Урок по химии Тема: Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей 8 Класс
КОУ ВО «Таловская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Урок по химии. 8 класс
Тема: Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.
Учитель: Тимашова Валентина Дмитриевна.
Таловая-2014
Цель: рассмотреть чистые вещества и смеси, способы разделения смесей.
Задачи:
Дать понятие о чистых веществах и смесях;
Рассмотреть классификацию смесей;
Познакомить учащихся со способами разделения смесей;
Продолжать развивать речевые навыки, наблюдательность и умение делать выводы на основе демонстрационного и лабораторного эксперимента;
Создавать условия для воспитания желания активно с интересом учиться, работать над формированием у учащихся отношения к химии, как к возможной области будущей практической деятельности;
Продолжать работать над формированием безопасного обращения с оборудованием (соблюдать правила ТБ).
Оборудование и реактивы: образцы смесей (железо с серой, железо с песком, песок с водой, сульфат меди (II) с водой, растительное масло с водой, гранит, соль с водой), химический стакан с водой, магнит, воронка, стеклянная палочка, бумажный фильтр, предметное стекло, пробиркодержатель, спиртовка, спички
Тип урока: комбинированный.
Методы урока: словесный, наглядно-иллюстрированный, практический, частично-поисковый, проблемный.
Ход урока:
- Тема сегодняшнего урока: «Чистые вещества и смеси» (запись даты и темы урока учащимися в тетради ).
- А чем отличается чистое вещество от смеси веществ?
Цели урока обсуждаются с учащимися:
- Выяснить, какое вещество считают чистым. Что такое смесь? Какие бывают смеси? Какими способами можно разделить смеси?
Ученики рассматривают смеси, находящиеся на демонстрационном столе. Далее учитель вместе с учениками формирует определение смеси, как комбинации из нескольких веществ, находящихся в непосредственном контакте друг с другом (учащиеся записывают определение в тетради).
В природе нет абсолютно чистых веществ, все они встречаются преимущественно в виде смесей. Приводим примеры смесей, дети записывают их в тетради:
- воздух (смесь газов – азота, кислорода, аргона и др.) – газообразная смесь
- морская вода, минеральная вода с газом, молоко, сок, кофе, раствор соли (сахара) в воде – жидкие смеси
- гранит, сплавы металлов – твердые смеси
Для научных исследований и в промышленности, в основном, требуются чистые вещества. Некоторые примеси даже в небольших количествах способны сильно поменять свойства веществ. В тоже время, необходимо выделить, что невозможно получить абсолютно чистое вещество, т. к. любое чистое вещество содержит хотя бы ничтожное количество примесей.
Даем определение чистого вещества (запись в тетради):
- Чистым называется вещество, которое обладает постоянными физическими свойствами.
В чистом веществе примеси, хотя и присутствуют в незначительном количестве, но не влияют на его физические и химические свойства. Пример чистого вещества – дистиллированная вода.
Учитель: В смесях каждое из составляющих их веществ сохраняет свои индивидуальные свойства.
Демонстрационный эксперимент:
демонстрация смеси порошков железа и серы, разделяем эту смесь действием магнита и делаем
вывод: железо обладает способностью намагничиваться, а сера – нет.
Рассматриваем: смесь речного песка и поваренной соли, смесь сахара и поваренной соли, смесь воды и масла, смесь глины или мела с водой. Сравниваем эти смеси с растворами сахара (соли) в воде.
Классифицируем по этому признаку смеси на однородные и неоднородные.
Работа с учебником (рассматриваем таблицу)
(смесь Fe и S, NaCl и сахара, глина с водой, масло с водой) |
Формулируем определения:
Неоднородными называются смеси, в которых невооруженным глазом или при помощи микроскопа видны частицы веществ, составляющих смесь.
Однородными называются смеси, в которых нельзя заметить частицы веществ, входящих смесь (даже при помощи микроскопа)
Способы разделения смесей.
Учитель знакомит ребят с основными способами разделения смесей (работа с учебником)
Основные способы разделения смесей (очистки веществ)
Неоднородные смеси
Применяется для очистки питьевой воды (бытовые фильтры) |
Действие магнитом (отделение железа от немагнитных веществ) |
Однородные смеси
Производство сахара |
(перегонка) Получение дистиллированной воды |
Закрепление.
На данном этапе ученики работают в парах по карточкам; им необходимо предложить способ разделения своей смеси, указанной в задании. Ученики обдумывают и озвучивают свои решения.
Учитель обращается к учащимся с дополнительными вопросами:
- Процессы разделения смесей следует относить к физическим или химическим процессам? (к физическим процессам)
- Какие явления подтверждают этот вывод?
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Подводя итог урока, учитель обращается к классу с вопросами:
С какими новыми понятиями мы сегодня познакомились?
Какие методы разделения смесей мы освоили?
Где и как нам могут пригодиться полученные сегодня на уроке знания?
Домашнее задание: п.2.