«Элементы проблемного обучения на уроках физики»
МКОУ Григорьевская ООШ
Сообщение на РМО.
Тема:
«Элементы проблемного обучения на уроках физики»
Учитель: Андреева Е. В.
2012г.
Современный социальный заказ системе образования связан с формированием у выпускников личностных качеств, которые позволили бы ему реализовать свои способности, достичь поставленных жизненных целей. Выпускник современной школы должен владеть основами современной физики, уметь ориентироваться в научно-технической литературе, самостоятельно и быстро находить нужные сведения, уметь применять свои знания на практике. В связи с этим, главной целью учителя сегодня является формирование необходимого ученику набора компетенций, которые позволили бы ему стать успешным членом общества.
В процессе своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что одним их эффективных путей достижения этой цели является использование элементов проблемного обучения на уроках физики.
Проблемное обучение - это обучение, основанное на показе диалектического противоречия между известными ученику знаниями, умениями и навыками и новыми фактами, явлениями. Цель проблемного обучения - при минимальных затратах времени получить максимальный эффект в развитии мышления, творческих способностей учащихся. Для проблемного обучения необходимо, чтобы учитель умел создать проблемную ситуацию, а также развивал у учащихся навыки самостоятельного поиска способов её решения.
Методические приемы создания проблемных ситуаций на уроке могут быть различными:
учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;
ставит конкретные вопросы (на логику рассуждения, сравнение, обобщение);
определяет проблемные теоретические и практические задания;
ставит проблемные задачи (например, с заведомо допущенными ошибками).
В своей работе я стремлюсь использовать разнообразные методические приемы создания проблемных ситуаций.
Поиск способа измерения физической величины:
Учащимся 7 класса при изучении темы «Плотность вещества» предлагается определить массу куска сахара - рафинада используя только линейку. Тем ребятам, которые затрудняются с выполнением задания, выдается план с необходимыми пояснениями, который направляет деятельность ребенка и позволяет даже слабому ученику получить результат.
Задание: Определите массу кусочка сахара-рафинада.
Оборудование: линейка, таблица плотностей.
План проводимых измерений
Измерить длину, ширину, высоту куска сахара.
Рассчитать объем тела по формуле.
Определить плотность сахара, используя справочные данные.
Рассчитать массу тела по формуле.
Задачи с заведомо допущенными ошибками:
Учащимся 8 класса при изучении темы «Агрегатные состояния вещества предлагается найти физическую ошибку в тексте:
Один поэт так писал о капле: «Она жила и по стеклу текла, но вдруг ее морозом оковало, и неподвижной льдинкой капля стала, а в мире поубавилось тепла».
Все учащиеся с удовольствием включаются в обсуждение, выдвигают свои гипотезы и в результате приходят к верному ответу.
Проблемные демонстрации:
Учащимся 7 класса при изучении темы «Атмосферное давление» демонстрируется опыт с яйцом, втягивающимся в бутылку. Затем предлагается объяснить опыт и условия его проведения.
Вывод формулы с построением графа:
Учащимся 7 класса при изучении темы «Давление жидкости», предлагаю предложить способы нахождения давления жидкости в сосуде. В ходе дискуссии, дети выдвигают различные гипотезы для решения поставленной проблемы. В процессе анализа уже имеющихся предметных знаний выстраивается граф. Далее, синтезируя необходимые формулы, совместно с учащимися приходим к итоговой формуле.