Общие и частные принципы менеджмента
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФБГОУ ВПО «Белгородский государственный технологический
университет им. В.Г. Шухова»
Курсовая работа
по дисциплине: «Менеджмент»
Тема: «Общие и частные принципы менеджмента» №3
Студентка: Быхун Диана
Группа: ЭК-23
Факультет: ИЭМ
Руководитель:
Белгород 201__
Оглавление
Введение………………………………………………………………………3 |
||
1. |
Взаимосвязь принципов менеджмента с проблемами экономики……………………………………………………………………..5 |
|
2. |
История становления и развития принципов менеджмента………………………………………………………………….8 |
|
3. |
Понятия о принципах менеджмента, их классификация и характеристика……………………………………………………………….14 |
|
4. |
Перспективы развития принципов менеджмента в управлении современной российской организации…………………………………….26 |
|
Заключение…………………………………………………………………..34 |
||
Библиографический список…………………………………………………36 |
Введение
Принципы управления это общие правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного развития. Это общие закономерности, в которых реализуются отношения между различными элементами управленческой системой.
Принципы в менеджменте одна из наиболее исследуемых категорий, поскольку они предъявляют требования к управлению организацией, описывают то, каким должен быть руководитель, и создают базу для того, чтобы эффективно управлять. Несомненно, что каждая личность имеет свои особенности, и современный руководитель вовсе не обязан следовать принципам управления, сформулированным в начале ХХ века. Напротив, каждый руководитель имеет возможность сформулировать свои требования к персоналу или даже акционерам, но, тем не менее, общие принципы управления являются действительными абсолютно для всех, поскольку такова их природа.
Система управления опирается на выработанные и обоснованные методы и принципы. Что такое принципы управления и можно ли в современном производстве обойтись без них? Ведь в прошлом, не зная ни о каких принципах, люди успешно вели свою хозяйственную деятельность. Здесь нужно отметить, что в своей деятельности люди всегда руководствовались определенными принципами, может быть, упрощенными.
Актуальность темы связана с тем, что в современных условиях, не опираясь на досконально обоснованные и проверенные практикой принципы управления, невозможно обеспечить эффективное развитие предприятия и экономики в целом. Основные принципы определяют философию и стратегию руководства предприятием и его звеньями. В определенной мере они призваны служить рекламой предприятию. Таким образом, цель курсовой работы заключается в том, чтобы раскрыть сущность понятия принципов менеджмента, подробно разобрать их виды, их функции, и исследовать влияние современных принципов менеджмента на российские организации.
Задачи курсового проекта заключаются в том, чтобы:
1)Исследовать взаимосвязь принципов менеджмента с проблемами экономики;
2)Изучить историю их развития;
3)Разобрать виды принципов менеджмента, их характеристику и классификацию;
Принципы управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления, то есть управление организацией осуществляется посредством основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правила определяют "линию" поведения менеджера.
Таким образом, принципы управления можно представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.
ГЛАВА 1. Взаимосвязь принципов менеджмента с проблемами экономики
Несмотря на большое разнообразие типов, и видов менеджмента, им присущи общие основы, исходные положения и правила. Они называются принципами менеджмента. Принципы менеджмента основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций [7]. Эти принципы отражение объективных закономерностей практики управления. Они определяют требования к конкретной системе, структуре и организации менеджмента. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения между его уровнями, между организациями и государством, применяются те или иные методы управления.
В настоящее время, в экономической сфере возникает множество различных проблем: безработица, увеличение задолженности по оплате труда, пенсий и детских пособий, обострение проблемы трудоустройства, банкротство фирм. Реалии современного мира предлагают различные способы стимулирования трудовой активности работников организаций. В их числе находятся и способы социальной мотивации, обоснованием которых могут служить принципы системы менеджмента качества. Изменения, произошедшие в социально-экономической сфере нашей страны, повлияли на содержания, условия труда и на отношение работников к труду. В этом контексте следует рассматривать работников не как производственный ресурс, а как полноправных партнеров с индивидуальными и групповыми интересами, далеко не всегда совпадающими с интересами работодателей. Поэтому учет запросов работников выступает как необходимый элемент развития социально-трудовых отношений. Условия и организация труда формируют трудовую активность и обусловливают реализацию трудового и творческого потенциала работника использования своих способностей, образовательного уровня и профессиональной компетентности. Социологические исследования показали, что в увеличении производительности труда высокую значимость имеют социальные факторы, повышающие привлекательность организации и определяющие трудовое поведение работников. Социальные факторы в своей совокупности определяют формирование и развитие качества трудовой жизни. Сущность концепции качества трудовой жизни заключается в том, что главным мотиватором труда работника является удовлетворенность потребностей и своих личных, и потребностей производства.
Существует множество определений качества трудовой жизни. Под мотивацией развития качества трудовой жизни подразумевается процесс создания условий, в рамках которых у субъектов (или социальных групп) возникает потребность в межсубъектных взаимодействиях в области развития элементов трудовой жизни. Это означает, что каждый субъект (социальная группа) оценивает, что и какими средствами он может удовлетворить свои потребности, т.е. оценивает качество элементов трудовой жизни [14].
Процесс формирования мотивов можно рассматривать в виде модели, например, используя методы математического моделирования, или состоящей из пяти следующих одна за другой стадий. Первая стадия актуализация потребностей субъектов социально-трудовых отношений (принцип менеджмента качества «вовлечение работников»). Вторая поиск путей удовлетворения потребностей (процессный подход осуществляется менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности субъектов). Третья стадия определение структуры взаимодействия, т.е. распределение целенаправленных действий между субъектами (процессный подход). Четвёртая реализация действий субъектов для удовлетворения актуализированных потребностей (процессный и системный подходы). Пятая получение результата (достижение конкретных целей), обсуждение, принятие решений и формирование новых потребностей развитие качества трудовой жизни (шестой и седьмой принципы менеджмента качества) [5]. Следовательно, можно говорить о неразрывной связи методов социальной мотивации в развитии качества трудовой жизни и методов менеджмента качества. Условиями связей являются осознание целей и общность в подходах к их достижению.
Выводы:
- Принципы менеджмента основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций.
- В настоящие время, в экономической сфере возникает множество различных проблем: безработица, увеличение задолженности по оплате труда, пенсий и детских пособий, обострение проблемы трудоустройства, банкротство фирм. Реалии современного мира предлагают различные способы стимулирования трудовой активности работников организаций.
- Социологические исследования показали, что в увеличении производительности труда высокую значимость имеют социальные факторы, повышающие привлекательность организации и определяющие трудовое поведение работников.
- Методы менеджмента можно использовать при рассмотрении обсужденных вопросов, связанных с качеством трудовой жизни, также были приведены примеры применения принципов менеджмента к рассмотренной тематике социальной мотивации и улучшения качества трудовой жизни, то есть к одним из проблем экономики.
ГЛАВА 2. История становления и развития принципов менеджмента
Принципы управления общие правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного развития [10]. Это общие закономерности, в которых реализуются отношения между различными элементами управленческой системой.
В древних цивилизациях Египта, Греции, Рима и Китая те, кто командовал войсками, осуществлял внутреннюю политику и занимался организацией религиозной жизни, нуждались в знаниях о методах эффективного управления.
Религиозные организации средневековья, и прежде всего римская католическая церковь, внесли свой вклад в развитие управленческих технологий, создав исключительную по сложности иерархическую структуру, построенную по территориальному принципу. Другие основные элементы современного управления, такие как единоначалие, делегирование полномочий, исполнительная вертикаль и принцип соотношения линейных и штабных подразделений, впервые появились в военных организациях. В конечном счете, поиски наиболее эффективной стратегии предприятия привели к возникновению науки управления как академической дисциплины.
Автором одних из первых принципов управления был Ф.Тейлор, он сформулировал основные подходы к организации производства:
- Отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их подбор и профессиональное обучение.
- Сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения НОТ.
- Равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами[14].
Немало важный вклад сделал А.Файоль. Он сформулировал следующие четырнадцать принципов управления:
1. Разделение труда специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы.
2. Полномочия и ответственность каждому работнику должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за порученную работу.
3. Дисциплина рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям норм порядка.
4. Единоначалие работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником.
5. Единство действий все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану.
6. Подчиненность интересов интересы организации имеют преимущество перед интересами личности.
7. Вознаграждение персонала получение работниками справедливого вознаграждения за свой качественный труд.
8. Централизация организация должна иметь управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности.
9. Скалярная цепь (линия власти) управления неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между
всеми уровнями иерархии («цепь начальников»).
10. Порядок рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте.
11. Справедливость установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи.
12. Стабильность персонала установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, поскольку высокая текучесть снижает эффективность.
13. Инициатива поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ
14. Корпоративный дух гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий (в единстве сила) [12].
Таким образом, Анри Файоль разработал общий подход к анализу деятельности администрации и сформулировал строго обязательные принципы управления, которые сохраняют свое значение и по сей день. Работы Джеймса Муни, Алана Рейли, Лютера Гьюлика и Линдэлла Урвика - лежат в основе современной теории управления. Их работы объединяет стремление к составлению кодекса универсальных правил, на основании которых в каждом случае можно было бы принимать наилучшие управленческие решения. Эти правила воспринимались ими как нечто большее, чем просто обобщение их богатого профессионального опыта.
Муни и Рейли утверждали, что существуют свойства организации, которые проявляются во всех без исключения группах людей, и что результативное управление возможно только за счет знания этих свойств. Свою главную задачу они видели в том, чтобы сформулировать принципы построения эффективной структуры, дополнив, таким образом, работу Файоля. В окончательной редакции 1947 г. перечисляется 4 таких принципа:
- Принцип координации, требующий единства действий, направленных на достижение общей цели. Координация достигается не только за счет единоначалия, но и за счет корпоративной солидарности служащих.
- Принцип иерархии ("скалярный принцип"), указывающий на то, что власть и полномочия должны возрастать пропорционально друг другу, и каждый служащий должен быть связан с главой всей организации четко определенной властной вертикалью, по которой к нему поступают распоряжения.
- Принцип функциональности, указывающий на важность специализации в выделении структурных подразделений и формальных ролей. Эффективность организации в целом зависит от правильности идентификации исполняемых ею операций и координации действий, ответственных за них групп.
- Принцип линейного и штабного персонала. Представители линейного персонала связаны друг с другом отношениями "руководитель-подчиненный", в то время как штабные служащие выполняют обязанности консультантов и советников. Линейный персонал - это те, чьи позиции входят в состав основных иерархических вертикалей, в отличие от связанных с ними менее жестко штабистов. Штабные службы существуют как вспомогательные по отношению к линейному персоналу.
Муни и Рейли рассматривали управление как искусство вдохновлять и направлять других людей, в то время как под организацией они понимали координацию исполнения поставленных перед служащими задач. Таким образом, основной задачей управления является создание эффективной организационной структуры.
Принципы управления Г.Эмерсона:
- Точно поставленные идеалы или цели, к достижению которых стремятся каждый руководитель и его подчиненные на всех уровнях управления;
- Здравый смысл, т.е. подход с позиции здравого смысла к анализу каждого нового процесса с учетом перспективных целей;
- Компетентная консультация, т.е. необходимость специальных знаний и компетентных советов по всем вопросам, связанных с производством и управлением. Подлинно компетентный совет может быть только коллегиальным;
- Дисциплина подчинение всех членов коллектива установленным правилам и распорядку;
- Справедливое отношение к персоналу;
- Быстрый, надежный, полный, точный постоянный учет, обеспечивающий руководителя необходимыми сведениями;
- Диспетчирование, обеспечивающее четкое оперативное управление деятельностью коллектива;
- Нормы и расписание, позволяющие точно измерять все недостатки в организации и уменьшать вызванные ими потери;
- Нормализация условий, обеспечивающая такое сочетание времени, условий и себестоимости, при котором достигаются наилучшие результаты;
- Нормирование операций, предлагающее установление времени и последовательности выполнения каждой операции;
- Письменные стандартные инструкции, обеспечивающие четкое закрепление всех правил выполнения работ;
- Вознаграждение за производительность, направленное на поощрение труда каждого работника [4].
Важно заметить, что впервые принципы управления в том виде, в котором они существуют в настоящее время были сформулированы в работах Ф. Тейлора, Г. Эмерсона, А.Файоля. Списки принципов, сформулированных Тейлором, Файолем, Муни, Рейли, Эмерсоном многократно подвергались критике как со стороны управленцев, пытавшихся применить их на практике, так и ученых-теоретиков.
Несмотря на то, что многие из критических замечаний, по всей видимости, справедливы, принципы менеджмента продолжают преподаваться как фундаментальные основы искусства управления. Верно, что большинство из них не подвергалось систематической эмпирической проверке, и в этом смысле они должны восприниматься как гипотезы, а не как окончательные выводы. Но, с другой стороны, именно как важные гипотезы они обозначают направления будущих исследований в управленческой науке.
Выводы:
- Принципы управления общие правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного развития.
- Анри Файоль разработал общий подход к анализу деятельности администрации и сформулировал строго обязательные принципы управления, которые сохраняют свое значение и по сей день.
- Ф.Тейлор сформулировал основные подходы к организации производства.
- В 1911 году инженер Г.Эмерсон формулирует и рассматривает принципы управления предприятием, причем обосновывает их примерами не только промышленных организаций.
- Впервые принципы управления в том виде, в котором они существуют в настоящее время были сформулированы в работах Ф. Тейлора, Г. Эмерсона, А.Файоля.
- Сформулированные принципы управления многократно подвергались критики, кроме того, большинство из них нужно воспринимать, как гипотезы, так как они не повергались эмпирической проверки.
ГЛАВА 3.Понятия о принципах менеджмента, их классификация и характеристика
В литературе нет единого подхода к классификации принципов управления, нет единства мнений по поводу содержания основных принципов управления. Некоторые из провозглашаемых принципов, по существу, являются правилами поведения руководителей или органов управления, некоторые вытекают из основных принципов, то есть являются производными[10].
Принципы управления достаточно различны. Классификация принципов должна основываться на отражении каждым из выделенных принципов различных сторон отношений управления. Принципы должны соответствовать как частичным целям организации, так и общей цели повышения эффективности производства, социально-экономического развития.
Таким образом, принципы управления это руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре и организации управления [10]. Различают общие и частные принципы управления.
Общие принципы управления это правила, которыми руководствуются при управлении объектами различной отраслевой принадлежности или специфики, т.е. они присущи всем системам управления, поэтому называются общими [20]. Эта группа принципов отражает требования, предъявляемые к системам управления и в целом к управленческой деятельности
К основным из них относятся следующие:
- принцип единства политики и экономики;
- научность;
- системность и комплексность;
- принцип единоначалия в управлении и коллегиальность в выработке решений;
- принцип централизации и децентрализации;
- принцип пропорциональности в управлении;
- принцип единства распорядительства в управлении;
- принцип экономии времени;
- принцип приоритета функций управления над структурой при создании организации и наоборот, приоритет структуры над функциями управления в действующих организациях;
- принцип делегирования полномочий;
- принцип обратной связи;
- принцип экономичности;
- принцип эффективности;
- принцип мотивации.
Принцип единства политики и экономики
Экономика является базисом любого государства и общества и подчиняется объективным экономическим законам и закономерностям. Их учет и разумное использование приводит к экономическому росту, а игнорирование или не учет проявляются в экономическом спаде или кризисе. Политика отражает надстройку любого государства и представляет собой концентрированное выражение экономики. Это означает, что при осуществлении хозяйственной деятельности общество не может не учитывать политических последствий тех или иных экономических мер на общественное развитие, на изменения в базисе и надстройке [9].
Принцип научности
Этот принцип требует построения системы управления и ее деятельности на строго научных основаниях. Как всякий принцип, отражающий развитие, он должен обладать внутренней противоречивостью, поскольку внутренняя противоречивость образует внутреннюю логику, создает внутренний импульс развития. Одно из противоречий принципа научности противоречие теории и практики. Оно требует использования агрессивных научных идей (итогов научного познания: от явления к сущности, от сущности первого рода, менее глубокой, к сущности второго рода, более глубокой, и т. д., бесконечно).
Однако необходимость организации процесса управления в конкретных условиях, для решения конкретных задач требует ограничения во времени процесса познания. Это противоречие разрешается путем активного исследования научных проблем управления многоцелевыми, комплексными коллективами, максимального использования средств вычислительной техники.
Другое важное противоречие принципа научности единство и противоречие объективного и субъективного. Это противоречие имеет универсальный характер и относится также ко всем другим принципам управления. Объективное в принципе научности вытекает из объективной природы законов управления, на которых базируются принципы управления. Субъективное в реализации принципов управления неизбежно, поскольку принципы управления реализуются только через сознание, волю и устремления человека.
Таким образом, реализованный принцип неизбежно субъективирован. Отклонение процесса познания от объективной логики (субъективизм) возникает и проявляется там, где сознание руководителей отходит от объективной логики развития природы, общества и мышления. Чем выше уровень общей культуры и профессионализма руководителя, тем меньше возможностей проявления субъективизма.
Необходимость соблюдения принципа научности в управлении требует привлечения всего спектра современных знаний, их тщательного синтеза, и, прежде всего, комплекса наук о человеке. При этом необходимо применять и передовые методы системного анализа в области экономических наук, философии, психологии, этики, эстетики, технических и технологических наук экологии и в других областях [7].
Принцип системности и комплексности
Этот принцип требует одновременно и комплексного, и системного подходов к управлению. Системность означает необходимость использования элементов теории больших систем, системного анализа в каждом управленческом решении. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учета всех сторон, всех направлений, всех свойств. Например, это может быть учет всех особенностей структуры управляемого коллектива: возрастных, этнических, конфессиональных, профессиональных, общекультурных и т. д.
Таким образом, системность означает попытки структурировать проблемы и решения по вертикали, комплексность развернуть их по горизонтали. Поэтом системность более тяготеет к вертикальным, субординационным связям, а комплексность к горизонтальным, координационным связям. Способности руководителей при этом могут существенно различаться, поскольку при этом предъявляются несколько различные требования к складу мышления, его аналитико-синтетическим функциям [7].
Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений
Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (или коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработки, учет мнений многих специалистов по различным вопросам. Принятое коллегиально (коллективно) решение проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя фирмы (совета директоров, акционеров и т. д.). Для каждого должностного лица устанавливается точная ответственность за выполнение определенных и точно очерченных работ. Так, в фирме вице-президенты по науке, производству, маркетингу и другим направлениям несут полную ответственность за соответствующий сектор деятельности фирмы. Проблема заключается в том, что перед любой фирмой могут возникать качественно новые задачи, решение которых не предусмотрено регламентацией. В этом случае не только руководитель должен определить, кому может быть адресовано решение тех или иных задач и выполнение тех или иных работ, но и подчиненные проявить разумную инициативу [1].
Принцип демократического централизма
Этот принцип является одним из важнейших и означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении. На уровне государства это соотношение между центром и регионами, на уровне предприятия соотношение прав и ответственности между руководителем и коллективом. Противоречивость принципа демократического централизма следует рассматривать как существование, развитие, взаимопереход полярных противоположностей демократии и централизма. При недостаточно благоприятных социально-экономических условиях и жесткости управления преобладая централизм. Он необходим в чрезвычайных условиях (ведение военных действий, экономический или политический кризис, этническая напряженность, нарушение норм морали и этики руководителями государства). Демократизм в управлении тем выше, чем выше уровень квалификации работников, чем более творчески является содержание труда, чем более стабильным и эволюционным является развитие общества. Наиболее предпочтительным в управлении социально-экономической системой является равновесие между централизмом и демократией. Однако на практике зачастую одно преобладает над другим. На уровне отдельных хозяйствующих субъектов предприятий, банков, бирж принцип демократического централизма определяет не только степень самостоятельности отделений, филиалов, дочерних предприятий, но и степень их ответственности за выполняемые действия. Далее, принцип демократического централизма определяет степень самостоятельности и ответственности каждого должностного лица перед его руководителем. Таким образом, принцип демократического централизма по вертикали пронизывает все властные структуры управления.
Подходы к целенаправленности, планомерности, компетентности, дисциплине, стимулированию и иерархичности могут особенно существенно розниться в различных странах, представляющих различные культурные цивилизации. Например, японский подход к дисциплинарному принципу кардинально отличается остальных управленческих взглядов, так как идеологически не приемлет никаких нарушений и неподчинений, причем это стремление к порядку отнюдь не навязывается менеджерами, а просто отражает культурные традиции Востока. Американская свобода и независимость личности превыше всех организационных и управленческих принципов, посему корпорации США не так жестки в своем подходе к менеджменту. В частности, записки восточных и западных менеджеров свидетельствуют о том, чему именно уделяется первоочередное внимание в компаниях различного рода. В записках последних веют свободные мотивы и либерализм, в первых же, при всей их внешней мягкости и послушании обществу, наличествуют требования аналогичной и адекватной дисциплины от подчиненных.
Принцип планомерности отражает стремление человека к познанию будущего, о вечных и бесполезных попытках «пережевать» будущее, сделать его таким обыденным, чтобы оно с легкостью перешло в реальность.
Таким образом, «человек управляющий» принимает участие в формировании будущего человеческого бытия. Похожую функцию выполняет и принцип целенаправленности, при помощи которого руководители имеют первоочередное право на установление ориентиров, желаемых будущих состояний организации.
Но все же действие этого принципа сильно ограничено, поскольку правом на установление целей может и должен воспользоваться собственник организации, который волен оставить менеджеру разработку программы по достижению этих целей. Часто и та, и другая работа выполняется совместно. Так, если речь идет об акционерном обществе, то здесь нет жестких границ между обычными держателями акций и менеджерами (в случае отсутствия держателя крупного пакета, обладающего всеми правами собственника), и все стратегические, а иногда тактические и оперативные цели и задачи вырабатываются и решаются на совместных заседаниях [3].
Принцип пропорциональности в управлении
Данный принцип находит свое отражение в соотносительности управляющей и управляемой частей организации. Ее суть заключается в обеспечении взаимного соответствия между субъектом и объектом управления. Рост и усложнение объекта управления, к примеру, подсистемы производства, ведет к росту и усложнению субъекта управления (управляющей подсистемы).Уровень соответствия субъекта управления объекту управления может быть определен рядом показателей, таких как: соотношение численности управленческого персонала и рабочих; соотношение мощности вспомогательных и обслуживающих подсистем (информационной, математической, технической) потребностям функциональных подразделений) и т.д.Принцип пропорциональности в управлении актуален при нахождении и соблюдении правильного соотношения между коллегиальностью и единоначалием, организацией и самоорганизацией, централизацией и децентрализацией, что составляет круг важнейших задач управления [3].
Принцип единства распорядительства в управлении.
Рациональная структура управления это структура, в которой установлена четкая персональная закрепленность полномочий распорядительства по каждому конкретному вопросу на каждом уровне и по отношению каждому объекту управления (подразделению или работнику), за конкретным руководителем. Однозначность закрепления полномочий распорядительства обеспечивает четкость функционирования управленческой вертикали. Каждый руководитель имеет полную ясность относительно пределов своей компетенции и действует в соответствии с этими представлениями [3].
Принцип экономии времени
Принцип экономии времени требует постоянного уменьшения трудоемкости операций в процессе управления. Это прежде всего относится к информационным операциям по подготовке и реализации решений [7].
Принцип приоритета функций управления над структурой при создании организации и наоборот,приоритет структур над функциями управления в действующих организациях.
Создание новых систем управления осуществляется для реализации определенного набора целей. Каждая цель реализуется набором задач. Затем эти задачи группируются по общности, для этих групп формируется набор функций, а затем набор производственных и управленческих звеньев и структур.В реально действующих системах управления управленческие функции распределены между производственными и управленческими звеньями и структурами, отлажены взаимосвязи между элементами структуры.В процессе функционирования организации лишние элементы структуры «отмирают», а недостающие постепенно появляются, вместе с ними «отмирают» или появляются новые функции [7].
Принцип делегирования полномочий
Принцип делегирования полномочий состоит в передачи руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам. Главная практическая ценность принципа состоит в том, что руководитель освобождает свое время от менее сложных повседневных дел и может сконцентрироваться свои усилия на решении задач сложного управленческого уровня [7].
Принцип обратной связи.
Обратная связь в системах управления это особая форма устойчивой внутренней связи между субъектом и объектом управления, которая носит информационный характер и является необходимым условием протекания процессов управления, а также имеет целью координацию управленческих действий. Суть принципа обратной связи заключается в том, что любое отклонение системы от её естественного или заданного состояния является источником возникновения в субъекте управления нового движения, направленного на то, чтобы поддержать систему в её заданном состоянии [7].
Принцип экономичности
Это требование правило управленческой деятельности, системы управления, определяющее: управление должно осуществляться с наименьшими затратами ресурсов, однако, не в ущерб его рациональности и результативности. В любом случае их показатели должны соотноситься и оптимально сочетаться. Сопоставление различных вариантов результатов и затрат на управление дает ответ об его экономичности [7].
Принцип эффективности
Этот принцип требование к управленческой деятельности обеспечивать высокую результативность (прибыльность) функционирования объекта управления. Его количественная определенность может выражаться через показатели результативности деятельности объекта управления и дополняться соответствующими синтетическими показателями оценки самой управленческой работы [7].
Принцип мотивации
Этот принцип утверждает, что управление может быть высоко результативным только при справедливом стимулировании персонала объекта и субъекта управления. Стимулирование осуществляется в двух основных формах материальной и морально-психологической, причем они должны гармонично сочетаться между собой при ведущей и определяющей роли материальных факторов мотивации успешной деятельности [7].
Принципы менеджмента
Менеджмент это рациональный способ управления деловыми организациями. Главное значение при этом уделяется применению ясных и четких методов сугубо прагматического характера в целях наиболее эффективного использования ресурсов и иных условий, а также возможностей видения бизнеса. Поскольку менеджмент базируется на современной науки и теории управления людьми и делом, система его принципов включает в себя принципы классических школ управления, общие принципы управления и принципы, вырабатываемые современным развитием экономики [7].
Частные принципы управления имеют локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы, отрасли, организации и подразделения [10]. Каждая отрасль экономики или отдельная организация самостоятельно вырабатывают собственные принципы управления в соответствии с установившимися традициями, культурой, исторически сложившимися требованиями и т. п.
Частные принципы управления не должны перечить общим, но могут существенно от них отличаться. Частные принципы управления вправе отражать характеристику менеджмента как отдельной отрасли, организации или подразделения, так и отдельного руководителя.
Подходы к целенаправленности, планомерности, компетентности, дисциплине, стимулированию и иерархичности могут особенно существенно розниться в различных странах, представляющих различные культурные цивилизации. Например, японский подход к дисциплинарному принципу кардинально отличается остальных управленческих взглядов, так как идеологически не приемлет никаких нарушений и неподчинений, причем это стремление к порядку отнюдь не навязывается менеджерами, а просто отражает культурные традиции Востока. Американская свобода и независимость личности превыше всех организационных и управленческих принципов, посему корпорации США не так жестки в своем подходе к менеджменту. В частности, записки восточных и западных менеджеров свидетельствуют о том, чему именно уделяется первоочередное внимание в компаниях различного рода. В записках последних веют свободные мотивы и либерализм, в первых же, при всей их внешней мягкости и послушании обществу, наличествуют требования аналогичной и адекватной дисциплины от подчиненных.
Принцип планомерности отражает стремление человека к познанию будущего, о вечных и бесполезных попытках «пережевать» будущее, сделать его таким обыденным, чтобы оно с легкостью перешло в реальность.
Таким образом, «человек управляющий» принимает участие в формировании будущего человеческого бытия. Похожую функцию выполняет и принцип целенаправленности, при помощи которого руководители имеют первоочередное право на установление ориентиров, желаемых будущих состояний организации.
Но все же действие этого принципа сильно ограничено, поскольку правом на установление целей может и должен воспользоваться собственник организации, который волен оставить менеджеру разработку программы по достижению этих целей. Часто и та, и другая работа выполняется совместно. Так, если речь идет об акционерном обществе, то здесь нет жестких границ между обычными держателями акций и менеджерами (в случае отсутствия держателя крупного пакета, обладающего всеми правами собственника), и все стратегические, а иногда тактические и оперативные цели и задачи вырабатываются и решаются на совместных заседаниях.
Выводы:
- В процессе классификации принципов управления целесообразно подразделять их на две основные группы. Принципы, входящие в состав первой группы, являются общими принципами управления, относящимися к системе управления в целом. Ко второй группе относятся частные принципы, касающиеся отдельных частей и элементов системы управления.
- Основу системы общих принципов управления составляют следующие принципы научность, системность и комплексность, единоначалие и коллегиальность, демократический централизм, сочетание отраслевого и территориального подхода в управлении.
- Частные принципы управления имеют локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы, отрасли, организации и подразделения. Каждая отрасль экономики или отдельная организация самостоятельно вырабатывают собственные принципы управления в соответствии с установившимися традициями, культурой, исторически сложившимися требованиями и т. п.
Глава 4. Перспективы развития принципов менеджмента в управлении современной российской организации
Любая деятельность имеет свои законы, закономерности и принципы, которые устанавливают границы, приемлемые в той или иной области. Принципы в менеджменте одна из наиболее исследуемых категорий, поскольку они предъявляют требования к управлению организацией, описывают то, каким должен быть руководитель, и создают базу для того, чтобы эффективно управлять [11]. Несомненно, что каждая личность имеет свои особенности, и современный руководитель вовсе не обязан следовать принципам управления, сформулированных в начале 20 века. Напротив, каждый руководитель имеет возможность сформулировать свои требования к персоналу или даже акционерам, но, тем не менее, общие принципы управления являются действительными абсолютно для всех, поскольку такова их природа.
Принципы менеджмента достаточно актуальны в сегодняшнем Российском бизнесе. Дело в том, что в условиях полного государственного контроля над производством не возникало необходимости считаться с человеческим фактором в том мере, в которой приходится делать это сейчас при наличии у работника альтернативы государственным предприятиям - частного сектора экономики.
Многие люди создали свой бизнес на волне разгосударствления экономики и сейчас, после спада ажиотажа вокруг этого процесса оказались перед выбором: либо создавать свою систему управления персоналом и производством, либо принимать то, что известно и применяется во всем мире. Причем, нельзя бездумно копировать менеджмент, исправно работающий в условиях западной экономики не учитывая специфику, необходимо создать адаптированную концепцию, учитывая специфические исторические и экономические факторы развития экономики в нашем государстве.
Точкой отсчета истории развития менеджмента в России принято считать создание в августе 1990 года ассоциации менеджеров, положившей начало созданию теории Российского менеджмента. За время существования менеджмента в нашей стране были созданы Университеты и другие учебные заведения, имеющие своей целью разработку программ обучения персонала работе в условия немонопольной экономики и свободного предпринимательства[5].
Рассматривая различные составляющие менеджмента, его школы и схемы управления, ясно видно, что цель каждой из них в общем-то одна - они призваны вести фирму к вершине успеха. Следовательно, можно заключить, что и цель менеджмента, как системы управления и его сущность в том, чтобы, используя все доступные средства, вести фирму по выбранной ей линии к вершине коммерческого успеха, который является целью любого бизнеса в любой сфере.
Значимость менeджмента была особенно ясно осознана в тридцатые годы. Уже тогда стало очевидным, что деятельность эта превратилась в профессию, область знаний - в самостоятельную дисциплину, а социальный слой - в весьма влиятельную общественную силу.
Нaциoнaльнoй мoдeли или кoнцeпции yпpaвлeния в Рoccии нe cyщecтвyeт. Мeнeджмeнт в Рoccии пpeдcтaвляeт coбoй cимбиoз eвpoпeйcкoгo и aзиaтcкoгo cтилeй yпpaвлeния. Менеджмент - по-русски “управление” - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях.
Основные постулаты современного менеджмента были сформулированы исходя из потребностей США. В них уделялось мало внимания основам управления, которые так нужны сегодня в России и весьма интересны с точки зрения анализа проблем российского менеджмента[5].
Использование принципов менеджмента в управлении современной российской организацией представим на примере проекции принципов Э. Деминга на российскую практику.
В своей знаменитой книге "Выход из кризиса" Э. Деминг сообщил американцам свое видение современного менеджмента, который позволяет постоянно повышать качество продукции, улучшать управляемость предприятия при одновременном снижении издержек. Новые подходы Деминг сформулировал в виде четырнадцати принципов теории менеджмента [11].
Деминг был уверен, основываясь на достигнутых японской промышленностью результатах, что эти 14 принципов органично дополнят существующую американскую практику менеджмента и его работа поможет трансформировать американский стиль управления. И действительно, благодаря таким проповедникам новых подходов, как Деминг, Джуран, Кросби, Фейгенбаум, Исикава, Таугути американская промышленности сумела преодолеть кризис 70-80х годов.
Деминг формулировал свои принципы прежде всего исходя из потребностей США, обращая внимание на те моменты, которые были слабо развиты в США в то время. Он не уделял внимания основам управления, которые американцами были освоены, но которые так нужны сегодня в России. На них мы должны сами обратить внимание. Кроме того, очень важно понять специфику и не путать ее с уникальностью. Будут рассмотрены не все принципы, а самые актуальные на сегодняшний день [11]:
- Постоянство цели
- Новая философия
- Покончите с практикой закупок по самой дешевой цене
- Улучшайте каждый процесс
- Введите в практику подготовку и переподготовку кадров
- Учредите «лидерство»
- Изгоняйте страхи
- Поощряйте стремление к образованию и самосовершенствованию
Далее, спроецируем данные принципы на российскую практику:
1а) Как правило, долгосрочных целей нет, все менеджеры заняты текущими проблемами. Постоянство есть. Это постоянство в сопротивлении необходимым переменам, в стремлении действовать в связи со сложившимися стереотипами. В России нужно учредить постоянство перемен к лучшему;
2а) Новая философия отсутствует как на уровне страны, так и на уровне большинства компаний. Нет идей трансформации. Языческая ментальность: кумиры, враги, темные силы-олигархи, заговоры, ксенофобия.
Необходимо учить философию всеобщего качества (TQM) основу менеджмента, ведущего к процветанию;
3а) В России проблемы закупок, отношении с поставщиками носят другой характер: поставки через многочисленных посредников, криминализация сферы закупок откаты, взаимозачет как способ перекачки доходов. Крайне редко потребители вводят в контракты полноценные требования к качеству, не могут воздействовать на поставщиков-монополистов, например поставщиков металлов и сырья. Редко ведутся реестры одобренных поставщиков. Систематическая работа с поставщиками только начинается в компаниях. Примеры партнерских отношений неизвестны.
Закупщикам стоит выйти из тыла на передовые позиции, принять на себя ответственность за качество поставок.
4а) Процессное мышление, процессные подходы фактически не развиты. Под процессами понимаются только технологические процессы. Статистические методы улучшения качества, такие, как 7 простых японских методов, практически не применяются. Можно говорить о статистической безграмотности персонала большинства компаний. Однако там, где улучшение процессов применяется систематически, результаты впечатляют. В России надо говорить о замещении там, где возможно, систем Тейлора на системы Шухарта.
5а) Ряд предприятий уделяют этому большое внимание. Проблема чему учить и кто будет учить. Программы обучения носят случайный характер, не выстроены под стратегические цели компаний. Немногие руководители компаний России понимают, что обучение персонала это прекрасные инвестиции. В России, где нет миграции рабочей силы, возможности инвестиций в образование, подготовку и переподготовку персонала близки к японским.
6а) Лидеры в российском менеджменте есть, но, как правило, только на высшем уровне. Лидерство в целом не поощряется, более того, генеральные директора считают, что на предприятиях должен быть только один лидер, и понятно кто. Лидерство как институт подавляется. Культура работы с цифрами (данными) России пока не угрожает. Работать с данными руководители не умеют, да и данные не собираются и не обрабатываются нужным образом. Управление осуществляется на уровне интуиции ощущений, мнений, предчувствий, но не фактов. Российские капитаны ведут корабли компаний в темноте без приборов на свой риск и страх. «Русская рулетка». Пора включать прожектора, учиться работать с данными.
7а) Отличный принцип. Но человек без цели, без морали, без принципов и без страха еще более опасен, чем человек, подавленный страхом. Российский тезис должен звучать так: "Заменяйте страх перед руководством на разъяснение целей и задач, корпоративных ценностей, воспитание морали, этических правил поведения; направьте усилия на создание корпоративной культуры, основанной на сотрудничестве, уважении, доверии, творчестве, инициативе".
8а) Прекрасно, но сначала самим менеджерам нужно начать учиться. Желание учиться у них наблюдается крайне редко, в связи с этим поощрение стремления служащих и рабочих к самообразованию лицемерно и опасно для самих менеджеров. Они, наконец, должны принять на себя по крайней мере половину ответственности (другая половина лежит на политиках) за экономическое положение в стране и бедность основной массы населения. Российские менеджеры, поощряйте в себе стремление к самообразованию и самосовершенствованию. Станьте примером для всех работников. Примеры такого поведения менеджеров уже есть [11].
Весьма краткое, конспективное рассмотрение проекции принципов Деминга на российские компании показывает многоаспектную специфику. Не все из 14 принципов Деминга актуальны для России, однако рассмотрение их позволяет сформулировать другие принципы, реализация которых весьма важна для российских организаций.
Процесс управления должен быть целенаправленным, то есть всегда осуществляться не просто так, а быть ориентированным на решение конкретных проблем, которые стоят в данный момент перед организацией. Любой управленческий процесс должен основываться на принципе последовательности. В ряде случаев последовательность управленческих действий может иметь циклический характер, предполагающий их повторение в том же виде через определенные промежутки времени. Непрерывность осуществления хозяйственных процессов в организации требует соответственно и непрерывности управления ими, контроля и координации деятельности персонала. Последнее требует оптимального сочетания централизованного регулирования и самоуправления отдельных элементов организации. Поскольку саморегулирование осуществляется людьми, оно невозможно без соблюдения такого принципа как учет индивидуальных особенностей и психологии работников, а также закономерностей межличностных отношений и группового поведения [9].
В ближайшие годы наверняка произойдут глубокие перемены в составе управленческой прослойки российского бизнеса. Однако в настоящее время многие молодые управленцы не видят для себя реально конструктивных примеров среди российских бизнесменов. Некоторые признают, что люди, ряд черт которых можно поставить в пример себе и своим ровесникам, на деле - очень неоднозначные личности. Таким образом, одна из основных проблем, которая стоит на пути развития современного менеджмента это проблема самого человека, проблема универсального управленца с его социальными характеристиками и техника с ее несовершенством и постоянной доработкой. Это лишь одна из основных частей, кроме этого, присутствует множество других вещей [7]. Методом преодоления данной проблемы может выступить культура. Но не в той форме, которую мы привыкли видеть в кино, театрах и музеях, а именно культура в экономике. Данной вещи уделяется очень мало внимания, видимо, ввиду её возвышенного значения, но это далеко не правильное представление.
Для того, чтобы управленческий процесс протекал нормально, необходимо соблюдение такого важного принципа как обеспечение единства прав и ответственности в каждом его звене. Избыток прав по сравнению с ответственностью приводит на практике к управленческому произволу, а недостаток парализует деловую активность и инициативу работников. Здесь важным считается состязательность участников управления на основе личной заинтересованности в успехе, поддерживаемой с помощью разнообразных мотиваторов, таких как материальное поощрение, возможность продвижения по службе, самореализация. В современных условиях управленческий процесс не может быть по-настоящему результативным без соблюдения такого принципа как максимально широкое вовлечение исполнителей в процесс подготовки решений, поскольку решения, в которые вложен собственный труд и идеи, будут реализовываться с большей активностью и заинтересованностью.
Нужно помнить то, что менеджмент не эквивалентен всей деятельности организации по достижению конечных целей, а включает в себя только те функции и действия, которые связанны координацией и установлением взаимодействия внутри организации с побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности, с целевой ориентацией различных видов деятельности и т.п. Таким образом, мы можем сказать, что в России в системе менеджмента существуют как проблемы, так и способы их решения. Главное при этом учитывать особенности российского рынка. Важно так же отметить огромные перспективы развития данной науки как на теоретическом, так и на практическом уровне в нашей стране. Нужно использовать все ресурсы и все источники для перехода нашей страны на качественно новый уровень управления на мировой арене.
Выводы:
- Каждый руководитель имеет возможность сформулировать свои требования к персоналу или даже акционерам, но, тем не менее, общие принципы управления являются действительными абсолютно для всех, поскольку такова их природа
- Нельзя бездумно копировать менеджмент, исправно работающий в условиях западной экономики не учитывая специфику, необходимо создать адаптированную концепцию, учитывая специфические исторические и экономические факторы развития экономики в нашем государстве.
- Рассматривая различные составляющие менеджмента, его школы и схемы управления, ясно видно, что цель каждой из них в общем-то одна - они призваны вести фирму к вершине успеха. Следовательно, можно заключить, что и цель менеджмента, как системы управления и его сущность в том, чтобы, используя все доступные средства, вести фирму по выбранной ей линии к вершине коммерческого успеха, который является целью любого бизнеса в любой сфере.
- Использование принципов менеджмента в управлении современной российской организацией представлено на примере проекции принципов Э. Деминга на российскую практику. Весьма краткое, конспективное рассмотрение проекции принципов Деминга на российские компании показывает многоаспектную специфику. Не все из 14 принципов Деминга актуальны для России, однако рассмотрение их позволяет сформулировать другие принципы, реализация которых весьма важна для российских организаций.
Заключение
Принципы менеджмента отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания человека, иначе говоря, они объективны. Вместе с тем, каждый из принципов это идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мысленно совершает каждый руководитель на уровне его познаний общей и профессиональной культуры. Так как принципы принадлежат субъекту, то они имеют субъектный характер. Чем больше отражение принципа в сознании человека приближается к закону, тем точнее знание, тем эффективнее деятельность руководителя в сфере управления.
В научной литературе нет единого подхода к классификации принципов управления. Некоторые из провозглашаемых принципов, по существу, являются правилами поведения руководителей или органов управления, некоторые вытекают из основных принципов, то есть являются производными. Принципы управления весьма разнообразны. Классификация принципов должна основываться на отражении каждым из выделенных принципов различных сторон отношений управления. Принципы должны соответствовать как частичным, так и общей цели повышения эффективности производства, социально-экономического развития. Принципы управления служат не только построению умозрительных схем. Они достаточно жестко определяют характер связей в системе, структуру органов управления, принятие и реализацию управленческих решений. Общие принципы управления имеют универсальный характер и распространяют свое действие на все сферы управления и отрасли экономики. Частные принципы управления не должны перечить общим, но могут существенно от них отличаться. Частные принципы управления вправе отражать характеристику менеджмента как отдельной отрасли, организации или подразделения, так и отдельного руководителя.
Таким образом, задачи и цели, поставленные в данной работе, достигнуты! Актуальность рассмотренной темы доказана, это обосновывается тем, что благодаря модернизации принципов менеджмента можно рассчитывать на стабильное состояние предприятия.
Список литературы
- Ансофф, И.Л. Стратегическое управление / И.Л. Ансофф-М. Экономика, 2010. -234с.
- Бовыкин, В.И. Новый менеджмент. Теория и практика эффективного управления/ В.И Бовыкин. М.: «Экономика», 2011. с.27-32
- Гансова, Э.А., «Социально-экономическое управление» Киев: Выща шк., 2010.
- Гольдштейн, Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд. 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003
- Герчикова, Н.Н. Менеджментю/Н.Н. Герчикова М.: ЮНТИ, 2010.-437с.
- Егоршин, А.П. Управление персоналом. / А.П. Егоршин Н. Новгород: НИМБ, 2010. 243с.
- Гольдштейн, Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд. 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.
- Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. 3-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2007
- Кравченко, А.И., «Трудовые организации: структура, функции, поведение» М.: Наука, 2010г.
- Менеджмент:учеб.пособие/ С.В. Куприянов, А.А. Шаповалов, Ю.Н. Божков. Белгород: Изд-во БГТУ, 2013.-447с.
- Лапидус,В.А. Проекция принципов менеджмента Деминга на российскую практику.
- Мескон, М.Х. Основы менеджмента./ Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. учеб. Пособие М.:Дело, 2012г. - 704с.;
- Попов, А.В., «Теория организации американского менеджмента» - М.: изд-во МГУ, 2011г.
- Поляков, В.Г., «Человек в мире управления» Новосибирск: Наука, 2012.
- Сесмен, Л. «Верный путь к успеху: 1600 советов менеджерам» М.: Вече, 2012г.
- Чуйкин, А.М. основы менеджмента:учебное пособие Калинингр.Уит Калининград, 2010г. 498с.;
- Уткин, Э.А., «Профессия менеджер» М.: Экономика, 2011г.
- Чернышев, М.А., Т.Ю. Анопченко и др. М.: Феникс, 2010г. 215с.;
- Шамкалов, Ф.И., «Американский менеджмент» М.: Наука, 2011г.
- Шеметов, П.В. Учебное пособие / Под ред, П.В. Шеметова. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2011г.