ЕГЭ–2008: вести с полей
Если в 2007 году ЕГЭ был одной из форм сдачи литературы и ученик мог выбрать её наряду с сочинением и устным экзаменом, то в этом году ситуация иная. Вот какое разъяснение на этот счёт мы получили из Рособрнадзора: “В 2008 году условия сдачи выпускных экзаменов в 11-м классе кардинально изменились. Завершился эксперимент по введению ЕГЭ, который позволял выпускнику выбрать одну из форм сдачи обязательного экзамена по литературе. С принятием Федерального закона от 09.02.2007 № 17-ФЗ, который вступил в силу с момента опубликования, государственная (итоговая) аттестация выпускников 11-х классов проводится в форме ЕГЭ. Иные формы проведения выпускных экзаменов могут быть установлены только для выпускников с ограниченными возможностями здоровья и выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа (для детей девиантного поведения). При этом сохраняется действие старого Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х и 11-х (12-х) классов, которым устанавливались обязательные письменные экзамены по русскому языку и литературе, алгебре и началам анализа. 2008 год является переходным, поэтому субъекты Федерации в этом году ещё могут самостоятельно определить перечень предметов, сдаваемых в форме ЕГЭ. Таким образом, если регион включил литературу в перечень предметов на ЕГЭ, то никакие другие формы в этом регионе невозможны. Это означает, что пока не внесены изменения в Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников (или не принято новое), ЕГЭ по литературе должны сдавать все без исключения выпускники в тех регионах, которые подали в Рособрнадзор заявку на ЕГЭ с включением (с указанием) литературы”.
На момент сдачи номера никаких изменений в Положение об итоговой аттестации внесено не было. Значит, если следовать букве закона, то никакие другие формы экзамена в регионе, включившем литературу в список экзаменов в форме ЕГЭ, невозможны. Следовательно, все учителя-словесники и ученики этих регионов поставлены перед необходимостью готовиться к двум обязательным экзаменам в форме ЕГЭ.
Часть регионов, узнав об этом нововведении, отказалась от включения литературы в список предметов для ЕГЭ. Действительно, подвергать такому испытанию всех учеников и учителей по меньшей мере негуманно — да и результаты поголовного экзамена, к которому времени готовиться нет (тут бы успеть к ЕГЭ по русскому натаскать), будут весьма невысоки. Кроме того, для поступления в вуз оценка по такому экзамену (в отличие от того же ЕГЭ по русскому) не нужна. Иными словами, мотивации у учеников никакой — а нервотрёпки лишней достаточно.
Чиновники других регионов либо не подумали о своих педагогах и выпускниках, либо испугались “давать задний ход”, опасаясь обвинений в срыве комплексных программ модернизации образования, в которых регион участвует и под которые выбиты деньги. Таким образом, ситуация с экзаменом по литературе решилась здесь исходя вовсе не из логики самого предмета или интересов школьников, а из совсем других соображений. В который раз дети и учителя становятся заложниками финансово-административных игр.
К 7 марта 2008 года список субъектов Российской Федерации, заявивших литературу в перечне предметов для сдачи ЕГЭ, выглядел так:
1. Республика Алтай
2. Кабардино-Балкарская Республика
3. Республика Калмыкия
4. Республика Коми
5. Республика Марий Эл
6. Республика Саха (Якутия)
7. Республика Тыва
8. Республика Хакасия
9. Архангельская область
10. Астраханская область
11. Воронежская область
12. Магаданская область
13. Московская область
14. Мурманская область
15. Новосибирская область
16. Самарская область
17. Сахалинская область
18. Свердловская область
19. Смоленская область
20. Тамбовская область
21. Томская область
22. Еврейская автономная область
23. Агинский-Бурятский автономный округ
24. Ненецкий автономный округ
Правда, Рособрнадзор планирует вмешаться в эту ситуацию и более мягко разрулить её, оставшись в рамках закона и при этом предложив вариативный выбор. Как это будет сделано, пока неясно: официальных документов на этот счёт пока нет.
Тем временем некоторые регионы, по поступившим к нам сведениям, сами принимают такие документы. Например, школы Новосибирской области получили 28 февраля такое указание из своего Департамента образования: “Экзамены по математике и русскому языку в форме ЕГЭ сдаются как обязательные. Форма сдачи обязательного экзамена по литературе (ЕГЭ, по билетам, защита реферата, собеседование) выпускником выбирается самостоятельно и утверждается общеобразовательным учреждением”. То есть выбор всё-таки предоставлен (хотя и без возможности писать сочинение).
Как соотносится такое положение дел на местах с разъяснениями Рособрнадзора (см. в начале статьи), нам неведомо. Россия, однако…