Российский рынок туризма и туристских услуг

red79;;;;;Содержание

Введение 3

1 Теоретические аспекты функционирования туристского рынка 5

1.1 Туристский рынок: определения и основные характеристики 5

1.2 Туристский кругооборот 7

1.3 Факторы, оказывающие влияние на потребителей туристских услуг 9

2 Анализ туристского рынка 11

2.1 Туристский спрос и предложение 11

.2 Современное состояние туристского рынка 16

3 Российский рынок туризма и туристских услуг 20

3.1 Рынок туристских услуг России 19

3.2 Статистика туристских услуг за 2013 год 20

3.3 Распределение рынка туризма России по видам услуг 22

Заключение 28

Список используемых источников 30


Введение

На протяжении многих лет, людям было свойственно стремление к путешествиям, поначалу для развития торговли, завоевания и освоения новых земель, поиска ресурсов и т.п., а сейчас для саморазвития и просто повидать новые места.

Актуальность темы обусловлена тем, что международный туризм и туристские услуги становятся объектом международного регулирования (уже с 20-х гг. XX в.). Первым свое внимание на определение туризма обращает всемирная организация Лига наций, в 1937г. Туристом рекомендовалось считать лицо, которому присущи следующие признаки: передвижение, временное пребывание в определенном месте, отсутствие связи с трудом и заработком.

Сейчас туризм является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики. В сфере туризма занято свыше 250 млн. чел, то есть каждый десятый работник в мире. На его долю приходится 7 % общего объема инвестиций, 11 % мировых потребительских расходов, 5 % всех налоговых поступлений и треть мировой торговли услугами.

Туристский рынок выполняет многочисленные функции: информационную, посредническую, регулирующую, ценообразующую и другие.

Бизнес в сфере туризма включает в себя такие системы отношений, как: отношения между поставщиками и потребителями, между турфирмами и их конкурентами, а также между партнерами по бизнесу. В свою очередь, турфирмы акцентируют свое внимание на разработку туристского продукта; определение объема оказываемых услуг; совершенствование ценообразований; расширение рекламной деятельности; привлечение инвестиций; взаимодействие с другими компаниями и многое другое.

Туризм показывает так же больше влияние на экономику, в том числе на спрос и предложение.

Сам рынок позволяет сбалансировать спрос, предложение и цену.

В данном случае, спрос выступает в качестве важнейшего фактора экономической среды, в том числе и в отрасли туризма.

Так как весь мир переживает экономический кризис, то изучение туристского спроса и предложения особенно актуально в настоящее время. Для определения путей выхода из данной ситуации необходим анализ каждой отрасли экономики, так же и туризма.

Принятие решения о путешествии, может стать залогом успешной работы туристских предприятий, продвижения и распространения туристского направления. Нужно выявить мотивы, которые способствуют привлечению туриста и придания ему статуса постоянного, что, в конечном итоге, прямым или косвенным образом может повлиять на характер и объем спроса, сбыта и предложения.

Объектом исследования данной курсовой является туристский рынок.

Предмет исследования особенности и функционирование туристского рынка.

Цель курсовой работы: исследование спроса и предложения на туристском рынке.

Цель предполагает решение следующих задач:

  • изучить теоретические аспекты функционирования туристского рынка;
  • выявить особенности туристского рынка;
  • рассмотреть российский рынок туризма.

Методы исследования: анализа и синтеза, сравнительно-географический, метод классификации и обобщения.

Теоретической основой написания курсовой работы явились труды российских ученых, таких как: В. А. Квартальнова, Е. Н. Ильиной, М. Н. Дмитриева, М. Н. Забаевой и других.

Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка используемых источников, который насчитывает 18 наименований.

1 Теоретические аспекты функционирования туристского рынка

1.1 Туристский рынок: определения и основные характеристики

Квартальнов В. А, под туристским рынком понимал такую систему мирохозяйственных связей, в которой совершается процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско-экскурсионные услуги [8].

Можно выделить важные функции туристского рынка, такие как:

1) реализация стоимости и потребительской стоимости, заключенных в туристском продукте;

) организация процесса доведения туристского продукта до потребителя (туриста);

3) экономическое обеспечение материальных стимулов к труду.

При выполнении первой функции происходит движение стоимости, которое выражается посредством обмена: деньги туристский продукт.

По окончании этого обмена, завершается акт товарно-денежных отношений, реализация стоимости, заключенной в туристском продукте, и общественное признание его потребительской стоимости. В результате обеспечивается нормальный ход общественного воспроизводства, появляются и накапливаются денежные средства для развития туристской индустрии.

Туристский продукт доходит до потребителя с помощью сети турагентов и туроператоров.

Мотивацией к труду у работников туристской фирмы, является получение за свой труд денежное вознаграждение, создаются материальные стимулы к повышению качества и увеличению количества туристского продукта, производству его в соответствии с запросами потребителей [4].

Туристский рынок характеризуется наличием субъектов, то есть юридических и физических лиц, которые являются производителями и потребителями туристского продукта. Можно выделить три субъекта туристского рынка.

Туристский рынок.

cf

( )

d2

Рисунок 1 Субъекты туристского рынка [8]

Туроператор это туристская организация, которая занимается разработкой туристских маршрутов и комплектацией туров, обеспечивает их функционирование, организует рекламу, рассчитывает в соответствии с действующими нормативами и утверждает в установленном порядке цены на туры по этим маршрутам, продает туры турагентам для выпуска и реализации путевок по своим лицензиям.

Турагент продвигает и реализует туристский продукт клиенту в виде комплексов (инклюзив-туров) или свободного набора услуг (заказных туров).

Турагент –это посредник, занимающийся продажей сформированных туроператором туров, действующий на основе посреднических договоров, или продавец, действующий на основе договоров купли-продажи туристских продуктов.

Турагент добавляет к приобретаемому туру проезд туристов от места их проживания до первого по маршруту пункта размещения, от последнего на маршруте пункта размещения и обратно.

Турист лицо, путешествующее с любой целью, кроме поиска заработка и перемены постоянного места жительства, при сроке пребывания вне своего постоянного места жительства не менее 24 часов (менее 24 часов экскурсанты) [12].

Туристский рынок характеризуется емкостью, уровнем сбалансированности спроса и предложения, условиями реализации туристского продукта.

Емкость туристского рынка это способность реализовать определенный объем туристского продукта при существующих ценах и предложении. В зависимости от уровня цен потребность в туристском продукте может сокращаться или, наоборот, увеличиваться [5].

  1. Туристский кругооборот

На туристском рынке происходит постоянное движение потоков денег и туристского продукта, которые движутся навстречу друг другу, создавая тем самым туристский кругооборот.

Туристский кругооборот это система экономических отношений, в рамках которой совершается процесс превращения услуг в деньги и обратно. Она показывает направление движения потоков туристского продукта, инвестиций в развитие сферы туризма и денежных поступлений в бюджет от доходов туристской деятельности.

Туристский кругооборот осуществляется по следующей схеме:

1) турист покупает путевку и платит туристскому предприятию деньги;

2) в результате турист удовлетворяет свои насущные потребности;

3) туристское предприятие получает деньги за проданный туристский продукт, производит инвестиции в развитие туристской индустрии, создает или покупает новые виды туристского продукта;

4) туристское предприятие платит налоги, различные сборы в бюджет и выплачивает заработную плату своим работникам [7].

Механизм функционирования туристского рынка это система действий экономических рычагов для сбалансирования спроса и предложения на туристский продукт, на обмен «деньги туристский продукт», на денежные потоки и потоки туристского продукта.

Функционирование туристского рынка можно представить схемой, приведенной на рисунке 2, которая показывает, что спрос на услуги туризма обусловлен пожеланиями и вкусами туристов. На туристском рынке происходит непрерывное движение потоков денег и туристского продукта, которые движутся навстречу друг другу, создавая туристский кругооборот.

Рисунок 2 Схема функционирования туристского рынка [3]

Функционирование туристского рынка и связанных с ним предприятий туристской индустрии имеет явно выраженный сезонный характер. На сезонность в туризме влияют различные факторы.

К первичным факторам сезонности функционирования туристского рынка относятся природно-климатические.

К вторичным факторам относятся:

1) экономические структура потребления товаров и услуг, формирование платежеспособности спроса посредством предложения;

) наличие свободного времени;

3) демографические дифференцированный спрос по половозрастному составу и другим признакам;

4) психологические традиции, вкусы, мода;

5) технологические связанные с комплексным предоставлением качественных услуг.

Для успешного ведения туристской деятельности, фирмы должны сосредоточиться на определенном круге потребителей туристского продукта и строить свою политику поведения на туристском рынке таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворять все потребности путешественников.

Всякий рынок, как классический, так и современный, в процессе своего функционирования опирается на действие трех основных экономических законов: закон стоимости, закон спроса и предложения, закон конкуренции. При этом закон спроса и предложения формирует поведение потребителей на рынке, а закон конкуренции выступает как механизм функционирования рынка.

1.3 Факторы, оказывающие влияние на потребителей туристских услуг

В любом направлении бизнеса действует борьба за новые рынки и за лидерство на этих рынках. Поэтому, предприятия тратят крупные суммы на маркетинговые исследования, для того чтобы узнать, что клиенты хотят приобретать, где, как и в каком количестве.

Задача заключается в том, чтобы определить, как люди реагируют на различные маркетинговые методы, и что фирма может сделать для привлечения их интереса. Благодаря этим исследованиям, фирма сможет предугадать, как люди будут реагировать на ее рекламу, продукцию и цены.

Факторы, которые могут влиять на поведения покупателей (потребителей туруслуг) следует разделить на две группы: внешние и внутренние факторы.

В свою очередь, внешние (побудительные) факторы включают:

) факторы маркетинга;

) факторы среды.

Факторы маркетинга –это товарная политика, ценовая политика, политика формирования каналов сбыта и товародвижения, политика продвижения, то есть формирования спроса и стимулирования сбыта [1].

Факторы среды существенно влияют на поведение потребителей. Среди них можно выделить:

) экономические;

) политические;

) культурные;

) социальные.

Знание данных факторов имеет важное значение для турдеятельности. Это связано с тем, что они могут влиять на: тип предложенных услуг; вероятную цену, которую клиент готов заплатить за данные услуги; способы, с помощью которых можно оказывать влияние на потребителя и заманить его на свою сторону.

Из наиболее важных факторов выделяются:

) возраст;

) род занятий;

3) образование;

) финансовое положение;

) тип личности и самооценка;

6) образ жизни.

Естественно, что покупатели будут отличаться друг от друга возрастом, увлечениями, уровнем материального состояния и т. д. Они покупают самые разные товары и услуги. Например, одни туристы выбирают горнолыжный отдых, другим нравится обычный отдых на пляже, третьи получают удовлетворение от паломничества к религиозным святыням. Но выбор покупателя зависит не только от его вкуса, но и от экономических факторов, непозволяющие потребителям приобрести желаемые товары и зачастую им приходится выбирать иные варианты, нежели те, которые они выбрали бы при бесплатном распределении.

Большое число потребителей купили бы туристские товары и услуги наилучшего качества, если бы они имели доходы больше или цены были бы ниже.

Таким образом, мы узнали, что имеется масса факторов, воздействующих на поведение людей. Выбор потребителя –это следствие сложного переплетения культурных, общественных, личностных и психологических элементов. На многие из них воздействовать невозможно, но, имея информацию о них, можно лучше понять поведение человека и его реакции.


2 Анализ туристского рынка

2.1 Туристский спрос и предложение

Спрос можно определить, как количество различных товаров и услуг, в которых нуждаются люди, при этом они реально могут приобрести то, что они хотят за конкретную цену, в какой-то определенный период времени.

Спрос на путешествия в определенный туристский регион означает склонность человека к путешествиям.

Склонность к путешествиям может пониматься как некая слабость человека к путешествиям и туризму, то есть насколько сильно человек желает путешествовать, какие виды путешествий он предпочитает, в какие регионы и т. д. При оценке склонности человека к путешествиям нужно учитывать его психологические и демографические переменные, касающиеся человека, а также эффективность маркетинга.

Сопротивление, в свою очередь, зависит от экономической, иногда культурной дистанции, так же высокой стоимостью туристской поездки, или плохим качеством обслуживания и эффектом сезонности.

Экономическая дистанция зависит от времени и денежными расходами на путешествие от начального пункта до места назначения и обратно. Чем больше экономическая дистанция, тем выше сопротивление (желание человека остаться дома), следовательно, и ниже спрос. И наоборот, если время на путешествие между начальным пунктом и пунктом назначения и стоимость этого путешествия уменьшить, то возрастет спрос. Так, всплеск спроса произошел с появлением больших самолетов, предназначенных для трансатлантических полетов. Благодаря этому стоимость путешествий удалось снизить почти на 50 %. Появление реактивных самолетов в 1959 г. значительно сократило время перелета (примерно в 2,5 раза), в результате чего космически вырос спрос [1].

Культурная дистанция –это показатель различия между культурой региона, из которого приехал турист, и культурой принимающего региона [4].

Не стоит забывать, что относительная привлекательность данного направления будет зависеть от времени года, на которое запланирован отпуск. Например, для серфинга, спрос будет на высоком уровне только в теплые месяцы.

Выделяют следующие факторы, влияющие на величину спроса, его структуру и динамику: количество покупателей туристского продукта, туристские вкусы путешественников, их денежные доходы, бюджет свободного времени, реклама и т. д.

Туристское предложение представляется как объект туризма, то есть к нему относится все, что может быть использовано для удовлетворения туристского спроса: гостиницы, рестораны, учреждения развлекательного характера, климат, ландшафт, и т. д.

На рисунке 3, мы видим, как всевозможные элементы, систематизируются в целях оптимизации управления.

Рисунок 3 Составляющие туристского предложения [6]

Компоненты предложения определенного туристского региона:

1) инфраструктура;

) природные ресурсы;

3) материально-техническая база туризма, которая включает: туроператоров и турагентов, предприятия питания, предприятия размещения, и торговли, автотранспортные предприятия и т. п.;

4) культурные ресурсы гостеприимства.

Рассмотрим каждые из этих элементов подробнее.

Инфраструктура включает в себя подземные и надземные обслуживающие сооружения, такие как: газопровод, водопровод, канализацию. А также другие средства обслуживания, к примеру, шоссе, автодороги, железнодорожные пути, аэропорты, парковки, порты и вокзалы. Естественно, для успешного развития туризма очень важна развитая инфраструктура.

Базовые элементы природных ресурсов включают воздух и климат, физические особенности местности (топографию), памятники природы, флору, фауну, пляжи, водные ресурсы. Необходимо сохранять качество природных ресурсов, с целью поддержания их спроса. На самом деле, туризм очень щепетилен к качеству исчерпания природных ресурсов.

Так как, в наше время, материально-техническая база туризма создает все необходимые условия для предоставления туристам полного комплекса услуг (размещение, питание, перевозка, экскурсии и т. д.) – она становится основой развития организованного туризма. В состав материально-технической базы туризма входят: туроператоры и турагенты, предприятия питания и торговли, предприятия размещения, автотранспортные предприятия, бюро экскурсий и т. п.

Объекты материально-технической базы подразделяются на собственные (относящиеся к туристскому хозяйствующему субъекту), арендованные этим субъектом у юридических лиц (аренда мест в муниципальных гостиницах) и арендованные у физических лиц.

Одним из наиболее важным элементов материально-технической базы туризма являются средства размещения. На сегодняшний день туристы предпочитают отель. Сейчас в мире имеется более 30 систем классификаций средств размещения, и в каждой стране приняты и действуют свои национальные стандарты. Известная всем система звездная. Особенно распространена в Европе. В 1989 г. ВТО был разработан документ «Межрегиональная гармонизация критериев гостиничной классификации на основе классификационных стандартов, одобренных региональными комиссиями», который рассматривается как международный стандарт, содержащий лишь рекомендательный характер.

В 1993 г. в Москве предпринималось ввести единую систему классификации средств размещения в России, эта попытка была успешно реализована правительством. Существующая система реализуется только на мотели и гостиницы, которые классифицируются от 1 до 5 звезд [13].

Как же определяют категорию гостиницы? Данным вопросом занимаются независимые некоммерческие организации, аккредитованные Госстандартом РФ. На территории России их порядка 50. Классификацию гостиниц в России принято считать добровольной, так как услуга эта изрядно дорогая.

Для пятизвездочного российского отеля средняя цена номера составляет $ 230-280, четырехзвездочного - $ 90-150, трехзвездочного - $ 30-60.

Помимо гостиниц и мотелей, существуют дополнительные средства размещения. Они включают дачные дома, аренду частных комнат, апартаменты, кемпинги, размещение на яхтах и т. д.

Даже самая лучшая материально-техническая база будет безуспешна, если турист не будет ощущать себя дорогим гостем. Для туризма очень важно развитие культурных ресурсов гостеприимства.

Понятие «ресурсы гостеприимства» включает вежливость, искренний интерес, уважительность, дружелюбие, и прочие способы выражения теплоты и гостеприимства работниками туризма и местными жителями принимающего региона. Кроме того, культурные ресурсы включают изящные искусства, литературу, историю, музыку, танцы, спорт.

Благоприятное отношение к туристам может быть создано через программы общественной пропаганды и информации, разработанные для местного населения.

2.2 Современное состояние туристского рынка

Туризм начал развиваться сравнительно недавно, только в 70-х гг. XX в. Однако этот процесс проходит очень бурно, охватив все секторы туристской индустрии. В сферах размещения и общественного питания сформировались гигантские гостиничные и ресторанные цепи; среди туристских фирм выделился ряд туроператоров, установивших контроль над основными рынками организационных путешествий, а рынок воздушных перевозок оказался поделенным между ведущими авиакомпаниями.

Типичная модель туристского рынка сложилась во Франции, где преобладают неорганизованные формы в производстве и потреблении туристских услуг. Примерно 2/3 внутреннего туризма в стране носит самодеятельный характер. Французы любят самостоятельно выбирать места для отдыха, часто останавливаются у друзей, на дачах или отдыхают «диким образом» на природе. В качестве транспортных средств используют личные автомобили.

Поняв, что на этом можно неплохо заработать, люди начали сдавать для таких туристов комнаты, частные дома, принимали автотуристов на фермах. Благодаря этому начала развиваться индивидуальная предпринимательская деятельность.

По разным оценкам, менее четверти отпускников во Франции становятся потребителями организованных путешествий. Лишь треть их прибегает к услугам гостиниц и схожих средств размещения. Примерно столько же туристов обращается в транспортные предприятия.

На рынке туризма, среди всех фирм, доминируют малые формы бизнеса. Среди турагенств доля фирм, на которых работает менее 6 человек, составляет 57,5 %. При таком большом количестве они обеспечивают работой только 13,9 % от общего числа занятых в туристском секторе Франции, дают 8,4 % торгового оборота и приносят 9,5 % добавленной стоимости. Вместе с тем на 26 самых крупных турагенств страны (или 1,9 % общего их количества) с численностью персонала более 100 человек каждое приходится 46,3 % всех занятых в турагенствах, 49,2 % торгового оборота и 56,6 % добавленной стоимости. Эти цифры свидетельствуют о заметной роли крупных фирм на рынке турагентских услуг.

Более высокие уровни отмечаются в туроператорском секторе, приведенные в таблице 1.

Таблица 1 - Объем продаж пэкидж-туров [7]

Страна

Объем продаж пэкидж-туров, %

Великобритания

75

Нидерланды

Швейцария

63

Бельгия

ФРГ

42

Япония

30

Выделяют следующие факторы, определяющие динамизм и разнообразие форм концентрации туристского рынка:

1) недолговечность туристских предприятий (в большинстве случаев отелей). В периоды экономических кризисов происходят частые банкротства.

2) высокие коммерческие риски операций на рынках путешествий. Страхование рисков, туристских компаний, для того, чтобы расширить географию своего представительства и спектр предлагаемых продуктов. Они выходят на внешние рынки стран, лидирующих по отправке или приему международных туристский потоков, затем открывают в них свои филиалы и создают транснациональные цепи. Чтобы долгое время держаться на плаву, они начали проникать в смежные сектора туризма.

Также в туризме нашли свой интерес фирмы других отраслей: пищевая, текстильная промышленности, даже черная металлургия и другие. Эти компании также получают прибыль при реализации туристских продуктов.

Резюмируя выше сказанное, можно сделать вывод о том, что туристские регионы различаются по такому признаку мотивации туристов, как пользование туристскими услугами. Когда у туриста главной целью является посещение определенного места, говорят о туристском регионе широкой специализации; если же посещение становится самоцелью, то посещаемое место называется туристским регионом узкой специализации.

3 Российский рынок туризма и туристских услуг

3.1 Рынок туристских услуг России

На сегодняшний день, я уверена, что практически каждый человек, обращался к туристским фирмам и пользовался их услугами. Совсем не важно с какой целью была поездка: деловая, познавательная, развлекательная, рекреационная, религиозная, важно то, что людям любопытно посещать различные уголки нашей планеты, открывать для себя что-то новое, развивать свой бизнес за пределами своей страны.

Пляжный отдых является наиболее популярным и составляет по количеству туристов 55 60 % всего рынка.

Отдых разделяют по стоимости тура:

1) дешевый, стоимость путевки до $ 1000;

2) дорогой, стоимость путевки свыше $ 1000.

В России дорогой отдых составляет примерно 20 % туристского рынка по количеству туристов и составляет 35 % общей финансовой емкости рынка.

Российские туроператоры делятся на две основные разновидности:

а) крупные операторы, то есть они не занимаются розничной продажей, а продают турпакеты только через сеть агентств;

б) средние и малые операторы, они же не только производят, но и продают турпакеты в розницу [14].

Туристские агентства также подразделяются на две категории:

- независимые туристские агентства (составляют 70 % от общего количества турфирм);

- сетевые туристские агентства - точки продаж, объединенные общим брендом, рекламно-маркетинговой политикой, технологией работы и другие.

3.2 Статистика туристских услуг за 2013 г.

Как свидетельствуют данные Росстата, которые приводит РСТ, всего за год россияне совершили более 54 миллионов зарубежных поездок, при этом за границей отдохнуло почти 18,3 миллиона соотечественников.

На рисунке 4 видно, какие страны оказались наиболее популярными у российских туристов в 2013 г.:


Рисунок 4 Популярные странны у российских туристов [15]

Турция, как и в предыдущие годы, возглавляет рейтинг наиболее востребованных направлений. В стране отелей за год побывали около 3,08 млн. россиян. Судя по всему, драйвером такого роста стал Египет (1,9 млн. чел), где сохраняется неспокойная ситуация.

Замыкает тройку лидеров Греция, потеснившая Китай единственную страну в десятке, зафиксировавшую спад интереса со стороны россиян. Больший рост показала только Финляндия 76,5 %, однако, у нее только седьмое место и немногим более 900 тыс. туристов из России.

Работники турфирм не могут конкретно сказать, был ли это естественный или вызванный «ценовыми войнами» интерес у покупателей. Дешевые туры могут подтолкнуть туристов поехать туда, куда ранее они вообще не собирались.

Если рассматривать Черногорию, как популярное направление рынка, то туристам не о чем беспокоиться, здесь спрос и предложение на туры будут равнозначны. Кроме того, в течение нескольких лет замечается их стабильный рост. Цены на них становятся более адекватные и туроператорам нет никакого смысла заниматься демпингом.

Демпинг осуществляется для вытеснения конкурентов и захвата внешних рынков сбыта, вывоз товаров из страны по более низким ценам, чем цены внутри страны или на мировом рынке [4].

Не смотря на все это, балканская республика пока что занимает у российских туристов только 17-е место по популярности.

В последнее время растет спрос на санаторно-курортное лечение. Не смотря даже на то, что он популярен и у относительно здоровых людей.

Количество иностранных туристов, посетивших Россию в первом полугодии 2013 г., увеличилось на 6 % и составило больше 1-го млн. чел., пишет Финмаркет со ссылкой на данные Росстата.

Всего Россию с различными целями (служебные, туризм и т. д.) в первом полугодии посетили более 14 млн. иностранных граждан, что на 11 % больше, чем в январе июне 2012 г. (13 млн.)

В списке лидируют:

) граждане Германии. Всего, с различными целями посетило РФ 286,8 тыс. чел., что на 1 % больше, чем годом ранее;

2) жители Китая. Число туристов из КНР составило 129,9 тыс. чел., что на 15 % больше по сравнению с 2012 г.;

3) американские туристы - около 67,6 тыс., выросло на 6 %;

4) британцы 61 тыс. чел., что на 20 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2012 г.;

) турпоток из Турции увеличился на 11 % и составил 51,6 тыс. чел. [15].

Можно с уверенностью сказать, что в России рынок туристских услуг развивает достаточно хорошо. Туристские фирмы, для того, чтобы привлечь клиентов, будут придумывать различные пути продаж туристских услуг, вплоть до того, что будут продавать туры ниже их себестоимости.

3.3 Распределение рынка туризма России по видам услуг

Компания J’son&Partners, Федеральная служба государственной статистики, представляет результаты исследования рынка туристских услуг РФ.

Объем российского рынка туризма и сервисов для путешественников прогрессивно увеличивается на протяжении последнего десятилетия. В 2012 г. его объем (по сравнению с 2011 г.) увеличился на 14 % (или на 149 млрд. руб.), превысив 1 трлн. руб. (около 1,7 % ВВП РФ). При сохранении текущих темпов роста в 2013 г. рынок туристских услуг достиг 1,35 трлн. руб.

Пассажирские авиаперевозки формируют более половины объема рынка, четверть объема приходится на средства размещения (гостиницы, дома отдыха и т. п.), около 13 % на пассажирские перевозки ж/д транспортом. Это мы видим на рисунке 5.

Предпосылками положительной динамики рынка являются рост платежеспособности населения и последовательное развитие туристской инфраструктуры, рост уровня проникновения дистанционных банковских услуг, Интернета и интернет сервисов в нашей стране.

Индустрия туризма является одним из ярких примеров внедрения, развития и активного использования ИКТ (инфокоммуникационных технологий) в мире. Бронировать билеты, выбирать и оплачивать номер в отеле в любом городе по всему миру, в любое время, в любом месте при помощи мобильного устройства и других способов электронной оплаты сейчас стало уже привычным для путешественников любых возрастов с различным уровнем доходов.

Рисунок 5 Распределение рынка туризма России

по видам услуг, 2013г. [16]

В России также повысился уровень применения интернет-технологий и онлайн-сервисов основными участниками туристского рынка. Выделяют два основных таких направления: внедрение новейших информационных систем поставщиками услуг, особенно в средствах размещения, и второе развитие каналов дистрибуции, то есть мобильные каналы продаж.

В области дистрибуции туристских услуг в сети Интернет известны такие проекты, как OZON, travel, Oktogo, OneTwoTrip, Anywayanyday и Ostrovok.ru. Они являются наглядным примером удачного использования ИКТ. Поставщиков туристских ОАО «ФПК» и ОАО «РЖД», укореняющие технологию «электронный ж/д билет», что позволило увеличить долю продаваемых электронных билетов в 2013 г. в три раза.

Так же можно отметить работу на рынке дистрибуции сервисов для путешественников, крупные сети мобильной розничной торговлитакие как, «Связной» и «Евросеть», «Почта России».

Эксперты J`son&PartnersConsulting отмечают высокую степень привлекательности данного сегмента российской экономики и прогнозируют появление значительного количества новых компаний.

Рынок туристских услуг становится доступным для любого потребителя. Услуги, оформляемые в сети Интернет, можно признать наиболее заметным трендом на российском рынке в 2013 г. Структура спроса изменяется, смещаясь в сторону самостоятельного оформления туристских услуг в сети Интернет населением (как с помощью стационарных компьютеров, так и с помощью мобильных устройств).

В связи с этим, повышается уровень конкуренции и в ближайшее время появятся новые претенденты на лидерство. Чтобы не потерять свои позиции, крупнейшим фирмам следует вовремя реагировать на изменения и давление со стороны инновационных ИТ решений и средств доступа к туристским услугам.

В 2013 г. темпы роста пассажирооборота в России существенно опережали среднемировые показатели, рост которых составил 5,3 %, по данным Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА). Пассажирооборот увеличился более чем на 17 %.

Это было обусловлено, в первую очередь тем, что возросло количество выездов российских граждан за рубеж с целью туризма.

Пассажирооборот на железных дорогах не так высок, как в сегменте авиации. За 2013 г. рынок пассажирских перевозок в дальнем следовании, включающем внутри государственное и международное сообщение, вырос на 1,5 %.

Основной тенденцией на рынке железнодорожных пассажирских перевозок дальнего следования является существенное увеличение доля продаж электронных билетов.

Наиболее серьезной конкурентной угрозой для пассажирских железнодорожных перевозок в России, как и во всем мире, являются авиационные перевозки. Ведь у авиакомпаний есть свои преимущества –это скорость, отсутствие ценового регулирования, а также более высокая ценовая, коммерческая и маркетинговая гибкость авиакомпаний.

Объем рынка коллективных средств размещения в 2013 г. вырос на 17 % и составил 326 млрд. руб. Основная доля выручки (более 70 %) пришлась на гостиницы, 30 % пришлось на доходы санаторно-курортных организаций. Значительные темпы роста вызваны, в основном, быстрым увеличением выручки предприятий гостиничного бизнеса.

Основные тенденции развития рынка в 2013 г.:

В 2013 г. рынок туристских услуг в России заметно развивался, что вызвано следующими причинами:

1) благоприятная экономическая ситуация;

2) значительные вложения на формирование регионального бренда туристского региона и его продвижение за пределами РФ;

3) высокой активностью ведущих мировых участников туристского рынка в России.

Улучшению качества и изменению схем сбыта туристских услуг будет способствовать беспрерывный рост конкуренции. Наиболее заметными изменениями могут стать:

1) расширение ассортимента специализированных агентств, предлагающих клиентам перевозкина всех доступных видах транспорта, бронирование отелей, заказ такси, автомобилей, трансферов, билеты на развлекательные и спортивные мероприятия и прочие услуги;

2) расширение спектра услуг, предлагаемых на веб-сайтах поставщиков (авиакомпаний, ж/д перевозчиков, гостиниц и т.п.), предложение набора дополнительных сервисов одновременно покупкой «основной» услуги, например, при покупке авиа- и/или ж/д билета размещение в гостинице, трансфер и страхование;

3) инвестиции (как со стороны поставщиков, так и со стороны агентов) в создание, развитие и продвижение мобильных каналов продаж: сайты, приспособленные для мобильных устройств и мобильные приложения.

4) таргетированное объявление, т. е реклама в социальных сетях для узкого сегмента аудитории (групповые поездки для сообществ, индивидуальные туры и т.п.).

Россия идет в ногу со временем, и поэтому применение интернет-технологий успешно внедряется в систему рыночных отношений.

Заключение

Исходя из проделанной работы, можно сделать вывод, что российский турбизнес закрепил свои позиции на туристском рынке и готов к переходу на новые, более цивилизованные условия работы.

Нами были изучены важнейшие определения туристского рынка; что служит мотивацией к труду у работников –это, разумеется, денежные вознаграждения, материальные стимулы. Как выяснилось, спросом будет являться количество доступных, для любого класса людей, различных товаров и услуг.

При рассмотрении лидирующих стран, в которые любят ездить русские туристы, в тройку вошли: Турция, Египет и Греция. Россию же любят посещать граждане Германии, Китая и Америки.

Хотя рынок туризма еще не полностью исследован, у него все же есть потенциал к дальнейшему развитию туристских услуг. Активно расширяется сервис для потребителей, улучшаются гостиничные цепи, услуги общественного питания, транспорт. Так же не мало важен рекреационный потенциал, и у России он присутствует.

Прошло десять лет, как россияне стали практически свободно путешествовать по всему миру, а число посещаемых стран с каждым годом растет все больше и больше.

Но как показывает практика международного туризма с увеличением количества путешествующих и расширением географии поездок резко возрастает необходимость в соблюдении мер безопасности. На первом месте, это, конечно же, регионы со сложной социально-политической обстановкой. Строго говоря, риск возникает вплоть до реальной угрозы жизни и здоровью туристов.

Однако остались такие территории, куда туристы могут ездить лишь с большой осторожностью. И я думаю, здесь будет уместна цитата китайского мудреца Конфуция: «В стране волнения –ее не посещай. В стране мятеж –оттуда уезжай». Сейчас в мире порядка 30 государств относятся к числу неблагоприятных для туризма, где сложная политическая обстановка, происходят военные или прочие серьезные конфликты.

На основе приведенных данных, я могу сказать, что рынок туристских услуг в России развивается с каждым годом, все больше и больше. На протяжении этих лет растет спрос и предложение, на различные виды услуг.


Список используемых источников

  1. Актуальные проблемы туризма. Сборник научных трудов –СПБ. : НЕДРА, 2006. –7 с.
  2. Александрова А. Ю. Международный туризм / А. Ю. Александрова. Учеб. пособие –М. : Аспект Пресс, 2002. –470 с.
  3. Биржаков М. Б. Введение в туризм / М. Б. Биржаков. Учебник для студентов вузов –СПБ. : Герда, 2006. –с.
  4. Зорин И. В. Энциклопедия туризма / И. В. Зорин., В. А. Квартальнов. Справочник – М. : Финансы и статистика, 2003. –с.
  5. Зорин И. В. Туризм, как вид деятельности / И. В. Зорин, Т. П. Каверина, В. А. Квартальнов. Учеб. пособие –М. : Финансы и статистика, 2005 –288 с.
  6. Ильина Е. Н., Емельянова Б. В. Основы туристской деятельности / Е. Н. Ильина. Учеб. пособие –М. : РМАТ, 1992. –с.
  7. Карлов Г. А. Экономика современного туризма / Г. А. Карлов. Учеб. пособие –М. : Финансы и статистика, 1998. –78 с.
  8. Квартальнов В. А. Туризм / В. А. Квартальнов. Учеб. пособие –М. : Финансы и статистика, 2008. –320 с.
  9. Маринин М. М. Туристские формальности и безопасность в туризме / М. М. Маринин. Учеб. пособие –М. : Финансы и статистика, 2004. –144 с.
  10. Петров И. П. Концепция устойчивого развития применительно к мировому туризму / И. П. Петров. Учеб. пособие –М. : Финансы и статистика, 2002. – 83 с.
  11. Российский союз туриндустрии. Учеб. пособие –М. : 2006. –112 с.

12 Стригунова Д. П. Понятие международного туризма / Д. П. Стригунова. Учеб. пособие – М. : Аспект Пресс, 2006. – 68 с.

13 Экономика туризма. Учеб. пособие –М. : РМАТ, 1996. –с.

14 Юрик Р. А. Анализ современного состояния российского рынка туристских услуг / Р. А. Юрик. Учеб. пособие –М. : РМАТ, 2005. – 94 с.

15 Bigness.ru [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.bigness.ru/news/2013-09-03/tourists/143470/

16 National Geographic [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.nat-geo.ru/article/3995-10-samyih-populyarnyih-u-rossiyan-stran-v-2013-godu/

17 J'son & Partners Consulting [Электронный ресурс] // Режим доступа:.http://vk.cc/2DSmu0

13

Российский рынок туризма и туристских услуг