Разработка основных направлений совершенствования таможенного декларирования товаров и транспортных средств

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации подлежат таможенному декларированию. При любой транспортировке грузов через государственную границу необходимо их таможенное декларирование. Обязательное таможенное декларирование сегодня получают любые товары и транспортные средства – как ввозимые на территорию Российской Федерации, так и вывозимые за ее пределы. Обязательное таможенное декларирование касается не только товаров в случае импорта или экспорта, но и пассажирского багажа, ручной клади, валюты, ценностей, транспортируемых через государственную границу.

Таможенное декларирование товаров заключается в предоставлении всех сведений о товарах и транспортных средствах, на которых они перевозятся через границу, что необходимо для прохождения определенного таможенного режима. Таможенное декларирование должно учитывать также изменение данного режима.

Правильно выполненное таможенное декларирование грузов является залогом беспрепятственного и своевременного пересечения границы, и, как следствие – их доставки по месту назначения, что может быть крайне важно в случае особых временных договоренностей о поставке товара.

Актуальность выбранной темы обусловлена значимостью процесса таможенного декларирования товаров и транспортных средств в условиях роста внешнеторгового оборота России за последние годы.

Цель работы является разработка основных направлений совершенствования таможенного декларирования товаров и транспортных средств.

Для достижения указанной цели в работе были решены следующие задачи:

- раскрыть понятие и определение назначения таможенного декларирования;

- охарактеризована деятельность Белгородского западного таможенного поста;

- изучен порядок подачи таможенной декларации и документы, необходимые для декларирования товаров;

- проанализировано документальное обеспечение процедуры декларирования;

- выявлены основные направления совершенствования таможенного декларирования товаров и транспортных средств.

Предметом исследования являются таможенное декларирование товаров и транспортных средств.

Методологическая основа включает в себя системный подход и методы комплексного, факторного и сравнительного анализа, а также методы экспертных оценок.

Объектом исследования является Белгородский западный таможенный пост.

Структура работы включает: введение, основную часть, состоящую из пяти вопросов, заключение, список использованных источников, приложения.

При выполнении работы был использован ряд учебной и научной литературы, под редакцией таких авторов как Салминин Е.О., Халипов С.В; Толкушкин А.В. и др. Нормативно-правовой основой послужил Таможенный кодекс Российской Федерации, приказы Федеральной таможенной службы и др.

Список библиографии включает тридцать источников.


1. Понятие и назначение таможенного декларирования

Основное таможенное оформление базируется на выполнении участниками внешнеэкономической деятельности требований таможенного законодательства об обязательном декларировании всех товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.

Декларирование - это операция, являющаяся составной частью процедуры помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим или по завершению действия такого режима. Суть декларирования заключается в заявлении по установленной форме таможенному органу сведений о товарах и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России, товарах и транспортных средствах, уже перемещенных через таможенную границу, таможенный режим которых изменяется, а также о других товарах и транспортных средствах, которые подлежат декларированию.

Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации, сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Форма декларирования определяется ФТС России в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации и иными правовыми актами Российской Федерации и может быть письменной, устной, электронной или конклюдентной/

При письменном таможенном декларировании основной формой декларации является грузовая таможенная декларация - ГТД.

Устная форма декларирования применяется при перемещении товаров физическими лицами в сопровождаемом багаже и ручной клади. Законодатель в статье 286 Таможенного кодекса Российской Федерации, например, закрепил, что декларирование товаров, не перечисленных в пункте 2 этой статьи, перемещаемых физическими лицами в ручной клади и сопровождаемом багаже, производится ими при следовании через Государственную границу Российской Федерации и может производиться в устной форме.

В современной таможенной практике используется понятие конклюдентной формы декларации. Конклюдентная форма декларирования - форма заявления физического лица таможенным органам об отсутствии у него товаров, подлежащих письменному декларированию. Декларирование через совершение конклюдентных действий практикуется, например, в международных аэропортах. Там организована система «зеленых коридоров» пассажир, не составляя письменной декларации, самим фактом выбора «зеленого коридора» заявляет таможне об отсутствии налогооблагаемых и запрещенных к ввозу (вывозу) товаров.

Возможность декларирования в форме подачи сведений в электронном виде является логическим продолжением положений, закрепленных законодателем в других статьях Таможенного кодекса Российской Федерации, например в пункте 3 статьи 72: «Перевозчик вправе представить документы (часть документов) в форме электронных документов...».

Все перечисленные формы таможенного декларирования направлены на то, чтобы сведения, которые в них заявляются, объективно и полно отражали фактические данные.

Стадия основного таможенного оформления предназначена для таможенного декларирования товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Кроме того, в соответствии со статьей 168 Таможенного кодекса Российской Федерации декларированию также подлежат товары и транспортные средства, таможенный режим которых изменяется (в том числе при отсутствии факта перемещения через таможенную границу Российской Федерации).

Декларирование производится путем заявления по установленной форме точных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей/

Декларирование товаров и транспортных средств является одним из обязательных условий перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Выполняет следующие функции:

- обеспечивает таможенные органы необходимыми для таможенных целей сведениями о перемещаемых через границу товарах и транспортных средствах;

- служит подтверждением законности совершаемых декларантом (лицом, производящим декларирование) действий в отношении товаров и транспортных средств, помещаемых им под избранный таможенный режим;

- носит контрольную функцию, суть которой состоит в том, что на основе декларирования таможенные органы проверяют соответствие декларируемых сведений о товарах и транспортных средствах фактическим данным.

Декларирование производится путем заявления по установленной форме точных сведений о товарах и транспортных средствах и об их таможенном режиме, а также иных сведений, необходимых для таможенных целей (например, сведений о принадлежности физического лица, перемещающего товары через таможенную границу, к субъектам предпринимательской деятельности и др.).


2. Характеристика таможенного органа

В соответствии с приказом ФТС России от 23.12.2009 № 2338 «О ликвидации Белгородского западного таможенного поста Белгородской таможни» 02.03.2010 ликвидировался Белгородский западный таможенный пост. На базе Белгородского восточного таможенного поста создан Белгородский таможенный пост, являющийся правопреемником Белгородского восточного и Белгородского западного таможенных постов. Регион деятельности Белгородского таможенного поста – г. Белгород, Белгородский, Яковлевский и Прохоровский районы, аэропорт г. Белгорода. Адрес Белгородского таможенного поста: г. Белгород, ул. К. Заслонова, 90.

На Белгородском таможенном посту, крупнейшем пункте таможенного оформления в Белгородской таможне внедрено электронное декларирование с применением сети Интернет, осуществлена схема совмещения двух складов временного хранения. Один из них – склад временного хранения, учрежденный ООО «Белтрансэкспедиция» с пропускной способностью до 350 железнодорожных вагонов и 200 автомобилей в сутки и возможностью трансформирования полезных площадей.

Основными задачами отдела таможенного оформления и таможенного контроля №1являются:

- обеспечение соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, принятие должностными лицами отдела мер по защите прав и интересов граждан организаций при производстве основного таможенного оформления и таможенного контроля;

- защита в пределах своей компетенции экономических интересов Российской Федерации;

- проведение в пределах своей компетенции основного таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;

- выявление и принятие мер в пределах своей компетенции по пресечению нарушений таможенных правил, а также иных нарушений законодательства РФ и международных договоров РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы РФ.

Во главе западного таможенного поста стоит начальник поста. В его подчинении находятся два заместителя. Под руководством каждого из заместителей начальника поста находятся отдел таможенного оформления и таможенного контроля № 1 и отдел таможенного оформления и таможенного контроля в неторговом обороте № 2., имеющие под собой специализированные отделения (приложение 1).

3. Документальное обеспечение процедуры декларирования товаров

Таможенная декларация - документ, оформленный в соответствии с требованиями национального законодательства и содержащий сведения о перемещаемом через таможенную границу грузе: товарах, багаже, ручной клади, валюте и т.д. Таможенная декларация заполняется распорядителем груза и предъявляется таможенным органам, которые контролируют соблюдение установленного порядка ввоза и вывоза грузов через границу. Ответственность за правильность и полноту сведений о грузе, предъявляемом к таможенному контролю, несет податель таможенной декларации.

Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения.

Согласно статье 131 Таможенного кодекса Российской Федерации, при декларировании товаров предоставляются следующие документы:

- договоры международной купли-продажи или другие виды договоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок - иные документы, выражающие содержание таких сделок (контракт на поставку товаров № 5 от 25.03.2009 г.) (приложение);

- имеющиеся в распоряжении декларанта коммерческие документы;

- транспортные (перевозочные) документы;

- разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

- документы, подтверждающие происхождение товаров, в случаях, предусмотренных статьей 37 таможенного кодекса Российской Федерации (заключение о происхождении товара №э-4171 от 03.07.2009 г.) (приложение);

- платежные и расчетные документы (счет-фактура № zk180445 от 03.07.2009 г.) (приложение);

- документы, подтверждающие сведения о декларанте и лицах, указанных в статье 16 Таможенного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 131 таможенного кодекса Российской Федерации, если декларант претендует на получение льгот по уплате таможенных платежей, в том числе при заявлении таможенного режима, предусматривающего полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, на неприменение к товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, либо на уменьшение налоговой базы, декларант обязан представить в таможенный орган документы, подтверждающие соответствующие заявленные условия.

Для подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод определения таможенной стоимости.

В случае если отдельные документы не могут быть представлены одновременно с таможенной декларацией, по мотивированному обращению декларанта в письменной форме таможенные органы в письменной форме разрешают представление таких документов в срок, необходимый для их получения, но не позднее чем в течение 45 дней после принятия таможенной декларации, если иной срок для представления отдельных документов и сведений не предусмотрен настоящим Кодексом. Декларант представляет в письменной форме обязательство о представлении документов в установленный срок.

Если в таможенный орган представлены документы, которые могут использоваться при таможенном оформлении других товаров, по запросу декларанта таможенным органом выдается письменное подтверждение принятия таких документов по форме, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Подтверждение считается действительным до внесения изменений в представленные документы или до истечения срока их действия. Указанное подтверждение может использоваться декларантом при таможенном оформлении товаров без дополнительного представления в таможенный орган принятых документов. Декларант вправе представить указанные документы до подачи таможенной декларации1.

К необходимым при декларировании документам также относятся:

- документы, выдаваемые уполномоченным органом, подтверждающие особенности осуществления валютных операций, когда перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации либо изменение их таможенного режима на основании договора, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не распространяется требование об оформлении паспорта сделки/паспорта бартерной сделки;

-письменное подтверждение уполномоченного банка, ведущего в соответствии с международным договором с участием Российской Федерации кредитный счет, при поставках товаров по государственному кредиту либо в счет погашения государственного кредита, с указанием номера счета и кода валюты;

-письменное подтверждение организации, уполномоченной Минфином России информировать таможенные органы о договорах, заключенных и оплачиваемых за счет средств займов Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР);

- документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки со счетов; иные документы, подтверждающие совершение валютных операций, связанных с перемещением через таможенную границу Российской Федерации декларируемых товаров в случае, если указанные валютные операции совершены до дня подачи декларантом таможенной декларации;

- сводные ведомости, формируемые на основании расходных или приходных кассовых ордеров на общее количество перемещаемой за период валюты, - при декларировании валюты, перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации в связи с торговлей на бортах воздушных судов, с использованием периодической таможенной декларации;

- документы, подтверждающие право на получение тарифных преференций или льготного налогообложения, не вытекающие из содержания или условий заявленного в таможенной декларации таможенного режима, если в отношении декларируемых товаров в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) международными договорами Российской Федерации при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации предоставляются льготы по уплате таможенных платежей.

Таким образом, перечень документов, необходимых при подачи таможенной декларации имеет четкое законодательно закрепление, как в таможенном кодексе Российской Федерации, так и в положениях приказа федеральной таможенной службы.

4. Порядок подачи таможенной декларации и документов, необходимых для декларирования товаров

Подача таможенной декларации и представление необходимых документов осуществляется в соответствии с Таможенных кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами ФТС России, в таможенный орган, правомочный принимать таможенные декларации.

Уполномоченное должностное лицо вносит информацию из таможенной декларации в графы 1 - 9, 11 журнала учета и регистрации таможенных деклараций, ведущегося в электронном виде.

После заполнения Журнала учета и регистрации таможенных деклараций уполномоченное должностное лицо проверяет возможность декларирования товаров данному таможенному органу.

Если в соответствии с нормативными правовыми актами ФТС России в отношении хотя бы одного товара, сведения о котором заявлены в таможенной декларации, установлены определенные места декларирования либо в отношении декларируемых товаров установлены ограничения компетенции таможенного органа, в который подана таможенная декларация, то уполномоченное должностное лицо в срок не более 30 минут с момента подачи таможенной декларации выполняет следующие действия.

Если в отношении декларируемых товаров установлены ограничения компетенции таможенного органа, в который подана таможенная декларация, то уполномоченное должностное лицо оформляет отказ в принятии таможенной декларации.

Если в отношении хотя бы одного товара, сведения о котором заявлены в таможенной декларации, установлены определенные места декларирования, то уполномоченное должностное лицо:

а) уведомляет об этом в устной форме лицо, подавшее таможенную декларацию, сообщает ему наименование и адрес места нахождения таможенного органа, которому должны декларироваться все заявленные в таможенной декларации товары;

б) при несогласии лица, подавшего таможенную декларацию, самостоятельно осуществить подачу таможенной декларации в иное место декларирования:

- проставляет в двух экземплярах описи документов (форма описи документов установлена иным нормативным правовым актом ФТС России) отметку "Получена», заверяет отметку оттиском личной номерной печати (далее - ЛНП) и подписью с указанием своей должности, фамилии и инициалов, даты принятия решения;

- изготавливает копию таможенной декларации;

- осуществляет действия согласно порядку, утвержденному иным нормативным правовым актом ФТС России;

- вносит соответствующую запись, а также время принятия решения о пересылке таможенной декларации в графы 10 и 12 Журнала учета и регистрации таможенных деклараций;

в) при согласии лица, подавшего таможенную декларацию, самостоятельно осуществить подачу таможенной декларации в иное место декларирования:

- возвращает таможенную декларацию, ее электронную копию (в случае подачи), представленные документы и один экземпляр описи лицу, подавшему таможенную декларацию, при этом второй экземпляр описи документов и копия таможенной декларации остается на таможенном посту для контроля и хранения в порядке, установленном иным нормативным правовым актом ФТС России;

- вносит соответствующую запись, а также время принятия решения о возврате таможенной декларации в графы 10 и 12 Журнала учета и регистрации таможенных деклараций.

Если товары, сведения о которых заявлены в таможенной декларации, могут декларироваться таможенному органу, а также при условии отсутствия в отношении декларируемых товаров ограничения компетенции таможенного органа, в который подана таможенная декларация, уполномоченное должностное лицо в течение не более 30 минут с момента подачи таможенной декларации осуществляет согласно порядку, установленному иными нормативными правовыми актами ФТС России, проверку:

а) полномочий лица, подающего таможенную декларацию, которые подтверждаются следующими документами:

- паспортом или иным документом, удостоверяющим личность подающего таможенную декларацию;

- договором таможенного брокера (представителя) с декларантом, если таможенная декларация подается таможенным брокером (представителем);

- документом, подтверждающим, что лицо, подающее таможенную декларацию, является работником декларанта (трудовой договор, приказ о назначении на должность);

- доверенностью на совершение действий от имени декларанта, если таможенная декларация подается работником декларанта, либо документом, подтверждающим в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации полномочия руководителя декларанта, если декларация подается руководителем декларанта;

- доверенностью на совершение действий от имени таможенного брокера (представителя), если таможенная декларация подается работником таможенного брокера (представителя), либо документом, подтверждающим в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации полномочия руководителя таможенного брокера (представителя), если декларация подается руководителем таможенного брокера (представителя);

б) полномочий лица выступать декларантом товаров, которые подтверждаются договорами международной купли-продажи или другими видами договоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок иными документами, подтверждающими совершение таких сделок, либо документами, подтверждающими право владения и (или) право пользования товарами;

в) наличия подписи лица, заполнившего таможенную декларацию, и печати, если в соответствии с законодательством Российской Федерации лицо, составившее таможенную декларацию, должно иметь печать;

г) соответствия таможенной декларации и декларации таможенной стоимости (если имеется) формам, установленным иными нормативными правовыми актами ФТС России;

д) наличия электронной копии таможенной декларации и декларации таможенной стоимости (если в соответствии с иными нормативными правовыми актами ФТС России представление таких электронных копий является обязательным);

е) наличия транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных документов и сведений в соответствии с Перечнем документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, с обязательным указанием информации о представленных документах в двух экземплярах описи (за исключением документов, которые в соответствии с иными нормативными правовыми актами ФТС России могут быть представлены после принятия таможенной декларации, а также могут быть не представлены);

ж) если отдельные документы не представляются одновременно с таможенной декларацией - наличия письменного обязательства об их представлении в более поздние сроки;

з) факта завершения действий, совершаемых в соответствии с требованиями, предусмотренными Кодексом, до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации;

и) при подаче таможенной декларации на бланках формы ТД1 и ТД2 - соответствия заполнения таможенной декларации требованиям, установленным Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, в том числе наличие информации о необходимых документах и сведениях;

к) в случаях, предусмотренных нормативными актами ФТС России, когда декларирование товаров может осуществляться с указанием меньшего количества сведений, либо без использования бланков формыТД1 и ТД2 - соответствия поданной таможенной декларации и сведений в них требованиям иных нормативных правовых актов ФТС России.

При представлении транспортных (перевозочных), коммерческих и таможенных документов, являющихся необходимыми для таможенного оформления, в копиях, заверенных лицом, их представившим, декларантом или уполномоченными органами, выдавшими такие документы, либо заверенных нотариально, уполномоченное должностное лицо в случае необходимости может запросить оригиналы указанных документов.

После проверки соответствия копий документов их оригиналам уполномоченное должностное лицо на копиях документов проставляет отметку "Сверено с оригиналом", заверяет подписью с указанием фамилии и инициалов, а также даты, после чего оригиналы документов возвращает лицу, их представившему.

При подаче таможенной декларации уполномоченное должностное лицо проверяет сроки ее подачи.

В случае своевременного и мотивированного обращения лица, подавшего таможенную декларацию, с заявлением о продлении срока подачи таможенной декларации начальник таможенного поста либо лицо, им уполномоченное, на заявлении проставляет запись "Срок подачи продлен до…», заверяет подписью с указанием своей должности, фамилии и инициалов, даты принятия решения.

Здесь и далее по тексту вместо проставления уполномоченным должностным лицом рукописных записей на таможенных и иных документах (копиях) допускается проставление записей аналогичного содержания в виде оттисков наборных штампов.

Если срок подачи таможенной декларации был нарушен, а лицо, подавшее таможенную декларацию, не обращалось за его продлением, то принимаются меры, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

По запросу лица, подавшего таможенную декларацию, уполномоченное должностное лицо незамедлительно (в срок не более 10 минут) выдает письменное подтверждение о подаче таможенной декларации и представлении документов в порядке, установленном иным нормативным правовым актом ФТС России (в том числе в форме электронного документа).

При невыполнении хотя бы одного из условий, перечисленных в пункте 2 статьи 132 Кодекса, уполномоченное должностное лицо в сроки, установленные Инструкцией для проверки условий принятия таможенной декларации, оформляет отказ в принятии таможенной декларации. При этом уполномоченное должностное лицо выполняет следующие действия:

а) на экземпляре описи документов, возвращаемой лицу, подавшему таможенную декларацию, производит запись "Отказ в принятии", указывает причины отказа, свои фамилию и инициалы, дату принятия решения, проставляет оттиск ЛНП и подпись;

б) вносит в графы 10 и 12 Журнала учета и регистрации таможенных деклараций соответствующую запись, а также время принятия решения об отказе в принятии таможенной декларации;

в) изготавливает копии с первого листа таможенной декларации, а также с тех документов, на основании которых было принято решение об отказе в принятии таможенной декларации;

г) уведомляет лицо, подавшее таможенную декларацию, об отказе в принятии таможенной декларации путем вручения ему таможенной декларации вместе с ее электронной копией (в случае представления), представленных документов, экземпляра описи документов с оттиском ЛНП.

При этом, если лицо, подавшее таможенную декларацию, изъявило желание соблюсти все условия принятия таможенной декларации до окончания рабочего времени в день подачи таможенной декларации, то отказ в ее принятии не оформляется до истечения указанного срока либо до соблюдения условий принятия таможенной декларации (в зависимости от события, которое наступит раньше).

В случае принятия решения об отказе в принятии таможенной декларации указанные в подпункте "в" копии и один экземпляр описи документов хранятся в делах таможенного поста не менее одного года.

5. Основные направления совершенствования процедуры декларирования товаров

Одним из направлений совершенствования процедуры декларирования товаров является упрощение операций таможенного контроля. Необходимо отметить, что в настоящее время так и не реализовано использование электронного декларирования товаров. Таможенный кодекс Российской Федерации разрешает представление документов в электронной форме. Однако до настоящего времени полный перечень документов, которые могут быть поданы в электронном виде и формы электронных документов не установлены. Отсутствует необходимый объем программных и аппаратных средств.

В ряде случаев проблемы при пропуске товаров и транспортных средств возникают из-за того, что Федеральная таможенная служба России еще не вышла на общеевропейский уровень работы с документами. Одна из проблем – это язык, на котором представляются документы, могущие рассматриваться как декларация о грузе. В странах Европы универсальным языком, обеспечивающим выполнение требований к таким документам, является английский язык. Это особенно важно в тех случаях, когда речь идет о таможенном оформлении комбинированных (смешанных) перевозок, а также международного таможенного транзита. Проблемы возникают также из-за разночтения термина «документ». Во многих европейских странах в частности не предусмотрено печати при оформлении документов. Наличие подписи на документе является достаточным основанием для его признания таможенными властями. Практика показывает, что российские таможенники недостаточно хорошо знакомы с особенностями международного делопроизводства и формами документов, принятых за рубежом.

Эти примеры говорят о том, что в перестройке таможенной службы России должен быть принят в расчет процесс постепенной интеграции делопроизводства в Российской Федерации в общепринятую в мире систему. Это требует включения в программы подготовки таможенных служащих вопросов, связанных со знанием основ современного делопроизводства, международно-признанных форм документов, а также улучшения языковой подготовки рядовых таможенных служащих. Все эти вопросы должны найти адекватное правовое решение.

На сегодняшний день электронное декларирование через Интернет является частью Федеральной целевой программы «Электронная Россия». Направлена она на оптимизацию таможенного оформления и совершенствование таможенного администрирования и ориентирована на использование таких новых технологий, как предварительное информирование и электронное декларирование.


6. Этапы становления и развития таможенной службы Российской Федерации с 1991 года по настоящее время

6.1. Этап с 1991 года по 1993 год

Формирование таможенной службы Российской Федерации является важной частью создания атрибутов российского государства и обеспечения его независимости. Законной основой и началом этого процесса является Указ Президента РСФСР Б.Н. Ельцина «О Государственном таможенном комитете РСФСР». Эта дата обозначена как начало создания современной российской таможенной службы. Государственный таможенный комитет (ГТК) являлся центральным таможенным органом России. На него была возложена ответственность за осуществление таможенной политики, обеспечение соблюдения законодательства таможенного дела, эффективную деятельность таможенных органов. Таможенный кодекс РФ, введенный в действие с 1 января 1994 г, был первым кодифицированным нормативным правовым актом постсоветского этапа развития таможенной деятельности. Некоторые положения данного нормативного правового акта действовали до 1 января 2004 г.

ГТК России находился в здании на Комсомольской площади. Формирование ГТК явилось началом сложного этапа возрождения и создания российской таможенной службы (1991 - 1993 гг.).

Основными задачами ГТК России являлись:

  • участие в разработке таможенной политики Российской Федерации и реализация этой политики;
  • обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности Российской Федерации;
  • обеспечение в пределах своей компетенции единства таможенной территории Российской Федерации;
  • защита экономических интересов Российской Федерации;
  • организация применения и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности исходя из приоритетов развития экономики Российской Федерации и необходимости создания благоприятных условий для участия России в мирохозяйственных связях; 2
  • организация и совершенствование таможенного дела в Российской Федерации;
  • обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Российской Федерации;
  • обеспечение участия Российской Федерации в международном сотрудничестве по таможенным вопросам.

От бывшего союзного государства Россия унаследовала слишком усеченную и слабую сеть таможенных органов. На территории оставалось лишь 20 процентов действующих таможен. Число таможенных работников в январе 1992 г. не превышало восьми тысяч человек. Также, протяженность границ, подлежащих таможенному контролю, но не оформленных в соответствии с международными правовыми нормами и технически не оборудованными, увеличилась на 13,5 тыс. км. В этих условиях создание системы таможенных органов России пришлось начать с создания новой концепции их роли и функций в государстве, системы регулирования внешнеэкономической деятельности. Необходимость создания рыночной экономики в стране и процессы либерализации внешнеэкономической деятельности ставили задачи превращения таможенной службы в настоящий инструмент таможенного регулирования, защиты экономических интересов и безопасности государства, формирования доходной части федерального бюджета, внедрения мировых стандартов таможенного дела. Для того чтобы реализовать данные задачи требовалось обеспечить эффективное размещение таможен и их структурных подразделений в местах наибольшей концентрации товаров и транспортных средств, которые подлежат таможенному оформлению и контролю.

6.2. Этап с 1993 по 2000 год

Новые возможности и подходы воплотились в программе развития таможенной службы на 1993 - 1995 гг., которая была разработана ГТК. Эта программа установила приоритетное формирование сети таможенных органов, находящихся на территории страны, в крупных промышленных центрах, а также таможенных постов и пунктов пропуска на новых участках границы. Таможенные органы были обеспечены вычислительной техникой, программным оборудованием, техническими средствами таможенного контроля и связи, а также были предусмотрены иные меры, позволяющие улучшить организацию и технологию осуществления таможенного дела.

Планированная программа в основном была выполнена. Об этом свидетельствовали как динамичный рост сети таможенных органов, так и эффективные изменения ее  состава. Особенно результативными в этом плане были 1992 - 1993 гг.

Количество пограничных таможен было увеличено более чем в два раза. Это значит, что таможни и пункты пропуска на большей части границы были созданы заново. Число внутренних таможен выросло на одну треть. Структура таможен стала значительно обширнее за счет пятикратного увеличения количества таможенных постов. Довольно быстро росло число региональных таможен. За это время было создано восемь новых таких управлений. Территориально они были сформированы из за существующего деления страны на экономические регионы. В последующие годы новым звеном стали специализированные таможенные органы (оперативные таможни, акцизные посты и таможни и др.).

Результатом этого стало создание разветвленной сети таможенных органов и учреждений России, которые обеспечивали существование таможенного дела на новых границах и на всей территории России. После трех лет существования российской таможенной службы в бюджет государства было перечислено более 18,5 трлн. руб.

Формирование и эффективность системы таможенных органов непрерывно связаны с принятием в 1993 г. Закона российской Федерации «О таможенном тарифе» и Таможенного кодекса Российской Федерации. Была создана российская правовая база осуществления таможенной политики и таможенного дела в новых условиях. Данные законодательные акты смогли закрепить приоритет фискально-экономических, контрольных, правоохранительных и защитных функций таможенных органов. Им был присвоен статус правоохранительных органов, полномочия на ведение валютного контроля. Таможенные органы были отнесены к военизированным государственным организациям. С начальных шагов своей деятельности таможенная служба России активно присоединилась в международное сотрудничество по вопросам торгово-тарифной политики и таможенного дела.

Россия, являясь правопреемницей СССР, становится членом международного Совета таможенного сотрудничества (СТО) – сейчас Всемирной таможенной организации (ВТО). Она была избрана членом Политической комиссии и Финансового комитета этой организации. Главным направлением деятельности российской таможенной службы стала помощь в содействии экономической интеграции государств - участников Содружества независимых государств (СНГ).

ГТК России занимается разработкой и использованием разносторонних межправительственных и межведомственных соглашений по вопросам сотрудничества и взаимопомощи стран СНГ в таможенном деле. Руководители таможенных служб государств - участников СНГ утвердили необходимые документы о таможенном законодательстве и унификации таможенных процедур. В Таможенном кодексе содержались положения об атрибутах и символах таможенной службы, которые утверждались на государственном уровне.3

8 июня 1993 года - приказом ГТК России был учрежден нагрудный знак «Отличник таможенной службы Российской Федерации». Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 года ГТК России было разрешено установить нагрудный знак «Почетный таможенник России».

Федеральный Закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации», который вступил в действие 1 сентября 1997 г, стал важным событием в создании правовых основ таможенной деятельности. Данный закон установил новые требования для прохождения службы по контракту, повысил ответственность и авторитет человека в форме таможенника, утвердил Кодекс чести таможенника РФ и процедуру принятия Присяги сотрудника таможенного органа РФ. Увеличивался и кадровый состав таможенной службы. На 1 января 2000 г. его численность составляла 56 613 человек. 1999 год был заметен утверждением значительных организационных и управленческих решений для таможенной службы. Была осуществлена серьезная реорганизация структуры ГТК России. Существовало семь блоков структурных подразделений: организационный, оперативный, экономический, правоохранительный, правовой, кадровый, тыловой. Основу их составляли новые звенья в структуре ГТК - Главные управления, к которым был перенесен центр тяжести организационно-управленческой работы. Проводившееся меры смогли повысить статус структурных подразделений ГТК, непосредственно влияющих на сбор таможенных платежей, повышение качества таможенного контроля и усиление борьбы с экономическими преступлениями. Произошло укрепление всей вертикали управления. Была повышена роль ГТК России в усовершенствовании и реализации таможенной политики. ГТК выступал за то, чтобы вместе с ужесточением таможенного контроля понизить ставки таможенных пошлин до разумного предела по некоторым товарным позициям и внес предложения, которые направлены на их оптимизацию, ликвидацию льгот на импорт транспорта физическими лицами. В том числе, была необходимость в предоставлении отечественным предпринимателям отсрочки по уплате таможенных платежей за импорт технологического оборудования, находившемся на таможенных складах. Данное предложение было принято Правительством России и играло немалую роль для поддержки отечественного производителя.

ГТК выступал за введение десятизначной товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Это решение Правительства России в начале 2000 года повлекло изменение импортного таможенного тарифа. Все действия помогали осуществить важную функцию таможенных органов как создание доходной части федерального бюджета. К 2000 г. работа таможенных органов стала стабильной и равномерной.

В 1999 г. была разработана «Стратегия и основные направления деятельности ГТК России на 1999 - 2000 гг. по развитию и усилению партнерства с зарубежными таможнями и международными организациями. Уникальность данной меры в том, что она ставила целью активное развитие международного таможенного сотрудничества на региональном уровне. Для улучшения эффективности борьбы с незаконным оборотом наркотиков в сентябре 1999 г. был создан Северо-Западный кинологический центр. Он осуществлял функции по организации и обеспечению кинологической деятельности таможенных органов, применению служебных собак для поиска наркотических средств, психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ. Был заметен сдвиг в сторону либерализации таможенно-тарифной политики России. 4

6.3. Этап с 2001 года по настоящее время

В 2001 г. внешнеторговый оборот России по сравнению с 1999 г. был увеличен на 33 процента и составлял почти 130 млрд. долларов США. Экспорт увеличился на 44 процента (до 101 млрд. долларов США). Таможенными органами было собрано и перечислено в бюджет почти 350 млрд. руб. Несмотря на то что в 1999 г. каждый таможенник в среднем перечислял в бюджет 3,2 млн. руб., то в 2000 г. - 6,6 млн. руб. Главные усилия таможенных органов сосредотачивались на выявлении и перекрытии существовавших каналов ухода от уплаты таможенных платежей или уплаты их не полностью. В конце 2000 г. осуществился перевод счетов таможенных органов на обслуживание в органы федерального казначейства. ГТК России продолжал внедрение новых технологий расчетов по таможенным платежам наличными, а также применение микропроцессорных пластиковых таможенных карт.5

В то время, когда происходило осуществление таможенной реформы, ГТК России создал и утвердил программу, нацеленную на развитие таможенной службы Российской Федерации на 2001 - 2003 годы. Важным пунктом осуществления этой программы является компьютеризация и автоматизация технологий в таможенных органах, переоснащение таможенных органов современными средствами передачи данных, информационного взаимодействия с иностранными службами. Исходя из этого, ГТК направил работу главного научно-информационного вычислительного центра на создание мощного аппарата по развитию единой автоматизированной информационной системы таможенных органов. Суть аппарат заключалась в применении сквозной комплексной автоматизации деятельности всех таможен и обеспечении единого управления процессом таможенного оформления и контроля, принятие управленческих решений и быстрое доведение их до исполнителей по всей вертикали «сверху вниз». Эта программа внедряет технологию сквозного контроля и управления «рисками», качественно использует современные информационные технологии, материальные и ресурсы общества. Туда включено применение интернет-технологий, являющиеся новейшими информационными технологиями настоящего времени.

Приказом ГТК России от 8 июня 2001 года был утвержден «План мероприятий по организации внедрения в опытную эксплуатацию системы комплексной автоматизации таможенной деятельности «АИСТ-РТ21» в области деятельности Московского таможенного управления. ГТК России и территориальные таможенные органы существенно повысили эффективность своей деятельности. Этому помогло создание пресс-службы ГТК России, а также предприятия «Ростаможинформ». Эти предприятия осуществляют выпуск официальных изданий ГТК России («Таможенный тариф Российской Федерации», газета «Таможня», бюллетени «Таможенные ведомости», «Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации»).

В настоящее время системой «АИСТ-РТ21» благополучно пользуются таможенные органы всех подразделений. Основой введения таких технологий стали Центры таможенного оформления, к которым присоединились таможенные посты, занимающиеся контролем в местах таможенного оформления, доставки и хранения товаров. Важным элементом в совершенствовании таможенного администрирования является структурное изменение всей таможенной системы.

Государственная реформа, которая была осуществлена в соответствии с Указом Президента России от 13.05.2001 г. стала причиной изменений в системе таможенных органов. Причиной этому стало создание института полномочных представителей Президента Российской Федерации и учреждение в стране семи федеральных округов. 13 региональных таможенных управлений были расформированы в 7 управлений, которые продолжали действовать на территориях федеральных округов. Количество таможен сократилось до 143 (было 161), однако количество таможенных постов возросло до 571 (вместо 507). 6

В последующие года было сформировано новое территориально-структурное размещение таможенных органов России. 2001 год стал для таможенной службы России показательным. Таможни были включены в формирование кардинальных изменений таможенной системы государства. Необходимость этого объяснялась в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию 8 июля 2000 г. Приоритетными задачами стали вопросы оптимизации таможенного тарифа и кардинального изменения системы таможенного администрирования.

Полная информация и открытость таможенной службы для участников внешнеэкономической деятельности являются необходимыми условиями и средствами обеспечения прозрачности и предсказуемости ее работы, создания положительных образов российской таможни и таможенника в обществе. Эти основы характеризуют целевой курс таможенных органов России на сотрудничество и утверждение деловых отношений с участниками внешнеэкономической деятельности. Для этого был создан Консультативный совет по таможенной политике. Он состоял из руководителей таможенных органов, объединений предпринимателей и бизнесменов. Похожие советы действуют при региональных (ныне территориальных) таможенных управлениях, таможнях. ГТК России заключил договор о партнерстве с Российской ассоциацией брокеров. Похожие методы сотрудничества помогают разработке согласованных подходов к решению проблем упрощения и унификации процедур таможенного оформления и контроля, усовершенствования тарифно-пошлинной политики, нормативно-правовой базы. Наблюдалось развитие инфраструктуры, обеспечивающее оказание услуг в таможенной сфере.

Пошаговое осуществление принятого курса было направлено на изменение качества российской таможни - «таможню для клиента», которая является высшим классом таможни - таможню нового века. 2001 год был заметен тем, что Совет Всемирной таможенной организации принял решение использовать русский язык в качестве рабочего в работе Комитета по гармонизированной системе. Таможенная служба стала активно заниматься вопросами присоединения Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции), определяющая основные качества и принципы деятельности таможни XXI века.

Было осуществлено планомерное обеспечение подразделений правоохранительного блока таможенной службы специальным обмундированием, снаряжением, вооружением. Таможенные органы были обеспечены морскими и речными катерами, вертолетами. Уровень воспитательной работы в таможенных органах и учреждениях значительно изменился. Социальная сфера таможенной службы довольно быстро развивалась. Она обеспечивает социальную защиту сотрудников таможенных органов и членов их семей, пенсионеров таможенной службы, социально-правовую и жилищно-бытовую работу, медицинское обслуживание.

Стереотипы развития таможенных органов Российской Федерации, основывались на информационных технологиях и совпадали с принципами деятельности таможенных служб ведущих стран мира, определении точных и понятных правил таможенного оформления, базирующихся на международных конвенциях и рекомендациях, позволили создать правовую и организационную основу деятельности таможенных органов Российской Федерации.

С 1 января 2004 г. введен в действие уже второй кодифицированный нормативный правовой акт в сфере таможенного законодательства — Таможенный кодекс Российской Федерации.

9 марта 2004 г. был принят Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», в соответствии с которым Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК РФ) был «преобразован» в Федеральную таможенную службу (п. 15).

Во исполнение данного подзаконного нормативного правового акта министр экономического развития и торговли РФ принял приказ № 190 от 5 июля 2004 г. «Об организационных мероприятиях по преобразованию ГТК России в Федеральную таможенную службу.

11 мая 2006 г. был принят Указ Президента РФ «Вопросы Федеральной таможенной службы». В нем содержатся два принципиально важных положения: во-первых, установлена подведомственность Федеральной таможенной службы непосредственно Правительству РФ, как это было при существовании Государственного таможенного комитета РФ; во-вторых, государственная политика в области таможенной деятельности передана из ведения Министерства экономического развития и торговли РФ в непосредственное ведение Федеральной таможенной службы.

Тем не менее, в настоящее время таможенные органы Российской Федерации еще находятся в стадии активного институционального развития.

Была запланирована реализация функций таможенных органов Российской Федерации при таможенном оформлении, её осуществление в соответствии с нормами международных договоров по таможенным вопросам и на основе международных стандартах качества (по типу серии ISO), являющихся международным стереотипом в создании систем качества.

Для того чтобы осуществить эти подходы нужно использовать возможности таможенных режимов, предварительное информирование и электронное декларирование, систему управления рисками, основанную на многофакторном анализе сведений о внешнеторговой сделке, а также единую автоматизированную систему сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля в сочетании с контролем на основе методов аудита, а также системного взаимодействия с налоговой службой и другими контролирующими органами. Введение электронного обмена информацией с другими таможенными органами может внедрить принципы «одного окна» (однократное предоставление информации о пассажирах и товарах) и «одной остановки» (интегрированный государственный контроль).

Приоритетным направлением является проведение мероприятий, позволяющих использовать данные таможенной статистики для единого государственного информационно-статистического ресурса Российской Федерации.

Планируется создание операционного центра в структуре таможенных органов Российской Федерации, который будет обрабатывать информацию и принимать решения. Главной задачей центра будет постоянный контроль всей поступающей информации, ее анализ с помощью системы управления рисками и выдача оперативных ориентировок таможенным органам Российской Федерации для целевого применения методов выборочного таможенного контроля, обеспечивающих своевременную реакцию на угрозы, связанные с нарушением таможенного законодательства Российской Федерации.

2007 год стал этапом поступательного процесса реформирования и модернизации таможенных органов Российской Федерации.

Деятельность таможенных органов была направлена на достижение стратегических целей и решение тактических задач развития таможенных органов, одобренных на заседании Правительства Российской Федерации 5 июля 2007 года.

В целях исполнения Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2007 году» ФТС России разработала критерии оценки эффективности деятельности таможенных органов и систему показателей.

Внедрение в таможенных органах принципов оценки работы, ориентированных на конечный результат, позволило применить метод дополнительного материального стимулирования должностных лиц таможенных органов в зависимости от итогов их работы, что способствовало повышению мотивации улучшения качества работы и эффективности деятельности таможенных органов.

В 2007 году успешно решались задачи по повышению уровня соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, обеспечению полноты и своевременности взимания таможенных платежей.

В федеральный бюджет перечислено более 3 трлн. рублей.

В 2011 году таможенные органы решали задачи по снижению административных барьеров, созданию благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности, обеспечению полноты собираемости таможенных платежей и эффективному противодействию правонарушениям.

Деятельность таможенных органов, была направленна на повышение уровня соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов и позволила перечислить в доходную часть федерального бюджета свыше 6 трлн. рублей. По сравнению с 2010 годом поступления в бюджет Российской Федерации были увеличены более чем на треть, размер среднедневного перечисления увеличился на 45 % и составил 24,3 млрд. рублей.

В 2013 году деятельность ФТС России была направлена на достижение целей, определенных концепций долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.

ФТС России продолжает внедрение новых прогрессивных технологий таможенного администрирования, оптимизации таможенных процедур, развитию таможенной инфраструктуры и ее технической оснащенности, что способствовало формированию благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности, повышению качества предоставления государственных услуг. 7

Все это оказывало позитивное влияние на решение задач по улучшению инвестиционного климата Российской Федерации, содействию активизации внешнеторговой деятельности и повышению конкурентоспособности российской экономики. По показателю «Международная торговля» в рейтинге Всемирного банка «Doing Business» Российская Федерация поднялась на 5 пунктов –
со 162 до 157 места.

В пределах данных направлений развития таможенных органов Российской Федерации планируется осуществление разделения работы с документооборотом и с товаропотоком в сочетании с предварительным информированием и электронным декларированием, которые обеспечивают ускорение таможенных процедур, а также обеспечивают контроль за информацией о товарах в необходимом и достаточном объеме. Это направление подразумевает применение электронного документооборота, что позволяет создавать условия для использования упрощенных таможенных процедур, применяемых исходя из репутации участников внешнеторговой деятельности.

Было предпринято использование технологий по типу интегрированного управления и контроля на границе (две службы на границе), который основывался на единой информационной системе правоохранительных и контролирующих органов, позволяющих совмещать документальный контроль за товарами в пунктах пропуска, а также улучшить эффективность производимого досмотра таких товаров. В итоге это поможет создать благоприятные условия пересечения пассажирами границы и перемещения через нее товаров, сократить время ее прохождения, снизить издержки, увеличить объем потока товаров, содействовать осуществлению торгово-логистических технологий «от двери к двери», «точно в срок» и «под ключ». Достойный уровень качества указанных таможенных процедур будет существовать благодаря применению системы управления качеством каждой таможенной операции по отдельности.

Деятельность ФТС России, направленная на снижение административных барьеров и сокращение издержек участников ВЭД путем ускорения таможенных процедур, повышения качества таможенного контроля и эффективности системы управления рисками, позволила по результатам 2013 года:

-снизить предельное время прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенные процедуры экспорта и выпуска для внутреннего потребления для товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки – до 4 и 48 часов соответственно;

-увеличить долю товарных партий, подвергнутых таможенному досмотру, в результате которого были выявлены нарушения таможенного законодательства Таможенного

-снизить предельное время совершения таможенными органами операций, связанных с осуществлением государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска, при условии, что в отношении товаров и транспортных средств предоставлена необходимая информация (документы) и товары/транспортные средства не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов и/или досмотра, – до 39 минут.

Деятельность ФТС России в сфере таможенного сотрудничества в 2013 году была направлена на укрепление и дальнейшее развитие взаимосвязей с таможенными службами иностранных государств и международными организациями в двустороннем и многостороннем формате. ФТС России заключено 17 международных договоров и 8 меморандумов с 16 странами.

В 2013 году одним из приоритетных направлений международного сотрудничества было формирование Евразийского экономического союза, в котором совместно с Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь (ГТК Белоруссии) и Комитетом таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан (КТК Казахстана) принимала участие ФТС России.

Новым направлением международной работы ФТС России является расширение партнёрства в рамках группы из пяти быстроразвивающихся стран: Бразилии, России, Индии, Китая, Южно-Африканской Республики (БРИКС). Начальными шагами в данном направлении явились встречи руководителей таможенных администраций стран БРИКС, которые состоялись соответственно в марте и ноябре в Претории (ЮАР) и в Рио-де-Жанейро (Бразилия). В обоих мероприятиях приняла участие наша делегация во главе первым заместителем руководителя ФТС России.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что таможенная служба продолжается развиваться с годами, но все же существует необходимость в модернизации и усовершенствовании работы таможенных органов в области таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств.
7. Формы декларирования, сроки и места подачи таможенных деклараций.

ТК ТС (статья 179) установил две формы таможенного декларирования товаров - письменная и (или) электронная с использованием таможенной декларации.

Письменная форма таможенного декларирования включает следующие виды таможенных деклараций:

декларация на товары (применяется в торговом товарообороте, например участниками ВЭД);

транзитная декларация (подается на товары, помещаемые под таможенную процедуру таможенного транзита);

пассажирская таможенная декларация (подается физическими лицами на товары для личного пользования);

декларация на транспортное средство (применяется для декларирования транспортных средств международной перевозки).

Электронная форма таможенного декларирования в Российской Федерации применяется при таможенном декларировании товаров с использованием формы декларации на товары. Такая декларация получила название электронной декларации на товары (ЭДТ).

ЭТД подается по общим правилам таможенного декларирования товаров (с приложением электронных форм документов, согласно альбому форматов) и подписывается электронной цифровой подписью (ЭЦП) декларанта.

Проверка ЭДТ включает в себя форматно-логический контроль, регистрацию таможенной декларации, проверку документов, подтверждающих сведения, заявленные в ЭДТ (документальный контроль) и, при необходимости, фактический контроль товаров (таможенный досмотр).

Декларация на товары, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, подается до истечения сроков временного хранения.

Декларация на вывозимые товары подается до их убытия с таможенной территории Таможенного союза.

Декларация на товары подается в любой таможенный орган (на таможенный пост), правомочный регистрировать таможенные декларации.

При совершении таможенных операций может применяться так называемая технология удаленного выпуска, когда декларация на товары подается таможенному органу, удаленному от места нахождения (места прибытия) декларируемых товаров.

Проведение таможенного досмотра поручается таможенному органу, в зоне деятельности которого находятся декларируемые товары, и далее, по результатам такого досмотра, должностным лицом таможенного органа, проверившего таможенную декларацию, принимается решение о выпуске товаров.

Для таможенного декларирования отдельных видов (категорий) товаров могут быть определены конкретные таможенные органы, правомочные принимать таможенные декларации.

ФТС России также вправе наделять таможенные органы компетенцией по принятию таможенных деклараций в отношении товаров, перемещаемых, например, отдельными категориями иностранных лиц (приказ ФТС России от 25.01.2011 № 138 «Об установлении компетенции таможенных органов, расположенных в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, по совершению таможенных операций в отношении дипломатической почты иностранных государств и товаров, перемещаемых отдельными категориями иностранных лиц»), в международных почтовых отправлениях (приказ ФТС России от 17.11.11 № 2350 «Об установлении компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых через таможенную границу Таможенного союза в международных почтовых отправлениях»).


Заключение

Декларирование - это операция, являющаяся составной частью процедуры помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим или по завершению действия такого режима. Суть декларирования заключается в заявлении по установленной форме таможенному органу сведений о товарах и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России, товарах и транспортных средствах, уже перемещенных через таможенную границу, таможенный режим которых изменяется, а также о других товарах и транспортных средствах, которые подлежат декларированию.

Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным ТК РФ, сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Форма декларирования определяется ФТС России в соответствии с ТК РФ и иными правовыми актами Российской Федерации и может быть письменной, устной, электронной или конклюдентной.

Подача таможенной декларации и представление необходимых документов осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным Кодексом и нормативными правовыми актами ФТС России, в таможенный орган, правомочный принимать таможенные декларации.

Одним из ведущих направлений совершенствования процедуры декларирования товаров является упрощение операций таможенного контроля. На сегодняшний день электронное декларирование через Интернет является частью Федеральной целевой программы «Электронная Россия». Направлена она на оптимизацию таможенного оформления и совершенствование таможенного администрирования и ориентирована на использование таких новых технологий, как предварительное информирование и электронное декларирование.

Список использованных источников

  1. Нормативно-правовые акты

1.1.Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 года / N61-ФЗ.

1.2.Таможенный кодекс Таможенного союза от 27 ноября 2009 года.

1.3. О внесении изменений в приказ ФТС России от 25 апреля 2007 г. N 536: Приказ Федеральной таможенной службы № 173 от 11 февраля 2009 г.

1.4. О ликвидации Белгородского западного таможенного поста Белгородской таможни: Приказ ФТС России № 2338 от 23.12.2009 г.

2. Книги

  1. Андриашин Х., Свинухов В., Балакин. Таможенное право. – М.: 2008. – 512 с.
    1. Бакаева О.Ю. Конспект лекций по таможенному праву. М., 2005. 112 с.
    2. Бекяшев К.А. Таможенное право. Учебник. М., 2007. – 445 с.
    3. Богомолова А.А. Таможенное право. Лекции. М., 2008. – 231 с.
    4. Борозна А.А. Таможенное право. Курс лекций. М., 2008. – 143 с.
    5. Берков Е.А., Галанжи Е. Ф. “Учебное пособие в помощь слушателям, изучающим таможенное дело”. – М., 2008г.- 436 с.
    6. Большой юридический словарь/Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутсних. — М.: Инфра - М, 2007. —590 с.
    7. Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право. Учебник для вузов. - М.: НОРМА–ИНФРА. - 2007. – 325 с.
    8. Галузо В.Н., Эриашвили Н.Д., Килясханов И.Ш., Кизлык А.П. Учебное пособие. – М., 2008. – 432 с.
    9. Драганов В.Г. Основы таможенного дела: Учебник: Российская таможенная академия при ФТС РФ. М., 2008.- 327 с.
    10. Завражных М.Л. Таможенное право. М., 2009. – 432 с.
    11. Комментарий к таможенному кодексу Российской Федерации. Под ред. А.Н. Козырина. Издательство "Проспект", 2004.- 427 с.
    12. Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. - М.: 2007.- 321
    13. Лебедева Е.С. Учебник по таможенному праву. М., 2006. – 452 с.
    14. Рубинштейн Т.Б. «ВТО: Практический аспект». - М.: «Гелиос АРС».- 2004г. – 435 с.
    15. Развитие таможенного дела в России / Научн. редактор П.В. Дробенко. М.: РИО РТА, 2006. — с. 349.
    16. Салминин Е.О. Таможенное право. Учебник для вузов. М., 2006. 325 с.
    17. Таможенное право России: Учебник / Под ред. О. Ю. Бакаева, Г. В. Матвиенко. Москва. Юристь, 2004.- 279 с.
    18. Тимошенко И.В. Таможенное право. Курс лекций. М., 2006. – 231 с.
    19. Халипов С.В. Таможенное право России. М., 2006. – 542 с.
    20. Таможенное дело: словарь — справочник / А.В. Аграшенков, Н.М. Блинов, С.Н. Гамидулаев и др.: сев.-зап. фил. ин-та повышения квалификации и переподготовки работников таможенных учреждений ФТС РФ. — СПб.: Логос, 2004. — 320 с.
    21. Толкушкин А.В. Таможенное дело. 2-е изд., перераб.и доп. – М., 2009. 436 с.
    22. Фомин С.В. Международные экономические отношения, М.: «Юркнига». – М., 2004г. – 321 с.
    23. Шапошников Н.Н. Таможенная политика России. – М., 2008г.- 451 с.
    24. Халипов С.В. Таможенное право России. М., 2009. – 328 с.
    25. Храбсков В.Г. Таможня и закон. — М.: Юрид. лит., 2007. — 228 с.

1 Бекяшев К.А. Таможенное право. Учебник.- М., 2007. - С. 132.

2 Свинухов В.Г. Таможенное дело. - М.: Экономистъ, 2010.

3 Свинухов В.Г. Таможенное дело. - М.: Экономистъ, 2010.

4 Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского. – М.: Автор, 2009. – 288 с

5 Габричидзе В.Н. Таможенное право. 2-е изд. - М: Данилов и К, 2010.

6 Габричидзе В.Н. Таможенное право. 2-е изд. - М: Данилов и К, 2010.

7 Кочубей М.А. Безопасность в сфере таможенной деятельности. - М.: Юнити, 2011.

Разработка основных направлений совершенствования таможенного декларирования товаров и транспортных средств