ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРАКТИКЕ РАЗЛИЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ПРАКТИКЕ РАЗЛИЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

Курсовая работа

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….

3

1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРАКТИКЕ РАЗЛИЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ………………….

6

1.1 Понятие и виды форм, методов и средств социально-культурной деятельности………………………………………

6

1.2 Современные тенденции в применении форм, методов и средств социально-культурной деятельности в практике различных учреждений культуры …………………………….

10

2

АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРАКТИКЕ ТОУНБ ИМ. А.С. ПУШКИНА ……………………

20

2.1 Общая характеристика ТОУНБ им. А.С. Пушкина…………

2.2 Особенности применения современных форм, методов и средств социально-культурной деятельности в практике ТОУНБ им. А.С. Пушкина…………………………………………………..

3

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРАКТИКЕ ТОУНБ ИМ. А.С. ПУШКИНА

37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….

44

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы заключается в том, что в связи с ростом культурных потребностей и запросов аудитории от менеджеров социально – культурной деятельности требуется постоянный поиск инноваций в досуговой сфере, совершенствования технологий, современных методов их осуществления, материально-технической базы и т.п.

Сегодня улучшить качество и создать новые условия для отдыха имеют возможность только коммерческие структуры, благодаря достаточному финансовому потенциалу. Адаптация к условиям рыночной экономики, совмещение социальной составляющей и коммерческой привлекательности досуга, обеспечение реализации социально-культурной активности и творческого потенциала личности в сфере социально-культурной деятельности и т.д это лишь малая часть вопросов, которые остро стоят перед специалистами социально-культурной деятельности государственных учреждений культуры и досуга. Поэтому тема данного исследования актуальна.

Тема работы: «Применение современных форм, методов и средств социально-культурной деятельности в практике различных учреждений культуры».

Цель данной работы состоит в изучении современных форм, методов и средств социально-культурной деятельности в практике различных учреждений культуры на примере ТОУНБ им. А.С. Пушкина.

В связи с этим, задачами исследования были выбраны следующие:

- изучить понятие и виды форм, методов и средств социально-культурной деятельности;

- рассмотреть современные тенденции в применении форм, методов и средств социально-культурной деятельности;

- дать общую характеристику деятельности ТОУНБ им. А.С. Пушкина;

- охарактеризовать особенности применения форм, методов и средств социально-культурной деятельности в практике ТОУНБ им. А.С. Пушкина;

- разработать рекомендации по применению форм, методов и средств социально-культурной деятельности в практике ТОУНБ им. А.С. Пушкина.

Предмет исследования: формы, методы и средства социально-культурной деятельности в практике ТОУНБ им. А.С. Пушкина.

Объект исследования: ТОУНБ им. А.С. Пушкина.

Методами исследования были выбраны анализ, анкетирование, синтез, наблюдение.

Источниками работы являются научные труды и справочная литература по менеджменту и менеджменту социально-культурной деятельности: Виханского О.С., Мескона М.Х., Чижикова В.В., Чижикова В.М. и др.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ

СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ПРАКТИКЕ РАЗЛИЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

  • Понятие и виды форм, методов и средств

социально-культурной деятельности

Социально-культурная деятельность , как и любая другая имеет те или иные цели и задачи, которые реализуются через ее содержание. Формы, методы и средства - это основные приёмы, из которых складывается содержание. Таким образом, данные понятия являются базовыми и ключевыми как в теории, так и в практике всей социально-культурной деятельности.

Содержание может оказать свое формирующее воздействие только в том случае, если оно будет доведено до личности и усвоено ею. Важную роль здесь играют используемые средства. Вообще, средства - это способы или инструменты (объекты, явления), используемые для выполнения какой-либо работы или достижения какой-либо цели. Говоря о средствах, применяемых в социально-культурной деятельности, мы подразумеваем способность этих определенных объектов, явлений и процессов обеспечивать передачу научных знаний, идей, фактов, художественных ценностей, опыта практической деятельности [1].

Среди ученых нет единого толкования понятия «средства социально-культурной деятельности».

Профессор В.А. Монастырский рассматривает средства, используемые в социально-культурной сфере, с точки зрения «инструментов» эмоционального воздействия, которые применяются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности» [2]. К числу основных средств он относит живое слово, печать, радио, телевидение, наглядные и технические средства, искусство и спорт, литературу и художественную самодеятельность.

А.Д. Жарков определяет средства как «инструменты, с помощью которых раскрывается содержание социально-культурной деятельности» [3], подразделяя их на устные и печатные, кино, радио, телевидение, технические средства, которые могут служить носителями того или иного содержания.

М.А. Ариарский средствами социально-культурной деятельности называет «духовные и материальные виды деятельности, источники и инструменты создания благоприятной культурной среды, идейно-эмоционального воздействия на сознание, чувства и поведение людей, вовлечения их в мир культуры, в процесс создания, освоения, сохранения и распространения культурных ценностей». Здесь он выделяет общение, самодеятельность, игру, зрелища, развлечения [4].

Следует отметить, что все средства социально-культурной деятельности взаимосвязаны между собой и выбор их для реализации той или иной формы зависит от объекта воздействия, а также от цели и тематической направленности выбранной социально-культурной акции.

Определив целостную совокупность средств, мы сталкиваемся с проблемой выбора соответствующих методов действия.

Термин «метод» (от др. греч. - путь) означает совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.

Если в педагогической практике под методами понимают упорядоченный способ деятельности для достижения учебно-воспитательных целей, то в социально-культурной деятельности, организуемой в условиях свободного времени, под методом понимают упорядоченный способ деятельности для достижения определенных социально-значимых целей. При этом, способы деятельности работника социально-культурной сферы и способы деятельности людей, участвующих в социально-культурных акциях на протяжении всего процесса от замысла до воплощения, проходят на фоне живого общения и являются актами совместной деятельности.

Кроме того, можно сказать, что метод в социально-культурной деятельности характеризуется тремя признаками: применение метода предполагает четко сформулированную цель социально-культурного проекта или акции; метод требует определения способов деятельности субъекта и объекта; он определяет влияние и характер взаимодействия субъекта и объекта [5].

К основным методам социально-культурной деятельности можно отнести методы формирования общественного сознания, стимулирования развития личности, родовые методы культурно-досуговой деятельности и т.д.

В практике учреждений культуры используется все многообразие методов социально-культурной деятельности, ни один из методов не является универсальным. Также, методы используются в тесной взаимосвязи между собой. Их варьирование зависит от основных целей и задач социально-культурной акции, от контингента посетителей, от ресурсной обеспеченности программы и т.д.

Если средства несут содержание социально-культурной деятельности, а методы выступают в качестве основных способов совместной деятельности субъектов и объектов, то формы выполняют функцию организации социально-культурного процесса в целом. Помимоих этот процесс осуществляться не может.

Организация эффективного технологического процесса социально-культурной деятельности возможна лишь при использовании разнообразных форм. Форму можно рассматривать как структуру организации содержания, как характер подачи материала, как способ организации аудитории. Форма социально-культурной деятельности в трактовке М.А. Ариарского - это «утвердившаяся на практике система применения совокупности определенных средств и методов вовлечения людей в процесс создания, освоения, сохранения и распространения культурных ценностей» [4].

Форма находит отражение не только в структурном оформлении содержания не только в способах организации деятельности людей, но и в оформлении некоторых документов (реклама, планы, сметы и т.д.).

Слово «форма» в переводе с греческого означает «наружный вид, внешнее очертание», и, если форму рассматривать применительно к социально-культурной деятельности учреждений культуры, то ее можно понимать как «внешнюю сторону организации социокультурного процесса, отражающую характер взаимосвязи ее участников». [5, с. 47] В то же время, форма является внешним выражением содержания социально-культурной деятельности, и выбор формы напрямую обусловлен содержанием. Форма обладает способностью отражать характер содержательного материала, его жанровое разнообразие. Именно поэтому даже одна форма, выстроенная по законам жанра, будет иметь отличительные жанровые особенности. Примером тому могут служить классические формы клубных вечеров (вечера-встречи, вечера-портреты, вечера-хроники и т.д.).

Организатору социально-культурных программ важно уметь добиваться единства формы и содержания. Для этого нужно всегда четко выделять цель той или иной социально-культурной акции. Неумение определить цель приводит, как правило, к невыраженной форме и, как следствие, недостаточно глубокой подаче и воспроизведению содержания.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что формы, методы и средства социально-культурной деятельности являются основными составляющими технологического процесса, организованного в учреждении культуры.

Наиболее важными среди данных компонентов являются формы социально-культурной деятельности. Они выполняют функцию организации социально-культурного процесса в целом, без них данный процесс не может осуществляться. Но, тем не менее, не стоит преуменьшать значения таких компонентов, как методы и средства социально-культурной деятельности, поскольку методы здесь выступают в качестве основных способов деятельности субъектов и объектов, а применяемые средства помогают раскрыть содержание выбранной формы.

Также, необходимо отметить, что при выборе формы, метода или средства социально-культурной деятельности, специалисту в учреждении культуры необходимо руководствоваться, прежде всего, целями и задачами задуманной социально-культурной акции, а также ее тематической направленностью, ресурсной обеспеченностью и контингентом посетителей.

Существует множество различных типологий и классификаций форм, методов и средств социально-культурной деятельности.

Встречающиеся в специальной литературе классификации форм весьма разнообразны. Они основаны на различных критериях. По критерию «направленности деятельности» формы делят на информационные, просветительные, воспитательные, рекреационно-развлекательные. По критерию «вида деятельности» - на аудиопрезентивные, демонстрационные, беседно-дискуссионные, формы организации культурно-творческой деятельности, формы отдыха и развлечения. По критерию «стабильности аудитории» - на стабильные, полустабильные, нестабильные [1].

Наряду с этим существуют и другие типологии. В операционально-практическом плане вполне приемлимым является деление форм на массовые, груповые и индивидуальные [3]. Совокупность массовых форм складывается при этом из таких форм, как лекции, встречи, вечера, массовые представления, концерты, выставки, фестивали, праздники и т.д. Совокупность групповых, в свою очередь, складывается из бесед, семинаров, диспутов, игр, кружков, студий, клубов по интересам и т.д. Среди распространенных индивидуальных форм можно назвать электронные и компьютерные игры, занятия в кружках и секциях, студиях, творческих коллективах и т.д.

По степени стабильности классифицирует формы М.А. Ариарский. Он делит их на три группы: стабильные (формы, которые организуются постоянно - занятия кружков, секций, любительских объединений и т.д.); эпизодические (возникают единоразово - концерты, праздники, вечера, гуляния и т.д.); циклические (повторяются через какое-то определенное время - циклы лекций, концертов, вечеров, фестивалей, посвященные какой-либо тематике и т.д.) [4].

Кроме того, другие авторы Санкт-Петербургской школы также классифицируют формы социально-культурной деятельности по способу самоорганизации (институциональные и неинституциональные) и по содержанию: праздничные (праздники, карнавалы, шествия и т.д.); развлекательные (ток-шоу, реалити-шоу, дискотеки и т.д.); просветительные (лекции, тематические вечера и т.д.); спортивные (олимпиады, соревнования и т.д.) и религиозные (обряды, таинства и т.д.).

Важно заметить, что для повышения эффективности социально-культурной деятельности необходимо использовать не отдельные формы работы, а научно обоснованную и логично выстроенную систему форм. Такая система позволяет лучше обеспечивать преемственность, последовательность процесса культурного формирования личности. Важное значение в этом плане имеют оптимальные взаимосвязи между индивидуальной, груповой и массовой работой [1].

В современной теории существуют различные подходы и к классификации методов социально-культурной деятельности. Так, сторонники Санкт-Петербургской школы, как правило, выделяют методы, заимствованные из других наук (таких как педагогика, психология, социология). К ним можно отнести следующие группы методов: методы формирования общественного сознания (информирование, разъяснение, комментирование, обобщение, внушение, заражение, убеждение и т.д.); методы вовлечения в социально-культурную деятельность, способствующие преобразованию знаний в нормы и принципы поведения, в убеждения как качество личности (упражнение, самоорганизация, самоуправление, самообразование, самообслуживание, игра и т.д.); методы стимулирования социально-культурной активности (поощрение, пример, соревнование, критика) [4].

Также, существует классификация методов, выделенных авторами Московской школы социально-культурной деятельности. Здесь методы делятся на четыре группы: просветительные (упражнение, изложение материала, демонстрация предметов); воспитательные (убеждение, пример, поощрение); методы организации творческой деятельности (выдвижение творческих задач, тренинг, распределение творческих обязанностей); методы рекреации (вовлечение в занятия, организация игрового соревнования).

Наиболее ценная в операционном плане классификация методов возникает при соотнесении их с используемыми средствами. Здесь представляется следующая система методов социально-культурной деятельности: словесные (сообщение, собеседование, обсуждение, косультиирование); наглядные (экспонирование, демонстрирование, экранно-сценический показ); методы работы с произведениями печати (рекомендательно-информационный, презентативно-иллюстративный, критико-аналитический); методы художественного воздействия на личность (иллюстративные методы, методы театрализации); методы развития личности в процессе любительской деятельности (метод постановки перспектив, метод подводящих упражнений, метод организации соревнования);методы влияния на возникающие в сфере свободного времени межличностные контакты (метод обеспечения оптимального круга общения, метод целенаправленного обогащения) [1].

Важно также отметить классификацию методов, проистекающих из природы культурно-досуговой деятельности. Сюда относятся три родовых метода, широко используемые в учреждениях культуры: метод иллюстрации, метод театрализации, метод игры [6]. Эти методы применяются в разработке проектов культурно-досуговой деятельности, но их возможности находят самое широкое применение и во всех сферах социально-культурной деятельности.

Типологии средств менее разнообразны, чем типологии форм или методов социально-культурной деятельности. Основной классификацией средств социально-культурной деятельности является их деление на шесть групп: печатные (художественная литература, публицистика, периодические издания); устные (живое слово, сценическая речь); наглядные (реклама, плакаты, афиши); художественные (декорации, хореография, музыка, театр); технические (видео, аудио, визуальные, телевизионные материалы); комплексные (игры, развлечения, конкурсы).

Интересна также типология средств, предложенная Г.Н. Новиковой. Она делит все средства социально-культурной деятельности на две большие группы по преимущественному использованию в воспитательно-образовательном процессе:

- Средства, являющиеся источниками информации: различные системы знаков (устное и письменное слово); системы условных обозначений (ноты, формулы, таблицы); достижения культуры и искусства в различных видах и жанрах (живопись, театр, хореография); средства наглядности; комплексные программы; квалификация и внутренняя культуры спеиалиста социально-культурной деятельности.

- Средства, выступающие в качестве инструментов воздействия: технические средства (кино, радио, телевидение, компьютерные технологии, печатная продукция); дизайн срелы; свет, цвет, звук и т.д. [5].

Таким образом, можно сказать, что в научной литературе по проблемам социально-культурной деятельности существуют множество различных классификаций форм, методов и средств социально-культурной деятельности, но, поскольку данные понятия очень тесно взаимосвязаны между собой и очень разнообразны, весь их спектр не может вместиться ни в одну из типологий.

Кроме того, в этом отношении данные компоненты классифицировать достаточно трудно, так как они в некоторых случаях могут взаимодополнять друг друга. (так, например, конкурсы и игры могут одновременно являться как формой, так методом или средством социально-культурной деятпельности).

1.2 Современные тенденции в применении форм, методов и средств социально-культурной деятельности в практике различных учреждений культуры

Современные формы, методы и средства социально-культурной деятельности несут в себе печать постиндустриального общества. Постиндустриальная эпоха - эпоха информационного господства, высокоразвитого коммуникативного пространства, привнося перемены во все структуры общества, вносит значительные перемены и в социально-культурную деятельность [7].

Модернизация форм, видов, методов, средств, технологий социально-культурной деятельности обусловлена следующими тенденциями:

- изменение социальной структуры общества;

- увеличение свободного времени (компьютеризация технологических процессов в сфере хозяйственной деятельности, интерактивность сетей);

- развитие частной собственности;

- рост широкой сети коммерческих предприятий, фирм, корпораций;

- рост коммерческих видов социально-культурных услуг.

В решении проблем организации социально-культурной деятельности на данный момент преобладает экономический подход. Такой подход позволяет расширять и делать более разнообразными формы, методы и средства социально-культурной деятельности. Кроме того, доля государственных учреждений культуры падает, а доля негосударственных, частных, коммерческих центров стремительно растет. Приемы, которые используют руководители коммерческих учреждений культуры, зачастую отличаются от форм, методов и средств социально-культурной деятельности, применяющихся в государственных учреждениях. Часть этих инноваций опирается на американский и европейский опыт анимации и реабилитации личности [3].

Проникновение западных технологий можно считать закономерностью. Закономерность эта заключена в глобальных мировых, политических, экономических, социальных и культурных процессах. Все эти социально-культурные явления связаны с информационными технологиями, которые кардинально трансформируют социальную среду, и это автоматически влечет за собой изменения и в социально-культурной среде. Этот процесс уже давно получил свое название - глобализация.

Среди авангардных направлений социально-культурной деятельности можно выделить следующие:

- тематические парки;

- шоу-музеи;

- событийный туризм (карнавалы, фестивали, праздники);

- спортивные и спортивно-зрелищные мероприятия;

- зрелищные шоу-программы и конкурсы;

Первые парки развлечений появились в Европе уже в конце 1960-х годов. В основе концепции тематического парка лежит какая-либо определенная тема, вокруг которой разворачиваются все мероприятия, и происходит построение аттракционов. Тематический парк - специальным образом организованная территория, предназначенная для рекреации и развлечений, особенностью которой является комплекс услуг, отвечающих определенной теме. По этому признаку можно выделить несколько типов тематических парков:

- Культурно-исторические тематические парки отвечают тематике, связанной с одной или несколькими историческими или культурными событиями;

- Национальные природные научно-познавательные тематические парки - территория или акватория с уникальными природными объектами, которая особо охраняема и имеет сложную функциональную структуру;

- Океанариумы и дельфинарии - парки, специализирующиеся на коллекционировании, содержании, изучении и демонстрации представителей водной среды или их конкретных обитателей;

- Аквапарки - развлекательные и досуговые комплексы, основанные на аттрактивности водной стихии;

- Индустриальные тематические парки, основанные на производственных технологиях (гончарная деревня, павильон киностудии, роспись бытовых предметов и т.д.);

- Аттрактивные тематические парки являются наиболее посещаемыми. Их основатель - всемирно известный У. Дисней. Основной идеей подобных парков является сочетание развлекательных, познавательных и спортивных программ для детей и взрослых, различных в разных ландшафтных и культурно-исторических зонах [9].

В соответствии с их назначением в парках представлены следующие формы социально-культурной деятельности: аттракционы, игровые автоматы, подвижные и логические игры; студии и клубы; театральные, концертные, танцевально-развлекательные, шоу-программы; массовые праздники; конкурсы; игры; анимационные программы и множество других.

Главной задачей парков является удерживание посетителя на территории парка в течение как можно более продолжительного времени, стимулируя при этом желание клиента вернуться сюда снова [10].

Современные приемы используются и для оживления экспонатов и целых экспозиций музеев. Традиционное понимание музея, как собрания редкостей, предметов, уступает место более широкому его пониманию. Музеи все более активно включаются в жизнь, активную социальную и культурно-досуговую деятельность.

Освоение современных принципов музейной деятельности ведется сразу по многим направлениям. Отрабатываются новые виды сервиса, обновляются различные виды экскурсионного обслуживания, расширяются услуги, связанные с продажей в музеях товаров культурного назначения. Нередко трансформируются содержательные ориентиры деятельности музеев за счет освоения новых целей и тем экспозиционной работы, раскрытия разных точек зрения на одно и то же историческое явление, на деятельность известных политических деятелей.

Все это активизирует интерес к музею, увеличивает частоту его посещений, превращая его в один из значительных объектов инфраструктуры социально-культурной деятельности.

Одним из новых направлений социально-культурной деятельности музеев являются шоу-музеи, т.е. музеи с живыми персонажами экспонируемой эпохи [9]. Сюда также можно отнести и музеи восковых фигур, «замки с привидениями». Интересны также музеи, представляющие собой своеобразные уголки одних стран на территории других и т.п.

Особое место в организации современной социально-культурной деятельности принадлежит театрам. Они с необходимым оборудованием, актерами и обслуживающим персоналом создают условия для особого зрелища и представлены чаще двумя частями: зрительской и демонстрационной. Происходит интеграция концертных залов с театральными и кинозалами, создание универсальных многоцелевых залов. Универсальные залы все чаще принимают международные фестивали, среди которых большая часть представлена театральными и музыкальными.

Большинство современных фестивалей появилось в 1950-е годы. Их развитие и постоянно увеличивающийся объем деятельности связаны не только с обновлением видов зрелищного общения в структуре современной городской культуры, но и с глобальными политическими изменениями [9]. Международные фестивали играют важную интегрирующую роль в качестве престижного поля для международного артистического обмена, демонстрации лучших достижений национальных культур.

Что касаемо современных методов социально-культурной деятельности, то необходимо отметить, что в связи с тем, что общество отдает предпочтение коммерческим учреждениям культуры, а те в свою очередь основной своей целью ставят получение максимальной прибыли, то и деятельность их направлена на привлечение как можно большего числа посетителей[11]. Поэтому особо возрастает роль методов психологического воздействия, таких как внушение, заражение, убеждение, подражание. Кроме того, в настоящее время все больше используются методы рекреационно-оздоровительной деятельности - стимулирование культурного отдыха, повышение досуговой квалификации, непосредственная организация творческих занятий.

Также, у организаторов социально-культурной деятельности по-прежнему популярны методы художественного воздействия на личность, такие как организация непосредственного восприятия произведений искусства, методы иллюстрации, театрализации и метод игры.

Среди современных средств социально-культурной деятельности, первое что необходимо назвать - это новейшие компьютерные и технические средства.

Электронные и цифровые технологии обеспечивают возможность синтеза на одном носителе и в единой технологии практически всех традиционных видов информации: текста, фото и видео изображения, цвета, звука, анимации. Это открывает новые возможности хранения артефактов, трансляции и тиражирования информации: текстовой, художественной, специальной, научной, технической, справочной, управленческой и т.д. [12].

На этой основе и возникают новые формы потребления услуг и способов их оказания в учреждениях культуры (экранная культура, электронные галереи и т.д.). Возникают и новые виды творчества - видео-арт, медиа-арт, медиа-дизайн. Совершенно новые смыслы приобретает не только искусство и художественное произведение, но и само авторство, экспозиция, экспертиза.

Говоря обо всех этих потрясающих возможностях и перспективах, стоит, однако, отметить и некоторые сложности и проблемы, создаваемые самими этими возможностями. Это и проблемы авторского права, интеллектуальной собственности - обеспечить их в новых условиях гораздо труднее [12].

Таким образом, в ходе работы над данным параграфом, можно прийти к следующим выводам:

В организации социально-культурной деятельности современного общества значительно преобладает экономический подход. Он, зачастую, обуславливает выбор приемов и методик организации деятельности учреждения культуры, но в то же время позволяет разнообразить и расширить их.

Кроме того, с развитием постиндустриального общества все больше усиливаются тенденции к интеграции и универсализации учреждений культуры. Это обусловлено все более усиливающимися тенденциями глобализации и использованием зарубежного опыта социально-культурной анимации и реабилитации личности.

Также, с развитием современных информационных технологий появляются и новые формы деятельности учреждений, но, вместе с тем, появляются и новые проблемы - авторского права, интеллектуальной собственности и т.п.

Таким образом, подводя итоги работы над первой главой, можно сказать, что формы, методы и средства социально-культурной деятельности, как компоненты технологического процесса, организованного в учреждении культуры, находятся в очень тесной взаимосвязи и в некоторых случаях могут взаимодополнять друг друга (так, например, конкурсы и игры). Поэтому можно сказать о том, что в этом отношении классифицировать их достаточно трудно;

Кроме того, при выборе этих компонентов для проведения мероприятия специалисту нужно обязательно руководствоваться темой, целями и задачами задуманной акции, а также учитывать разнообразные возрастные, педагогические, трудовые и психологические особенности аудитории.

Также, в организации социально-культурной деятельности современного общества значительно преобладает экономический подход, который, зачастую, обуславливает выбор приемов и методик организации деятельности учреждения культуры, но в то же время такой подход позволяет разнообразить и расширить их.

Некоторые современные формы, методы и средства социально-культурной деятельности заимствованы из европейского и американского опыта социально-культурной анимации и реабилитации личности, что обусловлено все более усиливающимися тенденциями глобализации, в том числе и в культурной среде. Это позволяет разрешить некоторые проблемы межэтнического противостояния, религиозной нетерпимости и т.п., но, в то же время, это ведет и к падению общего уровня культуры населения.

Также, необходимо отметить, что на основе современных информационных и технических технологий, используемых в учреждениях культуры в качестве средств социально-культурной деятельности возникают новые формы потребления и оказания социально-культурных услуг. Однако, появляются и новые проблемы, которые в современных условиях решать гораздо труднее. К таким проблемам относятся, в первую очередь, проблемы авторского права, которое практически всегда не соблюдено (так, например, организаторы социально-культурной деятельности зачастую используют фонограммы для какой-либо задуманной акции, не согласовывая это с автором композиции).

2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРАКТИКЕ ТОУНБ ИМ. А.С. ПУШКИНА

2.1 Общая характеристика ТОУНБ им. А.С. Пушкина

Вопросы развития и совершенствования библиотечного дела Тамбовской области в условиях новой социально-экономической и правовой ситуации находятся в центре внимания управления культуры и архивного дела области, отделов культуры органов местного самоуправления, руководителей библиотек, библиотечной общественности. В целях формирования правовых основ деятельности библиотек 21 июня 1996 года принят региональный Закон «О библиотечном деле в Тамбовской области» (в редакции Законов Тамбовской области от 30.03.2005 N 310-З, от 29.04.2009 № 520-З, от 09.11.2009 № 582-З, от 16.03.2010 № 632-З).

Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение культуры «Тамбовская областная универсальная научная библиотека имени А. С. Пушкина» учреждено управлением культуры администрации Тамбовской области, согласовано с комитетом по управлению государственным имуществом Тамбовской области. Библиотека является юридическим лицом, находящимся в ведении вышестоящего ведомства и функционирующим в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом библиотеки (см. также Изменения в Устав библиотеки).

По Закону Тамбовской области «О библиотечном деле в Тамбовской области» библиотека является Центральной государственной библиотекой области. Наделена полномочиями по разработке программ и нормативов в сфере библиотечного дела, правил библиотечного обслуживания, по аттестации и переподготовке кадров библиотечных работников.

Библиотека является центральным хранилищем произведений печати области, в том числе краеведческой литературы; депозитарием краеведческой литературы; центром рекомендательной библиографии; центром межбиблиотечного абонемента; центром отраслевой информации по проблемам культуры и искусства области; научно-методическим центром в помощь работе библиотек области; центром, обеспечивающим координацию методической, научно-исследовательской, библиографической и информационной работы библиотек различных ведомств, учреждений и организаций.

Библиотека сохраняет и развивает традиции культурно-просветительского учреждения, исторически сложившегося центра духовной жизни области.

Просветительские акции библиотеки носят систематический характер, имеют выраженную гуманитарную ориентацию — краеведческие чтения, творческие вечера встреч с деятелями культуры и искусства, писателями и поэтами, праздники и фестивали, презентации книг и периодических изданий, вечера в музыкальной гостиной, книжно-иллюстративные, документальные и художественные выставки.

Более подробная информация о всех мероприятиях, проходящих в библиотеке, отражается в ежемесячном плане культурно-просветительных мероприятий[14].

2.2 Особенности применения современных форм, методов и средств социально-культурной деятельности в практике ТОУНБ им. А.С. Пушкина

В ноябре 2004 г. в читальном зале ТОУНБ имени А.С. Пушкина было проведено анкетирование пользователей с целью выявления качества услуг и конкурентоспособности библиотеки.

В ходе исследования были опрошены 48 респондентов: 72,9 % — студенты, 18,8 % — аспиранты, 8,3 % — остальные.

Читательский стаж пользователей читального зала ТОУНБ имени А.С. Пушкина можно представить следующей диаграммой (рис. 1):

Рисунок 1. Читательский стаж читального зала ТОУНБ имени А.С. Пушкина.

Наибольший процент (52,1 %) опрошенных пользуется услугами библиотеки — от 2-х до 5 лет; 20,8 % — менее года; 14,6 % — от 5 до 10 лет; 10,4 % — от 1 до 2-х лет; 2,1 % — от 10 до 20 лет.Эти сведения показывают постоянную сменяемость пользователей библиотеки. Следовательно, ТОУНБ имени А.С. Пушкина пользуется высоким спросом среди социально-информационных институтов региона.

43,8 % посещают читальный зал библиотеки несколько раз в неделю; 18,8 % — несколько раз в месяц; 12,5 % — несколько раз в год; 6,25 % — как правило, 1 раз в неделю; 4,17 % — практически каждый день; 2,1% — как-то иначе.

Рисунок 2. Частота посещений читального зала ТОУНБ имени А.С. Пушкина

А — несколько раз в неделю

B — несколько раз в месяц

C — несколько раз в год

D — 1 раз в неделю

E — практически каждый день

Таким образом, ТОУНБ имени А.С. Пушкина для опрошенных респондентов является главным источником информации.

Пользовательская удовлетворенность — субъективный показатель, который измеряет качество библиотечных услуг в целом или по отдельности.

В нашем случае были рассмотрены 2 уровня пользовательской удовлетворенности:

* общая пользовательская удовлетворенность, которая оценивает обслуживание библиотеки в целом;

* пользовательская удовлетворенность отдельными услугами или их компонентами, например, расписанием работы библиотеки или работой библиотекарей.

Библиотека рассматривается как организация, задачей которой является предоставление качественных услуг пользователям. Качество оценивается в понятиях эффективности путем определения уровня соответствия услуг задачам библиотеки.

Именно пользователь является получателем конечного продукта библиотеки, поэтому необходимо иметь способ измерения пользовательского восприятия услуг с точки зрения их числа и качества или результата услуг.

Таким образом, данный индикатор (пользовательская удовлетворенность) позволяет количественно определить удовлетворенность пользователей и выразить его в виде числового значения, выражающегося в графиках.

Что касается недостатков в деятельности ТОУНБ имени А.С. Пушкина, то главным 27,1 % респондентов считают отсутствие необходимых изданий; недовольны очередями на кафедрах выдачи 20,8 % опрошенных; 16,7 % недовольны тем, что заказы из книгохранения выполняются долго; 14,6 % не могут получить необходимую книгу, так как она находится в чтении; 12,5 % не устраивают условия работы в библиотеке (освещение, колер, шум); 10,5 % — недостаток мест в читальных залах; 8,3 % недовольны отсутствием или неудовлетворительными консультациями по системе каталогов и картотек; 6,25 % — недостаток помощи со стороны сотрудников; 6,25 % считают, что фонды библиотеки плохо отражены в системе каталогов и картотек (рис.3).

Рисунок 3. Недостатки в деятельности ТОУНБ имени А.С. Пушкина (по мнению респондентов)

А — отсутствие необходимых изданий

B — большие очереди

C — заказы из основного книгохранения выполняются долго

D — нет возможности получить книгу, т.к. она занята другим читателем

E — условия работы в библиотеке (освещение, шум и т.д.)

F — затруднения в пользовании СБА

G — недостаток помощи со стороны сотрудников библиотеки

Для определения уровня эффективности работы библиотеки пользователю предлагались некоторые утверждения, с которыми он может согласиться или нет. На основании ответов, среди услуг, полностью удовлетворяющих респондентов названы (рис. 4):

Рисунок 4. Услуги, полностью удовлетворящие респондентов

A — режим работы

B — полнота и содержание карточных каталогов

C — внимательное отношение сотрудников и компетентность сотрудников

D — удовлетворенность сроками выполнения заказов

E — отсутствие очередей

F — наличие услуг ксерокопирования документов

G — универсальность и полнота фонда

На вопрос о том, какие изменения Вы хотели бы видеть в работе библиотеки, ответило небольшое число респондентов. И все-таки, 4,17% назвали снижение цены на ксерокопирование и 4,17% улучшение условий для работы.

Среди источников информации особенно важных для пользователей библиотеки на первом месте алфавитный каталог — 56,3%, на втором месте систематический каталог — 54,2%, на третьем — предметный каталог — 31,3%, на четвертом — картотека новых поступлений — 27,1%, на пятом — справочные издания — 16,7%, на шестом — электронный каталог и реферативные журналы — 14,6%, на седьмом — тематические картотеки — 10,4%, на восьмом — тематические и персональные указатели — 8,3%, на девятом — библиографические ссылки в литературе — 6,25%, на десятом — выставки новых поступлений — 2,1%.

На вопрос об оценке работы сотрудников ТОУНБ имени А.С. Пушкина ответы распределились следующим образом (рис. 5):

На «отлично» персонал оценили 35,4%; «хорошо» — 54,2%; «удовлетворительном» — 6,25%; «плохо» — 2,1%, т.е в целом работой сотрудников библиотеки пользователи довольны.

Рисунок 5. Оценка работы сотрудников ТОУНБ имени А.С. Пушкина (по результатам анкетирования)

Таким образом, в результате мониторингового исследования были получены два типа информации:

1. информация, характеризующая состояние деятельности ТОУНБ имени А.С. Пушкина;

2. информация, характеризующая мнение пользователей ТОУНБ имени А.С. Пушкина относительно проблем и перспектив конкурентоспособности библиотеки.

Анализ регионального информационного рынка, изучение внешней и внутренней среды функционирования библиотеки позволяют сделать вывод о том, что ТОУНБ имени А.С. Пушкина является одним из традиционных центров хранения, создания и распространения информационных ресурсов данного региона. Поэтому необходимо повышать качество обслуживания пользователей, а для этого необходимо:

1) формировать у сотрудников библиотеки философию качества, т.к. менеджмент предполагает стабильное качество обслуживания, а также скоординировать работу всех отделов библиотеки, т.к. необходимо помнить, что у нас у всех общая цель — это качественное обслуживание пользователей;

2) необходимо повышение уровня квалификации сотрудников, т.к. кардинальные изменения, происходящие в содержании, формах и методах библиотечной деятельности, переход к новым информационным технологиям требуют формирование работника нового типа.

Для пользователя важной стороной получения услуг является: престижность библиотеки, в которой получается услуга, комфортность ее получения, качество обслуживания. Ориентируясь на потребителей, на выполнение их требований, в ТОУНБ имени А.С. Пушкина постоянно обновляется документный фонд, внедряются новые технологии: открыт зал электронных документов, увеличивается компьютерный парк, приобретены БД «Патенты России», «АГРОС», создаются более комфортные условия для работы (заменяется мебель, проводится ремонт (в перспективе — капитальный ремонт и перепланировка здания библиотеки), т.е. модернизируется облик библиотеки в соответствии с современными требованиями. ТОУНБ имени А.С. Пушкина целенаправленно занимается пиаром библиотеки. В этом направлении наша библиотека проводит мероприятия, обзоры новинок, дни информации, дни специалистов, сотрудничает с различными организациями, с университетами и другими учебными заведениями, регулярно проводятся информационные вбросы в СМИ, а именно — публикации в газетах, информация на TV, радио, анонсы мероприятий.

Все перечисленные действия далеко не всегда требуют больших затрат, а библиотека получает огромный плюс. Во-первых, если у библиотеки имидж успешной организации, молодые специалисты с большим интересом отнесутся к возможности работать в ней. Работа в библиотеке должна быть престижной! Во-вторых, библиотека станет более привлекательной для органов власти и меценатов, т.к. всегда приятнее ассоциироваться с успешными организациями. В-третьих, библиотека будет пользоваться огромным успехом у посетителей [13].

В 2005 году было проведено городское исследование общественного мнения «Библиотека: взгляд в будущее», позволившее создать проект качественно нового масштаба, моделирующий все аспекты развития библиотечной сети в городе — концепция «ЦБС: ориентиры на будущее». Особенность и значимость концепции заключается в том, что она не только обозначила инновационную политику ЦБС на десятилетие, но и служит базой для создания ряда комплексных и локальных проектов.

По итогам опросов были выявлены следующие проблемы –

1) ограниченный спектр форм, методов, средств СКД, то есть персонал библиотеки не знает современный инструментарий или пользуется только традиционным, проверенным;

2) неотработанность технологий применения современных форм, методов, средств СКД (то есть при их применении персонал испытывает затруднения, прежде всего, организационные - "как" и "что делать")

3) неблагоприятный морально-психологический климат, так как значимость библиотек в жизни общества снижается, поэтому персонал не стремится к внедрению современных форм, методов, средств СКД.

Для решения данных проблем, которые возможно выявить не только в помощью анкетирования, но и с помощью формализованного наблюдения, возможно применение различных методов.

Примером действенного применения формализованного наблюдения для выявления существующих проблем в организации СКД может служить анализ проведения нескольких новых мероприятиях в Пушкинской библиотеке - Библионочь-2014, 2015, Поттериана. Выявленные недостатки – в основе - стандартный сценарий из Интернета, который адаптируется, а проведение поручается студентам, выделяется небольшое количество денег на призы, что не позволяет сделать мероприятие ярким и индивидуальным. Конкурсная программа составлена стандартно, без учета возрастных особенностей, нет охвата всего зала и конкурс проводится с теми, кто находится ближе к ведущей – это говорит о том, что аниматор не владеет методикой работы с разновозрастной группой, не может заинтересовать аудиторию. У проводящих конкурсы студентов отсутствует современное оборудование, что так же снижает их ценность для зрителя и привлечь внимание аудитории очень сложно.

Система награждения непродуманна, призы так же не учитывают интересы участников розыгрыша. Критерии награждения так же не понятна.

Тем не менее было немало положительных находок – коллективы артистов молодые, идет сотрудничество с ТГУ, сотрудники библиотеки не чужды креативных находок и иногда проявляют инициативу и создают конкурсы сами на основе своих профессиональных знаний. Используя элементы библиотечного и книжного дела в создании викторин, конкурсов, например при игре в «Испорченный телефон» использовали терминологию по составу книги как печатного издания.

Проектирование как метод, так же является мощным креативным двигателем инновационного развития, позволяет генерировать свежие, созидательные идеи, претворять их в жизнь, обеспечивая реорганизацию и модернизацию библиотек на новой реформаторской волне.

И по данному направлению так же накоплен позитивный опыт работы в Централизованной библиотечной системе города Тамбова (далее — ЦБС), где проектные инициативы по накоплению и продвижению значимой информации в городскую среду рассчитаны не только на собственно культурный, но и широкий социальный эффект.

Десять лет программа «Милосердие и книга» играет важную роль в социальной защите малообеспеченных и слабо защищенных слоёв общества, приобщая их к книге, полноценной культурной и духовной жизни.

Программа «Сохраним живой планету», удостоеная диплома Межгосударственного фестиваля экологических программ, позволила организовать в городе библиотечную деятельность по формированию экологической культуры населения. Официальным признанием программной деятельности стала победа центральной городской библиотеки в четвёртом Всероссийском смотре-конкурсе работы библиотек по экологическому просвещению населения.

Знаковым событием для ЦБС является функционирование многоуровневой программы непрерывного библиотечного образования «Профессионал», удостоенной диплома лауреата третьего Всероссийского конкурса «Современные тенденции в обслуживании читателей». В рамках программы создан центр библиотечного образования, на базе которого разрабатываются и используются на практике креативные образовательные технологии, локальные модули и курсы нового поколения. В результате учебный процесс стал полем моделирования и апробации эффективных нововведений, вызвавших качественные изменения в библиотечном обслуживании населения города. Например, в 2006 году методическая служба активно работала над реализацией модели профессионального обучения «Проектное развитие библиотек».

Модель состояла из трёх модулей. В стартовый — курс менеджмента «Проектные технологии в библиотечном деле» - входили теоретико-тренинговые занятия. Второй модуль — ярмарка библиотечных проектов «Конструируем будущее по собственным лекалам» позволил применить полученные знания на практике, активизировать и стимулировать проектную деятельность библиотек. На заключительном модуле Круглом столе «Проектное творчество библиотек в контексте социокультурной динамики» библиотекари поделились своими идеями, замыслами, проблемами и информацией об имеющемся опыте работы, что содействовало взаимообогащению полезными знаниями и настроило работников системы на дальнейший поиск инноваций.

Итогом реализации обучающей модели стало создание в ЦБС 18-ти разноплановых социально-значимых проектов, направленных на повышение качества жизни горожан. Лучшими из них признаны: проект детской библиотеки им. А. Гайдара «Дети. Экология. Будущее.», проект библиотеки им. Новикова-Прибоя «Здоровье для всех», проект детской библиотеки им. И. Крылова «В культуре края душа народа». Проект филиала №1 «Библиотека — музей как форма популяризации истории и культуры Тамбовского края», был удостоен гранта Управления культуры и архивного дела Тамбовской области, а проект «Остров радости» филиала №22 отмечен дипломом первого областного конкурса «Молодые в библиотечном деле».

Сегодня, благодаря проектной деятельности, основными точками инновационного роста библиотек города Тамбова является совершенствование структуры Централизованной библиотечной системы.

Данное направление позволило ЦБС взять курс на специализацию и создать новые модели публичных библиотек. Так, на базе филиала № 10 появилась экологическая библиотека, а филиал № 7 получил статус информационно-досугового центра молодёжи. В перспективе планируется открытие краеведческой библиотеки, библиотеки-музея, библиотеки народных традиций «Тамбовская старина».

При развитие инновационных технологий библиотечного обслуживания населения особо следует выделить создание при библиотеках различных информационных центров, библиотечных служб, специальных книжных фондов, клубов и любительских объединений. Например, в филиале № 13 появился поисковый центр «Возвращение к истокам», в филиале № 9 краеведческий центр «Наследие», в центральной детской библиотеке творческая лаборатория Книги «Читай, и ты полетишь!», литературная студия «Ступени», психологическая служба для подростков, в филиале № 1 музей Книги, в филиале № 14 литературный клуб «Очарованные книгой», в центральной городской библиотеке сектор краеведения, фонд старинной и редкой книги. В перспективе планируется создание Интернет-зала, виртуальной справочной службы «Спроси библиотекаря», многофункционального мультимедийного центра, центра духовного возрождения, центра экологической культуры, сервисной службы, Web-сайта ЦБС.

Согласно запросам современного общества, в библиотеках происходит процесс информатизации библиотечной сферы.

Отправной точкой и концептуальным ядром технической модернизации библиотечного обслуживания города Тамбова стала программа «Библиокомп». Реализация первого этапа программы позволила открыть отдел автоматизации в центральной библиотеке, компьютеризировать семь муниципальных библиотек, обеспечить их подключение к Интернету, создать электронный каталог собственной генерации, сделать первые шаги по оцифровыванию ключевых частей фонда. В настоящее время ЦБС приступает к осуществлению второго этапа программы, который направлен на автоматизацию библиотечных процессов всей системы, создание локальной сети, организацию новых информационных и сервисных услуг, включающих организацию штрихкодовой обработки фонда, создание системы использования единого читательского билета из пластика, оказание дистанционных библиотечных услуг жителям города.

Развитию вектора организации рекламной деятельности способствовал методический проект «Библиотечная рекламная кампания», позволивший обновить дизайн библиотечного пространства, создать оригинальную печатную продукцию, открыть новые средства и каналы распространения рекламы и, как следствие, — повысить социальную и творческую значимость городских библиотек. Например, в филиале № 10 появилась новая модель библиотечного пространства, сконструированная по законам экодизайна, в филиале № 7 появилась оригинальная «уличная» реклама, а центральная детская библиотека обрела свой фирменный стиль.

Благодаря партнёрству ЦБС со средствами массовой информации, с 2006 года выходит в свет специальное приложение к областной газете «Тамбовский курьер» «Библиотечная палитра» и каждый четверг по тамбовскому радио в рубрике «Ваша семейная библиотека» звучат радиообзоры лучшей литературы, которые готовятся библиотекарями города Тамбова.

Для укрепления материально-технической базы библиотек и повышения качества реализации проектов были найдены механизмы взаимодействия библиотек с различными социальными партнёрами. Так, при солидной финансовой поддержке ООО «Плюс Гарантия» в ЦБС на базе 6 библиотек создана сеть общедоступных центров правовой информации, которые предоставляют населению в электронном и печатном виде федеральное и региональное законодательство, что способствует правовой культуре населения.

Третий год в Тамбовской библиотечной системе функционирует программа «Читающий город», подчеркивающая важность формирования устойчивого интереса горожан к чтению как уникальному виду деятельности и состоянию души, ставящая главной целью продвижение чтения на основе долгосрочного социального партнерства с различными общественными институтами. На это и были направлены культурно-образовательные акции «Читающий ребенок», «Брось все и читай!», «Русское слово — русская слава» и другие. Они помогли вовлечь в сферу деятельности тамбовских библиотек более 140 городских структур. Среди них: представители власти и депутатский корпус, бизнес-сообщество, общественные организации, образовательные и культурные учреждения, средства массовой информации.

Проекты методической службы позволили создать в ЦБС эффективную систему регулярного обновления профессиональных знаний, поднять на новый уровень творческий потенциал персонала, активизировать инновационную деятельность, создать библиотечное молодёжное объединение «Парус».

Совершенствование библиотечного обслуживания населения, формирование инновационной культуры невозможно без серьёзной организации научной деятельности прогностического характера, поэтому благодаря методическому проекту «Маркетинговые исследования в библиотеке» в ЦБС развёрнута широкая исследовательская работа. Например, в этом году разработано и реализуется на практике более 20 проектов по изучению информационных потребностей пользователей.

Наряду с городскими проектами в нашем библиотечном сообществе реализуются проекты регионального и общероссийского значения. Так, проект «Город-селу» выиграл международный грант Института «Открытое общество», что позволило повысить профессиональный уровень сельских библиотекарей Сосновского района Тамбовской области. С 2004 года ведущие специалисты ЦБС, успешно реализует Всероссийский образовательный проект «Заочная школа заведующего сельской библиотекой», публикуя на страницах журнала «Библиополе» авторские учебные материалы.

За десять лет работы в программно-проектном режиме в ЦБС реализовано более пятидесяти проектов и сегодня эта деятельность продолжается и набирает силу, а значит, впереди нас ждёт много интересного, необычного, неизведанного. Новые проекты будут разной тематики, разного формата, но объединять их будет высокая библиотечная миссия: сохранение и развитие интеллектуального потенциала города Тамбова, построение глобального информационного общества, общества знания.

Итак, в данном исследовании определена роль проектной деятельности учреждений культуры как механизма реализации государственной культурной политики

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ СОЦИАЛЬНО - КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРАКТИКЕ ТОУНБ ИМ. А.С. ПУШКИНА

Библиотеки как центры информационной, культурной, социальной работы имеют самые разнообразные возможности внести свой вклад в обеспечение устойчивого развития во всех сферах и на всех уровнях, для чего им необходимо, с одной стороны, согласовывать свои усилия с другими институциями гражданского общества, а с другой — они должны уметь доказывать, что выделенные им средства используются на выполнение правильно сформулированных целей и задач наиболее эффективным образом.

Для внедрения методов, форм и средств в коллективе возможно предложить определенную программу действий, рассчитанную на год.

Это является частью управленческой административной деятельности, действия должны определить стратегические планы, которые должна достичь организация.

Данное планирование будет являться тактическим, так как рассчитано максимум на год, оно ведется в соответствии с поставленными задачами и соотноситься с календарными сроками. Рекомендовано составление конкретной программы.

Данную программу можно представить в трех этапах.

Первый этап ставит задачу познакомить коллектив с современными формами, методами, средствами СКД.

Для этого руководство должно организовать цикл обучающих семинаров и тренингов для персонала, которые должны продолжаться не менее 72х часов по каждому направлению в организации СКД – формы, методы и средства. Материал для семинаров должен быть максимально современным и проводиться они должны высококвалифицированными тьюторами по каждой сфере. Так как обучение проводится в виде лекций, по численности группы могут быть большие до 20 чел, сроки планируются 3 месяца.

Вид отчетности по каждой группе – зачет в творческой форме, формы – презентация, учебный мастер – класс.

Действия руководства на данном этапе – обеспечить коллектив квалифицированными специалистами, определить определенной время с учетом рабочего времени сотрудников, обеспечить аудитории и аудио – визуальные материалы для качественного обучения коллектива, при этом недопустимо значительное превышение рабочего времени сотрудников. (согласно КЗоТ).

На втором этапе цель расширяется – необходимо отработать технологии и способы их применения. Для этого рекомендуется использовать практику работы с учебной группой и в конце этапа – выход на новую аудиторию.

Методы – практическая отработка полученных знаний, причем рекомендуется сначала работа в учебной формальной группе и только потом переход на неформальные.

На данном этапе требуются навыки непосредственного создания творческого мероприятия, проходя каждый этап самостоятельно.

Этапы - исследование, творческая наработка, планирование будущего мероприятия, контроль и координирование работы, а также анализ результатов.
  Первый этап позволяет сформулировать задачи и определить целевую аудиторию. Идея должна быть интересной, творческой и запоминающейся, с интригой и оказать на участников торжества мощное психологическое воздействие, оставить положительные эмоции.

Тщательная проработка плана должна отвечать на вопросы, что мы делаем и с кем. В зависимости от задач мероприятия на него может быть приглашена определенная аудитория.


  На этапе разработки плана мероприятия следует уделить внимание написанию сценария, концепции оформления и подбору места проведения, обеспечению безопасности участников.

Проведение мероприятий на должном уровне требует от организаторов знания психологии человека. Следует организовывать мероприятия таким образом, чтобы у участников были задействованы все каналы восприятия информации.

После проведения мероприятия необходимо провести рефлексию, для того, чтобы определить плюсы и минусы и сделать выводы в будущем.

Так как первые мероприятия будут направлены на участников учебной группы, то будет полезным групповое обсуждение результатов и позитивной критикой.

При проведении первого мероприятия на заданную аудиторию будет рациональным присутствие тьютора, для наблюдения и возможной помощи.

Так как мероприятий должно быть подготовлено несколько – разных по формам и видам – игровые, обучающие, познавательные, эвристические, лектории и т.д., сроки данного этапа целесообразно планировать до 4х месяцев.

Действия администрации на данном этапе в основном организационные – обеспечение учебных групп необходимым оборудованием для проведения обучающих и основных мероприятий, контроль за их проведением, обеспечение техники безопасности.

Третий этап включает в себя мероприятия по изменению климата в коллективе в лучшую сторону. Цель – формирование в коллективе позитивного восприятия изменений, повышение психологической культуры, повышение трудовой мотивации. Он требует привлечения особых специалистов – психологов, арт – терапевтов, менеджеров высшего звена.

Среди вводных мероприятий можно выделить – работа с психологом для определения признаков благоприятного морально-психологического климата. Проводится опрос, насколько в коллективе выражены следующие качества:
1) доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; 

2) доброжелательная и деловая критика;

3) свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;

4) отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;

5) достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;

6) удовлетворенность принадлежностью к коллективу;

7) высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации (обмана, расстройства, разрушения планов) у кого-либо из членов коллектива;
8) принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр.

Проведение тренингов – на выявление тревожности, на выявление неформального лидера, на креативность мышления, на стрессоустойчивость.

Участие в мастер - классах с использованием гештальт терапевтов и арт – терапевтов.

Проведение корпоративных мероприятий – совместные праздники, выезды на природу, поддержка неформальных увлечений сотрудников.

Данный этап рассчитан не менее чем на 5 месяцев, хотя подготовительная работа ведется в течении и первого и второго этапов.

Роль администрации – организация, координация, приглашение специалистов, контроль за климатом в коллективе, корректировка краткосрочных планов.

Данная программа была представлена нами в опорных тезисах, которые помещены в прилагаемую таблицу.

Таблица 1. Циклограмма реализации программы

Этап, цель

Мероприятия

Действия администрации

Фома отчетности обучающихся

Сроки

Ответственные

I этап.

познакомить коллектив с современными формами, методами, средствами СКД

Тренинги;

Лекции;

Мастер – классы.

Поиск специалистов;

Обеспечение аудио – визуального сопровождения обучения;

Презентация;

мастер – класс.

До 3х месяцев

Администрация;

Тьюторы.

II этап.

отработать технологии и способы их применения

Подготовка и проведение учебного и основного мероприятия

Обеспечение аудио – визуального сопровождения обучения; реквизит для проведения мероприятий

Зачет в форме основного мероприятия

До 4х месяцев

Администрация;

Тьюторы.

III этап.

Изменение климата в коллективе в лучшую сторону

Опрос, тренинг, арт и гештальт – терапия, рефлексия.

Поиск специалистов;

Обеспечение аудио – визуального сопровождения обучения; реквизит для проведения мероприятий

Входное и итоговое тестирование.

До 5ти месяцев

Администрация;

Узкие специалисты.

Выводы: в данной главе нами были даны рекомендации по обучению персонала и внедрению новых форм, методов и способов СКД, повышению психологического климата и мотивации сотрудников. Данные рекомендации представлены в форме программы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формы, методы и средства социально-культурной деятельности являются основными компонентами технологического процесса, организованного в учреждении культуры. Выбирая ту или иную форму, метод или средство, прежде всего, необходимо учитывать основные цели и задачи задуманной социально-культурной акции, а также ее ресурсную обеспеченность и, что самое важное, специфические особенности аудитории - возрастные, психологические, особенности трудовой деятельности и т.п.

В научной литературе по проблемам социально-культурной деятельности представлено достаточно много различных классификаций форм, методов и средств, но ни одну из них не стоит считать универсальной, поскольку формы, методы и средства социально-культурной деятельности находятся в очень тесной взаимосвязи и в некоторых случаях могут использоваться как форма, как метод или как средство (например, игра).

Тенденции глобализации оказали свое влияние и на технологические процессы, организованные в учреждениях культуры России. Можно сказать, что учреждения культуры, преимущественно, используют различные комплексные формы социально-культурной деятельности (шоу, вечера, чемпионаты, фестивали и т.д.), которые позволяют решать сразу несколько задач одновременно. Кроме того, стоит отметить, что применяемые в учреждениях культуры современные формы социально-культурной деятельности приобретают все более зрелищный и развлекательный характер. Это обусловлено тем, что в современной ситуации государственным и региональным учреждениям культуры необходимо быть конкурентоспособными стремительно развивающимся коммерческим учреждениям культуры и досуга (танцевальным клубам, кинотеатрам, частным музеям, торгово-развлекательным центрам и комплексам).

Выбор современных методов социально-культурной деятельности обусловлен выбранными преимущественно зрелищными комплексными формами. Особую роль в этом процессе играют родовые методы культурно-досуговой деятельности, проистекающие из ее природы - методы театрализации, иллюстрации и игры.

Большое значение сегодня также играют и активно внедряемые в учреждения культуры современные информационные и технические технологии, выступающие в качестве средств социально-культурной деятельности. Это приводит к образованию новых форм подачи и потребления культурных ценностей, что позволяет вывести социально-культурную деятельность учреждений культуры на принципиально новый уровень развития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга: учеб.пособие / Ю.А. Стрельцов. - М.: МГУКИ, 2003. - 296 с.

2. Григорьева, Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб.пособие / Е.И. Григорьева. - Тамбов: Першина, 2004. - 406 с.

3. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков. - М.: Издательский дом МГУКИ, 2007. - 480 с.

4. Ариарский, М.А. Прикладная культурология / М.А. Ариарский. - СПб.: Эго, 2001. - 287 с.

5. Новикова, Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: учеб.пособие / Г.Н. Новикова. - М.: МГУКИ, 2010. - 158 с.

6. Жаркова, Л.С. Деятельность учреждений культуры: учеб.пособие для студентов вузов культуры и училищ культуры / Л.С. Жаркова. - М.: МГУКИ, 2003. - 234 с

7. Акимова, Л.А. Социология досуга / Л.А. Акимова. - М.: МГУКИ, 2003. - 123 с.

8. Курочкина, М.А. Новые технологии досуга: Проблемы и тенденции / М.А. Курочкина // Социально-культурная деятельность: проблемы, опыт, перспективы / Перм. гос. ин-т искусства и культуры, каф. СКД; под ред. Г.М.Кузицына. - Пермь, 2006. - с. 82-92

9. Асанова, И.М. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / И.М. Асанова, С.О. Дерябина. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 192 с.

10. Родионов, И.М. Парк развлечений как инновационная форма культурно-досуговой деятельности / И.М. Родионов // «Молодой ученый». - 2010. - №5. - с. 231-235

11. Болотников, И.М. Менеджмент в сфере культуры: учеб.пособие / И.М. Болотников, Г.Л. Тульчинский. - СПб.: Издательство СПбГУКИ, 2007. - 448 с.

12. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры: учеб.пособие / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. - Издательства «Лань», 2007. - 448 с.

13. Библиотека: исторический аспект и современное состояние [Текст]: материалы науч.-практ. конференции / Тамб. обл. универс. науч. б-ка им. А.С. Пушкина; сост. Л.Н. Патрина. — Тамбов, 2005.

14. http://www.tambovlib.ru/index.php?view=library.00

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРАКТИКЕ РАЗЛИЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ