Закупочная деятельность в службе материально-технического снабжения ГУП «Петербургский метрополитен»

Введение

Для обеспечения предприятия необходимыми ему материалами, которые соответствуют выявленной потребности создается служба материально-технического снабжения предприятия. Задача службы заключается в определении потребности предприятия в материалах и ресурсах, организации закупки и хранения этих материалов, своевременное обеспечение обособленных подразделений материальными ресурсами, а также проведение контроля , за соответствующим использованием материальных ресурсов.

От эффективного и качественного построения закупочной деятельности зависит успех работы предприятия и именно поэтом вопрос о закупках является на сегодняшний день очень актуальным.

Объектом дипломной работы является «Петербургский метрополитен». Это государственное унитарное предприятие (сокращенное наименование ГУП «Петербургский метрополитен») деятельностью которого является оказание услуг поперевозки пассажиров подземным видом транспорта. Также метрополитен оказывает дополнительные услуги на возмездной основе: услуги поорганизации отдыха; медицинские услуги; реклама; услуги общественного питания; аренда; организация кино -, фото-, съемок; проектно-конструкторские работы; услуги по рассмотрению документации; передача электрической энергии.

Так, для обеспечения функционирования метрополитена был создан отдел службы материально-технического снабжения ГУП «Петербургский метрополитен» целью которого являются закупки необходимых ресурсов для предприятия. Данный вид деятельности регулируется «Положением о закупках», которое регулирует порядок проведение закупок, а также содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупок и условия их применения, информационное обеспечение закупки, порядок заключения и исполнения договоров.

Предметом изучения в данной работе является закупочная деятельность в службе материально-технического снабжения ГУП «Петербургский метрополитен».

Цель дипломной работы – изучить и проанализировать закупки в ГУП «Петербургский метрополитен», рассмотреть работу отдела службы материально-технического снабжения и исходя из полученной информации и данных сделать предложения по повышению эффективности закупок на данном предприятии.

Содержание закупочной деятельности, исследование рынка материальных ресурсов, планирование закупок и анализ логистических концепций, применяемых в ГУП «Петербургский метрополитен» является основной задачей дипломной работы.

В результате проведенной работы были проанализирована эффективность отдела материально-технического снабжения ГУП «Петербургский метрополитен»:

- закупочная деятельность предприятия;

- управление запасами;

- работа и заключение договоров с поставщиками;

- использование информационных технологий и программ.

Данная дипломная работа состоит из трех глав.

Впервойглаверассматриваютсятеоретическиеособенностизакупочнойлогистикитранспортногопредприятия. Приводится понятие закупочной деятельности, главные задачи и функции закупок, а также планирование закупок и выбор поставщиков.

Во второй главе дается развернутая характеристика деятельности транспортного предприятия ГУП «Петербургский метрополитен». Описывается логистическая концепция, применяемая на данном предприятии, проводится АBCXYZ– анализ.

В третьей части дипломной работы даются меры по повышению эффективности процесса закупок вцелом, а также по рассматриваемому предприятию ГУП «Петербургский метрополитен». Проводится анализ поставщиков выбранной номенклатурной группы и рассчитывается оптимальный размер партии заказов.

В данной работе использовалась литература отечественных и зарубежных авторов, методические материалы в области закупочной деятельности, журналы и периодические издания.


Глава 1. Теоретические особенности закупочной логистики транспортного предприятия

  1. Содержание закупочной деятельности на предприятии

Закупочная деятельность – это процесс, выполняемый организационной единицей, которая в качестве функций отвечает за получение материалов требуемого качества в требуемом количестве в требуемое время и по требуемой цене, и за управление поставщиками, тем самым внося свой вклад в конкурентное преимущество предприятия и реализацию корпоративной стратегии.1

Понятие «закупки» тесно связано с понятием материально-техническогоснабжения. Материально-техническое снабжение это процесс обеспечения предприятий сырьем, материалами, комплектующими и различным оборудованием. А закупки являются составляющей данного процесса, включающие поиск на рынке требуемых для производства компонентов, их покупку и поставку на предприятие. В обобщенном виде процесс закупок можно представить в виде схемы (рис.1.1).

Рисунок 1.1- Процесс материально-технического снабжения предприятия

Как и всякая организованная деятельность закупки нуждаются в управлении. Управление есть процесс, включающий последовательное выполнение основных управленческих функций: планирование, организация, стимулирование, регулирование, анализ и контроль.

В процессе закупочной деятельности предприятия могут выбирать различные условия закупок: стараются получить оптовые скидки, приобретая большие партии материальных ресурсов; завозят материалы автомобильным транспортом от близкорасположенной оптовой базы; закупают впрок постоянно дорожающие ресурсы; приобретают товары в порядке бартерных обменов ни излишние сырье и готовую продукцию; отдают предпочтение закупкам сырья у отечественного производителя; размещают многоассортиментные заказы у одного поставщика; работают по долгосрочным договорам с постоянными продавцами, организуют закупки по разовым заказам у постоянно меняющихся поставщиков; покупают сырье и материалы небольшими партиями; повторяют закупки через одинаковые промежутки времени; особое внимание уделяют разработке с поставщиками графиков закупки; покупают сырье и материалы при появлении свободных денежных ресурсов; делают закупки только по мере возникновения потребности в материалах.2

При решении вопросов организации, планирование и оперативного управления закупками необходимо руководствоваться экономическими законами и закономерностями, действующими в рыночной экономике, основными положениями экономической теории, макроэкономики, микроэкономики, маркетинга и других экономических дисциплин.

Изучение закупочной деятельности можно осуществлять, рассматривая ее с разных точек зрения, в число которых входит изучение: по функциям, про процессам, по месту в цепи поставщика или цепи издержек, по направленности и по профессиональным видам деятельности.

Некоторые ученые и практики считают, что термин «закупки» относится только к процессу приобретения, где можно выявить следующие составляющие: выявление потребности (в товаре или услуге), поиск и выбор поставщика, ведение переговоров по цене и другим основным условиям контракта, последующие действия по обеспечению условий поставок, платежи. Другие считают, что термины «закупки», «управление поставками» и «снабжение» взаимозаменяемы и хотят показать интеграцию взаимосвязанных функций, на которые возложена обязанность эффективного и производительного обеспечения организации материалами и услугами. При таком толковании управление закупками или поставками связано не только со стандартными этапами процесса снабжения:

- выявлением потребности;

- трансформацией этой потребности в коммерчески эквивалентное описание;

- отысканием потенциальных поставщиков;

- выбором подходящего источника поставок;

- заключением соглашения о заказе или деталях контракта;

- получением товаров или услуг;

- оплатой поставщикам.

Дополнительные функции отдела закупок могут включать получение, проверку, хранение, грузопереработку материалов, составление графиков работ, внутренние и внешние транспортные потоки и переработку отходов.

Так, закупочная деятельность графически показана на рис.1.2. как последовательная цепь событий, ведущих к приобретению материалов. Составляющей частью в цепи закупочной деятельности является информация. Каждый субпроцесс цепи отвечает за получение информации и за ее обработку.

Рисунок 1.2 – Цепь закупочной деятельности как процесса

Любая закупка начинается с осознания определенной потребности, возникшей у сотрудников или у какой-то системы организации. Человек, отвечающий за конкретный вид деятельности, должен знать требования по своему товару: что, сколько и когда это необходимо. Эта информация может появиться после получения каких-то материалов из запасов.3

Эффективное управление закупками и поставками вносит заметный вклад в успех организации. Приобретение материалов, услуг и оборудования нужного качества в нужных количествах по приемлемым ценам, доставляемого своевременно и постоянно, давно уже привлекает внимание специалистов, работающих как в частных, так и в общественном секторах.

В настоящее время повышенное внимание уделяется общему процессу управления поставками в контексте организационных целей и управления цепями поставок. Очень динамично имеющаяся обстановка, в которой осуществляются поставки, с ее циклами изобилия и дефицита, варьирующимися ценами, временем выполнения заказов и наличием продукции, создает среду постоянного вызова для тех организаций, которые хотели бы получить максимальный вклад от этой деятельности. 4

Функция материально-техническогообеспечения является необходимой частью деятельности любого предприятия. Лучше всегоона развита на производственных предприятиях, потому что процесс производства предполагает потребление ресурсов в больших объемах. Но, непроизводственные предприятия (образования, культуры, науки) тоже потребляют необходимые им материальные ресурсы. Поэтому, почти на любом предприятии имеется служба материально-технического снабжения или по-другому служба закупок.5

Главными задачами службы закупок на предприятии являются:

- обеспечение наличия на складе ТМЦ и оборудования;

- изучение технических характеристик поставляемых ТМЦ;

- проведение анализа потребности поопределенной номенклатуре;

- осуществление ведения договорно-претензионной работы по кругу своих обязанностей;

- обеспечение устойчивого положения предприятия на рынке.

Необходимоопределение задач и функций службы закупок, поскольку это во многом определяет успех ее работы. Эти задачи и функции вносятся в положение о службе закупок (материально-технического снабжения) предприятия, что и является основой организации работы данной службы. На этой основе формируется организационная структура службы материально-технического снабжения, создаются определенные подразделения, которые выполняют соответствующие функции. Затем наоснове этих функций разрабатываются должностные инструкции, которые определяют обязанности каждого сотрудника. Четко продуманный перечень задач, функций и должностных обязанностей, а также организационная структура предприятия является залогом успехов и слаженной работы коллектива, делая ее экономичной, предотвращают неравномерную загрузку работников и исключает повторение функций.

Для обеспечения на предприятии эффективно работающей системы службы закупок, необходимо при формировании организованной структуры внимательно изучить и учесть множество факторов. Наиболее существенными являются:

  1. Отраслевая принадлежность предприятия;
  2. Объем, тип и характер деятельности предприятия;
  3. Степень специализации производства;
  4. Широта и глубинаассортимента выпускаемой продукции;
  5. Географическое положение предприятия

В процессе закупок предприятие, как правило, использует три группы информации:

1. Информация о потребностях на предприятии, т.е.:

- расчет потребности;

- нормы расхода;

- данные о производственной программе

2. Информация о рынке закупок:

- информация о поставщиках, конкурентах и производителях;

- продукция и ее качественные характеристики;

- цены, условия расчета и величина партии поставки

3. Информация, которая отображает общую экономическую ситуацию в стране или регионе:

- объемы ВВП;

- уровень инфляции;

- динамика роста производства в различных отраслях;

- ставки рефинансирования;

- ставки налогов и сборов;

- обменные курсы иностранных валют;

- размер таможенных пошлин и квот.

Сбор информации для принятия решения о закупке целесообразно проводить в два этапа:

1. Сначала проводится вторичное исследование, включающее в себяпоиск, сбор, систематизацию и анализ уже имеющейся (опубликованной)информации о состоянии рынка закупок и его субъектов. Основную частьвторичной информации о рынке закупок составляют данные о предприятиях-поставщиках. Анализ таких данных позволяет решить следующие задачи:

- выбрать наиболее конкурентоспособную продукцию;

- определить потенциальных поставщиков-конкурентов, а такжеизучить их стратегии на рынке закупок;

- выбрать наиболее вероятных поставщиков;

- разработать собственную оптимальную стратегию закупок.

Используя вторичную информацию, предприятие-покупатель можетопределить наиболее интересные предложения требуемой продукции, атакже установить носителей этих предложений. Однако для принятиявзвешенного и обоснованного решения о закупке располагать только лишьвторичной информацией недостаточно.

2. На втором этапе предприятию-покупателю необходимо получитьинформацию, которая характеризовала бы возможности поставщиков втекущем временном интервале. Такую информацию можно получить толькопри прямых контактах с поставщиками, а также в результате осмотрапредприятий-поставщиков и осуществлении пробных закупок.

Основанием для положительной оценки деятельности отделаматериально-техническогообеспечения служат: отсутствие перебоев в снабжении производства, сверхнормативных запасов и неликвидной продукции, своевременное заключение договоров, снижение снабженческих затрат и т.д.

  1. Особенности организации закупок на транспортном предприятии

Транспортное предприятие – этопромышленное предприятие, задачей которого являетсяосуществление перевозки людей и/или грузов.

Организация закупочной деятельности транспортного предприятия предполагает осуществление комплекса мероприятий, направленных на планирование закупочной деятельности и документирование потребностей в продукции, приобретение которой необходимо для функционирования предприятия, выдачу разрешений на проведение закупок, организацию поиска, выбора поставщиков и принятия решений о заключении с ними закупочных договоров и информационное обеспечение.

Как правило, закупки на транспортном предприятии происходят следующим способом:

  1. Конкурс (открытый, закрытый);
  2. Аукцион (открытый, закрытый);
  3. Запрос цен;
  4. Запрос предложений;
  5. Прямая закупка;
  6. Электронные закупки;
  7. Закупка у единственного поставщика.

Несколько слов о каждом из способов закупки.

Открытый конкурс

Открытый конкурс является одной из форм торгов. Порядок проведения открытых конкурсов регулируется ст.ст. 447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"от 18.07.2011 N 223-ФЗ.

Открытый конкурс проводится, если цена закупаемой продукции по договору, либо повзаимосвязанным договорам (общая стоимость закупаемой продукции) превышает 5 000 000,00 рублей, в т.ч. НДС.

Закрытый конкурс

Закрытый конкурс является одной из форм торгов. Порядок проведения закрытых конкурсов регулируется ст.ст. 447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"от 18.07.2011 N 223-ФЗ.

Закрытые конкурсы проводятся на право заключения договоров при совершении крупных сделок. Здесь цена у каждого транспортного предприятия варьируется. Она может быть как 5 000 000 рублей, так и 50 000 000. Закрытые конкурсы проводятся, если сумма превышает вышеуказанную стоимость закупки.

Открытый аукцион

Открытый аукцион является одной из форм торгов. Выигравшим торги нааукционе признается участник, предложивший наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора. Порядок проведения указанных открытых аукционов регулируется Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"от 18.07.2011 N 223-ФЗ.

Ответственность за предоставленные данные несет участник. Заказчик вправе, но не обязан осуществлять проверку указанных в аукционной заявке данных.

К участию в открытом аукционе допускаются участники, по всем критериям и требованиям соответствующие аукционной документации.

Закрытый аукцион

Закрытый аукцион является одной из форм торгов. Порядок проведения закрытых конкурсов регулируется Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"от 18.07.2011 N 223-ФЗ.

Закрытые аукционы проводятся на право заключения договоров при совершении крупных сделок. Здесь цена у каждого транспортного предприятия варьируется. Она может быть как 5 000 000 рублей, так и 50 000 000. Закрытые аукционы проводятся, если сумма превышает вышеуказанную стоимость закупки.

В закрытых аукционах, также как и в открытых участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.

Запрос цен

Запрос цен может проводиться в случаях, когда для заказчика единственным оценочным критерием выступает цена предложения, а именно:

  • при закупках простой продукции, для которой существует сложившийся рынок, при условии, что цена договораболее 500 000рублей и не превышает 5 000 000рублей, в т.ч. НДС;
  • при выборе путем проведения закрытого ценового конкурсаодного поставщика из нескольких, с которыми ранее по результатам открытого конкурса заключены рамочные соглашения.6

Запрос предложений

Данный запрос не является торгами и проводится при необходимости приобретения товаров, работ, услуг, прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации на сумму менее 5 000 000 рублей.

Победителем процедуры запроса предложений признается допущенный до участия в процедуре запроса предложений участник, предложивший наименьшую цену.

Прямая закупка

Прямая закупка может осуществляться при цене договора не более 500 000 рублей, в т.ч. НДС в любом из следующих случаев:

  • Наличие срочной потребности в продукции, в связи с чем проведение иных процедур нецелесообразно
  • Вследствие чрезвычайных обстоятельств возникла срочная необходимость в определенной продукции, в связи с чем применение иных процедур неприемлемо.

Продукция может быть получена толькоот одного поставщика и отсутствует ее равноценная замена.

Электронные закупки

Любые способы могут применяться с использованием для их проведения (полностью или наотдельных стадиях) виртуальных электронных торговых площадок в международной компьютерной сети Интернет и одобренных директором транспортного предприятия.

При закупках на электронных торговых площадках допускаются отклонения от хода процедур, предусмотренных положением, обусловленные техническими особенностями данных площадок. Однако, в любом случае, закупки на таких площадках должны:

  • обеспечивать соблюдение норм гражданского законодательства;
  • проходить наосновании правил и регламентов, действующих на данных площадках.

Случаи и порядок закупки у единственного поставщика

Положение транспортного предприятия предусматривает определенные случаи закупки у единственного поставщика, без проведения конкурентных процедур закупки. Ниже представлены некоторые из них:

  • Закупкаэнергоресурсов, необходимых для обеспечения производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
  • Срочные восстановительные работы на сумму до 5 000 000 рублей.
  • Закупка товаров, работ и услуг, предусмотренных перечнями специализированных товаров, работ и услуг, утверждаемых приказами начальника метрополитена на сумму до 5 000 000 рублей.
  • Услуги по сопровождению программ для ЭВМ (баз данных), приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ (базы данных), приобретение права использования программ для ЭВМ (баз данных) при стоимости до 5 000 000 рублей
  • Проведение обучения, семинаров, командировок при стоимости договора до 5 000 000 рублей.
  • Закупка товаров, работ, услуг, прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, на сумму разовой закупки до 250 000 рублей в случае закупки на указанную сумму не чаще одного раза в месяц поодному предмету закупки

Основными принципами, которыми руководствуется транспортное предприятие является:

- Информационная открытость закупки;

- Равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции поотношению к участникам закупки;

- Целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом, при необходимости, стоимости жизненного цикла закупаемого товара) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

- Отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Проведение закупок осуществляется наосновании утвержденной директором транспортного предприятии годовой программы закупок (ГПЗ), которая формируется в соответствии с бизнес-планом предприятия.

Контроль проведения закупок продукции осуществляется на предмет:

  1. выполнения норм и правил;
  2. соответствия фактически проведенных процедур утвержденным планам (в т.ч. годовой комплексной программе закупок);
  3. выполнения ключевых показателей эффективности закупок, в случае их установления;
  4. своевременной и качественной отчетности по проведенным процедурам.

Рисунок 1.3 - Схема закупки транспортного предприятия

Транспортное предприятие состоит из различных подразделений и отделов. Как правило, закупки такого предприятия регулирует и обеспечивает служба материально-технического снабжения (СМТС). Данная службаобычно подразделяется наотдел плановых и оперативных закупок. Обаотдельноочень тесно связаны между собой и зависимы друг от друга.

Данные службы выполняют основную роль на транспортном предприятии и выполняют многие задачи. Некоторые из них:

  • обеспечивают наличие на складе ТМЦ и оборудования;
  • подготавливают и проводят процедуры выбора поставщиков ТМЦ и оборудования;
  • обеспечивают своевременность выполнения договоров для удовлетворения потребности транспортного предприятия;
  • обеспечивают соответствие объема закупаемых по действующим договорам ТМЦ и оборудования;
  • обеспечивают своевременное предоставление заявок и спецификаций контрагентам и др.

Основным документом, регулирующим закупки транспортного предприятия является«Положение о закупках товаров, работ и услуг». Также, порядок проведения закупок регулируется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"от 18.07.2011 N 223-ФЗ, Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 года № 161-ФЗ, Положением «Об организации работы исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по вопросам, связанным с осуществлением Санкт-Петербургом прав собственника имущества государственных унитарных предприятий», утвержденным Распоряжением Администрации Санкт-Петербурга «О мерах по реализации Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 04.04.2003 года № 600- ра.

Маркетинг является важной составляющей на транспортном предприятии. Деятельность по закупкам и деятельность по сбыту имеют ряд схожих предложений. Поэтому основные положения и идеи маркетинга применяются в сфере закупок на транспортном предприятии. Из теории маркетинга известны основные положения, к которым относятся следующие:

1. Маркетинг становится востребованным, если возникают отношения между двумя и более рыночными субъектами

2. Сам процесс обмена возможен при наличии двух и более объектов стоимости;

3. Маркетинг способствует активному приспособлению к рынку;

4. Маркетинг есть процесс активного воздействия на рынок.

В области снабжения процесс обмена, а точнее связи в процессе обмена изображаются намного сложнее, чем в сфере сбыта. Прежде всего, это требования со стороны предприятия, его функциональных областей (подразделений) и на самом предприятии, необходимые для осуществления процесса производства.

Необходимость использования маркетинга в процессе закупочной деятельности обусловлена:

1. Поиском достаточного количества альтернативных решений;

2. Принятия решений в условиях неопределенности;

3. Большинство проблем решаемых в процессе закупок являются плохо структурированными;

4.Закупочная деятельность является полем высоко конфликтной деятельности

5. Влияние факторов риска на процесс закупок.7

С учетом всего вышеизложенного маркетинг в закупочной деятельности можно представить в виде следующей модели (рис.1.4.):

Рисунок 1.4 – Модель маркетинга закупок для транспортного предприятия

  1. Планирование закупок и выбор поставщика

Для обеспечения качественного функционирования логистики закупок, необходимо иметь представление о потребности производства и осуществлять планирование закупок.

Планирование закупок на предприятии ведется функциональными отделами, которые снабжают сырьем, различными материалами и комплектующими производства (закупками товара).

Для планирования закупок нужноопределить:

1)   необходимые материалы;

2)   количествонеобходимых материалов;

3)   время, когда материалы должны поступить на склад и в производство;

4)   возможности поставщиков относительно сроков, ассортимента, качества и других параметров;

5)   приблизительные площади складов;

6)   расходы на закупку;

7)   возможность собственного производства средств производства и предметов труда.

Рисунок 1.5 - Процесс планирования закупок

К документам, которые необходимы для закупки относятся следующие планы:

- план снабжения (закупок) по видам, группа и номенклатурам сырья, материалов и комплектующих (товара) в натуральном и стоимостном выражениях;

- план оплат по поставщикам;

- план кредиторской задолженности перед поставщиками.

Для выполнения оперативной работы по обеспечению предприятия материальными ресурсами, за службой закупок закрепляются определенные функции. Итак, функции оперативной работы по закупкам материальных ресурсов включают в себя:

- разработку оперативных планов завоза материальных ресурсов от поставщиков;

- определение потребности в транспортных средствах, составление и подача заявок на транспортные средства;

- контроль отгрузки продукции поставщиками;

- организация завоза материальных ресурсов на предприятие собственными силами;

- контроль над процессом транспортных грузов;

- организация закупок материальных ресурсов в оптовых и мелкооптовых магазинах;

- решение вопросов с финансовой службой и бухгалтерией предприятия о своевременной оплате счетов поставщиков;

- оперативный учет поступления материалов на предприятие и анализ выполнения оперативно-календарных планов закупок;

- контроль выполнения обязательств поставщиками, выявление нарушений условий заключенных договоров и разрешение спорных вопросов по взаимным претензиям;

- выявление фактической обеспеченности производства материалами, контроль и регулирование производственных запасов.

Любая закупочная деятельность предприятия начинается с определения общей потребности компании и индивидуальных потребностей каждого ее подразделения.Имея необходимую информацию, предприятие может получить материальные ресурсы со склада, либо путем перемещения избытка товаров из другого подразделения или покупая новые товары.

Также, необходимо иметь точное описание потребности, артикула товара или услуги, которые запрашиваются. Для этого в отделе закупок предприятия ведется список (каталог) постоянно закупаемых предметов, что способствует ведению правильного бухгалтерского учета и процедуре хранения их на складе.

Выбор поставщика составляет значительную часть функции закупок и включает в себя поиск источников снабжения и оценку возможности своевременной поставки и предоставления необходимых услуг до и после продажи.

Планирование и проведение деятельности по закупке и поставке обычноначинается с выбора соответствующих данной заявке поставщиков. Выявление и изучение источников закупки и поставки не является разовым мероприятием, а должно проводиться систематически, опираясь на различные источники информации.

Необходимо сформулировать основные пункты, по которым следует строить системы выбора поставщиков:

  1. В настоящее время в качестве ключевого пункта выбора поставщиков следует выдвигать качество продукции.
  2. Надежность поставщика. Немаловажный критерий, который включает в себя следующие параметры: честность, взаимопонимание, вежливость, дружелюбие, финансовая стабильность, репутация с сфере своей деятельности, соблюдение сроков и объемов поставки.
  3. Цена. Здесь должны учитываться все затраты на закупку ресурса или готовой продукции и включать в себя транспортировку, административные расходы, риск изменения курса валют и прочее.
  4. Качествообслуживания. Здесь необходим сбор информации у определенного круга лиц из различных подразделений компании и других источников.
  5. Условия платежа и возможность внеплановых поставок. Иногда случаются ситуации, которые требуют внеплановых поставок или отсрочки платежа. Поэтому поставщики, которые предлагают выгодные условия платежа (например, с возможностью получения отсрочки, кредита) и гарантируют возможность получения внеплановых поставок, помогут избежать многих проблем снабжения.

Процесс выбора и оценки поставщика представлена схематически (рис.1.6.):

Рисунок 1.6 - Процесс выбора и оценки поставщика

Решение о размещении заказаопределенногообъема у поставщика всегда должно приниматься наоснове определенных критериев. Искусство грамотных закупок и управления поставками во многом объясняется способностью обосновать принимаемые решения. Обычно такие решения определяются анализом способностью поставщиков обеспечить предприятие заданным качеством, количеством, условиями поставки, соотношение цены и затрат и уровнем услуг. Некоторые более важные атрибуты поставщика, связанные с первичным набором критериев, могут включать его предысторию, наличие сооружений и техническогооснащения, финансовое положение, качествообслуживания покупателей, управление, имидж поставщика, системы, надежность поставок, коммуникации, отношения с трудовым коллективом и место расположения, опыт работы компании на рынке.

Главный показатель профессионализма специалиста по закупкам – это знание источников. Инструментами, к которым прибегают специалисты в настоящее время являются онлайновые поиски, электронные каталоги и веб-сайты компании. Реже специалисты прибегают к таким источникам как профессиональные журналы, рекламные объявления, переговоры с торговыми представителями, коллегами, профессиональные контакты и документы отдела продаж. 8

Онлайновые источники

Динамично растущий и постоянно развивающийся объем информации, который необходим специалистам по закупкам можно найти в Интернете. Но существуют проблема, с которой сталкиваются многие закупщики, не столько поиск общей информации, сколько извлечение из нее пользы, сортировка, необходимой информации, анализ и использование.

Каталоги

Отдел закупок и поставок при эффективном управлении должны иметь каталоги известных источников поставок, который охватывает необходимые и важные материалы, интересующие компанию. Польза каталогов зависит прежде всегоот формы предоставления в них информации, легкости пользования, а также чистоты и масштабов использования. В настоящее время чаще применяются электронные каталоги, которые имеют важнейшее преимущество: и покупатели, и внутренние пользователи имеют свободный доступ к ним и могут выбрать вариант, чтобы он включал только цены и другие условия и пункты, по которым покупатель договорился в ходе переговоров с продавцом. Управление содержания электронного каталога – этотакое же трудное дело, как и управление бумажными каталогами.Совершенствование управления онлайновыми каталогами направлена на то, чтобы повысить легкость доступа к ним и совершенствовать форму предоставления информации.Каталоги используются как справочная документация, а в некоторых из них приводится информация о ценах; многие расходные поставки и материалы продаются по стандартным каталогам или только с объявленными скидками.

Отраслевые журналы

Это еще один полезный источник информации о потенциальных поставщиках. Список подобных публикаций очень длинный, ноотдельные составляющие в нем являются очень полезными. Конечно, в каждой области есть самые полезные отраслевые журналы, и поэтому покупатели в первую очередь внимательно знакомятся с ведущими журналами по своей отрасли или поотраслям, компаниям которых они продают или у которых покупают. Они используются для получения общей информации о поставщиках и персонале, а также для отслеживания рекламных материалов, чтобы знать, что предлагается.

Справочники о фирмах

Справочники о фирмах существенно различаются по степени точности информации и пользе, поэтому при их использовании нужноотнестись к ним внимательно. Справочники о фирмах, или по-другому торговые реестры – это материалы, где перечислены ведущие производители, с указанием их адресов, число филиалов, продуктов, а в некоторых случаях их финансовое положение и их положение в отрасли. Также в них содержатся списки торговых названий продуктов, предлагаемых на рынке, с указанием производителей и списки сырья, расходных материалов, оборудования и других видов продукции, предлагаемых для продажи; под каждой позицией приводится название и размещение доступных производственных источников поставок. Данные реестры организованы по промышленным товарам, производителям или торговым названиям.

Торговые представители

Торговые представители являются наиболее ценным источником получаемой информации, потому чтоони сообщают об источниках поставок, типах продуктов и общую информацию, связанную с торговлей. Важно установить хорошие отношения с поставщиками, которые будут основаны на дружелюбии, вежливости, взаимопонимания при переговорах с торговыми представителями поставщика.

Базы данных поставщиков и по промышленным товарам

Информация, полученная из любого источника, если она необходима, нужно сохранить. Для этогообычно используют базы данных по поставщикам и по промышленным товарам. База данных по поставщикам содержит информацию по каждому активному поставщику, в том числе место расположение его предприятий и контактную информацию, открытые и прошлые заказы, и другую полезную информацию, необходимую для принятия дальнейших решений. База данных по поставщикам может управляться в онлайновом режиме, в виде компьютерного файла или в виде карточек.

База данных по промышленным товарам классифицирует товары наоснове продуктов и содержит информацию об источниках, из которых данный товар закупался в прошлом, иногда с указанием цены, местом отгрузки и звена связи, а также дает ссылку на базу данных о поставщиках.

Посещение поставщиков

Некоторые считают, что посещение поставщиков нужно и полезно тогда, когда нет никаких сложных моментов, которые необходимообсуждать. Такие встречи помогают улучшать отношения на всех уровнях руководства и могут многое сообщить заказчику о будущих планах поставщика, то есть ту информацию, которая при других вариантах поиска могла бы и вовсе не привлечь внимание покупателя.

Образцы

Кроме обычных запросов и посещения предприятия заказчик может проверить образцы продукции у производителя.

Коллеги

Нередко полезным источником информации об источниках поставок служат внутренние бизнес-партнеры. Необходимость закупки может заставить лицо, которому она требуется, искать потенциальные источники таким образом.

Рекомендации

Иногда покупатели включают в свои предложения просьбу указывать рекомендации. Для того, чтобы получить полезную информацию, интервьюер обязан сформулировать основные параметры будущегообщения. Первое, чтоон должен сделать – удостовериться, что в ссылке на рекомендацию сообщается о компании примерно таких же размеров и с такими же целями. Во-вторых, он должен выйти на людей в этой компании, которые знают показатели функционирования поставщика из первых рук.В-третьих, вопросы должны быть открытого типа, так как при общении человек описывает показатели функционирования поставщика и взаимоотношения с ним более развернуто.

Каждое предприятие, при закупке товаров у поставщика, должно ответить на вопросы: следует ли обратить внимание на размер поставщика и следует ли отдавать предпочтение какому-то размеру поставщика? Как размер предприятия влияет на такое решение? На принимаемое решение могут повлиять размер и природа заказа, а также общее представление, согласно которому, чем крупнее заказ, тем более крупным должен быть поставщик. Обычно небольшие поставщики – местные, их привлекают для небольших заказов, где гибкость, скорость реакции на запросы и наличие чаще более важны, чем цена. Более крупные поставщики нередко лучше подходят для выполнения заказов с большими объемами, при которых критичными становятся технологии, качество и совокупная стоимость владения. Из сказанного ясно, что поставщики средних размеров располагаются между этими крайними позициями.

Небольшие поставщики демонстрируют более высокую лояльность и более качественное обслуживание, чего, по-видимому, добиться от более крупных поставщиков невозможно, хотя службы работы с заказчиками во многих крупных организациях пытаются изменить такой взгляд. Небольшие предприятия обычно очень сильно зависят от профессионализма владельца-менеджера, из-за чего здоровье и отношение к делу этого человека существенно влияют на риск ведения бизнеса. Более крупные организации, как правило, более стабильны и имеют больше ресурсов, из-за чего повседневный риск их деятельности как поставщиков снижается.9

Окончательное решение по выбору поставщика принимает специалист в отделе закупок.

Поступление материальных ресурсов на предприятие и расчеты споставщиками сопровождаются следующими документами:

1) Договор – юридический документ, определяющий условия поставки,обязанности и ответственность каждой из сторон;

2) Счет-фактура, платежное требование, платежное требование-поручение – документы, служащие основанием для оплаты поступающихматериальных ресурсов;

3) Товарные и товарно-транспортные накладные – документы,являющие основанием для прихода материалов на склад предприятия;

4) Сертификаты, спецификации и т.п. – сопроводительные документы,которые могут быть особо предусмотрены условиями поставки.

Принимая грузы от транспортных организаций, особое вниманиеуделяют состоянию тары и пломб, и в случае их повреждения требуетсяпроверка сдачи груза. При обнаружении недостачи или порчи грузасоставляется коммерческий акт на право предъявления претензиитранспортной фирме или поставщику. Если поступившие материальныересурсы полностью соответствуют всем сопроводительным документампоставщика, то их приход на склад осуществляется наосновании товарнойили товарно-транспортной накладной.

Если материалы поступили без документов или обнаруженырасхождения с данными сопроводительных документов поставщика, то дляих приемки создается комиссия. Результаты приемки оформляются актом.

Формы расчетов с поставщиками при выполнении ими своих обязательств определяется условиями договора. В современной практике взаимных расчетов чаще всего используются следующие формы: документарный аккредитив, расчеты пооткрытым счетам, платежные поручения, банковские переводы, инкассовая форма расчетов, расчеты по коммерческому кредиту. Расчеты за поступающие на предприятие материальные ресурсы, как правило, ведутся безналичным путем. Если же материалы приобретаются за наличные денежные средства, выданные в подотчет, тоони приходуются на склад по приходному ордеру.10


Глава 2. Анализ организации материально-технического снабжения государственного предприятия

2.1. Содержание закупочной деятельности

Петербургский метрополитен (до июля 1992 — Ленинградский ордена Ленинаметрополитен имени В. И. Ленина) — скоростная внеуличная транспортная системаСанкт-Петербурга и Ленинградской области. Второй в Советском Союзе метрополитен после московского — открылся 15 ноября 1955 года.

Петербургский метрополитен является одним из крупнейших транспортных предприятий России. Он обеспечивает основное транспортное сообщение в городе с населением более 4 млн. человек, являющимся также одним из центров мирового туризма. Метро Санкт-Петербурга сегодня – это 5 линий общей протяженностью 113 км, 63 действующие станции, более 3400 рейсов поездов в сутки. Ежедневно услугами метрополитена пользуются более 1,8 млн. человек. В структуре метрополитена – 26 подразделений, включая собственную ремонтно – техническую службу. Общее количество сотрудников метрополитена - более 13000 человек.

Для эффективного и отлаженногообеспечения ГУП «Петербургский метрополитен»материальных ресурсов на предприятии сложилась специализированная служба поматериально-техническому снабжению (СМТС).Организационная структураслужбы материально-технического снабженияГУП «Петербургский метрополитен» представлена на рис. 2.1.


Начальник отдела.

В должностные обязанности начальникаотдела входит:

  1. Обеспечение предприятия всеми нужными для его производственной деятельности материальными ресурсами требуемого качества;
  2. Руководство разработкой проектов будущих и текущих планов и балансов материально-техническогообеспечения, ремонтно-эксплуатационных нужд предприятия и его подразделений, а также создания необходимых производственных запасов наоснове определения потребностей в материальных ресурсах (сырье, материалах, полуфабрикатах, оборудовании, комплектующих изделиях, топливе, энергии и др.);
  3. Организует подготовку заключения договоров с поставщиками, а также согласование условий и сроков поставок, изучает возможность и целесообразность установления необходимых связей по поставкам материально-технических ресурсов предприятия;
  4. Обеспечивает доставку материальных ресурсов, которые должны соответствовать предусмотренным в договорах сроком, контроль их количества, качества и комплектности и хранение на складах предприятия;
  5. При нарушении договорных обязательств поставщикам, начальник отдела подготавливает претензии и согласовывает с ними изменение условий в договоре;
  6. Контролирует состояние запасов на предприятии;
  7. Составляет отчетность о проделанной работе, о выполнении плана материально – техническогообеспечения предприятия;
  8. Проводит инвентаризацию материальных ценностей;
  9. Руководит специалистамиотдела и т.п.

Специалист по закупкам.

К основным обязанностям деятельности специалиста по закупкам являются:

  1. Обеспечение наличия на складе ТМЦ и оборудования, необходимых для производственно-хозяйственной деятельности структурных подразделений метрополитена, согласно закрепленной номенклатуре;
  2. Изучение технических характеристик поставляемых ТМЦ;
  3. Проведение анализа потребности структурных подразделений метрополитена по закрепленной номенклатуре;
  4. Осуществление ведения договорно-претензионной работы по кругу своих обязанностей.11

Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие «Петербургский метрополитен» является унитарным предприятием, которое основано на праве хозяйственного ведения. Официальным документом ГУП «Петербургский метрополитен» является «Положение «О Закупках». Данное Положение регулирует порядок проведения закупок за счет собственных средств предприятия и содержит требования к закупкам, включающий порядок подготовки и проведения процедур закупок (включая способы закупок) и условия их применения, информационное обеспечение закупки, порядок заключения и выполнения договоров, а также другие связанные с обеспечением закупок положения. ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 года №94-ФЗ не распространяет свое действие на порядок проведения закупок метрополитеном за счет собственных средств.

Порядок проведения закупок за счет собственных средств ГУП «Петербургский метрополитен» регулируется Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ, Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 года №161-ФЗ, Положением «Об организации работы исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по вопросам, связанным с осуществлением Санкт-Петербургом прав собственника имущества государственных унитарных предприятий», утвержденным Распоряжением «О мерах по реализации ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 04.04.2003 года № 600-ра.

Положение регулирует отношения, которые связаны с закупкой товаров, работ, услуг, прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

Крупной для ГУП «Петербургский метрополитен» является сделка, стоимость которой 5 000 000 рублей и более. Согласование совершаемых метрополитеном крупных сделок по закупке энергоресуров (электроэнергии, теплоэнергии, газа и прочих энергоресурсов, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод), которые необходимы для обеспечения производственно-хозяйственной деятельности предприятия, у единственного поставщика (монополиста в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод), осуществляется посредством издания соответствующего распоряжения Комитетом по транспорту, осуществляющим от имени Санкт- Петербурга, права собственника имущества метрополитена в области согласования крупных сделок.

Целью регулирования положения являются создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей ГУП «Петербургский метрополитен» в товарах, работах, услугах, прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в закупках, осуществляемых для нужд метрополитена, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.12

2.2. Анализ современных логистических концепций применяемых в ГУП «Петербургский метрополитен»

Закупки материальных ресурсов и обеспечение ими производственных подразделений предприятия являются одной из благоприятных сфер деятельности, где применение концепции логистики дает наиболее ощутимый положительный результат. Для закупочной деятельности характерна многовариантность возможных решений. Перед предприятием всегда стоит задача выбора рынка закупок, конкретного поставщика, выбора взаимозаменяемых материальных ресурсов, выбора формы закупки, вида транспорта, размера партии и сроков закупки, места хранения материальных ресурсов и др.

Принятию наиболее обоснованного и даже оптимального решения способствует инструментарий логистики. Здесь могут решаться одно и многокритериальные задачи оптимизации объема закупки по номенклатуре закупаемых материальных ресурсов, их качественным характеристикам, по поставщикам, по формам товародвижения. Применение соответствующих моделей позволяет оптимизировать размеры партий и сроков закупки материальных ресурсов, а также величину производственных запасов.13

Понятие «логистическая концепция» для организации бизнеса на предприятии можно рассматривать как основную идею, как платформу поддержки и механизм оптимизации ресурсов фирмы при управлении основными и сопутствующими потоками.

Основными концепциями в логистике являются:

- информационная (главная идея данной концепции заключается в том, чтобы сформулировать общую проблему управления материальным ресурсами предприятия (фирмы в целом или отдельной функциональной области: снабжения, производства, продаж) и одновременнопроизводить информационно-компьютерное обеспечение решения проблемы);

- маркетинговая (уделяет внимание менеджмента компании наорганизацию логистического процесса в области распределения для усиления позиций фирмы в конкурентной борьбе. Такая система должна поддерживает стратегию конкуренции фирмы на рынке за счет принятия оптимальных решений в распределении, прогнозировании спроса на продукцию, интеграцию логистических операций и функций распределения, управления логистикой в компании);

- интегральная (даннаяконцепция по сути развивает маркетинговую, учитывая новые условия бизнеса на современном этапе:

  • Новое осознание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в конкурентных возможностях предприятия;
  • Перспективы объединения между логистическими партнерами, новые организационные (структурные) отношения;
  • Новые технологические возможности, например, в области гибких производств и информационно-компьютерных технологий, контроля и управления во всех сферах производства и распределения продукции).

В процессе развития логистики в бизнесе возникли и получили интенсивное развитие такие логистические концепции/технологии, как:

1. RP (Requirements/Resоurseplаnning) - планированиепотребностей/ресурсов;

2. JIT (Just-in-time) - точновсрок;

3. LP (LeаnPrоductiоn) - «стройное» (плоское) производство.

Среди прочих логистических концепций, большинство которых появилось в последние 5-7 лет, можно указать следующие:

4.Supplychаinmаnаgement (SCM) - «управление цепью (цепями) поставок»;

5. Time-bаsedlоgistics - «логистика в реальном масштабе времени»;

6. Vаlueаddedlоgistics - «логистика добавленной стоимости»;

7. E-lоgistics - «Электронная логистика»;

8. Virtuаllоgistics - «Виртуальная логистика».

ГУП «Петербургский метрополитен» использует концепцию SCM, то есть «управление цепью / цепями поставок».

Управление цепями поставок (SupplyChаinMаnаgement)– этоорганизация, планирование, контроль и выполнение товарного потока, от проектирования и закупок через производство и распределение до конечного потребителя в соответствии с требования рынка и эффективности по затратам.14

Здесь внимание уделяется минимизации затрат и скорости прохождения продукции через цепь поставок с учетом интересов конечного пользователя в цепи. Идея заключается в том, что конкуренция поднимается с уровня отдельных компаний до уровня цепей поставок, что отражает суть следующего этапа эволюции конкуренции.

Закупочная функция может обеспечивать взаимодействие с разными участниками цепи поставок: заказчиками-организациями, заказчиками их заказчиков (заказчики второго уровня) и поставщиками, обслуживающими их поставщиков (поставщиками второго уровня).15

TheInstituteforSupplyManagement, ISM(Институт управления поставками), в своем глоссарии дает следующее определение управления цепью поставок: «Проектирование однородных, добавляющих ценность процессов, выходящих границы организации для удовлетворения реальных потребностей конечного потребителя и управления этими процессами. Важнейший фактор, необходимый для успешной интеграции цепи поставок, - развитие и интеграция человеческих и технологических ресурсов».

Конечно, накопление исторических данных способствует повышению точности прогнозов и планов, что в свое времяскаждыммесяцемигодомповышаетоптимальностьиспользованияресурсовкомпании.

Для передачи данных многочисленными приложениями были разработаны интерфейсы, однако использование разрозненных систем в метрополитене приводило к дублированию ввода данных, повышению затрат на их сбор, обобщение и анализ. Так, в 2003 году руководство Петербургского метрополитена приняло решение о необходимости создания единой системы управления предприятием наоснове типового промышленного решения, которое должно учитывать как современные достижения в сфере информационных технологи, так и существующие потребности и особенности метрополитена. В связи с этим было принято решение о введение системы SАPERP, которая охватывала все основное бизнес – процессы метрополитена:

- закупка материалов и оборудования;

- управление складскими запасами;

- бухгалтерский и налоговый учет;

- управление взаимоотношениями с поставщиками и подрядчиками;

- учет основных средств;

- техническое обслуживание и управление производством;

- планирование и управление производством;

- управление инвестициями;

- учет затрат;

- работа с договорами;

- финансовое планирование.

Алгоритм решения материально-технического снабжения ГУП «Петербургский метрополитен» с помощью SАP включает в себя три ключевых бизнес-процесса:

  1. Обработка заказа на поставку
  2. Поступление материала на склад
  3. Контроль счетов и оплата

Сотрудники службы материально-технического снабжения используют в процессе закупочной деятельности программное обеспечение SАPERP 2005.

Ключевым документом в решении SАPявляется заказ на поставку. Создание заказа на поставку выполняется при возникновении потребности в материале и при наличии фактического договора с поставщиком. Обработка заказа на поставку включаетвсебявсеэтапыработысзаказом,начинаяотегосозданиянаосноведанных планирования и до поступления товараот поставщика.

Для Петербургского метрополитена создана инструкция поSАPERP 2005, которая предназначена для сотрудников метрополитена, выполняющих операции по ведению заказов на закупку материалов. Заказа формируются в системе со ссылкой на контракт. Процесс создания заказа состоит из следующих этапов:

  1. Вводится ссылка на контракт;
  2. Определяется номенклатура материалов, количество, стоимость, дата поставки, дополнительные условия, склад (при поставке для склада поставщиком)

Документ «Заказ на поставку» состоит из трех частей:

- Заголовок. Информация представленная в заголовке – общая, имеет отношение ко всему заказу на поставку. Например, здесь указываются условия оплаты и доставка.

- Обзор позиций. Он представляет собой таблицу, в которую заносятся позиции заказа.

- Позиция подробно. В данной позиции представлена информация, относящаяся конкретно к позиции заказа, например, количество/вес.

РешениеSАP для ГУП «Петербургский метрополитен» позволяетсократитьобъемыручныхоперацийпривыполнениизаказазасчетприменения автоматическихсредствдлявыборапоставщика(поопределеннойзаранеепроцедуре),калькуляции ценызаказа,передачидокументовнаутверждениеит.д.Все этоспособствуетисключению непроизводительноготруда, переключению усилий персоналаот регистрации данных к их анализу.

ПоступлениематериалавпрограммеSАP–этопроцесс,который обновляетзначительноеколичестводанных в различныхобластях,такихкакисториявзаимоотношенийспоставщиком,статусзаказанапоставку, стоимостьскладскихзапасовматериала, ивконечномитоге –объемскладскихзапасов.Приемкаматериаламожетбытьорганизованасприменениемпроцедурконтролякачества,когдачасть поставкипередаетсявзапаснапроверкекачестваиостанавливаетсядляперемещениядоокончанияэтой проверки.

ПрограммаSАPавтоматизируетобработкупоступающихсчетов-фактуротпоставщиков,проверяя их напредметкорректностиданныхматериала,цен,количеств,соответствиязаказамнапоставку.

Преимущества использования SАP:

  1. Управление сложными цепочками поставок, сокращение затрат и обеспечение соблюдения нормативных требований;
  2. Использование технологий RFID, SMS и GPS для обеспечения готовности к важнейшим событиям в реальном времени;
  3. Повышение обзорности производственных объектов, партнеров и предприятия
  4. Максимально эффективное управления запасами, гибко реагируя на изменения спроса, предложения и функционирования сети поставок.
  5. Определение точных и достаточных объемов запасов, регулярное обновление этих данных и управление ими
  6. Снижение затрат клиентов благодаря уменьшению объема хранимых запасов и сокращению оборотного капитала
  7. Повышение эффективности работы склада, оптимизация операций и наращивание конкурентных преимуществ обеспечивается за счет использования комплексных средств управления складом с расширенными функциональными возможностями.

Такимобразом,системаподдерживаетпроцессзакупки в ГУП «Петербургский метрополитен»,обеспечиваяегонадежноеисполнениекакважногоэтапаввыполнениилогистическойсетипредприятия.Впроцессевыполнениязакупокформируетсястатистикапопоставщикамизатратам,котораяиспользуетсявпроцедуреоптимизации логистической сети.

  1. АВС - XYZ– анализ закупаемых материалов ГУП «Петербургский метрополитен».

Широко используемая классификация и закупок и запасов исходит из денежной стоимости продукции. В XIXвеке итальянский ученый В.Паретообратил внимание на то, что, независимоот изучаемой страны, основную часть ее богатсва контролирует небольшая часть населения. Это наблюдение привело к появлению кривой Парето, которую часто называют правилом 80-20, а еще чаще кривой АВС – анализом, который приводит к выделению трех классов запасов: А, В и С.16

Рис. 2.2- Кривая Парето

Метод АВС – анализа заключается в делении запасов сырья и материалов на три категории по степени важности в зависимости от их удельной стоимости. Всю номенклатуру закупаемых материально-технических ресурсов распределяют в порядке убывания общей суммы закупок (как правило, за год). Так, к группе Аотносят все наименования продукции начиная с первого, общая стоимость закупок по которым составила 75-80% суммарной стоимости годовогообъема закупок. В группу В включают позиции, общая сумма закупок которых составляет 10-15% от общей суммы, соответственно в группу С — номенклатурные позиции, закупки по которым составляют 5-10% от общей суммы закупок за год.

АВС-анализ в системе снабжения используют для определения подходов к планированию потребности в материально-технических ресурсах, выбору поставщиков, управлению запасами.

Как специалист по закупкам может пользоваться подобной классификацией? Целесообразно, чтобы он тратил больше времени на категорию А и В, и меньше всего на категорию С. Так как гарантия поставок и наличия обычно в равной степени важна по всем изделия то, как правило, для управления запасами категории С заказы на них размещают у одного или всего у нескольких поставщиков. Для этого нужно заключать соглашение о закупках «отсутствие запасов» или системные контракты, применяя карты снабжения, используя электронные каталоги и достаточно редко проводя проверку имеющейся продукции. Эти приемы сокращают объем необходимой документации и усилия специалистов (по большей части изделий) и при этом обеспечивают высокий уровень обслуживания.

Изделия категории Аособенно важны для обеспечения финансовых показателей организации, и поэтому их обычно хранят в небольшом количестве, а заказывают и проверяют часто. Изделия категории В располагаются между категориями А и С, их проверяют меньше, чем категорию А. 17

XYZ – анализ позволяет произвести классификацию ресурсов в зависимости от стабильности их потребления и точности будущегопрогнозирования. С помощью этого метода можноопределить товары, имеющие постоянный спрос, товары, закупка или продажа которых подвержены колебаниям, например, сезонность и, товары, потребность в которых носит случайный характер.

МетодикаXYZ– анализазаключается в расчете каждой товарной позиции коэффициента вариации и колебания расхода. Данный коэффициент показывает отклонение расходаот среднего значения и выражается в процентах.

Формула для расчета коэффициента вариации (рис.2.3):

(рис.2.3)
где — значение параметра пооцениваемому объекту за i-тый период,

— среднее значение параметра пооцениваемому объекту анализа,

— число периодов.

Результатом XYZ– анализа является группировка ресурсов на 3 категории:

Категория X – ресурсы, характеризующиеся стабильной величиной потребления, незначительными колебаниями в их расходе и высокой точностью прогноза (от 5% до 15%).

Категория Y – ресурсы, характеризующиеся известными тенденциями определения потребности в них (например, сезонными колебаниями) и средними возможностями их прогнозирования (от 15% до 50%).

Категория Z – потребление ресурсов нерегулярно, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая (50% и выше).

При совмещении результатов АВС-и XYZ-анализаопределяется девять групп товаров: АХ,АY,АZ,ВХ,BY,BZ,СХ,CY,CZ, составляющих так называемую матрицуАВС XYZ. Наоснове данной матрицы может быть осуществлен выбор конкретных решений и разработаны стратегии по работе с номенклатурными позициями.18

Преимущества совмещенного подходаАBCXYZ – анализа:

  1. Повысить эффективность системы управления товарами
  2. Перераспределить усилия персонала в зависимости от их квалификации и имеющегося опыта
  3. Выявить ключевые товары и причины, влияющие на количество этих товаров на складе
  4. Повысить долю высоко прибыльных товаров без нарушения принципов ассортиментной политики

В качестве объектаанализа была выбранаодна номенклатурная группа «Электроинструмент», содержащая 136 товарных единиц, которые были закуплены за год в период с 01.03.2012 по 31.02.2013.

Все данные были взяты из системы SАPERP2005 ГУП «Петербургский метрополитен».

Рисунок 2.4 -Пример закупки «шуроповертаBОSCH» в системе SАPERP2005

Рисунок 2.5 - Пример закупки «шуроповертаBОSCH» в системе SАPERP 2005

Анализируя полученные данные, можно сделать следующие выводы:

Группа товаров А содержит 11 наименований, что составляет около49,45% от общего количества номенклатурных позиций исследуемогоассортиментного ряда.

Группа товаров В включает в себя 35 наименований, что составляет 31,14% от общего количества единиц номенклатуры.

Группа товаров С состоит из 89 наименований, которые обеспечивают самый маленький процент объема закупок.

Рисунок 2.6 - Итог АВС – анализа закупок «Электроинструмента» в ГУП «Петербургский метрополитен»

По результатам XYZ – анализа можно сделать следующие выводы:

Все товары номенклатурной группы «Электроинструмент» вошли в группу Z. Это связано с тем, чтозакупка данных товаров в ГУП «Петербургский метрополитен» носит непредсказуемый и случайный характер. Для данных товаров характерны закупка по потребности в них, а значит, их нельзя спрогнозировать или заранее спланировать, а также закупить.

В результате АВС-XYZанализабыли выявлены 3 группы АZ, BZ и CZ. Так, группы АZ и BZ при высоком товарообороте отличаются низкой прогнозируемостью расхода. По товаром этой группы необходимо пересмотреть систему заказов. Часть товаров необходимо перевести на систему заказов с постоянной суммой (объемом) заказа, по другой части товаров необходимообеспечить более частые поставки, выбрать поставщиков, которые ближе расположены к складу и тем самым снизить сумму страхового товарного запаса, повысить периодичность контроля и др.

В группу товаров CZвходят товары спонтанного спроса, новые товары, товары, поставляемые под заказ. Часть этих товаров можно выводить из ассортимента, а другую часть необходимо контролировать, потому что именно из товаров этой группы возникают неликвидные товарные запасы, от которых предприятие несет потери.


Глава 3. Предложение по повышению эффективности процессагосударственных закупок материальных ресурсов.

  1. Предложения по повышению показателей процесса закупок

Государственные закупки являются одним из ключевых процессов, который фактически отражает и обеспечивает качествоотношений государства, общества и бизнеса.

Государственные органы в процессе закупок представляют интересы общества и должны максимально эффективно распоряжаться бюджетными средствами, обеспечивая высокий уровень качестважизни населения. Общество, которое является конечным потребителем услуг и товаров, закупаемых государством, заинтересовано в получении качественных продуктов, высоком уровне обслуживания и комфортных условиях жизни. Бизнес, производя товары и услуги, безусловно, стимулирован продавать их государству и обществу как конечному потребителю. Такой ситуация должна быть в идеальном случае. Но в России системаотношений в процессе государственных закупок требует серьезных изменений и совершенствования.

Совершенно ясно, что с проблемой неэффективногопроведения государственных закупок сталкиваются не только в России, но и во многих других странах мира. И коррупционная составляющая не является единственной причиной этой проблемы. Она возникает и в связи с несовершенством процедур проведения государственных закупок, и из-за недостатков законодательной базы, регулирующей данный процесс.

Ряд проблем возникает при взаимодействии государственных органов и контрагентов, так как в сфере размещения государственного заказа имеются организации, целью которых не всегда является добросовестное выполнение заключенного государственного контракта.

Ниже представлено ключевые области, в которых служба закупок ГУП «Петербургский метрополитен» могла бы повысить эффективность работы своей организации:

• Тесное партнерское взаимодействие внутри организации.Службе закупок, которая намеревается занять достойное место в структуре организации, нужно приложить максимум усилий по координации работы со всеми ключевыми заинтересованными лицами. Чтобы стать полноправным стратегическим партнером, следует полностью понимать операционную деятельность организации. В свою очередь, этоозначает необходимость участвовать в формировании показателей стоимости на более высоких уровнях управления и добиться того, чтобы служба закупок участвовала в процессе принятия решения на более ранних этапах и могла продемонстрировать, что это существенно повышает эффективность работы на всех уровнях принятия решений.

Так, необходимообъединить отдел оперативных закупок с отделом плановых закупок ГУП «Петербургский метрополитен». Данное решение позволит специалистам по закупкам добиться более слаженной работы, будут четко и более понятноопределены функции каждого специалиста, а именноодин человек будет отвечать за свою номенклатуру товаров, а значит лучше знать и разбираться в ней, тем самым процесс закупки станет проще для работника, качество закупок улучшиться и ускориться.

• Больше, чем просто снижение затрат. Снижение затрат на контракты по поставкам всегда будет оставаться главной задачей службы закупок ГУП «Петербургский метрополитен». При относительно низких уровнях затрат, допустимых в контрактах и находящихся под оперативным управлением многих секторов, для службы закупок остается большой выбор возможностей пойти дальше обычного снижения затрат и сделать свою организацию более привлекательной со стратегической точки зрения.

•Создавать оптимальные модели функционирования. Центральная служба закупок организации зачастую не влияет на величину расходов, связанных с непосредственным обслуживанием клиентов. Можноожидать, что начальники отделов закупок и директора по снабжению будут вынуждены все чаще пересматривать модели работы, чтобы достигать максимальных результатов, поддерживая при этом жизнеспособную централизованную систему, которая будет повышать эффективность работы всей организации при снижении операционных затрат системы закупок в целом.

• Максимально использовать преимущества систем и технологий.

ГУП «Петербургский метрополитен» использует все необходимые компьютерные технологии, такие как:

- SАPERP 2005;

- учет кадров – на базе «БОСС – Кадровик» фирмы АйТи;

- расчет зарплаты – собственная DОS-разработка специалистов метрополитена;

- задачи планирования, калькулирования работ – средстваMSEXCEL;

- планирование и учет ремонтов – собственные разработки специалистов «АСУ-Депо», «Графики планово-предупредительных ремонтов эскалаторной службы»;

- системы учетаоборудования – «электронные паспорта службы электроснабжения», «паспортизация верхнего строения пути»;

- учет доходов от продаж проездных документов и жетонов – системаАСКОПМ (Автоматизированная система контроля оплаты проезда на Метрополитене);

- электронный документооборот – на базе DОCsVISIОN фирмыDigitаlDesign.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ГУП «Петербургский метрополитен» имеет необходимое развитие организационной структуры для обеспечения качественной реализации процессов государственной закупки: формирование и обоснование потребности, планирование, квалификация поставщиков, информационный обмен между всеми участниками процесса, а также контроль качества и обеспечение адекватной технической экспертизы. Все необходимые информационные программы в ГУП «Петербургский метрополитен» установлены, но важно также проводить обучение персонала, повышать их уровень знаний в данной области, особенно в программе SАPERP 2005. До сих пор не все специалисты по закупкам в ГУП «Петербургский метрополитен» полностью владеют данной программой. Необходимо создать ряд необходимых мер по развитию системы подготовки кадров, которые включают:

- разработку предложений по лицензионным требованиям программ подготовки специалистов по закупкам;

- проведение аккредитации программ существующих обучающих центров по подготовке специалистов;

- разработка методических рекомендаций по данным программам для дистанционногообучения специалистов.

Возможно, также, рассмотреть такие возможности:

  1. Ввести орган или структуру, обеспечивающую эффективность процессагосзакупка
  2. Ввести орган общественного контроля
  3. Для каждого процесса закупок осуществлять проверку поставщиков
  4. Классифицировать закупочные процессы по 3 категориям:

- прямая закупка – приобретение заказчиком товаров и услуг без проведения аукциона или конкурса в ситуации форс-мажора и/или в рамках минимального бюджета;

- регулярная закупка типовых товаров и услуг с проведением аукционов и конкурсов;

- закупка сложных или уникальных товаров и услуг на конкурсной основе, определение состава и стоимости которых требует квалифицированной оценки потребности со стороны поставщика, цена велика и зависит от сложности исполнения данного заказа, поставка требует особых условий и подготовительных работ со стороны заказчика.

В будущем метрополитен должен развивать уже имеющиеся системы в двух направлениях:

  1. Поддерживать и сопровождать уже имеющиеся решения
  2. Этапное функциональное расширение в областях:

- управление персоналом;

- управление проектами;

- стратегическое планирование.

3.2.Расчет экономической эффективности в организации закупок

По результатам второй главы данной дипломной работы был сделан вывод о том, чтоосновную часть товаров нужно перевести на систему заказов с постоянным объемом или суммой заказа, а по другой части товаров необходимообеспечить более частые поставки и выбрать поставщиков, располагающихся близко к складу. Всё это позволит снизить сумму страхового товарного запаса.

Запасы – это накопленные, временно не используемые материальные ресурсы.Они образуются в результате того, что момент создания продуктовне совпадает с моментом их производственного или личного потребления. Запасы могут измеряться в абсолютном и относительном выражении.

Запасы в абсолютном выражении – это запасы в натуральных и стоимостныхизмерителях. Запасы в относительном выражении – это запасы в днях или впроцентах от среднемесячногообъема потребления.

При планировании и нормировании производственных запасов иногдаих разделяют на 3 части - текущую, страховую и подготовительную. Длярасчета плановой величины каждой из них используются особые методики.

Текущим называется запас, обеспечивающий сбыт или производство винтервалах между поставками.

Подготовительный запас позволяет осуществить подготовку продуктак производственному потреблению или отгрузке (нарезать, высушить, снять смазку, укомплектовать, оформить отгрузочные документы).

Страховой запас обеспечивает непрерывность материально-техническогообеспечения и сбыта в случаях непредвиденных отклоненийусловий торговли или производства (поставки некачественного товара,задержки очередной партии, брака или остановки производства).

Так, наличие неиспользуемых запасов ведет к замедлению оборачиваемости оборотных средств и к дополнительным издержкам по содержанию самих запасов.

Именно поэтому специалисты предприятия должны стремиться к эффективному управлению процессами снабжения.В основе оптимизации уровня запаса лежит расчет размера заказа, который может обеспечить оптимальный уровень запаса.

Расчет оптимального размеразаказа, при котором минимизируются общие переменные издержки, связанные с заказом и хранением запасов осуществляется по формуле Уилсона (EОQ-модель –EcоnоmicОrderQuаntity):

, где:

Q – оптимальныйобъём одной партии по позиции (штук);

D – стоимость размещения и выполнения одной поставки от поставщика (рублей);

S – спрос на позицию (штук за период);

h – затраты нахранение одной единицы позиции (рублей за штуку за тот же период).

Рисунок 3.1 – Модель оптимального размера заказа

Рассчитаем оптимальный размер партии поставки производственных материалов (Приложение 2).

Так, например, оптимальный объем одной партии шуроповертаBОSCH GSR 14,4 V-Li составляет 23,1 шт., гайковертааккум.ударн.GDS14.4V-Li BОSCH 12,3шт. и т.д.

Также определим годовую частоту поставок по следующей формуле:
,

где ЧП – частота поставок;

ПЗ – общая потребность в запасах;

ООП –оптимальный объем партии.

Получается, что частота поставок шуроповертаBОSCH GSR 14,4 V-Li составляет 2,1 раз в год, агайковертааккум.ударн.GDS14.4V-Li BОSCH 1,1 раз соответственно.

После расчетов всех показателей размера партии и частоты поставки можно сделать вывод о том, что при таких показателях затраты наобслуживание товарных запасов будут минимальны, что позволит нам сократить страховые запасы.

Для сокращения страховых запасов на складе был проведен анализ поставщиков номенклатурной группы «Электроинструмент». В связи с этим были произведены следующие действия: определены критерии выбора, значимые средние баллы для анализируемого предприятия, а также установлены категории поставщиков и проведён сравнительный анализ.

Чтобы провести наиболее эффективный анализ поставщиков был проведен опрос сотрудников (начальник отделазакупок, специалист по закупкам 3 категории, специалист по закупкам 2 категории, специалист по закупкам 1 категории).

Сотрудникам было предложено распределить «10» среди выбранных критериев с целью выбора более значимого для предприятия. Результаты данногоопроса сведены в таблицу 3.1.

Таблица 3.1. - Определение значимых критериев при выборе поставщика

Критерии

Оценки критериев

Начальник отдела закупок

специалист по закупкам 3 категории

специалист по закупкам 2 категории

специалист по закупкам 1 категории

Итого

Стоимость

0,3

0,1

0,3

0,3

1

Обслуживание

0,1

0

0

0,1

0,2

Надёжность

0

0,4

0,2

0,2

0,8

Качествотоваров

0,4

0,3

0,2

0,2

1,1

Условия оплаты и возможность срочных поставок

0

0,1

0,3

0,1

0,5

Дальность от заказчика

0,2

0,1

0

0,1

0,4

Итого:

1

1

1

1

4

Из таблицы видно, что после анализа всех критериев, были определены значимые средние баллы с учетом мнения всех четырех сотрудников. Данные оценки будут использованы при выборе наиболее эффективного поставщика.

Затем необходимо провести анализ степени соответствия потенциальных поставщиков выбранным критериям. Поэтому была составлена таблицаопроса для анализа поставщиков, образец которого представлен в Приложении. Каждый сотрудник мог посетить сайт каждого поставщика, ознакомиться с ценами и условиями поставок.

Сотрудникам было предложено расставить по балльной системе от «3» до «5» с целью соответствия поставщиков выбранным критериям. Поэтому, оценка «5» означала полное соответствие данному критерию, «4» - частичное соответствие (замечены небольшие проблемы) и цифра «3» - слабое удовлетворение поставщика выбранному критерию. Из полученных ответов была составлена сводная таблицаоценки потенциальных поставщиков (Таблица.3.2.).

Таблица 3.2. - Оценка эффективности потенциальных поставщиков

Наименование организации

Общая оценкасотрудников

Итого

Начальник отдела закупок

Специалист по закупкам 3 категории

Специалист по закупкам 2 категории

Специалист по закупкам 1 категории

ЗАО «ТЦ» Инструмент»

4,95

4,61

4,72

4,79

19,07

ООО «ПРОК»

3,64

4,12

4,42

4,18

16,36

ООО «Элинг»

4,18

4,54

4,35

4,45

17,52

ООО «Борн СПб»

3,73

3,55

3,81

4,13

15,22

ООО «ТД» КБК-Спектр»

4,95

4,35

4,78

4,55

18,63

ООО «БАЛТОПТТОРГ»

3,92

4,03

3,49

4,20

15,64

Из данной таблицы видно, что наибольшее количество баллов набрал поставщик ЗАО «ТЦ «Инструмент». Так, ЗАО «ТЦ» Инструмент» является основным поставщиком в поставке электроинструмента для ГУП «Петербургский метрополитен». Полученные результаты были ожидаемыми, потому что во-первых, данный поставщик давно работает с ГУП «Петербургский метрополитен» и сотрудники доверяют ему, во-вторых, расположение поставщика близка к складу, а значит это поможет решению поставленной задачи – сокращение страховых запасов, и в-третьих, степень доверия сотрудников достаточно высокая, что могло спровоцировать поставить несколько завешенные оценки.

Таким образом, выявлен поставщик, который полностью удовлетворяет данное предприятие. Но, также необходимо найти фирму, которая могла бы стать достойной заменой на случай, если основной поставщик не сможет поставить необходимый товар в связи с непредсказуемыми обстоятельствами. Поэтому следует рассмотреть поставщика, который по баллам занял второе место – ООО «ТД» КБК-Спектр». С данной компанией часто заключаются сделки и она надежна, но ее месторасположение не позволит нам решить проблему страховых запасов.

Стоит отметить, что компания, занявшее третье место имеет небольшой отрыв. Поэтому стоит рассмотреть ООО «Элинг» на случай замены выигрывавшего поставщика.

Также, по результатам анализа во второй главе, была выявлена группа товаров непостоянного спроса. По этой группе необходимо часть вывести из ассортимента, что приведет к :

- сокращение расходов на содержание запасов;

- высвобождение денег, связанных в запасах;

- задание более легких спецификаций при оформлении заказов;

- более узкий ассортимент товарно-материальных запасов;

- сокращение базы поставщиков.

Другую часть необходимо передать новичкам, т.к. заказы по данной группе товаров происходят редко.

Заключение

Закупки являются основной составляющей функционирования на любом предприятии. Их эффективность зависит от многих составляющих, таких как планирование закупок, выбор добросовестных поставщиков, определение потребности в товарах, а также иметь опытных специалистов, разбирающихся в данном вопросе.

В дипломной работе был тщательно изучен процесс закупок, раскрыты понятия и сущность, методы, функции и задачи.

Целью данной работы является оценка закупочной деятельности предприятия ГУП «Петербургский метрополитен» и разработка мероприятий по повышению её эффективности.

По результатам второй главы из АBCXYZ – анализабыла выявлена группа товаров, которые выполняются под заказ, либо это новые товары, товары непостоянного спроса. Часть этих товаров можно вывести из ассортимента, а другую необходимо постоянно контролировать, потому что именно из товаров этой группы могут возникнуть неликвидные или труднореализуемые запасы из-за которых компания может понести потери. Эту группу товаров можно доверить новичкам, не самым опытным специалистам по закупкам. Они легко справятся с данной категорией товаров, потому что заказы происходят реже, допуски поотклонениям выше, и жестко лимитируется только сумма, которая расходуется на товарную позицию «Электроинструмент» заопределенный период.

Две другие группы товаров при высоком товарообороте отличаются низкой прогнозируемостью расхода. Часть данных товаров необходимо перевести на систему заказов с постоянной суммой или объемом заказа, а по другой части обеспечить более частые поставки и выбрать поставщиков, которые ближе расположены к складу, тем самым снизить сумму страхового товарного запаса. Для этогобыл рассчитан оптимальный размер партии поставок по формуле Уилсона,определена частота поставок, а также сделан подробный анализ поставщиков номенклатурной группы «Электроинструмент».

Также, для этой группы товаров нужно повысить периодичность контроля, тем самым поручить работу с данной группой товаров самому опытному специалисту.

Чтобы сократить запасы и улучшить закупки данной категории товаров, необходимо выбрать поставщика, который ближе расположен к складу. Таким поставщиком является ЗАО «ТЦ» Инструмент»: качество поставляемых товаров, цена, сроки и условия поставки, а также месторасположение к сладу полностью соответствуют необходимым требованиям ГУП «Петербургский метрополитен».

Также, руководству организации следует обратить внимание на контроль, использование и нормирование запасов, их оперативному управлению и планированию объема закупок. Здесь стоит обратить внимание на использование современных компьютерных технологий, которые помогут достигнуть следующих улучшений в работе ГУП «Петербургский метрополитен»:

- необходимо рационально использовать запасы;

- снизить затраты на хранение запасов;

- рассчитать оптимальный размер партии запасов;

- выбрать позиции тех средств, по которым сформированы лишние запасы и дальнейшая их реализация;

- обеспечить оптимальные расходы на приобретение запасов.

Поэтому для решения задачи автоматизации управления запасами ГУП «Петербургский метрополитен» будут использоваться уже имеющиеся средства периферии и программы, такие как SАPERP 2005.

Повышение квалификации сотрудников, их обучение компьютерным технологиям приведет к организации качественных и эффективных закупок.

Предложенные мероприятия по повышению эффективности помогут ГУП «Петербургский метрополитен» совершенствовать систему закупок, повысить показатели, характеризующие доходность предприятия, сократить и контролировать страховые запасы, выбрать необходимых поставщиков и тем самым улучшить качество закупок на предприятии.

1Лайсонс К., ДжиллингемМ.Управление закупочной деятельностью и цепями поставок: Пер. с 6-гоангли. Изд. – М.: ИНФРА-М, 2005. -798 с.

2 О.И. Карпеко, В.С. Протасеня, П.П. Кит, А.А. Гуртовой Управление закупками на предприятии: практикум.: - Минск, 2007. – 197 с.

3М.Линдерс, Ф.Джонсон, Ф.Флинн, Г.Фирон Управление закупками и поставками; Пер. с англ. под ред. Ю.А.Щербанина. – 13-е изд. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -751 с.

4М.Линдерс, Ф.Джонсон, Ф.Флинн, Г. Фирон Управление закупками и поставками; Пер. с англ. под ред. Ю.А.Щербанина. – 13-е изд. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -751 с.

5 О.И. Карпеко, В.С. Протасеня, П.П. Кит, А.А. Гуртовой Управление закупками на предприятии: практикум.: - Минск, 2007. – 197 с.

6 «Положение о закупках «Горэлектротранс»

7 О.И. Карпеко, В.С. Протасеня, П.П. Кит, А.А. Гуртовой Управление закупками на предприятии: практикум.: - Минск, 2007. – 197 с.

8М.Линдерс, Ф.Джонсон, Ф.Флинн, Г.Фирон Управление закупками и поставками; Пер. с англ. под ред. Ю.А.Щербанина. – 13-е изд. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -751 с.

9М.Линдерс, Ф.Джонсон, Ф.Флинн, Г.Фирон Управление закупками и поставками; Пер. с англ. под ред. Ю.А.Щербанина. – 13-е изд. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -751 с.

10О.И.Карпеко, В.С.Протасеня, П.П.Кит, А.А.Гуртовой Управление закупками на предприятии: практикум.- Минск, 2007. – 197 с.

11 Должностная инструкция ГУП «Петербургский метрополитен» специалиста по закупкам

12 «Положение о закупках «ГУП «Петербургский метрополитен»

13 О.И. Карпеко, В.С. Протасеня, П.П. Кит, А.А. Гуртовой Управление закупками на предприятии: практикум.: - Минск, 2007. – 197 с.

14 Смирнова Е.А. Управление цепями поставок: учеб.пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – 120 с.

15М.Линдерс, Ф.Джонсон, Ф.Флинн, Г. Фирон Управление закупками и поставками; Пер. с англ. под ред. Ю.А.Щербанина. – 13-е изд. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -751 с.

16М.Линдерс, Ф.Джонсон, Ф.Флинн, Г.Фирон Управление закупками и поставками; Пер. с англ. под ред. Ю.А.Щербанина. – 13-е изд. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -751 с.

17М.Линдерс, Ф.Джонсон, Ф.Флинн, Г.Фирон Управление закупками и поставками; Пер. с англ. под ред. Ю.А.Щербанина. – 13-е изд. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -751 с.

18Методические указания по изучению учебной дисциплины «Управление запасами в цепях поставок» для студентов 4 курса вечернегоотделения специальности «Логистика и управление цепями поставок»– СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. – 24с

Закупочная деятельность в службе материально-технического снабжения ГУП «Петербургский метрополитен»