Несколько слов о знакомстве с Кораном и Библией
Хотя тексты этих выдающихся творений мировой культуры остаются, как правило, недоступны нашим учителям и ученикам, все-таки определенный выход из положения намечается. Взять хотя бы журнал "Наука и религия", который начиная с 1988 года печатает интереснейшие материалы, способные хотя бы частично компенсировать отсутствие массовых и должным образом комментированных изданий религиозных памятников. Говорили мы и о журнале "В мире книг" (ныне "Слово"), начавшем с конца 1988 года печатание евангельских текстов из Библии. Сейчас у педагогов есть возможность ознакомиться с новейшим переводом Евангелий в журнале "Литературная учеба" за 1990 год. Очень ценны комментарии С. Аверинцева к тексту. Взять хотя бы Нагорную проповедь Христа (главы 5, 6, 7). Вот здесь-то обсуждение текстов, раскрывающих смысл жизни человека, должно носить характер неторопливой, обстоятельной, вдумчивой беседы на равных между взрослыми и детьми, беседы, которая может растянуться на несколько заседаний. Что особенно важно?
То, что молодые люди познакомятся с понятиями, могущими верно ориентировать всю их духовную жизнь. Речь не идет о пропаганде религии, веры в Бога. Церковь отделена от государства, и каждый гражданин добровольно решает, быть ему верующим, скептиком или атеистом. Но совсем плохо будет нам всем, если наши дети не узнают, что такое милосердие, кротость, праведность, прелюбодеяние, прощение, раскаяние, грех, лицемерие, жадность, зависть, суетность, благо. Никакого вреда не будет, если школьники запишут в свои тетради некоторые изречения из Нагорной проповеди. Хотя бы следующие: "Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?
"; "Да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела"; "Не собирайте себе сокровищ на земле"; "Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы"; "Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними". По каждой из этих мыслей ученики могут не только высказаться, но и написать небольшое сочинение, либо подтверждая ее примерами, либо опровергая. Так, вряд ли многим понравится заповедь Христа: "Не противься злу. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую... любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас". Можно представить, сколько противников найдет в классе эта заповедь Иисуса! Это вполне понятно и естественно в наших условиях, как, впрочем, и в любых почти иных обстоятельствах. Педагог будет готов к такому активному неприятию евангельской морали, резко противостоящей всему, чему учили нас. Вряд ли стоит пытаться переубеждать учеников, тем более что и сам педагог скорее всего будет с ними согласен.
От него требуется, пожалуй, лишь одно. Пусть школьники запомнят столь необычный для нас постулат. А потом задумаются о жизни махатмы Ганди (еще лучше, если появится возможность посмотреть фильм "Ганди" английского режиссера Р. Аттенборо). Вспомнят о том же романе Толстого "Воскресение", раскритикованном Шаламовым.
Об образе Иешуа Га-Ноцри из романа Булгакова "Мастер и Маргарита". Или о фигуре Иисуса из "Плахи" Ч. Айтматова. Параллельно подбираются репродукции известных картин: "Явление Христа народу" А. Иванова, "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи, "Христос в пустыне" Н. Ге и др. Школьникам следует знать, что образ Иисуса Христа, пожалуй, более популярен в мировом искусстве, чем знаменитые "вечные типы" Прометея, Сатаны, Одиссея, Эдипа, Медеи, Мещанина во дворянстве, Дон Жуана, Дон Кихота, Гамлета, Фауста, Ивана-дурака, Ходжи Насреддина, Шехерезады, Синдбада-морехода. В чем же причина такой исключительной распространенности библейских мотивов, и в особенности тех, что связаны с Христом? Почему проповедь доброты, доведенной до ее предела, все так же волнует людей, хотя и кажется им совершенно неприменимой на практике? Над этим парадоксом стоит снова и снова задумываться. Идет ли речь о плутнях басенных персонажей или о метаниях бальзаковского Растиньяка, о четырех снах Веры Павловны или о мучениях мамаши Кураж - в любом случае преподаватель имеет возможность как бы ненароком, между прочим привлечь внимание учеников к проблеме истинного - ложного гуманизма. В зубах навязла упрощенная школьная трактовка горьковского старца Луки с его утешительством.
Да, старичок разбередил душевные раны обитателей ночлежки: кого-то взволновал, кого-то немного утешил, а кого и подтолкнул к гибели. Но разве дилемма подлинный - фальшивый гуманизм должна ограничиваться анализом пьесы "На дне"? Нет, она стоит перед детьми с первых дней их сознательной жизни. И преподаватель не упустит случая показать им, что они постоянно сталкиваются, подобно героям литературы, с диалектикой бытия, с вечными парадоксами нравственности. Лгать нельзя, но можно ли лгать во благо? Доброта прекрасна, но можно ли искалечить или даже убить человека, если это бандит, напавший на тебя или других людей? Блаженны кроткие, но есть ли предел человеческому терпению, когда тебя незаслуженно обижают? Много, слишком много таких безвыходно противоречивых ситуаций встречается на пути человека. Всегда ли мудрые книги и наше нравственное чутье подскажут нам верный выход?
Обсуждения подобного рода проблем нам не избежать. Только углубляясь в дебри того, что ранее презрительно называли у нас "метафизикой", "схоластикой", мы можем ожидать возрождения интереса детей к настоящей нравственности.