заставили ребят сквозь современный облик Москвы мысленно увидеть черты того далёкого времени, в которое мы погружаемся.
В начале урока учащимся предлагается сравнить два живописных портрета М. Ю. Лермонтова: автопортрет Лермонтова, сделанный им в 1837 году, и портрет Лермонтова, корнета лейб-гвардии Гусарского полка, выполненный художником Ф. О. Будкиным по заказу бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой в 1834 году. Надо сказать, что сохранившиеся прижизненные портреты не дают полного представления о внешнем облике, о глубине внутреннего мира поэта. Воспоминания же современников очень противоречивы. Ю. Ф. Самарин писал о чрезвычайно артистической натуре Лермонтова, вместе с тем отмечая, что “его взор был тяжёл, и чувствовать на себе этот взгляд утомительно”. И. И. Панаеву наружность Лермонтова кажется замечательною: “Он был небольшого роста, плотного сложения, имел большую голову, крупные черты лица, широкий и большой лоб, глубокие, умные и пронзительные чёрные глаза, невольно приводившие в смущение того, на кого он смотрел долго”. Если сравнить два портрета (портреты проецируются на экран), то можно заметить различие в отражении духовного мира поэта. С парадного портрета Ф. О. Будкина на нас смотрит спокойный, благообразный гвардеец с правильными чертами лица: удлинённый овал, высокий лоб, строгие карие глаза, прямой, правильной формы нос, щегольские усики над пухлым ртом. В автопортрете Лермонтова подчёркивается не внешняя красота, а напряжённая духовная жизнь: на лице затаённая дума, “огромные печально взволнованные глаза” выражают душевную мягкость и доброту.
Затем мы предлагаем план экскурсии — совершить заочное путешествие по лермонтовским местам Москвы: отправиться к Красным воротам, где родился Лермонтов, затем в Дом-музей на Малой Молчановке, где он жил с 1829 по 1832 год; представить Поварскую слободу начала XIX века, где жили друзья Лермонтова; окунуться в обстановку студенческих дней учёбы Лермонтова в Московском Благородном пансионе и Московском университете и закончить путешествие у памятника Лермонтову. Помочь совершить эту увлекательную экскурсию должны ученики, заранее подготовившие сообщения об отдельных объектах маршрута экскурсии.
Итак, рождение поэта… В начале XIX столетия на перекрёстке дорог, идущих от Красных ворот к Сухаревке и с Каланчёвки к Красным воротам, стоял каменный дом, принадлежавший генерал-майору Ф. Н. Толю. (Дом не сохранился, но фотография дома у Красных ворот, сделанная в 1930-е годы, даёт представление об этом двухэтажном здании, состоящем из двух флигелей.) В 1814 году в этом доме поселилась молодая чета Лермонтовых: Юрий Петрович — капитан в отставке, принадлежащий к старинной дворянской семье, и Мария Михайловна — единственная дочь Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, происходившей из знатного дворянского рода Столыпиных. (Демонстрируются следующие портреты: 1) портрет маслом непопулярного художника «Лермонтов в детстве» (около 1823 года); 2) портрет матери поэта М. М. Лермонтовой, выполненный неизвестным художником;
3) фотография с утраченного портрета Ю. П. Лермонтова — отца поэта; 4) портрет Е. А. Арсеньевой — бабушки поэта.)
В ночь с 2-го на 3 октября 1814 года у Лермонтовых родился сын Михаил. Крестили ребёнка 11 октября 1814 года в церкви Трёх Святителей, расположенной неподалёку от Красных ворот. В Москве М. Ю. Лермонтов прожил первые полгода своей жизни: в апреле 1815 года Лермонтовы уехали в имение Арсеньевой Тарханы Пензенской губернии, где и прошло детство поэта, омрачённое ранней смертью матери и затянувшейся жестокой распрей между отцом и бабушкой, разрешившейся только со смертью отца в 1831 году. Об этом времени Лермонтов вспоминал в 1831 году:
Ужасная судьба отца и сына —
Жить розно и в разлуке умереть.
Михаилу Лермонтову было тринадцать лет, когда осенью 1827 года Е. А. Арсеньева с внуком перебралась из Тархан в Москву и поселилась на Поварской улице в доме гвардейской прапорщицы Е. Я. Костомаровой. Небольшие особняки, стоявшие вдоль тихой, поросшей травой улицы, напоминали помещичьи усадьбы. В доме Костомаровой (дом не сохранился) Арсеньева с внуком прожили два года. С первых дней приезда в Москву юный Мишель жадно впитывает в себя новые впечатления московской жизни, знакомится с архитектурными памятниками древней русской столицы, учится понимать язык её каменной летописи. Переселившись в Москву, Лермонтов часто захаживал к своим родственникам Мещериновым, жившим на Трубной улице. Все члены этой семьи увлекались литературой, музыкой, живописью. В воспоминаниях М. Е. Меликова запечатлён незабываемый портрет Лермонтова-подростка: “...приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остаётся для меня загадкой...”
Заботясь об образовании и всестороннем развитии единственного внука, Арсеньева не жалела ни сил, ни средств. По совету Мещериновых Мишеля стали готовить к поступлению в Московский Благородный пансион. Руководил подготовкой Алексей Зиновьевич Зиновьев, преподаватель пансиона, разносторонне образованный человек, прекрасный педагог. Лермонтов овладевает латынью, усиленно занимается французским, достигает заметных успехов в живописи и графике, берёт уроки музыки. Именно в эту пору он начинает своё знакомство с Москвой, с её улицами и площадями, с её историей. Прогулки по Москве доставляли ему истинное удовольствие.
Кто видел Кремль в час утра золотой,
Когда лежит над городом туман,
Когда меж храмов с гордой простотой,
Как царь, белеет башня-великан.
В 1829 году Е. А. Арсеньева перебралась в небольшой особняк на Малой Поварской, принадлежавший купчихе Ф. И. Черновой (ныне Малая Молчановка, дом 2). Дом этот был построен в 1816–1817 годах и представлял собой одноэтажное здание в стиле ампир. В этом доме Лермонтов прожил три года, вплоть до отъезда из Москвы в конце июля 1832 года.
Далее экскурсию по Дому-музею Лермонтова предлагается провести Экскурсоводу, члену литературного кружка.
Дом на Малой Молчановке — это единственное сохранившееся в Москве здание, где жил Лермонтов (проецируется на экран фотография с фасадом Дома-музея). Палевый домик с мезонином и решётчатым деревянным забором стоит как маленький оазис былых времён среди многоэтажных домов современного большого города. Построенный после пожара 1812 года купцом Черновым, дом сохранился до наших дней и донёс до нас память прошлого.
Стены дома на Малой Молчановке были свидетелями и горьких, и счастливых событий и переживаний, выпавших на долю юноши. Здесь он жил, окружённый неустанной заботой бабушки Елизаветы Алексеевны — женщины деспотического нрава, прямого и непреклонного характера. Обожая Мишеля, оставшегося её единственным утешением на старости лет, бабушка подчинила свою жизнь его интересам, вникала во всё, что могло быть полезным, необходимым или приятным её внуку.
Двери дома на Молчановке всегда были открыты для друзей, приятелей и знакомых Мишеля. В малой гостиной и в зале (Демонстрируется фотография большого зала Дома-музея) было многолюдно и шумно: здесь звучали стихи, ставили домашние спектакли, пьесы для которых сочинял сам Лермонтов. Юный Мишель очень любил музыку, и в гостиной можно было услышать пьесы на фортепиано и скрипке в исполнении Лермонтова. Нередко Мишель уединялся в мезонине, погружаясь в мир любимых книг или отдаваясь стихии творчества. Попробуем представить картину раннего зимнего вечера. Вечереет. Загораются огни. Через сени, кухню, девичью, по деревянной лестнице с перильцами можно попасть в мезонин. Тёмный, узкий коридорчик с низенькими дверцами — одна из них в комнату Лермонтова. В комнате мезонина низкий потолок, маленькие окна. Здесь стоит деревянная кровать, письменный стол, шкаф с книгами. Глобус, рядом карта, над диваном несколько гравюр. Среди книг, выстроившихся на полке, — «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» Пушкина, альманах «Полярная звезда» на 1825 год, издаваемый Бестужевым и Рылеевым, семь глав «Евгения Онегина», выходивших отдельными книгами с 1825-го по 1830 год. Много книг на иностранных языках. На столе брошены конспекты лекций отделения словесных наук при Московском университете. На диване только что полученный, ещё не разрезанный номер «Московского телеграфа». На письменном столе, рядом с чернильницей, песочница, служащая вместо пресс-папье, гусиное перо и несколько толстых, вручную прошитых тетрадей. Это ученические тетради Лермонтова, в которые поэт вписывал свои только что сочинённые стихи. Среди них — шедевры мировой лирики. А писал их Лермонтов в 15–16 лет.
Всё в доме на Молчановке хранит память о поэте: здесь можно увидеть подлинные вещи, к которым прикасалась рука Лермонтова, его рукописи, картины, портреты, музыкальные инструменты, которыми он искусно владел, копию «Книги судеб», которую Мишель изготовил к новому, 1832 году, богатую личную библиотеку поэта. Особую ценность для нас представляет акварельный автопортрет Лермонтова 1837 года, подаренный им Лопухиной, хранившийся в архиве Верещагиных-Хюгель за границей и возвращённый в 1962 году на родину поэта.
О важных вехах в становлении поэтического таланта и мировоззрения Лермонтова — годах учёбы в первопрестольной столице — продолжает рассказ Второй экскурсовод.
В 1828–1830-х годах Лермонтов учится в Московском университетском Благородном пансионе (здание пансиона, располагавшегося на углу Тверской и Газетного переулка, не сохранилось). Этот пансион, как и Царскосельский лицей, был привилегированным учебным заведением со славными традициями. Из его стен вышли замечательные русские писатели и поэты: В. А. Жуковский, А. С. Грибоедов, В. Ф. Одоевский и другие. Внутренняя независимость, дух вольнолюбия, серьёзный научный поиск, увлечение литературой и искусством были характерны для многих преподавателей пансиона. Первым его литературным наставником был профессор красноречия и поэзии Московского университета А. Ф. Мерзляков, преподававший в пансионе словесность. Практические упражнения в российской словесности в старших классах пансиона вёл магистр словесных наук Семён Егорович Раич. Он же был руководителем и организатором «Общества любителей отечественной словесности». Раич знал Пушкина, Дельвига, Вяземского и Баратынского, бывал в знаменитом московском салоне Зинаиды Волконской. Красоту народной поэтической речи своим ученикам раскрывал преподаватель Д. Н. Дубинский, автор работ о народной поэзии.
Очень серьёзно было поставлено в пансионе эстетическое воспитание учащихся. Большое внимание уделялось литературе, музыке, живописи, ораторскому искусству. Педагоги пансиона были в курсе всех последних литературных новинок, увлекались литературой и журналистикой. В пансионе выпускались рукописные литературные журналы: «Арион», «Улей», «Пчёлка», «Маяк». Силами воспитанников пансиона был создан альманах «Цефей», в котором печатались лучшие сочинения и переводы воспитанников. В пансионские годы Лермонтов заполнил четыре рукописные тетради, ныне хранимые в Пушкинском Доме в Петербурге. Среди написанного Лермонтовым в этот период — стихотворения «Осень», «Жалобы турка», «Монолог», «Мой Демон», «Молитва», поэмы «Кавказский пленник», «Корсар», «Олег», «Два брата». В 1928 году сложилась первая редакция поэмы «Демон», над которой он продолжал работать до 1938 года, создавая новые и новые её варианты.
После окончания Благородного пансиона Лермонтов в августе 1830 года подаёт прошение в правление Московского университета: “Родом я из дворян, сын капитана Юрия Петровича Лермонтова, имею от роду 16 лет, обучался в Университетском Благородном пансионе разным языкам и наукам в старшем отделении высшего класса, ныне желаю продолжить учение моё в императорском Московском университете”.
В сентябре 1830 года Лермонтов стал студентом Московского университета. В эти же годы здесь учились В. Г. Белинский, А. И. Герцен, И. А. Гончаров, Н. В. Станкевич, но они не знали друг друга. В отличие от Благородного пансиона, предназначенного для детей знатных дворян, в университете преобладали разночинцы. Особый интерес у студентов вызывали блестящие лекции историка М. П. Погодина. В пансионе и Московском университете Лермонтов приобрёл серьёзные исторические знания, был в курсе русской научной мысли своего времени. В атмосфере напряжённых раздумий и постоянных поисков, которыми жила передовая молодёжь 30-х годов XIX века, определился духовный облик Лермонтова, сложились его взгляды, созревала убеждённость в великом будущем России, крепла мечта стать великим поэтом. Студенческие годы в жизни Лермонтова были отмечены огромным подъёмом творческих сил. В 1830–1832 годах им были написаны сотни лирических стихотворений, несколько поэм, создана драма «Странный человек».
Летом 1832 года Лермонтов уезжает из Москвы, надеясь закончить образование в Петербурге. Он полон надежд на новую жизнь, ещё не зная, что родную Москву ему, в будущем опальному поэту, суждено будет видеть лишь на пути в ссылку. Впереди был Петербург, где его ожидали новые испытания и тревоги и где нашла его громкая, блистательная слава поэта, не меркнущая и по сей день.
Завершается наша заочная экскурсия по лермонтовским местам Москвы посещением памятника Лермонтову. Ребятам предлагается познакомиться с увеличенной фотографией памятника Лермонтову в Москве, узнать историю создания этого памятника и подумать над символикой постамента.
Слово предоставляется Третьему экскурсоводу.
Памятник Лермонтову, выполненный скульптором И. Д. Бродским (архитекторы Н. Н. Миловидов, Г. Е. Саевич), был открыт в сквере на Лермонтовской площади в июне 1965 года. Площадь стала называться Лермонтовской в 1941 году в связи со столетием со дня гибели великого русского поэта. Пьедестал увенчан бронзовой фигурой молодого человека в форме поручика Тенгинского пехотного полка. “Михаил Юрьевич Лермонтов. 1814–1841” — начертано на голубовато-сером граните постамента. Поэт изображён в военном мундире, голова гордо вскинута, ветер чуть приподнял полу сюртука. В глубокой задумчивости вглядывается он в лица проходящих мимо людей, как будто силится постичь их мысли и чувства. Во взгляде поэта чувствуется мятежность, гордость, непокорность и сила духа. Дополняет образную характеристику монумента бронзовая решётка, на которой изображён одинокий парус, олицетворяющий мятежный дух поэта, сцена битвы Мцыри с барсом. В фигуре Демона переданы непокорность и скорбь о несовершенстве мира.
У входа на площадку — стела. На ней выбиты лирические строки из поэмы «Сашка» — пламенное объяснение Лермонтова в сыновней любви к родному городу.
Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын,
Как русский, — сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль...
Москва вошла в жизнь и творчество Лермонтова как символ родины — она душа и жизнь поэта.
Заочная экскурсия завершается, но не заканчивается разговор о Лермонтове. Он будет продолжен на всех последующих уроках по изучению жизни и творчества великого поэта. То же, что узнали ребята на этом уроке, помогло вовлечь их в сложный мир писателя, приобщило их исторически и эмоционально к давнему времени.
Обращаясь к изучению творчества Лермонтова в средней школе, мы вновь вспоминаем слова поэта, сказанные им в минуту грусти: “Москва есть и будет всегда моё отечество. Там я родился, там много страдал и там же был слишком счастлив”. Это признание Лермонтова раскрывает глубокую связь его личной и творческой судьбы с Москвой. Здесь были задуманы, начаты или написаны все его основные произведения, во многих из них действие происходит в Москве. Чтобы сохранить неповторимый образ Москвы в творчестве Лермонтова, мы постараемся показать, как можно дополнить программный материал в 5–9-х классах на уроках литературы включением московской темы.
Обратимся к стихотворению «Бородино», изучаемому В 5-м классе. Это одно из самых ярких патриотических произведений русской литературы, вдохновенный гимн русскому народу, отстоявшему родину от врага. Лермонтов принадлежал к поколению, детство и юность которого были овеяны героикой Отечественной войны 1812 года. Люди этого поколения привыкли с ранних лет встречать участников войны, восторженно слушать их рассказы о борьбе за Москву, о Бородинском сражении, о взятии Парижа. Герцен назвал эти рассказы своей колыбельной песней. Такой колыбельной песней они стали и для Лермонтова. Он слышал их ещё в детстве и от своего отца, служившего в ополчении, и от деда Афанасия Александровича Столыпина, героя Бородина, “доблестное бесстрашие” которого надолго осталось в памяти его боевых товарищей. Впечатления от услышанного нашли своё отражение в юношеском стихотворении «Поле Бородина», которое дошло до нас в копии, среди стихов 1830–1831 годов. Стихотворение «Поле Бородина» — первый опыт изображения юным Лермонтовым Бородинской битвы, стихотворение, на основе которого через несколько лет уже зрелый поэт создал своё знаменитое «Бородино» — сказ о народном патриотизме, гимн богатырям русского народа, отстоявшим независимость отечества.
Рассказ старого солдата, очевидца происшедших событий — это рассказ человека бывалого, много повидавшего, воплощающего в себе прекрасные черты русского народа: единство, чувство товарищества, спокойную уверенность, серьёзное сознание своего долга, своей ответственности за судьбу родины, прямоту, честность, способность пожертвовать собой ради отчизны: “Уж постоим мы головою за родину свою!” Ему далеко не безразлична судьба России, судьба Москвы. Ему горько сознавать, что Москва, хотя и сожжённая, всё же была отдана врагу. Он убеждён, что это был вынужденный шаг, и оставление Москвы отнюдь не свидетельствовало о поражении русской армии. Поэтому он старается найти объяснение случившемуся:
Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!
Тема борьбы русского народа с наполеоновской армией звучит и в другом стихотворении — «Два великана», — которое изучается В 6-м классе. Здесь поэт показывает борьбу русского народа с наполеоновской армией аллегорически, создавая образы двух богатырей. Один из них — “старый русский великан” — воплощает мощь и силу России, другой — “трёхнедельный удалец” — дерзновенную и самоуверенную удаль наполеоновского войска, уверившегося после взятия Москвы в том, что победа уже достигнута. И хотя в самом стихотворении не упоминается слово Москва, но за описанием “старого русского великана” в “шапке золота литого” встаёт образ столицы России — Москвы. Великан — воплощение силы всей Руси, но прежде всего той Москвы, что не сдалась и не покорилась французам, а могучая голова в золотом шлеме напоминает Москву “златоглавую”.
Интерес к истории России, к её прошлому Лермонтов сохранил на протяжении всей своей творческой биографии. Обращаясь к эпохе Ивана Грозного, он пишет в 1837 году «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Это стихотворение, изучаемое В 7-м классе, даёт возможность учителю не только познакомить учащихся с эпохой Ивана Грозного, с личностью царя-самодержца, но и представить Москву того времени. В «Песне» изображено историческое прошлое древней столицы. Её герои — москвичи. Тут и сам город — Кремль, Красная площадь, Зарядье. Для характеристики Москвы XVI века можно использовать диапозитивы: «Старая Москва» (два рисунка А. Васнецова), «“Крестовая” комната Теремного дворца», «Пир у царя Ивана Васильевича», «Торговые ряды в Московском Зарядье».
Москва является не только тем фоном, на котором происходят драматические события «Песни», она служит средством воссоздания художественных образов героев. Чтобы ясно представить себе, каким был Иван Грозный, необходимо увидеть его в царских палатах Кремля, окружённого стольниками, боярами, князьями и опричниками:
...за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
Следующий диапозитив знакомит учащихся с картиной П. Коровина «Купец Калашников в лавке». Ученики описывают увиденную картину: молодой купец, статный молодец Степан Парамонович, по прозванию Калашников, в Гостином дворе, “за прилавкою”.
Шёлковые товары раскладывает,
Речью ласковой гостей он заманивает,
Злато, серебро пересчитывает.
Это другая сторона русского быта того времени — на сцене является представитель другого класса общества. Торговая Москва середины XVI века предстаёт на диапозитивах «Торговые ряды в Московском Зарядье». С незапамятных времён рынком Москвы был Китай-город, там были ряды, лавки, подворья всех главных русских городов. Торговля производилась в известные дни и по указу царя должна была прекращаться в субботу, когда начнут в соборе благовестить к вечерне.
Ходят мимо бояре богатые,
В его лавочку не заглядывают...
Отзвонили вечерни во святых церквах,
За кремлём горит заря туманная...
Калашников запирает свою лавочку дубовою дверью “да немецким замком со пружиною”, привязывает на железную цепь зубастого пса.
И пошёл он домой, призадумавшись,
К молодой хозяйке за Москву-реку.
Третья часть поэмы переносит нас из-под сводов царских палат, из высокого купеческого дома на просторы Москвы-реки. Здесь, на глазах многолюдной толпы, перед лицом народа, как бы призванного стать судьёй между сторонами, разыгрывается поединок между Калашниковым и Кирибеевичем, по существу, поединок чести с бесчестием, правды с неправдою, человеческого достоинства с произволом и своеволием. Описание кулачного боя в древней Москве можно найти в книге Пыляева «Старая Москва»: “В Китай-городе, позади Мытного двора в праздничные дни народ собирался на льду на кулачные и палочные бои. Охотники собирались в партии, таким образом, составляли две враждебные стороны. По свисту обе стороны бросались друг на друга и бились жестоко, многие выходили навек из битвы изуродованными, других выносили мёртвыми. Вступая в кулачные бои, бойцы предварительно обнимались и троекратно целовались”. Эти древние поединки требовали соблюдения основного требования: в кулачных боях не допускалось убийство противника “вольной волею”.
Картина кулачного боя развёртывается на фоне русской зимы, в заснеженной Москве. Необыкновенной любовью к родному городу проникнуто лирическое отступление в начале III части: “Москва великая, златоглавая”, “стены кремлёвские и белокаменные”. Восход солнца над древней столицей, седой от инея, изображён поэтично и торжественно. Но картина рассвета над Москвой-рекой и драматична, так как рождает в душе читателя предчувствие горестной развязки.
Уж зачем ты, алая заря, просыпалася,
На какой ты радости разыгралася?
Подлинным апофеозом родному городу является «Панорама Москвы» — сочинение юнкера Лермонтова, написанное по заданию преподавателя В. Т. Плаксина в 1834 году (к нему мы обращаемся В 8-м классе). Оно достоверно говорит о том, что в юные годы Лермонтов неоднократно, преодолевая две с лишним сотни ступенек, взбирался на колокольню Ивана Великого, чтобы полюбоваться с высоты Москвой и её окрестностями. Древняя столица в изображении Лермонтова — город со своей “душой, мыслью, языком”, со своим самобытным обликом. “Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча... нет! у неё есть своя душа, своя жизнь... каждый её камень хранит надпись... богатую, обильную мыслями, чувством и вдохновением... как у океана, у неё есть свой язык”.
Много внимания уделено в «Панораме Москвы» выдающемуся памятнику русского зодчества собору Василия Блаженного. Особую трепетную любовь испытывает Лермонтов к Московскому Кремлю, с которым связана вся история России. Московский Кремль для него — свидетель многовековой славы русского народа, очевидец позорного поражения наполеоновских полчищ. Кремлёвская стена не только напоминание о прошлом, но и символ связи между минувшим и грядущим. Поэт соотносит прошлое с будущим, и Россия будущего им мыслится активной, могучей страной.
Её сердцем является Кремль. “Что сравнить с этим Кремлём, который, окружась зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежит на высокой горе, как державный венец на челе грозного владыки?..
Он алтарь России, на нём должны совершаться и уже совершаются многие жертвы, достойные отечества...” И заканчивает Лермонтов своё сочинение о Москве словами восхищения: “Нет, ни Кремля, ни зубчатых стен его, ни его тёмных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно... Надо видеть, видеть... надо чувствовать всё, что они говорят сердцу и воображению!..”
Тема «Москва в жизни и творчестве Лермонтова» звучит завершающим аккордом при изучении лирики, прозы и драматургии писателя В 9-м классе.
Изучение лирики Лермонтова позволяет нам обратиться к ряду произведений, не являющихся обязательными для изучения, но включающих в себя московскую тематику. Самое раннее произведение московской тематики — стихотворение «Булевар», написанное в июле 1830 года. Это сатирическая зарисовка посетителей Тверского бульвара — излюбленного в XIX веке места гуляний московской знати. Вероятно, юный Лермонтов здесь побывал не раз и хорошо знал его завсегдатаев. Стихотворение Лермонтова питалось традицией сатирических описаний московских гуляний, перекликалось с очерком К. П. Батюшкова «Прогулка по Москве». Зарисовки отдельных завсегдатаев Тверского бульвара в этом стихотворении напоминают его шаржированные наброски бытовых сцен в альбомах Верещагиной.
О, верьте мне, красавицы Москвы,
Блистательный ваш головной убор
Вскружить не в силах нашей головы...
Юношеские сатирические опыты Лермонтова осуществлялись на материале уходящей Москвы под непосредственным впечатлением от «Горя от ума» А. С. Грибоедова. Самый эпитет “бульварный”, который Лермонтов повторяет дважды, — “бульварный маскарад” и “бульварная семья” — заимствован из монолога Чацкого:
А трое из бульварных лиц,
Которые с полвека молодятся?
Стихотворение «Булевар» — пародия на монолог Фамусова о Москве. Предметом сатиры Лермонтова являются те же московские старики, дамы и женихи, которые вызывают восторг Фамусова.
Картину быта и нравов дворянской Москвы конца 20-х — начала 30-х годов Лермонтов прекрасно показал в драме «Странный человек», которая была закончена в июле 1831 года. В этой драме Лермонтов сатирически представил интересы и темы бесед в московских гостиных того времени. Московские разговоры дают представление о мелочности и будничности интересов тех, кто судил и осуждал молодое поколение. Сплетни, распространяемые с быстротой молнии, были самым действенным оружием против неугодных людей.
Но наряду с фамусовской Москвой в драме показана и передовая часть московской молодёжи. Сцена у студента Рябинова знакомит нас с бытом студенческой молодёжи. Что же составляло круг её интересов? Исторические судьбы России, её героическое прошлое, ужасы крепостного права, философия, поэзия, театр, игра любимца московской молодёжи актёра Мочалова — вот те темы, которые с жаром обсуждались в студенческих комнатах.
В драме, построенной на московском материале, её герой Владимир Арбенин резко противопоставляется старой консервативной Москве. Драма «Странный человек» — ступень к «Маскараду». Обе пьесы направлены против светского общества 30-х годов, и драма «Маскарад» — дальнейшее развитие идейного замысла «Странного человека».
Проза Лермонтова, представленная в 9-м классе программным произведением «Герой нашего времени», также даёт возможность обратиться к произведениям с московской темой. Приступая к роману «Герой нашего времени», необходимо познакомить учащихся с предысторией главного героя — Печорина, изложенной в незаконченном романе «Княгиня Лиговская». “До девятнадцатилетнего возраста Печорин жил в Москве, — читаем мы в «Княгине Лиговской». — С детских лет он таскался из одного пансиона в другой и, наконец, увенчал свои странствования вступлением в университет, согласно воле своей премудрой маменьки”. Там же содержится ещё одна важная для понимания образа Печорина характеристика: “Суждения Жоржа в то время были резки, полны противуречий, хотя оригинальны, как вообще суждения молодых людей, воспитанных в Москве и привыкших без принуждения постороннего развивать свои мысли”.
В романе много автобиографического материала: взаимоотношения Печорина с Негуровой близки к подлинной истории отношений самого Лермонтова с Е. А. Сушковой. Первая сюжетная линия романа: Печорин — Елизавета Николаевна Негурова, вторая связана с романом между Печориным и княгиней Лиговской. Роман (бессмертное произведение) Печорина и Веры — это печальная история двух исковерканных светом жизней.
В романе «Княгиня Лиговская» действие происходит в Петербурге, но упоминания о Москве встречаются неоднократно. Интересен спор о Москве, который возник в гостиной Печориных между дипломатом и княгиней Лиговской. Дипломат высказывает мысль о преимуществе Петербурга над Москвой: “Всякий русский должен любить Петербург: здесь всё, что есть лучшего в русской молодёжи, как бы нарочно собралось, чтоб подать дружескую руку Европе. Москва только великолепный памятник, пышная и безмолвная гробница минувшего, здесь жизнь, здесь наши надежды...” Княгиня, явно отдавая предпочтение Москве, говорит: “Я люблю Москву, с воспоминаниями о ней связана память о таком счастливом времени! А здесь всё так холодно, так мёртво...” В качестве посредника в этом споре выступает Григорий Александрович Печорин.
“— Однако ж, — сказал дипломат, — Москве или Петербургу отдадите вы преимущество?
— Москва — моя родина, — отвечал Печорин, стараясь отделаться.
— Однако ж, которая... — дипломат настаивал с упорством.
— Я думаю, — прервал его Печорин, — что ни здания, ни просвещение, ни старина не имеют влияния на счастие и весёлость...”
Слова о Москве, высказанные Печориным, кажутся сказанными самим Лермонтовым, в своих письмах неоднократно подчёркивающим своё отношение к Москве: “Москва — моя родина и всегда ею останется... Там я родился, там много страдал и там же был слишком счастлив!” (Из письма М. А. Лопухиной от 2 сентября 1832 года из Петербурга.)
Более полутора столетия отделяют Москву лермонтовскую от Москвы современной. Неузнаваемо изменился облик древней столицы, но так же возвышаются седые зубчатые стены Кремля, так же сверкают колонны зала бывшего Благородного собрания, стоит старое здание Московского университета, красуется Петровский театр, шумят липы на Тверском бульваре, стоит домик на Малой Молчановке, который притягивает своей магической способностью перенести переступивших его порог в иные измерения. Именно здесь можно остаться наедине с великим поэтом, прожить те короткие и радостные минуты приобщения к великому, которые дарует встреча с истинным художником.
Произведения Лермонтова сохранили и донесли до нас навечно живой образ той Москвы, в которой он жил и творил, в которой он страдал и был счастлив. Москва Лермонтова — частица бытия и современного человека, частица исторической памяти народа.