Перспективы развития рынка услуг Налогового консультирования в России

Оглавление

Введение ................................................................................................................

3

Глава 1. Теоретические основы налогового консультирования .......................

7

1.1 Понятие и сущность налогового консультирования ..................................

7

1.2 Принципы налогового консультирования ....................................................

10

1.3 Характеристика основных моделей налогового консультирования ..........

15

Глава 2. Анализ современного состояния и основных проблем налогового консультирования в России .................................................................................

22

2.1. Налоговый консалтинг России сегодня .......................................................

22

2.2. Проблемы, препятствующие развитию налогового консультирования ...

26

Глава 3. Перспективы развития рынка услуг Налогового консультирования в России ..................................................................................................................

29

3.1. Основные направления совершенствования налогового консалтинга .....

29

3.2. Способы решения проблем налогового консультирования, препятствующих его развитию ...........................................................................................

33

Заключение ............................................................................................................

37

Список литературы ..............................................................................................

39

Введение

Актуальность темы курсовой работы обуславливается значимостью консалтинговых услуг в структуре современного рыночного хозяйства, а также обостряющейся конкуренцией консалтинговых фирм, как основных субъектов этого рынка.

Потребность в деловом консультировании растёт очень быстрыми темпами, а налоговое консультирование, уж тем более, становится всё более востребованной услугой у налогоплательщиков, так как консультирование со специалистом в этой сфере позволяет уменьшить, не нарушая законодательства, совокупность налоговых платежей, снизить риски неправильного исчисления и уплаты налогов, защитить себя от ущерба, связанного с налоговыми санкциями, улучшить конечные результаты деятельности.

Несовершенство налогового законодательства создает значительные трудности, как для российских, так и для иностранных компаний, работающих на внутреннем рынке. Поэтому налоговое консультирование приобретает всё наибольшую актуальность.

Вопросы в сфере налогового консалтинга в наши дни обсуждаются очень активно, идут споры относительно различных его сторон ( например, стоит ли выделить налоговое консультирование как самостоятельный вид деятельности, принимать дополнительные поправки в законодательство для регулирования этой деятельности, или же достаточно существующей базы, регулирующей например аудиторскую деятельность).

В частности до сих пор Государственной Думой обсуждается, но ещё не принят проект Федерального закона «О налоговом консультировании», также проводится большое количество конференций, посвященных проблемам российского рынка налогового консалтинга и его перспективам. Например, первая конференция состоялась в 1999 г. на тему "Государство и налогоплательщик: культура правоотношений", а также в 2002 г. на тему "Правовые проблемы налогового консультирования". На первой конференции были лишь обозначены некоторые направления налогового консультирования. 
Цель второй конференции - выработать концептуальные подходы к решению проблемы налогового консультирования с учетом зарубежного опыта и российской специфики, а также рекомендации о создании Палаты налоговых консультантов и по проекту ФЗ "О налоговом консультировании". Еще одна научно-практическая конференция, состоялась 2003 г. в Смоленске при участии представителей налоговых органов и их подразделений, а также учебных, консультационных и информационных центров.

Формирование правильных взаимоотношений государства и налогоплательщиков считается важной составной частью налоговой политики. Не вызывает сомнений, что государство в лице своих налоговых органов должно в глазах налогоплательщиков выглядеть компетентным и справедливым. Налоговые органы формируют не только свой образ, но в определенной степени и образ государства в целом. Поэтому работа с налогоплательщиками должна иметь приоритетное значение в деятельности налоговых органов. В то же время и у налогоплательщика есть свои интересы. Ему важно иметь полную и достоверную информацию, позволяющую эффективно вступать в налоговые правоотношения, а при отсутствии такой информации – специалиста или организацию, способных дать такую информацию, а также рекомендацию или совет. И государство должно создать условия, при которых налогоплательщик сможет реально воспользоваться и информацией, и рекомендациями. Для этого существует две возможности: во-первых, обязать налоговые органы “повернуться лицом” к налогоплательщикам; во-вторых, дать возможность независимым от налоговых органов специалистам консультировать налогоплательщиков.

Цель данной работы - охарактеризовать такое направление консалтинга, как налоговое консультирование, современное положение российского рынка налогового консалтинга и предложить основные пути его совершенствования.

Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:

- рассмотреть категорию «налоговое консультирование» как особый вид

консалтинга: понятие, сущность, основные его виды;

- обосновать необходимость применения налогового консалтинга;

-    выявить причины и факторы, обусловившие появление налогового

консультирования в России;

-    рассмотреть особенности развития российского рынка услуг по

налоговому консультированию на современном этапе;

-    оценить перспективы развития налогового консультирования;

-    выделить направления совершенствования налогового

консультирования.

Объектом исследования является налоговое консультирование как одно из направлений консалтинга.

Предмет исследования – современное состояние, а также механизм функционирования и развития рынка консультационных услуг в области налогообложения.

В процессе написания работы использовались такие методы исследования, как аналитический, сравнительный, статистический, изучение монографических публикаций и статей,.

Теоретической основной курсовой работы послужили исследования отечественных и зарубежных ученых в области налогового консультирования в нашей стране и за рубежом. Среди российских ученых можно назвать Кирину Л.С., Андреева Е.П., Васьковского Д.В. и др. Список  источников представлен в конце курсовой работы. Курсовая работа написана при использовании нормативно-правовых актов Российской Федерации, материалов периодической печати.

Структура курсовой работы обусловлена поставленными в исследовании задачами. Первая глава посвящена изучению причин появления налогового консультирования в России, а также теоретическим его аспектам. Во второй главе работы рассматриваются современные тенденции развития рынка услуг по налоговому консультированию, а также проблемы российского консалтинга в области налогообложения. В третьей главе курсовой работы, нами представлены пути решения обозначенных проблем и направления совершенствования налогового консультирования.

Глава 1. Теоретические положения налогового консультирования

1.1 Понятие, сущность и значение налогового консультирования

Налоговое консультирование - необходимый элемент рыночной инфраструктуры. Но оно относиться не только к последней, но и является неотъемлемой частью всей системы налоговых правоотношений.

Налоговое консультирование как сфера бизнеса возникло в мире в шестидесятые годы прошлого века. Характерной особенностью его на этапе становления было активное внедрение в консалтинг крупных аудиторских фирм. Начиная развивать консультирование как естественное продолжение бухгалтерских услуг, эти фирмы стремительно захватили лидерство в области оперативного учета и управленческой отчетности, внутреннего финансового менеджмента, налогового планирования и контроля. В результате произошло выделение налогового консультирования в самостоятельную сферу деятельности консультантов, требующую специальной подготовки.

В начале восьмидесятых годов налоговые органы развитых стран мира приступили к проведению модернизации своей деятельности, в ходе которой большое внимание было уделено реформированию отношений с налогоплательщиками. Налоговые органы стали оказывать налогоплательщикам услуги по предоставлению требуемой информации, обучению заполнению деклараций и другую помощь. Вместе с тем следует отметить, что помощь налогоплательщикам со стороны налоговых органов в основном носит характер справок, а не консультаций. Консультации же оказывают профессиональные налоговые консультанты. При этом в большинстве стран мира правовые нормы, регулирующие деятельность налоговых консультантов, требуют профессиональной подготовки и подтверждения права на оказание услуг по налоговому консультированию, а в некоторых странах предусматривается и наличие лицензии.

При всем многообразии моделей в мировой практике можно выделить два варианта регулирования сферы налогового консультирования: регулирование на государственном уровне, регулирование на уровне саморегулируемой профессиональной организацией.

Государственное регулирование регламентирует сферу налогового консультирования законодательными актами, едиными стандартами, устанавливает меру ответственности налогового консультанта. Саморегулирумые организации имеют опубликованные правила и стандарты профессиональной деятельности, обязательные для всех членов организации.

Для раскрытия понятия налогового консультирования необходимо привести определение этой сферы деятельности:

1) налоговое консультирование - это вид профессиональной деятельности по оказанию заказчику на платной основе услуг, содействующих должному исполнению налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами, иными лицами обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

2) налоговое консультирование - это деятельность независимых от налоговых органов субъектов по выработке рекомендаций, составлению документов, представительству, осуществляемая в интересах налогоплательщиков;

3) налоговое консультирование - это способ реализации прав конкретного налогоплательщика на получение квалифицированной помощи профессионала;

Приведенные выше определения термина налоговое консультирование затрагивают три признака услуг в сфере консультирования по налогам и сборам:

- профессиональная обособленность деятельности консультантов по налогам и сборам и иных видов деятельности;

- вневедомственный и платных характер деятельности налогового консультанта;

- цель налогового консультирования - содействие должному исполнению налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами, иными лицами обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Указание на самостоятельность и профессиональную обособленность деятельности налогового консультанта опирается на характеристику инфраструктуры услуг в исследуемой области. В настоящее время отсутствуют нормативные правовые акты, которые могли бы емко определить понятие налогового консультирования, статус налогового консультанта и консультируемых лиц, закрепить принципы и стандарты профессиональной деятельности. На сегодняшний день отсутствует единая система подготовки, аттестации, повышения квалификации, учета и контроля за деятельностью налоговых консультантов.

Описание консультационной деятельности в основном строится на предположении, что консультант по налогам и сборам действует как предприниматель. В то время как анализ сложившегося российского и международного опыта показывает, что имеются положительные результаты организации системы налогового консультирования как в рамках органов государственной власти, так и в самой организации.

Сущность налогового консультирования состоит в оказании помощи в отношении разрешения проблем, связанных с налогообложением юридических и физических лиц, при которой консультант сам не отвечает за результат внедрения принятых решений. Под процессом налогового консультирования понимается последовательная серия действий и мероприятий, которые предпринимает налоговый консультант для разрешения проблем клиента и создания условий, при которых клиент в состоянии сделать это самостоятельно. В связи с этим, можно говорить, что сущность деятельности налогового консультанта состоит не только в предоставлении помощи заказчикам в части правильной уплаты налогов и сборов и планирования будущих операций, но и в передаче знаний о системе налогообложения и происходящих в ней изменениях в распоряжение индивидуальных клиентов и организаций.

1.2 Принципы налогового консультирования

Основной целью деятельности в сфере налогового консультирования является работа специалистов на самом высоком уровне, обеспечивающим качественное выполнение заданий, поставленных заказчиком, и удовлетворение общественных интересов. Для достижения указанных целей консультант должен следовать принципам налогового консультирования:

1) Знания и опыт. Знания налогового консультанта не исчерпываются только знаниями нормативных правовых актов по налогообложению, налоговый консультант умеет анализировать судебную практику, обладает знаниями ненормативных правовых, разъясняющих актов. Налоговый консультант также обладает знаниями бухгалтерского учета, анализа финансовых операций. Совокупность этих знаний помогает оказывать налогоплательщику услуги одновременно по различным направлениям деятельности.

Налоговые консультанты вправе принять на себя проведение устных или письменных консультаций. Но и в том и в другом случае следует иметь в виду, что содержание консультаций должно быть полным и исчерпывающим, в этом налоговому консультанту помогают не только знания, но и опыт работы. Ответ на вопрос налогоплательщика должен быть обоснованным, развернутым, со ссылками на нормативные документы. Консультанту следует представить налогоплательщику полное описание ситуации, представив все возможные позиции по вопросу с указанием последствий по каждому из возможных вариантов поведения налогоплательщика. Такой ответ содержит в себе аргументацию, которую налогоплательщик сможет использовать, вступая в налоговые правоотношения, в том числе в случае возможного обращения в суд. В то же время налогоплательщик принимает решение о своих дальнейших шагах самостоятельно, поскольку в соответствии с гражданским законодательством предпринимательская деятельность - это деятельность, осуществляемая на свой страх и риск. Однако при консультировании специалист ограничен предоставленными ему клиентом сведениями, документами и материалами, поэтому содержание и качество консультации зависит от полноты и достоверности их сведений, документов и материалов.

2) Профессиональная компетентность. Профессиональная компетентность налогового консультанта основывается на умении четко определять сферу своей компетенции и возможностей. Если у консультанта имеется мнение, что проблема клиента не может быть полностью разрешена консультантом, то целесообразнее сразу отказаться от оказания услуги. Желание заключить договор на оказание услуги не должно превалировать над четкой оценкой ситуации. Клиент оценит умение консультанта отказываться от работы, если она изначально не может иметь положительного результата.

Очень важно налоговому консультанту продемонстрировать уже на стадии формирования коммерческого предложения знания бизнеса клиента, сферы его деятельности, опыт успешной работы в этой и смежных областях деятельности, готовность представить коммерческое предложение в письменной форме. Очень важный фактор профессиональной компетенции консультанта - владение стандартными методиками проработки аналогичных проблем, наличие соответствующего инструментария. Стандартные методики позволяют продемонстрировать объективность в решении проблем клиента, но часто клиент оценивает именно умение решать нестандартные задачи.

Не редко клиент, обращаясь к налоговому консультанту, не может четко сформулировать свою проблему. Клиент надеется, что специалист самостоятельно поймет суть проблемы. В такой ситуации особенно важно консультанту помочь клиенту сформулировать суть проблемы и выработать общий взгляд на ее решение.

Профессиональная компетентность налогового консультанта определяется умением представить клиенту различные варианты решения проблем, сформулировать выгоды и преимущества, которые могут быть получены в результате разрешения проблемы, проанализировать риски и неблагоприятные последствия, которые могут наступить в обратной ситуации.

Профессиональная компетентность налогового консультанта опирается на ведение образовательной, научной работы в предметной и смежных областях, наличия публикаций по проблеме, постоянное повышение своей квалификации.

3) Беспристрастность и объективность. Многие крупные организации имеют специальные подразделения налоговых консультантов, другие организации предпочитают обращаться к специалистам, не состоящим в штате организации, в обоих случаях важна беспристрастность и объективность консультанта. Не редко обращение налогоплательщика к специалисту в области налогообложения сопровождается жалобами на противоречивость налогового законодательства.

При оказании услуг налоговый консультант часто общается с различными службами клиента. Например, решение задач налогового планирования потребует привлечения к работе не только подразделения бухгалтерской службы, но и финансового подразделения.

В беспристрастном и объективном консультировании помогает разработка единых методик по решению конкретных проблем, которые используются с учетом специфики имеющихся проблем и поставленных задач.

4) Добросовестность. Сложности становления налоговой системы, сопровождающиеся не только частными изменениями, но и противоречиями налогового законодательства, арбитражная судебная практика по рассмотрению споров по вопросам налогового законодательства - все эти проблемы приводят к тому, что налоговый консультант должен не только хорошо разбираться в налоговом законодательстве, знать арбитражную практику, но и уметь при оказании услуги использовать свои знания и опыт, а также выработать по определенным вопросам свое мнение, основанное на знаниях и опыте.

Проблемы, с которыми обращается клиент к налоговому консультанту, редко имеют однозначное решение, чаще всего приходиться при анализе проблемы вырабатывать вместе с клиентом целый ряд альтернативных решений, выбирать из их числа наиболее выгодные с точки зрения клиента и законодательства. Соответственно добросовестность консультанта будет определяться полнотой рассмотрения и проработки самой проблемы клиента, полнотой анализа возможных вариантов решений и полнотой помощи при выборе окончательного решения.

Консультации, основанные на знаниях и опыте, профессиональной компетенции, будут определять качество предоставления услуг.

Необходимо учитывать конфликт сторон налогообложения. Налогоплательщик желает максимально снизить налоговое бремя, а государству необходимо максимизировать налоговые доходы. Консультант должен действовать в интересах налогоплательщика, но исключительно в рамках налогового, гражданского и уголовного законодательства.

5) Конфиденциальность. Заключая договор с налоговым консультантом, клиент понимает, что помощи в решении проблем сопровождается раскрытием финансовой информации организации, часто раскрывается в процессе консультации коммерческая тайна, - все это требует обеспечения конфиденциальности от налогового консультанта.

В процессе переговоров с клиентом налоговый консультант обязан сформулировать вопрос конфиденциальности максимально четко, а в последствии прописать его в контракте, если таковой будет иметь место.

6) Экономическая результативность. Налоговый консультант чаще всего заинтересован в заключении договора с клиентом, поэтому возникает двойственность при определении стоимости оказываемых услуг. Консультанту необходимо найти компромисс между желанием получить максимально возможную сумму и сохранением клиента. В решении этой проблемы поможет калькуляция затрат, которая определяет ориентировочную стоимость услуг в режиме реального времени по запросу, тогда консультант может ясно назвать стоимость своих услуг и возможный порядок затрат на решение поставленных задач и принципы формирования своего вознаграждения. Можно предоставить право клиенту самостоятельно сформировать стоимость консультационного проекта в зависимости от потребностей и финансовых возможностей организации или рекомендовать объем консультационных услуг исходя из финансовых возможностей организации.

Также стоимость услуг будет зависеть от вида договора, заключенного с клиентом. Это может быть:

- договор на разовую консультацию. Предмет договора должен быть четко определен. Обычно время заключения такого договора и время оказания услуги совпадает;

- абонентский договор. Предметом такого договора являются как решение конкретных задач на протяжении определенного времени, так и ведение дел клиента, касающихся налогообложения;

- консультационный проектный договор. Это ограниченный во времени целенаправленный комплекс мероприятий, предпринимаемый налоговым консультантом на установленных договором условиях, для разрешения проблемы клиента.

Фирмы, оказывающие услуги в сфере налогового консультирования, формируют систему оплаты услуг, которая позволяет покрывать расходы фирмы и накапливать прибыль. В мировой практике приняты четыре основные формы установления цены на консультационные услуги:

- повременная оплата;

- фиксированная недифференцированная оплата;

- процент от стоимости объекта консультирования или результата;

- комбинированная оплата.

1.3 Характеристика основных моделей налогового консультирования

Методика каждого вида налогового консультирования зависит от многих факторов, таких, как позиция налогового консультанта, соотношение этапов проведения налогового консультирования, а также от приемов применяемых налоговым консультантом, его опыта и склонности клиента к риску.

В зависимости от вида консультирования изменяются не только роли, но и характер ответственности сторон. В зависимости от роли и степени участия налогового консультанта и заказчика консультационных услуг в проекте можно выделить четыре модели налогового консультирования: экспертная, проектная, процессная и обучающая.

В экспертной модели налогового консультирования задача консультанта заключается в том, чтобы предоставить организации - заказчику свой практический опыт и технические навыки. Роли налогового консультанта и клиента четко разделены по этапам налогового консультирования. Консультант не принимает участия ни в диагностике проблемы клиента, ни во внедрении рекомендаций. Его участие заключается в разработке и принятии решений, предложении механизмов их реализации.

При реализации данной модели налогового консультирования эксперт - консультант, основываясь на своем опыте и знаниях, должен предоставить заказчику всю необходимую информацию с тем, чтобы клиент сам принял окончательное решение. Налоговый консультант, имея четкую формулировку проблемы и опираясь на факты, предоставленные клиентом, должен продиагностировать организацию. Подготовив альтернативные варианты решений, он изучает степень осуществимости своих предложений. На основе полученной от эксперта информации руководство организации - заказчика обсуждает с консультантом достигнутые результаты.

Немаловажную роль в реализации экспертной модели играет разъяснение клиенту основания предлагаемых альтернатив и обеспечение дополнительной компетенции клиента посредствам обучения персонала новым приемам и методам. При реализации экспертного консультирования консультант с особой тщательностью должен следить за соблюдением принципа понятности и ясности выносимых рекомендаций.

Налоговый консультант может порекомендовать экономические, структурные и организационные изменения, но сам в их реализации в рамках экспертной модели не участвует, но дает рекомендации по практическому применению проекта.

Экспертная модель налогового консультирования применяется в тех ситуациях, когда задачи в области налогообложения фактически регулируются многими законодательными актами не только налоговой отрасли права, но и гражданской, уголовной, арбитражной и других отраслей законодательства Российской Федерации, что требует дополнительной компетенции при принятии решений.

Экспертное консультирование включает в себя:

- устные консультации в форме дискуссии, обсуждения проблем, причин их возникновения, возможных мер по их устранению;

- письменные ответы на поставленные вопросы;

- обзоры литературы, нормативных документов, практики и обычаев делового оборота;

- экспресс - анализ проблем и ситуации, выявление скрытых причин проблем организации;

- углубленный анализ ситуации, выявление скрытых причин проблем организации;

- структурирование задач, поиск решения, анализ альтернатив, разработка рекомендаций, экспертные оценки и заключения.

В данной модели роль компании - заказчика заключается в обеспечении консультанту доступа к информации, которая необходима для правильного понимания им сущности проблемы клиента и выработки эффективного решения. По наступлению завершающего этапа процесса налогового консультирования организация оценивает результат работы налогового консультанта.

Налоговый консультант, имея четкую формулировку проблемы, опираясь на факты, предоставленные клиентом, должен продиагностировать организацию, разработать насколько схем решения проблем и изучить степень осуществимости этих схем. При реализации данной модели эксперт должен предоставить заказчику всю необходимую информацию для того, чтобы заказчик сам принял окончательное решение. Налоговый консультант должен разъяснять руководителям и специалистам компании - клиенту смысл процедур, норм и правил, действующих в налоговом законодательстве. Налоговый консультант по специальному запросу осуществляет помощь и ассистирование руководителям и специалистам организации.

Достоинство экспертного консультирования состоит в его экономичности по затратам времени как для налогового консультанта, так и для организации - заказчика. Недостаток состоит в том, что эксперт, не принимая участия в диагностическом этапе, ограничен теми фактами и исходными данными, которые ему предоставляет клиент.

Задача следующей модели налогового консультирования не может ограничиваться устными консультациями или обзором правоприменительной практики относительно рассматриваемой ситуации. Проектная модель используется для комплексного разрешения какой-либо ситуации клиента и заключается в выявлении и анализе проблем организации - заказчика. В отличие от экспертной модели в проектной модели консультант начинает рабочий процесс и полностью вникает в проблему на диагностическом этапе, выявляя источники происхождения проблемы и четко ее формулируя. Консультант берет на себя разработку и внедрение способов сбора и обработки высказанных идей, оценок, суждений, предложений и представляет результаты проектирования. При использовании модели проектного консультирования налоговый консультант должен аналогично экспертной модели разработать и предложить альтернативные решения поставленных задач и выявленных проблем. Консультант передает ответственность за этап реализации решений клиенту, который самостоятельно внедряет предложенные специалистом варианты. Таким образом, в данной модели консультант выступает в роли разработчика проекта. Учитывая, что проектировщик не принимает участия в этапе внедрения, он должен обеспечить передачу клиенту своих теоретических и технических знаний по исследуемой проблеме.

Проектная модель часто используется в тех случаях, когда разработка альтернативных решений представляется сложной многоплановой задачей, но само решение не является сложным с точки зрения его внедрения.

Роль клиента в данной модели заключается в предоставлении информации и разъяснения налоговой политики организации. Учитывая тот факт, что консультант передает ответственность за этап реализации решения клиенту, который самостоятельно внедряет предложенные консультантом варианты, то главная роль заказчика состоит во внедрении разработанных и принятых консультантом решений.

В данной модели консультирования налоговый консультант полностью погружается в проблему клиента на первом этапе процесса, выявляя первым делом уточнить происхождение проблемы. Консультант должен разработать и внедрить на практике способы сбора и обработки информации и сформировать определенные решения. Главное отличие данной модели состоит в том, что здесь консультант участвует в принятии окончательного решения.

Достоинство проектной модели связано с тем, что консультант, участвуя в диагностическом этапе, имеет возможность детального анализа проблемы и ее источников. Недостаток модели заключается в том, что консультант не участвует в этапе внедрения, то есть не может полностью контролировать процесс применения на практики разработанного проекта, но и за конечный результат консультант не несет никакой ответственности.

Процессная модель консультирования предполагает совместную работу консультанта и консультируемой организации как членов одной команды над решением проблемы. Процессную модель целесообразно использовать при реализации крупных проектов, в которых сложность представляет не только диагностика проблемы и разработка решения, но и его внедрение. Данные модели используются также в случаях, когда реализация решения связана со значительными структурными, экономическими или организационными изменениями и требует надзора со стороны консультанта за внедрением рекомендаций.

Отличительной особенностью процессной модели налогового консультирования является участие консультанта во внедрении плана, в том числе возможно прямое вмешательство в управлении организацией путем принятия управленческих решений, направленных на внедрение рекомендаций. Консультант также сосредоточен на передаче клиенту своих знаний и навыков. Он обучает заказчика правильно диагностировать и анализировать ситуацию. Консультант по процессу знакомит фирму с ее организационными и управленческими процессами, их вероятными последствиями методами вмешательства для стимулирования изменений. Процессная модель всегда предполагает сотрудничество консультанта и клиента на всех этапах налогового консультирования.

Роль организации в данной модели заключается в активном взаимодействии с консультантом в рамках мероприятий и процедур, предложенных консультантом. Процессная модель предусматривает высказывание клиентом налогового консультанта своих идей, соображений, предложений. Модель ориентирована на совместную работу клиента и консультанта над анализом проблемы и разработкой решений.

Налоговый консультант принимает активное участие в осуществлении мероприятий по разрешению проблемы клиента в соответствии со схемой, которую разработал консультант на этапе планирования. Выявленные на этом этапе ошибки и неверные предположения, новые факты и проблемы подлежат совместному обсуждению и проработке. Консультант организует и управляет процессами сбора информации, разработки, обсуждения и принятия решений.

Процессное консультирование может включать в себя организацию и проведение деловых и инновационных игр по проблемам клиента, участие в рабочих совещаниях и дискуссиях с правом вещательного голоса.

Достоинство представленной модели состоит именно в совместной работе консультанта и организации в качестве одной команды, что способствует совместному использованию технических и информационных ресурсов, знаний и опыта друг друга. Недостатком процессной модели является значительная затрата времени, которое требуется как от клиента, так и от специалиста.

О применении обучающей модели целесообразно говорить в ситуации, когда организация - заказчик формирует запрос на обучение. Определенный обучающий эффект есть и при реализации процессной модели, но обучающая модель заключается в том, что организация, имея определенные цели, заказывает проведение семинаров, деловых игр, специальных программ, адаптированных под интересующую проблему. Главная задача данной модели - это обучение налоговым консультантом специалиста по налогообложению организации - заказчика. Для того, чтобы повысить результативность учебных мероприятий, консультант может проводить специальный тренинг по развитию коммуникативных навыков, навыков принятия решений у учебной группы.

В рамках обучающей модели можно выделить работу по:

- стандартным программам (когда клиент выбирает семинары и деловые игры из предлагаемого консультантом перечня);

- специально адаптированным программам (когда проблематика определяется заказчиком, а консультант разрабатывает программу и подбирает форму учебных мероприятий).

Работа может быть организована в:

- общих группах, сформированных заказчиком;

- специально сформированных группах, когда консультант проводит мероприятия по формированию учебной группы, формирует требования к обучающимся и проводит отбор, используя специальные методы анкетирования или собеседования.

Здесь роль заказчика состоит в формировании запроса на обучение, выборе целей, программы и формы обучения. Организация, исходя из своих целей и задач, формирует учебные группы.

Налоговый консультант должен предоставить как теоретическую, так и практическую информацию по выбранной клиентом проблематики в форме лекций, семинаров, тренингов, деловых игр. Консультант готовит раздаточный материал, формирует перечень рекомендованной литературы, разрабатывает учебно-практические пособия, подбирает примеры, приближенные к практическим ситуациям. Основная функция консультанта в рамках обучающей модели консультирования - передать клиенту приемы и способы решения задач.

Описанные модели являются теоретической основой налогового консультирования. На практике же консультационный процесс не всегда проходит все этапы в рамках одной модели. При переходе от одного этапа налогового консультирования к другому, в зависимости от задач, приоритетов субъективных представлению заказчика и консультанта может происходить смена консультационных моделей.

В современной практике наиболее востребована модель комплексного налогового консультирования, которая позволяет снять ограничения между представленными моделями консультирования.

Глава 2. Анализ современного состояния и основных проблем

налогового консультирования в России

2.1 Налоговый консалтинг России сегодня

В настоящее время практически каждая сфера жизни общества имеет свой вид консалтинга, и сфере налогообложения не является исключением. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что налоговый консалтинг в России оформилось как явление. К услугам налоговых консультантов в большей степени прибегают юридические лица. Однако потребность в налоговом консультировании все чаще испытывают и физические лица, т.е. эти услуги нужны всем участникам налоговых правоотношений, которые уплачивают налоги и сборы.  

Налоговое консультирование как вид деятельности привлекает сегодня практически всех аттестованных налоговых консультантов, работающих в настоящее время в качестве бухгалтеров, экономистов, аудиторов и т.д.

Основными причинами являются:

- интересная, творческая работа;

- возможность профессионального роста;

- актуальность и перспективность профессии.

Налоговое законодательство предусматривает институт налогового представительства и консультирования, который позволяет обеспечивать квалифицированное предоставление правовой помощи налогоплательщикам при решении налоговых вопросов, начиная от частных консультаций и заканчивая защитой их прав и законных интересов в суде и налоговых органах.
Наличие такого института соответствует европейской и мировой практике.

Рынок консалтинговых услуг по налогообложению динамично формируется. Вместе с тем, его формирование затруднено из-за отсутствия четких правовых документов в этой сфере. На сегодняшний день в России не существует какого-либо законодательного оформления деятельности налоговых консультантов, как, например, заграницей. Так, в странах Восточной Европы –  это Закон «О налоговом консультировании», в Германии – Закон «О порядке исполнения норм о налоговых консультантах», Закон «О величине вознаграждения налогового консультанта», в Австрии – Федеральный Закон «О профессиональной деятельности, связанной с экономическим управлением».

Налоговое консультирование в России регулируется, прежде всего, Гражданским кодексом, определяющим, что любая консультационная услуга возмездна, а также налоговым законодательством. Услуга по налоговому консультированию, являясь по форме юридической, имеет экономическое содержание, и именно это выделяет налоговое консультирование как самостоятельный вид предпринимательской деятельности, отличный от иных видов консультирования и требующий специально подготовленных профессионалов.

В Государственную Думу был внесен закон “О налоговом консультировании” (№ 529626-6 от 23 мая 2014 г.), который определяет правовые основы регулирования деятельности по налоговому консультированию. Согласно проекту налоговое консультирование будет включать в себя, в частности, консультирование по вопросам применения налогового законодательства, стратегическому налоговому планированию, составлению и представлению налоговой отчетности и т.д.

Проект определяет права и обязанности налогового консультанта и налоговой консультации, консультируемых лиц, а также закрепляет гарантии независимости налогового консультанта. В частности, проект запрещает истребовать и изымать у
налогового консультанта какие-либо документы или сведения, переданные клиентом, за исключением случаев, предусмотренных УПК РФ.

Вводится тайна налогового консультирования, которую по общему правилу будут составлять любые сведения о консультируемом лице, полученные налоговым консультантом или налоговой консультацией.

Для получения статуса налогового консультанта физическому лицу потребуется сдать квалификационный экзамен и вступить в саморегулируемую организацию (СРО) налоговых консультантов. Статус налоговой консультации сможет получить коммерческая организация, созданная для ведения деятельности по налоговому консультированию, являющаяся членом СРО налоговых консультантов, а также имеющая не менее 3 работников, которые являются налоговыми консультантами.

Информация о налоговых консультантах и налоговых консультациях (далее - налоговые консультанты) будет включаться в специальный реестр, который будет вестись уполномоченным федеральным органом. Реестр должен быть опубликован на официальном сайте данного органа.

Налоговое консультирование будет осуществляться в соответствии с федеральными стандартами деятельности в области налогового консультирования, а также Кодексом профессиональной этики налоговых консультантов, утвержденными уполномоченным федеральным органом. Для представления интересов общества при данном органе будет создан Совет по деятельности в области налогового консультирования.

Согласно проекту налоговые консультанты будут нести ответственность за качество своих услуг в размере сумм санкций и пени, вмененных консультируемому лицу вступившим в законную силу решением о привлечении (отказе в привлечении) консультируемого лица к ответственности за нарушение законодательства, если совершение данного нарушения консультируемым лицом было следствием услуг налоговых консультантов.

По мнению депутата, внесшего законопроект, его принятие повысит общий уровень правовой и экономической грамотности, а также качественно улучшит взаимодействие между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Несмотря на то, что рынок российского налогового консалтинга развивается достаточно динамично, все же его объемы намного уступают объемам развитых стран, а количество консультантов, приходящееся на 10 тысяч жителей, так называемая “консультантовооруженность”, в России характеризуется очень низкими показателями и фактически не используется официальными органами.

При этом исследования показывают наличие многообразных управленческих проблем на российских предприятиях, в решении которых могла бы пригодиться помощь консультантов.

Сегодня в России услугами консультантов пользуются в основном крупные предприятия, так как средний и малый бизнес просто не имеет свободных средств для оплаты советов. А физических лиц, обращающихся за консультацией в сфере налогов, и того меньше, что тоже зачастую связано с отсутствием свободных денежных средств, которые они готовы направить на это и с неуверенностью, что эти затраты себя оправдают (но это лишь картина сегодняшнего дня, когда налоговое консультирование является все еще чем-то новым, неизвестным).

Активно происходит сближение классического консалтинга и информационных технологий. Уже редко встречаются организации, ведущие бухгалтерский учет по журнально-ордерной системе. Как правило, бухгалтер использует одну из специализированных программ. 

Учитывая, что действующее законодательство предписывает вести еще и налоговый учет, а зачастую параметры, заложенные для него, недостаточны для правильного отражения хозяйственных операций, в помощь бухгалтеру привлекают консультанта. В этом случае, исходя из особенностей хозяйственной деятельности и учитывая особенности программного продукта, разрабатываются индивидуальный план счетов, налоговые счета, методология бухгалтерского и налогового учета и т. д.

На российском рынке консалтинга имеется огромное количество консалтинговых форм, оказывающих в рамках юридической помощи, или же наряду с аудиторской проверкой налоговое консультирование. По моему мнению такая практика неправильна, так как это принципиально разные направления консалтинга, так как налоговое консультирование является абсолютно самостоятельным видом деятельности. Иногда даже такая услуга, как налоговое консультирование, является для клиента навязанной, например при проведении аудиторской проверки, консалтинговые фирмы дают еще и рекомендации относительно применяемой клиентом системы налогообложения, которые требуют конечно же дополнительной оплаты.

2. 2 Проблемы, препятствующие развитию налогового

консультирования

Налоговое консультирование, как уже ранее отмечалось, является относительно новым веянием, следовательно данный вид консалтинга имеет свои трудности и проблемы, которые, в принципе, закономерны, но можно решить. Этот сегмент  рынка услуг только начинает развиваться в России

Проблемы налогового консультирования обсуждались на международной научно-практической конференции по теме «Опыт, проблемы и методы налогового консультирования», которая была проведена по инициативе Палаты налоговых консультантов и Учебно-методологического центра при Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, Институтом государства и права Российской академии наук с участием руководителей и специалистов налоговых органов России, вузов страны также была проведена научно-практическая конференция. Конференция на тему «Государство и налогоплательщик: культура правоотношений». Цель конференций - выявить существующие проблемы; наметить возможные пути их решения.

Следует обратить внимание на правовое регулирование налогового консалтинга в России. Основная проблема – это отсутствие самостоятельного законодательного регулирования налогового консультирования.

На сегодняшний день не существует определенного специализированного закона, который бы регулировал и контролировал деятельность налоговых консультантов. Появление новой профессии вызывает необходимость в выработке профессиональных стандартов. Основы такого консалтинга регламентируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законами о бухгалтерском учете и аудиторской деятельности. С точки зрения этических норм, отсылка происходит на законы, регулирующие аудиторскую деятельность.

Еще одной проблемой развития налогового консультирования является нехватка профессиональных высококвалифицированных кадров. В основном все квалифицированные консультанты сосредоточены в европейской части России, где значимость такого бизнеса больше. Это связано с тем, что европейская часть страны развивается большими темпами, чем Сибирь и Дальний Восток. Поэтому консалтинг в области налогообложения здесь менее востребован, а из этого следует, что работы в мегаполисах больше, она интереснее и за нее выше платят. По этим причинам происходит отток профессиональных кадров, например, из азиатской части страны в европейскую.

Налоговый консалтинг применяют достаточно редко, так как мало известен, что также не способствует его развитию.

Есть проблемы и образовательного плана. Наблюдается недостаток преподавателей для обучения налоговых консультантов, так же нет достаточного количества учебно-методической литературы. Это тоже может являться причиной, порождающей нехватку кадров.

Следует также отметить, что сегодня не требуется специального образования, лицензий на право ведения консалтинговой деятельности. Не во всех отраслях достаточное влияние имеют профессиональные объединения консультантов, недостаточно источников, из которых клиенты могли бы узнать о надежности и профессионализме отдельного консультанта или консалтинговой компании. Как следствие - приход в консалтинг людей малопрофессиональных, дилетантов, не соблюдающих этические нормы консалтинга. Это негативно отражается на общем качестве консалтинговых услуг и имидже консультанта в глазах потенциальных клиентов.

Недостаток конкуренции на российском рынке консалтинга порождает большинство недостатков в данной области.

Недостатки управленческой культуры. Многие отечественные предприниматели до сих пор не готовы принимать консультантов и воспринимать их как помощников по бизнесу. Они, во-первых, пока не понимают до конца того, что организационные решения требуют высокой компетенции и глубоких специальных знаний. Во-вторых, они (тем более что большинство из них являются одновременно организаторами и собственниками возглавляемых предприятий) психологически не готовы делегировать некоторые этапы принятия решений внешнему консультанту. Руководителю бывает трудно согласиться с тем, что самостоятельно он решает свои задачи хуже, чем с участием внешнего консультанта. Кроме того, изменение стиля управления обычно подразумевает перемену в поведении, взглядах и методах работы лично руководителя. Это, пожалуй, самая консервативная часть всей оргсистемы, особенно, если учесть живучесть традиций авторитарности. В-третьих, на консалтинг, как сферу, связанную со знанием и интеллектом, в России традиционно смотрят, как на область, за которую платить не нужно, и которая, как культура или образование, должна финансироваться по остаточному принципу.

Дороговизна. Сегодня в России услугами консультантов пользуются в основном крупные предприятия, так как средний и малый бизнес, а также граждане просто не имеет свободных денежных средств для оплаты их советов. Налоговое консультирование – это дорогостоящая услуга.

С учётом вышеизложенного можно сделать вывод о том, что необходимо осуществить ряд мероприятий по разрешению проблем в области налогового консультирования.

Глава 3. Перспективы развития рынка услуг налогового

консультирования в России

3.1 Основные направления совершенствования налогового

консалтинга

В предыдущей главе мы выяснили, что сегодня в России существует ряд проблем, тормозящих развитие налогового консультирования, а также причины их возникновения. Попробуем определить направления совершенствования и найти решения конкретных проблем налогового консультирования в этой главе.

Основываясь на материале, представленном в первой и второй главе курсовой работы можно предложить следующие пути решения проблем развития рынка налогового консультирования, которые в свою очередь определяют направления совершенствования и перспективы развития налогового консультирования в России.

Главное, чтобы подготовка налоговых консультантов не свелась к выдаче какого-либо аттестата, свидетельства или удостоверения, а тем более “диплома” негосударственного учебного заведения выдаваемых за краткий срок обучения (несколько дней или недель, месяцев), в течение которого может быть лишь ознакомление с действующим налоговым законодательством и элементарными налоговыми понятиями. Краткосрочное обучение мало что дает для подготовки квалифицированных кадров в этой сфере. Обучение должно быть качественным, отвечать определенным стандартам, желательно с хорошей стажировкой (можно и за рубежом, например, в Германии, Израиле, США и т.п.). Важно, что независимо от места и программ подготовки консультантов по налогам и сборам должен четко функционировать механизм государственной аттестации указанных специалистов.

Проблема осуществления государственного контроля в сфере деятельности консультантов по налогам и сборам должна быть решена путем осуществления ФНС России функции государственного контроля за правилами и стандартами налогового консультирования.

На основании вышеизложенного и в интересах общества, государства, в том числе ФНС России, в целях упорядочения подготовки и государственной аттестации консультантов по налогам и сборам, а также для защиты прав и интересов налогоплательщиков предлагается осуществить ряд мероприятий, в частности:

1. Разработать Положение о консультантах по налогам и сборам и утвердить его в государственном органе.

2. Ввести систему подготовки, переподготовки обучения налоговых консультантов в средних специальных и высших учебных заведениях.

3. Разработать Порядок проведения государственной аттестации и регистрации консультантов по налогам и сборам  .

4. Разработать порядок аккредитации и сертификации профессионалов в области налогового консультирования.

5. Создать единый реестр налоговых консультантов.

Все вышеперечисленные пути решения проблем российского налогового консультирования должны решаться совместно с проведением целенаправленной работы по правовому воспитанию налогоплательщиков.

На первом плане должна быть информационная, просветительская работа с налогоплательщиками, формирование налоговой культуры и дисциплины.

Во многих странах мира такая работа проводится на высоком уровне, причем, в таких странах обучение налоговому законодательству, а также налоговое просвещение и налоговое консультирование осуществляются за счет государственного бюджета. Кроме того, создаются государственные и общественные службы, занимающиеся налоговым консультированием  .

Роль права в повышении культуры взаимоотношений государства и налогоплательщиков весьма значительна. Нормативные правовые акты подлежат обязательному исполнению, как налогоплательщиками, так и налоговыми органами. Практика показывает, что нельзя воспитать добропорядочного налогоплательщика, если не демонстрировать примеров четкого и правильного применения налогового законодательства. Более того, необходимо создавать налогоплательщику благоприятные условия: доброжелательное к нему отношение, информирование и консультирование его. В таком деле должно быть взаимодействие и координация средств массовой информации, а также различных государственных органов: ФНС России, Минфин России, Минюст России, Генеральная прокуратура РФ, суды и арбитражные суды, другие органы.

Надо приступить к созданию спокойной, справедливой налоговой системы, в которой принуждение и другие силовые методы применялись бы как исключение.

Во-первых, следует совершенствовать налоговое законодательство, проводить назревшую налоговую реформу в области налогового консультирования, так как эта область консультирования динамично развивается и требует нормативно-правовой регламентации.

Во-вторых, обеспечить взаимодействие государственных органов по схеме: налоговые органы – прокуратура – суды и арбитражные суды. Можно было бы предложить перераспределить некоторые функции государственных органов путем создания налоговых округов, в каждом из которых на один из действующих органов прокуратуры возложить функцию прокуратуры по налоговым делам, а на один из судебных и арбитражных органов возложить функцию суда по рассмотрению налоговых дел. Тогда налогоплательщики будут знать, в какие именно органы им надо обращаться, а специализация прокурорских и судебных работников позволит более качественно рассматривать налоговые дела. В ряде стран такая практика имеется.

В-третьих, следует создавать широкомасштабную систему налогового консультирования, во главу которой поставить подготовку и расстановку повсеместно такого важного специалиста как консультант по налогам и сборам.

Ответственность налоговых консультантов.

В России имеет место гражданско-правовая (имущественная) ответственность налогового консультанта перед клиентом, которая возникает  в силу договора об оказании консультационных услуг. То есть, в том случае, если договором оговорено, то налоговый консультант возмещение убытки, понесенные клиентом в результате  в полном размере.

Если обратиться к опыту Великобритании, то здесь ответственность налоговых консультантов перед клиентом закреплена профессиональными правилами, и, самое главное, на законодательном уровне. В Германии налоговый консультант, в соответствие с законодательством несет ответственность начиная от предупреждения, и в плоть до уголовной ответственности.

Обязательное страхование ответственности налогового консультанта.
В России широко распространено добровольное страхование ответственности, тогда как в Великобритании, Германии, странах Восточной Европы, Австрии существует обязательное страхование ответственности налогового консультанта, которое является необходимым условием для ведения деятельности по налоговому консультированию, выдачи свидетельства, подтверждающего статус налогового консультанта, а так же для включения в члены профессиональных организаций и палаты налоговых консультантов.

Сегодня в России налогоплательщики обращаются к частным лицам и фирмам, которые предлагают услуги по налоговому консультированию, при этом, консультанты устанавливают весьма высокие цены и не принимают на себя никакой ответственности за тот ущерб, который они могут причинить. За результаты неквалифицированного налогового консультирования расплачивается налогоплательщик.

Деятельность профессиональных объединений налоговых консультантов.

В России, как и во многих странах мира, существуют и успешно осуществляют деятельность общественные организации и общества по организации деятельности консультантов по налогам и сборам. Но, при этом, субъектами налогового консультирования являются также и юристы, специализирующиеся в  налоговом праве, адвокаты, аудиторы, бухгалтеры и иные лица, которые, порой, ведут консультационную деятельность без сертификатов, дипломов, дающих право заниматься этим налоговым консультирование. По нашему мнению такая деятельность должна рассматриваться как незаконное предпринимательство, так как у них отсутствует обязательный атрибут – свидетельство, подтверждающее право заниматься налоговым консультированием. Следовательно, наличие свидетельства для осуществления этого вида деятельности должно стать обязательным, как лицензия для соответствующих видов деятельности, требующих лицензирования.

Необходимо также отметить, что на сегодняшний день тоже немало сделано:

- в частности разработан, хотя ещё и не принят Федеральный закон в сфере налогового консультирования;

- Палатой налоговых консультантов разработаны специальные приёмы, рекомендации и технологии консультирования;

- помимо новых услуг появляются новые формы консалтинга. Такие, например, как дистанционный консалтинг.

3. 2 Способы решения проблем налогового консультирования,

препятствующих его развитию

В целях совершенствования российского рынку услуг по налоговому консультированию необходимо определить пути решения конкретных проблем в этой сфере, тормозящих её развитие.

И в первую очередь необходимо законодательно закрепить этот вид консалтинга. Введение специального закона, регламентирующего деятельность консультанта по налогам и сборам, поможет избежать непрофессионального консультирования, повысить престиж такого консультирования, а также защитить как клиентов, так и самих консультантов. Такой закон должен помочь консультантам взаимодействовать с клиентом «на равных», внутри консалтинговой фирмы между сотрудниками.

Это поможет и в решении проблемы прихода в этот вид деятельности дилетантов, не имеющих специальных познаний и свидетельства, подтверждающего право заниматься налоговым консалтингом.

В принципе, этот закон несколько повторит Закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 №307-ФЗ в части принципов деятельности, некоторых прав и обязанностей консультантов и их клиентов и в другом. В законе обязательно должна быть прописана защита коммерческой тайны клиентов и самих консультантов, ответственность за нарушение закона, рамки государственного вмешательства, органы, регламентирующие и контролирующие деятельность консультанта. Должны быть упомянуты случаи, когда консультант вправе разглашать коммерческую тайну клиента. Также в закон необходимо включить требования необходимые для получения лицензии (свидетельства) консультанта по налогам и сборам. 

Дороговизна же оказываемых консультантом услуг и нехватка высококвалифицированных кадров в этой сфере, зависит, скорей, не от государства и не от российского законодательства, а от конкуренции между консультантами, консалтинговыми фирмами. Данный бизнес все еще находится на стадии формирования, поэтому на рынке данной услуги нет жесткой конкуренции между фирмами. На наш взгляд, это и является причиной высоких цен советов. У консультанта нет необходимости бороться за клиента, а значит, и нет необходимости снижать свои расценки или делать скидки. Эту проблему можно будет решить только развивая и пропагандируя данный бизнес.

Профессиональным объединениям консультантов необходимо больше внимания обратить на мероприятия по пропаганде налогового консультирование. Такие мероприятия не должны быть сосредоточены только в европейской части страны, или же в центре, их необходимо равномерно распределить по всей территории России. Это может быть достигнуто за счет открытия филиалов профессиональных объединений в различных регионах страны.

Также с этой целью, а также для решения проблемы нехватки квалифицированных кадров в налоговом консалтинге, квалифицированную подготовку кадров для налогового консалтинга, включая повышение квалификации консультантов по налогам и сборам, необходимо проводить не только в Москве и в близлежащих городах страны, но и в отдаленных от нее городах. Таким образом, у людей, желающих получить профессию налогового консультанта или просто повысить свой профессиональный уровень, будет больше возможности это сделать без отрыва от работы или большой траты личных денежных средств в условиях.

Необходимо также рассмотреть проблемы психологического характера.

Многие отечественные предприниматели до сих пор не готовы принимать консультантов и воспринимать их как помощников по бизнесу. И физические лица тоже всё еще относятся к этому виду деятельности с недоверием, порой даже не знают о его существовании.

Часто к консалтингу они обращаются как к последней инстанции когда налогоплательщик уже вошёл в конфликт с налоговыми органами. С психологической точки зрения, обращение к консультанту – это «крик о помощи», который может существенно подорвать репутацию фирмы. Многие руководители, во-первых, пока не понимают до конца того, что организационные решения требуют высокой компетенции и глубоких специализированных знаний. Во-вторых, многие российские руководители психологически не готовы делегировать некоторые этапы принятия решений внешнему консультанту. Руководителю бывает трудно согласиться с тем, что самостоятельно он решает свои задачи хуже, чем с участием кого-то постороннего. Кроме того, изменение управления обычно подразумевает перемену в поведении, взглядах и методах работы лично руководителя. А это, пожалуй, самая консервативная часть всей оргсистемы, особенно если учесть почтенный возраст многих директоров.

Консультирование в сфере налогообложения требует большой степени доверия между консультантом и клиентом. Но в современных условиях, в условиях жесткой конкуренции фирмы боятся разглашать необходимую консультанту информацию, составляющую коммерческую тайну. Это также сказывается на развитии консультирования в сфере налогообложения на российском рынке услуг. Эта проблема может быть решена повышением правовой культуры граждан, а именно, надо проводить различного рода семинары, курсы повышения грамотности налогоплательщиков.

Заключение

В заключение проведенного в курсовой работе исследования целесообразно сделать следующие выводы:

Основными причинами появления налогового консультирования в нашей стране являются: сложность законодательства о налогах и сборах, его постоянное реформирование; разделение налогового и бухгалтерского учета ; выделение налогового консультирования из аудиторских услуг…

Каждый налогоплательщик, конечно же, стремится повысить уровень экономического эффекта от своей деятельности, старается минимизировать до законных пределов производимые расходы. Используя даже самые чистые с законодательной точки зрения варианты налоговой оптимизации, практически невозможно избежать споров и конфликтов с налоговыми органами. К сожалению, в таких конфликтах налогоплательщики поставлены в невыгодные условия, поскольку налоговики наделены государством властными полномочиями и различными правовыми инструментами по принудительному ограничению прав и имущественных интересов налогоплательщиков.

Однако правильное применение налогового законодательства, знание своих законных прав, умение использовать предоставленные законодательством гарантии и возможности позволяют налогоплательщикам обезопасить себя от необоснованных действий и решений налоговых органов. В данном случае помощь и консультация специалиста в области налогообложения, законодательства о налогах и сборах, т.е. налогового консультанта невозможно переоценить.

Налоговое консультирование сегодня – это динамично развивающаяся область знаний, вид деятельности, которое является одним из наиболее перспективных направлений в структуре консалтинга.

Тем не менее, существует ряд проблем в области российского налогового консалтинга. К таким проблемам можно отнести: отсутствие самостоятельного законодательного регулирования налогового консультирования; недостаток профессиональных высококвалифицированных кадров, а также преподавателей для обучения налоговых консультантов;  проблема осуществления государственного контроля в сфере деятельности налоговых консультантов; проблемы психологического характера.

Можно предложить следующие пути решения этих проблем: принятие Федерального закона «О налоговом консультировании». Также в закон необходимо включить требования необходимые для получения лицензии (свидетельства) консультанта по налогам и сборам;мероприятия по пропаганде налогового консультирование; разработка методического инструментария к подготовке преподавателей для подготовки консультантов; повышение правовой культуры граждан, а именно - проведение различных конференций, курсов по повышению налоговой грамотности; осуществление ФНС России функций государственного контроля за правилами и стандартами налогового консультирования; необходимо развивать конкуренцию на данном рынке- это поможет решить проблему дороговизны консалтинговых услуг.

Таким образом, можно сделать вывод, что институт налогового консультирования, который появился в России сравнительно недавно, сегодня динамично развивается и пользуется большим спросом.

В этой работе мы рассмотрели некоторые, наиболее важные аспекты налогового консультирования , попытались в доступной форме донести важную информацию о роли, значении и необходимости применения его налогоплательщиками, как организациями, так и физическими лицами, о плюсах его применения, основных проблемах, стоящих перед налоговым консалтингом на современном этапе, и предложениях по совершенствованию этого особого вида консалтинга. Надеемся, сформулированные в работе предложения и выводы окажутся полезными.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс РФ
  2. Налоговый кодекс РФ
  3. Адигамова Ф.Ф. Проблемы в сфере налогового консультирования в Российской Федерации // Проблемы экономики и управления. 2008. №1
  4. Башкирова Н.Н., Сугробова Е.Б. Основы налогового консультирования. М.: Магистр, 2010.
  5. Бейч Э. Консалтинговый бизнес. Основы профессионализма. Спб.: Питер, 2009
  6. Бондарчук Н.В., Карпасова З.М. Финансовый анализ для целей налогового консультирования. М.: Вершина, 2011
  7. Бондарь Е.Н. Учет расходов на консультационные услуги // Бухгалтерское приложение к газете Экономика и жизнь. 2010
  8. Боровикова Н.Д. О налогообложении и налоговом консультировании // Налоговый вестник. 2010. №8
  9. Бутенко Е.В. Налоговое консультирование хотят узаконить // Московский бухгалтер. 2009. №1
  10. Веренков В.В. Налоговое консультирование и аудиторская независимость // Бухгалтерский учет. 2010. №17

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Перспективы развития рынка услуг Налогового консультирования в России