Талант любви
Урок по повести Нодара Думбадзе «Кукарача»
Описание событий в романах и других произведениях Нодара Думбадзе (1928–1984) не входит ни в одну из школьных программ по литературе. А жаль. Ведь книги грузинского писателя, отличающиеся особой искренностью и глубиной, юмором и высоким драматизмом, с одинаковым интересом читались и в эпоху “застоя”, и на волне “перестройки”. Они ставились на сцене театров, экранизировались (вспомнить хотя бы великолепный фильм Тенгиза Абуладзе, снятый по роману «Я, бабушка, Илико и Илларион»), по ним создавались радиоспектакли. Писатель Григорий Бакланов, размышляя о причинах такой популярности Думбадзе, отмечал: “Редким жизнелюбием полны его книги. Сколько раз читаешь, смотришь на экране, столько раз улыбаешься. Оттого, что смешно? Нет, оттого, что талантливо и чистосердечно. Это, конечно, мог написать только грузин и только о любимой им Грузии, потому это так хорошо читается и на русском, и на многих, многих языках, потому это общечеловечно”.
Без любви
Солнце не царит на небосводе
Ветер не веет, лес не трепещет
Радостно.
Без любви не существует
Ни красоты,
Ни бессмертия не существует
Без любви.
(Галактион Табидзе)
Повесть «Кукарача» (1980) является одним из самых пронзительных произведений Думбадзе. Дорогой ценой она досталась автору. В 1979 году Думбадзе работал в абхазской деревне Гульрипши, на Черноморском побережье, и там с ним случился уже второй инфаркт. Врачам с трудом удалось вернуть писателя к жизни, но он не прекращал работать над повестью: никак не оставлял автора его герой — участковый милиционер Георгий Тушурашвили.
При всей внешней незатейливости повесть имеет глубокий философский смысл, писатель ставит перед читателями вопросы, требующие серьёзных раздумий: что позволяет человеку оставаться в памяти других людей даже после смерти? Что нужно сделать, чтобы на Земле воцарилось добро? Что такое человеческая душа?
Наш урок по повести Нодара Думбадзе «Кукарача» в 7-м классе начнём с обмена читательскими впечатлениями Спросим ребят: Интересно ли им было читать о жизни далёких сверстников из тбилисского квартала довоенного времени? Что более всего привлекло в повествовании?
Начало повести рисует вполне мирную картину: вот местные ребята таскают фрукты из чужого сада, вот устраивают “ослиные скачки” — ничто не предвещает последующих драматических событий. С любовью изображён главный герой рассказа — участковый инспектор Георгий Тушурашвили, за особый, смуглый цвет кожи прозванный Кукарачей (в то время очень популярна была песенка про «Кукарачу — чёрного таракана»). Он поистине народный любимец, рассказы о его подвигах, совершённых на финской войне, знает наизусть весь Тбилиси. “Участковый инспектор милиции нашего района — Кукарача был человек правдивый, чуткий, отзывчивый и потому всеми любимый. Укуси кого-нибудь блоха — он тотчас шёл с жалобой к Кукараче. Дела поважнее — так те и подавно не решались без участия Кукарачи”.
Но вдруг мирную, беззаботную жизнь квартала прорезает крик: “Кукарачу убили!” Эпизод завершается фразой, похожей на окончание какой-нибудь красивой легенды о жизни и смерти народного героя: “Без единого стона, без единого слова — с улыбкой на лице, красиво умер Кукарача — лейтенант милиции Георгий Тушурашвили…” Но это не финал — это начало повествования. Используя ретроспективную композицию, Думбадзе знакомит читателей со своим героем, словно сплетая ожерелье из картинок и образов.
Обратимся к эпизоду знакомства Кукарачи и Анико. Почему женщина так враждебно встречает участкового?
Уважаемая Анна Ивановна, мать подростка Тамаза, — жена первого секретаря райкома партии, а это предполагает известное благополучие, и визит милиции в такой дом явно нежелателен. Кроме того, Кукарача демонстрирует невоспитанность: прошёл без приглашения на кухню и уселся на табуретку. Участковый, объяснив причину своего визита (“Я беру на учёт всех подростков, так как мне поручено следить за их жизнью и поведением вне школы”), получает отповедь: “Чем ходить по порядочным семьям, занялись бы лучше хулиганами и ворами”.
Но уже после следующего визита милиционера Анна Ивановна меняет своё отношение к нему. Что же произошло?
Кукарача застал подростков за очередной проделкой — они “глушили” рыбу в реке с помощью зелёных орехов. И вот, вооружившись не чем-нибудь, а Уголовным кодексом, участковый вновь приходит в дом, где в прошлый раз удостоился звания “хама”. Кукарача основательно пугает Тамаза “уголовной ответственностью за умышленное уничтожение государственного имущества”. Но грозный блюститель порядка оказывается в душе мальчишкой, который засмотрелся, увлёкся процессом, — значит, и по его вине погибли мальки: “Я виновен не меньше вашего сына. Тяните и меня за ухо”. Простодушие и наивность лейтенанта растопили лёд в сердце Анико — она поняла, что Кукарача искренен и действительно желает добра её сыну. И совершенно смущает Кукарача женщину, поцеловав ей руку в знак уважения. “Спасибо вам за то, что вы напомнили мою мать”, — неожиданно признаётся милиционер, хотя Анико старше его всего лишь на восемь лет. А внимательные читатели заметили одну выразительную деталь — у этой молодой тридцатилетней женщины седые волосы, значит, и на её долю выпали испытания.
Читая повесть, мы видим, что для Кукарачи ежедневная служба превращается в служение людям. Он воспитывает не только нашкодивших мальчишек, но и взрослых, находит общий язык с Анной Ивановной, воюет за Ингу, даже пытается воздействовать на вора и бандита Муртало. Посмотрим, каковы же его методы воспитания.
В эпизоде купания лейтенант бросается спасать тонущего Костю, хотя сам не умеет плавать, потом, возмущённый тем, что они рисковали жизнью, щедро раздаёт ребятам пощёчины, отчитывает и вдруг обескураживает их неожиданной просьбой: “Не рассказывайте никому, что я… Что я не умею плавать… Ладно?”
Суть педагогических методов Кукарачи очень точно передал писатель А. Руденко-Десняк: “Надо не поучать заблудшие души с недосягаемых высот нравственности и всемирного духовного опыта, а внимательно следить, достигает ли цели праведное слово, и, если этого не произошло, спуститься на землю, стать вровень с тем, кому высокое слово предназначено. В любом человеке — такой же человек, как и ты сам” (Н. Думбадзе. Закон вечности. М., 1988). Кукарача уважает людей — всех без исключения, это и есть его “талисман”, “ключик” к сердцу каждого человека.
Отношения участкового милиционера и подростков отнюдь не складываются гладко. Что делает Кукарача, застав ребят за курением? Сначала он просто теряет дар речи, но затем слова его обрушиваются на мальчишек, словно удары грома: “Что вы делаете? Губите себя? Хотите, чтобы сгнили ваши лёгкие и высохли мозги? Роете себе могилу?.. — Он достал наган. — Зачем обрекать себя на медленную смерть? Раз-два, и готово!”
Методично посещая один дом за другим, лейтенант ведёт разъяснительную работу, зачитывает цитаты из энциклопедии о том, что такое никотин, с каждого подростка берёт расписку, что тот больше никогда не будет курить… Стыдно стало даже Анне Ивановне — ведь она тоже курила, подавая плохой пример сыну! Однако позиция взрослого человека отличается от позиции ребёнка, и Тамаз реагирует на происходящее по-своему — он бросает Кукараче страшное обвинение: “Шпион ты!.. Ненавижу тебя!”
Очень важным в повествовании оказывается следующий эпизод. Тамаз решается на весьма неприглядный поступок — крадёт понравившийся ему нож у зазевавшегося торговца арбузами. Ведь настоящий мужчина не мыслится без настоящего оружия, а этот кривой турецкий нож с чёрной рукояткой преследовал Тамаза во сне и наяву, и для него “не было на свете вещи более красивой и желанной”. Однако и этот случай не остался без внимания вездесущего участкового, который в очередной раз преподаёт мальчику урок доброты и мудрости. Он не уличает Тамаза в воровстве — он действует более тонко: предлагает подростку сыграть в ножички и, лишь продемонстрировав, что такое оружие в руках истинного горца, предлагает Тамазу вернуть нож хозяину. И вновь Кукарача идёт в дом Анны Ивановны — чтобы съесть арбуз, вручённый им счастливым торговцем в знак благодарности за возвращённое имущество. Что же так привлекает Кукарачу в доме Анико? Какой нравственный опыт приобретает он, общаясь с этой женщиной?
Сам Кукарача делает трогательное признание: “Мне кажется, что когда-то я уже жил в вашем доме… Потом я в чём-то провинился, и меня изгнали отсюда… И вот теперь я вновь вернулся, искупив свои грехи”. Душевное тепло, уют, мудрость и начитанность Анико — вот главное, что влечёт сюда молодого лейтенанта. В лице Анико он находит тонкого и умного собеседника. Пытаясь объяснить женщине, что именно входит в его служебные обязанности, Кукарача так формулирует одну из главных своих задач: “Идейное воспитание детей, правильное направление духовной жизни подростков… Мне часто приходится следить, Как шпиону, за ними (не забыл Кукарача тяжёлого обвинения Тамаза. — И. У.) — как бы не подрались, не попали в беду, не стянули чего-нибудь. Стараюсь из любви к ним, и только! А ведь мог я стать отличным хлеборобом или кузнецом!” Диалоги Кукарачи и Анико можно без сомнения назвать идейным ядром повести, ведь речь в них заходит о таких понятиях, как “душа”, “духовная жизнь”, “любовь”.
“Что вы знаете о душе?” — спрашивает Георгий. “По-моему, душа — это мысли, мечты человека, заключённые в бутылку, — говорит Анико. — Вроде сказочного джинна, которые со дня своего возникновения ждут, стремятся к свободе. Мы иногда освобождаем их… А освобождённая человеческая мысль способна творить чудеса в науке, искусстве, литературе”.
Ещё Анна Ивановна открывает Кукараче мир высших духовных ценностей — читает ему Евангелие от Матфея, советует проводить с ворами “профилактические беседы” — именно используя Священное Писание (раньше Кукараче не доводилось читать Библию): “Если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки её и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё было ввержено в геенну” (Мф. 5, 30). Женщина также объясняет милиционеру, что закон и заповедь — это не одно и то же. Спросим ребят: а как вы поняли разницу между этими понятиями?
Законы пишутся для всех граждан государства, и все должны их исполнять, а Заповедь — это то, что каждый выбирает для себя, как подсказывает ему совесть. Это высший нравственный закон, по которому живёт человек. Ещё из этого разговора молодой человек вынес убеждение в том, что любовь — это “самое драгоценное из всех сокровищ”. И не случайно именно после той беседы в произведении появляется Тема любви.
Главная героиня повести Инга слыла в Тбилиси красавицей. Судьба её могла бы сложиться вполне счастливо, если бы не роковая встреча девушки с вором и бандитом Муртало (по-грузински “муртало” — “низкий человек”, “подонок”). На беду, Муртало влюбился в красавицу, и пришлось бы Инге нести этот тяжёлый крест бандитской любви неизвестно сколько времени и никто бы не в силах был ей помочь, если бы не вмешательство Кукарачи. Идейный стержень повести — это противостояние двух героев — Георгия и Муртало. Чтобы точнее сопоставить их характеры, мировоззрение и отношение к жизни, обратимся к таблице.