Конспект урока русского языка «Стыдно перед соловушкой»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального направления развития воспитанников № 63 «Жемчужинка»

Конспект урока русского языка

«Стыдно перед соловушкой»

подготовила воспитатель

Коломинова Ольга Михайловна

Г. Набережные Челны

2015 – 2012 учебный год

Цели:

    упражнять в составлении рассказа по серии сюжетных таблиц;

    учить раскованному поведению, развивать актерские способности;

    продолжать пополнять и активизировать словарь детей;

    работать над интонационной выразительностью речи при инсценировании рассказа;

    закрепить знания о зиме, зимних явлениях, зимних забавах;

    развивать слуховое внимание;

    воспитывать у детей любовь и уважение к природе, бережное отношение к ней.


Словарная работа: соловей, стыд.

Оборудование: мнемотаблица к рассказу, д/и «Волшебный мешочек», сундук; аудиозапись «Звуки природы - пение соловья»; атрибуты для инсценировки: сумки с едой, куст; для награждения-звездочки.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, прежде чем начнем наше занятие, давайте разучим новые скороговорки. Что такое скороговорки?

Дети: Это выражения, которые нужно произнести быстро.

Скороговорка:

ЦЕЛЬ: развитие речи и дикции, работа над постановкой ударения.

Навалилось в валенки снега Вале маленькой.

Купили Егорке салазки для горки.

Всю зиму, Егорка, катайся на горке.

Беседа о зиме и зимних забавах.

Воспитатель: Ребята, вы любите зиму?

Дети: Да!

Воспитатель: За что?

Дети: Можно играть в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках, праздник Новый год, снег и т. д.

Воспитатель: Какими словами можно описать зиму?

Дети: Зима снежная, морозная, холодная, белая, скрипучая и т. д.

Ведение в тему.

Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие. Чтобы узнать, чем мы будем заниматься, нам нужно открыть Волшебный сундук. Там спрятано наше задание к сегодняшнему занятию. Для этого мы поиграем в игру, если вы справитесь с заданием, сундук откроется. Вы готовы?

Дети: Да!

Д/и «Волшебный мешочек»

Цель: Учить раскованному поведению, развивать актёрские способности, помогать почувствовать состояние другого существа.

В мешочке на листочках написаны задания: изобразить удивление; изобразить человека, который только что вкусно пообедал; изобразить стыд; попрыгать, как лягушка; сесть в позе ученика на уроке; рассмеяться как великан; пройти как трусливый заяц; нахмуриться как рассерженная мама; попросить детей выкидывать мусор в специально отведенные для этого места; изобразить страх; попрыгать как кузнечик; пройти как старичок; рассмеяться как злая волшебница; рассмеяться как добрая волшебница; прочитать любое стихотворение очень быстро, с «пулеметной скоростью»; прочитать любое стихотворение шепотом.

Дети по очереди достают листочек и изображают.

Работа по теме.

Воспитатель: Вот и открылся волшебный сундучок. Посмотрите, здесь лежат картинки. Как вы думаете, что мы должны сделать?

Дети: Составить по ним рассказ.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на картинки. Какое время года изображено?

Дети: Лето.

Воспитатель: Сейчас мы перенесемся в лето.

Работа по восстановлению рассказа по картинкам (мнемотаблице)

1 картинка. Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес.

2 картинка. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.

3 картинка. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца.

4 картинка. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей.

5 картинка. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.

Соловей перестал петь.

6 картинка. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулек в сумку.

Зачем ты берешь с собой мусор? — сказала Оля. — Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

Стыдно... перед соловушкой,—тихо ответила Лида.

Воспитатель: Молодцы! Этот рассказ написал В. А. Сухомлинский. Как вы думаете, как называется этот рассказ?

Дети: «Соловей», «В лесу», «Лида и Оля» и т. д.

Воспитатель: Сухомлинский назвал этот рассказ «Стыдно перед соловушкой». Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что Лиде стало стыдно, нельзя мусорить в лесу.

Воспитатель: Что такое стыд?

Дети: (высказывают свои мысли)

Воспитатель: Правильно. Это чувство сильного смущения, неловкости от осознания своего поступка, поведения.

Воспитатель: Кто – нибудь слышал, как поёт соловей? Закройте глаза, представьте, что вы в лесу (включаю запись). Понравилось?

Дети: Да!

Воспитатель: Название этой птицы произошло от слова «соловый», что означает «желтовато - серый». Посмотрите на соловья на картинке.

Воспитатель: Вам понравился этот рассказ? Чем?

Дети: Да! (высказывают свои мысли)

Воспитатель: Ребята, а какой конец этого рассказа?

Дети: Лиде стало стыдно перед соловушкой.

Воспитатель: По - другому можно сказать, что конец этого рассказа поучительный, потому что он учит нас не загрязнять лес. Придумайте, как еще можно продолжить этот поучительный рассказ?

Дети: Оля тоже собрала мусор и положила в портфель и т. д.

Пересказ.

Физминутка.

Пальчиковая гимнастика «Снеговик».

Давай, дружок, смелей, дружок! (дети лепят воображаемый ком)

Кати по снегу свой снежок (катят от себя)

Он превратится в толстый ком (рисуют в воздухе круг)

И станет ком снеговиком. (рисуют 3 разных круга)

Его улыбка так светла! (изображают широкую улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла. (показывают)

Но солнце припечет слегка… (поднять руки вверх)

Увы! И нет снеговика! (разводят руки в стороны, садятся и закрываются)

Мимические упражнения.

Выразите свое состояние и настроение, когда мы радуемся первому снегу; ёжимся от холодного ветра; нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду. Выразите мимикой и жестами и движением настроение и действия зимы. Вот зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блёстками и серебром землю. А вот сердитая зима-старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами.

Распределение ролей и инсценирование рассказа.

Итог занятия.

Вам понравилось занятие? Что именно?

Что было трудным? Все ли у вас получилось?

Как вы думаете, кто хорошо работал на занятии? Что у него получилось хорошо?

Награждение.

Список использованной литературы


1. Козырёва Л. М. Развитие речи. Дети 5-7 лет - Ярославль: Академия развития: Академия холдинг,2002.

2. Н. В.Дурова Очень важный разговор: Беседы – занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста. – М.: Мозаика – синтез, 2000



Использованные материалы

1. CD-диск «Звуки природы – пение соловья», №8

Жанр: Звуки природы

Год выпуска диска: 2008

Производитель диска: Россия

Формат: MP3

Продолжительность: 5ч 14 мин