Нормативно-правовые акты, регулирующие брачно-семейные отношения в Республике Беларусь

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………..….....3
  2. ВОПРОС 1: Нормативно-правовые акты, регулирующие брачно-семейные отношения в Республике Беларусь……………………………….………......5
  3. ВОПРОС 2: Связь брачно-семейных отношений с другими правовыми отношениями.........................................................................................................7
  4. ВОПРОС 3: Направления развития брачно-семейного законодательства………………………………………………………...….......9
  5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...11
  6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...12

ВВЕДЕНИЕ

Одним из главных институтов общества является семья. На протяжении столетий семья являлась самым прочным звеном общества и наиболее эффективным средством сохранения культуры народа. Именно в семейном быту, в закрепленном обычаем порядке повседневной жизни хранится, и передается из поколения в поколение та социальная наследственность, которая в нашей жизни играет не меньшую роль, чем биологическая.

В настоящее время «Семья», как малая социально-психологическая группа и особый социальный институт, подвержена серьезным изменениям и модернизации. Трансформируется ее структура, усложнились функции, видоизменилась типология, усилились деструктивные процессы, появились новые ориентации и мотивы заключения брака, формируется современная семейная политика.

Сочетание внешних по отношению к семье социально-экономических трудностей в нашей стране и общемировых, институциональных, собственно семейных проблем ставят белорусскую семью в столь сложные условия, что собственных защитных сил ее оказывается недостаточно. Интересы государства и общества, потребности социального самочувствия индивидов требуют внедрения устойчивой и стабильной системы социальной помощи семье.

Практика показывает, что юридические акты и финансовые меры, которыми пытаются поддержать отдельные стороны и функции отдельных типов семей, оказываются неэффективными, не в последнюю очередь потому, что наличие даже четко фиксированного права не гарантирует его доступность; кроме того, сложности семей далеко не сводятся только к материальным затруднениям.

Несмотря на повышение политического внимания к проблемам семьи, ее острота не снижается, требует консолидации усилий и расширения позитивных политических мер, в том числе в области налаживания учета выявленных семей в социально опасном положении, изменения приоритетов системы социальной защиты семей с детьми, а также создания новых технологий социальной работы с семьей.

Цели и задачи: установить и изучить нормативно-правовые акты, регулирующие брачно-семейные отношения в Республике Беларусь; установить связь с другими правовыми отношениями; выявить направления развития брачно-семейного законодательства.

Место прохождения практики: Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», юридический факультет, кафедра международного права.

Сроки проведения практики: 29.06.2015 г. – 04.07.2015 г.

Руководитель практики: кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права Игнатик Марина Ивановна.

ВОПРОС 1

Нормативно-правовые акты, регулирующие брачно-семейные отношения в Республике Беларусь

Законодательство Республики Беларусь о браке и семье основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (далее – КоБС) и других актов законодательства Республики Беларусь.

Брачно-семейное законодательство раскрывает и обеспечивает реализацию конституционных положений, закрепляющих семейные и связанные с ними права граждан (ст.ст. 27, 32, 42 Конституции), и основывается на заложенных в Основном Законе фундаментальных принципах и нормах, определяющих личные неимущественные и имущественные права граждан и гарантии их реализации. Нормы брачно-семейного законодательства должны соответствовать Конституции.

КоБС как кодифицированный закон, призванный обеспечить полное системное регулирование общественных отношений в сфере брака и семьи, занимает центральное место в системе нормативных правовых актов, регулирующих семейные отношения.

К наиболее значимым законам, содержащим нормы семейного права, относятся Закон Республики Беларусь от 19.11.1993 г. № 2570-XII «О правах ребенка», Закон Республики Беларусь от 21.12.2005 г. № 73-З «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закон Республики Беларусь от 31.05.2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Ряд принципиальных положений содержат Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», Указ Президента Республики Беларусь от 21.01.1998 г. № 46 «Об утверждении Основных направлений государственной семейной политики Республики Беларусь».

Составной частью брачно-семейного законодательства являются нормы семейного права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, в частности Конвенции о правах ребенка, договорах о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам.

К подзаконным актам брачно-семейного законодательства относятся постановления Совета Министров Республики Беларусь и нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, направленные на регулирование семейных отношений, а также постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, содержащие имеющие обязательную силу разъяснения по вопросам применения судами норм брачно-семейного законодательства.

Гражданское, жилищное и иное законодательство Республики Беларусь применяется к семейным отношениям только в случае отсутствия регулирования этих отношений законодательством Республики Беларусь о браке и семье.

Министерства и другие республиканские органы государственного управления могут издавать нормативные правовые акты по вопросам, касающимся брачных и семейных отношений, в случаях и пределах, предусмотренных КоБС и другими актами законодательства Республики Беларусь.

ВОПРОС 2

Связь брачно-семейных отношений с другими правовыми отношениями

Говоря о семейном праве, как о самостоятельной отрасли права, мы все-таки не можем не заметить, что семейное право имеет связь с институтами гражданского права. Особенно с наследственным, где основным видом наследования является наследование по закону, то есть имущество переходит к лицам, связанных между собой отношениями супругов, родства.

Для семейного права имеют практическое значение те положения ГК, в которых содержатся определения основополагающего характера (например: правоспособность и дееспособность граждан, эмансипация, моральный вред и др.).

При определении соотношения гражданского и семейного законодательства следует исходить из отношения к семейному праву как к самостоятельной отрасли права, следовательно, гражданское законодательство должно применяться к семейным отношениям как к отношениям, регулируемым другой отраслью права, т. е. в порядке субсидиарного применения.

В некоторой степени семейное право связано с жилищным правом, где право на жилплощадь возникает не только из договора жилищного найма, а также семейно-брачных отношений. Хотя понятие члена семьи по семейному праву и жилищном не совпадают, поскольку в семейном праве при определении члена семьи мы исходим из родства, брака (или усыновление), то в жилищном праве имеет значение еще и совместное проживание.

Семейное право находится под активным воздействием конституционного права. Цели и принципы регулирования семейных отношений связаны с положениями Конституции РБ.

Требование государственной регистрации определенной группы юридических актов, влекущих возникновение или прекращение семейных отношений, обусловливает применение административно-правовых норм, что означает взаимосвязь с административным правом.

В алиментных обязательствах применяются понятия, предусмотренные трудовым правом: нетрудоспособность, нуждаемость, заработок, минимальный размер оплаты труда.

Перечисление алиментных платежей производится через учреждения банковской системы, деятельность которых регламентируется нормами финансового права. Этой же отраслью определяются размер и порядок взыскания государственной пошлины за регистрацию расторжения брака.

Семейное право взаимодействует с уголовным правом и его нормы направлены на защиту прав и интересов семьи в целом и несовершеннолетних детей в отдельности, предусматривают ответственность за различные правонарушения в сфере семейных отношений.

ВОПРОС 3

Направления развития брачно-семейного законодательства

Являясь составной частью социальной политики Республики Беларусь, согласуясь с положениями таких международных актов, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о правах ребенка, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, а также с документами Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения и других международных организаций, государственная семейная политика представляет собой систему мер экономического, правового, социального, информационно-пропагандистского и организационного характера, направленных на улучшение жизнедеятельности семьи.

Объектами семейной политики являются сама семья, а также государственные и общественные институты, непосредственно влияющие на ее функционирование и развитие.

Основными целями государственной семейной политики являются: обеспечение улучшения социально-экономических условий жизнедеятельности семьи и выполнения ею репродуктивной, экономической и воспитательной функций; укрепление нравственных основ семьи и повышение ее престижа в обществе.

К мерам по разработке и реализации семейной политики, принимаемым государственными органами, относятся: создание условий для экономической самостоятельности и роста благосостояния семьи; создание благоприятных условий для сочетания родителями трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей; обеспечение охраны здоровья семьи, матери и ребенка; создание системы социального обслуживания семьи и консультационной помощи;

совершенствование государственной системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики безнадзорности и правонарушений; совершенствование организационных и финансовых механизмов проведения государственной семейной политики; проведение комплексных научных исследований по проблемам семьи и семейного воспитания.

Проведение такой государственной семейной политики позволит: укрепить материальное положение, нравственное, физическое и духовное здоровье семьи, детей; более полно реализовать репродуктивные функции семьи и улучшить на этой основе режим воспроизводства населения; сократить в республике социальное сиротство, обеспечить преимущественное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семейных условиях; создать условия для воспитания в семье детей-инвалидов с последующей интеграцией их в общество; уменьшить детскую безнадзорность и число правонарушений детей и подростков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе практики я установила и изучила нормативно-правовые акты, регулирующие брачно-семейные отношения в Республике Беларусь, установила связь с другими правовыми отношениями, выявила направления развития брачно-семейного законодательства.

Я считаю, что все цели и задачи, поставленные мной в начале пути, были достигнуты и думаю, что опыт, полученный мной на данной практике, несомненно, пригодиться мне в дальнейшем, при построении своей профессиональной деятельности.

В заключение своего отчета хочу сказать, что при прохождении учебно-ознакомительной практики особых трудностей не возникало. Данная учебно-ознакомительная практика, несомненно, поможет мне в дальнейшей работе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Гражданский кодекс Республики Беларусь
  2. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье
  3. Конституция Республики Беларусь
  4. Указ Президента Республики Беларусь от 21.01.1998 г. № 46 «Об утверждении Основных направлений государственной семейной политики Республики Беларусь»

Нормативно-правовые акты, регулирующие брачно-семейные отношения в Республике Беларусь