Система безналичного денежного оборота
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СТОРОНЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЕЗНАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА
1.1 Понятие безналичного денежного оборота
1.2 Принципы организации безналичных расчетов
1.3 Правовые основы регулирования безналичных расчетов
2. ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ
2.1 Расчеты с использованием платежных требований
2.2 Расчеты с использованием платежных поручений
2.3 Расчеты и использованием аккредитивов
2.4 Расчеты с использованием чеков
3. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛИЧНОГО ОБОРОТА И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
3.1 Проблемы развития безналичного оборота
3.2 Пути совершенствования безналичного оборота
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
При осуществлении экономических отношений, в процессе купли-продажи и оказания услуг, удовлетворения различного рода потребностей и обязательств, а также перераспределения и распределения денежных ресурсов, возникают денежные расчеты. Совокупность всех расчетов, совершенных как наличным способом, так и в безналичном порядке, образует денежный оборот.
Основную составляющую денежного оборота составляет безналичный платежный оборот. Он составляет около 80% всех платежей в экономике нашей страны. Он возникает в тот момент, когда денежные расчеты производятся без использования наличных денег, т.е. при перечислении денег по счетам банков или зачетах взаимных требований.
Так, безналичный денежный оборот это движение средств без участия наличных денег посредством перечисления денежных средств по счетам банков.
Преимущество в развитии безналичного денежного оборота в сравнении с наличным обращением денег объясняется как объективными причинами, так и проводимыми государством мероприятиями с целью создания рациональной системы денежных расчетов и экономии общественных издержек обращения, поскольку скорость движения денег в безналичном денежном обороте значительно превышает скорость движения денег в наличном обращении.
Система безналичных расчетов удобна и выгодна для всех ее участников: плательщика и получателя средств, заинтересованных в надлежащем и своевременном исполнении условий основного заключенного между ними договора и кредитных организаций, обслуживающих указанных субъектов и получающих определенное вознаграждение за оказание соответствующих услуг.
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что развитие безналичных расчетов и их организация в условиях рыночной экономики имеют очень важное значение для регулирования денежного обращения, образования банковских ресурсов, организации кредитных отношений, контроля за деятельностью организаций и сокращения издержек обращения, связанных с денежными расчетами.
Объектом исследования данной работы является система безналичного денежного оборота.
Предметом исследования являются формы и принципы организации безналичных расчетов, а также проблемы, и перспективы его развития.
Целью курсовой работы является анализ системы безналичного денежного оборота. Исходя их поставленной цели, можно выделить ряд задач, которые необходимо будет решить в процессе исследования.
Задачи курсовой работы:
- изучить сущность безналичного денежного оборота;
- рассмотреть основные принципы организации безналичного оборота;
- исследовать формы безналичных расчетов;
- рассмотреть перспектива дальнейшего развития безналичного оборота;
Во время написания данной работы была использована литература советских и зарубежных авторов.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СТОРОНЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЕЗНАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА
1.1 Понятие безналичного денежного оборота
Понятие безналичный оборот представляет собой часть денежного оборота, в которой движение денег осуществляется в безналичном виде в порядке перевода денежных средств со счёта плательщика на счёт получателя, путем учёта взаимных требований.
Безналичный денежный оборот охватывает:
- движение общественного продукта;
- перераспределение и распределение национального дохода;
- платежи за услуги и товары;
- расчеты, связанные с формированием бюджетных расходов и доходов;
- расчеты, связанные с финансированием организаций;
- перераспределения денежных средств;
- получение и погашение средств, выданных банком в ссуду;
- прочие платежи и поступления денежных средств.
Участниками этих отношений являются организации, в том числе банки и небанковские финансово-кредитные институты, население.
В безналичном обороте деньги функционируют как средство платежа. В процессе учёта взаимных требований на банковских счетах отражается лишь не зачтенная разница кредитовое или дебетовое сальдо. Однако по счетам, открываемым для ведения зачетов, проводится полностью вся сумма учитываемых денежных средств, которая включается в объем безналичного оборота.
Безналичный денежный оборот тесно связан с кредитными отношениями, возникающими при замещении действительных денег кредитными. При отсутствии денежных средств на счетах плательщиков безналичный оборот может осуществляться за счет банковского кредита.
Коммерческие банки выполняют функции расчётно-кассового обслуживания клиентов. Все расчёты и кассовые операции осуществляются путем зачисления средств на банковский счёт, и списание средств с этого счёта. Расчетный счет открывается фирмам, имеющим самостоятельный баланс и функционирующим в соответствии с нормами и правилами коммерческого расчета, а их подразделениям открываются расчетные субсчета и текущие счета. По расчетному субсчету совершаются операции по расчёту с безналичными средствами, текущий счет предназначен для операций, связанных с выдачей наличных денежных средств и безналичным перечислением средств во вклады населения, удержаниями из оплаты труда.
Платежи предприятий в основном проводятся в безналичном порядке со счетов, которые открыты в банках. Если средств на счёте недостаточно, устанавливается очередь платежей.
В систему безналичных расчётов входят следующие элементы (см. рисунок. 1.).
Рисунок.1. Элементы системы безналичных расчетов
Безналичные расчеты осуществляются, как правило, на основе расчётных документов, которые представляют собой распоряжение или требование клиента банку о перечислении средств со счёта плательщика на счёт получателя, или о зачете взаимных требований.
Документы перемещаются между банками и фирмами. Это движение с учетом времени их оформления называется документооборотом.
1.2 Принципы организации безналичных расчетов
В современной литературе следующие основные принципы организации расчётов:
1. правовое регулирование расчётов;
2. проверка основной части безналичных расчётов через банк;
3. поддержание ликвидности на том уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей
4. наличие согласия плательщика на платёж;
5. контроль всех участников за правильностью совершения расчётов и платежей;
6. своевременное и полное исполнение платежей.
Первый принцип обуславливается обязанностью хранения денег на счетах в банке всеми фирмами и состоит в осуществлении всех расчетов через подразделения банка. В безналичных расчетах деньги выполняют функцию средства платежа, следовательно, их движение носит относительно самостоятельный характер и может происходить раньше или позже движения соответствующих материальных ценностей.
Исполняются платежи только при наличии денежных средств на счете плательщика или права у него на кредит. При отсутствии средств на счёте и права на кредит расчетные документы помещаются в картотеку и выплачиваются по мере поступления средств на счет.
Одним из основных принципов безналичных расчётов является согласие плательщика на платёж. Оно выдаётся плательщиком путем составления платежных документов или акцепта документов, выписанных получателями средств. Однако законодательством могут быть предусмотрены случаи списания средств без согласия.
Главным органом контроля платёжной системы является ЦБ РФ. На него возлагается установление правил, сроков и стандартов расчетов и применяемых при этом расчётных документов, регулирование и лицензирование организации расчетных систем. Порядок безналичных расчетов определен “Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации” № 2-П от 12.04.01 г.
Организация безналичных платежей должна отвечать соответствующим правилам, прежде всего, способствовать нормальному обороту средств, обеспечению бесперебойного хода реализации продукции. Данное требование обуславливается тем, что завершающим этапом производственно-сбытовой деятельности предприятия, неотъемлемым условием осуществления полного расчёта и самофинансирования является оплата потребителем работ и услуг, поставленной согласно договорным условиям. В ходе безналичных расчетов происходит то, что покупатель признаёт уровень полезности продукции, уровень затрат производство данной продукции, превращение прибавочного продукта в чистый доход.
Ещё одним требованием к безналичным расчётам является их своевременность. Предприятие-покупатель обязано своевременно оплатить поставленные ему в соответствии с условиями договора работы и услуги. Платежеспособность плательщика, в первую очередь, связана с результатами его производственно-финансовой деятельности, получением доходов. Своевременность платежей предотвращает отвлечение средств предприятий на просроченную дебиторскую задолженность. В целом безналичные расчеты должны быть организованы так, чтобы существовала минимальная разница во времени между получением работ и услуг покупателем и ее оплатой.
1.3. Правовые основы регулирования безналичных расчетов
В настоящее время законодательство Российской Федерации предусматривает наличия у юридических лиц любого количества счетов в банках. Этот факт влияет на повышение конкуренции банков в привлечении клиентов на кассовое обслуживание.
Согласно законодательству РФ, расчетные операции осуществляются банками с банковских счетов предприятий. Следовательно, правовой основой производства расчетов служит заключенный между сторонами договор банковского счета, по которому, согласно “ст. 845 ГК РФ”, банк обязан принимать и зачислять поступающие на счет, открытый владельцу счёта, денежные средства, выполнять распоряжения держателя счёта о переводе и выдаче указанных со счета и осуществлении иных операций. Клиент вправе сам выбрать банк для своего обслуживания и заключения с последним договора банковского счета. При открытии счёта в банке от клиента требуется предоставление определённой информации.
В гражданском кодексе РФ установлено, что для открытия банковского счета банки обязаны заключить договор банковского счета с клиентом. В нем указывается стоимость услуг банка. Для открытия банковских счетов в валюте РФ и иностранной валюте клиент предоставляет в банк следующий перечень документов:
- заявление об открытие счета;
- свидетельство о гос. регистрации, или нормативно-правовой акт органа, осуществляющего гос. регистрацию;
- документы, которые подтверждают правовой статус юридического лица;
- подлинное свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
- подлинный документ, подтверждающий регистрацию в лице страхователя в Фонде социального страхования Российской Федерации;
- карта с образцами подписей и печатью;
- документ, подтверждающий права должностных лиц на распоряжение счетом;
Расчетными следует считать такие обязательства, которые возникают между субъектами гражданско-правового обязательства и кредитной организацией в связи с осуществлением платежей за переданное имущество, выполненные работы, оказанные услуги или по другим основаниям.
ЦБ РФ является органом, который координирует, регулирует и лицензирует организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в стране. Центральный Банк устанавливает формы, правила, стандарты и сроки осуществления безналичных расчетов.
Совокупный срок осуществления платежей по безналичным расчетам не должен превышать два операционных дня, если указанный платеж осуществляется в территориальных пределах субъекта РФ, и пять операционных дней, если указанный платеж осуществляется в пределах территории РФ. Иностранная валюта в качестве средства платежа при осуществлении безналичных расчетов за товары, работы, или услуги может использоваться лишь в тех случаях, которые установлены федеральным законодательством.
Главными законодательными источниками регулирующие безналичные расчеты являются:
- ГК РФ
- ФЗ “О банках и банковской деятельности”
- ФЗ “О переводном и простом векселе”
- ФЗ “О Центральном Банке Российской Федерации”
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации
- Положение Центрального Банка РФ “О безналичных расчетах в РФ”№120-П
- и другое
2. ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ
2.1 Расчеты с использованием платежных требований
Платёжное требование это документ, содержащий распоряжение кредитора к плательщику о выплате определённой суммы денег с одного банковского счёта на другой. Они применяются за поставленные товары, или выполненные услуги, а так же в других случаях, предусмотренных договором. Расчёты с использованием платежных требований могут совершаться как с наличием акцепта документов плательщика, так и с отсутствием согласия.
Во время расчётов с согласием плательщика на платёж кредитор выписывает платежное требование на основе факта отгрузки товара или выполнения услуги и передает его в свой банк. Так как инициатором в данных расчётах является поставщик, то оплата этого документа плательщиком должна быть проведена с его согласия на платёж. Срок для акцепта документов платежных требований определяется сторонами по договору, но при этом срок должен составлять не менее пяти рабочих дней. данной целью при оформлении платежного требования поставщик в поле “Срок для акцепта” указывает то количество дней, которое установлено для его согласия.
Банк плательщика является исполняющим банком. Банк кредитора пересылает платежное требование в банк плательщика. На всех копиях платёжных требований, которые банк принял, в поле “Срок платежа” ставит дату, по наступлению которой истекает срок согласия на платёж. Тот день, когда требование поступило в банк, не принимается в расчёт. Последний экземпляр платежного требования используется в качестве извещения для согласия на платёж и передается плательщику в этот же день, если документы поступили в банк плательщика по истечению операционного времени. Оставшиеся копии платежных требований помещаются банком исполнителем в картотеку “Расчётные документы, ожидающие акцепта для оплаты”.
Плательщик имеет право отказаться полностью или частично от акцепта платежных требований по основаниям, которые предусмотрены в основном договоре с ссылкой на пункт, номер, дату договора с указанием мотивов отказа. Отказ плательщика от оплаты платежного требования оформляется заявлением на специальном бланке, составляемом в трех экземплярах. Исполняющее лицо банка, на которое возложено принимать заявления об отказе от акцепта платежных требований, проверяет правильность оформления заявления об отказе клиентом, есть ли основания для отказа, а так же ссылки на номер, дату и пункт договора, в котором это основание предусмотрено и заверяет все копии представленного заявления своей подписью и оттиском штампа банка с указанием даты.
При частичном отказе от акцепта платежное требование изымается из картотеки и оплачивается в сумме, акцептованной плательщиком.
При полном отказе от акцепта, платежное требование изымается из картотеки и в тот же день подлежит возврату банку-эмитенту вместе с экземпляром заявления об отказе.
Ответственным лицом за необоснованный отказ от оплаты требований является плательщик. Банки не рассматривают претензии по существу отказов от акцепта. Все возникающие между плательщиком и получателем средств разногласия разрешаются в предусмотренном законом порядке.
Имеет место и безакцептное списание денежных средств со счёта клиента. Оно возможно также по требованиям других кредиторов, если такой порядок расчетов включен в основной договор кредитора с плательщиком. Исходя из этих условий, безакцептное списание должно быть отражено в договоре банковского счёта или в дополнительном к нему соглашении.
Количество и объём платежей с использованием платежных требований меняется каждый год. Представим статистические данные по данным показателям в таблице 1.
Таблица 1.
Количество и объём платежей с использованием платежных требований
Год |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Кол-во млн. ед. |
136,7 |
118,0 |
82,1 |
84,8 |
Объём млрд. руб. |
1330,1 |
1439,3 |
1299,9 |
1553,9 |
2.2 Расчеты с использованием платежных поручений
Платежные поручения - это расчётные документы, содержащие распоряжения владельцев счетов обслуживающему их банку, перевести определенную денежную сумму на счета получателей средств. В настоящее время платежными поручениями совершается более 90% всех платежей в хозяйстве. Возможности применения в расчетах платежных поручений многообразны. С их помощью совершаются расчеты в хозяйстве, как по товарным, так и по нетоварным операциям.
В расчетах за товары и услуги платежные поручения применяются в следующих случаях:
- за полученные товары, выполненные работы, оказанные услуги при условии ссылки в поручении на номер и дату товарно-транспортного документа, подтверждающего получение товаров или услуг плательщиком;
- для платежей в порядке предварительной оплаты товаров и услуг (при условии ссылки в поручении на номер основного договора, соглашения, контракта, в которых предусмотрена предварительная оплата);
- для погашения кредиторской задолженности по товарным операциям;
- при расчетах за товары и услуги по решению суда и арбитража;
- по арендной плате за помещения;
- платежи транспортным, коммунальным, бытовым предприятиям за эксплуатационное обслуживание и т.д.
В расчетах по нетоварным операциям платежные поручения используются для:
- расчётов платежей во внебюджетные фонды, и в местный, региональный и федеральный бюджеты;
- погашение банковских ссуд, и процентов по кредитам;
- перевод средств в страховые органы;
- перевод средств в фонды при учреждении ЗАО, ОАО, ООО и т.д.;
- приобретения ценных бумаг;
- уплаты штрафов, пени, и т.п.
Поручения принимаются на рассмотрение банком независимо есть ли денежные средства на счёте плательщика. Если средства на счёте отсутствуют, или их не достаточно, то платежные поручения помещаются в картотеку “Расчетные документы, не оплаченные в срок” и оплачиваются по мере поступления денег на счёт плательщика в установленной законодательством очередности. Если организация имеет право на кредит в форме овердрафта, то платежные поручения оплачиваются за счёт кредита в банке. В случае недостаточности денежных средств на счете для полной оплаты платежного поручения и помещении его в связи с этим в картотеку допускается частичная оплата платежного поручения для этого банк использует платежный ордер. В данной ситуации на лицевой стороне частично оплачиваемого платежного поручения в верхнем правом углу делается пометка “частичная оплата”, а на обратной стороне работник, совершающий операцию делает запись о частичном платеже. В этой записи указывается порядковый номер платежа, номер и дата платежного ордера, сумма частичного платежа, сумма неоплаченного остатка, подпись.
Банк обязан предоставлять информацию плательщику по его требованию об исполнении платежного поручения, не позднее следующего рабочего дня после обращения плательщика в банк, если другой срок не предусмотрен договором банковского счета.
Расчеты платежными поручениями имеют ряд достоинств по сравнению с другими формами: относительно простой документооборот, ускорение движения денежных средств, возможности плательщика предварительно проверить качество оплачиваемых товаров и услуг и использовать данную форму оплаты при нетоварных платежах. Недостаток отсутствие для поставщика гарантии получения платежа по причине отсутствия средств на счете плательщика. Именно поэтому расчеты платежными поручениями за товары и услуги в значительной части (около 80%) осуществляются в порядке предварительной оплаты.
Представим статистические данные по количеству и объёму платежей с использованием платежных поручений в таблице 2.
Таблица 2.
Количество и объем платежей с использованием платежных поручений
Год |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Кол-во млн. ед. |
1116,3 |
1222,3 |
1263,0 |
1338,8 |
Объём млрд. руб. |
308642,2 |
353512,5 |
388812,6 |
445424,1 |
2.3 Расчеты с использованием аккредитивов
Аккредитив это соглашение, по которому банк обязан по просьбе клиента произвести оплату документов третьим лицам (лицу, в пользу которого открыт аккредитив). Обязательство банка по аккредитиву является самостоятельным и не зависит от правоотношений сторон по коммерческому контракту. Это положение направлено на защиту интересов банков и их клиентов: экспортеру обеспечивает ограничение требований к оформлению документов и получению платежа только условиями аккредитива; импортеру четкое выполнение экспортером всех условий аккредитива.
В расчетах по документарному аккредитиву участвуют:
- импортер (приказодатель), который обращается к банку с просьбой об открытии аккредитива;
- банк-эмитент, открывающий аккредитив;
- авизующий банк, которому поручается известить экспортера об открытии в его пользу аккредитива и передать ему текст аккредитива, удостоверив его подлинность;
- бенефициар-экспортер, в пользу которого открыт аккредитив.
Схема расчетов по документарному аккредитиву
1.Представление заявления об открытии аккредитива.
2. Открытие аккредитива банком-эмитентом и направление аккредитива бенефициару через авизующий банк.
3. Уведомление бенефициара об открытии аккредитива в его пользу.
4. Отгрузка продукции на экспорт.
5. Оформление и представление бенефициаром в банк комплекта документов для получения платежа по аккредитиву.
6. Пересылка авизующим банком документов банку-эмитенту.
7. Проверка банком-эмитентом полученных документов и их оплата (при выполнении всех условий аккредитива).
8. Выдача банком-эмитентом оплаченных документов приказодателю аккредитива.
9. Зачисление авизующим банком экспортной выручки бенефициару.
Банки могут осуществлять операции со следующими видами аккредитивов:
- Отзывные и безотзывные.
- Покрытые, то есть депонированные, и непокрытые другое название гарантированные;
Особенность отзывного аккредитива в том, что он может изменятся и аннулироваться банком-эмитентом , по письменному распоряжению плательщика, без предварительного согласования с поставщиком. Однако банк исполнитель обязан оплачивать документы, выставленные поставщиком и принятые его банком, до получения поставщиком уведомления об аннулировании или изменении аккредитива.
Безотзывной аккредитив не может быть изменен или аннулирован без наличия согласия поставщика, в пользу которого он открыт.
Покрытый аккредитив это денежное обязательство, при котором плательщик предварительно депонирует средства для расчетов с поставщиком. В этих случаях банк плательщика списывает средства со счёта плательщика и переводит их в банк поставщика на отдельный балансовый счет “Аккредитивы к оплате”. Депонирование средств в банке поставщика может осуществляться и за счет ссуды, полученной плательщиком в банке-эмитенте. В отечественной практике не предусмотрено выставление аккредитива частично за счет собственных средств покупателя и частично за счет ссуды банка, то есть по определённому аккредитиву может быть использован только один источник платежа.
Непокрытый аккредитив это денежное обязательство, по которому платежи поставщику гарантирует банк. В этом случае плательщик обращается в свой банк с ходатайством представить ему гарантированный аккредитив.
Представим статистические данные по объёму платежей с использованием аккредитивов в таблице 3.
Таблица 3.
Объём платежей с использованием аккредитивов
Год |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Объем млрд. руб. |
112,1 |
163,7 |
252,8 |
355,9 |
2.4 Расчеты с использованием чеков
Чек это письменное поручение чекодателя банку уплатить чекополучателю указанную в нем сумму денег. Чек представляет собой платёжно расчётный документ.
Чек регулируется Женевским Единообразным чековым законом (ЕЧЗ) во взаимоотношениях большинства иностранных государств (кроме Англии, США и некоторых других). Чековые законы, так же как и вексельные, предусматривают определенные требования к форме чека. В соответствии с ЕЧЗ чек должен содержать следующие реквизиты: наименование «чек» (чековая метка), безусловный приказ о платеже определенной денежной суммы, наименование плательщика, указание валюты платежа, обозначение места платежа, дату и место выставления чека и подпись чекодателя. К упомянутым реквизитам российское «Положение о чеках» добавляло также указание счета, с которого должен быть произведен платеж. Англо-американское законодательство, рассматривая чек как разновидность переводного векселя, распространяет на чек условия, предусмотренные для формы переводного векселя.
Чек является средством платежа и непосредственно связан с наличием денежных средств, находящихся на текущем счете чекодателя в его банке. Отказ в оплате чека удостоверяется протестом. Способом обеспечения платежа является авалирование чека путем соответствующей надписи на самом чеке или на прикрепленном к нему листе (аллонже).
Существуют различные виды чеков.
I. По порядку выплаты (перечислению) денег:
1. Денежный чек. Предназначен для получения наличных денег в банке.
2. Расчетный чек. Оплата наличными деньгами не разрешена, все перечисления в безналичном порядке.
II. По правам владельца:
1. Именной чек выписывается конкретному лицу с оговоркой “не приказу”, что означает невозможность дальнейшей передачи чека другому лицу.
2. Ордерный чек выписывается конкретному лицу с оговоркой “приказу”, означающее, что возможна дальнейшая передача чека путем передаточной подписи индоссамента.
3. Предъявительский чек выписывается в пользу предъявителя и может передаваться от одного лица к другому путем вручения.
Таблица 4.
Объем платежей с использованием чеков
Год |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Объем млрд. руб. |
2,2 |
0,5 |
0,2 |
0,1 |
3. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛИЧНОГО ОБОРОТА И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
3.1 Проблемы развития безналичного оборота
Одной из важнейших особенностей системы безналичных расчётов на современном этапе развития является автоматизация процессов прохождения документов на разных стадиях обработки. В автономном режиме стал функционировать учёт и контроль документов, поступающих для дальнейшей обработки. Так же процесс проводки платежей по счетам, как внутри банков, так и между банками стал автоматизирован.
Автоматизация системы безналичных платежей, понесло за собой такие изменения как: упорядоченность банковского документооборота, сокращение срока расчётов и гарантированность защиты от незаконного доступа к расчётным документам. Но, эти изменения, это не улучшает состояние расчетов.
В настоящее время имеется ряд проблем организации безналичных платежей.
Технические проблемы.
Не все расчётно-кассовые центры заменяют устаревшую технику на более новую, с соответствующим ПО. Кроме того во всех РКЦ находится разная техника, что негативно сказывается на единообразии межрегиональной связи и формировании единой сети. Данная проблема приводит к задержке расчетов организациями, банками и расчётно-кассовыми центрами. Известен факт, что банки задерживают платежные поручения на стадии передачи их в РКЦ и в течение какого-то времени используют средства, которые предназначены для перевода, в качестве ресурса для кредитов. Присутствует и обратная ситуация: поступившим через РКЦ на счет предприятия средствам банк может задержать проводку по их зачислению на счет организации. Из за этого у клиента отсутствует возможность определить, когда его средства поступили из РКЦ в банк, а когда на счёт клиента.
Методологические проблемы.
Их суть в том, что из - за наличия в России 11 часовых поясов существуют расхождения во времени обработки межрегиональных платежей в различных центрах. Это означает, что необходимо решение проблемы единых временных параметров операционного дня. Из за этих обстоятельств проявляется проблема скорости совершения платежей. Например, при сроке оплаты обязательства 20 мая и сроке зачисления денежных средств на счет получателя 28 мая фактически обе стадии платежа совершены в эти сроки. Но при этом деньги находились в расчётах в течении недели, а значит были изъяты из денежного оборота.
Ещё одной важной проблемой является очередность платежей. На первый взгляд может показаться, что очередность платежей осуществляется по усмотрению плательщиков, в большей мере соответствует условиям рынка. Но такая очередность может приносить ущерб кредиторам, требования которых, несмотря на их длительность, откладываются плательщиком.
3.2 Пути совершенствования безналичного оборота
Чтобы решить рассмотренные нами проблемы, в сфере безналичных расчётов, нужно провести мероприятия, направленные на внедрение современных технологий хранения, обработки и передачи платёжной информации. Данные изменения обеспечат, бесперебойное и качественное обслуживание участников расчетов. Расчёты будут производиться практически в режиме реального времени, где приём платежей и учёт по счетам будут производится непрерывно. Для этого нужно полное техническое переоснащение РКЦ в части персональных компьютеров, внедрение локальных сетей по обработке счетов, осуществление электронных расчетов между клиентами банков, банками и РКЦ, а также с различными регионами России. Основной целью этих изменений является экономия издержек денежно-кредитного обращения и повышение качества банковского обслуживания.
Работа по компьютеризации банковской деятельности должна вести к созданию на базе электронных средств новых форм и обработки и передачи информации, и обязательно иметь своей целью полный переход к «безбумажной технологии». Общемировая же тенденция в этой области - вытеснение из платежного оборота не только наличных денег, но и чеков. Применение электронных денежных расчетов, дальнейшая автоматизация и компьютеризация банковской деятельности является ключевыми предпосылками для успешного внедрения и развития межбанковского клиринга.
В современных условиях очень важны надежность и быстрота проведения платежей. Однако не каждый российский банк может соответствовать этим принципам. Система расчетов сильно тормозит из-за недоверия банков друг к другу. Данный факт сказывается на всех видах безналичных расчетов. В этих условиях, когда отсутствует доверие между участниками сделок, расчеты с помощью аккредитива являются выходом из тупика. С одной стороны, аккредитив контролирует выполнение договора поставки товаров, а с другой - гарантирует платежи при выполнении всех условий поставки. Однако для масштабного внедрения аккредитива необходима система кредитных линий между банками. Для того чтобы операции с использование аккредитивов получили распространение в РФ, необходимо создание соответствующей инфраструктуры. Ее способны создать наиболее мощные банковские расчетные центры, обладающие современными электронными технологиями обработки финансовых документов и разветвленной системой счетов.
Платежи с использованием аккредитивов позволяют предприятиям увеличивать скорость платежей, это обусловлено тем, что в работу включается сеть банков-корреспондентов, работающих в системе банка-эмитента и обслуживающих выставленные аккредитивы. Для решения проблемы платежей между предприятиями необходимо осуществить высокую степень защиты документов электронного формата. Согласно стратегии развития расчётной системы, одним из направлений банковской деятельности является работа по созданию условий для внедрения расчетов платежными картами. В целях повышения устойчивости этой системы осуществляется работа по анализу методик расчета, применяемых систем управления рисками и систем формирования страховых депозитов для исключения возможности не проведения операций держателя карты в случае неплатежеспособности банка-эмитента.
Исходя из выше сказанного, в настоящее время основной целью является постепенный переход от наличных денег на безналичные расчеты и платежи. В подготовке такой программы должны участвовать как ЦБРФ, так и министерство финансов РФ. Чтобы достигнуть эти цели, необходимо решение проблем системы безналичных расчетов, которые позволили бы ускорить платежи, сделать как можно меньшими риски их проведения, и в конечном счете повысить эффективность безналичного денежного оборота на сегодняшний день.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проделанной работы, можем сделать вывод, что в настоящее время основную часть денежного оборота в экономике составляет безналичный платёжный оборот.
Безналичные платежи сформированы по определенной системе. Под ней понимается совокупность принципов их организации, а так же способов и форм безналичных платежей, и связанных с ним документооборотом.
Безналичные платежи за реализованные товары, или выполненные работы и услуги, а так же расчёты по финансовым обязательствам исполняются в различных формах. Каждая форма имеет отличительные черты в характере и движении документов. Урегулированные в законодательном порядке способы выполнения через банк денежных обязательств и являются формами расчётов.
В данной работе мы рассмотрели следующие формы безналичных расчётов: платежные требования, платёжные поручения, расчёты с использованием аккредитивов и чеков.
Самой распространённой формой расчётов в РФ являются расчёты с использованием платёжных поручений. За последние годы доля расчётов с использованием платёжных поручений составила 60-80% от совокупного денежного оборота РФ. Это обусловлено тем, что данная форма расчётов имеет ряд преимуществ в сравнении с другими формами безналичных расчётов. Но не смотря на это, они не могут в полной мере исчерпать все нюансы отношений участников сделки. В связи с этим появляется необходимость использования иных форм безналичных расчётов. Доля этих расчётов составляет около 20% денежного оборота.
Таким образом, во время изучения данной темы, мне далась возможность сформировать мнение о том, как организован безналичный оборот в нашей стране. А так же были выявлены сильные и слабые стороны безналичных денежных расчётов.
Главный вывод, который я сформировал в заключение данной работы, связан с тем, что развитие и организация денежного оборота с использованием безналичных средств позволяет экономить на издержках во время обращения, и дает возможность государству регулировать макроэкономические процессы, т.е. преимущества безналичного денежного оборота видно не вооруженным глазом.
В связи с этим нужно уделять как можно большое внимание развитию системы безналичных платежей в нашей стране, стабилизировать безналичный оборот, реформировать расчётную систему путем внедрения новых форм платежей и совершенствовать уже существующие формы безналичных платежей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Березина М.П. Безналичные расчеты в России: Особенности организации и направления развития// Финансы.- 2000.- №4.-с.20.
2. Банки и банковское дело / Под ред. И.Т. Баланова. СПб: Питер, 2001. 304с.
3. Галицкая С.В. Деньги. Кредит. Финансы: Учебное пособие для вузов/ С.В. Галицкая. М.: Издательство «Экзамен», 2003. 224с.
4. Зрелов А. Порядок безналичных расчетов физических лиц// Аудит
и налогообложение. 2003.- №11.- с.2.
5. Лаврушин О.И. Банковское дело: Учебник. М.: Финансы и статистика. 2003. 543с.
6. Литовских Л.М., Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие. Таганрог: Издательство ТРТУ,2003. 448с.
7. Минэкономразвития РФ: Инфляция в августе будет нулевой// Российская газета.-2006.-№8.-с.8.
8. Российская банковская энциклопедия. Под ред. О.И. Лаврушина и др., 2002.
9. Способы осуществления безналичных расчетов в РФ//Финансовая газета.-2011.-№19.- с.15.
10. Смирнов Е.Е. О совершенствовании безналичных расчетов в РФ// Расчеты и операционная работа в коммерческом банке.-2010.-№11(75).-с.24.
11. Щегорцов В.А., Таран В.А. Деньги, кредит, банки: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.А. Щегорцова. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2005. 383с.
12. Экономика: Учебник / Под ред. д-ра эконом. Наук проф. А.С. Булатова. М.: Юристъ, 2002. 896с.
13. Сайт ЦБ РФ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.cbr.ru
Элементы системы безналичных расчетов
Способы платежа
Порядок документооборота
Формы безналичных расчетов
Принципы организации безналичных расчетов
Виды расчетных документов
Система безналичного денежного оборота