ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ ИНВАЛИДНОСТИ. ИНВАЛИДНОСТЬ КАК ЮРИДИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ИНВАЛИДНОСТЬ КАК ЮРИДИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

  1. Понятие инвалидности и ее причины
    1. Юридическое значение инвалидности

ГЛАВА 2. ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ ИНВАЛИДНОСТИ

2.1. Медико- социальная экспертиза инвалидов

2.2. Критерии определения инвалидности

2.3. Порядок переосвидетельствования инвалидов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Специальная литература

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития общества проведение комплекса мер по социальной интеграции инвалидов в общество является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.

Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности. Так, по оценкам экспертов ООН, инвалиды составляют 10 процентов общей численности населения. В России за последние годы отмечается тенденция к увеличению числа инвалидов. Если на 1 января 1998 г. на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации состояло 8,9 миллиона инвалидов, то уже на 1 января 1999 г. - более 9,6 миллиона инвалидов.

По оценке Министерства труда и социального развития Российской Федерации, в связи с неблагоприятной социально - экономической ситуацией в ближайшие годы ожидается дальнейшее увеличение числа инвалидов. Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мероприятий по созданию системы социальной защиты инвалидов, обеспечивающей интеграцию инвалидов в общество.

В стране происходят коренные изменения в подходах к определению и решению проблем инвалидности в соответствии с международными нормами. В настоящее время инвалидами признаются не только лица, у которых снижена или утрачена трудоспособность, но и лица, имеющие другие ограничения жизнедеятельности (самообслуживания, передвижения, общения, обучения). Это повлекло изменение государственной политики в отношении инвалидов: усиление реабилитационной направленности, структурную реорганизацию служб экспертизы и реабилитации инвалидов, развитие системы реабилитационной индустрии и формирование отечественного рынка средств реабилитации и реабилитационных услуг, оказываемых инвалидам.

Важная роль в социальной интеграции инвалидов в общество возложена Правительством РФ на социальных работников. Вполне очевидно, что от их профессионализма, от знания и точного выполнения своих обязанностей, от выполнения и соблюдения требований федерального законодательства и постановлений Минздрава и Минтруда, регламентирующих деятельность государственной службы медико-социальной экспертизы и службы реабилитации инвалидов зависят здоровье и судьбы сотен тысяч людей. В целом, от правильной организации работы специалистов в бюро медико-социальной экспертизы, зависит решение задач, стоящих перед государственными службами, отвечающими за социальную защиту и реабилитацию инвалидов, и главная из них снижение уровня инвалидности в Российской Федерации и возврат к нормальной жизни и труду сотен тысяч инвалидов.

Как видим, выбранная тема для исследования является весьма актуальной и своевременной, и ее результаты будут реально способствовать социальной интеграции инвалидов в общество.

Целью данной работы является анализ критериев определения инвалидности и порядок проведения медико-социальной экспертизы.

Объектом исследования являются процессы проведения в Российской Федерации медико-социальной экспертизы.

Предметом исследования является деятельность государственной службы медико-социальной экспертизы.

Данная работа структурно состоит из двух взаимосвязанных глав.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. В первой главе необходимо дать понятие инвалидности и назвать причины, приводящие к инвалидности.
  2. Во второй главе необходимо:
  • охарактеризовать задачи и организацию деятельности учреждений медико-социальной экспертизы;
  • описать порядок проведения медико-социальной экспертизы;
  • раскрыть критерии установления инвалидности;
  • узнать порядок прохождения переосвидетельствования инвалидов.

Как представляется, решение данных задач, позволит достичь указанных целей данной работы.

ГЛАВА 1. ИНВАЛИДНОСТЬ КАК ЮРИДИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

  1. Понятие инвалидности и ее причины

Инвалидность как юридическая категория вытекает из дефиниций статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации",  дающей определения понятия "инвалид" и основания определения группы инвалидности

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, инвалидность – это состояние лица, при котором оно имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Следовательно, инвалидность является основанием для возникновения правоотношений по социальной защите лица, являющегося инвалидом.

В соответствии с пунктом 21 «Положения о признании лица инвалидом», Утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 965 Постановление Правительства РФ от 13.08.1996 № 965 (ред. от 26.10.2000) "О порядке признании лица инвалидом" (вместе с "Положение о признании лица инвалидом ", "Примерным положением об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы''// "Российская газета", № 158, 21.08.1996., причинами инвалидности являются:

  • общее заболевание,
  • трудовое увечье. Устанавливается при несчастном случае и в зависимости от обстоятельства, при котором он произошел. Должен быть составлен акт о несчастном случае;
  • профессиональное заболевание,
  • инвалидность с детства (признаки инвалидности должны быть определены до 16 лет, у учащихся до 18 лет).
  • инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны,
  • военная травма или заболевание, полученные в период военной службы,
  • инвалидность, связанная с аварией на Чернобыльской АЭС (документом, подтверждающим вышеуказанное обстоятельство, является удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС) В случае признания инвалидами вышеназванных лиц в соответствии с Законом Российской Федерации причина инвалидности устанавливается: "увечье связано с аварией на ЧАЭС", для инвалидов из числа военнослужащих и лиц, приравненных к ним по пенсионному обеспечению: "Увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ЧАЭС".,
  • инвалидность, связанная с последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска,
  • а также другие причины, установленные законодательством РФ.

В случае отсутствия документов о профессиональном заболевании, трудовом увечье, военной травме и других обстоятельствах, предусмотренных законодательством РФ, учреждение устанавливает, что причиной инвалидности является общее заболевание, и одновременно оказывает содействие лицу в поиске необходимых документов, после получения которых изменяется причина инвалидности без дополнительного очного освидетельствования инвалида.

  1. Юридическое значение инвалидности

Юридическое значение инвалидности состоит в том, что наличие инвалидности является основанием для возникновения правоотношений по социальной защите инвалидов.

Если обратиться к науке теории государства и права, то юридическим фактом является событие, в результате которого возникают, изменяются или прекращаются  правоотношения.

Правоотношения по инвалидности возникают с момента признания лица инвалидом в результате проведения медико-социальной экспертизы.

Таким образом, признание лица инвалидом является юридическим фактом, в результате которого возникают правоотношения по социальной защите инвалидов.

Согласно статье 9 Закона о социальной защите инвалидов они имеют право на реабилитацию.

Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:

  • восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;
  • профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;
  • социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

Индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Инвалиды имеют право на:

  • медицинскую помощь (ст. 13 Закона о социальной защите инвалидов);
  • на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации (ст. 14 Закона о социальной защите инвалидов);
  • на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры (ст. 15 Закона о социальной защите инвалидов);
  • на обеспечение жилой площадью на условиях договора социального найма на льготных условиях (ст. 15 Закона о социальной защите инвалидов);
  • на воспитание, обучение, образование (ст. ст. 18, 19 Закона о социальной защите инвалидов);
  • на гарантии трудовой занятости (ст. ст. 20-24 Закона о социальной защите инвалидов);
  • право инвалидов на создание общественных объединений (ст. ст. 33 Закона о социальной защите инвалидов).

Материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям, компенсации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере:

  • инвалидам, имеющим III степень ограничения способности к трудовой деятельности, - 1 913 рублей;
  • инвалидам, имеющим II степень ограничения способности к трудовой деятельности, детям-инвалидам - 1 366 рублей;
  • инвалидам, имеющим I степень ограничения способности к трудовой деятельности, - 1 093 рублей;
  • инвалидам, не имеющим степени ограничения способности к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, - 683 рублей.

Если в ходе переосвидетельствования лица изменяется категория инвалидности, то и изменяется содержание правоотношения по социальной защите инвалидов. Так система социальных гарантий для лица в зависимости от степени инвалидности может быть расширена или сужена.

Если в ходе переосвидетельствования лица у него признается отсутствие инвалидности, то правоотношения по социальной защите лица как инвалида прекращаются.

Соответственно юридическое содержание инвалидности, как упоминалось выше, состоит в том, что инвалидность – это состояние лица, при котором оно имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

ГЛАВА 2. ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ ИНВАЛИДНОСТИ

2.1. Медико- социальная экспертиза инвалидов

Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы Государственной службой медико-социальной экспертизы, входящей в систему (структуру) органов социальной защиты населения Российской Федерации.

Медико-социальная экспертиза (далее - МСЭ) - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванной стойким расстройством функций организма. МСЭ осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных.

МСЭ гражданина производится в учреждении по месту его жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно - профилактическому учреждению здравоохранения (далее - учреждение здравоохранения). В случае если в соответствии с заключением учреждения здравоохранения лицо не может явиться в учреждение по состоянию здоровья, МСЭ может проводиться на дому, в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно на основании представленных документов с его согласия либо с согласия его законного представителя.

Порядок организации и деятельности Государственной службы МСЭ определяется Правительством РФ. Учреждения создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению органов исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном законодательством РФ. Расходы на содержание учреждений производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующим деятельность учреждений Государственной службы МСЭ, является: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Указ Президента РФ от 1 июля 1996 г. № 1011 "О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов» Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 28, ст. 3359, Постановление Правительства РФ от 13.08.1996 № 965 "О порядке признании лица инвалидом".

На Государственную службу МСЭ возлагаются:

1) определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

3) изучение уровня и причин инвалидности населения;

4) участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов;

5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание;

6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством РФ предусматривается предоставление льгот семье умершего.

Основными задачами этих учреждений являются:

  • определение группы инвалидности, ее причин (обстоятельств и условий возникновения), сроков и времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
  • разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов, содействие в реализации мероприятий социальной защиты инвалидов, включая их реабилитацию, и оценка эффективности этих мероприятий;
  • формирование данных государственной системы учета инвалидов, изучение состояния, динамики инвалидности и факторов, к ней приводящих;
  • участие в разработке комплексных программ в области профилактики инвалидности, МСЭ, реабилитации и социальной защиты инвалидов.

Гражданин направляется на МСЭ учреждением здравоохранения или органом социальной защиты населения. Лицо без определенного места жительства принимается на МСЭ по направлению органа социальной защиты населения.

Учреждение здравоохранения направляет в установленном порядке гражданина на МСЭ после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами. В направлении Форма направления учреждения здравоохранения на МСЭ утверждается Министерством здравоохранения и медицинской промышленности РФ. Форма направления органа социальной защиты населения утверждается Министерством социальной защиты населения РФ. учреждения здравоохранения указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий.

Основаниями для признания гражданина инвалидом являются:

  • нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
  • ограничение жизнедеятельности;
  • необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина.
  • Наличие одного из указанных признаков не является условием, достаточным для признания лица инвалидом.

Решение о признании лица инвалидом либо об отказе в установлении инвалидности принимается полным составом специалистов, принимающих экспертное решение, простым большинством голосов. Решение объявляется гражданину, проходившему МСЭ, или его законному представителю руководителем учреждения в присутствии всех специалистов, принимающих это решение. Специалисты, принимающие экспертное решение, дают по нему разъяснения гражданину или его законному представителю. В тех случаях, когда состав специалистов учреждения не может принять экспертное решение, акт освидетельствования лица направляется в 3-дневный срок в главное бюро МСЭ, которое принимает решение по рассматриваемому вопросу в установленном порядке.

Лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации Формы справки и индивидуальной программы реабилитации инвалида утверждаются Министерством социальной защиты населения Российской Федерации.. Датой установления инвалидности считается день поступления в учреждение заявления гражданина о признании его инвалидом с прилагаемыми к нему документами. Выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, направляется в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня установления инвалидности.

2.2. Критерии определения инвалидности

Итак, признание лица инвалидом осуществляется при проведении МСЭ исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством социальной защиты населения РФ и Министерством здравоохранения РФ.

В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицу в возрасте до 18 лет - категория "ребенок - инвалид".

При установлении группы инвалидности члены медико-социальной комиссии руководствуются рядом критериев. Ниже приведены указанные критерии по степени их нарушения для каждой из групп инвалидности.

Первая группа инвалидности

Основанием для установления первой группы инвалидности являются стойкие, значительно выраженной тяжести функциональные нарушения в организме, обусловленные заболеванием, травмой или врожденным дефектом, которые приводят к значительному ограничению жизнедеятельности человека, возможности к самообслуживанию и вызывают потребность в постоянном постороннем присмотре, уходе или помощи.

К І группе принадлежат лица с самым тяжелым расстройствами здоровья, которые полностью неспособны к самообслуживанию, нуждаются в полном постоянном постороннем уходе, помощи или присмотре, абсолютно зависимые от других лиц или, которые частично способны к выполнению отдельных элементов самообслуживания, нуждаются в постоянном постороннем уходе, помощи или присмотре, зависимые от других лиц в обеспечении жизненно важных социально-бытовых функций.

Критериями установления І группы инвалидности является ограничение одной или нескольких категорий жизнедеятельности в значительной степени:

  • ограничение самообслуживания III ст.;
  • ограничение способности самостоятельно передвигаться III ст.;
  • ограничение способности к обучению III ст.;
  • ограничение способности к трудовой деятельности III ст.;
  • ограничение способности к ориентации III ст.;
  • ограничение способности к общению III ст.;
  • ограничение способности контролировать свое поведение III ст.

Вторая группа инвалидности

Основанием для установления второй группы инвалидности являются стойкие, выраженной тяжести функциональные нарушения в организме, обусловленные заболеванием, травмой или врожденным дефектом, которые приводят к значительному ограничению жизнедеятельности человека, при сохраненной способности к самообслуживанию, и не вызывают потребности в постоянном постороннем присмотре, уходе или помощи.

Критериями установления второй группы инвалидности является ограничение одной или нескольких категорий жизнедеятельности в выраженной степени:

  • ограничение самообслуживания II ст.;
  • ограничение способности самостоятельно передвигаться II ст.;
  • ограничение способности к обучению II ст.;
  • ограничение способности к трудовой деятельности II ст.;
  • ограничение способности к ориентации II ст.;
  • ограничение способности к общению II ст.;
  • ограничение способности контролировать свое поведение II ст.

Ко II группе инвалидности могут принадлежать также лица, имеющее два или более заболевания, приведшие к инвалидности, последствия травмы или врожденные дефекты и их комбинации, что в совокупности функциональных нарушений приводят к значительному ограничению жизнедеятельности человека и его трудоспособности.

Вторая группа определяется инвалидам с детства (ученикам, студентам заведений образования I-IV уровней аккредитации) при наличии признаков инвалидности на период обучения; по завершении учебного заведения предоставляется справка о пригодности их к работе в результате приобретения профессии.

Инвалиды II группы могут работать в специально созданных условиях: в специальных для инвалидов цехах, где обеспечивается организация особенного режима труда (сокращения рабочего дня, индивидуальные нормы выработки, дополнительные перерывы в работе, строгое соблюдение санитарно-гигиенических норм, медицинское наблюдение и систематическая врачебная помощь и т. др.), на специально созданных рабочих местах, в надомных условиях с индивидуальным режимом работы без обязательных норм выработки, с доставкой в необходимых случаях сырья домой и принятием дома готовой продукции.

Инвалиды II группы могут выполнять не противопоказанные виды труда, в том числе и высококвалифицированной, в любых учреждениях и на предприятиях разных форм собственности, где администрация обеспечивает специальные условия (например, ненормируемый рабочий день, небольшой объем работы, необходимые перерывы в работе, режим питания, отдельные помещения и т. др.).

Третья группа инвалидности

Основанием для установления третьей группы инвалидности являются стойкие, умеренной тяжести функциональные нарушения в организме, обусловленные заболеванием, последствиями травм или врожденными дефектами, приведшие к умеренно выраженному ограничению жизнедеятельности, в том числе работоспособности, которые нуждаются в социальной помощи и социальной защите.

Критериями установления III группы инвалидности является ограничение одной или нескольких категорий жизнедеятельности в умеренно выраженной степени:

  • ограничение самообслуживания І ст.;
  • ограничение способности самостоятельно передвигаться І ст.;
  • ограничение способности к обучению І ст.;
  • ограничение способности к трудовой деятельности І ст.;
  • ограничение способности к ориентации І ст.;
  • ограничение способности к общению І ст.;
  • ограничение способности контролировать свое поведение І ст.

Умеренно выраженное ограничение жизнедеятельности определяется частичной потерей возможностей к полноценной трудовой деятельности; значительном уменьшении (больше чем на 25%) объема трудовой деятельности; потеря профессии или значительное снижение квалификации; значительное затруднение в приобретении профессии или в трудоустройстве у лиц, которые раньше никогда не работали и не имеют профессии.

2.3. Порядок переосвидетельствования инвалидов

В соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации, инвалидность I (первой) группы устанавливается на 2 года, II (второй) и III (третьей) групп – на 1 год. При установлении гражданину группы инвалидности одновременно определяется степень ограничения его способности к трудовой деятельности (Первая, вторая или третья степень либо «без ограничения способности к трудовой деятельности»). Ограничение способности к трудовой деятельности устанавливается на такой же срок, что и группа инвалидности.

Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на 1 или на 2 года либо до достижения гражданином восемнадцатилетнего возраста.

Гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, моложе 18-ти лет, - категория "ребенок-инвалид" до достижения возраста 18 лет:

1. не позднее, чем через 2 (два) года после первичного признания инвалидом (или установления категории "ребенок-инвалид") гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по утвержденному перечню;

2. не позднее, чем через 4 года после первичного признания гражданина инвалидом (или установления категории "ребенок-инвалид") в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма.

Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования (или категории "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет) может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом (или установлении категории "ребенок-инвалид") по указанным выше основаниям, при отсутствии положительных результатов реабилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу.

При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, оказывающей ему лечебно-профилактическую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных мероприятий.

Гражданам, обратившимся в бюро, группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (или категория "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет) может быть установлена при первичном признании гражданина инвалидом (или установлении категории "ребенок-инвалид") в случае отсутствия положительных результатов назначенных ему реабилитационных мероприятий.

В случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы.

Инвалидность устанавливается до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено проведение очередной медико-социальной экспертизы гражданина (переосвидетельствования).

Переосвидетельствование инвалида может осуществляться заблаговременно, но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности.

Переосвидетельствование инвалида ранее установленных сроков проводится по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния его здоровья.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инвалидность - стойкое длительное или постоянное нарушение трудоспособности либо ее значительное ограничение, вызванное хроническим заболеванием, травмой или патологическим состоянием.

Для установления инвалидности определенной группы необходимо пройти процедуру, которая фактически определяет относится человек к группе инвалидов или нет. Данная процедура состоит из подачи заявления на признание лица инвалидом, проведения медико-социальной экспертизы, и выдаче необходимых документов, являющихся доказательством факта инвалидности.

Понятие «инвалидность» имеет медицинский, юридический и социальный аспекты. За установлением инвалидности следует прекращение работы или изменение условий и характера труда и назначение различных видов государственного социального обеспечения (пенсия, трудоустройство, профессиональное обучение, протезирование и др.), которое гарантируется законодательством.

Конституция признает право каждого гражданина на социальное обеспечение и одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этого права.

Для реализации этого права в Российской Федерации были приняты нормативно-правовые акты определяющие и регламентирующие государственную политику в области социальной защиты инвалидов.

Целью этой политики на данном этапе развития является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ.

Одним из таких законов является Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который устанавливает систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений их жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Этот закон регламентирует организацию деятельности Государственной службой медико-социальной экспертизы, входящей в систему органов социальной защиты населения Российской Федерации.

На данную государственную службу возлагается в частности, определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты; разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов; изучение уровня и причин инвалидности населения; участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов и пр. То есть от эффективной работы данной службы напрямую зависит снижение уровня инвалидности в стране.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Нормативно-правовые акты

 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями от 24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 10 января, 23 октября 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г., 18 октября, 1 ноября, 1 декабря 2007 г., 1 марта, 14, 23 июля 2008 г.)

 Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ  "О социальном обслуживании граждан пожилого  возраста и инвалидов"

 Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ  "О государственной социальной помощи" (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 25 ноября 2006 г., 18 октября 2007 г., 1 марта, 14 июля 2008 г.) // "Российская газета" от 23 июля 1999 г.

 Постановление Правительства РФ от 17 апреля 2002 г. N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов"

 Постановление Минтруда РФ от 15 апреля 2003 г. N 17 "Об утверждении разъяснения "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности" (с изменениями от 29 апреля 2005 г.) // "Российская газета" от 27 мая 2003 г.

  1. Специальная литература
  2. Дементьева Н.Ф., Устинова Э,В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. - М. ЦИЭТИН 1991.
  3. Дементьева Н.Ф. Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. Организационно-методические аспекты деятельности социального работника. В книге - Социальная работа в учреждениях здравоохранения. - М., 1992
  4. Законодательство по социальной защите ветеранов и инвалидов в Российской Федерации/ Под ред. Л.П. Щуко. - М; Изд дом «Герда», 1998
  5. http://ek-b.ru/referaty_po_medicine/kursovaya_rabota_invalidnost_kak.html
  6. http://knowledge.allbest.ru/medicine/3c0a65625a2ac68a5d53a89421216c27_1.html
  7. http://zagr.org/281.html

  8. http://paralife.narod.ru/socialnaya-zashhita/pereosvidetelstvovanie-invalidov.htm
  9. www.zdorovieinfo.ru
  10. http://103-law.org.ua/Article.aspx?a=33
  11. http://diakonov.ru/2009/pso/inval/inval24.htm
  12. http://txtb.ru/42/72.html
  13. www.invalidnost.com
    www.msetyumen.ru
  14. http://zakonbase.ru/zakony/o-gos-pensii/statja-12

ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ ИНВАЛИДНОСТИ. ИНВАЛИДНОСТЬ КАК ЮРИДИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ