Кинематограф — союзник литературы
Опыт проведения интегрированного урока
Учителя литературы гимназии № 47 города Кургана с большим интересом читают статьи Т. В. Рыжковой «Как использовать кино на уроке литературы». Отрадно, что газета обратила внимание на эту проблему. Литература демократична по самой своей природе: создаётся личностью, к личности обращена и личностью потребляется. В ходе чтения и после знакомства с произведениями нас не оставляет желание обдумывать их, представлять себе героев и их поступки. В этом нам как нельзя лучше помогает киноискусство, которое делает литературных героев “зримыми”, “живыми”.
Задумываясь над проблемой совершенствования уроков литературы, мы разделяем точку зрения автора о том, что “организация взаимодействия читательской и зрительской деятельности на уроках литературы — один из эффективных способов её решения”. Т. В. Рыжкова выделяет ряд методических условий, обеспечивающих эффективность этого взаимодействия. Например, необходимо предварительное знакомство учеников со средствами кинематографической выразительности, а процесс взаимодействия читательской и зрительской деятельности должен проходить в несколько этапов.
С Т. В. Рыжковой нельзя не согласиться. Наш многолетний опыт позволяет нам утверждать, что интерес к литературе повышается, а литературное развитие школьников протекает интенсивнее при внедрении интегративного подхода к организации взаимодействия читательской и зрительской деятельности. Мы убеждены, что превратить кинематограф из соперника литературы в её союзника вполне реально. Надеемся, что наши наработки, которыми мы решили поделиться, явятся своеобразным дополнением к богатому и заслуживающему внимания педагогов опыту уважаемой Татьяны Вячеславовны Рыжковой.
В гимназии № 47 г. Кургана с 1991 года ведутся курсы «Основы театра и кино» (в начальной школе) и «Основы экранной культуры» (в среднем звене). А. Ю. Серебрякова работает по своим авторским программам, в основе которых лежит Программа Министерства образования РФ «Основы экранной культуры для учащихся 1–11-х классов» (М.: Просвещение, 1994 / Под ред. Ю. Н. Усова, Л. М. Баженовой, Е. А. Бондаренко).
Уже в начальной школе у детей вырабатываются навыки восприятия экранных произведений. Осмысление результатов восприятия происходит в ходе коллективного обсуждения фильмов (мультфильмов) и в художественно-творческой деятельности (раскадровки, коллажи, рисунки). Здесь же закладываются основы аудиовизуальной грамотности. Знания о языке кино, полученные в начальной школе, углубляются и систематизируются в среднем и старшем звеньях.
Особое место в преподавании этих предметов отводится синтезу литературы и кино. Программа каждого года обучения теории кино строится с учетом тех литературных произведений, которые изучаются в том или ином классе. Во 2-м и 3-м классах это мультфильмы по известным сказкам русских и зарубежных писателей: «Крокодил Гена», «Винни Пух», «Чиполлино», «Маугли», «Бемби» и др. В 4-м и 5-м классах это уже художественные фильмы: «Королевство кривых зеркал», «Три толстяка», «Мио, мой Мио», «Сказка о потерянном времени», «Каменный цветок» и др. В 6-м и 7-м классах — экранизации былин, сказок и пьес, в том числе и Е. Шварца. Кроме того, в гимназии модулем ведётся элективный курс «Литература и кино» (для учащихся 8–11-го классов).
Практически все учителя литературы, работающие в гимназии, используют в учебном процессе экранизации программных литературных произведений. Причём эта работа носит не иллюстративный характер. Мы стараемся серьёзно анализировать произведения разных искусств, выявлять сходства и отличия книги и фильма, авторскую позицию писателя (драматурга) и режиссёра, говорить о языке кинематографа.
Работа с книгой и фильмом проходит в несколько этапов.
1. Прочтение детьми книги
За много лет практики мы не меняем этого условия, всегда ставим его на первый план. Реальное осуществление этого этапа мы формируем уже во 2–3-м классах. В начальной школе (пока интерес и мотивация к самостоятельному чтению достаточно высоки) в ходе преподавания основ театра и кино с учетом программы по чтению мы всегда организуем сначала чтение книги, а только потом коллективный просмотр и обсуждение экранизации. Читая книгу, ученик переживает вместе с героями то, что выпадает на их судьбу. Позднее, следя за действиями на экране, он осмысляет материал уже совместно с создателями фильма и своими одноклассниками. Это даёт ещё больший простор впечатлениям, усиливает эмоциональное восприятие произведения. Повторяем, чтение в нашей работе с детьми предваряет просмотр фильма — экранизации. Признаём, что в этом мы противоречим Т. В. Рыжковой.
2. Обсуждение книги (фабула, сюжет, характеры героев и т. д.)
3. Просмотр фильма
Сегодня сведения, полученные при общении ученика с художественным текстом на уроках литературы, в работе с учебником, критическими статьями, мемуарами, необходимо дополнять ещё и возможностями киноискусства, потому что современный читатель — это ещё и в большей степени зритель.
4. Обсуждение фильма. Анализ киноязыка
5. Сопоставительный анализ книги и фильма. Режиссёрское прочтение литературного произведения
6. Сочинение
На первых двух этапах работает учитель литературы. На третьем и четвёртом — учитель основ культуры. Пятый этап — это интегрированный урок, который ведут два учителя одновременно. Шестой этап — самостоятельное творчество детей.
Продолжая разговор, начатый Т. В. Рыжковой о творчестве драматурга Е. Л. Шварца и режиссёра Н. А. Кошеверовой (Литература. № 12/2006), мы предлагаем вашему вниманию разработку интегрированного урока «Е. Л. Шварц в литературе и кино» (по пьесе «Тень» и одноимённому фильму Н. Н. Кошеверовой).
Этот урок является заключительным в серии уроков, посвящённых творчеству драматурга и анализу его пьесы «Тень» (по программе А. Г. Кутузова). Уроки, соответствующие первым четырём этапам работы с книгой и фильмом, уже позади: ребята прочитали пьесу, обсудили сюжет, характеры героев; на уроках основ экранной культуры дети уже посмотрели фильм «Тень», сделали первоначальный анализ языковых средств кинематографа. К последнему уроку они уже самостоятельно готовят сообщение о творчестве драматурга и режиссёра. По рекомендации педагогов они прочитали другие произведения Е. Шварца и могут сделать определённые выводы о его творчестве в целом.
Вопрос учителя литературы начинает интегрированный урок: “В чём же секрет популярности Е. Шварца у читателей, зрителей, режиссёров театра, кинематографистов?” Возможный ответ: “Секрет успеха кроется в тех общечеловеческих вопросах, которые ставит драматург в своих книгах, в его умении говорить о них совершенно открыто, несмотря на трудности времени, в котором он жил.”
О чём же говорил “в полный голос” писатель и драматург Е. Л. Шварц? (О любви, счастье, вере в человека.)
Ребята приводят цитаты из сказок и пьес.
- “Любите, любите друг друга, да и всех нас заодно…” (Хозяин из «Обыкновенного чуда»). “Я не волшебник, я только учусь… но любовь помогает нам делать настоящие чудеса” (Паж из «Золушки»). “Всё идёт отлично — мы с вами, вы с нами, и все мы вместе. Что враги сделают нам, пока сердца наши горячи?.. (Сказочник из «Снежной королевы»).
Говоря о режиссёре, ребята отмечают, что фильм «Тень» (1971) — не первое обращение Надежды Александровны Кошеверовой к творчеству Евгения Львовича Шварца. По его сценариям она поставила фильмы «Золушка» (1947) и «Каин XVIII» (1963). Не остаётся без внимания и такой факт, что и Кошеверова, и Шварц очень интересовались сказками Х. К. Андерсена. Е. Шварц взял за основу пьес «Тень», «Голый король», «Снежная королева» сказки великого датчанина. А Н. Кошеверова поставила по мотивам сказок Андерсена фильмы «Старая, старая сказка» (1970) и «Соловей» (1980). Не случайно в картине «Тень» есть прямое упоминание об Андерсене. “Вы похожи на Андерсена. Он когда-то жил в этой комнате”, — говорит Аннунциата, и зритель видит даже портрет писателя. Кроме того, Олег Даль, исполнитель главных ролей — Учёного и его Тени, внешне похож на датского сказочника. Можно вспомнить и о том, что именно О. Даль играл сказочника и солдата в «Старой, старой сказке».
Учитель литературы подчёркивает, что Е. Шварц заимствовал старый сказочный сюжет у Андерсена, а тот, в свою очередь, у немецкого писателя Адельберта Шамиссо, написавшего повесть «Необычайная история Петера Шлемиля» (1814) — о человеке, потерявшем свою тень. Е. Шварц пересоздал сказку, наполнил её новым содержанием, придал ей новый идейный смысл.
Обсуждение пьесы и фильма начинается с описания страны, в которую приезжает Учёный. Ребята зачитывают по книге цитату из пьесы, а затем смотрят начальный эпизод фильма, когда разговор о стране происходит не в гостинице (по пьесе), а в вагоне поезда.
Поскольку каждый режиссёр имеет право на авторские поправки, на свои собственные идеи, то Н. Кошеверова очень удачно представила нам героев картины и ту страну, в которой будет разворачиваться действие. С первых кадров зритель вовлекается в этот условный, сказочный мир. Едет игрушечный поезд, и звучит песня: “До сказки осталось 10, 9… шагов”.
Художники фильма создают на экране город, в котором, кажется, мог бы жить Андерсен. Причудливые силуэты домов, шарманщик. Зрителю всё кажется ненастоящим. Пространство сказки насквозь условно. Это игра, это всё понарошку. Но в то же время герои, одетые в сказочные костюмы, глубоко современны.
Далее идёт разговор об основном конфликте пьесы. Ребята отвечают на вопросы учителя литературы и делают вывод: в пьесе происходит борьба живого и мёртвого в самих людях, борьба равнодушия и горячего желания служить людям. Каково же жизненное кредо главных героев — Учёного и его Тени? Для более полного ответа на этот вопрос вниманию ребят предлагается эпизод фильма — разговор Учёного с Тенью. После просмотра дети отвечают на вопросы учителя основ экранной культуры.
1. Какие средства кино помогают раскрытию основного конфликта между Учёным и его Тенью?
Выразительные средства актёрского мастерства: мимика лица, пластика движений, жесты, походка. Улыбчивое лицо Учёного и застывшая маска Тени. Мертвенная бледность его лица. Тёплые глаза Учёного и холодные — Тени.
Костюмы героев: костюм Учёного в светло-коричневых тёплых тонах; костюм Тени — чёрный с серебром. От него веет холодом.
Разные прически: прилизанные волосы у Тени и мягкие — у Учёного.
Речь героев: отрывистая, истеричная у Тени, убедительная, горячая у Учёного.
Декорации: чёрное кресло Тени; красная обивка комнаты и нежный голубой цвет лестницы дворца, по которой спускаются Учёный и Аннунциата.
2. Можно ли судить о характерах героев по их внешнему облику?
Учащиеся отвечают, что внешний облик, безусловно, дополняет их представление об этих героях. Но в целом судить об их характерах нужно по поступкам, по их отношению к другим людям.
3. Почему на роль Учёного и его Тени приглашён один и тот же актёр? Нельзя ли было предложить роль Тени другому актёру?
Ответы детей: “Нельзя, так как Учёный и его Тень — одно целое”, “Тень — второе «я» человека” и т. д.
При обсуждении других героев книги и фильма ребятам задаются вопросы.
— Близки ли герои фильма героям пьесы?
— Согласны ли вы с выбором актёров?
— Назовите актёров, снимавшихся в фильме. (А. Миронов, З. Гердт, В. Этуш, А. Вертинская, М. Неёлова, Л. Гурченко, С. Филиппов, Г. Вицин.)
— Соответствуют ли ваши представления о героях пьесы тому, что вы увидели на экране?
Поскольку все актёры в фильме играют замечательно, то ребята в основном соглашаются с выбором режиссёра. Особенно отмечают они образ Аннунциаты. Он несёт в пьесе и фильме большую смысловую нагрузку. В этом образе отражена великая вера драматурга в “хороших людей”, в их способности, в их желание бороться и идти до победы. Добрая, верная Аннунциата сумела сохранить в этом жутком людоедском мире свою чистую совесть, ясный взгляд, горячее сердце. Актриса Марина Неёлова прекрасно справилась со своей ролью. Кстати, её дебют в кино состоялся как раз в фильмах Н. Кошеверовой «Старая, старая сказка» и «Тень».
Просмотр и анализ заключительного эпизода фильма заставляет ребят задуматься о смысле слов Учёного: “Он скрылся, чтобы ещё раз и ещё раз стать у меня на дороге. Но я узнаю его, я всюду узнаю его…” В мире ещё много зла, и бороться с ним надо постоянно.
В последних кадрах фильма появляется широкая лестница, очень похожая на ту, по которой бежала Золушка, обронив свою туфельку. Лестница — символ сказки «Золушка», символ чуда. “Обыкновенное чудо” совершается и в «Тени», когда любовь торжествует. Учёный и Аннунциата спускаются по лестнице, не обращая внимания на мольбы Принцессы, на уговоры льстивых подданных. Они идут навстречу своему счастью.
И вновь звучит песня, которую мы слышали в начале картины. Зрителю дают понять, что это хотя сказка закончилась, до неё один шаг. Нужно только его сделать, этот шаг, — и ты вновь окажешься в сказке...
Заканчивается урок фрагментом фильма «Золушка», а именно — заключительной фразой Короля: “Ну вот, друзья, мы и добрались до самого счастья…”
Это своеобразная перекличка героев Е. Шварца и героев Н. Кошеверовой. И те, и другие ведут неустанную борьбу за счастье.
Позволим себе познакомить вас с цитатами из творческих работ учащихся 7-х классов, написанных после просмотра и обсуждения фильма.
Пьесу я прочитала раньше, чем посмотрела фильм. У меня возникли свои представления о героях. Но актёры так хорошо играют, что я невольно согласилась с режиссёром Н. Кошеверовой, пригласившей именно этих актёров в свою картину. Особенно мне понравились Олег Даль и Андрей Миронов.
(Маша С.)
Фильм чудесный! С удовольствием посмотрела бы ещё раз. Но пьеса производит более глубокое впечатление. Может быть, потому, что она была первой?
(Ксения С.)
Читая пьесу, я должен был додумать глубоко запрятанный смысл каждой фразы драматурга. А картина помогает увидеть то, что спрятано за страницами книги. Как в театре, открывается занавес — и всё становится понятным.
(Саша П.)
А одна из учениц 7-го класса, Ксения Севастьянова, заинтересовавшись творчеством Е. Шварца, выполнила исследовательскую работу по теме «Диалог — средство создания характера в литературе и кино» (по пьесе «Тень» и одноимённому фильму) и выступила на областной научно-практической конференции школьников.
Подобным же образом мы организуем работу и по пьесе Е. Шварца «Дракон», только уже в 11-м классе.
Урок по предлагаемому нами модулю не просто суммирует знания, эмоциональные оценки учеников, а придаёт изучаемому новое качество. Образная система произведения на таких уроках воспринимается в зрительном, слуховом, смысловом единстве, что уводит от схематичного, формального понимания героев и проблем, решаемых ими.
Литературное произведение предполагает соразмышление, сопереживание, диалог, возможность существования различных точек зрения. Одновременная работа с книгой и экранизацией даёт возможность ученику сопоставить восприятие мира писателем и кинематографистами со своими представлениями о прочитанном и увиденном. Интегрированный курс «Литература и кино» позволяет выстроить диалог об искусстве, о литературе, о жизни, расширяет кругозор учащихся, ведёт к тому, чтобы экран не стоял между книгой и читателем, а был рядом с ними.