Исследование уровня специальных психологических знаний, умений и навыков сотрудников ОВД в области психологии профилактической работы с несовершеннолетними

Содержание

Введение.....................................................................................................3

Глава 1. Анализ содержания психологии профилактической работы с несовершеннолетними, как с субъектами воспитания ……………………..7

§ 1. Анализ отечественного и зарубежного опыта проведения профилактической работы с несовершеннолетними......................................7

§ 2. Психологические особенности подросткового возраста и рекомендации по их учету в профилактической работе……………………15

§ 3. Специальные психологические знания, умения и навыки, необходимые сотрудникам ОВД в области психологии профилактической работы с несовершеннолетними....................................................................25

Глава 2. Исследование уровня специальных психологических знаний, умений и навыков сотрудников ОВД в области психологии профилактической работы с несовершеннолетними ………………………30

§ 1. Методы и организация исследования специальных психологических знаний, умений, навыков, необходимых сотрудникам ОВД для организации профилактической работы с несовершеннолетними………………………………………………………..30

§ 2. Результаты исследования специальных психологических знаний, умений, навыков, необходимых сотрудникам ОВД для организации профилактической работы с несовершеннолетними..................................36

§ 3. Мониторинг уровня специальных психологических знаний, умений, навыков в области организации профилактической работы с несовершеннолетними у сотрудников ОВД после внедрения в практику рекомендаций по их развитию……………………………………………….47

Заключение……………………………………………………………..51

Список литературы……………………………………………………54

Приложения………………………………………………………….…60

Введение

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июля 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 03.12.2011) определяет несовершеннолетних, как лиц, не достигших возраста восемнадцати лет (абзац введен Федеральным законом от 07.07.2003 N 111-ФЗ) 1. В 18 лет человек становится совершеннолетним, т.е. может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.

 В Уголовном кодексе РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) введена глава 14 «Об особенностях уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», в которой отмечены особенности обусловленные возрастом субъектов, которым исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет 2.

С определением понятия несовершеннолетнего была установлена правовая граница между несовершеннолетием и совершеннолетием. Это создает отдельную демографическую группу людей – обладателей специфических прав и обязанностей, а так же ответственности. Потребность создания такой автономной группы продиктована необходимостью специальной правовой защиты и специфической системы наказания несовершеннолетних, учитывающих психофизиологические и социальные личностные особенности детей и подростков, плохо защищенных от неблагоприятных факторов окружающей социальной

_________________________________________

1Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июля 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 03.12.2011) // Рос. Газета. 1999. - 7 июля.

2 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. (ред. от 30.12.2012). - М. - 2013.

среды.

Кроме того, как утверждает А.А. Кочин, в отношении несовершеннолетних должны быть избраны особые мероприятия и методы профилактики правонарушений, учитывающие психологические особенности возраста, основные ценностные ориентации и ведущие потребности1.

Только в этом случае возможно полное и наиболее эффективное достижение целей и задач профилактической работы.

По мнению В.И. Омигова, профилактическая работа с несовершеннолетними, как субъектами воспитания, должна вестись с учетом требований девиантологии, возрастной психологии, и психологии отклоняющегося поведения, соответственно, можно, с уверенностью, утверждать, что проблема профилактики правонарушений несовершеннолетних имеет междисциплинарный характер: она находится на стыке исследований в области социологии, уголовного права и психологии2.

Новизна данного исследования определена как постановкой проблемы, так и подходом к ее решению. Работа представляет собой психолого-правовое исследование психологических качеств личности, знаний и умений будущих сотрудников ОВД, необходимых для повышения эффективности профилактики правонарушений несовершеннолетних, как субъектов воспитания. В дипломном исследовании данная проблема рассматривается на стыке знаний в областях психологии и ювенальной юстиции, с акцентом на деятельности сотрудников органов внутренних дел.

_________________________________________

1Кочин А.А. Педагогическая профилактика асоциального поведения несовершеннолетних в процессе деятельности органов внутренних дел МВД России, СПб.: СПб. ун-т ГПС МЧС России. - 2007. – С.58

2 Омигов В.И. Особенности противодействия преступности несовершеннолетних // Российская юстиция. - №1, 2012. – С. 23.

Актуальность работы обусловлена увеличением административных правонарушений среди несовершеннолетних, а также реорганизаций учреждений, в задачи которых входит социальная реабилитация, профилактическая и воспитательная работа среди совершивших правонарушение подростков.

Исходя из этого, был определен объект исследования: профилактическая работа с несовершеннолетними.

Предметом исследования являются личностные качества, специальные психологические знания, умения и навыки сотрудников ОВД, необходимые им для эффективной профилактической работы с несовершеннолетними.

Цель исследования заключается в оценке уровня специальных психологических знаний, умений и навыков, необходимых сотрудникам ОВД для организации профилактической работы с несовершеннолетними и формулировании рекомендаций по повышению их уровня. Поставленная цель достигалась через реализацию ряда задач:

1. Проанализировать психологические особенности подростков и возможности их учета в профилактической работе.

2. Обобщить опыт профилактической работы с несовершеннолетними.

3. Выделить психологические знания, умения и качества, необходимые сотрудникам ОВД для эффективной профилактической работы с несовершеннолетними.

4. Оценить уровень развития специальных психологических знаний, умений и навыков сотрудников ОВД, необходимых для проведения профилактической работы с несовершеннолетними.

5. Разработать информационно-практический курс занятий по развитию специальных психологических знаний, умений, навыков у сотрудников ОВД, необходимых для организации профилактической работы с несовершеннолетними.

Гипотеза: для повышения эффективности профилактической работы с несовершеннолетними необходима организация дополнительного развития специальных психологических знаний, умений и навыков сотрудников ОВД для их использования в профилактической работе.

Теоретическая значимость: дипломная работа обобщает накопленный опыт профилактической работы с несовершеннолетними, дает теоретическое обоснование критериев оценки специальных психологических знаний, умений и навыков сотрудников ОВД в сфере профилактической работы с несовершеннолетними, как субъектами воспитания.

Практическая значимость: разработаны рекомендации по повышению уровня специальных психологических знаний, умений, навыков сотрудников ОВД, которые могут быть использованы для работы в сфере профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных литературных источников, приложений. Общий объем работы 109 страниц.

Итак, предупреждение правонарушений несовершеннолетних – глобальная комплексная проблема, в решении которой необходимо учитывать все факторы, включая психологические детерминанты подросткового возраста, наличие и уровень специальных психологических знаний, умений и навыков у сотрудников, проводящих работу по профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Глава 1. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПСИХОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, КАК С СУБЪЕКТАМИ ВОСПИТАНИЯ

§ 1. Анализ отечественного и зарубежного опыта проведения профилактической работы с несовершеннолетними

Для придания нового целенаправленного и организованного характера деятельности всех звеньев цепи профилактики правонарушений несовершеннолетних в современной России необходимо глубокое изучение накопленного опыта, его позитивных и негативных сторон. Анализ отечественного опыта проведения профилактической работы с несовершеннолетними, позволит всесторонне рассмотреть ее роль, социально-правовую сущность, тенденции развития и место в государстве.

Обращаясь к ретроспективе развития системы профилактики правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия, в России, А.А. Беженцев отмечает, что рассматриваемая проблематика уходит корнями в Киевскую Русь, когда стали предприниматься первые шаги к перевоспитанию «нравственно испорченных детей»1.

В России в «Соборном уложении», принятом в 1649 г. в Москве, указывалось, что суд во всех делах был для всех равен, что, уравнивало несовершеннолетних в правах и ответственности со взрослыми в уголовном процессе и не предусматривало смягчения наказания либо привилегированного положение несовершеннолетних.

_________________________________________

1Беженцев А.А., Система профилактики правонарушений несовершеннолетних/А.А. Беженцев. - М.: Флинта. - 2012.- С.142.

Затем, на высшем законодательном уровне на территории Московского централизованного государства устанавливается, что субъектами преступления признаются лица не моложе семи лет1.

В 1742 г. Сенат постановил, что несовершеннолетними считаются лица до семнадцати лет, и что их нельзя подвергать тем же наказаниям, что и взрослых. Малолетние не могли подвергаться смертной казни, пыткам, для них эти наказания заменялись телесными наказаниями и отдачей в монастырь.

Указом от 26 июня 1765 г., были оговорены два возрастных предела для лиц, не достигших совершеннолетия: «безусловная судимость» - минимальный возраст привлечения к уголовной ответственности - десять лет, «возраст смягчения» - возраст до семнадцати лет.

Сходные черты с действующими сегодня государственными органами, принимающими решения об административной ответственности несовершеннолетних правонарушителей, имели совестные суды, учрежденные в 1775 г. Екатериной II. Им были переданы все дела о правонарушениях несовершеннолетних.

Соответственно, можно сделать вывод, что о мерах профилактики правонарушений несовершеннолетних не содержится сведений вплоть до второй половины XIXв., во внимание принимался возраст правонарушителя лишь при исполнении наказания.

Во второй половине XIX века, характеризовавшейся проведением коренных преобразований в судебной системе, предупреждение правонарушений несовершеннолетних становится одним из основных направлений деятельности государства и общества.

_________________________________________

1Кузнецова Д.Ю. Причины преступности несовершеннолетних в Российской империи во второй половине XIXв.//История государства и права. - №2.- 2012. - С.37.

В это время интенсивно развиваются правовые основы превентивной (предупредительной) политики, немаловажная роль в которой отводилась и общественным формированиям.

Как подчеркивает историк и социолог, Л.И. Беляева, их активная деятельность позволила решить вопросы по организации обучения и воспитания подростков, созданию специальных учреждений для временного содержания малолетних преступников. В России первые такие заведения были открыты в 1880 г.г., но большинство из них создавались и финансировались на основе частной инициативы, что не всегда обеспечивало эффективность их деятельности. Одним из несовершенств данной системы учреждений также был их смешанный характер, т.е. в них, как правило, содержались дети разных категорий как бродяги, сироты, нищие, так и правонарушители1.

Появление средств профилактики правонарушений и правовых воздействий, основанных на индивидуальных особенностях личности, по мнению Л.И. Беляевой, было обусловлено крайне низкой эффективностью существующих мер наказания в отношении некоторых категорий правонарушителей, в том числе не достигших совершеннолетнего возраста.

Одним из первых правовых документов, содержащих элементы учета индивидуальных личностных и возрастных особенностей правонарушителя, В.Д. Ермаков называет «Уголовное Уложение», принятое 22 сентября 1903 года в годы царствования Николая II. В нем в качестве правовых последствий совершения преступления предусматривались:

1. Меры воспитательного характера, применяемые к несовершеннолетним (ст. 41 Уложения 1903 г.);

_________________________________________

1 Беляева, Л.И. Зарождение и развитие в России практики предупреждения преступлений несовершеннолетних/Л.И. Беляева// Организационно-правовые проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. - 2010. - №5.- С. 54.

2. Меры принудительного лечения в отношении лиц, совершивших преступные деяния, страдающих психическим расстройством (ст. 39 Уложения 1903 г.);

3. Специальную конфискацию имущества (ст. 36 Уложения 1903 г.), а также ряд других мер уголовно-правового воздействия, не являющихся наказанием и не содержащих в себе отрицательной оценки вины лица, совершившего преступное деяние.

Отдельно следует отметить организацию попечительской части при Санкт-Петербургском особом суде. В нее включались лица, положительно характеризующиеся и разбирающиеся в педагогике и психологических особенностях личности несовершеннолетних правонарушителей. В их задачи входило обеспечение эффективности процесса социализации и реабилитации подростка. Попечитель должен был владеть основами уголовного и семейного права и выполнял функции по сбору сведений о личностных особенностях несовершеннолетнего правонарушителя, его образе жизни и социальном окружении для формирования представления о факторах, повлиявших на совершение противоправных действий и появление намерений к ним1.

По мнению российского юриста дореволюционного периода М.Н. Гернета, отечественная модель привлечения несовершеннолетних к ответственности наиболее удачна по сравнению с моделями, существовавшими в других странах. Основным ее преимуществом выступало то, что рассмотрение дел о правонарушениях несовершеннолетних осуществлялось судьей, профессиональная подготовка которого предполагала знание им детской психологии (возможно поэтому многие из них были врачами и педагогами).

_________________________________________

1Ермаков, В.Д. Несовершеннолетние преступники в России/В.Д. Ермаков, Н.И. Крюкова. - М.: Академия. - 2008. – С. 71-72.

Вместе с тем нельзя не отметить недостатки данной модели: конфиденциальность разбирательства и упрощенное производство по делу о правонарушении, сводившееся в основном к беседе судьи с подростком при участии его попечителя. Основной мерой воздействия к подросткам был попечительский надзор. Данная модель привлечения несовершеннолетних к ответственности и специализированные суды, реализующие ее, не включали в себя профилактических мер по предупреждению и снижению уровня преступности несовершеннолетних и просуществовали до революции 1917 года1.

Проблема предупреждения преступности несовершеннолетних в России в дореволюционный период затрагивалась в работах М.Н. Гернета, В.Ф. Залесского, Н.В. Крупенникова и др. Отрицательное влияние социально-экономических факторов на формирование нравственных ценностей и взглядов несовершеннолетних исследовали как криминологи (B.C. Афанасьев, В.Н. Бурлаков, С.А. Вахов, В.М. Волошин), так и социологи и психологи (Я.И. Гилинский, А.И. Долгова, А.Э. Дубоносова, Г.И. Забрянский, А.П. Клюшниченко, И.А. Кобзарь, А.А. Кочин, Н.И. Крюкова, О.В. Лукичев, Л.М. Прозументов, В.Н. Прокопенко, А.Г. Сапрунов, B.C. Харламов, Р.С. Хисматуллин).

Кроме этого, О.В. Поликашина, Е.В. Сокол, Д.Ф. Флоря изучали некоторые группы социальных отношений, складывающиеся в процессе вовлечения и совершения преступлений несовершеннолетними; применение наказания и его исполнение в отношении несовершеннолетних исследовали А.А. Ашин, Н.В. Щербаков; Ю.Р. Орлова занималась вопросами выявления, анализа и устранения причин безнадзорности несовершеннолетних2. 

_________________________________________

1 Правосудие по делам несовершеннолетних. Мировая мозаика и перспективы в России. Вып. 2. - М. - 2000. – С. 62.

2 Жиляева, С.К. Проблемные вопросы профилактики преступности несовершеннолетних/С.К. Жиляева// Российский следователь. - №1. - 2010. - С. 23.

Как отмечает Т.В. Болотина, вторая половина XIX века характеризуется вниманием юристов к проблематике профилактики преступности несовершеннолетних. Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 24.06.99 года создана система органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних1. Согласно данному закону, она включает в себя:

- органы управления социальной защиты населения;

- учреждения социального обслуживания населения;

- специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации:

а) социальные приюты для детей;

б) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

в) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

г) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

д) органы управления образованием и образовательные учреждения;

е) органы по делам молодежи;

ж) учреждения здравоохранения,

з) подразделения по делам несовершеннолетних ОВД.

В конце 1990-х гг., как отмечает Дубоносова А.Э., наметилась некоторая активизация в создании законодательной базы по укреплению семьи, выработке государственной семейно-демографической политики. Что можно, с уверенностью отнести к сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних на общегосударственном уровне. В 1998 г. принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской

_________________________________________

1Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июля 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 03.12.2011) // Рос. Газета. - 1999. – С. 15.

Федерации» - один из фундаментальных, в соответствии с которым государственная политика в интересах детей признана приоритетной областью деятельности органов государственной власти. Разработаны и приняты социальные программы по укреплению семьи, защите несовершеннолетних1.

Постановлением Правительства РФ № 172 от 21.03.2007 г. утверждена федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 гг. Реализация мероприятий программы позволит улучшить качество жизни и здоровья детей, повысит доступность социальных услуг для семей с детьми, будет усовершенствована государственная система социальной защиты и поддержки несовершеннолетних2.

Для профилактики правонарушений среди несовершеннолетних развивается система социальных служб и клубов для молодежи. По сведениям Департамента по молодежной политике Минобразования России, в настоящее время в 504 городах и районах 64-х субъектов Российской Федерации работают около 2000 учреждений социального обслуживания молодежи и более 1650 подростково-молодежных клубов, осуществляющих свою деятельность более чем по 45 направлениям. Это центры профилактики алкогольной и наркотической зависимости, центры социально-психологической помощи молодежи, комплексные центры для несовершеннолетних, центры поддержки молодой семьи, подростково-молодежные клубы. В 52 субъектах Российской Федерации действуют 244 досуговых и оздоровительных центра, которые находятся в ведении органов по делам молодежи3.

_________________________________________

1Дубоносова, А.Э. Роль государства в профилактике преступлений несовершеннолетних: исторический аспект/А.Э. Дубоносова // Адвокатская практика.- 2009. - № 6. – С. 29.

2Консультант Плюс 1992-2013 [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/document (Дата обращения: 15.03.2014).

3Официальные статистические данные [Электронный ресурс]:URL:http://www.mvd.ru/stats/(http://710000479/10000554/7767 (Дата обращения: 19.01.2014).

Таким образом, основной идеей организации современной профилактической деятельности с несовершеннолетними является ее всеохватывающий и комплексный характер, отвечающий актуальному уровню предъявляемых к ней требований.

В современном мире неэффективность тюремного заключения, как наказания, признается во всех развитых странах мира. Поэтому идет

разработка альтернативы принудительным, репрессивным мерам воздействия. Это по-разному отражается в законодательной и правовой деятельности зарубежных стран1.

В Швеции - срок 80% приговоров к лишению свободы не превышает шести месяцев. В скандинавских странах также преобладают краткие сроки лишения свободы, режим отбывания наказания смягчается. Смертная казнь не применяется в 80 государствах, в т.ч. во всех европейских странах.

К сожалению, по числу заключенных на 100 тыс. человек наша страна остается одним из лидеров (558), далеко опережая Японию (36 чел.), Германию (80 чел.), ЮАР (368 чел.), США (519 чел.), другие страны.

Таким образом, по мнению ряда ученых (С.К. Жиляевой, В.Д. Ермакова, Н.И. Крюковой), в России основной задачей профилактики правонарушений несовершеннолетних являются предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадаптации подростков, которые являются результатом неблагоприятного социального развития - социопатогенеза, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями.

_________________________________________

1 Правосудие по делам несовершеннолетних. Мировая мозаика и перспективы в России. Вып. 2. М. - 2000. – С. 123.

Главная форма профилактики - отвлечение ребенка от опасных форм поведения, привлечение его к социально одобряемым действиям. Существенное значение здесь имеет именно групповая организация отвлекающего поведения.

Обобщая накопленный отечественный и зарубежный опыт профилактической работы с несовершеннолетними, необходимо отметить, что, в основном, учет психологических особенностей подросткового возраста признается как необходимость, но, тем не менее, конкретных указаний и рекомендаций по учету психологических особенностей несовершеннолетних сотрудникам ОВД не сформулировано.

§ 2. Психологические особенности подросткового возраста и рекомендации по их учету в профилактической работе

Как отечественные, так и зарубежные психологи, педагоги и социологи (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, И.Б. Пономарев, М.В. Целуйко, С.Л. Рубинштейн, В. Штерн, К. Хорни, Н.Д. Левитов, Д.Б. Эльконин и др.) отмечают ведущее значение подросткового возраста в развитии и становлении личности человека. В.А. Карпачук отмечает, что в этот период расширяется объём деятельности сменяется ее ведущий вид, закладываются основы сознательного поведения, выстраивается направленность нравственных представлений и установок. Данные процессы обуславливают сложный и зачастую критический характер подросткового возраста, неадекватность реакций во взаимоотношениях с окружающими, противоречивость в действиях и поступках, которые могут привести к совершению несовершеннолетним противоправных действий1.

_________________________________________

1 Карпачук, В.А. Уроки Макаренко (использование идей и опыта А.С. Макаренков воспитательной работе колонии для несовершеннолетних правонарушителей)/В.А. Карпачук // Соцальная педагогика. - 2013. - №1. - С.83.

По всем направлениям происходит становление качественно новых образований. Появляются элементы взрослости в результате:

- изменения организма подростка (и как следствие физического самоощущения);

- изменения самосознания;

- изменения характера взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;

- изменения интересов с познавательной и учебной деятельности на интимно-личностное взаимодействие со сверстниками;

- изменения содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения1.

А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский выделяют следующие основные новообразования в подростковом возрасте: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении, чувство взрослости. Новообразования не возникают сами по себе, а являются итогом собственного опыта подростка, полученного в результате активного включения в выполнение самых разных форм общественной деятельности2.

Важнейшими процессами становления и развития личности подростка являются: расширение сферы интересов личности, осознание групповой принадлежности, и как следствие - внутриличностные конфликты, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность к конформизму и, напротив, принятию крайних позиций и точек зрения.

В.Г. Боброва сформулировала схему развития личности в

_________________________________________

1Боброва, В. Г. Общая характеристика развития личности подростка/В.Г. Боброва, М.С. Вахрушев. – РнД.: Книга. - 2006. – С. 27.

2Петровский А. В. Психология/А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Академия. - 2010. – С. 203.

подростковом возрасте:

1) эмоциональное развитие - от разрушительных, негативных чувств, недостатка уравновешенности и конструктивности к созидающим чувствам и уравновешенности; от субъективной интерпретации ситуации к объективной;

2) формирование интересов в отношении другого пола - от интереса к одинаковому полу к интересу к противоположному полу; от смутного ощущения сексуальности к признанию факта половой зрелости;

3) социальное созревание - от чувства неуверенности в группе сверстников к достижению уверенности; от неловкости в обществе к находчивости; от подражания к независимости; от отчуждения в обществе к согласию с ним;

4) взаимоотношения с родителями - от поиска поддержки у родителей к опоре на собственные силы;

5) интеллектуальное созревание - от веры в авторитеты к требованию

доводов; от фактов к объяснениям; от многочисленных поверхностных интересов к нескольким постоянным;

6) выбор профессии - от интереса к престижным профессиям к адекватной оценке своих возможностей и выбору соответствующей профессии;

7) проведение свободного времени - от интереса к индивидуальным играм к интересу к коллективным играм; от активного участия в играх и соревнованиях к пассивному наблюдению; от интереса ко многим играм к интересу лишь к некоторым.

8) формирование мировоззрения - от равнодушия к общественным делам к активному участию в них; от стремления к удовольствиям к поведению, основанному на чувстве долга1.

_________________________________________

1 Боброва, В. Г. Общая характеристика развития личности подростка/В.Г. Боброва, М.С. Вахрушев. – РнД.: Книга. - 2006. – С. 28.

Важная особенность личности подростка — стремление к самоутверждению, что выражается в самостоятельности мнений, суждений, решений, в желании занять свое место в обществе, и прежде всего в среде сверстников. Поэтому большое значение в жизни подростков имеет коллектив, в котором они учатся, занимаются спортом или каким-либо другим любимым делом. У подростков ярко выражены чувства коллективизма, товарищества, долга и чести. Они быстро усваивают моральные нормы и правила поведения, принятые в коллективе сверстников, дорожат общественным мнением товарищей. Чтобы не уронить себя в их глазах, завоевать их уважение, подросток способен на поступки, требующие больших психических напряжений. Вместе с тем он предъявляет повышенные требования к членам своего коллектива, не прощая товарищу проступки, затрагивающие честь коллектива. Но не всегда подростки правильно понимают сущность дружбы, чести и других нравственных понятий, что может привести к защите товарища, совершившего дурной проступок, к круговой поруке и т. д.

Незрелость нравственного сознания проявляется в отсутствии стойких нравственных убеждений. Упорно отстаивая свои моральные убеждения, подросток легко может им изменить, перейдя в другой коллектив, который предъявляет иные моральные требования к своим членам.

Как отмечает В.И. Еникеев, антиобщественным действиям способствуют некоторые особенности психики несовершеннолетних, например, неверные или неполные представления о значении важнейших нравственных понятий (смелость, трусость, верность, предательство, дружба, измена, героизм, мужество, скромность, долг), также неумение оценить человека в комплексе всех его качеств, отсюда ошибки в восприятии происходящих событий и поступков1.

_________________________________________

1 Еникеев, В.И. Психология преступного поведения/В.И. Еникеев//Юридическая психология. - 2008. - №4. – С. 32.

Антиобщественным действиям способствует такая личностная особенность подростка, как ориентация на внешние проявления человека без учета его подлинных мотивов и целей, и эмоциональная неуравновешенность, неустойчивость, повышенная возбудимость, резкая смены настроений.

Противоправные действия могут быть совершены подростком под влиянием обостренного отношения к окружающему, ко всему новому, незнакомому при отсутствии необходимых знаний и опыта, повышенной физической активности, инициативности, избытка сил и энергии, стремления к самостоятельности, к самовыражению и самоутверждению любой ценой.

Непримиримая позиция подростка к советам взрослых и иным формам воспитательного воздействия, желание свою «зрелость», стремление к лидерству и внушаемость, доверчивость, склонность к подражательству могут обусловить вовлечение несовершеннолетнего в противоправные действия и преступные группировки1.

Обобщая вышеперечисленные особенности подросткового возраста и особенности психики подростка, способствующие совершению им противоправных действий, можно сделать вывод, о том, что они имеют первостепенное значение для понимания логики и повышения эффективности профилактической работы с несовершеннолетними. Исходя из этого, необходимо сформулировать рекомендации для наиболее полного их учета в профилактике правонарушений сотрудниками ОВД.

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних сотрудниками ОВД – это не только комплекс правовых мер, но и часть воспитательной работы, призванная обеспечить решение общих задач воспитания через средства образовательных, культурных и общественно-государственных

_________________________________________

1 Еникеев, В.И. Психология преступного поведения/В.И. Еникеев//Юридическая психология. - 2008. - №4. – С. 33.

учреждений. В отношении профилактики правонарушений среди подростков важно учитывать такую особенность, как приверженность подростков внутригрупповым авторитетам и идеалам, формирующимся в активной деятельности. Т.е. проведение совместных мероприятий с культурными, образовательными, научными центрами, общественно-государственными учреждениями обеспечит формирование позитивных нравственных установок и принципов через активное включение подростков в разнообразную деятельность1.

Взаимодействие сотрудников ОВД с несовершеннолетними вне системы правового наказания и исправления (детских комнат полиции, исправительных колоний, комнат временного содержания и т.д.), позволит сформировать положительный образ сотрудника правоохранительных органов, не связанный с негативными эмоциями и учесть такую психологическую особенность подросткового возраста, как негативизм по отношению к мнению взрослых, свести его наличие в организации профилактической работы с ними к минимуму2.

Внешнее сотрудничество с другими учреждениями в процессе проведения профилактических мероприятий приобретает важное значение, так как способствует повышению качества профилактики правонарушений среди

несовершеннолетних, обеспечивает надежность и устойчивость системы

органов внутренних дел в процессе жизнедеятельности.

В качестве рекомендаций, можно предложить сотрудникам ОВД использовать следующие методические приемы при проведении профилактических мероприятий среди несовершеннолетних1:

_________________________________________

1 Еникеев, В.И. Психология преступного поведения/В.И. Еникеев//Юридическая психология. - 2008. - №4. – С. 33.

2 Андриенко, В.Г. Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы/ В.Г. Андриенко, Ю.В. Гербеев, И.А. Невский. –М.: Изд. Центр «Академия». - 2010. - С.81.


1. В случае, когда дело касается важнейших общественных правил поведения или законов, необходимо занимать однозначную, четкую позицию и предъявлять категорические требования их соблюдения (подросткам, ввиду их формирующейся жизненной позиции, необходимы четкие ориентиры в сфере правовых норм и нравственных отношений);

2. Необходимо устранять не последствия, а причины, вызывающие противоправное поведение. Эти причины, чаще всего, кроются в социальном окружении несовершеннолетнего и его личностных особенностях, соответственно, в каждом отдельном случае необходим индивидуальный подход.

3. Необходимо установить непрерывный мониторинг, то есть систематический надзор за несовершеннолетними, находящимися в зоне риска, с обязательным и своевременным реагированием на возникающие ситуации.

4. Для эффективной профилактической работы необходим разнообразный набор методов работы с несовершеннолетними, так как подросток гибко реагирует на различные формы деятельности, с большим энтузиазмом относится к разнообразию, чем к монотонности деятельности, в которую вовлечен. Сочетание указаний с увещеваниями, просьбами, советами, разъяснением, убеждением, пробуждением чувства долга, раскаяния, стыда должно быть совместно с предостережениями и реальными наказаниями.

5. Наказания должны восприниматься подростками как справедливые и быть соразмерными совершенному поступку. Наказания должны быть редкими, ощутимыми, разнообразными. Неприятные переживания, связанные с наказаниями, весомее, нежели удовольствие, полученное от совершения дурного поступка. Наказание не должно

_________________________________________

1 Андриенко, В.Г. Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы/ В.Г. Андриенко, Ю.В. Гербеев, И.А. Невский. –М.: Изд. Центр «Академия». - 2010. - С.82.

оскорблять и унижать личность несовершеннолетнего, носить издевательский или неоправданно жестокий характер.

6. Поощрения не должны восприниматься подростками как обязательные за любой их хороший поступок. Награды не должны быть направлены на воспитание неадекватной самооценки. Удовлетворение, полученное от хорошего поступка, и память о нем могут переживаться ими сильнее, чем поощрения за него.

7. Применение угрозы наказанием должно быть реальным. Не следует угрожать мерами, заведомо не выполнимыми.

Так же можно сформулировать методические приемы, которые могут использовать сотрудники ОВД в профилактической деятельности среди несовершеннолетних. Оформив их как позитивные установки, которые необходимо преподнести подросткам не в качестве готовых истин, а на примере реальных людей и жизненных ситуаций, в идеале, на личном примере1:

- ничего не изменить в твоей жизни до тех пор, пока ты не захочешь, чтобы что-то изменилось;

- если трудно, не берись за все сразу, а исправляй ошибки постепенно;

- выбирай для начала лишь один, самый незначительный недостаток и прежде всего справляйся с ним;

- не падай духом, если долго нет улучшения или даже есть ухудшения;

- не слишком радуйся, если сразу получится. Избавляться от приобретенных недостатков всегда трудно, они могут вернуться опять.

В профилактической работе необходимо применять те методы,

_________________________________________

1 Андриенко, В.Г. Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы/ В.Г. Андриенко, Ю.В. Гербеев, И.А. Невский. –М.: Изд. Центр «Академия». - 2010. - С. 83.

приемы, которые бы способствовали предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних и формированию нравственных качеств личности. Среди них:

1. Вовлечение подростков в различные виды общественно-полезного труда, в строительные бригады, производственную практику, маркетинговую деятельность и др. Переубеждение через демонстрацию ошибочности убеждений несовершеннолетних, раскрытии тех качеств личности, отрицательно влияющих на жизнь окружающих людей.

2. Выражение доверия. Использование данного метода требует соблюдения принципа индивидуализации.

3. Опора на положительные качества. Для несовершеннолетних как людей с неустоявшейся психикой характерны как отрицательные, так и положительные качества, из которых наиболее ярко выражены энергичность, настойчивость, эмоциональность, а при создании определенных условий - любознательность, увлеченность и другие качества. Несмотря на это, и они имеют негативную направленность, которую необходимо устранять.

4. Переключение энергии несовершеннолетнего из области отрицательной деятельности в положительную, увлечение интересным для него делом, проблемой, посещением подростком секции, клуба.

5. Поощрение и наказание применяются с целью помочь несовершеннолетнему осознать свои недостатки, понять их недопустимость, научить контролировать поведение. Поощряются только те действия и поступки, которые требуют от подростков трудолюбия, воли, затраты сил и времени1.

_________________________________________

1 Андриенко, В.Г. Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы/ В.Г. Андриенко, Ю.В. Гербеев, И.А. Невский. –М.: Изд. Центр «Академия». - 2010. - С. 83.

6. Порицание требует мудрого сочетания строгости и доброты: важно, чтобы подросток почувствовал не только справедливую строгость, но и заботу о себе1.

Перечисленные методы нашли свое применение в разнообразных формах воспитательно-профилактической работы, способствующих предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, приобщению их к общественно полезной деятельности.

Сотрудничество в процессе профилактической работы выступает необходимым условием ее эффективности. Сотрудничество позволяет строить субъект-субъектные отношения между сотрудником системы профилактики и подростком, что первостепенно для него, ввиду желания утвердить свою значимость и самостоятельность1.

Уровень эффективности профилактической работы среди несовершеннолетних повышается в том случае, если участники взаимодействия совместно вырабатывают цели, содержание, дают анализ результатов совместной деятельности.

Работа по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних должна основываться на принципах демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к исправлению поведения с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Таким образом, при организации профилактической работы с

_________________________________________

1 Андриенко, В.Г. Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы/ В.Г. Андриенко, Ю.В. Гербеев, И.А. Невский. –М.: Изд. Центр «Академия». - 2010. – С. 84.

несовершеннолетними сотрудникам ОВД необходимо обладать базовыми знаниями об особенностях возраста несовершеннолетних, как субъектов воспитания, об основных новообразованиях, ценностных ориентациях, ведущем виде деятельности данного периода. Необходимо также учитывать определенные сложности в восприятии подростками взрослых и их стремлении к эмансипации и освобождении от опеки.

§ 3. Специальные психологические знания, умения и навыки, необходимые сотрудникам ОВД в области психологии профилактической работы с несовершеннолетними

Профилактика правонарушений несовершеннолетних, по мнению С.К. Жиляевой, заключается в организации мер по приведению всей психической жизни подростка к равновесию, в опоре на положительный фонд личности для формирования у нее нравственно-волевых качеств, устойчивых моральных принципов и способности адекватно оценивать окружающую действительность1. Исходя из этого, при организации профилактической работы с несовершеннолетними к сотрудникам ОВД предъявляются, как юридические, так и общепедагогические и некоторые специальные требования. Это:

—   учет специфики, знание сущности и закономерностей процесса воспитания и профилактики, а также ее объекта – педагогически запущенных, агрессивных либо, находящихся в неблагоприятных социальных условиях развития, детей;

—   умение отмечать личностную антипатию к девиантным подросткам, анализировать и устранять ее; умение рассматривать _________________________________________

1Жиляева, С.К. Проблемные вопросы профилактики преступности несовершеннолетних/С.К. Жиляева// Российский следователь. - 2010. - №1. - С. 25.

возможность их развития с оптимистичным настроем;

—   умение давать качественную и объективную оценку асоциальным, преступным проявлениям несовершеннолетних, не унижая их человеческого достоинства;

—   умение анализировать отдельные проступки подростков с проблемами жизни личности в обществе в целом.

Кроме того, сотрудник ОВД должен владеть социальными, правовыми, психолого-педагогическими знаниями, организационными, педагогическими, профилактическими, конструктивно-правовыми, коммуникативными, прикладными умениями и навыками работы с несовершеннолетними, как субъектами воспитания1.

Для организации правового воспитания и профилактической работы с несовершеннолетними сотрудник ОВД должен владеть достаточно широким спектром умений. Среди них:

—   аналитические – оценить цели и задачи профилактической работы с несовершеннолетними с учетом необходимости полного и гармоничного развития их личности;

—   диагностические – определить уровень развития правовой воспитанности подростка, коллектива;

—   прогностические – выделить из общей цели конкретные задачи данного направления деятельности, предусмотреть возможные ее результаты, с учетом актуального уровня правовой воспитанности, возрастных особенностей, правового статуса подростков, а также возможных прогнозируемых трудностей; обосновать выбор условий и средств достижения результатов профилактической работы;

—   информационные – умение оказать влияние на подростка с помощью информирования и передачи социально значимого правового опыта;

_________________________________________

1Жиляева, С.К. Проблемные вопросы профилактики преступности несовершеннолетних/С.К. Жиляева// Российский следователь. - 2010. - №1. - С. 26.

—   конструктивные – умение отобрать научно обоснованные правовые факты и явления, специфические формы, методы работы в этом направлении;

—   организационные – уметь организовать различные виды деятельности по правовому воспитанию; привлечь к ним педагогов, родителей, общественность; регулировать и контролировать названную работу в соответствии с задачами профилактической деятельности1.

В деятельности по профилактике правонарушений с несовершеннолетними сотруднику ОВД необходима опора на теоретические знания в области воспитания и перевоспитания. Теоретическая деятельность проявляется в обобщенном умении мыслить, которое предполагает наличие у сотрудника ОВД аналитических, прогностических, проективных умений1:

- Аналитические умения – с их помощью знания извлекаются из практики. Аналитические умения заключаются в умении выделять в целостном явлении его составляющие элементы (причины, мотивы, средства, формы проявления и пр.); умении анализировать каждую часть в совокупности и во взаимодействии с ведущими сторонами деятельности; находить в профилактической деятельности закономерности; находить оптимальные способы решения основной задачи профилактики правонарушений.

- Прогностические умения заключаются в прогнозировании развития личности несовершеннолетнего, в установлении доверительных взаимоотношений, и, в целом, прогнозированием результатов применения тех или иных методов, приемов и средств профилактической деятельности.

- Проектные умения включают перевод цели профилактической работы в конкретные задачи; отбор видов деятельности, адекватных

_________________________________________

1Кочин, А.А. Педагогическая профилактика асоциального поведения несовершеннолетних в процессе деятельности органов внутренних дел МВД России/А.А. Кочин. - СПб.: СПб. ун-т ГПС МЧС России. - 2007. – С.127.

поставленным задачам, планирование системы общественно полезных дел; планирование индивидуальной работы, отбор содержания, форм, методов и средств воспитания, их оптимальное сочетание; учет при определении задач и отборе содержания деятельности подростка его потребностей и интересов, личностных качеств; стимулирование активности несовершеннолетних и сдерживание негативных проявлений в их поведении.

Готовность сотрудника ОВД к профилактике правонарушений среди несовершеннолетних определяется наличием следующих специальных психологических образований1:

1. Вооруженность сотрудника ОВД теоретическими и методическими знаниями (правовыми, психологическими, педагогическими), практическими умениями и навыками.

2. Практическая готовность к творческому использованию полученных теоретических, методических знаний, практических умений и навыков в организации и проведении профилактической работы среди населения, в том числе среди несовершеннолетних. Готовность взаимодействовать со всеми субъектами профилактики.

3. Мотивационно-потребностная, нравственно-психологическая готовность к работе с девиантными подростками и их родителями1.

Специальные психологические знания, необходимые сотрудникам ОВД для организации и проведения профилактической работы с несовершеннолетними, включают в себя:

- знание возрастной и педагогической психологии;

- знание девиантологии;

- знание особенностей поведения различных возрастных категорий воспитуемых, закономерностей формирования коллектива и малой группы;

_________________________________________

1Павлова, И.И. Формирование готовности курсантов образовательных учреждений МВД РФ к профилактике правонарушений несовершеннолетних/ И.И. Павлова, Е.В. Фогель. – Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - 2008. - С. 104

- знание психологии влияния и лидерства;

- знание основ эффективного разрешения и поведения в конфликте;

Таким образом, обобщая все выделенные нами, необходимые сотруднику ОВД специальные психологические знания, умения и навыки, можно сделать вывод о том, что это целый комплекс разнонаправленных явлений, владение которыми, несомненно, является условием эффективной организации профилактической деятельности с несовершеннолетними, как субъектами воспитания.

Для оценки уровня владения сотрудниками ОВД специальными психологическими знаниями, умениями и навыками нами было организовано исследование. А затем, информационно-практический курс с элементами тренинга для повышения тех компонентов знаний, умений и навыков, которые были недостаточно развиты.

ГЛАВА 2. Исследование уровня специальных психологических знаний, умений и навыков сотрудников ОВД в области профилактической работы с несовершеннолетними