Конспект урока окружающего мира «Дары осени»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №147 «Улыбка» комбинированного вида»

города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект урока окружающего мира

«Дары осени»

подготовила

воспитатель

Симакова Татьяна Леонидовна

г. Чебоксары

Образовательные задачи

    Уточнить и закрепить знания детей о приметах осени, о явлениях осенней природы.

    Совершенствовать умение мыслить системно, видеть настоящее, прошлое и будущее объекта через использование метода системного анализа/.

    Закрепить знания детей об овощах ( корнеплоды, плодовые овощи, листовые )

о фруктах.

    Учить передавать в лепке характерные особенности каждого овоща, фрукта, пользуясь приемами раскатывания, сглаживания пальцами, прищипывания, оттягивания.

    Закрепить умение детей передавать в лепке форму разных и фруктов.

Развивающие задачи.

    Развивать творческое воображение, умение находить противоречия. Учить детей определять положительные и отрицательные свойства качеств предметов и явлений..

    Развивать логическое мышление, уметь грамотно задавать вопросы воспитателю по теме, слушать товарища.

    Развивать речь детей, ее выразительность; пополнить словарь детей определениями, пословицами, поговорками об осени.

Воспитательные задачи.

    Воспитывать экологическую культуру, любовь к природе. Уважение к труду овощеводов, садоводов.

    Воспитывать интерес к лепке, аккуратность в работе с глиной.

Активизация словаря: золотая осень, корнеплоды, плодовые овощи, овощеводы, садоводы ;приемы : раскатывания, сглаживания пальцами, прищипывания, оттягивания.

Материал: пособия к игре «Цепочка слов», фишки, венок из осенних листьев, корзинка, муляжи овощей, фруктов, фрукты настоящие, иллюстрации овощей и фруктов, магнитофон, мольберт, пособие к игре «Составь картинку» ( на каждого ребенка), пластилин, стека, дощечка для лепки.

Ход занятия

Воспитатель подводит детей к окну, предлагает посмотреть на улицу.

В. – Ребята, какое сейчас время года?

Д.: Осень. Поздняя осень.

В.: Осень какая? Предлагаю поиграть в игру.


    Дидактическая игра «Цепочка слов»

Воспитатель выставляет плоскостное изображение паровозика - это слово «осень», а вагончики будут слова-определения, которые дети подберут к слову «осень»

Д.: Осень - дождливая, красивая, богатая, золотая, разноцветная, любимая, долгожданная, холодная и т. п.

В.: Ребята, осень - это хорошо или плохо?

    Дидактическая игра «Хорошо - плохо»

Осень – это хорошо. Почему? Осень – это плохо. Почему?

- Много урожая. – Стало холодно.

- В лесу можно собирать грибы. - Идут холодные дожди.

- Листья разноцветные, это красиво. - Нужно брать с собой зонтик

- Дети идут в школу. - Птицы улетают в теплые края.

- На клумбах много осенних цветов. –Дни стали короткие, а ночи

- Листопад - это красиво. – Много листьев, надо убирать и т. п.

( За каждый ответ ребенок получает фишку. В конце подсчитывается, у кого сколько фишек.)

В.: Ребята, а как в народе говорят о осени?

Д.:- «Осенью и воробей богат»,

« Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь»,

«Осенью лист на дереве не держится »

В.: Молодцы. Главная примета осени - листопад. Я предлагаю вам превратиться в листочки.

    Физминутка « Мы – осенние листочки»

Мы – осенние листочки на веточках сидим.

Дунул ветер – полетели, мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал - и листочки все поднял

Закружились, полетели и на землю снова сели

( Проводится два раза. Дети выполняют движения на слова воспитателя)

    Игровой момент – приход Осени

В.: Только осенью с деревьев падают листья. У меня есть венок из листьев, он обладает волшебной силой – тот, кто его наденет, становится волшебницей Осенью.

( воспитатель надевает на голову венок).

По лесной дорожке

Осень к вам пришла,

И с собой в корзинке

Подарки принесла.

(Воспитатель показывает закрытую корзинку)

В.: Как вы думаете, что я вам принесла?

Д.: Яблоки, груши, овощи…

В.:Чтобы узнать, надо выполнить задание. Нужно сложить картинку из 8 частей, если вы сложите правильно, то узнаете отгадку.

(Воспитатель включает классическую музыку. Дети подходят к столу, составляют свою картинку( овощ или фрукт ), делают вывод, что в корзине овощи и фрукты).

В.: Ребята, я к вам так торопилась, что положила вместе все плоды. Помогите мне разложить их на разные блюда.

    Дидактическая Игра «Разложи овощи и фрукты»

(Дети раскладывают овощи: корнеплоды, плодовые и фрукты на разные блюда. Воспитатель спрашивает, почему они так положили)

    МСА ( метод системного анализа)

В.:Ребята, если мы рассмотрим огурец, всегда ли он был таким?

Воспитатель в центр девятиэкранки ставит карточку с изображением огурца. Заполнение девятиэкранки карточками: настоящее, прошлое, будущее огурца..







Где растет

( огород )

Кухня, шкаф

Семечко

Огурец

Где используют спелые плоды( салаты, соленья )

Из чего состоит

Из чего состоит, какой на вкус

Д.: Нет.

В.: Чем огурец был раньше?

Д.: Огурец раньше был семечком.

Ставится карточка с изображением семечка.

В.: Что можно приготовить из огурцов?

Д.:- Салаты.

- Есть огурцы свежими.

- Засолить.


    Физминутка «Каждому плоду свое место»

В.: Ребята, вы хорошо знаете овощи, фрукты, а можете вы придумать танец овощей и фруктов. А по окончании музыки нужно объединиться в группы по какому-то признаку, что вас объединяет.

( Воспитатель включает музыку, дети выбирают плод и под музыку танцуют, затем объединяются в подгруппы : овощи корнеплоды, плодовые, фрукты)

В.: Ребята, я слышала спор между овощами и фруктами. Овощи говорят, что они самые главные, а фрукты - что они. Помогите разрешить спор между овощами и фруктами.

Д.: - Овощи полезные, в них много витаминов.

- Когда болеешь, надо есть лук и чеснок.

- Фрукты очень полезные, в них много витаминов.

- Яблоки сладкие, из них можно сварить варенье.

В.: Значит, можно сделать вывод : важны и овощи и фрукты.

    Дидактическая игра « Что общее?»

( Воспитатель ставит иллюстрации овощей и фруктов)

В.: - Что общее между овощами и фруктами?

Д.: - Они растения, растут из семян, нужно ухаживать, полезные, некоторые овощи и фрукты надо чистить,, надо мыть перед едой.

В.: - Чем отличаются овощи и фрукты?

Д.: - Овощи растут на огороде, фрукты – в саду. овощи - на грядке, фрукты – на дереве.-

В.: - Ребята, а овощи и фрукты сами выросли?

Д.: Нет.

В.: Кто их выращивает?

Д.: Овощи выращивают овощеводы. Фрукты выращивают садоводы.

В.: Как вы думаете, это трудная профессия овощевод, садовод?

Д.: - Трудная, потому что надо ухаживать.

- Надо поливать, убирать сорняки.

В.:Я предлагаю вам стать овощеводом или садоводом и вырастить свой овощ или фрукт.

    Самостоятельная работа детей за столами.

Дети из пластилина лепят по желанию овощи или фрукты. Воспитатель подходит к детям, интересуется, что они лепят. В конце занятия дети, по желанию, рассказывают, что они слепили.

    Анализ занятия

В.: Ребята, я узнала, что вы много знаете об овощах и фруктах, поэтому я приготовила вам сюрприз - угощение из фруктов.

Педагог угощает детей приготовленными фруктами.

Использованная литература

Л. Г.Горькова. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников М.,2005г

Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. М.,2008г.