Организация складской, таможенной и логистической деятельности предприятия РУП «Белтаможсервис»

СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..……………....….3

1.ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………….…4

1.1 Выбор предприятия. Характеристика его организационно-правовой формы и вида деятельности…………………………………………………….…4

1.2 Организационная структура предприятия…………...……………………6

1.3 Основные технико-экономические показатели работы предприятия: численность рабочих, балансовая и чистая прибыль, уставный капитал, объем реализованной продукции и др……………………………………………….…..8

1.4 Система мотивации на предприятии…………………………..…………10

1.5 Организация логистической службы на предприятии…………………11

2.ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ПО ПРАКТИКЕ………………………….14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....21

Приложение А

Приложение Б

Приложение В


ВВЕДЕНИЕ

Таможенная служба, являясь неотъемлемой частью системы государственного управления внешнеторговой деятельностью, активно участвует в ее регулировании. Таможенные услуги относятся к важной сфере услуг, обслуживающих внешнеторговую деятельность белорусских и иностранных экспортеров и импортеров. Кроме того, таможенные органы предоставляют услуги не только субъектам внешнеэкономической деятельности, но и государству, выполняя функцию не только по регулированию, но и по защите экономики, здоровья населения и охраны окружающей среды.

Таким образом, можно констатировать, что в области таможенного дела в настоящее время существует насущная необходимость в пересмотре устоявшихся понятий таможенного администрирования внешней торговли в условиях современных требований международного сообщества относительно скорости и эффективности таможенного обслуживания в целях содействия торговле. Услуги несут вспомогательную роль по отношению к транснациональному движению товаров и неизбежно становятся международными по масштабу.

В наше время услуги по перевозке грузов морским, железнодорожным, автомобильным и воздушным транспортом облегчают и расширяют международную торговлю товарами. Ее рост породил другие связанные с ней услуги, такие как таможенные услуги, страхование в области грузоперевозок, услуги по международным банковским операциям, оказание рекламных услуг из-за границы.

Целью данного исследования является теоретические основы организации складской, таможенной и логистической деятельности предприятия РУП «Белтаможсервис», проанализировать деятельность предприятия в качестве таможенного агента и логистического оператора.

Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • Ознакомиться с работой предприятия, уставными документами и его организационной структурой;
  • Изучить функциональные обязанности работников отделов и служб предприятия;
  • Рассмотреть автоматизированные системы предприятия в области информационных технологий.


1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Выбор предприятия. Характеристика его организационно-правовой формы и вида деятельности

Официальное полное наименование предприятия - Республиканское унитарное предприятие "Белтаможсервис". Было основано в 1999 г. Предприятие является коммерческой организацией. Имущество предприятия находится в собственности Республики Беларусь и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения. В его состав входят 6 региональных филиалов, филиалы «Белтаможконвой» и «Белтаможиздат». Учредителем предприятия является Государственный таможенный комитет Республики Беларусь [2].

Место нахождения предприятия Республика Беларусь, 220036, г. Минск, ул. Лермонтова,27. [1]

РУП "Белтаможсервис" является крупнейшим оператором на рынке логистических услуг Беларуси. Логистическая деятельность, осуществляемая предприятием на территории Республики Беларусь, основывается на создании ведомственной логистической системы с применением новейших IT-технологий, статуса 3PL-провайдера, развитой инфраструктуры во всех регионах страны. [2]

Данное предприятие насчитывает на июнь 2012 года более 2,2 тыс. человек.

Целью деятельности РУП "Белтаможсервис", согласно уставу, является максимально полное и экономически эффективное обслуживание клиентов по таким направлениям как транспортные, складские, экспедиторские, информационные, финансовые, страховые операции, а также таможенное представительство

Задачами предприятия являются:

  1. создание конкурентного логистического продукта;
  2. создание сети транспортно-логистических центров и эффективное ее использование;
  3. строительство сервисных зон вблизи пограничных автомобильных пунктов пропуска;
  4. эксплуатация и обслуживание объектов логистической инфраструктуры.

Предприятие предлагает следующие логистические услуги:

1. Транспортные – осуществление международных автомобильных перевозок грузов собственным транспортом [2].

2. Складские:

  • осуществление приемки, хранения, обработки, отправки грузов.
  • при создании транспортно-логистических центров - стеллажное многоярусное хранение грузов с использованием штрих-кодирования и адресного хранения (WMS-технологии) включая упаковку, сортировку, маркировка, пакетирование, перевалку грузов, консолидацию и дробление отправок грузов: под таможенным контролем (на складе временного хранения и таможенном складе) и на складах общего пользования.

3. Экспедиторские:

  • В пунктах пропуска через государственную границу Республики Беларусь: оформление документов, электронных копий документов, получение разрешений органов экспортно-импортного контроля; обеспечение уплаты таможенных платежей; сопровождение грузов, обеспечение их сохранности.
  • В логистических центрах: консультирование по вопросам организации перевозок грузов: определение потребности в подвижном составе; выбор вида транспорта; определение этапов перевозки; расчет стоимости перевозки.
  • Организация процесса перевозки груза любым видом транспорта, согласование схемы маршрута; оформление перевозочных и иных документов; прием груза в пункте отправления и назначения (проверка количества мест, массы и состояния груза с фиксированием ее результатов в товарно-транспортных документах).
  • Осуществление расчетов с участниками логистической деятельности.
  • Контрактное транспортно-логистическое обслуживание с учетом индивидуальных потребностей клиента, оценка эффективности спроектированных логистических систем.

4. Информационные  – осуществляется передача и прием информации посредством факсимильной связи, сети Интернет, в том числе с использованием программных продуктов, разработанных РУП «Белтаможсервис», разъяснение заинтересованным субъектам норм таможенного законодательства и законодательства в области транспортно-экспедиционной деятельности.

5. Финансовые  – на территории транспортно-логистических центров расположены филиалы банков, которыми оказываются услуги по приему платежей, валютно-обменные операции.

6. Страховые  – РУП "Белтаможсервис" является страховым агентом посреднических услуг и оказывает страховые услуги, в том числе транспортное страхование.

7. Таможенного представителя:

  • Предварительное декларирование товаров: предварительное информирование таможенных органов Республики Беларусь (стран Таможенного союза); предварительное информирование таможенных органов стран Европейского Союза (ЕС), в том числе с предоставлением финансовых гарантий на перевозку товаров и транспортных средств по территории этих стран для предоставления ее таможенным органам стран ЕС.
  • Декларирование товаров с целью помещения их под таможенную процедуру на территории Республики Беларусь [2].

В наибольшей степени комплексными услугами пользуются компании в следующих регионах: Минская область (24%), Гомельская область (22%) и г. Минск (20%).

Предприятие действует на рынке уже 13 лет и за это время спектр оказываемых услуг постоянно расширяется [2].

1.2 Организационная структура предприятия

Общее число сотрудников по всем филиалам предприятия составляет около 2,2 тыс. человек.

Руководящий состав состоит из Генерального директора, технического директора и его заместителя, начальников отделов, подразделений и служб и их заместителей. Организационная структура РУП «Белтаможсервис» представлена на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 – Организационная структура РУП «Белтаможсервис»

Возникающие в процессе деятельности неопределённости решаются, по возможности, на уровне соответствующего отдела. При невозможности устранить неопределённость или какую-либо проблему на уровне отдела или подразделения она переходит на рассмотрение к руководству предприятия.

Структура управления работой предприятия РУП «Белтаможсервис» представлена в приложении А. Проанализировав ее, можно сделать вывод о том, что предприятие имеет линейно-функциональную трехуровневую структуру управления.

Линейно-функциональная структура управления представляет собой сочетание линейной и функциональной структур. При данном виде структуры у линейного руководителя появляется специальный штаб, состоящий из функциональных служб и отделов. Эти службы не обладают правом принятия решения и являются консультативными организациями. Предложения функциональных подразделений реализуются через каналы линейных руководителей.

Логистические функции на предприятии выполняет отдел управления логистики. Распределение логистических функций между отделами предприятия и должностные обязанности работников отображены в приложении В, а организационная структура отдела управления логистики - в приложении Б.

Взаимодействие отдела логистики с другими структурными подразделениями на предприятии представлены на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 – Взаимодействие службы логистики с другими структурными подразделениями на РУП «Белтаможсервис»

В целом взаимодействие отдела логистики с другими отделами представлено взаимодействием с бухгалтерией, т.к. на РУП «Белтаможсервис» отдел организации логистики является самостоятельным подразделением.

Маркетинговые исследования на предприятии не проводятся в связи с отсутствием распределения данных функций между какими-либо структурными подразделениями. Логистические исследования как таковые на предприятии также не проводятся. Однако, необходимо отметить, что предприятие обладает необходимой квалификацией и материально-технической базой для проведения необходимых прикладных исследований. Следовательно, предприятие не взаимодействует с внешними организациями по поводу прикладных исследований.

1.3 Основные технико-экономические показатели работы предприятия: численность работающих, балансовая и чистая прибыль, уставный капитал, объем реализованной продукции.

Технико-экономические показатели – система измерителей, характеризующая материально-производственную базу предприятия (производственных объединений) и комплексное использование ресурсов.

Численность сотрудников отдела управления логистики предприятия РУП «Белтаможсервис» составляет 9 человек: начальник отдела, заместитель начальника отдела и ведущие специалисты. Отдел управления логистики подразделяется на отдел обеспечения логистической деятельности и отдел организации логистики.

Проанализировав бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках предприятия, можно выделить основные показатели работы предприятия. За январь-март 2012 года валовая прибыль составила 48,084 млрд. белорусских рублей (за январь-март 2011 года – 15,380 млрд.); прибыль от реализации продукции (работ, услуг) – 38,741 млрд. белорусских рублей (за январь-март 2011 года – 11,102 млрд.). За январь-март 2012 года совокупная прибыль предприятия составила 26,2 миллиарда белорусских рублей (за январь-март 2011 года – 7,406 миллиардов белорусских рублей). За январь-март 2012 года чистая прибыль составила 25,638 миллиардов белорусских рублей (за январь-март 2011 года – 7,406 миллиардов белорусских рублей). [5].

В нижеприведенной таблице представлены основные технико-экономические показатели работы предприятия.

 Таблица 1.1 – Основные технико-экономические показатели за 2009-2011гг.

Наименование показателей

Ед-ца измерения

2009

2010

2011

1

Производительность труда погрузочных работ

тонн/1 раб

2454

3334

3498

2

ФЗП

млрд. руб.

36,565

96,155

77,088

3

Среднемесячная з/п

млн. руб.

1,662

2,798

3,505

4

Чистая прибыль

млн. руб.

293,259

702,233

930,575

5

Рентабельность собственного капитала

%

32,2

64,3

42,87

6

Рентабельность продаж

%

16,2

23,9

16,5

7

Рентабельность реализованной продукции (затрат)

%

21,1

34,6

22,6

Уставный фонд предприятия сформирован денежными средствами учредителя и составляет 6 000 000 (шесть миллионов) рублей. Уставный фонд предприятия подлежит формированию, увеличению или уменьшению в порядке, установленном законодательством. Увеличение уставного фонда предприятия может быть произведено как за счет дополнительной передачи ему денежных средств, имущества, так и за счет имеющихся активов. В случае принятия учредителем предприятия решения об уменьшении уставного фонда, предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше размера уставного фонда, предприятие обязано объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного фонда. Если стоимость указанных активов менее установленного законодательством минимального размера уставного фонда, предприятие подлежит ликвидации в установленном законодательством порядке.

Уставный капитал предприятия на 31 марта 2012 года составил 3 млрд. белорусских рублей (на 31 декабря 2012 года – 1,579 млрд.) [4].

Выручка по предприятию от реализации услуг за январь – март 2012 года составила 92 057 304 000 белорусских рублей (за январь-март 2011 года – 26 991 000 000 белорусских рублей). Более подробно состав выручки представлен ниже в таблице [5].

Табл. 1.2 – Выручка от реализации услуг за январь-март 2012 года

ВПТО

14,590

РПТО

36,273

Итого по таможенным услугам

50,864

СВХ, ТС, СОП

4,497

Торговые аппараты, торговля, кафе

1,930

Оптовая торговля

2,631

Магазины

0,861

Уборка территории ПТО

0,616

Погрузка-разгрузка на ПТО

0,166

Услуги страхования

0,030

Транспортно-эскпедиционная деятельность

0,177

Логистические услуги

0,233

Сопровождение ТС

16,871

Международные перевозки

2,039

Издательская деятельность

0,697

Реализация и сопровождение НМА

2,878

Прочие

0,932

ТЛЦ, (в т.ч. ВПТО, СВХ,ТС,СОП, трансп.-эксп.деят., логист.услуги)

13,263

Итого по предприятию

92,057

Сравнив показатели 2012 года с показателями 2011 года, можно сделать вывод, что объем оказываемых услуг увеличился в три раза. Наиболее прибыльными являются таможенные услуги, ТЛЦ, а также сопровождение транспортных средств. Немаловажный фактор, влияющий на продуктивность работы предприятия - это производительность труда сотрудников предприятия, который постоянно растет.

1.4 Система мотивации на предприятии

Основным критерием для стимулирования сотрудников предприятия РУП «Белтаможсервис» является система премирования. При увеличении инвестиционных и логистических услуг, соответственно, увеличивается и размер премии сотрудников предприятия. За сложность и напряженность выполняемой работы сотрудникам полагаются надбавки. За выполнение определенных задач, поставленных на предприятии, сотрудники могут получать разовую премию, что также может стимулировать для эффективной работы на предприятии.

От прибыли принесенной на предприятие сотрудником и его производительности труда зависит его денежное вознаграждение. Следовательно, заработная плата сотрудников состоит из минимального оклада, 50% основной премии и дополнительного процента из выручки (10% от вознаграждения).

Также стимулами для сотрудников могут являться: курсы на предприятии и за границей, повышающие квалификацию сотрудников, командировки, карьерный рост, система отпусков на предприятии, удобный режим труда на предприятии для конкретного работника. Руководство должно создать такие условия труда, чтобы работник мог наиболее эффективно выполнять свои обязанности. Требования, предъявляемые к нему, не должны быть занижены или завышены. Каждый работник должен видеть результат своего труда и осознавать индивидуальный вклад в результат коллективной деятельности. Каждый работник может иметь собственный взгляд на оптимизацию своего рабочего времени и процесса. Все предложения по повышению эффективности работы предприятия должны быть рассмотрены и оценены должным образом.

Для сотрудников предприятия немаловажно осознание значимости своего труда в общей системе мотивации труда. Предоставляя работнику более содержательную работу, необходимо положительно оценивать его труд.

Таким образом, мотивационный процесс – это процесс согласования целей субъекта управления (предприятия в целом) и объекта управления (конкретного работника). Нужно мотивировать сотрудника, чтобы он работал именно в этой компании и занимался конкретной деятельностью, понимая, что возможен служебный рост, большее вознаграждение и признание.

1.5 Организация логистической службы на предприятии

Логистические функции на предприятии выполняет отдел управления логистики. Управление логистики является структурным подразделением РУП "Белтаможсервис", на которое возлагается организация оказания комплекса логистических услуг, деятельности в области таможенного дела, транспортно-экспедиционной деятельности и деятельности в области автомобильного транспорта при выполнении международных перевозок грузов.

Управление подчиняется генеральному директору РУП "Белтаможсервис" Ю.Г. Королю и непосредственно заместителю генерального директора С.А. Самусеву. В структуру управления входят два отдела: отдел обеспечения логистической деятельности и отдел организации логистики. [6].

Непосредственное руководство управления логистики (УЛ) осуществляет начальник управления, который принимается на работу и увольняется с работы приказом генерального директора предприятия. На должность начальника управления назначается лицо, имеющее высшее образование и стаж работы на руководящих должностях в сфере логистической деятельности не менее 5 лет. Распределение обязанностей между работниками УЛ осуществляет начальник управления в соответствии с должностными инструкциями и положением об управлении. В отсутствие начальника управления его обязанности по должности исполняет заместитель начальника управления, а в его отсутствие - работник управления, назначаемый в установленном порядке. [6].

К основным задачам отдела относятся:

1. Организация и обеспечение нормативно-правового сопровождения деятельности Предприятия при оказании как комплекса логистических услуг, так и отдельных его элементов (услуг в области логистики).

2. Анализ состояния и прогнозирование развития рынка услуг в
области логистики в Республике Беларусь и за ее пределами, определение
перспектив развития Предприятия, осуществление деятельности,
направленной на укрепление позиций Предприятия на данном рынке услуг.

3. Координация деятельности Предприятия с таможенными органами Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Управления.

4. Организация, обеспечение и контроль за соблюдением
лицензионных условий и требований в области таможенного дела и транспортно-экспедиционной деятельности, деятельности в области автомобильного транспорта. [6].

В соответствии с возложенными задачами, УЛ выполняет следующие функции:

  1. Контроль за соблюдением таможенного законодательства при выполнении предприятием функций в качестве таможенного Агента и держателя складов временного хранения и таможенных складов, правил транспортно-экспедиционной деятельности.
  2. Внесение на рассмотрение проектов локальных нормативных правовых актов в компетенции управления.
  3. Участие в проведении единой рекламной политики
    предприятия, участие предприятия в выставках.
  4. Организация и контроль осуществления филиалами
    предприятия транспортно-экспедиционной деятельности при перевозках
    товаров всеми видами транспорта; доставки товаров получателя по принципу «от двери до двери»; деятельности в области автомобильного, внутреннего водного, морского транспорта.
  5. Оказание услуг по обеспечению уплаты таможенных платежей, осуществлению предварительного информирования таможенных органов о перемещаемых товарах, страхового посредничества.
  6. Оказания услуг по складской обработке товаров.
  7. Участие в определении ценовой политики, осуществление поиска конкурентных преимуществ и механизмов их использования при организации логистических поставок, устранение конкурентных недостатков.
  8. Осуществление комплекс организационных мер, связанных с
    развитием сети транспортно-логистических центров, СВХ и таможенных
    складов, осуществлением транспортно-экспедиционной деятельности.

УЛ и отделы, входящие в структуру управления, в целях выполнения возложенных на них задач и функций, осуществляют взаимодействие со структурными подразделениями центрального офиса РУП "Белтаможсервис", заместителями директоров филиалов, курирующих оказание услуг в области логистики, структурными подразделениями филиалов, осуществляющими организацию и непосредственное оказание услуг в области логистики, транспортное экспедиционным отделом филиала «Белтаможконвой», а также в пределах своей компетенции с предприятиями и организациями, в том числе зарубежными, осуществляющими деятельность в области внешнеэкономической деятельности, логистики и таможенного дела, таможенными органами и иными органами государственного управления. [6].


2. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ПО ПРАКТИКЕ:

ТАМОЖЕННЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ

Деятельность в качестве таможенного представителя

Предприятие осуществляет деятельность в качестве таможенного представителя на всей территории Республики Беларусь. Специалисты Предприятия размещаются:

- в 16-ти республиканских пунктах таможенного оформления: "Козловичи", "Мокраны", "Мохро", "Верхний Теребежов", "Варшавский мост", "Каменный лог", "Котловка", "Брузги", "Берестовица", "Поставы", "Привалка", "Бигосово", "Урбаны", "Новая Гута", "Новая Рудня", "Александровка";

- в 46 ВПТО более чем в 30 населенных пунктах Республики Беларусь (с возможностью обслуживать иные ВПТО);

- в 16 центрах статистического декларирования товаров;

Правовые основы:

1. Таможенный кодекс Таможенного союза (ст. 12-17).

2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.05.2007 № 675 "Об установлении квалификационных требований к специалисту по таможенному оформлению и утверждении Положения о порядке проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению".

3. Постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 31.01.2008 № 11 "О порядке ведения учета и представления отчетности для целей таможенного контроля".

Кроме того, в настоящее время на согласовании находится проект Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах таможенного регулирования, об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела, уполномоченных экономических операторах, внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу некоторых указов и структурных элементов указов Президента Республики Беларусь», который включает в себя:

• проект Положения об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела;

• Проект Положения о специалисте по таможенному оформлению.

Таможенный представитель - юридическое лицо государства - члена таможенного союза, отвечающее условиям, определенным статьей 13 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС).

Юридическое лицо признается таможенным представителем после включения в реестр таможенных представителей.

Порядок включения в реестр таможенных представителей и исключения из этого реестра определяется законодательством государств-членов таможенного союза.

Справочно: в настоящее время проект Указа Президента Республики Беларусь, определяющий такой порядок, находится на согласовании.

Регистрационный номер РУП "Белтаможсервис" по реестру таможенных представителей — ТА-0600/0000128.

Законодательством государств - членов таможенного союза могут быть установлены случаи и порядок приостановления и возобновления деятельности в качестве таможенных представителей юридических лиц, включенных в реестр таможенных представителей.

Таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза на территории государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей.

Отношения таможенных представителей с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе.

Таможенные органы в порядке, установленном законодательством государств - членов таможенного союза, ведут реестр таможенных представителей и обеспечивают его периодическую публикацию не реже одного раза в квартал, в том числе с использованием информационных технологий. Комиссия таможенного союза на основании реестров, ведущихся таможенными органами, формирует общий реестр таможенных представителей и обеспечивает его периодическую публикацию не реже одного раза в квартал на официальном Интернет-сайте Комиссии таможенного союза.

Законодательством государств - членов таможенного союза могут определяться квалификационные требования к работникам таможенных представителей, непосредственно осуществляющим таможенные операции, и условия выдачи таким лицам документа, подтверждающего их соответствие установленным требованиям.

Справочно: в настоящее время такие требования определены Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.05.2007 № 675 "Об установлении квалификационных требований к специалисту по таможенному оформлению и утверждении Положения о порядке проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению".

При совершении таможенных операций для таможенного представителя не должны устанавливаться менее благоприятные условия или предъявляться более жесткие требования, чем те, которые установлены и предъявляются при совершении таможенных операции декларантом или иными заинтересованными лицами в соответствии с настоящим Кодексом.

Условия включения в реестр таможенных представителей

1) наличие в штате этого лица не менее 2 (двух) работников, имеющих документ, подтверждающий их соответствие требованиям, установленным законодательством государств - членов таможенного союза;

Справочно: документом, подтверждающим соответствие требованиям, является квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению.

Трудовые отношения специалиста по таможенному оформлению и таможенного представителя возникают на основании трудового договора. Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Совершение таможенных операций специалистом по таможенному оформлению от имени таможенного представителя по договору подряда, договору возмездного оказания услуг не допускается.

Количество специалистов по таможенному оформлению РУП "Белтаможсервис " — около 600.

Таможенным законодательством установлены требования, которым должен отвечать специалист по таможенному оформлению.

2) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами. Размер страховой суммы определяется законодательством государств-членов таможенного союза;

Справочно: размер страховой суммы определен пунктом 3 статьи 85 Таможенного кодекса Республики Беларусь (не может быть менее 10 тысяч базовых величин).

3) предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем одному миллиону евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения;

Справочно: Частью 4 статьи 367 Таможенного кодекса Таможенного союза (переходные положения) установлено, что данная норма может применяться в государствах-членах таможенного союза, законодательством которых предусмотрена солидарная обязанность (ответственность) таможенного представителя и плательщика таможенных пошлин, налогов по уплате таможенных пошлин, налогов.

В случае отсутствия в законодательстве данных положений, государство-член Таможенного союза обязуется в течение одного года с даты вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотреть введение нормы, в соответствии с которой у таможенного представителя обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает солидарно с плательщиком таможенных пошлин, налогов.

Ориентировочная дата вступления в силу законодательного акта, устанавливающего солидарную обязанность, — 01.07.2011 года.

4) соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза.

Права таможенного представителя

При совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.

При осуществлении своей деятельности таможенный представитель вправе:

1) требовать от представляемого лица документы и сведения, необходимые для таможенных целей, в том числе содержащие информацию, составляющую коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение установленных настоящим Кодексом требований. С учетом этого таможенный представитель вправе:

  • осматривать и измерять подлежащие декларированию товары, в том числе до подачи таможенной декларации;
  • брать пробы и образцы указанных товаров;
  • присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра декларируемых товаров;
  • знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами проведенных исследований проб и образцов декларируемых товаров;
  • представлять документы и сведения, необходимые для декларирования товаров;

2. Таможенный представитель вправе выступать поручителем перед таможенными органами за исполнение обязательств по уплате таможенных платежей представляемым им лицом, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется представление обеспечения их уплаты.

3. Таможенный представитель вправе требовать от представляемого лица представления документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, в том числе содержащих информацию, составляющую коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, и другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение требований настоящего Кодекса. В числе сведений, необходимых для таможенных целей, таможенный представитель вправе требовать от лица документы, содержащие информацию, составляющую коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну и конфиденциальную информацию, к которой можно отнести, например, сведения о контракте, банковских счетах представляемого лица.

4. При заключении договора с представляемым лицом таможенный представитель вправе:

- предоставлять скидки в отношении цены и предоставлять другие льготы для отдельных категорий представляемых лиц;

- устанавливать в качестве условия заключения договора с представляемым лицом требования обеспечения исполнения обязательств этого лица в соответствии с гражданским законодательством Республики Беларусь.

Обязанности таможенного представителя

Обязанности таможенного представителя при совершении таможенных операций обусловлены требованиями и условиями, установленными таможенным законодательством таможенного союза.

1. Обязанности таможенного представителя при таможенном оформлении обусловлены требованиями и условиями, установленными настоящим Кодексом в отношении таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенный режим или иную таможенную процедуру. Факт совершения таких операций не возлагает на таможенного представителя обязанностей по совершению операций, связанных с завершением действия таможенного режима, а также иных обязанностей, которые возлагаются только на перевозчика либо иное лицо.

2. Таможенный представитель уплачивает таможенные пошлины, налоги, если содержание таможенного режима, определенного для декларирования товаров, предусматривает их уплату. За уплату таможенных платежей, подлежащих уплате в соответствии с настоящим Кодексом при декларировании товаров, таможенный представитель несет такую же ответственность, как декларант.

3. Полученная от представляемых лиц информация, составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, и другая конфиденциальная информация не должны разглашаться или использоваться таможенным представителем и его работниками для собственных целей, передаваться иным лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Информация, составляющая служебную и коммерческую тайну, защищается ГК РБ. В соответствии с п. 2 ст. 139 ГК РБ контрагент, разгласивший информацию, составляющую служебную или коммерческую тайну вопреки гражданско-правовому договору, обязан возместить причиненные убытки.

4. Таможенный представитель обязан вести учет товаров, в отношении которых им совершаются таможенные операции, и представлять в таможенные органы отчетность о совершенных таможенных операциях.

5. Обязанности и ответственность таможенного представителя перед таможенными органами не могут быть ограничены договором таможенного представителя с представляемым лицом.

Таможенный представитель имеет своих работников, которые обязаны иметь статус специалиста по таможенному оформлению. Подтверждением статуса специалиста по таможенному оформлению является наличие у физического лица квалификационного аттестата.

Таможенный представитель обязан информировать таможенный орган, включивший юридическое лицо в реестр таможенных представителей, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр таможенных представителей, в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня изменения таких сведений.

За несоблюдение требований таможенного законодательства таможенного союза таможенный представитель несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.