Изучение договора поставки в современном гражданском обороте Российской Федерации

PAGE 2

Введение {Error calculating value!: Bookmark "_Toc275005936" was not found in this document.}

Глава I. Общая характеристика договоров поставки 5

1.1 Понятие договора поставки 5

1.2 Существенные и иные условия договора поставки 9

Глава 2. Общая характеристика договоров поставки товаров, работ, услуг для государственных нужд 19

  1. Понятие договора поставки для государственных нужд………………………..19
    1. Общие положения о государственных закупках………………………………....20
    2. Правовой порядок заключения, изменения, расторжения и исполнения контрактов…………………………………………………………………..……….23
      1. Заключение контракта и его существенные……………………………23
      2. Правовой порядок изменения контракта……………………………….26
      3. Правовой порядок исполнения условий контракта……………………30

2.4 Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

2.4.1 Проведение открытого конкурса

2.4.2 Проведение аукциона в электронной форме

2.4.3 Проведение конкурса с ограниченным участием поставщиков

2.4.4 Проведение двух этапных конкурсов

2.4.5 Проведения запроса котировок и предложений

2.4.6 Закрытые способы определения поставщиков

2.4.7 Проведение закрытого аукциона

2.4.8 Осуществление закупок у единого поставщика

2.4.9 Особенности определения поставщиков по отдельным видам госзакупок

Глава 3. Общая характеристика договоров поставки для нужд ОВД 5

  1. Планирование государственных закупок для ОВД

3.1.1 Составление планов и план-графиков по госзакупкам

3.1.2 Нормирование госзакупок

3.1.3 Обоснование госзакупок

3.1.4 Общественное обсуждение госзакупок

3.2 Мониторинг и аудит в сфере госзакупок

3.2.1 Мониторинг в сфере закупок

3.2.2 Аудит в сфере закупок

3.2.3 Контроль в сфере закупок

Заключение

Литература

Введение

Договор поставки - правовой институт, предусмотренный уже более двух веков российским законодателем как вид договора купли-продажи, используемый в целях закупки товаров, которые носят, как правило, крупномасштабный и долговременный характер, с регулярно повторяющимися операциями по передаче товаров и оплате их стоимости. Договор поставки является универсальным правовым средством для удовлетворения взаимных интересов участников экономического оборота, выражающегося в заключение соглашения о взаимовыгодных действиях и его реализации.

Сегодня российское общество характеризуется новым состоянием экономики. Сохранение ставшего уже традиционным для законодательства России договора поставки в качестве особого вида купли-продажи обусловлено спецификой указанных правоотношений, требующих более жесткого и детального регулирования, несмотря на равноправие каждого участника контракта и свободу договора.

Актуальность темы: Сфера применения института поставки разнообразна и велика. Она включает отношения, связанные с поставкой товаров, как для коммерческих целей, так и для государственных нужд, в том числе нужд Органов внутренних дел. Тема моей дипломной работы «Поставка товаров, работ и услуг для нужд ОВД» является очень актуальной. В настоящее время заключение договоров поставки с поставщиками Органами внутренних дел в соответствии с требованиями недавно принятого Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» играет важную роль для создания условий нормального функционирования Органов внутренних дел.

Анализ существующей нормативной базы правового регулирования договора поставки как правового института рыночных отношений позволяет выявить пробелы и противоречия, требующие усовершенствования законодательства. Имеющиеся в последнее время публикации по данной теме посвящены, в основном, договору поставки для государственных нужд. И это не случайно, поскольку ориентация рыночного хозяйства, необходимая для поддержания общественного порядка и сохранения мира, во многом определяется государством, являющимся субъектом рыночных отношений.

В связи с большим практическим значением договора поставки для обеспечения деятельности ОВД и существующими проблемами в законодательстве данная тема является очень актуальной.

Изучение и обобщение современной судебно-арбитражной практики по вопросам применения законодательства о поставках, позволяет выявить не только имеющиеся проблемы, но и предложить некоторые способы их преодоления, что, безусловно, усилит практическую позицию субъектов, применяющих договор поставки.

Целью данной дипломной работы является изучение понятия и особенностей договора поставки в современном гражданском обороте Российской Федерации, проблем практики его применения в Органах внутренних дел, и разработка предложений по совершенствованию законодательства в указанной сфере.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать понятие и раскрыть значение договора поставки;

- раскрыть существенные условия данного договора;

- рассмотреть договор поставки для государственных нужд;

- охарактеризовать особенности правового регулирования по договору поставки для государственных нужд;

- рассмотреть применение договора поставки для нужд ОВД.

Объектом дипломной работы являются гражданско-правовые отношения, складывающиеся по договору поставки, определяемые движением товаров в целях обеспечении нужд ОВД.

Предмет дипломной работы составляют нормы гражданского законодательства, регламентирующие договор поставки для нужд ОВД.

Методологическую основу дипломной работы составляют современные методы теории познания, включая: исторический, сравнительно-правовой, логико-юридический, системно-структурный, формально-логический и другие.

Структура дипломной работы включает введение, три главы, … параграфов, заключение, литература.

Глава I. Общая характеристика договора поставки

  1. Понятие и значение договора поставки

Исторически сложилось так, что начиная с середины ХVIII века, договоры поставки стали неотъемлемой частью российского законодательства и являются самостоятельным видом договора. Под договором (контрактом) поставки понимается такой документ, по которому одна сторона обязана доставить другой стороне конкретную вещь за определенную цену к определенному сроку.

В действующем Гражданском кодексе Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) установлено, что «договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей»1. Договор представляет собой документ, фиксирующий юридический факт, в котором закреплено соглашение сторон по конкретным действиям, направленным на возникновение, изменение и прекращение их прав и обязанностей. Права и обязанности сторон договора поставки представляют собой его содержание, а исполнение сторонами условий договора является, по сути, исполнением их обязательств по данному договору.

По договору поставки осуществляется взаимодействие двух субъектов: поставщика и покупателя. Поставщик (продавец) обязан передать покупателю (получателю) производимые или закупаемые им товары в срок, определенный договором, для использования последним в целях, не связанных с личным либо домашним назначением. Но может быть ещё один субъект – получатель. Получатель - это лицо, указанное в договоре, которому поставляется товар. Он не является стороной договора, но на него возлагается ряд обязанностей, в частности, принять товар и оплатить его.

Договор поставки по своей природе - взаимный (двусторонне обязывающий), консенсуальный, возмездный.

Во взаимных договорах (контрактах) одна сторона всегда приобретает права и обязанности по отношению к другой стороне договора. «Если каждая из сторон по договору несет обязанность в пользу другой стороны, она считается должником другой стороны в том, что обязана сделать в ее пользу, и одновременно ее кредитором в том, что имеет право от нее требовать»2.

Договор (контракт) поставки является консенсуальным, поскольку в этом договоре права и обязанности сторон возникают сразу после достижения между ними консенсуса - соглашения об установлении конкретных прав и обязанностей.

Договоры (контракты) поставки признаются возмездными, так как имущественное представление одной стороны обуславливает встречное имущественное предоставление от другой стороны. В случае ненадлежащего исполнения обязанностей по договору (контракту) стороной, каждая из сторон вправе получить плату, либо иное встречное возмездное предоставление.

Обязательным признаком договора (контракта) поставки является наличие у покупателя специальной цели, не связанной с личным использованием приобретенного товара. В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 18 от 20 октября 1997 года «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса о договоре поставки» было отмечено, что в судебной практике «под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина-предпринимателя (транспортных средств, оргтехники, офисной мебели, материалов для ремонтных работ и т. п.)»3.

Договор поставки широко распространен и имеет большое значение для нормального функционирования любой организации или предприятия, включая государственные предприятия ОВД, так как с помощью данного договора осуществляется материально-техническое обеспечение субъектов хозяйствования.

Отношения, возникшие на основе договора поставки, как правило, носят стабильный и долгосрочный характер. В настоящее время «отношения по договору поставки, регулируются нормами Гражданского кодекса, которые применяются в следующей последовательности: сначала – специальные правила о договоре поставки (статьи 506 - 534); при недостаточности таковых - общие положения о купле-продаже; далее - общие положения о гражданско-правовом договоре, об обязательстве и сделке»4.

Договор поставки представляет собой универсальное правовое средство для удовлетворения взаимных интересов участников экономического оборота, выражающегося в заключении соглашения о взаимовыгодных действиях и его реализации.

В действующем ГК РФ договор поставки выделен в отдельный вид договора купли-продажи. Это обусловлено необходимостью обеспечения детальной правовой регламентации отношений, складывающихся между участниками имущественного оборота по товарам различного назначения.

  1. Существенные и иные условия договора поставки

Существенными признаются условия, которые необходимы и достаточны для заключения договора поставки. К ним относят:

- предмет договора, то есть наименование и количество товара, его ассортимент и комплектность (ст. ст. 454-491 ГК РФ);

- срок и период поставки (ст.506 и 508 ГК РФ).

Без согласования существенных условий договор поставки не приобретает юридическую силу, то есть не считается заключенным.

Известный русский цивилист Г.Ф. Шершеневич дал такое определение товара: «Слово «товар» имеет двоякое значение, более широкое и более узкое: в первом случае под этим именем понимается все, что только способно быть предметом торговых сделок, следовательно, не только движимые вещи, но и ценные бумаги, труд, во втором значении товаром называются материальные предметы торговых сделок, в противоположность другим объектам, особенно ценным бумагам».5

В соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции" товаром является «объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот»6.

Существуют определенные виды объектов гражданских прав, нахождение которых в свободном обороте не допускается. Они должны быть прямо указаны в законе или ином нормативном акте. Так, например, Указом Президента России № 179 от 22 февраля 1992 года утвержден перечень видов продукции, свободная реализация которых запрещена. К ним относятся: «стратегические материалы, вооружение, боеприпасы к нему, военная техника…, боевые отравляющие вещества…, уран…, рентгеновское оборудование…, результаты научно – исследовательских работ…, шифровальная техника…, яды, наркотические средства и психотропные вещества, спирт этиловый, отходы радиоактивных материалов…, лекарственные средства» и т.д.7

Многие товары, которые выступают в этом качестве в гражданском праве, не входят в круг предметов договора поставки. Предметами договора поставки являются исключительно материальные предметы, то есть вещи. К ним не относятся бестелесные объекты - интеллектуальная собственность, под которой понимаются авторские права, изобретения, «ноу-хау». Предметом договора поставки не могут быть ценные бумаги и имущественные права.

Согласно Государственному стандарту РФ ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения" под товаром понимается «любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи»8.

При заключении договора поставки стороны должны четко указать название продукции (товара), не допускающее подмены, а также номера стандартов, технических условий, артикулов и других необходимых документов, на соответствие которым предстоит проверять поступившую продукцию (товары). При заключении договора поставки для определения предмета поставки, товары могут классифицироваться по Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, по классификатору Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) и иным нормативным документам. В приложении к договору могут быть описаны сложные характеристики поставляемого товара и иные сведения, позволяющие идентифицировать данный товар.

«Предметом договора поставки обычно являются вещи, характеризуемые родовыми признаками, но, вместе с тем, по договору поставки возможна поставка машин и оборудования индивидуального изготовления по специальным заказам покупателя в единственном числе»9.

Договор поставки должен содержать сведения о точном количестве поставляемого товара, для чего используются общепринятые параметры: штуки, комплекты и т.д. В тексте договора оговаривается вес брутто и нетто. При этом нетто – вес товаров без тары и упаковки; брутто - с тарой и упаковкой. Отдельные товары не могут быть измерены стандартными единицами измерения и поставляются насыпью, навалом или наливом (например, галька, песок, некоторые другие грузы). При поставке такой продукции допускается обозначение количества оговоркой "около" (опционом). Для этого используется выражение "больше или меньше на ..." и знак обозначения: «+/-… %».

В предмет договора поставки также входят и условия о качестве товара. Качество товара представляет собой совокупность потребительских свойств товара (пункт 81 раздела 2.4. ГОСТа Р 51303-99). Качество товара определяется сертификатом качества - свидетельством, удостоверяющим качество фактически поставленного товара и его соответствие условиям договора. В сертификате качества дается характеристика товара или подтверждается соответствие данного товара определенным стандартам и техническим условиям заказа.

Сертификат качества «выдается соответствующими компетентными организациями, органами, торговыми палатами, специальными лабораториями, как в стране экспорта, так и импорта. Иногда стороны договариваются о предоставлении сертификата качества различных контрольных и проверочных учреждений»10 (пункт 1 статьи 479 ГК РФ).

Согласно закону № 154-ФЗ "О сертификации продукции и услуг" в России осуществляется обязательная и добровольная сертификация товаров. В нашей стране приняты и действуют «единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации»11, а также единый перечень продукции, соответствие которой подтверждается особой формой декларации о соответствии. Данные перечни утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 года № 982 « Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии». Постановлениями Правительства РФ от 17 марта 2010 года N 148 и № 149 в этот документ внесены изменения.

Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует условиям договора. Если стороны в договоре поставки не оговорили условия о качестве товара, то в таком случае продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей его использования. «При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию».12

На основе вышеизложенного можно сделать следующий вывод: предмет договора, кроме сведений о товаре, должен содержать условия о количестве, ассортименте и качестве поставляемых товаров.

При заключении договора оптовых периодических поставок ассортимент, количество и комплектность товаров, содержащихся в партии, определяется на основании заявок покупателя. В таком договоре поставки необходимо предусмотреть механизм согласования заявки, чтобы не возникла ситуация, при которой поставщик не сможет отгрузить покупателю заявленное количество товара в необходимом ассортименте и надлежащей комплектности. В договоре также необходимо указать срок согласования заявки и прописать способ, с помощью которого поставщик подтверждает покупателю прием заявки и условия поставки очередной партии товара. Существенные условия договора поставки о наименовании (ассортименте) товара, его количестве и комплектности могут быть согласованы сторонами в спецификациях, счетах и счетах-фактурах, актах приема-передачи товара, а также в накладных, которые относятся к договору, если это предусмотрено условиями самого договора поставки.

Договор поставки считается заключенным при согласовании всех существенных условий договора, о чем свидетельствует существующая судебная практика.

Последствия нарушения условий договора поставки о качестве, количестве, комплектности поставляемых товаров регламентируются специальными правилами, установленными в статьях 518 - 520 ГК РФ. «Неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательства»13, если это установлено законом или договором. «Условие о неустойке может быть включено как в сам текст договора поставки, так и оформлено отдельным соглашением, главное, чтобы была соблюдена письменная форма соглашения о неустойке»14.

Действующий ГК РФ предоставляет покупателю реальное право приобрести товары у других лиц, с отнесением на поставщика расходов на их приобретение, в случае недопоставки товаров или невыполнения в установленный срок требования о замене товаров ненадлежащего качества и комплектности. Это подтверждает существующая арбитражная практика. Как отмечено в Определении ВАС РФ от 23 июля 2009 года № ВАС-7025/09 по делу № А59-620/08-С9 исчисление расходов покупателя на приобретение товаров у других лиц в случаях их недопоставки поставщиком производится по правилам, предусмотренным пунктом 1 статьи 524 ГК РФ. Установив факт приобретения покупателем (истцом) дизельного топлива у другого поставщика по более высокой цене, «суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании убытков в виде разницы между стоимостью топлива»15, а также неустойки, предусмотренной условиями договора.

Договор поставки может предусматривать, в какой таре и (или) упаковке поставляется товар, за исключением случаев, когда товар не требует затаривания или упаковки. Таким образом, товар затаривается или упаковывается обычным для товара способом, либо это конкретно оговаривается договором. Законодательством могут быть предусмотрены обязательные требования к таре и упаковке. Покупатель обязан возвратить поставщику многооборотную тару (статья 517 ГК РФ). Прочая тара и упаковка возврату не подлежат, кроме случаев, предусмотренных условиями договора.

Срок поставки товара относится к существенным условиям договора. При его отсутствии к тексту договора должны применяться диспозитивные нормы. Срок поставки - это согласованный сторонами и предусмотренный в договоре период времени, в течение которого поставщик обязан передать товар покупателю.

При долгосрочных договорных поставках их исполнение, как правило, осуществляется по частям, то есть срок поставки товаров делится на временные отрезки, которые называют периодами поставки. Если же в договоре периоды поставки не определены, то периодом поставки по общему правилу будет считаться один месяц, при этом товары должны поставляться равномерными партиями. На практике зачастую используют квартальные, месячные, декадные и иные временные периоды.

«Если в договоре поставки не указан срок, в течение которого поставщик обязан передать товар покупателю, то, согласно статьи 314 ГК РФ товар подлежит передаче в разумный срок после возникновения обязанности по его передаче»16. По договору поставки обязательство по передаче товара подлежит исполнению в течение семи дней после предъявления покупателем требования о передаче товара.

В пункте 7 Постановления Пленума ВАС РФ № 18 от 22 октября 1997 года дано следующее разъяснение о сроках поставки товаров: в случаях, когда момент заключения и момент исполнения договора не совпадают, а сторонами не указан срок поставки товара и из договора не вытекает, что она должна осуществляться отдельными партиями, при разрешении споров необходимо исходить из того, что сроки поставки должны определяться по правилам, установленным статьей 314 ГК (статья 457 ГК РФ). Если поставщик не передаст товар в течение семи дней, то он обязан будет уплатить покупателю неустойку или штраф. При разовой поставке товаров срок в договоре поставки может быть определен конкретной датой.

Досрочная поставка товара должна производиться только с письменного согласия покупателя. При досрочной поставке товара без согласия покупателя и его отказе принять товар для досрочного использования, покупатель обязан принять и поместить его на ответственное хранение. Полученный досрочно товар подлежит оплате по цене, действующей на момент наступления срока поставки. Товары, которые поставщиком поставлены досрочно и приняты покупателем, засчитываются в счет количества товаров, подлежащего поставке в следующем периоде. Дату приемосдаточного документа следует считать сроком исполнения обязательства по поставке товара. Этой датой, как правило, определяется момент перехода от продавца к покупателю риска случайной гибели или случайного повреждения товара (если иное не предусмотрено договором).

«Неисполнение поставщиком обязанности по поставке товара покупателю либо просрочка в исполнении этой обязанности влекут применение ответственности в форме возмещения убытков или взыскания неустойки»17. Как правило, при заключении договора поставки стороны предусматривают уплату неустойки (денежной суммы) за неисполнение или несвоевременное исполнение обязательств по поставке товара.

«При выставлении требования об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков, так как это прямо указано в пункте 1 статьи 330 ГК РФ»18. Такого мнения придерживаются арбитражные суды, о чем свидетельствует, например, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.08.2014 по делу N А58-4537/2013.

В настоящее время цену в возмездных договорах не относят к числу существенных условий, но это не исключает права определения цены товара сторонами, как в условиях договора, так и в дополнительных соглашениях к нему, либо в протоколе согласования цены. В договорах поставки твердая (фиксированная) цена товара или услуг может быть определена путем составления сметы с использованием в ней тарифов, расценок, ставок на основе нормативных актов, которые могут устанавливаться или регулироваться уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

ГК РФ предоставляет поставщику право изменять цену на товар в зависимости от изменения тех или иных показателей, её обуславливающих. Например, поставщик может поменять цену на товар, если после заключения договора цены на энергоносители или транспортные расходы возросли на 15%, из-за чего выросла и себестоимость товара. О такой ситуации поставщик обязан уведомить покупателя в письменной форме с предложением о согласовании новой цены товара.

Сроки оплаты товара, как правило, определяются договором и исчисляются в банковских днях. В договоре поставки стороны наделены правом самостоятельно определять срок, в течение которого товар должен быть оплачен покупателем. Если же в договоре нет никаких указаний о сроке платежа, то покупатель должен предпринять необходимые действия, которые позволят ему оплатить товар не позднее дня, следующего за его получением. Условиями договора может быть предусмотрена обязанность покупателя сделать предоплату за товар в полном объеме либо в какой-то его части. Предельный срок оплаты поставленного товара «не должен превышать двух операционных дней в пределах одного субъекта РФ и пяти операционных дней в пределах РФ»19, как общий срок, применяемый для безналичных расчетов. Покупатель, задержавший оплату полученного товара, обязан оплатить поставщику не только саму стоимость товара, но и неустойку в размере учетной банковской ставки. При этом уплата неустойки или штрафа не освобождает покупателя от обязанности оплатить полученный товар.

Условия о расчетах в договоре поставки относятся к наиболее важным условиям. Во избежание проблем с расчетами за товары стороны, после согласования условий о расчетах, как правило, фиксируют их в договоре. При подготовке таких условий стороны должны руководствоваться: во-первых, статьей 516 ГК РФ, во-вторых, главой 46 (Расчеты) ГК РФ и самостоятельно выбирать форму расчета.

По законодательству России при оплате товаров по договору поставки стороны должны соблюдать порядок и форму расчета, установленные Центральным банком РФ и прописанные в условиях договора.

Если в договоре отсутствуют указания о форме расчета, то оплата производится платежными поручениями. При выборе формы расчета стороны должны учитывать также, что согласно Указанию Центрального банка России от 20 июня 2007 года № 1843-У, как организации, так и предприниматели при расчете наличными деньгами в России могут выполнить в рамках одного договора платеж в сумме не более 100 тысяч рублей. «При расчетах за товар платежными поручениями, когда иные порядки и формы расчетов, а также сроки оплаты товаров соглашением сторон не определены, покупатель должен оплатить товар непосредственно после получения»20. Слово «непосредственно» должно трактоваться как незамедлительно с учетом требований статьи 80 Закона РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», о которых указано выше.

Из изложенного выше можно сделать вывод, что согласование и закрепление сторонами существенных и иных условий в договоре поставки нередко позволяет предотвратить возможность неисполнения либо ненадлежащего исполнения сторонами своих обязанностей.

Глава 2. Общая характеристика договоров поставки товаров, работ, услуг для государственных нужд

2.1 Понятие договора поставки для государственных нужд

Особенность договора (контракта) поставки для государственных и муниципальных нужд состоит в том, что покупателем в этом случае выступает специфический субъект - государственный заказчик (далее по тексту - госзаказчик). «Государственным заказчиком может быть государственный орган..., орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное предприятие, действующее от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства»21. Исчерпывающий перечень субъектов, имеющих полномочия на заключение государственных и муниципальных контрактов определен Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Договоры (контракты) на поставку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд имеют следующие специфические условия:

а) обязательное участие в поставках государственного заказчика;

б) оплата за счет бюджетных или внебюджетных источников финансирования;

в) отсутствие ограничений в обороте товаров;

г) наличие гарантий по возмещению убытков государственным заказчиком.

Для государственных или муниципальных нужд, как правило, поставляются товары, которые обеспечивают: «создание и поддержание государственного резерва; поддержание необходимого уровня обороноспособности страны; экспортных поставок … для выполнения международных обязательств РФ; реализацию федеральных целевых программ; обеспечение иных федеральных государственных нужд»22.

  1. Общие положения о государственных закупках

Потребности в получении товаров, выполнении работ и оказании услуг, которые возникают у госзаказчиков, действующих в соответствии Конституцией РФ, а также принятыми на ее основе законодательными актами и международными договорами, как правило, удовлетворяются путем заключения договоров (контрактов) на проведение закупок необходимых товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

Большая часть этих закупок, начиная с 1 января 2014 года, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44 -ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон № 44 - ФЗ). Однако, отдельные нормы Закона № 44 - ФЗ, начнут функционировать в более поздние сроки, и в полном объеме Закон вступит в силу лишь с 1 января 2017 года. Данный закон вводится вместо Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ, который в период с 2014 по 2017 год постепенно утрачивает силу. Задержка с принятием полного объема Закона № 44 - ФЗ до 2017 года связана с разработкой и принятием недостающих подзаконных актов, многие из которых утверждаются Правительством Российской Федерации. По установленному Правительством РФ плану все недостающие подзаконные акты должны быть разработаны и приняты не позднее октября 2015 года.

В соответствии с Законом № 44 – ФЗ с 1 января 2014 года государственные и муниципальные закупки (далее по тексту – госзакупки) удовлетворяются путем заключения договоров, которые подразделяются на государственные и муниципальные контракты. «Государственный контракт - гражданско-правовой договор, заключенный от имени РФ, субъекта РФ для обеспечения государственных нужд».23 Соответственно, муниципальный контракт – это контракт, который заключается от имени муниципального образования для обеспечения муниципальных нужд. Согласно части 1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ, заключенные до 1 января 2014 года государственные и муниципальные контракты сохраняют свою юридическую силу. Сторонами этих контрактов являются: госзаказчик товаров, работ, услуг, который размещает заказы в единой информационной системе (далее по тексту - ЕИС) или иным законным способом - с одной стороны, и «поставщики, подрядчики, исполнители - физические и юридические лица, которые по итогам участия в процедуре закупки признаны наиболее подходящими контрагентами»24 - с другой стороны.

В соответствии с Законом № 44 - ФЗ единый порядок, действующий в сфере госзакупок, направлен на:

- повышение эффективности и результативности осуществления закупок;

- обеспечение гласности и прозрачности,

- сокращение фактов коррупции и других злоупотреблений при исполнении гозакупок.

Совокупность участников госзакупок и осуществляемые ими действия в ЕИС в сфере закупок, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, именуется контрактной системой.

«К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса»25.

Контрактная система в сфере госзакупок основывается на положениях: Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, Закона № 44-ФЗ, Закона № 94-ФЗ и других федеральных законов, а также на вновь принимаемых Президентом РФ, Правительством РФ и действующих нормативно-правовых актах, иных документах, которые должны строго соответствовать Закону №44-ФЗ. Например, для реализации Закона № 44-ФЗ на территории Санкт-Петербурга Комитет по государственному заказу при Правительстве Санкт-Петербурга утвердил «Методические рекомендации по разработке документации о закупке для заказчиков Санкт-Петербурга». Данные «Методические рекомендации являются обязательными для заказчиков при разработке конкурсной документации и документации об электронном аукционе при осуществлении закупок товаров, работ, услуг исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нужд Санкт-Петербурга…»26.

В соответствии с вышеуказанными методическими рекомендациями конкурсная документация должна состоять из: общей части; специальной части; технического задания и проекта контракта. В свою очередь, документация об электронном аукционе состоит из: общих условий для проведения аукциона в электронной форме; информационной карты аукциона; технического задания; проекта контракта.

Таким образом, подготовленная в ОВД документация на закупку товаров, работ, услуг утверждается руководителем либо иным уполномоченным лицом и заверяется печатью заказчика. Проект контракта визируется уполномоченным лицом из юридической службы или другим уполномоченным лицом, если юридическая служба отсутствует. Конкурсная документация направляется в исполнительный орган власти в бумажной форме. Документация, направляемая в форме электронного документа для размещения в ЕИС должна полностью соответствовать бумажному варианту.

Часть первая конкурсной документации, и документация об электронном аукционе должна исполняться в полном соответствии с методическими указаниями без лишних комментариев непосредственных заказчиков. В методических указаниях установлено, что для участия в конкурсе участники закупок в обеспечение своих заявок должны внести денежные средства или предоставить банковские гарантии, а при проведении электронных аукционов вносятся только денежные средства. «Размер обеспечения заявки указывается по каждому лоту закупки отдельно в твердой денежной сумме в рублях без копеек»27.

Сотрудники юридической службы ОВД Санкт-Петербурга, являющегося заказчиком товаров, работ, услуг самостоятельно разрабатывают технические задания и проекты контрактов, а поэтому ответственность за полноту и обоснованность всех подготовленных контрактов целиком возлагается на непосредственного заказчика, то есть сотрудников ОВД. При этом в случае проведения конкурса по нескольким лотам проект контракта составляется в отношении каждого лота отдельно.

2.3 Правовой порядок заключения, изменения, расторжения и исполнения контракта

2.3.1 Заключение контракта и его существенные условия

Закон № 44-ФЗ регулирует отношения, касающиеся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) для государственных и муниципальных нужд. По общему правилу форма государственного или муниципального контракта произвольная. По результатам электронного аукциона контракт заключается в форме электронного документа, по результатам остальных закупок - в письменной форме. Однако, Закон № 44-ФЗ допускает заключение контракта в устной форме (пункт 15 статьи 34).

В целях обеспечения единообразия и стандартизации этим же законом установлена обязанность федеральных органов исполнительной власти создать «библиотеку типовых контрактов», которая будет являться неотъемлемой частью ЕИС. Порядок разработки и применения этой библиотеки будет установлен Правительством РФ. На текущий момент ГК РФ установлено, что ключевыми для государственного или муниципального контракта являются условия, определяющие взаимные обязательства заказчика и поставщика по передаче предусмотренных контрактом товаров (работ, услуг) и обеспечение их оплаты.

При обосновании начальной (максимальной) цены контракта (далее по тексту – НМЦК) заказчики обязаны руководствоваться одним или несколькими методами обоснования цены, среди которых можно назвать: а) метод сопоставления рыночных цен (анализ рынка); б) нормативный метод; в) тарифный метод; г) проектно-сметный метод; д) затратный метод. «Приоритетным является метод сопоставления рыночных цен, остальные могут применяться только в случаях, определенных в частях 7 - 11 статьи 22 Закона № 44-ФЗ»28.

Существенными условиями государственного контракта являются:

1. Условие о цене, которая должна быть твердой и определяться на весь срок исполнения контракта.

2. Условия об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

3. Условие о порядке и сроках оплаты товара (работы, услуги).

4. Условия о порядке и сроках приемки поставленного товара (выполненной работы или оказанной услуги), а также соответствие их по количеству, качеству, комплектности, объемам, условиям контракта, а также порядок и сроки оформления результатов приемки.

5. Условия о случаях и порядке предъявления и последующего исполнения требований об уплате неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением условий контракта.

Все вышеназванные условия были рассмотрены в главе 1 моего диплома, поскольку являются существенными условиями любого договора поставки.

К специфическим условиям, характерным для государственного контракта относятся:

1. Условие о сроках возврата поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.

2. Условие о банковском сопровождении. Заказчик вправе включать данное условие в контракт только с 1 июля 2014 года в случаях и порядке, установленных статьей 35 Закона № 44-ФЗ.

3. Условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8-26 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с Законом № 44-ФЗ в контракт могут быть включены также иные основные условия, которые подлежат включению в отдельные виды контрактов. «Обозначенные выше условия контракта не квалифицированы напрямую Законом № 44-ФЗ как существенные, но такая квалификация следует из ст. 432 ГК РФ, поскольку эти условия необходимы для заключения контракта и должны в нем содержаться»29. Следует также отметить, что «в случаях заключения контракта на срок свыше трех лет и ценой свыше ста миллионов рублей, в контракт включается (отдельным условием или приложением к документу) график исполнения контракта»30. Заключение контракта по результатам конкурса или аукциона (в том числе электронного или закрытого) производится с учетом особенностей, предусмотренных статьями 54, 70 и 91 Закона № 44 - ФЗ.

2.3.2 Правовой порядок изменения контракта

В части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ установлено, что «изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается только по соглашению сторон и только в случаях, непосредственно перечисленных в данной статье»31. Изменение условий по соглашению сторон допускается:

1) Когда возможность изменения предусмотрена контрактом, если:

а) цена контракта снижается, а количество и качество товаров, объемы и качество работ, а также услуг остаются без изменения;

б) по предложению заказчика количество товара, объемы работ или услуг увеличиваются или уменьшаются, но не более, чем на 10% с пропорциональным изменением цены контракта.

2) Когда цена контракта, заключенного на срок не менее трех лет для обеспечения федеральных нужд и нужд субъекта РФ фактически равна или превышает установленный Правительством РФ размер цены, и исполнение контракта без изменения его условий невозможно. В такой ситуации условия контракта могут изменяться на основании решения Правительства РФ для федеральных нужд и решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ для нужд субъекта;

3) Если цена контракта, заключенного на срок не менее одного года для обеспечения муниципальных нужд, равна или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и его исполнение без изменения условий контракта невозможно, то цена контракта может быть изменена по решению местной администрации.

4) В случае изменения в соответствии с законодательством РФ цен (тарифов) на товары, работы и услуги субъектов естественных монополий, цен и тарифов на газоснабжение, цен на услуги организаций коммунального комплекса, заказчик также должен изменить контрактную цену на эти товары, работы и услуги.

5) Если лимиты бюджетных обязательств заказчика уменьшаются в соответствии с положениями пункта 6 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ. В этом случае заказчик должен обеспечить согласование новых условий контракта, а именно: уменьшенную цену контракта; сроки его исполнения; сокращение количества поставляемого товара, сокращение объема работ или услуг, и при необходимости откорректировать другие условия.

6) По обоюдному согласию сторон, на основании части 7 статьи 95 Закона № 44-ФЗ допускается поставка товара, выполнение работ или оказание услуг, качество, а также технические и функциональные характеристики которых улучшены, по сравнению с начальными условиями контракта.

7) В силу части 5 статьи 95 Закона № 44-ФЗ не допускается замена поставщика (подрядчика, исполнителя) при исполнении контракта. «Исключение возможно, лишь в случае правопреемства вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, присоединения или слияния»32.

8) «В случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику»33.

Информация об изменении контракта размещается заказчиком в ЕИС в течение одного рабочего дня, следующего за датой изменения контракта.

2.3.3 Правовой порядок расторжения контракта

«Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством»34. Любая из сторон может отказаться от исполнения контракта, если заказчик включит это условие в контракт. Заказчик вправе самостоятельно принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в процессе его исполнения установит, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует требованиям, установленными контрактной документацией или предоставил недостоверную информацию о соответствии этим требованиям.

«Статья 451 ГК РФ предусматривает возможность изменения и расторжения договора в связи с существенными изменениями обстоятельств»35. Изменения обстоятельств признаются существенными, исходя из того, что, если бы стороны могли это предвидеть, то договор вообще не был бы ими заключен.

Принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с его ненадлежащего исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) может предшествовать экспертиза поставленного товара, выполненных работ, услуг с привлечением экспертов. В этом случае заказчик сможет отказаться от дальнейшего исполнения контракта, если экспертиза подтвердит нарушение его условий, которые являются основанием для одностороннего расторжения контракта.

После принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик в течение трех рабочих дней размещает это решение в ЕИС, а также направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомление: по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в контракте; заверенной телеграммой или по факсу; по электронной почте; другими средствами связи и доставки, обеспечивающими фиксирование отправки уведомления и получение подтверждения о его вручении поставщику. При этом датой уведомления считается не дата получения поставщиком соответствующего документа, а дата получения заказчиком подтверждения о вручении его поставщику или дата получения информации об отсутствии его по адресу, указанному в контракте. Если заказчик не получает такое уведомление, то его датой считается дата по истечению тридцати дней с момента размещения решения об отказе в ЕИС.

Кроме того, на основании Закона № 44-ФЗ сторонам предоставляется право на урегулирование разногласий по контракту в течении десяти дней с даты получения уведомления. Если в течение этого срока поставщик (подрядчик, исполнитель) устранит имеющиеся нарушении и оплатит заказчику затраты на проведение экспертизы, то заказчик будет обязан отменить свое решение об одностороннем отказе от исполнения. «Если поставщик (исполнитель, подрядчик) в установленный срок не устранил нарушение контракта, имевшее место в первый раз, контракт считается расторгнутым по истечении десяти дней с даты уведомления об одностороннем отказе»36.

Условия отказа от исполнения контракта по инициативе поставщика (подрядчика, исполнителя) в целом схожи с условиями отказа от исполнения контракта по инициативе заказчика. После принятия решения об отказе от исполнения контракта поставщик обязан направить заказчику уведомление и по истечению десяти дней после получения уведомления, решение о расторжении контракта вступает в законную силу. При этом заказчик вправе в течение десяти дней устранить нарушения контракта, которые стали основанием для его расторжения, и в этом случае поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить свое решение. В отличие от поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик подобным образом может поступать несколько раз.

Расторжение контракта в одностороннем порядке по инициативе любой из сторон контракта предоставляет право другой стороне потребовать возмещение только фактически понесенного ущерба без учета упущенной выгоды. Если расторжение контракта не составляет государственную тайну, то заказчик в течение одного рабочего дня после его расторжения обязан разместить эту информацию в ЕИС. «При расторжении контракта судом в связи с существенным нарушением его условий поставщиком (исполнителем, подрядчиком) сведения о таком контрагенте вносятся в реестр недобросовестных поставщиков»37.

2.3.3 Правовой порядок исполнения контракта

Положения части 1 статьи 94 Закона № 44-ФЗ, «являются нововведением, поскольку Закон о размещении заказов специального регулирования исполнения контракта не предусматривал»38.

Исполнение сторонами контракта включает:

а) приемку заказчиком поставленного исполнителем (поставщиком, подрядчиком) товара, выполненной работы либо оказанной услуги, которая при необходимости может осуществляться поэтапно, а также своевременную оплату принятых товаров, работ и услуг;

б) обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) своевременно предоставлять заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязанностей и в установленные сроки поставлять товары и исполнять необходимые работы и услуги;

в) взаимодействие заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) в процессе исполнения контракта, а также в случае его ненадлежащего исполнения участие в изменении или расторжении контракта.

В процессе исполнения контракта заказчик обязан производить экспертные проверки предоставляемых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) товаров, работ и услуг. Такие экспертизы могут проводиться заказчиком своими силами, либо с привлечением экспертов и экспертных организаций. Результаты экспертизы оформляются в виде заключения. «Заключение должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации»39. Кроме того, для приемки поставленного товара, работ и услуг заказчик вправе создавать приемочную комиссию численностью пять или более человек. Результаты проверок оформляются документом, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается заказчиком.

Для заказчика часть 9 статьи 94 Закона № 44-ФЗ устанавливает обязанность размещать в ЕИС отчет о результатах отдельных этапов исполнения контрактов. «В таких отчетах он указывает на исполнение либо ненадлежащее исполнение контракта, а также его изменение или расторжение»40. К отчетам обязательно должны прилагаться заключения по результатам экспертизы. Порядок подготовки и размещения отчетов в ЕИС, и их форма утверждены Правительством РФ.

2.4 Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

При заключении государственного контракта «определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) начинается с размещения извещения об осуществлении закупок либо в установленных законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика … и заканчивается заключением контракта»41. Для заключения контрактов заказчики, включая ОВД используют конкурсный способ определения поставщика либо производят закупку товаров, работ и услуг у единого поставщика. Конкурентные способы закупок заказчики осуществляют путем проведения различных конкурсов, аукционов, а также путем запроса котировок и предложений.

Конкурсом называется способ определения поставщика, при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия контракта. Аукцион - это способ определения поставщика, при котором победителем признается участник закупки, предложивший самую низкую цену контракта. Закупка одноименных товаров, работ и услуг двумя или большим числом заказчиков может производиться путем проведения совместных конкурсов и аукционов. Например, в Санкт-Петербурге могут проводиться конкурсы по приобретению аналогичных товаров, работ и услуг, в которых могут принять участие районные ОВД. При проведении таких мероприятий стороны заключают межу собой соглашение, в котором устанавливается их права, обязанности, ответственность и другие условия, соответствующие ГК РФ, Закону № 44-ФЗ и другим законодательным актам. После определения поставщика, каждый заказчик заключает свой индивидуальный контракт с победителем конкурса или аукциона. Инициаторами таких мероприятий может выступать один из заказчиков, либо уполномоченный орган или учреждение, с которым заказчики заключают соглашении о передаче им своих полномочий.

C 1 января 2016 года вступит в силу часть 5 статьи 26 Закона № 44-ФЗ, согласно которой исполнительные органы власти любого уровня будут обязаны принять решения о наделении полномочиями создаваемые вновь федеральные и территориальные органы, учреждения, самостоятельно определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующего круга заказчиков, так как на эти органы или учреждения будут возложены следующие функции: «планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе возможность приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказание услуг для государственных и муниципальных заказчиков»42. Созданные органы и учреждения будут также осуществлять контроль, мониторинг и аудит в сфере закупок.

Ограничение контингента поставщиков (подрядчиков, исполнителей) возможно лишь в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ. Если такие ограничения вводит заказчик, то обоснование этих причин должно быть изложено в извещении об осуществлении закупок. Осуществлять закупки имеют право как непосредственные участники, так и их уполномоченные представители, действующие на основании выданной на их имя доверенностью. Статьями 28 - 30 Закона № 44-ФЗ установлено, что при проведении госзакупок путем конкурсов и аукционов привилегии предоставляются:

а) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;

б) организациям инвалидов;

в) субъектам малого предпринимательства;

г) социально ориентированным некоммерческим организациям.

2.1 Определение поставщика путем проведения открытого конкурса

«Под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки представляются единые требования»43. Открытый конкурс является конкурентным способом определения поставщика, за исключением случаев, предусмотренных статьями: 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона №44-ФЗ. Конкурсная документация разрабатывается самим заказчиком либо нанятой им специализированной организацией. Однако на текущий момент по решению Правительства РФ разрабатываются общие требования к содержанию и составу типовой конкурсной документации, которые уже в ближайшие год или два станут обязательными образцами для всех заказчиков.

Извещение о проведении конкурса размещается в ЕИС не менее чем за 20-ть дней до даты вскрытия конвертов с заявками. На ряду с этим, заказчик правомерен разместить извещении о конкурсе и в любых других средствах массовой информации. В извещении указывается вся информация, которая требуется поставщику для составления полноценной заявки на участие в открытом конкурсе. Эти сведения в полном объеме изложены в п. 3 ст. 49, п. 1 и п. 1.1 ст. 50 Закона №44-ФЗ. К информационной документации обязательно прилагается проект контракта. После размещения извещения и получения от заинтересованного лица письменного заявления заказчик обязан в течение 2-х дней предоставить ему всю конкурсную документацию.

По результатам открытого конкурса контракт заключается на условия изложенных в заявке победителя, в котором цена не может быть выше начальной цены контракта указанной в извещение заказчика. Контракт должен быть заключен не ранее 10-и дней, но и не позже 20-и дней после размещения протокол по результатам конкурса в электронной сети. Срок для заключения контракта может быть продлен, «в случае наличия принятых судом или арбитражным судом судебных актов либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта»44, но не более чем на 30-ть дней.

В течение указанного срока победитель конкурса должен подписать все экземпляры контракта и вернуть заказчику. При уклонении победителя от подписания контракта заказчик может обратиться в суд о возмещении убытков, причиненных ему и заключить контракт с участником конкурса № 2. Этот контракт заключается на условиях, изложенных в заявке участника № 2. Контракт, составленный с учетом таких предложений подписывается заявителем и все экземпляры передаются на подпись заказчику. Не предоставление заказчику как контрактов, подписанных участником № 2, так и не предоставления им денежного обеспечения контракта не считается уклонением, так как конкурс в этом случае классифицируется как не состоявшимся.

В свою очередь, если в течение положенных по закону десяти дней заказчик не подпишет контракты с победителем конкурса либо с участником № 2 и не отправит один экземпляр по почте тому или другому заявителю, то в этом случае заказчик признается уклонившимся от заключения контракта. При уклонении заказчика от заключения контракта с победителем конкурс или с участником конкурса № 2, то они вправе обратиться в суд с иском о понуждении заказчика заключить контракт, а также взыскать с заказчика убытки, причиненные им в результате уклонения его от заключения контракта.

В случае, когда открытый конкурс признан несостоявшимся заказчик вносит изменения в план-график, а при необходимости и в план закупок, после чего вновь размещает ЕИС извещение о повторном проведении конкурса. В этом случае основные параметры конкурсной документации остаются без изменения. Корректируются сроки исполнения контракта, они удлиняются на срок проведения нового конкурса, кроме того начальная цена контракта может увеличиться, но не более чем на 10% от первоначально максимальной цены несостоявшегося конкурса. Если и второй конкурс признают несостоявшимся, то заказчик вправе представить обоснование в компетентный орган власти о целесообразности заключения контракта с тем или иным единственным поставщиком. Либо проводит закупку путем проведения запроса предложений или другим способом, если они не противоречат Закону № 44-ФЗ.

2.2 Определение поставщика путем проведения

аукциона в электронной форме

Аукцион в электронной форме (электронный аукцион) - это «аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной сети извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором»45. Функционирование электронных площадок осуществляется в соответствии Федеральным законом от 28.12.2013 № 396-ФЗ.

При проведении аукциона в электронной форме плата взимается только с лица, с которым оператор заключает контракт на проведение аукциона. Для участия в электронных аукционах участники должны оформить аккредитацию у оператора площадки. При оформлении аккредитации будущий участник подает заявление и прикладывает к нему перечень документов указанных в п. 2 ст. 61 Закона № 44-ФЗ. В течение 5-ти рабочих дней оператор обязан оформить аккредитацию или отказать, либо уведомить заявителя о причинах принятия такого решения. Аккредитация участника на электронной площадке осуществляется сроком на три года. Если участник предоставил обеспечение за участие в аукционах, то он вправе участвовать во всех проводимых на этой площадке аукционах. Обязательной функцией оператора электронной площадки является ведение реестра участников аукциона. Заказчик размещает в ЕИС извещение о проведении электронного аукциона.

Наряду с проведением отрытого конкурса и электронного аукциона «новыми способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) введенными Законом № 44-ФЗ, является: конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений и котировок, закрытый конкурс с ограниченным участием, а также закрытый двухэтапный конкурс»46.

2.3 Конкурс с ограниченным участием

При проведении этого конкурса используют положения о проведении открытого конкурса. Заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием высоко квалифицированных поставщиков в случаях: 1) «если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической или технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики, (подрядчики, поставщики), имеющие необходимый уровень квалификации»47; 2) при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследования (памятников истории и культуры) народов РФ. Развернутый перечень таких работ содержится в п. 2.2 ст. 56 закона № 44 - ФЗ.

2.4 Двухэтапный конкурс

В соответствии с Законом № 44 - ФЗ статья 57 Заказчик имеет право провести двухэтапный конкурс при соблюдении следующих условий: а) заказчику необходимо обсудить и уточнить с поставщиком все необходимые характеристики закупаемого объекта; б) «конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий на поставку инновационной и высокотехнологической продукции, энергосервисного контракта, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности). (п.2.1 ст. 57 Закона № 44 - ФЗ)

На первом этапе участники конкурса подают конкурсные заявки без указания цены контракта. По окончании первого этапа конкурса заказчик уведомляет всех участников о внесенных в конкурсную документацию изменениях и публикует эту информацию в единой информационной сети. На второй этапе могут подать заявки только те участники, которые подавали заявки на первом этапе. В окончательных конкурсных заявках указывается цена с учетом внесенных измененных в контракты либо следует отказ от дальнейшего участия в конкурсе.

2.5 Запрос котировок и предложений

Запрос котировок существовал и в отмененном Закон № 94-ФЗ, запрос предложений является новеллой Закона № 44 - ФЗ. Сходство запроса котировок и запроса предложений в том, что благодаря данной процедуре заказчик имеет возможность через единую информационную систему сообщить о своих потребностях в товарах, работах и услугах неограниченному кругу лиц.

Запрос котировок может проводиться, если начальная цена контракта не превышает сумму 500 тысяч рублей, кроме того совокупный объем закупок в год не должна превышать 100 мил. рублей, а поставка производится в соответствии с планом-графиком, в котором ни одна разовая поставка не должна превышать 10 процентов от общего объема средств заказчика.

«Итоговый протокол и протокол проведения запроса предложений размещаются в единой информационной системе в день подписания итогового протокола»48. (п. 16 ст. 83 Закона № 44-ФЗ)

2.6 Закрытые способы определения поставщиков

«Под закрытыми способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) понимаются: закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион». Данные способы закупки товаров, работ, услуг используются Заказчиком: а) для обеспечения федеральных нужд не подлежащих разглашению, то есть материалы с грифом «секретно»; б) если в предоставляемой Заказчиком документации или контракте, содержатся сведения составляющую государственную тайну; в) если контракт составляют с целью оказания услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей «Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, музейных предметов, музейных коллекций, редких и ценных изданий, архивных документов и прочего»49; г) в случаях закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечении деятельности судов и судебных приставов, (полагаю надо это исключить это чушь в п. 2.4)

Закрытые контракты подлежат заключению, если Заказчик согласовал эти закупки с надлежащими вышестоящими органами исполнительной власти. Срок действия согласованного решения не должен превышать 90 дней со дня его подписания и рассылки Заказчиком приглашений на участие в закрытых конкурсах. Приглашения на закрытый конкурс направляются всем потенциальным Поставщикам, а при заключении конкурса с ограниченным кругом лиц такие приглашения направляются ограниченному кругу Поставщиков, но те и другие должны полностью соответствовать требованиям Закона № 44 - ФЗ в вопросах сохранения государственной тайны и обеспечить поставку надлежащих товаров, работ и услуг.

2.7 Проведение закрытого аукциона

В закрытом аукционе имеют право участвовать поставщики (подрядчики, исполнители), которые соответствуют требованиям Закона № 44 - ФЗ о соблюдении ими государственной тайны и своевременно подавшие заявки с приложением к ней всей необходимой документации и проекта контракта в письменной форме. Заявки подаются запечатанном конверте с приложением в нем описи документов, которые в свою очередь пронумерованы, сброшюрованы, а также обязательно порядке подписаны надлежащим юридическим лицом и скреплены печатью. Заявки, поданные на аукцион с опозданием комиссией не рассматриваются и возвращаются заявителю в тот же день. Со своей стороны, заявитель вправе отозвать свою заявку в любое время до начала аукциона. В случае если по результатам оценки аукционной комиссии все поданные заявки признаны не соответствующими требованиям аукциона, либо подана одна заявка или ни одной, то аукцион считается не состоявшимся.

2.8 Осуществление закупок у единого поставщика

(подрядчика, исполнителя)

«Закупка у единого поставщика (подрядчика, исполнителя) подразумевает, что заказчик предлагает заключить контракт конкретному юридическому или физическому лицу»50, без проведения конкурсных способов определения поставщика. Перечень случаев, при которых заказчик вправе заключать такие контракты установлены ч.1 ст. 93 Закона № 44 - ФЗ. Эти контракты условно можно подразделить на следующие группы закупок: а) в связи с признанием конкурсных процедур не состоявшимися; б) в сфере государственного управления и обороны; в) в сфере медицины и для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; г) в сфере образования, культуры, науки и спорта; д) в других случаях, не противоречащих действующему законодательству.

При заключении Заказчиком контрактов с единым поставщиком имеются свои плюсы и минусы. Например, «минусом» то есть недостатком является ограниченные возможности Заказчика влиять на Поставщика в целях получения наилучших условий и цены контракта, а также риски связанные с возникновением различных претензий со стороны проверяющих органов, так как при исполнении таких контрактов имеются большие соблазны для злоупотребления при расходовании бюджетных средств. В свою очередь «плюсами» то есть преимуществами при заключении таких контрактов являются: во-первых, минимальные риски связанные с нарушением процедуры заключения контракта; во-вторых, простота оформления контрактов (без конкурсов и аукционов) позволяет значительно сократить время получения товаров, работ, услуг; в-третьих, происходит значительное сокращение затрачиваемых ресурсов на проведение процедуры заключения контракта; в-четвертых, возможность заключить контракт с известным поставщиком, что позволяет обеим сторонам стремиться соблюдать этикет бизнеса, то есть пунктуально исполнять каждой стороной свои обязанности, который широко используется в развитых странах и отсутствует у российских бизнесменов.

Необходимо также отметить, что на ряду с выше изложенным: «в случае закупки у единого поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщиков, а также цену контракта и иные существенные условия контракта»51. Важно отметить, что поставщику заключать контракт с заказчикам целесообразно, если доходы полученные от реализации своего товара, работ и услуг превышают расходы. К расходам, поставщики относят расходы на предоставление обеспечения исполнения контракта.

В случае, когда заказчик намерен заключить контракт с единым поставщиком по итогам признания несостоявшейся конкурсной закупки, составлять проект контракта не имеет смысла, так как он уже публиковался и находится в ЕИС. При проведении закупок у единого поставщика в случаях установленных пунктами: 1-3; 6-8; 11-14 и 16-10 части 1 статьи 93 Закона № 44 - ФЗ, заказчику должен разместить в ЕИС извещение о проведении этих закупок не позднее 5-и дней до момента заключения контракта. В извещении должны содержаться следующие сведения о заказчике: его наименование; место нахождение; почтовый адрес; адрес электронной почты; номер контактного телефона; ответственное должностное лицо; наименование и краткое описание закупки, то есть предмет контракта. Кроме того, по усмотрению заказчика в извещение может быть включен пункт о размере обеспечения исполнения контракта. Обеспечение может быть предоставлено единым поставщиком: а) посредством банковской гарантии; б) внесением денежных средств на счет заказчика. В этом случае в извещении необходимо указать реквизиты счета, на котором учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

2.9 Особенности осуществления отдельных видов закупок

Глава 3. Общая характеристика договоров поставки для нужд ОВД

3.1 Планирование госзакупок для нужд ОВД

3.1.1 Составление планов и план-графиков по госзакупкам

Согласно Закону № 44-ФЗ каждая закупка товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд должна найти свое отражение в план-графике, который размещается на сайте zakupki.gov.ru, а начиная с 1 января 2015 года заказчики должны формировать планы закупок. Каждый заказчик должен создать контрактную службу.

Однако, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 100 миллионов рублей, то вместо создания контрактной службы руководитель может назначить только контрактного управляющего. «К функциям и полномочиям контрактных управляющих и контрактных служб будет относиться обслуживание всего цикла закупок – от планирования до приемки товаров, работ, услуг по выполненным контрактам.»52.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона № 44-ФЗ с 1 января 2015 года введено понятие «идентификационный код закупки», который указывается в плане закупок, плане-графике, в извещении о закупке, приглашении принять участие в определении поставщика, документации о закупке, контракте, а также в иных документах, связанных с исполнением вышеназванного Закона.

Специалисты, отвечающие за закупки в ОВД, при составлении планов госзакупок товаров, работ и услуг на 2015 год должны включать в него: идентификационный код каждой закупки; цели закупок; полное наименование объектов закупок с учетом положений стати 33 закона № 44-ФЗ, а также объем закупаемых товаров работ и услуг; объемы финансового обеспечения для осуществления закупок; сроки и периодичность осуществления поставок; обоснование закупки в соответствии со статьей 18 Закона № 44-ФЗ; информацию об общественном обсуждении; информацию о тактико-технических и высокотехнологических особенностях поставляемых товаров, которые требуют высокую квалификацию исполнителей.

Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения федеральных нужд, … нужд субъектов РФ, муниципальных нужд устанавливается Правительством РФ. «Планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия закона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период»53.

В соответствии с планом закупок в каждом ОВД обязательно составляются план-графики, которые по своему содержанию должны соответствовать утвержденной Правительством РФ форме. В них обязательно устанавливаются:

а) начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК); б) основные условия в сфере закупок, установленные действующим законодательством; в) способы определения поставщиков; г) дата начала закупки; д) размер обеспечения для заявителей, участвующих в конкурсе или аукционе; е) информация о применении критерия стоимости жизненного цикла товара; ж) идентификационный код закупки; з) информация о банковском сопровождении.

3.1.2 Нормирование госзакупок в ОВД

Действующим законодательством установлено, что товары, работы и услуги, приобретаемые для государственных нужд, в том числе и для нужд Органов внутренних дел, должны полностью обеспечивать их нормальное функционирование без лишней роскоши.

Нормирование в сфере закупок представляет собой «установление требований к закупаемым товарам, работам и услугам и (или) определение нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов»54. На основании разработанных вышестоящими государственными органами общих требований по нормированию госзакупок, муниципальные власти, исходя из своих региональных особенностей, должны в свою очередь разработать нормативные акты, удовлетворяющие бюджетные потребности в своем регионе.

3.1.3 Обоснование госзакупок

Нормативные акты, касающиеся обоснования госзакупок, вступают в юридическую силу с 1 января 2015 года. Исполнение таких обоснований будет возложено на соответствующих специалистов в каждом Отделе внутренних дел, как при формировании плана закупок, так и при составлении план-графиков.

При формировании плана закупок обоснованию подлежат все объекты, необходимые для:

а) реализации мероприятий, предусмотренных государственными и муниципальными программами РФ;

б) исполнения международных обязательств РФ;

в) выполнения своих функций всеми государственными и муниципальными органами и учреждениями за счет бюджетных средств, в том числе и ОВД.

Если при проведении мониторинга или аудита в сфере закупок будет установлено, что закупка признана необоснованной, то органы контроля должны выдать предписание об устранении выявленных нарушений, а также привлечь виновных лиц к административной ответственности.

3.1.4 Общественное обсуждение госзакупок

В законе № 44-ФЗ установлены случаи обязательного общественного обсуждения госзакупок и порядок его проведения, который вступит в юридическую силу лишь с 1 января 2016 года. В соответствии с вышеназванным законом в течение 2014 - 2015 годов государственными органами, включая ОВД «обязательное общественное обсуждение закупок проводится в порядке, определяемом федеральным законом, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключенного с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) превышает один миллиард рублей»55.

Обязательное обсуждение начинается с даты размещения плана закупки в ЕИС, а заканчивается за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе. По результатам общественного обсуждения в планы закупок и план-графики могут быть внесены поправки либо закупка может быть отменена. Кроме того, «в законодательстве субъектов РФ, а также в муниципальных правовых актах могут быть установлены иные случаи проведения общественного обсуждения закупок для обеспечения региональных или муниципальных нужд соответственно»56.

3. 2 Мониторинг и аудит в сфере закупок

3.2.1 Мониторинг в сфере закупок

«Мониторинг закупок представляет собой систему наблюдений в сфере закупок, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе реализации планов закупок и планов-графиков»57.

Нормативы о мониторинге в сфере закупок вступят в законную силу лишь с 1 января 2016 года и будут осуществляться в целях:

а) оценки обоснованности производимых заказчиками закупок;

б) оценки достигнутых заказчиком целей за счет произведенных закупок;

в) дальнейшее совершенствования законодательных актов РФ и других нормативных документов, касающихся контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг.

«Предполагается, что введение мониторинга закупок не повлечет дополнительных обязанностей непосредственно для заказчиков и участников закупок, поскольку его осуществление будет обеспечиваться Минэкономразвития Росси»58 на федеральном уровне, а у субъектов РФ проведение мониторинга будет возложено на исполнительный орган власти субъекта РФ занимающийся вопросами по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Мониторинг закупок для муниципальных нужд будут осуществляться работниками местной администрации.

Ежегодно результаты мониторинга закупок будут оформляться в виде сводного аналитического отчета, который Минэкономразвития РФ обязан предоставлять Правительству РФ и параллельно этот отчет в обязательном порядке будет размещаться в ЕИС для информирования заинтересованных субъектов. Следует отметить, что требования к содержанию аналитического отчета, порядок его подготовки и сроки его подачи будут также определяться Правительством РФ.

В ежегодном сводном аналитическом отчете в обязательном порядке будет даваться оценка эффективности исполнения контрактов закупок. В этом отчете должны быть также сформулированы конкретные предложения по совершенствованию законодательных актов РФ и иных нормативных документов, касающихся контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг. Установленный «порядок использования ЕИС для целей мониторинга закупок устанавливается с учетом порядка функционирования единой информационной системы»59. Согласно части 2 статьи 4 Закона № 44-ФЗ порядок функционирования ЕИС устанавливает Правительство РФ.

3.2.2 Аудит в сфере закупок

«Аудит - это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности»60. В соответствии с частью 1 статьи 98 Закона № 44-ФЗ аудит в сфере закупок осуществляется Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований, которые далее по тексту именуются органами аудита в сфере закупок. «Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему»61.

На федеральном уровне контрольная и экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты РФ осуществляется путем проведения проверок, ревизий, обследований и мониторинга. По результатам этих мероприятий и на основании анализа и оценки имеемой информации Счетная палата подготавливает и направляет отчеты палатам Федерального Собрания РФ, в которых содержатся сведения о законности, целесообразности, эффективности затраченных ресурсов по закупке товаров, работ и услуг для государственных нужд. Счетная палата РФ регулярно предоставляет информацию о своей деятельности средствам массовой информации, и ежегодно отчитывается о проделанной работе Совету Федерации РФ и Государственной Думе РФ.

Органы аудита в сфере закупок определены частями 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований». В соответствии с указанным Законом «Контрольно - счетный орган субъекта РФ является постоянно действующим органом внешнего государственного финансово контроля и образуется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ»62. На контрольно-счетные органы, указанные в Законе № 6-ФЗ возложены функции по проведению аудиторских проверок, ревизий, мониторингу и других экспертно-аналитических мероприятий, связанных с заключением и исполнением контрактов в сфере закупок.

Органы аудита в сфере закупок обрабатывают полученную информацию, по результатам проведенной работы составляют отчет в котором, «устанавливают причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, представляют предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок»63. и отредактированную информацию со своими предложениями по устранению выявленных недостатков размещают в ЕИС.

3.2.3 Контроль в сфере госзакупок

Закон № 44-ФЗ существенно расширил систему органов, которые уполномочены осуществлять контроль в сфере госзакупок. На текущий момент указанным контролем вправе заниматься:

а) ФАС России, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, которые уполномочены осуществлять контроль в сфере закупок, а также Рособоронзаказ;

б) Казначейство РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;

в) органы внутреннего государственного и муниципального финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

В соответствии с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ № 728 Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС) «уполномочена осуществлять контроль за соблюдением заказчиками, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами и учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов о Контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»64. Полномочия других контролирующих органов установлены частями 3 - 11 статьи 99 Закона № 44-ФЗ.

Нормы, определяющие полномочия Казначейства, финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований, а также органов управления государственными внебюджетными фондами, вступят в силу только с 1 января 2016 года. Поэтому сейчас невозможно с полной уверенность утверждать, какие реальные функции и в каких объемах будут исполнять эти органы в течение 2015 года. «Планируется, что Казначейство РФ и иные органы, указанные в части 5 статьи 99 Закона № 44-ФЗ, будут проверять, соответствует ли информация о представленных объемах финансового обеспечения информации, зафиксированной в различных документах на всех этапах осуществления закупок, начиная с планирования и заканчивая реестром контрактов»65. Осуществление контроля в сфере закупок органами внутреннего государственного и муниципального финансового контроля приведет к возникновению у заказчика ряда обязанностей по предоставлению им информации о соблюдении требований Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с вышеназванным Законом для разрешения противоречий в отношении одной и той же закупки установлено общее правило, что решения, вынесенные органами более низкого уровня, не могут противоречить решениям более высокого уровня.

Статьей 101 Закона № 44-ФЗ установлено, что контроль в сфере закупок первоначально осуществляет заказчик, который контролирует исполнение поставщиком условий контракта, а также осуществляет контроль за привлечением поставщиком к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Ведомственный контроль в сфере закупок осуществляют: государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и муниципальные органы в отношении подведомственных им заказчиков.

Общественный контроль в сфере закупок вправе осуществлять: граждане, общественные организации и объединения юридических лиц. «Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия»66. Общественный контроль способствует: а) развитию и совершенствованию контрактной системы в сфере закупок; б) предупреждению и выявлению нарушений требований законодательства РФ в этой сфере; в) информирует заказчика и контрольные органы в сфере госзакупок о выявленных нарушениях.

1 П.1 ст. 420 ГК РФ (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014 г.) / РГ № 238-239 от 08.12.1994 г.

2 П.2 ст. 308 ГК РФ (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014 г.) / РГ № 238-239 от 08.12.1994 г.

3 Абз. 2 п.5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.10.1997 года № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса о договоре поставки»// Экономика и жизнь, N 6, 1998.

4 Егорова М. А. Коммерческое право: Учебник для вузов. – М.: РАНХиГС при Президенте РФ: Статут, 2013 (640 с.).