Маслоагрегат МА-24Д
Маслоагрегат МА-24Д
Маслоагрегат представляет собой совокупность пяти насосов шестеренчатого типа, связанных между собой гидравлической и кинематической схемами.
Кинематическая схема
1 секция откачки масла из маслосборника шарикового подшипника компрессора; 2 секция откачки масла из маслосборника подшипника турбины; 3 привод агрегата; 4 основная откачивающая секция; 5 нагнетающая секция; 6 подкачивающая секция.
Конструктивное объединение насосов системы в одном корпусе позволило сократить число приводов на двигателе, уменьшить число агрегатов и их вес, а следовательно, вес двигателя в целом.
Привод насосов маслоагрегата производится от нижней ведомой конической шестерни центрального привода агрегатов при помощи нижнего вертикального валика лобового картера к рессоры, которая соединяется внутренними шлицами вала с ведущей шестерней откачивающей секции из маслосборника лобового картера. Насосные пары маслоагрегата располагаются в корпусе, который состоит из верхней крышки, к которой винтами крепится каркас с пеногасящей сеткой , верхнего корпуса , нижнего корпуса , вставки для размещения секций откачки масла из маслосборников подшипников компрессора и турбины и крышки подпитывающей секции. Нижний корпус и крышки маслоагрегата отлиты из магниевого сплава МЛ-5, а верхний корпус из алюминиевого сплава АЛ-5. Вставка изготовлена из сплава Д1Т.
Маслоагрегат МА -24А
Маслоагрегат расположен в нижней части маслосборника лобового картера, к которому он крепится при помощи шпилек. В месте крепления ставится уплотняющая паронитовая прокладка, которая предотвращает течь масла по разъему.
Секция откачки масла из маслосборника лобового картера
Насосная пара откачки масла из маслосборника лобового картера состоит из ведущей шестерни, ведомой шестерни, крыльчаток, которые при помощи винтов крепятся к верхним торцам шестерен. Шестерни и расположены в расточках верхней части корпуса маслоагрегата и вращаются соответственно на бронзовых втулках-подшипниках . Сверху шестерни насоса закрыты крышкой. Перед поступлением на вход в насос масло проходит пеногасящую сетку и через два отверстия в верхней крышке агрегата направляется на крыльчатку. Таким образом, масло поступает в насос в осевом направлении и предварительно проходит через межлопаточные каналы крыльчатки. Благодаря этому откачивающая секция имеет высокий коэффициент наполнения межзубовых объемов шестерен и повышенную окружную скорость на периферии колес, что позволяет сохранить минимальные габариты и вес маслоагрегата в целом.
Выходная полость маслонасоса сообщается далее с полостью Е отверстием Ж и с внутренними каналами лобового картера, через которые масло направляется в воздухоотделитель.
Нагнетающая секция
Нагнетающая секция служит для подачи масла под давлением 44,5 кГ1смг на смазку трущихся деталей двигателя, а также для использования его в качестве рабочей жидкости в регуляторе оборотов винта и в системе измерителя крутящего момента. Давление масла в указанных пределах поддерживается редукционным клапаном.
Нагнетающая секция состоит из ведущей и ведомой шестерен и узла редукционного клапана. Шестерни расположены в нижней части корпуса в расточках, редукционный клапан находится с правой стороны верхнего корпуса агрегата (если смотреть по направлению полета).
Посадочная поверхность внутреннего диаметра ведущей шестерни омедняется для предупреждения появления контактной коррозии. Узел редукционного клапана конструктивно состоит из седла, клапана, пружины, подвижной втулки, колпачка клапана, регулировочного винта, колпачка и деталей уплотнения и контровки.
Привод нагнетающей секции осуществляется следующим образом. Ведущая шестерня с помощью шпонки соединяется с валиком ведомой шестерни основной откачивающей секции; ведомая шестерня опирается на бронзовые втулки-подшипники.
На вход в нагнетающую секцию масло поступает двумя путями: охлажденное в маслорадиаторе по наружному трубопроводу и из нагнетающей полости подпитывающей секции в случае уменьшения давления на входе ниже 0,60,8 кПсм2 После нагнетающей секции масло под давлением направляется к фильтру МФ-24А и дальше по каналам лобового картера к потребителям.
Секции откачки масла из маслосборников подшипников компрессора и турбины.
Масло, отработанное в шариковом подшипнике компрессора и роликовом подшипнике турбины, откачивается раздельно двумя насосами шестеренчатого типа, которые смонтированы в специальной вставке. Вставка располагается внизу агрегата в расточке корпуса верхнего. Насосные элементы: шестерни обеих секций конструктивно выполнены аналогичным образом. Ведущая и ведомая шестерни образуют секцию, которая откачивает масло из маслосборника подшипника турбины, а ведущая и ведомая шестерни образуют секцию, которая откачивает масло из маслосборника заднего подшипника компрессора. Масло к секциям подводится раздельными наружными трубопроводами, которые заканчиваются соответственно штуцерами.
Привод ведущих шестерен обеих секций осуществляется от валика ведущей шестерни секции откачки масла из маслосборника лобового картера. Вращение передается при помощи шариков-шпонок, которые монтируются в гнездах валика и продольных канавках ведущих шестерен.
Из обеих секций масло поступает в общую полость И, в которой, преодолевая сопротивление пружины обратного клапана, сливается с главным потоком масла, откачиваемым секцией откачки масла из маслосборника лобового картера. Обратный клапан предотвращает перетекание масла из полости Е в масляную полость корпуса камеры сгорания при остановке двигателя. Узел обратного клапана состоит из седла, ввернутого в верхний корпус, клапана, пружины, втулки и колпачка. Пружина клапана имеет постоянное усилие затяжки, рассчитанное на противодавление 0,050,08 кГ1см2.
Подпитывающая секция
Подпитывающая секция производит заполнение маслом системы смазки в процессе запуска двигателя и возмещает расходы масла, циркулирующего по замкнутому контуру масляной системы, в случае падения давления на входе в нагнетающую секцию маслоагрегата ниже 0,6 0,8 кГ/см2. Конструктивно секция состоит из ведущей и ведомой шестерен, узла редукционного клапана и узла обратного клапана Л. Шестерни расположены в расточке нижнего корпуса, причем ведущая шестерня насажена на шестерню, а ведомая шестерня на хвостовик шестерни. Шестерни
закрываются снизу крышкой, в которой располагаются обратный и редукционный клапаны. Вращение ведущей шестерни насоса осуществляется при помощи трех равномерно расположенных шариков-шпонок.
Узел редукционного клапана конструктивно состоит из седла, клапана, пружины, втулки, уплотнительного резинового кольца, колпачка, контргайки, регулировочного винта и колпачка. Давление масла на выходе из подпитывающей секции (на входе в нагнетающую секцию) поддерживается редукционным клапаном в пределах 0,6 0,8 кГ/см2.
В случае отклонения от заданных значений давление масла можно восстановить при помощи 'регулировочного винта, вращая его в соответствующую сторону. Регулировочный винт по упорному торцу имеет уплотнение с помощью алюминиевой шайбы.
Обратный клапан состоит из седла, клапана, пружины, втулки, колпачка клапана ./5 и уплотнительного резинового кольца. Обратный клапан нерегулируемый, с постоянным усилием затяжки пружины, предотвращает перетекание масла из масляного бака в неработающий двигатель при длительной стоянке самолета.
Конструкция.
Характеристики МА 24.
Маслоагрегат МА-24 обеспечивает циркуляцию масла в системе смазки. Он включает в себя пять смонтированных в одном корпусе секций маслонасосов шестеренного типа:
- нагнетающая производительность 115 л/мин.
- основную откачивающую секцию 190 л/мин.
- секции откачки от опоры компрессора 40 л/мин.
- секцию откачки от опоры турбины 40 л/мин.
- подпитывающая секция 42 л/мин.
Секции маслоагрегатов связаны между собой гидравлическими и кинематическими схемами.
Корпус маслоагрегата состоит из пяти частей:
- верхняя крышка с предохранительной частью
- верхнего корпуса
- корпуса вставки
- нижнего корпуса
- нижней крышки или крышки подпитывающей секции
Объединение пяти насосов в одном корпусе позволило сократить число приводов на двигателе, уменьшить число агрегатов и их вес, а следовательно и вес двигателя в целом.
Привод маслоагрегата производится от нижней ведомой конической шестерни центрального привода через нижний вертикальный валик и рессору, которая соединяется с внутренними шлицами вала ведущей шестерни основной откачивающей секции.
Нижний корпус и крышка маслоагрегата отлиты из магниевого сплава МЛ-5, верхний корпус из алюминиевого сплава АЛ-5, корпус вставка из сплава Д1Т.
Маслоагрегат расположен в нижней части маслосборника лобового картера и крепится при помощи шпилек.
Список используемой литературы:
- «Авиационные двигатели АИ 24» Л.П. Лозицкий; В.Я. Шипиль; П.П. Гетманчук; И.Г. токарь издательство «транспорт» М. 1970г.