Внешняя политика США во время президентства Франклина Делано Рузвельта

Контрольная работа

Внешняя политика США во время президентства Франклина Делано Рузвельта


Содержание

Введение

Роль внешней политики США в мире во время президентства Франклина Делано Рузвельта.

1Попытки Сохранения Соединенными Штатами политики нейтралитета

2 Закон о ленд-лизе

3 Официальное вступления США в войну

4 Завершение войны и планы послевоенного устройства

Заключение.


Введение

Правление Франклина Делано Рузвельта с 1933 по 1945гг. попало на «двадцатилетие вызовов», которое было сложным не только для Соединённых Штатов, но и для всего мира. Этот Период, начавшийся мировым экономическим кризисом 1929-1933гг. и завершившийся победой сил антигитлеровской коалиции занимает особое место в изменении курса внешней политики Соединённых Штатов. Роль Ф. Д. Рузвельта и его окружения в определении принципов и реализации социальной и внешнеполитической стратегии, направленной на сохранение и усиление экономических и внешнеполитических позиций США, исключительно велика. Франклин Делано Рузвельт являлся выдающимся, мощным и результативным политиком США в XX веке.1

На данный момент история второй мировой войны и участие США в ней является предметом многих дискуссий. Актуальность данной курсовой работы обусловлена повышенным интересом, как и к данному периоду времени, в который произошли ключевые события, повлиявшие на дальнейшее развитие всего мирового сообщества так и к личному влиянию Франклина Делано Рузвельта не только на дипломатию Соединённых Штатов Америки, но и на систему международных отношений в целом, которая действует в современное время.

Цель данной курсовой работы: на основе анализа первоисточника, а именно свода радиообращений Ф. Д. Рузвельта - «Беседы у камина» и дополнительных научных источников проледить эволюцию внешней политики США и оценить роль президента Ф. Д. Рузвельта в становления дипломатических отношений, укреплении экономических и военно-стратегических позиций США на мировой арене.

Основными задачами данной работы являются:

  • Определить и описать развитие отношений с различными государствами в этот период времени.
  • Раскрыть сущность и основные направления политики «невмешательства».
  • На основе анализа, показать итоги и последствия войны после вступления в нее США.
  • Охарактеризовать роль Ф.Д. Рузвельта в послевоенном устройстве мира.

Историографической базой данной работой являются свод радиовещаний Ф.Д. Рузвельта к американским гражданам - «Беседы у камина». Этот первоисточник служил серьёзным инструментом политики, где президент простым и понятным для народа языком рассказывал о работе его администрации, внутренних и внешних делах Соединённых Штатов, давал обещания, говорил о человеческом долге, чести и пытался честно и конкретно отвечать на самые острые вопросы. Он обращался к чувствам населения: открытость, желание быть понятым вызывают симпатию людей. Свод выступлений Ф.Д. Рузвельта разделён на две части: одна относиться к предвоенной эпохе, другая – к периоду Второй мировой войны. Довоенные радиообращения посвящены внутренним экономическим, социальным и политическим проблемам, стоявшие в 1930-е годы перед Соединёнными Штатами. А во второй части на первый план выходят внешнеполитические направления, обсуждаются положения на фронтах и взаимоотношения союзников в годы Второй мировой войны.

Так же можно отметить тот факт, что в этом первоисточнике не затронуты внешние вопросы Соединённых Штатов довоенного времени, которые частично способствовали в дальнейшем становлению курса внешней политики страны. Например, в 1933 г. США первыми признали Советский Союз и обменялись послами, а в 1935 и 1937 между этими государствами были заключены двусторонние торговые соглашения. В отношениях со странами Латинской Америки была провозглашена политика «доброго соседа», способствовавшая созданию межамериканской системы коллективной безопасности.2

Можно предположить, что разговоры президента с народом изначально были нацелены на проблему выхода из экономического кризиса, постановки «Нового Курса», доверительное отношение, открытое управление и понимание. После Великой Депрессии главной целью президента было именно строительство новой экономики, а внешняя политика страны тогда придерживалась так называемой «изоляционистской» идеей. В течение становления и развития США в фундаменте внешней политики являлась доктрина Монро, декларация принципов внешней политики США, провозглашенная президентом Дж. Монро в послании конгрессу. Выдвинут принцип разделения мира на американскую и европейскую системы и невмешательства США во внутренние дела европейских стран и, невмешательства европейцев во внутренние дела стран американского континента.3 Все эти факторы и послужили причиной не затрагивания в довоенное время международных вопросов в радиообращениях президента.

Дополнительными источниками, для подробного изучения данного вопроса и наиболее объективных выводов послужили сборники документов, обхватывающие нужный период времени, работы как отечественных, так и американских учёных. К ним относятся Эдуард Александрович Иванян, Дэниэл Макинерни, Роберт Джонс, Борис Вадимович Соколов и др.

Роль внешней политики США в мире во время президентства Франклина Делано Рузвельта.

1Попытки Сохранения Соединенными Штатами политики нейтралитета

В начале президентской карьеры Рузвельта, его внешнеполитическую позицию во многих источников называют – «изоляционистской». Хотя Историк Дэниел Макинерни предполагает, что на самом деле Соединенные Штаты никогда не придерживались всецело «изоляционистской» позиции в международных вопросах. Нация последовательно проводила собственную международную политику, бдительно охраняя собственный потенциал, не связывая себя никакими обязательствами в отношении других стран. Не обладая достаточной военной мощью США не спешили вступать в сомнительные споры по поводу мирового господства и предпочитали руководствоваться тем, что ее лидеры расценивали как высокие моральные принципы.

У президента Рузвельта не было политической поддержки, сильной армии или законных оснований для того, чтобы продемонстрировать большее, чем формальное осуждение гитлеровской агрессии. Его личные убеждения уходили корнями в интернационализм Вудро Вильсона, однако чувство ответственности не только перед собственным народом, но и всем миром уходило на второй план, когда речь шла о восстановлении родной страны после жестокой депрессии. Кроме того, Ф. Д. Рузвельту приходилось считаться с мнением избирателей, которые ни в коем случае не хотели видеть Соединённые Штаты, втянутые в новую войну.4 Возможно он уже и ранее понимал, что США рано или поздно вступят в эту войну. Но Оборонная система Соединенных Штатов оставляла желать лучшего, а принятые Конгрессом законы о нейтралитете мешали президенту отличить жертву от агрессора. Сам Рузвельт разделял взгляды Невилла Чемберлена, который осенью 1938 года провозгласил политику умиротворения единственным путем достижения «мира в наше время». Однако, подобно своим коллегам в Британии и Франции, Ф. Д. Рузвельт был озабочен вооруженной экспансией гитлеровской коалиции, которая несла угрозу американской безопасности. Президент попытался донести свою тревогу до конгрессменов и широкой публики, но тогда его никто не услышал.5

Первое обращение президента к народу по теме Второй мировой войны было 3 сентября 1939 года, когда Гитлер уже вторгся в Польшу. А Великобритания с ее доминионами и Франция объявили войну Германии. В «Беседе» Рузвельт говорит о сохранении Соединенными Штатами политики нейтралитета, делая существенное замечание: «я не могу просить американцев остаться нейтральными в своих мыслях». Так же он говорил о ненависти к войне, возможно успокаивая этим свою аудиторию. В заключение Рузвельт выразил надежду, что война не коснется Соединенных Штатов, сделать все, чтобы война не омрачала жизни американцев.6

Такая позиция президента была на руку гитлеровской Германии и милитаристской Японии, строивших свою глобальную стратегию в расчете на нейтралитет США, на их отказ поддержать усилия миролюбивых держав в создании системы коллективной безопасности. В 1935 году в США принят закон о нейтралитете к очевидной выгоде агрессоров.

Чувство изоляционизма в стране и в Конгрессе было глубоко погружено в американскую истории и культуру - "Отказ от Европы". Акт о нейтралитете был усилен в феврале 1936 года, для включения в него запрета на кредиты любой нации на войну. В начале 1937 года, Конгресс ужесточил закон еще более ограничивая продажу даже невоенных грузов в воюющих странах, которые оплачивают и везут свои грузы из американских портов на собственных судах.7

В следующем радиообращении лета 1940 года Ф. Д. Рузвельт делал уже акцент на усиление национальной безопасности. Понимая ухудшающую ситуацию на фронтах и вторжение германских войск уже в Данию, Норвегию, Бельгию, Голландию и Францию, иллюзии о том, что ещё возможно остановить агрессора уже ослаблялись. Соединенные Штаты, затянутые во внутренние дела, не могут выделять крупные суммы на военные нужды. Теперь нейтралитет уже не даёт гарантий в случае прямой агрессии оказать отпор.

В этот раз Ф. Д. Рузвельт подробно рассказывает своим слушателям о состоянии американской армии, флота, авиации, убеждая, что у Америки есть все необходимое для обороны, хотя понимает, что многое устарело. Поэтому он обратился к Конгрессу с просьбой о дополнительных ассигнованиях на военные нужды, на расширение существующих оборонных заводов и сооружение новых.

Особо подчеркивалось, что нельзя допустить, чтобы «в результате военных конфликтов за рубежом, в стране образовалась какая-то прослойка новых миллионеров». Так же президент яро призывает граждан щедро жертвовать в отделения Красного Креста. Он постепенно готовил народ к худшему и как могли участвовали в войне на расстоянии.

В этот же год Соединенные Штаты и Великобритания заключили сделку, в которой американцы дают взаймы Великобритании пятьдесят эсминцев в обмен на использование восьми британских военных баз. Публично, Рузвельт обещал, что Америка не будет воевать, если не нападут на них первыми. Его предложения - создать сильную национальную оборону, так постепенно он подготавливал Америку к бою. 8

Ф. Д. Рузвельт, как и обещал в «Беседе», резко увеличил военный бюджет с 1939, и начал конвертировать Америку в военную экономику, агитируя рабочих трудиться во благо собственного благополучия.

В Первом выступлении в «Беседах у камина», после избрания Ф. Д. Рузвельта президентом США на третий срок, он акцентировал внимание на военную угрозу США и помощь странам – жертвам агрессии. В частности, говорил о связи оборонной программы Америки с оказанием помощи Великобритании. Принимая срочные меры по укреплению обороны США, президент ставил задачу необходимости предусматривать «военные потребности Великобритании и других свободных стран, которые сопротивляются агрессии». Судя по последующим событиям, готовилось обоснование закона о ленд-лизе, о превращении США в «военный арсенал для всей мировой демократии». Впервые Ф. Д. Рузвельт назвал гибельными попытки умиротворения агрессоров. «Ни одна страна не может умиротворять нацистов. Оттого, что вы будете поглаживать тигра, он не превратится в котенка. Нельзя умиротворить безжалостного зверя. Нельзя уговорить зажигательную бомбу».9

2 Закон о ленд-лизе

Из-за нарастающей угрозы в стране объявлялось чрезвычайное положение. В марте 1941 года, Рузвельт уговорил Конгресс принять закон о ленд-лизе. Данный Акт позволил США оказать союзникам военную материальную помощь в обмен на погашение затрат после войны. 10 мая 1941 г. на объединенной сессии Конгресса президент запросил ассигнования на создание 500 тыс. армии.

7 ноября 1941 г. начались поставки по ленд-лизу Советскому Союзу. Они проходили через Мурманск и Архангельск, через Дальний Восток и через Иран. Такой же подход определялся и в отношении Американского материка. Не случайно на беседе присутствовали представители Панамериканского союза США с Латиноамериканскими государствами (1890–1948 гг.). В последствии его функции перешли к Организации американских государств. Законопроект, который был предметом ожесточенных дискуссий до его утверждения в Конгрессе, позволило США помочь союзникам в размере более 50 миллиардов долларов в товарах и услугах до конца войны.10

По данным печати выступление Рузвельта слушали более 65 млн человек. И большинство из них одобрили его слова о том, что нельзя сидеть сложа руки до тех пор, пока враг не нападёт на США.

Цель Соединённых Штатов, судя по данной беседе, состояла в том, чтобы предотвратить выход фашистских войск к западному полушарию от Исландии и Гренландии на севере до Азорских островов и островов Зеленого мыса на юге. Так как в тот период времени нацисты установили военный контроль над большей частью Европы. В Африке они оккупировали Триполи и Ливию, а это открывало им дорогу через Индийский океан дальше на восток.

В этом обращении президент раскрывал главные принципы политики США в это опасное время. Базой он ставит решительное использование ресурсов, по мере необходимости помогать союзникам, укрепление морального состояния войска и гражданского населения.11

В августе премьер-министр Черчилль и Рузвельт официально встречались впервые в Ньюфаундленде. Черчилль любезно принял его роль в качестве просителя, называя "Господин президент", а Рузвельт назвал его Уинстон.12

Но в это же время переговоры между японским генералом Тодзио и США не были успешным, так как ни одна сторона не могла согласиться с условиями. Япония вторглась в южный Индокитай летом 1941 года, чтобы обеспечить промышленные поставки необходимые для поддержания своей империи и военного преимущества. Администрация Ф.Д. Рузвельта ответила замораживанием активов Японии в Соединенных Штатах, и ограничения доступа к нефтепродуктам.

Рузвельт уже начал вооружать торговые суда, выступая за обеспечение обороны США. В качестве главнокомандующего армии и военно-морских сил США 3 апреля 1941 года президент отдал распоряжение об усилении флота США в Атлантике для эскортирования конвоев. В сентябре 1941 года, из-за угрозы для британских конвоев, ВМС США даже получило разрешение атаковать немецкие подводные лодки в нейтральной зоне. Вскоре после выступления президента 11 сентября, события внесли некоторые изменения. Менее чем через месяц немецкие подводные лодки атаковали два американских эсминца, Кирней и Рубен Джеймс. 13

К ноябрю японцы по-прежнему надеялись на изменение американского настроя и возобновление экспорта нефти и масла. Япония хотела остаться в Китае, чтобы закончить свои завоевания, независимо от любых попыток дипломатических переговоров.

Нападение Японии на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года, наконец дало возможность Ф.Д. Рузвельту объявить войну. То, что война пришла с запада, а не с востока, было неожиданным, 8 декабря Рузвельт попросил конгресс начать войну против Японии. Три дня спустя, Германия и Италия объявили войну США.14

3 Официальное вступления США в войну

Ф.Д. Рузвельт выбрал талантливую команду военных советников, которые оставались на своих постах до конца войны. Генерал Маршалл был главный советник для армии, а адмирал Кинг был главный советник для военно-морского флота. Эти полководцы справлялись со многими техническими трудностями во время войны, так как не все союзники были в дружелюбных отношениях между собой. Например, Китай не был в состоянии войны с Германией, а Великобритания и Советский Союз не имели никакой веры в Китай. Внутренний фронт был также главной причиной беспокойства в монтаже наступление союзников. Хотя Рузвельт призвал к мобилизации задолго до Перл-Харбора, многие промышленники не хотели соблюдать планы лидера. Но опыт Рузвельта во время Второй мировой войны научил его, что современная война была немного больше, чем борьба между ресурсами каждой страны. 15

Историк Дж. Л. Гэддис считает, что данный этап - это переход от "континентализма" к "глобализму" во внешней политики Соединённых Штатов. Поражение Франции и японское нападение на Пирл-Харбор показали слабую власть США в Западном полушарии, недостаточность "континентализма". Потеряли свою актуальность аргументы изоляционистов, что события за океанами никогда не затронут безопасность США. Сформировался новый взгляд на основе "глобалистского" консенсуса сил, определяющий ведущую точку зрения правительства США: "главные американские послевоенные интересы теперь заключаются не только в обеспечении преобладания в Западном полушарии, но и в предотвращении попадания Восточного полушария в зону контроля одной потенциально враждебной державы". Данный переход, произошедший при президенте Ф. Рузвельте, был революцией в американской дипломатии.16

9 декабря 1941г. Ф. Д. Рузвельт в «беседе у камина» высказался за общую стратегию борющихся народов с державами Оси. О нападении Японии на Перл-Харбор внимание акцентировалось на том, что это событие носит не локальный характер, а отражает общее стремление Германии, Японии и Италии вести войну на всех континентах, рассчитывая на внезапность и жестокость. В период с 1931 по 1941 гг. агрессии подверглись 19 государств, в том числе и Советский Союз.17

С декабря 1941 г. по февраль 1942 г. союзники по антигитлеровской коалиции терпели поражение. В конце июля 1941 г. глава администрации по осуществлению ленд-лиза Г. Гопкинс лично наносил визит в Москву, чтобы узнать возможности СССР для дальнейшего увеличения военной помощи. Гн смотря на симпатию к Сталину, он всё же жёстко требовал всю информацию о резервах и стратегических планах. После визита, Г. Гопкинс передал Франклину Рузвельту о возможности СССР на долгосрочное и результативный отпор. Именно тогда Сталин предложил США быстрее вступить в войну. Рузвельт отдал приказ военному министру Стимсону разработать план для распределения боевых припасов на территории СССР. Только Советская Россия обладает "достаточными людскими ресурсами, расположенными в благоприятной близости к центру германской военной мощи. Именно поэтому эффективное вооружение русских войск было бы наиболее важным шагом" заявлял президент США. Под Москвой с 30 сентября 1941 г. по 20 апреля 1942 г. гитлеровские войска понесли первое крупное поражение.

Накануне рождества, 22 декабря 1941 года, Рузвельт и Черчилль начали секретные переговоры. Главной темой было обсуждение объединяющих документов, прежде всего "Декларации об общих целях". Сутью же первого тайного дипломатического разговора периода войны было определение того, "кто есть кто" в коалиции, каково направление стратегического планирования, каковы цели войны. Общий документ, опубликованный в первый день нового, 1942 года, назывался "Декларация Объединенных Наций". Это способствовало началу идеи создания Организации Объединённых Наций.18

28 апреля 1942 года в очередном обращении к американскому народу Ф. Рузвельт говорит о подвигах русских солдат, в то время, когда противник разворачивается в сторону Волги и Кавказа. Президент призывает к усилению обороноспособности США, к работе на заводах. В 1942–1943 гг. положено начало координации военного производства и стабилизации экономического положения страны. На основе Закона об экономической стабилизации создаются Управление военного производства, Управление военной мобилизации, Управление продовольственного снабжения вооруженных сил. 19

Конечно, сыграло не малую роль и сотрудничество с Великобританией. Помощь Англии Америке была широкой и существенной. Прежде всего, Соединенные Штаты начали создавать под руководством английских учителей "глаза и уши" империи, разветвленную разведывательную сеть. "Интеллидженс сервис". Американский историк М. Шервин полагает, что Рузвельт думал, что бомба может быть использована для создания мирного мирового порядка, он, считал, что угроза ее применения более эффективна, чем любые возможности международного сотрудничества. И, по мнению Рузвельта, хотя мир будут контролировать "четверо полицейских", лишь два из них - США и Англия - станут владеть атомным оружием. 20

4 Завершение войны и планы послевоенного устройства

Летом 1943 г. Положение на фронтах улучшается и Ф. Рузвельт, хваля русскую армию, в своих радиовещаниях всё больше возвращается к проблемам внутренней политики страны. На фоне военных успехов союзников Рузвельт обращается 8 сентября 1943 г. с призывом к американцам принять участие в распространении третьего военного займа. В этом мероприятии принимали участие звезды кино и эстрады, бизнесмены, рабочие, студенты, школьники. Рузвельт боролся за продолжение материальной помощи военным.21

В ноябре 1943 г., Черчилль и Рузвельт отправился в Тегеран, чтобы впервые встретиться со Сталиным. Рузвельт пытался установить личные отношения с советским лидером, он понимал, что мир во всем мире после войны будет зависеть от сотрудничества великих держав. Многие критики считают, что Рузвельт был слишком наивен по отношению к Сталинским запросам до конца Второй мировой войны. Тем не менее, попытки Рузвельта построить дружбу со Сталиным были характерны не наивности, а дальнейшему сотрудничеству. Основное внимание на Тегеранской конференции было уделено проблеме создания второго фронта в Европе в 1944 году.  В последние два дня Тегеранской конференции маршал Сталин, г-н Черчилль и Рузвельт обсуждали послевоенные планы. Они пришли к общему твердому мнению, что Германию следует лишить военной силы и принять меры к тому, чтобы в будущем она не смогла эту силу восстановить. Как бы ни разнились взгляды Рузвельта и Сталина, но по двум главным вопросам (Западная Европа и Китай) они были ближе друг к другу, чем к позиции Черчилля. И это обусловило определенное отчуждение американцев и англичан, сближение СССР и США на антианглийской платформе.

Рузвельт предполагал такое развитие событий - после войны четыре великие державы - США, СССР, Англия и Китай будут контролировать мировое развитие. При этом Англия становится все более зависимой от США. Такие крупнейшие британские доминионы, как Канада, Австралия и Новая Зеландия, уже прочно находились в орбите США. В ходе тегеранской встречи "большой тройки" Рузвельт сделал коррективы в своем стратегическом плане создания опеки "четырех полицейских" и расклада сил внутри четырехугольника. Сущность этих корректив заключалась в том, что президент пришел к выводу о возможности достаточно тесных и взаимовыгодных советско-американских отношений в будущем. Мир, в котором США и СССР станут друзьями, определенно виделся как более стабильный, более упорядоченный. Две сверхмощные державы, найдя общий язык, самым надежным образом гарантировали бы мир от войны. Тегеран был поворотным пунктом в эволюции дипломатической стратегии президента Рузвельта. В ней обозначились, по меньшей мере, три новых акцента.

Во-первых, Рузвельт теперь был полон решимости окончательно сокрушить мощь стран "оси". В начале 1944 года в ответ на просьбы "смягчить" требование безоговорочной капитуляции, выдвинутое в отношении Германии, он подчеркнул свою непреклонность. "Довольно долгие годы учебы и личного опыта в самой Германии и за ее пределами привели меня к убеждению, что философия немцев не может быть изменена декретом, законом или приказом. Изменение философии немцев должно пойти эволюционным путем и может по времени занять жизнь двух поколений". Рузвельт хотел уничтожения Германии как силового центра. Он полагал, что если этого не сделать, то немцы после очередной паузы начнут третью мировую войну. В представлениях Рузвельта о будущем Западная Европа в целом должна была уступить лидерство другим претендентам.

Во-вторых, обозначились изменения в отношении китайской стратегии Рузвельта. Благодаря американским победам последних месяцев война приблизилась к Японским островам, и теперь президент надеялся довести потери японского флота до 200 тысяч тонн, это оборвало бы связи между Японией и плацдармом японцев в Китае. Были намечены способы налаживания воздушного моста с Чунцином. В январе 1944 года в американские ВВС начали поступать тяжелые бомбардировщики с большим радиусом действия. Сотни, а затем и тысячи самолетов уничтожали индустриальную мощь Японии. Теперь Рузвельт не сомневался, что и без обольщения четы Чан Кайши он получит желаемый доступ к стране, которая еще недавно была почти вне пределов досягаемости. У Рузвельта крепнет уверенность, что, кроме США, никто не способен поставлять Китаю средства для модернизации, а значит, воздействие на китайский фактор можно считать гарантированным.

Третий новый элемент рузвельтовской стратегии связан с историческими событиями, происходившими в начале 1944 года на советско-германском фронте. Советские войска, ликвидировав блокаду Ленинграда, вышли к довоенной границе с Финляндией, совершили бросок по Украине и достигли границы с Румынией. Война вступила в новую фазу. 22

Война и отношение президента к ней изменили и внутреннюю картину положений Соединённых Штатов. Между 1941 и 1945 годами промышленное производство в США выросло на 90 процентов. И это на фоне экономических лишений остального мира.

Росла не только мощь США, но и их благосостояние. Доход, на душу населения увеличился с 1 тысячи долларов в год в 1940 году до 1300 долларов в год четырьмя годами позже. В США никогда не было столько занятых рабочих рук. Безработица, остававшаяся наследием "великой депрессии", "рассосалась": число безработных сократилось за указанные четыре года с 9 миллионов человек до 670 тысяч. Американский капитализм "решил" проблемы, над которыми он безуспешно бился предвоенное десятилетие. На внутреннем фронте царило своего рода "социальное перемирие" - численность забастовок упала до одной трети довоенного периода. 23

В конце июля 1944 года, после того, как успех высадки в Нормандии стал очевидным и окончание войны в Европе представлялось президенту лишь вопросом времени, он обратился к тихоокеанскому театру военных действий.

Наступало время и для вождей японского милитаризма задуматься над будущим. Шестого января 1944 года лорд - хранитель печати Кидо составил меморандум, который, по существу, стал программой поведения Японии в условиях преобладания над ней Америки. Решение удерживать удаленные острова на юге Тихого океана говорило уже не о том, что они могут послужить плацдармом для нового Пирл-Харбора, а о жизненной необходимости оградить дорогу, по которой к японской индустриальной базе поступали важные сырьевые ресурсы. К 1944 году генерал Тодзио и генеральный штаб стали приходить к пониманию возможности поражения, но категорически отказывались оставить отдаленные территории. Армия питала убеждения, что Германия сможет в начале 1944 года нанести удар СССР и заключить компромисс с западными союзниками. В этом случае у Японии будет реальный шанс продиктовать не победный, но выгодный для себя мир.

Как и нацистская Германия, милитаристская Япония держалась на фанатизме и на надежде, что военный союз США и СССР к концу войны начнет давать трещины. А реальность войны становилась все более тяжелой для Японии. Наступление американцев на Новой Гвинее и Соломоновых островах показало их материальное превосходство. Сражение на островах Гилберта было проиграно японцами полностью. С июня 1944 года Япония стала ощущать на себе массированные американские бомбардировки.

К середине 1944 года в США утвердилась уверенность не только в победе над Японией, но и в том, что грядущее сулит Соединенным Штатам полное доминирование в бассейне Тихого океана. 24

Опасаясь повторного германского удара, Черчилль обратился к Сталину с просьбой начать наступление на восточном фронте. Сталин пообещал начать широкое наступление во второй половине января. Более подробное соглашение по этому вопросу было достигнуто на Ялтинской конференции.

В начале февраля 1945 г. в Ливадии (около Ялты), в бывшем царском дворце, собрались главы трех держав: Рузвельт, Черчилль и Сталин. После утверждения плана общего, решающего наступления, были приняты решения по ряду назревших вопросов. Война близилась к концу, поэтому было необходимо решить участь послевоенной Германии и стран, освобожденных от ее оккупации. Беседуя с президентом накануне его отбытия в Крым, военный министр Г. Стимсон говорил о своем беспокойстве по поводу эффекта, который произведет на Советский Союз информация о создаваемой в США атомной бомбе. И все же оба твердо решили не сообщать своим основным союзникам об этом оружии.25

Стратегия Рузвельта была весьма непростой. Он был готов в деталях обсудить условия вступления СССР в войну на Дальнем Востоке, он хотел разрешить все трудности, связанные с созданием всемирной организации. Что же касается наболевшей польской проблемы, то Рузвельт, в отличие от многих окружавших его политиков и дипломатов, смотрел на дело с реализмом и хладнокровием. Польша отстояла далеко от США, ситуация в ней не затрагивала прямо американских интересов. Нужно отметить, что положение Западного фронта не давало Рузвельту в Ялте тех рычагов, на которые он, возможно, надеялся. Так как положение на фронте было статичным. Согласно представлению Рузвельта, в Ялте следовало сосредоточиться на трех главных задачах: решение польского вопроса, участие СССР в войне на Тихом океане и создание Организации Объединенных Наций. Последнее было для Рузвельта важнейшим, отражая его главный подход к послевоенному миру: им будет руководить международная организация; США является одним из четырех ее гарантов; внутри этой четверки США займут место естественного лидера.

Подготовку и обсуждение вопроса об ООН Рузвельт начал задолго до Ялты. Еще в начале декабря 1944 года он обсуждал в переписке со Сталиным проблему действий четырех главных членов ООН. В вопросе о прерогативах "четверки" он склонялся к мысли, что внутри этого высшего круга достаточно будет большинства. Рузвельт имел все основания полагать, что Англия Черчилля и Китай Чан Кайши пойдут именно за ним. Сталин занял очень жесткую позицию, выступая за принцип единодушия главной четверки. Так он страховался от изоляции в международной организации.

Двустороннему сближению содействовало изменение советской позиции, снятие просьбы о предоставлении отдельных мест в Ассамблее всем шестнадцати советским республикам. Советская делегация попросила предоставления отдельных мест лишь особо пострадавшим в войне республикам - Украине и Белоруссии. Рузвельт, выслушав Молотова, тотчас же выразил свое несогласие. Он предложил оставить вопрос о членстве в ООН до созыва учредительной конференции. Министрам иностранных дел он рекомендовал уже в Ялте решить вопрос о месте созыва этой конференции и ее участниках. Англичане поддержали советское предложение, и Рузвельт, оказавшись в одиночестве, предпочел не заострять ситуацию в момент, когда дорога к созданию ООН обозначилась и даже была названа дата ее созыва - 25 апреля 1945 года.

Для Рузвельта важнейшее значение имело пленарное заседание конференции 6 февраля 1945 года, на котором речь шла о создании мировой организации с контрольными функциями. Рузвельт, чтобы не было ни тени сомнений, прямо заявил, что для него это главный вопрос. Без создания такой организации он отказывается конструктивно обсуждать все вопросы мирного устройства.26


Заключение.

На протяжении своего президентского поста Рузвельт создaвал стабильную внутреннюю систему высшего военного командования. При президенте находился адмирал Леги - его помощник, не вторгающийся в обсуждение глобальных стратегических замыслов. В Вашингтоне военной машиной США все эти годы руководили Стимсон, Маршалл, Кинг и Арнольд. В Европе главным военным представителем Рузвельта являлся Эйзенхауэр. На тихоокеанском театре ситуация была сложнее, здесь власть поделили адмирал Нимиц как командующий войсками в северной и центральной части Тихого океана, генерал Макартур - на юго-западе тихоокеанского бассейна и генерал Стилуэл в Китае. Жесткая военная структура, полагал Рузвельт, была залогом успешной дипломатии. Как главнокомандующий, он мог позволить себе уйти в мир высшего стратегического планирования, не будучи привязан к конкретным боевым операциям.

Дальнозоркость Рузвельта во внешней политике демонстрируется в его конвенции Международной валютной конференции в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Гемпшир, в июле 1944 года, на встрече, которая создала Международный валютный фонд для стабилизации мировых валют и помощи в реконструкции и развития наций после войны. Рузвельт также убедил двадцать шесть стран подписать Декларацию ООН, заявление о продления принципах Атлантической хартии, которую он и Черчилль подписали в Ньюфаундленде на замену Лиги Наций.27

Рузвельт сыграл ключевую роль не только во внешней политики США, но и создал новую международную систему отношений. Вторая война для Соединённых штатов с тонкой дипломатии Рузвельта принесла для страны положительные результаты. ФДР был политиком-новатором, проявившим себя в самых разных областях. Будучи талантливым политическим лидером, он даже известные политические методы применял более успешно, чем его предшественники. Ярким примером в этом отношении стали его «Беседы у камина». Конечно, нельзя не отметить его заслуги в построение новых отношений с СССР, понимания мирового развития.


1


Яковлев. Н.Н. Франклин Рузвельт – Человек и политик. / Н.Н. Яковлев – М.: Изд. «Международные отношения», 1965 г. – 480 с.

2 Уткин А.И. Дипломатия Франклина Рузвельта. / А.И. Уткин - Свердловск : Урал. ун-та, 1990. - 544 с.

3 Иванян Э.А. История США / Э.А. Иванян. - М.: Дрофа, 2008. – 571 с.

4 Макинерни Д. США: история страны / Д. Макинерни. - М.: Мидгард, 2009. – 736 с.

5 Макинерни Д. США: история страны / Д. Макинерни. - М.: Мидгард, 2009. – 736 с.

6 Рузвельт Ф. Беседы у камина / перев. Б. Шаракшанэ А.. - Москва : ИТРК, 2003. - 408 с.

7 Малков В. Л. Франклин Рузвельт Проблемы внутренней политики и дипломатии. / В. Л. Малков - Москва : Мысль, 1988. - 350 с.

8 Уткин А.И. Дипломатия Франклина Рузвельта. / А.И. Уткин - Свердловск : Урал. ун-та, 1990. – 544 с.

9 Рузвельт Ф. Беседы у камина / перев. Б. Шаракшанэ А.. - Москва : ИТРК, 2003. – 408 с.

10 Иванян Э.А. История США / Э.А. Иванян. - М.: Дрофа, 2008. – 571 с.

11 Рузвельт Ф. Беседы у камина / перев. Б. Шаракшанэ А.. - Москва : ИТРК, 2003. – 408 с.

12 Яковлев. Н.Н. Франклин Рузвельт – Человек и политик. / Н.Н. Яковлев – М.: Изд. «Международные отношения», 1965 г. – 480 с.

13 Уткин А.И. Дипломатия Франклина Рузвельта. / А.И. Уткин - Свердловск : Урал. ун-та, 1990. – 544 с.

14 Иванян Э.А. История США / Э.А. Иванян. - М.: Дрофа, 2008. – 571 с.

15 Малков В. Л. Франклин Рузвельт Проблемы внутренней политики и дипломатии. / В. Л. Малков - Москва : Мысль, 1988. - 350 с.

16 Уткин А.И. Дипломатия Франклина Рузвельта. / А.И. Уткин - Свердловск : Урал. ун-та, 1990. – 544 с.

17 Рузвельт Ф. Беседы у камина / перев. Б. Шаракшанэ А.. - Москва : ИТРК, 2003. – 408 с.

18 Dallek R. Franklin D. Roosevelt and American Foreign Policy, 1932-1945.: With a New Afterword. / R. Dallek. – N. Y.: Oxford University Press, 1979. - 671 pg.