Конспект урока по технологии Заповеди здорового питания 5 класс
Тема урока «Заповеди здорового питания»
Цель: Сформировать у учащихся знания о здоровых принципах питания, которые укрепляют организм. Научить подбирать продукты для составления меню завтрака с учетом калорийности продуктов; воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
Использовать приобретенные знания и умения практической деятельности:
- работать над личной стратегией рационального питания;
- формировать привычку руководствоваться при выборе продуктов, учитывая в них основные питательные вещества.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, таблицы (на каждый стол) «Примерный суточный набор продуктов для детей и подростков», «Таблица калорийности блюд», «Таблица суточной потребности в калориях», инструкционные карты для практической работы.
Тип урока: комбинированный.
Время занятия: 2 аудиторных часа.
Формы организации учебной деятельности:
групповая, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения:
Словесные (при формировании теоретических знаний);
Практические ( при составлении меню и подсчете его калорийности )
Наглядные (для развития наблюдательности, повышения внимания и лучшего запоминания материала);
Проблемно – поисковые (при формулировании темы и целей урока? для развития самостоятельности мышления);
Методы контроля и самоконтроля
Технологии:
Использование заранее созданной презентации (Microsoft Power Point) .
Использование заранее подготовленных таблиц (Microsoft Word).
Работа с мультимедийной установкой.
План урока
I. Организационная часть.
II. Подготовка учащихся к восприятию новой темы.
III. Изучение нового материала.
IV. Практическая работа.
V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
VI. Запись домашнего задания.
Ход урока.
I.Организационная часть.
Приветствие. Проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих.
II. Подготовка учащихся к восприятию новой темы. Формулировка цели урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим разговор о пище, о правилах здорового питания. И начать урок мне хочется словами Сократа:
« Мы живём не для того, чтобы есть,
а едим для того, чтобы жить»
Вопрос к учащимся: - Что вы понимаете под здоровым питанием?
Что такое полезные продукты?
Ответ учащихся: (Полезные продукты это те, которые приносят пользу для нашего организма).
Учитель:- Запишите тему урока: «Заповеди здорового питания»
III. Изучение нового материала.
Полноценное, правильное питание - важнейший элемент здорового образа жизни. Состояние кожи, волос, функционирование органов и систем во многом зависит от приёма пищи, которая должна содержать все необходимые для нормальной деятельности клеток вещества.
Строительным материалом для тканей и клеток служит пища.
Вы также уже знаете, что пища состоит из питательных веществ
Вопрос к учащимся: Назовите их? ( белки, жиры, углеводы)
Учитель:- Повторим, в каких продуктах содержатся нужные для нашего организма питательные вещества. (Слайд №1)
Белки. Белки служат для обновления клеток человеческого тела и составляют 1/5 часть веса тела человека. Больше всего белков содержится в продуктах животного происхождения: мясных рыбных и молочных. Есть белок и в растениях. Особенно много в фасоли, чечевице, бобах, сое гречневой крупе, орехах. Если белков в питании недостаёт, то организм хуже сопротивляется инфекции и простуде.
Чтобы вырасти, ты мог;
В пище должен быть белок;
Он в яйце, конечно, есть,
В твороге его не счесть,
В молоке и в мясе тоже
Есть он, и тебе поможет
Углеводы. Углеводы - органические вещества являвшиеся источником энергии. Углеводы бывают: а) сахар: ягоды, плоды, овощи, мед …
б) крахмал: картофель, кукуруза, пшеница….
Фрукты, овощи и крупы-
Удивительная группа-
Нам в тепло и непогоду
Поставляют углеводы,
Нам клетчатку посылают,
Витамины добавляют
И энергией питают.
3. Жиры. Жиры - источник энергии, предохраняющий организм от охлаждения, помогают организму сопротивляться болезням. Но много жирной пищи есть вредно. Жиры бывают: растительные, животные.
Жир, что в пище мы едим,
Очень нам необходим:
Сохранит температуру,
Повлияет на фигуру, Защитит от холодов,
Шубой нам служить готов.
Витамины. Витамины - необходимы для здоровья, повышают сопротивление организма заболевания. Витамины поступают с пищей животного и растительного происхождения. При недостатке витаминов у человека возникает - гиповитаминоз, при избытке - гипервитаминоз, при полном отсутствии – авитаминоз. Витамины легко разрушаются при нагревании, воздействии кислорода воздуха и солнечного света. Витамины делятся на растворимые в жире, растворимы в воде.
Чтоб быть здоровым и счастливым,
Есть средство верное одно:
Ты чаще кушай витамины,
Здоровье будет на все 100!
Минеральные соли. В минеральные соли входят во все продукты питания. Среди них: соли натрия, калия, кальция, магния, фосфора, которые относятся к микроэлементами; и железо, цинк, марганец, хром, йод, фтор, которые необходимы в очень маленьких количествах и поэтому называются микроэлементами. Наиболее важные для детского организма кальций, калий, фосфор, магний и железо. Очень важными компонентами пищи является кальций и фосфор. Они образуют минеральную основу скелета, вот почему потребности в них особенно велики в период роста. Соли калия, которые в больших количествах содержатся в овощах и фруктах, способствуют улучшению деятельности сердца и нормализация водного баланса.
Запись в тетради определения «Рациональное питание».
Рациональное питание – это полноценное, разумное, правильное, регулярное питание.
Из определения видно, что принципами рационального питания являются :
Энергетическое равновесие:
Разнообразное питание;
Режим питания;
Энергетическое равновесие. Каждый из нас должен получать столько энергии, сколько затрачивает её в течение дня, т. е. в организме должно соблюдаться энергетическое равновесие.
Энергию, доставляемую организму с пищей, измеряют калориями. Понятие калория. Калория - единица измерения энергетической ценности продуктов (запись в тетрадь).
Энергетические затраты организма зависят от физической и умственной нагрузки. Просмотр таблицы « Примерный расход на различные виды деятельности» (Приложение №1 – дидактический материал).
Разнообразное питание. Разнообразное питание - чередование пищи растительного и животного происхождения. Их составные части, особенно белки, жиры и углеводы, должны находиться в соотношении: 1:1:5, т. е. количество граммов жира должно быть таким же, как и количество белка, а углеводов должно быть в 5 раз больше.
Режим питания.
Вопрос к учащимся - Ребята, как вы думаете, сколько раз в день должен питаться человек? Назовите основные приёмы пищи? (Завтрак, обед, ужин)
Учитель: Люди зачастую не понимают важности правильного питания, не говоря уже о необходимости завтракать утром. Завтрак – это обязательный приём пищи для каждого человека. Установлено, что регулярный приём пищи по утрам снижает риск возникновения желудочно-кишечных заболеваний.
Интерактивная игра «Магазин». ( Слайд №2)
Учитель. - Сейчас мы с вами отправимся в магазин.
Мы будем не только покупать с вами продукты, но и делить их на группы:
Задание №1
1 группа - это те продукты, которые должны быть на нашем столе каждый день. Выберите их из предложенных.
Задание №2
Выбрать те продукты, которые необходимы для здорового питания
Задание № 3
Выбрать продукты, которые должны быть на нашем столе изредка
Вывод учащихся в конце игры.
IV. Закрепление изученного материала
Практическая работа выполняется в тетради
« Подсчёт калорийности пищи. Составление меню завтрака с учётом его калорийности»
Учащиеся работают в группах по инструкционным картам, таблицам ( Приложение № 2, 3 – дидактический материал), озвучивают результаты практической работы.
V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
В заключение урока организована самооценка собственной деятельности учащихся. На данном этапе они должны отметить основные идеи урока, представить выводы о значимости изучаемой темы и практических умений составлять меню с учётом калорийности блюд. Выявить это помогут следующие вопросы:
Что нового узнали на уроке?
Чему научились?
Какие знания, полученные на уроке, вы будете применять в жизни?
Выставление оценок.
VI. Запись домашнего задания.
Подсчитать калорийность ужина. Сделать необходимые записи в тетради.
Литература:
Книга о здоровье. Сборник ( Сост..Ю. В. Махонина, О. В. Карева. Под редакцией Ю. П. Лисицина) – М.; Медицина, 1990
Здоровье. В. Н.Касаткина; учебно - методическое пособие для учителей 1-11 классов, - 2-е изд. доп и испр. - Ярославль; Аверс Пресс, 2002
Быть здоровыми хотим. В. Н. Картушина. – М., 2004
Две недели в лагере здоровья. М. М. Безруких. Метод. пособие для учителя. – М.; Нестле Олма - Пресс, 2004.
Библиотечка «Первое сентября», (Серия «Здоровье детей»), - № 10,12- 2005г., № 4 – 2006г.
Технология. Обслуживающий труд. Учебное пособие для девочек 5-8 класс. Ростов–на - Дону «Феникс» 2001