Воспитание ученического коллектива


Управление процессом воспитания ученического коллективаАвтор: Бударова Леся Васильевна, ПТУ №25 м. Зеньков Полтавская область, Преподаватель, методист.

Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию материал по осуществлению процесса воспитания ученического коллектива, последовательность этапов, знание которых поможет Вам спланировать воспитательную работу. Воспитательное воздействие коллектива, способствует формированию гуманного человека, хорошего товарища и друга. Данный материал может быть полезен учителям и преподавателям, а также старшеклассникам.

Цель:

- Поделиться своим опытом, чтобы коллеги могли использовать в своей работе.

- Стремление прививать детям умение быть личностью в коллективе.

- Создание атмосферы, благоприятной для учащихся.

Задачи:

- Определение направлений воспитательного воздействия коллектива.

- Исследовать и выявить модели развития отношений между личностью и коллективом.

- Проанализировать последовательность процесса воспитания.

ВВЕДЕНИЕ

Педагог должен представить процесс воспитания ученического коллектива, как последовательность этапов, знание которых поможет ему спланировать воспитательную работу, предусмотрев ее содержание и методику проведения на каждом этапе.

Воспитательное воздействие коллектива осуществляется во многих направлениях. Прежде всего, он реализуется в коллективной деятельности учащихся. В совместной деятельности видно успехи и неудачи каждого воспитанника, их причины. Сплоченный коллектив сразу же принимает необходимые меры: одобряет или осуждает деятельность ученика. Успехи, становятся примером для подражания.

В процессе различных видов деятельности в коллективе устанавливаются межличностные связи и отношения.

Научными исследованиями выявлено три распространенные модели развития отношений между личностью и коллективом:

1) личность подчиняется коллективу (конформизм);

2) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония);

3) личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм).

В каждой из этих моделей выделяют много линий взаимоотношений.

По мнению Сухомлинского, высокая воспитательная эффективность взаимоотношений между личностью и коллективом достигается, если «это гуманные, человеческие взаимоотношения между учащимися, между воспитателями и воспитанниками, и на этой основе единые понятия о добре и зле».

Для гуманных отношений между членами коллектива характерен постоянный дружелюбный тон, внимание друг к другу, готовность помочь товарищу. В таком коллективе все воспитанники чувствуют себя частью целого, нет «изолированных», отвергнутых, группового эгоизма и групповой поруки. Это способствует формированию гуманного человека, хорошего товарища, друга.

Воспитательное воздействие коллектива зависит также от положения учащихся в системе внутриколлективных взаимоотношений, от отношения первичного коллектива.

Весомую роль в воспитании личности в коллективе играет общественное мнение. Она влияет на ученика не только во время собрания коллектива или через критику в стенной газете, но и в каждодневной его жизни и деятельности. В сплоченном коллективе ученики осуждают недостойные поступки товарищей, не дожидаясь собрания.

Важным средством воспитания личности в коллективе критика и самокритика. Критика помогает избавиться от недостатков в поведении, предотвратить плохие поступки. Справедливая, доброжелательная критика побуждает нарушителя к размышлениям и осознание неправомерности своего поведения, к самокритичности.

Правильно поставлено коллективное воспитание предполагает разумное сочетание самостоятельного развития личности с учетом потребностей коллектива.

Воспитательное воздействие коллектива на его членов, усиливает сочетания педагогического руководства. С созданием условий, для проявления воспитанниками самостоятельности, инициативы, самодеятельности. Если коллектив заботится об утверждении отношений сотрудничества преподавателя и учащихся. В таких коллективах роли участников адекватные их возможностям. Контроль над их деятельностью перерастает в самоконтроль, а сам коллектив терпеливо относится к недостаткам его членов. Важно обеспечить своевременное педагогическое вмешательство в формирование отношений между членами коллектива. Создание временных объединений, с переводом в них воспитанников, у которых не сложились нормальные отношения в первичном коллективе, сменяемость характера и видов коллективной деятельности, что позволяет приобщать учащихся к новым отношениям.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ

1.1 Последовательность процесса воспитания

Организация процесса воспитания личности ученика или коллектива класса осуществляется в определенной последовательности.

Первый этап. Определяют совокупность черт и свойств личности, которые следует сформировать у воспитанника, т. е. формируют идеал. Когда речь идет о воспитании класса, то имеют в виду формирование такого коллектива, который бы по своим качествам отвечал эталону, производимому на основе цели воспитания, поставленной обществом.

Второй этап. Изучают индивидуальные особенности воспитанника (или коллектива), его положительные черты, недостатки в характере и поведении, определяют, какие черты не сформированы, а какие находятся в стадии зарождения. Знание личности воспитанника (коллектива), сравнение с намеченным идеалом позволяет спрогнозировать развитие. Исходя из этих данных, можно планировать воспитательную работу с воспитанником (коллективом). Поэтому важно, чтобы ученик (коллектив) знал, что предлагает ему воспитатель, принимал этот образец для подражания и прилагал усилия для достижения поставленной цели.

Третий этап. Реализуется программа воспитания, то есть запланированные воспитательные мероприятия, предусматривает привлечение воспитанников к различным видам деятельности, участие в которых способствует формированию у них опыта поведения в соответствии с идеалом.

Четвертый этап. Побуждение учащихся к самостоятельной работе по развитию личности. Когда ученик начинает заниматься самообразованием и самовоспитанием, можно считать, что в воспитании достигнуто четвертого этапа.

На всех этапах процесса воспитания осуществляют педагогическое руководство, управление этим процессом.

1.2 Управление процессом воспитания.

Управление процессом воспитания - деятельность педагогов, обеспечивает планомерное и целенаправленное воспитательное воздействие на воспитанников.

Оно предполагает прежде подбор содержания воспитательной работы с учетом требований общества к уровню воспитанности ученического коллектива вообще и каждого его члена в отдельности. Для реализации содержания воспитания нужные формы, методы и приемы воспитательной работы, которые бы, импонировали ученикам. Все это поможет сделать воспитательный процесс целенаправленным и систематическим. Суть управления воспитательным процессом - выявление воспитательных возможностей семьи, общественных организаций, культурно-образовательных учреждений, средств массовой информации для более эффективного использования их влияния на учащихся. В процессе управления воспитанием, важно организовывать и направлять коллективное и индивидуальное деяние учащихся, создавать условия для обогащения их собственного опыта. Поэтому, первостепенное значение имеет установление гармоничных отношений между воспитанниками и воспитателями на демократических и гуманистических принципах. Авторитарный стиль педагогов приводит к формированию безынициативного исполнителя чужой воли, неуверенной в собственных силах человека. Другая крайность - отсутствие требовательности и контроля, за поведением детей, способствует формированию безответственности, недисциплинированности и других отрицательных черт у воспитанников.

Важным в управлении процессом воспитания является формирование гуманных взаимоотношений между учениками. Нужно не только научить детей быть доброжелательными и гуманными к одноклассникам, но и формировать организаторские навыки, воспитывать требовательность к товарищам, непримиримость к нарушениям дисциплины и порядка в учебном заведении и за его пределами.

Управление воспитательным процессом следует направлять на развитие самостоятельности, инициативности учащихся. Поэтому задача педагогического коллектива - помочь ученикам самостоятельно организовать деятельность в учебном заведении и за его пределами.