«Тихий Дон» М. А. Шолохова - роман-эпопея о всенародной трагедии в переломную эпоху


Революция делает глубокий надрез на теле

Цивилизации, чтобы открыть путь будущему

Здоровому человечеству... Революция отсекает

Старый мир. И отсюда кровь.

В. Гюго

В романе "Тихий Дон" М. Шолохов отразил грандиозность событий, происходивших в России в первые десятилетия XX века. В произведении показаны: дореволюционная жизнь донского казачества, Первая мировая война, разгром корниловского заговора, гражданская война на Юге страны, суровые и драматические события на Дону.

Действие романа из казачьих хуторов и станиц перебрасывается то на фронты империалистической войны, то в Москву и Петроград, то в Могилев и Ростов, в Новочеркасск и Новороссийск. Писатель показывает, как в событиях и сдвигах, происходящих на донском хуторе Татарском, отражаются исторические события всемирного значения, революционный переворот в жизни всего российского народа. Масштабность, широта и глубина охвата событий, огромное число действующих лиц, принадлежащих к различным слоям общества, - все это позволяет отнести роман к категории романа-эпопеи, эпического литературного произведения.

В центре событий мировой и русской истории стоит мелеховский курень. От начала и до конца романа Мелеховы существуют как единое целое. Понятие "семья", "дом" были первичны для казаков. Из таких кирпичиков был построен их мир, стоявший столетиями.

Казачью семью связывает и единое хозяйство (земля, быки, курень, баз), и общий труд, и кровное родство, и духовная близость, и взаимная поддержка. Весь день от рассвета до заката заполнен работой по хозяйству, своими радостями, горечью, страстями, любовью, а в свой час - рождением и смертью. Жизнь казака-земледельца была построена на опыте предшествующих поколений, на веками накопленной мудрости, народной культуре.

Громадное значение в крестьянской жизни занимает природа. Духовный мир человека у Шолохова создан из впечатлений о земле, о небе, о пашне, о Доне. "Степь покоряла, властно принуждала жить первобытной, растительной жизнью". И вот в эту веками устоявшуюся жизнь вихрем вторгаются страшные исторические события Первой мировой и гражданской войн... Великим горем обернулись эти события для героев Шолохова. Подобно тому как в "Слове о полку Игореве" грозные предзнаменования природы предвещают Игорю неудачу, в "Тихом Доне" мрачный пейзаж предрекает беды, которые ожидают казаков: "Ночами густели за Доном тучи, лопались сухо... громовые удары, но не падал на землю... дождь... По ночам на колокольне ревел сыч..." "Тихий Дон" - это роман-эпопея и вместе с тем - роман-трагедия.

Шолохов показывает трагическую беспомощность людей перед налетевшим вихрем социальных потрясений. Ведь в течение веков прежний мир жизни хлебороба был сравнительно малоподвижным. Обладая большей свободой по сравнению с крестьянством, "казачья вольница" стояла особняком от демократических процессов в обществе. Более того, царское правительство нередко использовало казачество как свою опору в борьбе со всем, что представляло угрозу для самодержавия.

И вот исторические перемены разрушают прежние патриархальные устои, человек лишается семейной защиты, спасительного отеческого крова. Обостряются социальные противоречия. Брат идет на брата, сын - на отца. История словно бы исхлестала на бешеном ветру каждого, не чувствуя никакой жалости ни к кому и ни к чему. У каждого - своя мучительно выстраданная правда, которую он пытается защитить, и нет в этой борьбе ни правых, ни виноватых.

До краев испив чашу страданий, постарев от горя и утрат, Григорий Мелехов в конце романа отказывается от войны и оружия и возвращается в свой родной хутор. А сколько было в гражданскую войну таких Мелеховых! Не менее трагична судьба всех других хуторян.

В конце романа из многочисленной мелеховской семьи в живых остаются лишь Григорий с детьми и Дуняша. Нет прежнего хозяйства и хозяев в домах и других хуторян - Коршуновых, Моховых, Кошевых, Астаховых. Вихри времени сорвали крыши домов, разметали людей, невосстановимо разрушили прежний порядок. Неодолимые силы сравняли с землей ту крестьянско-патриархальную крепость, которая простояла века. На стыке времен происходит крушение старого. В этом состоит трагедия революций.

Но неизбежные перемены происходят со всеми, кто попадает в зону действия сил истории. Нет в романе ни одного действующего лица, которое осталось бы прежним. Так выплавляется обновленная духовная сила народа. Оптимизм романа состоит в том, что человек и народ, выпив до дна горькую чашу познания добра и зла, приобретают новый опыт, прежде недоступный. Им предстоит построить новый дом, обрести новую жизненную почву.