Возможности воспитания самостоятельности у учащихся первого класса на уроках физической культуры

PAGE \* MERGEFORMAT 48

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена теми существенными изменениями, которые в последние десятилетия произошли в жизни российского общества, в его ценностно-целевых ориентирах и характере социального заказа системе отечественного образования. Современная социальная и демографическая ситуация требует от общего обязательного образования создания таких условий ученикам, чтобы за годы обучения они могли приобрести опыт самостоятельной деятельности, стать субъектами своей жизни. Успешное решение задачи воспитания самостоятельной личности в значительной степени определяет будущее страны, способствует ее поступательному развитию, совершенствованию социальных отношений, формированию общей культуры людей, их адаптации к жизни в изменяющемся обществе.

Немаловажным направлением в реализации общего обязательного образования является обеспечение условий для сохранения здоровья и физического развития младших школьников, что объясняется объективными потребностями общества в физически здоровых гражданах и реализуется федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в портрете выпускника начальной школы – в его личностных характеристиках.

Осознание противоречия между воспитанием самостоятельности, как развитием духовности, и физическим развитием младшего школьника позволило сформулировать проблему исследования: насколько возможна комплексность в укреплении духовного и физического здоровья учащихся, в современных условиях образовательного учреждения.

Цель исследования: изучить возможности воспитания самостоятельности у учащихся первого класса на уроках физической культуры.

Объект исследования: процесс воспитания самостоятельности у учащихся первого класса на уроках физической культуры.

Предмет исследования: инструментарий эффективного воспитания самостоятельности у учащихся первого класса на уроках физической культуры.

Задачи:

  1. Изучить понятие самостоятельности в психолого-педагогической литературе.
  2. Раскрыть психофизиологические особенности младших школьников.
  3. Рассмотреть возможности уроков физической культуры в воспитании самостоятельности детей.
  4. Составить комплекс упражнений по развитию самостоятельности у учащихся первого класса на уроках физической культуры.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, психолого-педагогический эксперимент.

Гипотеза исследования: воспитание самостоятельности у учащихся первого класса на уроках физической культуры возможно при целенаправленной работе учителя с учетом разных упражнений, направленных на развитие разных аспектов самостоятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенный автором комплекс упражнений может быть полезен учителям начальных классов и родителям первоклассников.

База исследования: МОУ СОШ №4 имени Героя Советского Союза Хоменко И.С. г. Комсомольска-на-Амуре, в исследовании принимали участие учащиеся 1 «Б» класса.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1 Понятие самостоятельности в психолого-педагогической литературе

Изучение результатов психолого-педагогических исследований позволяет констатировать, что в науке нет единого понимания сущности самостоятельности, определения ее места в структуре личности и твердых рекомендаций по формированию.

Единогласно подчеркивая роль самостоятельности в становлении личности как стимулятора творчества, ведущего к удовлетворенности деятельностью (учебой, спортом, досугом и т.д.), одни авторы относят самостоятельность к чертам характера, другие – к волевым свойствам, третьи высказывают мысль о самостоятельности как интегративной характеристике личности, четвертые рассматривают ее как характеристику деятельности [38].

Имеются высказывания о самостоятельности как психическом состоянии, как способности, как показателе активности человека, как критерии его зрелости в области той или иной социальной практики, как характеристике некой системы, когда во всех её отдельных частях проявляется модель всеобщей совместимости всех её компонентов (в более широком смысле как модель поведения человека, отражающую эту характеристику) [10, 16].

И.С. Кон считает, что самостоятельность – это внутренняя свобода, внутреннее своеобразие, самобытность, нестандартность, оригинальность [14]. Самостоятельность, по его мнению, предполагает, во-первых, независимость, во-вторых, ответственность, готовность отвечать за свои поступки и, в-третьих, убеждение в том, что такое поведение реально, социально возможно и морально правильно.

Пидкасистый П.И. определяет самостоятельность, как любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение дидактической цели. Этот процесс подразумевает поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.

Платонов К.К. и Голубев Г.Г. под самостоятельностью подразумевают способность работать без посторонней помощи. По мнению П.М. Якобсона, сущность самостоятельности заключается в наличии своих убеждений, знаний, представлений. Самостоятельность выражается в том, что человек не боится сам принимать решения, не поддается чужому влиянию и обладает самокритичностью. А.И. Высоцкий отмечает, что волевой компонент самостоятельности содержит некоторое число этапов волевого акта, осуществляемых человеком по собственному побуждению [38].

В работах Ю.А. Самарина, А.И. Щербакова самостоятельность представлена активной работой воли, чувств, выработкой цельного мировоззрения. Она предполагает способность ставить не только отдельные цели, задачи, но и определять направление своей деятельности.

По мнению С.Л. Рубинштейна, самостоятельность является результатом большой внутренней работы человека.

Раскрывая сущность самостоятельности, И.С. Кон констатирует, что она напрямую связана с рядом психических явлений: способностью к самоутверждению; способностью поддерживать стабильность «Я», с самоконтролем, умением регулировать собственное поведение и эмоциональные реакции. И.С. Кон рисует следующий портрет самостоятельного человека: высокая социальная активность, развитая потребность в достижении конечных целей, развитое чувство ответственности [14].

Анализ педагогической литературы свидетельствует о том, что самостоятельность характеризуется совокупностью знаний, умений и навыков, которыми обладает личность; отношением личности к процессу деятельности, ее результатам и условиям осуществления, а также складывающимися отношениями между людьми. Она связывается с уровнем развития способности личности принимать обдуманные, взвешенные решения, прогнозировать действия, формировать свою точку зрения и уметь отстаивать ее в учебных ситуациях [5, 34].

Развитие самостоятельности, по мнению И.С. Кона, связано, во-первых, с социальными условиями и содержанием жизнедеятельности человека, во-вторых, с конкретной деятельностью. В первом случае, он отмечает, что по мере повышения общественного статуса, по мере усложнения характера выполняемых личностью заданий, проявляется более самостоятельное отношение личности к себе и обществу. Во втором - наблюдается следующая тенденция: «чем меньше у человека самостоятельности в определенной деятельности, тем больше он склонен и в других сферах жизнедеятельности ориентироваться на внешние авторитеты, считать окружающий мир враждебным и угрожающим» [14]. Следовательно, люди, занятые более сложной деятельностью, отличаются большей самостоятельностью.

Ученый отмечает, что самостоятельность воспитывается всем стилем жизни, побуждающим личность с раннего детства совершать определенные поступки и нести за них ответственность. Он акцентирует внимание на том, что оказавшись в ситуациях, требующих ответственных решений, в ситуациях выбора, человек быстрее приобретает навыки самостоятельного поведения, резко повышает свою самостоятельность.

Самостоятельность реализуется благодаря включенности индивида в некоторое социальное целое, осознаваемой как сопричастность, в то время как подлинная сопричастность обязательно предполагает соучастие, глубокую личную вовлеченность, благодаря чему индивид осознает себя автономным субъектом деятельности внутри [14, 28, 29].

Другими словами, самостоятельность - это фокус опыта со сдвигающейся структурой, постоянно подлежащей переопределению.

Анализ работ психологов (И.А. Зимняя, А.К. Осницкий, Р.С. Немов, Р.В. Овчарова и др.) позволяет сделать вывод о том, что формирование самостоятельности обеспечивается, прежде всего, саморегуляцией, позволяющей человеку осознанно строить собственную деятельность, осуществлять выбор приемлемого способа поведения с учетом конкретных условий и выстраивать последовательность отдельных действий, а также рефлексией, то есть способностью человека оценивать не только конечные, но и промежуточные результаты своих шагов и вносить в собственные действия и поступки соответствующие коррективы [7, 19, 20, 21, 23].

При воспитании самостоятельности важно чувство педагогической меры, так как малейшее нарушение пропорций приводит к тому, что положительная черта сразу же становится отрицательной [9, 18].

При этом ученые отмечают, что, как и свобода, самостоятельность имеет два измерения. «Первое, описывающее объективное положение, жизненную ситуацию индивида, подразумевает независимость, свободу от внешнего принуждения, контроля, наличие права и возможности самому принимать решения, руководствоваться в жизни своими собственными стимулами. Второе измерение, относящееся к субъективной реальности, обозначает способность разумно пользоваться правом выбора (самостоятельность, но не своеволие) и предполагает целеустремленность, последовательность и волю к достижению. Самостоятельный человек осознает и умеет иерархизировать свои цели, способен успешно контролировать не только внешние обстоятельства, но и собственные порывы» [14].

По А. Маслоу, самостоятельности свойственны следующие типы поведения:

  1. Полное переживание с полной концентрацией и впитыванием.
  2. В каждом выборе принятие решения в пользу роста, а не безопасности.
  3. Существование фактически, а не в потенциальности.
  4. Несение ответственности за свои действия.
  5. Поиск ответов внутри, а не позерство и старание хорошо выглядеть.
  6. Действия верой в свои суждения и инстинкты.
  7. Работа ради того, чтобы делать хорошо то, что хочешь делать.
  8. Смелое переживание «пиков» (переходных моментов);
  9. Обнаружение своих защит, искажающих образ себя и образы внешнего мира.

Названные типы поведения можно рассматривать и как условия формирования самостоятельности личности.

Таким образом, как видно из изложенного выше, феномен самостоятельности еще далеко не решенная проблема в психолого-педагогической литературе. Попытки решения этой проблемы представляют собой предложения по определению понятия, выделение компонентов самостоятельности, поиск условий развития и формирования. В нашем исследовании считаем уместным рассматривать самостоятельность как интегральную характеристику личности, объединяющую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную, нравственно-волевую и другие ее стороны. Самостоятельность имеет многокомпонентную структуру, компоненты которой поддаются развитию в процессе жизнедеятельности при наличии ряда условий. Для целенаправленного формирования самостоятельности в процессе обучения важно ориентироваться на потенциалы возраста.

1.2 Психофизиологические особенности развития младших школьников

Младшим школьным возрастом называют период жизни детей от 6-7 до 11 лет. При определении его границ учитывают особенности психического и физического развития детей. Ребенок еще сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх, но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Значимая деятельность для него – учение [33]. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и
определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. Младший школьный возраст - очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависят не только желание и умение учиться, но и уверенность в своих силах, уровень интеллекта и личности [3].

Физически ребенок в этом возрасте развивается довольно равномерно. Увеличивается рост и вес тела, повышается иммунитет, быстро развиваются мышцы сердца. Частота сердечных сокращений более стойкая, но под влиянием разных движений, положительных и отрицательных эмоций она быстро изменяется. Костно-соединительный аппарат младших школьников довольно гибкий, поскольку в их костях еще много хрящевой ткани. Развитие мышечной системы оказывает содействие увеличению физической силы детей. Но малые мышцы кисти рук развиваются медленнее. Первоклассникам тяжело писать в пределах строки, координировать движения руки, не делать лишних движений, которые служат причиной быстрой усталости. Дети этого возраста дышат чаще, чем взрослые.

У детей хорошо развиты все органы чувств, но некоторые из них имеют свои особенности. Так, глаза, благодаря эластичности хрусталика, могут быстро изменять свою форму в зависимости от позы во время чтения и письма.

Вес мозга младшего школьника приближается к весу мозга взрослого человека. Особенно увеличиваются лобные доли, связанные с деятельностью второй сигнальной системы. Вместе с тем происходят значительные изменения в развитии и работе центральной нервной системы [8].

Преобладает непроизвольное внимание. Дети активно реагируют на все новое, яркое и необыкновенное. Непроизвольное внимание имеет положительное значение, но недостаточное для достижения успехов в обучении. С возрастом возрастает объем и стойкость внимания, связанные со значимостью учебного материала. Условием стойкости произвольного внимания является осознание учениками важности усвоения учебного материала [4].

В начале младшего школьного возраста недостаточно дифференцированно восприятие ребенка. Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, «бросающиеся в глаза» свойства - в основном, цвет, форма и величина [31]. Если на начальном этапе обучения у ребенка преобладает анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста развивается восприятие синтезирующее. Он может устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это хорошо видно на следующем примере. Когда детей просили рассказать, что нарисовано на картине, то дети от 2 до 5 лет перечисляли изображенные на ней предметы, от 6 до 9 лет – описывали картину, а ребенок старше 9 лет давал свою интерпретацию увиденному [35].

В младшем школьном возрасте большие изменения происходят с памятью ребенка - процессом запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта. Она приобретает ярко выраженный познавательный характер. Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный [31]. В целом и произвольная и непроизвольная память претерпевают существенные качественные изменения, и к третьему классу память становится более продуктивной. Под воздействием требований школы запоминание и воспроизведение приобретают все более произвольный характер и становятся гораздо более активными. Ведущие виды памяти у младших школьников - эмоциональная и образная. Дети быстрее и прочнее запоминают все то, что вызывает у них эмоциональный отклик. Образная память имеет свои ограничения. Дети, действительно, лучше удерживают в памяти конкретные лица, предметы и события, чем определения, описания, объяснения. Однако в период удержания в памяти образ может претерпеть определенную трансформацию. Типичными изменениями, происходящими со зрительным образом в процессе его хранения, являются: упрощение (опускание деталей), некоторое преувеличение отдельных элементов, приводящее к преобразованию фигуры и ее превращению в более однообразную.

Хорошо развивается механическая память, немного отстает в своем развитии опосредованная и логическая память. Это связано с тем, что данные виды памяти в учебной, трудовой, игровой деятельности не востребованы и ребенку хватает механической памяти. Идет интенсивное формирование приемов запоминания: от наиболее примитивных (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) до группировки и осмысления связей разных частей материала.

В младшем школьном возрасте развивается внимание. Возрастная особенность младших школьников - сравнительная слабость произвольного внимания. Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны [32]. Дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают внимание. Кроме преобладания непроизвольного внимания к возрастной особенности относится также его сравнительно небольшая устойчивость. Первоклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна; их внимание легко отвлекается. В результате дети могут не выполнить задание в срок, потерять темп и ритм деятельности. Только к третьему классу внимание может сохраняться непрерывно уже в течение всего урока.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, теоретическому. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Развитие теоретического мышления зависит от типа обучения, т.е. от того, как и чему ребенка учат [15, 31].

В конце младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия: среди детей выделяются группы «теоретиков» или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников» с ярким образным мышлением. Однако у большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

Произвольность познавательных процессов у детей 6-8 и 9-11 лет возникает лишь на пике волевого усилия, когда ребенок специально организует себя под напором обстоятельств или по собственному побуждению. В обычной обстановке ему еще трудно так организовать свою психическую деятельность [27].

У первоклассника изменяются мотивы поведения. Правда, они еще недостаточно устойчивы и обусловлены ближайшими перспективами. Активно формируются у учащихся начальных классов мотивы долга и ответственности перед учителем, своим классом, школой. Специфика учебной деятельности обусловливает необходимость обязательного проявления воли.

У младшего школьника начинает развиваться способность к самоорганизации, он осваивает приемы планирования, у него повышаются самоконтроль и самооценка, формируется способность сосредоточиваться на не интересных вещах [39].

К концу младшего школьного возраста формируются элементы трудовой, художественной, общественно-полезной деятельности и создаются предпосылки к развитию чувства взрослости. Развитие других психических функций зависит от развития мышления [35].

Таким образом, младший школьный возраст – есть благоприятный период для становления всех психических функций, физического развития и личностных образований. Укреплению этих составляющих способствуют уроки физической культуры на которых предусматривается соблюдение ряда условий. Уроки физической культуры должны быть направлены на предотвращение возможных искривлений позвоночника, вдавливания груди, сутуловатости, профилактику снижения остроты зрения. Для поддержания трудоспособности младших школьников на уроках физической культуры особенно важно, чтобы в классе был чистый воздух, а также, использование близкой мотивации; осознание учениками важности усвоения учебного материала; дозировано усложненные упражнения; предоставление ученикам доли самостоятельности с постепенным ее увеличением.

Развитие самостоятельности младших школьников в процессе уроков физической культуры целесообразно рассмотреть отдельным параграфом.

1.3 Уроки физической культуры как форма организации воспитания младших школьников

Становление личности напрямую связано с физическим развитием и физической культурой человека.

Физическое развитие, включая в себя те качественные изменения, которые происходят в укреплении и совершенствовании физических сил человека и здоровья, создает предпосылки для полноценной умственной работы и способствует формированию физической культуры [6].

Физическая культура, участие в спортивно-массовых мероприятиях является основанием для развития многих личностных качеств человека, таких как чувство товарищества, коллективизма, требовательности к себе, укрепление воли и ответственности [13].

Физическая культура не появляется из «ниоткуда», она культивируется под воздействием благоприятной природной среды и специально организованного воспитания.

Физическое воспитание охватывает широкую область педагогического влияния на учащихся. Оно призвано возбуждать у них потребность и интерес к занятиям физической культурой, способствовать укреплению здоровья, а также умственному, нравственному и эстетическому развитию [2]. В этом смысле физическое воспитание выступает как многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся направленной на укрепление потребности в занятиях физической культурой, развитие физических сил и здоровья, а также выработку привычки здорового образа жизни.

Правильное физическое воспитание в младшем школьном возрасте является не только необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности ученика, но и действенным фактором повышения его умственной работоспособности [12].

Все содержательные компоненты физического воспитания находят свою конкретизацию в санитарно-гигиеническом режиме школы, в программах учебных занятий по физической культуре, а также в организации спортивно-массовой работы с учащимися во внеурочное время. Содержание и вся работа по физическому воспитанию в школе должна направляться в конечном итоге на «гармоничное развитие форм и функций организма человека, всестороннее совершенствование физических способностей, укрепление здоровья, обеспечение творческого долголетия людей, воспитание моральных, волевых и эстетических качеств личности, содействие развитию интеллекта» [36].

Среди основных форм физического воспитания целенаправленное значение имеют уроки физической культуры. Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков, создает благоприятные условия для усвоения общих положений и закономерностей при выполнении физических упражнений, содействует развитию разносторонних способностей детей [17].

Хорошо поставленные уроки физической культуры во многом способствуют умственному развитию детей, так как обеспечивают оптимальные условия для нормальной деятельности нервной системы и других систем организма, что в свою очередь помогает лучшему восприятию и запоминанию [22; 25].

Уроки физической культуры развивают все психические процессы (восприятие, мышление, память, воображение и др.), а также мыслительные операции (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.) [4].

Правильно подготовленный и проведенный урок физической культуры воспитывает положительные эмоции, создает бодрое, жизнерадостное настроение, а также развивает умение быстро преодолевать отрицательное психическое состояние.

Уроки физической культуры благоприятствуют осуществлению эстетического воспитания. Во время выполнения физических упражнений развивается способность воспринимать, чувствовать, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений, поз, осанки, красоту костюмов, физкультурного инвентаря, окружающей обстановки, воспитывается стремление к эстетически оправданному поведению, непримиримость ко всему грубому в действиях, словах, поступках [30].

В процессе уроков физической культуры осуществляется подготовка к труду: у детей укрепляется здоровье, формируются двигательные навыки, развиваются физические качества, необходимые для труда; способность к быстрому овладению двигательными навыками и трудовыми операциями. Кроме того, дети овладевают трудовыми навыками, связанными с оборудованием помещения, площадки (участие в устройстве ямы с песком для прыжков, снежных валов, в заливке дорожек для скольжения, катка, в прокладывании лыжни и т. д.), с изготовлением и ремонтом простейшего физкультурного инвентаря (шитье мешочков для метания, приготовление целей для метания и т.д., с уходом за ним (дети вытирают пыль с гимнастической стенки, скамейки, мячей, палок, обручей и др., очищают лыжи, санки, коньки от снега, велосипеды от пыли и ставят их на место) [11].

Другими словами, уроки физической культуры являются ведущей формой для формирования правильных двигательных умений и навыков, содействуют развитию разносторонних способностей детей, создают условия для двигательной деятельности, подводят к выполнению сложных двигательных действий. Получение учениками знаний по физической культуре является необходимым условием сознательного овладения учебным материалом по этому предмету, привитие интереса и привычки систематически заниматься физическими упражнениями. Особенную роль играют знания учеников по физической культуре в формировании у них умений самостоятельно выполнять физические упражнения, в выработке у учеников убеждения о необходимости систематически заниматься физкультурой, закалять организм с помощью использования естественных факторов (солнца, воздуха, воды). Все это содействует не только физическому развитию и укреплению здоровья учеников, но и воспитывает у них правильное отношение к своему здоровью и к здоровью других людей, способствует предотвращению или искоренению вредных для здоровья привычек [1].

Уроки физической культуры, наряду с другими формами физического воспитания, направлены на решение задач, выдвинутых федеральным образовательным стандартом, в котором, в частности, сказано: «...В результате обучения выпускники начальной школы начнут понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности, для трудовой деятельности, военной практики. Они начнут осознанно использовать знания, полученные в курсе «Физическая культура», при планировании и соблюдении режима дня, выполнении физических упражнений и во время подвижных игр на досуге. Они узнают о положительном влиянии занятий физическими упражнениями на развитие систем дыхания и кровообращения, поймут необходимость и смысл проведения простейших закаливающих процедур.

Выпускники освоят простейшие навыки и умения по организации и проведению утренней зарядки, физкультурно-оздоровительных мероприятий в течение учебного дня, подвижных игр в помещении и на открытом воздухе. Они научатся составлять комплексы оздоровительных и общеразвивающих упражнений, использовать простейший спортивный инвентарь и оборудование, освоят правила поведения и безопасности во время занятий физическими упражнениями, правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий. Они научатся наблюдать за изменением собственного роста, массы тела и показателей развития основных физических качеств; оценивать величину физической нагрузки по частоте пульса во время выполнения физических упражнений.

Выпускники научатся выполнять комплексы специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки, профилактику нарушения зрения, развитие систем дыхания и кровообращения.

Они приобретут жизненно важные двигательные навыки и умения, необходимые для жизнедеятельности каждого человека: бегать и прыгать различными способами; метать и бросать мячи; лазать и перелезать через препятствия; выполнять акробатические и гимнастические упражнения, простейшие комбинации; передвигаться на лыжах и плавать простейшими способами. Выпускники будут демонстрировать постоянный прирост показателей развития основных физических качеств.

Они освоят навыки организации и проведения подвижных игр, элементы и простейшие технические действия игр в футбол, баскетбол и волейбол. В процессе игровой и соревновательной деятельности они будут использовать навыки коллективного общения и взаимодействия.

Выпускник научится:

  • ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
  • раскрывать на примерах (из истории или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое и личностное развитие;
  • ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
  • организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями...

А также:

  • отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами;
  • организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
  • измерять показатели физического развития (рост и массу тела) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой;
  • выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
  • выполнять тестовые упражнения для оценки динамики индивидуального развития основных физических качеств;
  • выполнять организующие строевые команды и приемы;
  • выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
  • выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, брусья, гимнастическое бревно);
  • выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса);
  • выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
  • характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня в зависимости от индивидуальных особенностей учебной и внешкольной деятельности, показателей здоровья, физического развития и физической подготовленности... А также:
  • вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
  • целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
  • выполнять простейшие приемы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах;
  • сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
  • выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
  • играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощенным правилам;
  • плавать, в том числе спортивными способами;
  • выполнять передвижения на лыжах (для снежных регионов России)...» [26].

Главная цель уроков физической культуры - удовлетворить естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития; обеспечить овладение двигательными умениями, навыками и элементарными знаниями о физической культуре; создать условия для разностороннего развития ребенка и воспитания у них потребности к систематическим физическим упражнениям [37].

Достижение цели и решение задач государственного стандарта образования, обеспечивается следующими типами уроков физической культуры:

  1. Традиционное занятие (может носить обучающий, смешанный, вариативный характер).
  2. Занятие тренировочного типа (направлено на развитие двигательных и функциональных возможностей детей; включает большое количество циклических музыкально-ритмических движений, элементы акробатики и т.д.).
  3. Игровое занятие (построено на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов).
  4. Сюжетное занятие (содержит целостную сюжетно-игровую ситуацию).
  5. Занятие с использованием тренажеров и спортивных комплексов.
  6. Занятие ритмической гимнастикой.
  7. Занятие по интересам (направлено на развитие двигательных способностей и творчества детей, где им предоставляется возможность самостоятельного выбора движений с предлагаемыми пособиями).
  8. Тематическое занятие (проводится по специальной методике, посвящено одному виду физических упражнений: лыжи, элементы игры в теннис и др.).
  9. Комплексное занятие (включает элементы развития речи, математики т.д., а также дополнительные задачи из других разделов программы, которые решаются посредством движений).
  10. Занятие на воздухе (содержат большое количество интенсивных движений (бега, прыжков)).
  11. Контрольно-проверочное занятие (своеобразный итоговый зачет, направленный на выявление количественных и качественных результатов в основных видах движений и в развитии физических качеств).
  12. Занятие «Туризм» (дает возможность закрепить двигательные навыки и умения, полученные ранее с использованием разных пособий и природного окружения) [24; 37].

Т.И. Осокина отмечает, что структура уроков физической культуры должна быть разработана в соответствии с требованиями физиологии и гигиены физических упражнений и обусловлена закономерностями работоспособности и утомляемости организма ребенка при физических нагрузках [24].

В связи с этими положениями, рассмотрим психофизиологические особенности младших школьников.

Анализ психолого-педагогической литературы, раскрывающей теоретические основы воспитания самостоятельности детей первого класса на уроках физической культуры приводит к следующим выводам.

Самостоятельность - это осуществление человеком какой-либо деятельности без посторонней помощи. Она включает в себя и самостоятельное принятие решения, и осуществление намеченного, и самоконтроль, а в ряде случаев - и взятие на себя ответственности за дела и поступки.

Возможны разные уровни самостоятельности, поддающиеся развитию при создании целенаправленных условий учителями, самими первоклассниками и их родителями.

Спектр условий и возможности их реализации показаны в следующей главе.

ГЛАВА II ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

2.1 Организация эмпирического исследования

В первой главе, мы определили, что в идеале (или самым высоким уровнем) самостоятельность проявляется в осуществлении человеком деятельности без посторонней помощи. Это относится к принятию решения, к осуществлению намеченного, к самоконтролю, к ответственности за дела и поступки. Возможны разные уровни самостоятельности, поддающиеся развитию при создании целенаправленных условий учителями, самими первоклассниками и их родителями.

Цель эмпирического исследования: составить комплекс упражнений по развитию самостоятельности у учащихся первого класса на уроках физической культуры.

Задачи работы:

  1. Провести исследование по выявлению уровня самостоятельности у учащихся первого класса.
  2. Составить комплекс упражнений, направленных на развитие самостоятельности у учащихся первого класса на уроках физической культуры.
  3. Проверить эффективность комплекса упражнений по развитию самостоятельности у учащихся первого класса на уроках физической культуры.

В исследовании использованы методы наблюдения и опроса.

Исследование проведено в МОУ СОШ № 4 имени Героя Советского Союза Хоменко И.С. в 1 «Б» классе г. Комсомольска-на-Амуре. В исследовании приняли участие 27 первоклассников.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент по выявлению уровня самостоятельности у учащихся первого класса.

На втором составлен комплекс упражнений, направленный на развитие самостоятельности у учащихся первого класса на уроках физической культуры.

На третьем проведен конрольный срез самостоятельности первоклассников.

На четвертом – обработка результатов и интерпретация данных.

Процедура первого этапа исследования

Разработаны уровни самостоятельности у учащихся первого класса.

Низкий: самостоятельность школьника проявляется лишь в исполнении того, что было запланировано учителем. Это низший уровень развития самостоятельности.

Средний: самостоятельность проявляется как в исполнении, так и в самоконтроле за выполнением упражнения.

Высокий: самостоятельное планирование свой деятельности.

Очень высокий: самостоятельность выражается в проявлении учениками творческой инициативы, то есть в самостоятельной постановке целей и выборе способов их достижения, а также в принятии ответственности на себя за свои дела и поступки.

Был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было выявление уровня самостоятельности у учащихся.

При изучении у первоклассников уровней самостоятельности были использованы следующие методы: наблюдение, опрос.

В процессе наблюдения за работой учителя физической культуры с первоклассниками, заполнялась таблица, в которую вносились показатели самостоятельности учащихся. Образец представлен в таблице 1.

Таблица 1

Ф.И.

уч-ся

Показатели самостоятельности

Уровень самостоятель-ности

Исполнитель-ность

Самоконт-

роль

Планиро-вание

Творческая инициатива

1.

...

Для проведения констатирующего эксперимента был разработан опрос, направленный на выявление уровня самостоятельности у учащихся.

Опрос состоял из 10 вопросов [Приложение 1]. Опрос проводился с каждым учеником отдельно.

Ответы учащихся вносились в таблицу, аналогичную таблице 1.

Уровень самостоятельности у учащихся первого класса определялся совпадением уровней по двум таблицам.

Процедура второго этапа исследования заключалась в составлении комплекса упражнений по развитию самостоятельности у учащихся первого класса на уроках физической культуры.

Экспериментальная работа по реализации комплекса упражнений по развитию самостоятельности у учащихся первого класса на уроках физической культуры проведена в период третьей четверти учебного года.

Воспитание самостоятельности у учащихся первого класса на уроках физической культуры осуществлялось комплексом упражнений, представленным в параграфе 2.2. На этом этапе принимали участие все 27 учеников

Процедура третьего этапа исследования

Определение эффективности воспитания самостоятельности у учащихся первого класса на уроках физической культуры выявлено теми же методами. В контрольном срезе задействованы теже 10 учащихся. Результаты контрольного этапа исследования представлены в таблицах, аналогичных таблице 1.

На четвертом этапе проведен количественный и качественный анализ результатов эмпирического исследования. Анализ представлен в параграфе 2.3.

2.2 Комплекс упражнений, направленный на воспитание самостоятельности у учащихся первого класса на уроках физической культуры

Вводная часть и методические рекомендации. Самостоятельность как черта личности присуща детям и до поступления в школу. Однако проявление самостоятельности в играх, в быту не может быть перенесено сразу на новый для них вид деятельности - учение, поскольку они еще не обладают опытом (знаниями и умениями), необходимым для самостоятельного выполнения некоторых заданий, связанных с учебной и общественной деятельностью в школе. Поэтому формирование самостоятельности в учебной деятельности проходит ряд этапов, на каждом из которых уровень проявления самостоятельности различен.

С учетом психофизиологических особенностей младшего школьника, Ильин Е.П. отмечает, что успешное формирование самостоятельности требует учета ряда обстоятельств и создания определенных условий.

1. Развитие самостоятельности возможно лишь на основе приобретения школьниками знаний и умений, необходимых для учебной работы в школе. Это условие требуется соблюдать в связи с тем, что педагогу нужна не вообще самостоятельность, а организованная самостоятельность, направленная на решение педагогических задач. Кроме того, приобретение знаний и умений, то есть опыта, помогает некоторым учащимся преодолеть психологический барьер, связанный с робостью, неуверенностью в своих силах.

2. Развитие самостоятельности должно проходить под контролем учителя физической культуры. Однако, осуществляя этот контроль, учитель должен соблюдать меру. Излишняя опека учащихся, сковывание их инициативы отрицательно скажутся на развитии этого личностного качества. Учащиеся перестают думать самостоятельно, если на все вопросы им даются готовые ответы. Учитель должен поощрять самостоятельность выносимых учащимися суждений, а не порицать их за высказывание «крамольных» мнений. Если же учитель будет заставлять учащихся придерживаться только его взглядов, то, когда они выйдут из школы и с ними рядом окажется какая-то сильная, но аморальная личность, которая будет внушать свои мнения, они не смогут ей противостоять, потому что у них не будет собственных суждений. Ведь они привыкли слушать и повторять только то, что им говорят другие.

3. С другой стороны, самостоятельность учащихся не должна вступать в противоречие с руководящей ролью учителя: слишком большая уверенность учащихся в своих возможностях тоже отрицательно скажется на педагогическом процессе. Только сочетание самостоятельности учащихся в разумных пределах с контролем учителя может дать хорошие результаты.

Учителем физической культуры контроль может осуществляться непосредственно - путем наблюдения за самостоятельной работой учащегося и косвенно - с помощью карточек-заданий и схем-конспектов.

Карточки-задания имеют несколько целевых назначений. Одни служат средством контроля для самих учащихся. В них учитель физической культуры индивидуально для каждого ученика записывает учебное задание (комплекс упражнений для выработки, например, осанки, для развития определенного двигательного качества и т.д.; сколько раз нужно выполнить каждое упражнение, запись ученика о том, сколько раз он выполнил в действительности). Второй вид карточек служит средством контроля действий других учащихся. В них учитель записывает, на что нужно обратить внимание при выполнении того или иного упражнения, какие типичные ошибки встречаются, какова должна быть последовательность выполнения движений, за какое исполнение упражнения ставится оценка «отлично». На этих же карточках дается схематическое изображение упражнений. На первых этапах обучения эти карточки могут использоваться учениками и как наглядное средство обучения. Третий вид карточек-заданий представляет из себя схему-конспект проведения разминки учащимися-инструкторами. В них учитель ставит конкретные задачи, определяет последовательность их решения, а средства подбирает сам учащийся.

4. Формирование самостоятельности учащихся через возбуждение их интереса к упражнению, заданию.

Уроки физической культуры дают учащимся возможность проявлять самостоятельность на различных уровнях. Ниже приведена характеристика этих уровней, начиная от низшего уровня самостоятельности и кончая высшими уровнями.

1. Выполнение упражнения под собственный счет, в оптимальном темпе, но в общем строю и под контролем учителя.

2. Самостоятельное выполнение подводящих упражнений в паузах между подходами к снаряду, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля за выполняемыми действиями.

3. Подбор упражнений для разминки, для развития качеств из числа известных уже учащимся. Таким путем начинается развитие творческой инициативы школьников на уроках физической культуры.

4. Предоставление учащимся возможности свободного выбора упражнений и композиций, соответствующих их умениям и творческим возможностям (например, при выполнении упражнений под музыку). Это будет стимулировать мышление, фантазию учащихся.

Таким образом, воспитание самостоятельности на уроках физической культуры довольно разносторонний процесс. В него входят: просвещение учащихся, создание специальных условий для занятий, стимулирование интереса и мотивации, развитие творческой инициативы школьников, учет психофизиологических особенностей.

Воспитание самостоятельности требует от учеников выполнения упражнения под собственный счет, в оптимальном темпе, но в общем строю и под контролем учителя; осуществление самоконтроля и взаимоконтроля за выполняемыми действиями; возможность свободного выбора упражнений и композиций, соответствующих умениям и творческим возможностям ученика; самостоятельное выставление себе и другим ученикам оценок на занятии; выполнение домашних заданий учителя физической культуры; проведение еженедельного спортивного обозрения в классе.

От учителя воспитание самостоятельности первоклассников требует мероприятий контроля; поощрения самостоятельности учащихся; организации спортивных вечеров и праздников в школе; допуск учеников к судейству соревнований.

Комплекс упражнений, направленный на развитие самостоятельности на уроках физической культуры.

А. Упражнения, направленные на развитие самоконтроля.

Для развития самоконтроля были выбраны упражнения в виде карточек-заданий. Учитель делил учащихся на группы и каждой группе выдавал отдельную карточку.

1. Карточка-задание №1.

  • Ходьба в колонне по одному.
  • Ходьба на носках.
  • Ходьба на пятках.
  • Ходьба на внешней стороны стопы.
  • Ходьба приставным шагом правым и левым боком.
  • Ходьба на восстановление дыхания.

2. Карточка-задание №2.

  • Прыжки на левой ноге с продвижением вперед.
  • Прыжки на правой ноге с продвижением вперед.
  • Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
  • Ходьба в полуприседе.
  • Ходьба гусиным шагом.
  • Ходьба на восстановление дыхания.

3. Карточка-задание №3.

  • Ходьба с высоким подниманием колена.
  • Ходьба по гимнастической скамейке: дойти до середины скамейки, присесть, встать, выполнить поворот на 360 градусов, затем присесть, встать и дойти до конца скамейки (2 – 3 раза).
  • Спрыгивание со скамейки на полусогнутые ноги.
  • Прыжки на двух ногах между кеглями - «не задень!».
  • Упражнение на равновесие «Ласточка» (10 сек. На каждую ногу).
  • Ходьба на восстановление дыхания.

4. Карточка-задание №4.

  • Подбрасывание мяча вверх двумя руками и ловля его (10 раз).
  • Подбрасывание мяча вверх и ловля его с хлопком (10 раз).
  • Подбрасывание мяча правой и левой рукой, ловя его двумя руками (10 раз).
  • Прыжки с мячом (между ног).
  • Подбрасывание мяч двумя руками с продвижением вперед.
  • Ходьба на восстановление дыхания.

5. Карточка-задание №5.

  • Вращение обруча на талии.
  • Передачи обруча из одной руки в другую.
  • Пролезание в обруч в группировке (5 – 6 раз).
  • Прокатывание обруча правой рукой друг к другу в прямом направлении (2- 3 раза).
  • Выполнить хват обруча сверху и снизу по 4 раза каждым хватом, представив, что обруч – это руль машины.
  • Ходьба на восстановление дыхания.

Б. Упражнения, направленные на самостоятельное планирование своей деятельности.

1. Из предложенных упражнений, составь комплекс для разминки с соблюдением их последовательности.

1 набор упражнений.

Основная стойка – ноги на ширине плеч, руки свободно. Выполнение наклонов головы вперед - назад или справа – налево (4 раза).

Основная стойка. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Круговые движения головой по области воротника. Вправо и влево (4 раза).

Основная стойка ноги на ширине плеч, руки к плечам. Махи руками вверх вниз (4 раза).

Исходная позиция - ноги на ширине плеч, руки подняты вверх с соединёнными ладонями. На счет «1-2-3-4» руки разводятся в стороны, на тот же счет руки принимают исходное положение (6 раз).

Исходное положение - ноги на ширине плеч, руки в замок к груди. На счет «раз» - руки выпрямляются, выводятся вперед, на счет «два» - возвращаются в исходное положение (6 раз).

Прыжки на одной ноге на счет «1-2-3-4» после чего прыжки на другой (4 раза).

2 набор упражнений.

Исходное положение – руки на пояс. 1–2 – стойка на носках, руки вверх; 3–4 – исходное положение (6–8 раз). Тянуться вверх как можно выше.

Исходное положение – стойка ноги врозь, руки на пояс. Наклон туловища вправо – влево.

Упражнение «Кошечка». Исходное положение – упор на коленях.

1–2 – прогнуться в пояснице; 3–4 – выгнуть спину, держа ее круглой (8 раз).

Исходное положение – лежа на спине, согнув ноги. Выполнять упражнение «Велосипед» – 30–40 сек.

Исходное положение – сидя, руки в стороны. 1–3 – три пружинистых наклона вперед, руками коснуться носков; 4 – исходное положение (8 раз). Наклон стараться выполнять не сгибая ног в коленях.

3 набор упражнений.

Исходное положение — основная стойка. 1 — руки вперед; 2 — в стороны (слегка назад); 3 — вперед; 4 — исходное положение (4 раза).

Исходное положение — стойка руки в стороны. 1-2 — поднять согнутую в колене левую ногу, хлопнуть под ней в ладоши; 3-4 — исходное положение; 5-8 — то же правой ногой (4 раза).

Исходное положение — основная стойка. 1-2 — двойные наклоны вперед, достать кончиками пальцев носки ног; 3—4 — исходное положение (4 раза, ноги в коленях не сгибать).

Исходное положение — стойка руки вверх. 1 - 2 — присесть, обхватить колени руками; 3-4 — исходно положение

Исходное положение — стойка, руки на пояс. Прыжки на месте. Ходьба на месте.

2. Метод круговой тренировки. Спортивный зал делится на так называемые «станции» по числу запланированных упражнений. На каждой «станции» находится карточка с номером «станции» и кратким описанием выполняемого упражнения. По команде учителя группы начинают одновременно выполнять упражнения каждая на своей станции. По окончании запланированного времени следует переход на следующую «станцию». Учащиеся переходят по кругу от одного упражнения к другому, от снаряда к снаряду, от одного места к другому, пока не проходят целый круг.

Первый комплекс круговой тренировки.

1-я станция: Подготовка к прохождению всех станций. Прыжки через скакалку. Передачи мяча.

2-я станция: «Перешагивание треугольника». Один из пары держит гимнастическую палку (руки и палка образовали треугольник), второй ученик перешагивает, стараясь как можно меньше касаться палки.

3-я станция: «Преодоление ручья». Из гимнастических палок укладывались «ручьи». Надо было перепрыгнуть так, чтобы не попасть в «ручей».

4-я станция: «Делай наоборот». Один из учеников выполняет упражнения, другой ученик из пары делает эти упражнения наоборот (например: первый стоит руки вперед, другой – присев, руки назад и т. П.).

5-я станция: «Хвостики». Ученики в парах. Каждый ученик старается поймать «хвостик» партнера, укрепленный сзади.

6-я станция: «Передай и посчитай». Ученики стоят напротив друг друга, бросают мяч, стараясь быстро передать и сосчитать, сколько раз они передали мяч.

Второй комплекс круговой тренировки.

1-я станция. Прыжки на гимнастическую скамейку и со скамейки.

2-я станция. Подъем из положения лежа на спине. Голова на мате, колени согнуты, руки за головой. Количество раз определяет учитель.

3-я станция. Подтягивание обеими руками одновременно по гимнастической скамейке на животе. Соблюдать дистанцию по указанию учителя.

4-я станция. Перекат в сторону в группировке. Голова прижата к коленям. Соблюдать дистанцию.

5-я станция. Отталкивание ногами вперед на животе по гимнастической скамейке. Ноги прямые. Соблюдать дистанцию.

6-я станция. Вращение мяча вокруг туловища на месте или в движении.

В. Упражнения, направленные на развитие творческой инициативы.

1. Распределитесь на команды по 9 человек. Получите у капитана своей команды карточку с изображением упражнений для рук и плечевого пояса [Приложение 2]. (Капитана команды назначает учитель из числа учащихся, на повышенный уровень усвоения предмета). Рассмотрите карточку и составьте комплекс упражнений для рук и плечевого пояса. Обсудите с капитаном, в какой последовательности вы будете выполнять свои упражнения. Под музыку выполните упражнения с грацией и изяществом (3 – 4 раза).

2. Распределитесь на 4 команды и выберите каждой команде капитана. Получите у капитана своей команды рисунок с изображением упражнений [Приложение 3]. Рассмотрите рисунок, выберите 6 упражнений и составьте комплекс упражнений по приседаниям, прыжкам и упражнениям в упоре. Потренируйтесь в выполнении комплекса. Продемонстрируйте комплекс игрокам другой команды.

3. Распределитесь на 4 команды и выберите в каждой команде капитана. Получите у капитана своей команды рисунок с изображением упражнений [Приложение 4]. Рассмотрите рисунок, выберите 4 упражнения и составьте комплекс физкультминутки. Потренируйтесь в выполнении комплекса. Обсудите и предложите капитану варианты ответов на следующие вопросы:

  • Когда следует выполнять этот комплекс упражнений?
  • Как провести физкультминутку в классе; на что нужно обратить особое внимание, чтобы избежать травм?

Продемонстрируйте комплекс игрокам другой команды. (Капитаны выполняют роль учителя, показывая упражнения, а затем отвечают на поставленные вопросы).

4. Распределитесь на команды по 9 человек. Получите у капитана своей команды карточку с изображением одного из упражнений утренней гимнастики. [Приложение 5]. (Капитана команды назначает учитель из числа учащихся, на повышенный уровень усвоения предмета).

Рассмотрите карточки и составьте из них комплекс утренней зарядки. Обсудите с капитаном, в какой последовательности вы будете выполнять свои упражнения. По команде капитана «В шеренгу становись!» постройтесь в той последовательности, в которой вы составили комплекс. По команде капитана «Комплекс выполняй!» каждый в установленном порядке поочередно выполняет свое упражнение 3 – 4 раза.

5. Распределитесь на 4 команды и выберите каждой команде капитана. Получите у капитана своей команды карточки с изображением упражнений [Приложение 2, 3]. Рассмотрите карточки, выберите 5 упражнений и составьте комплекс упражнений для разминки. Потренируйтесь в выполнении комплекса. Продемонстрируйте комплекс игрокам другой команды.

2.3 Анализ результатов эмпирического исследования

Разработанный комплекс упражнений по развитию самостоятельности у учащихся первого класса на уроках физической культуры показал, что полученные результаты свидетельствуют о целесообразности предложенных нововведений.

Результаты констатирующего этапа представлены в таблицах 2 и 3.

Таблица 2

Показатели самостоятельности первоклассников, наблюдаемой на уроках физической культуры

Ф.И.

уч-ся

Показатели самостоятельности

Уровень

самостоятель-ности

Исполни-тельность

Самоконтро-ль

Планиро-вание

Творческая инициатива

Антонова Н.

+

низкий

Бабкин А.

+

+

+

высокий

Борисова Е.

+

+

средний

Брижевский Н.

+

низкий

Бытка А.

+

низкий

Власов П.

+

низкий

Гущин Д.

+

высокий

Дрождина В.

+

+

средний

Зорина О.

+

+

+

высокий

Королёв В.

+

низкий

Корончик С.

+

низкий

Кручинина Е.

+

+

средний

Красношеев Е.

+

низкий

Логинов А.

+

низкий

Лункина С.

+

низкий

Манилов М.

+

+

средний

Михеева Ю.

+

+

средний

Молькова А.

+

низкий

Моргун А.

+

низкий

Новожилов И.

+

+

средний

Охапкин Р.

+

низкий

Пустовалова Е.

+

низкий

Рубцова И.

+

низкий

Самыгин И.

+

низкий

Сиприков В.

+

+

+

высокий

Тестова О.

+

+

средний

Трунин В.

+

низкий

Из таблицы видно, что у 16 учащихся низкий уровень самостоятельности, у 7 учащихся средний уровень самостоятельности, с высоким уровнем самостоятельности 4 человека.

Таблица 3

Показатели самостоятельности первоклассников, выявленные из опроса учащихся

Ф.И.

уч-ся

Показатели самостоятельности

Уровень

самостоятель-ности

Исполни-тельность

Самоконтро-ль

Планиро-вание

Творческая инициатива

Антонова Н.

+

средний

Бабкин А.

+

+

средний

Борисова Е.

+

+

средний

Брижевский Н.

+

+

+

высокий

Бытка А.

+

низкий

Власов П.

+

+

средний

Гущин Д.

+

высокий

Дрождина В.

+

низкий

Зорина О.

+

+

средний

Королёв В.

+

+

средний

Корончик С.

+

низкий

Кручинина Е.

+

низкий

Красношеев Е.

+

низкий

Логинов А.

+

+

средний

Лункина С.

+

+

+

средний

Манилов М.

+

+

средний

Михеева Ю.

+

+

+

высокий

Молькова А.

+

+

средний

Моргун А.

+

низкий

Новожилов И.

+

+

+

высокий

Охапкин Р.

+

низкий

Пустовалова Е.

+

+

средний

Рубцова И.

+

низкий

Самыгин И.

+

+

средний

Сиприков В.

+

+

+

высокий

Тестова О.

+

низкий

Трунин В.

+

+

+

высокий

Из таблицы видно, что низкий уровень самостоятельности выявлен у 9 учащихся, средний уровень у 12 учащихся, высокий уровень у 6 учащихся.

Для дальнейшего исследования было отобрано 10 учащихся, у которых уровень самостоятельности определялся совпадением уровней по двум протоколам. Список учащихся с показателями самостоятельности представлен в таблице 4.

Таблица 4

Показатели самостоятельности экспериментальной группы учащихся

Ф.И.

уч-ся

Показатели самостоятельности

Уровень

самостоятель-ности

Исполни-тельность

Самоконтро-ль

Планиро-вание

Творческая инициатива

Борисова Е.

+

+

средний

Бытка А.

+

низкий

Гущин Д.

+

высокий

Корончик С.

+

низкий

Красношеев Е.

+

низкий

Манилов М.

+

+

средний

Моргун А.

+

низкий

Охапкин Р.

+

низкий

Рубцова И.

+

низкий

Сиприков В.

+

+

+

высокий

Из таблицы видно, что совпадение результатов по двум методам обследования обнаружено у 10 учеников. Среди них, первоклассников с низким уровнем самостоятельности 6, что составляет 60% от группы, первоклассников со средним уровнем самостоятельности 2, что составляет 20% от группы, первоклассников с высоким уровнем самостоятельности 2, что так же составляет 20% от группы.

После реализации комплекса упражнений по развитию самостоятельности у учащихся первого класса на уроках физической культуры в период третьей четверти учебного года, результаты самостоятельности приняли следующий вид. Данные приведены в таблице 5 и 6.

Таблица 5

Показатели самостоятельности первоклассников, наблюдаемой на уроках физической культуры

Ф.И.

уч-ся

Показатели самостоятельности

Уровень

самостоятель-ности

Исполни-тельность

Самоконтро-ль

Планиро-вание

Творческая инициатива

Борисова Е.

+

+

+

высокий

Бытка А.

+

низкий

Гущин Д.

+

+

+

+

очень высокий

Корончик С.

+

+

+

высокий

Красношеев Е.

+

+

средний

Манилов М.

+

+

+

+

очень высокий

Моргун А.

+

+

+

высокий

Охапкин Р.

+

+

средний

Рубцова И.

+

+

+

высокий

Сиприков В.

+

+

+

+

очень высокий

Таблица 6

Показатели самостоятельности первоклассников, выявленные из опроса учащихся

Ф.И.

уч-ся

Показатели самостоятельности

Уровень

самостоятель-ности

Исполни-тельность

Самоконтро-ль

Планиро-вание

Творческая инициатива

Борисова Е.

+

+

+

высокий

Бытка А.

+

низкий

Гущин Д.

+

+

+

+

очень высокий

Корончик С.

+

+

+

высокий

Красношеев Е.

+

+

средний

Манилов М.

+

+

+

+

очень высокий

Моргун А.

+

+

+

высокий

Охапкин Р.

+

+

средний

Рубцова И.

+

+

+

высокий

Сиприков В.

+

+

+

+

очень высокий

Результаты данной экспериментальной работы показали, что у детей произошли существенные изменения в развитии самостоятельности. В таблице № 7 и диаграммах (рисунки № 1, 2, 3) приведены сведения, отражающие общий уровень сформированности самостоятельности у учащихся до и после экспериментального обучения.

Таблица 7

Уровни сформированности самостоятельности у учащихся до и после экспериментального обучения

Низкий уровень

(исполнительность)

Средний уровень

(самоконтроль)

Высокий уровень

(планирование)

Очень высокий

(творческая инициатива)

Констатирующий этап

60%

20%

20%

0%

Контрольный этап

10%

20%

40%

30%

Рис. 1. Результаты констатирующего этапа исследования

Рис. 2. Результаты контрольного этапа исследования

Рис. 3. Результаты констатирующего и контрольного этапов исследования

Результаты констатирующего этапа показали, что у учащихся первого класса преобладает низкий уровень самостоятельности - 60%, что выражалось только в исполнении того, что было запланировано учителем. У 20% учащихся был выявлен средний уровень самостоятельности. И у 20% высокий уровень самостоятельности. Учащихся с очень высоким уровнем самостоятельности на данном этапе эксперимента выявлено не было.

Анализ результатов контрольного этапа позволил определить изменение уровней самостоятельности у учащихся первого класса. Необходимо отметить, что у учащихся, участвующих в эксперименте имеется положительная динамика. Если на констатирующем этапе низкий уровень самостоятельности составлял 60%, то на контрольном он сократился до 10%. Средний уровень самостоятельности составляет 20%, но как можно посмотреть по таблицам 4, 5 и 6, учащиеся перешли с низкого уровня на средний, а не остались на среднем уровне. Высокий уровень самостоятельности составил 40%, что проявляется в самостоятельном планировании своей деятельности учащимися. По сравнению с констатирующим этапом, на контрольном этапе очень высокий уровень самостоятельности составил 30%. Этот уровень самостоятельности выражается в проявлении учениками творческой инициативы, то есть в самостоятельной постановке целей и выборе способов их достижения, а также в принятии ответственности на себя за свои дела и поступки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общество современной России нуждается в том, чтобы система образования и воспитания всеми своими действиями способствовала развитию здоровой и самостоятельной личности, обладающей инициативностью, подготовленной к принятию ответственных решений без вмешательства внешних сил.

Самостоятельность, как вытекает из нашего исследования, - уникальная способность человека противостоять давлению извне, сохранять свою индивидуальность, становилась объектом исследования философов, психологов, педагогов. В одних источниках самостоятельность определялась как интегративное качество личности, которое заключается в том, что человек способен руководствоваться в поступках своими убеждениями, готов к осознанному учету характерных особенностей обстановки, сложившихся условий. Другие авторы (И.С. Кон, В.Д. Пекелис) связывали самостоятельность с умением человека действовать самому, без системы внешнего управления, с умением управлять собой, своими действиями.

Самостоятельный человек делает не все, что ему вздумается, а умеет точно и всесторонне анализировать обстановку, соотносить свои возможности с требованиями ситуации, выбирать оптимальный вариант поведения, не причиняя вреда себе и окружающим. Следовательно, при данном подходе самостоятельность — это осознанность своих действий и поступков.

Анализ работ психологов позволяет сделать вывод о том, что единство взглядов по данному вопросу в этой области научного знания отсутствует, хотя, самостоятельность, тем не менее, чаще всего связывается со способностью продуктивно решать проблемы. Поэтому подчеркивается, что процесс формирования самостоятельности обеспечивается, прежде всего, саморегуляцией, позволяющей человеку осознанно строить собственную деятельность, осуществлять выбор приемлемого способа поведения с учетом конкретных условий и выстраивать последовательность отдельных действий.

Самостоятельность многими авторами связывается также с наличием у человека представлений о нормах взаимоотношений с другими людьми, с высоким уровнем развития самосознания, адекватностью самооценки, сформированностью волевых качеств.

Анализ педагогической литературы свидетельствует о том, что самостоятельность активно исследуется в дидактике где она связывается с уровнем развития способности личности принимать обдуманные, взвешенные решения, прогнозировать действия, формировать свою точку зрения и уметь отстаивать ее в учебных ситуациях.

Уроки физической культуры способствует восполнению дефицита двигательной активности, гармонизации нагрузок, организации досуга и занятости детей, расширяет границы их представлений о собственных возможностях, формирует такие качества личности как собранность, выносливость, целеустремленность, решительность, инициативность, которые, в свою очередь, являются основой самостоятельности человека. Кроме того, регулярное посещение уроков физической культуры помогает ребенку правильно ориентироваться в окружающем мире, так как воспитывает у него сознательное охранное поведение, формирует перспективу свободного перемещения в пространстве, дает возможность подняться по лестнице отношений, приучает к соблюдению чистоты, порядка, к расчету сил, учету факторов влияния, готовности прийти на помощь.

Полученные результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:

  1. Воспитание самостоятельности – процесс длительный, требующий использования многообразия педагогических средств и методов, основательного знания возрастных особенностей детей, владения способами диагностики, умений рефлексии.
  2. Развитость самостоятельности первоклассников предполагает наличие умения анализировать свои поступки, смотреть на действия со стороны, осмысливать свой опыт. Ребенок получает реальную возможность научиться рассчитывать свои силы, находить нишу для утверждения себя в группе, приобретает опыт регулирования собственных отношений с окружающими, своего поведения в различных ситуациях, накапливает систему представлений о самом себе.
  3. Уроки физической культуры способствуют восполнению дефицита двигательной активности, гармонизации нагрузок, организации досуга и занятости детей, расширяет границы их представлений о собственных возможностях, тем самым создавая благоприятную почву для развития самостоятельности. Процесс воспитания самостоятельности предполагает такое содержание деятельности, при котором каждому ребенку обеспечивается право выбора собственной стратегии действий, гарантируется своевременная адресная помощь педагога при затруднениях, предлагаются различные виды упражнений.
  4. Воспитание самостоятельности у учащихся первого класса на уроках физической культуры будет успешным, если реализуется специальный комплекс упражнений, направленных на развитие самоконтроля, самостоятельного планирования своих действий и развития творческой инициативы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.
  2. Бальсевич, В. К. Здоровье в движении / В.К. Бальсевич. – М.: Советский спорт, 1988. – 48 с.
  3. Белкин, A.C. Основы возрастной педагогики / А.С. Белкин. - М.: Академия, 2000. - 192 с.
  4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2008. – 400 с.
  5. Гребенюк, О. Основы педагогики индивидуальности / О. Гребенюк, Т. Гребешок. – Калининград: Янтарный сказ, 2000. - 572 с.
  6. Демиденко, A.M. Проблема поиска новых форм работы с детьми раннего возраста на занятиях физической культурой / A.M. Демиденко // Актуальные вопросы физической культуры детей дошкольного возраста. - 1998. - с. 32-36.
  7. Зимняя, М.А. Педагогическая психология / М.А. Зимняя. – М.: Логос, 2004. - 384 с.
  8. Иванченко, А. Физиологические особенности детей младшего школьного возраста [Электрон. ресурс] / А. Иванченко. – 2010. Режим доступа: http://webcommunity.ru/21658/
  9. Иващенко, Ф.И. Психология воспитания школьников / Ф.И. Иващенко. – Минск: Вышэйшая школа, 2006. - 192 с.
  10. Игнатенко Е.С., Чернявская А.П. Как научить ребенка самостоятельно принимать решения / Е.С. Игнатенко, А.П. Чернявская // Наши дети: обучение, развитие, воспитание, здоровье. - 2004. - №2. - с. 22-23.
  11. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания / Е.П. Ильин. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 486 с.
  12. Козленко, Н.П. Теория и методика физического воспитания / Н.П. Козленко, Е.С. Вильчковский, С.Ф. Цвек. – К.: 1984. – 220 с.
  13. Козленко, Н.П. Физическое воспитание учащихся первых классов / Н.П. Козленко, В.П. Мацулевич. – К.: 1988. – 310 с.
  14. Кон, И.С. В поисках себя / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.
  15. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Учебное пособие / И.Ю. Кулагина. - М.: УРАО, 1999. - 176с.
  16. Майорова, Н.П. Неуспеваемость. Как выявить и устранить ее причины / Н.П. Майорова. – СПб.: Знание, 1998. - 216 с.
  17. Матвеев, Л.П. Теория и методика физического воспитания и спорта / Л.П. Матвеева. – М.: ФиС, 1991. – 178 с.
  18. Мудрик, A.B. Общение в процессе воспитания / А.В. Мудрик. – М.: Дрофа, 2001. - 320 с.
  19. Немов, P.C. Психология / Р.С. Немов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 496 с.
  20. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. - М.: Просвещение, 1996. - 240 с.
  21. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования / Р.В. Овчарова. - М.: Дрофа, 2000. - 448 с.
  22. Орлов, В.М. Активность и самостоятельность учащихся / В. М. Орлов // Педагогика. - 1998. - №3. - с. 44-48.
  23. Осницкий, А.К. Психология самостоятельности / А.К. Осницкий. – М. – Нальчик: Эль-фа, 1996. - 318 с.
  24. Осокина, Т.И. и др. Игры и развлечения детей на воздухе / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Л.С. Фурмина. - М: Просвещение, 1983. - 224с.
  25. Перебейнос, Н.А. Волевые качества и их развитие [Электрон. ресурс] / Н.А. Перебойнос. – 2012. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/volevye-kachestva-i-ikh-razvitie
  26. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с.
  27. Развитие и воспитание воли у ребенка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.detskietovary.ru/article/271
  28. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. – М.: Дрофа, 1996. - 529 с.
  29. Рожков, М.И. Теоретические основы воспитательного процесса / М.И. Рожков. – Ярославль: 1999. - 117 с.
  30. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Э.Я. Степанкова. – М.: Академия, 2001. – 308 с.
  31. Туревская, Е.И. Возрастная психология / Е.И. Туревская. - Тула, 2002.
  32. Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности / Д.И. Фельдштейн. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 240 с.
  33. Фромм, А. Психологический справочник учителя. Популярная педагогика / А. Фромм, Т. Гордон. - Екатеринбург, 1997. - 608 с.
  34. Фромм, А. Популярная педагогика / А. Фромм, Т. Гордон. - Екатеринбург, 1997. - 608 с.
  35. Хилько, М. Возрастная психология: конспект лекций / М. Хилько, М. Ткачева. - М.: Юрайт, 2010. – 189 с.
  36. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2000. - 480 с.
  37. Чаленко, И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе / И.А. Чаленко. – Ростов н/Д., 2003. – 255 с.
  38. Чебровская, С.В. Самостоятельноть личности: история, теория, практика: монография / под общ. ред. С.В. Чебровской.-Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2007. – 208 с.
  39. Цукерман, Г.А. О детской самостоятельности / Г.А. Цукерман, A.B. Елизарова // Вопросы психологии. - 1990. - №6. - с. 37-44.
  40. Якунин, В.А. Педагогическая психология / В.А. Якунин. - СПб., 1998. - 639 с.
  41. Янсон, Ю.А. Педагогика физического воспитания школьников / Ю.А. Янсон. – Ростов н/Д.: 1993. – 240 с.

Приложение 1

1. Делаешь ли ты утреннюю зарядку? (да, нет, не всегда)

2. Делают ли родители утреннюю гимнастику? (да, нет, не всегда)

3. С удовольствием ли ты делаешь утреннюю зарядку? (да, нет, не всегда)

4. Всегда ли соблюдаешь последовательность упражнений? (да, нет, не всегда)

5. Используешь ли ты новые упражнения? (да, нет, не всегда)

6. Посещаешь ли ты спортивную секцию? (да, нет, не всегда)

7. Посещают ли родители спортивную секцию? (да, нет, не всегда)

8. С удовольствием ли ты посещаешь спортивную секцию? (да, нет, не всегда)

9. Допускаешь ли ты случаи «прогулов» занятий в спортивной секции? (да, нет, не всегда)

10. Испытываешь ли ты желание посещать и другие спортивные секции? (да, нет, не всегда)

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Возможности воспитания самостоятельности у учащихся первого класса на уроках физической культуры