Понятие налога, сбора, элементы налогообложения

Содержание

Введение

1. НДС, налогоплательщики и объекты налогообложения.

2. Понятие налога, сбора, элементы налогообложения.

3. Задача.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

НДС – форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости и его место в доходах бюджете РФ.

Налог на добавленную стоимость является одним из наиболее сложных для понимания, сложных для исчисления, уплаты и соответственно контроля со стороны налоговых органов. Он относится к тем налогам, которые имеют в России наиболее разветвленную сеть исключений из общих налоговых правил, множество льгот, а также огромное число понятий, с которыми процедура налогового изъятия непосредственно связана. Поэтому именно при исчислении и уплате НДС у налогоплательщика возникает множество ошибок и неточностей.

Целью данной работы является рассмотрение специфики и функций НДС, основных элементов данного налога, а также роли НДС в формировании доходов государства.

НДС это форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости создаваемой на всех стадиях производства и обращения. Добавленная стоимость определяется как разница между стоимостью реализованных товаров и стоимостью затрат относящихся на расходы. Налог на добавленную стоимость (НДС) является наиболее распространенным видом налога. Практически все хозяйствующие субъекты сталкиваются с необходимостью либо уплачивать налог в бюджет, либо относить суммы уплаченного налога на увеличение расходов, связанных с производством или реализацией товаров (работ, услуг).

НДС это федеральный налог он установлен НК РФ и обязателен к уплате на всей территории России. НДС является косвенным налогом, т. е. возмещается покупателями сверх основной суммы договорной стоимости реализуемых товаров, работ или услуг. Эта особенность определяет необходимость списания сумм налога, предъявленного покупателю, не в составе себестоимости продукции, работ или услуг, а непосредственно по дебету счета учета продаж. Как косвенный налог он влияет на ценообразование и структуру потребления. Играет важную роль в доходной части государственного бюджета (около 30%)

Актуальность данной темы заключается в том, что НДС всеобщий налог на потребление который должны уплачивать все предприятия, участвующие процессе производства, и сбыта товаров. Действующим механизмом НДС является его исчисление и взимание. В связи с этим у налогоплательщиков возникает множество вопросов по толкованию и разъяснению порядка обложения данным налогам.

1. НДС, налогоплательщики и объекты налогообложения.

Налог на добавленную стоимость (сокр. НДС) был впервые опробован на практике в середине ХХ века во Франции.

Со времен своего появления и до наших дней сущность налога заключается, в его важности для формирования бюджета государства,
так как НДС – изъятие определенной части добавленной стоимости, получаемой на каждом из этапов производства как товаров, так и работ или услуг.

Благодаря существованию налога НДС, правительство страны имеет возможность регулировать сборы в бюджет, как с юридических лиц, так и с нерезидентов страны, в которой ведется производственная деятельность, оказываются услуги или реализуются товары.

Этот налог применяется в большинстве экономически развитых стран мира, в России он существует с 1992 года.

Плательщиками налога на доходы физических лиц являются исключительно физические лица: как резиденты, так и нерезиденты. К налоговым резидентам относятся граждане Российской Федерации, лица без гражданства, граждане других государств, постоянно проживавшие на территории России в течение календарного года в общей сложности не менее 183 дней. Физические лица, прожившие на территории России в общей сложности менее 183 дней в течение календарного года, являются, соответственно налоговыми нерезидентами. С 1 января 2001 года резидентство зависит не только от срока и факта проживания на российской территории. Для обоснования своего нерезидентства налогоплательщик обязан также представить официальное подтверждение того, что он является резидентом другой страны.

Объектом обложения налога с доходов физических лиц у налоговых резидентов выступает доход, полученный ими в налоговом периоде от источников, как в России, так и за ее пределами. В отличие от них для налоговых нерезидентов объектом обложения является доход, полученный исключительно из источников, расположенных в Российской Федерации.

К доходам, подлежащим налогообложению, относятся дивиденды и проценты, а также страховые выплаты при наступлении страхового случая, выплачиваемые российскими организациями или иностранными организациями.

В перечень данных доходов включаются также доходы, полученные от использования в Российской Федерации или за ее пределами авторских или других смежных прав, а также полученные от предоставления в аренду и от иного использования имущества, находящегося на российской территории.

Одновременно с этим в состав доходов налогоплательщика входят и суммы, полученные от реализации недвижимого и иного принадлежащего ему имущества, акций или других ценных бумаг, долей участия в уставном капитале

организаций, а также прав требования к российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории России. Является объектом обложения также вознаграждение за выполнение трудовых или других обязанностей, за выполненные работы, оказанные услуги и за совершение действия или бездействие.

Признаются доходами физического лица пенсии, пособия, стипендии и другие аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим законодательством.

Отнесение указанных доходов к доходам, полученным от источников в Российской Федерации, либо к доходам от источников за пределами Российской Федерации зависит от места нахождения организаций, имущества или источника получения дохода.

В частности, дивиденды, страховые выплаты от российских организаций, а также от иностранных организаций в связи с деятельностью ее постоянного представительства в России - это доходы, полученные от источников в Российской Федерации. Указанные виды доходов, полученные от иностранной организации во всех других случаях, - это доходы, полученные от источников, находящихся за пределами России.

Для доходов от использования авторских прав, от аренды и реализации имущества, доходов в виде вознаграждений указанное разграничение зависит от места нахождения (в России или за ее пределами) источника дохода или его получения. В том случае, если затруднено отнесение тех или иных доходов к доходам, полученным от источников в Российской Федерации или за ее пределам, то подобное отнесение осуществляется Минфином России.

Освобождаются от налогообложения следующие виды доходов:

1) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности, пособий по уходу за больным ребенком;

2) пенсии;

3) все виды, установленных законодательством компенсационных выплат в пределах норм, связанных с возмещением вреда, причиненного здоровью, бесплатным предоставлением жилья, увольнением работника;

4) алименты, стипендии учащимся.

5) вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную помощь;

6) сумма, полученная налогоплательщиком в виде грантов, предоставляемых для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации, международными и иностранными, российскими государствами;

7) сумма материальной помощи, оказанной налогоплательщикам в связи с со стихийным бедствием, налогоплательщикам в виде материальной помощи, в денежно-товарной форме, единовременная помощь налогоплательщикам из числа малообеспеченных и малоимущих, а также пострадавшим от террористических актов;

8) компенсация стоимости путевок за исключением туристических, выплачиваемыми работодателями работникам и членам их семей;

9) доходы налогоплательщиков, полученные от продажи выращенных в подсобных хозяйствах скота, диких животных, растениеводства, животноводства, пчеловодства;

10) призы в денежно-натуральной форме, полученные спортсменами за призовые места в спортивных соревнованиях, Олимпийских играх и шахматных играх;

11) и другие, в соответствии со статьей 217 Налогового Кодекса Российской Федерации.

2. Плата за пользование водными объектами.

Плату за пользование водными объектами вносят граждане и юридические лица, осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензированию. Водное законодательство предусматривает несколько видов платежей за пользование водными объектами:

плата за пользование водными объектами (водный налог);

плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов.

сбор за выдачу лицензий на водопользование.

Платежи, связанные с пользованием водными объектами, за исключением сбора за выдачу лицензий, являются регулярными. Порядок установления и взимания платы, связанной с пользованием водными объектами, и ее предельные размеры определяются федеральным законом РФ “О плате за пользование водными объектами”. Федеральным законодательством могут устанавливаться льготы по плате за водопользование. Кроме этого, государственным организациям, осуществляющим деятельность в социальной сфере и водопользователям, использующими водные объекты для сельского хозяйства, устанавливаются льготные предельные размеры платы, направляемой на восстановление и охрану водных объектов. Субъекты Федерации вправе вводить за счет собственных средств иные льготы для водопользователей, однако они не вправе устанавливать льготы по платежам, направляемым в федеральный бюджет.

Водный налог взимается за забор воды из водных объектов; удовлетворение потребности гидроэнергетики в воде; использование акватории водных объектов для лесосплава, осуществляемого без применения судовой тяги (в плотах и кошелях), а также для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, для проведения буровых, строительных и иных работ; сброс сточных вод в водные объекты.

Из сумм водного налога, уплачиваемого водопользователями, 40 процентов поступает в федеральный бюджет и 60 процентов – в бюджет субъекта Федерации, на территории которого осуществляется водопользование.

При заборе или сбросе воды сверх установленных лимитов ставки платы для плательщика в части превышения увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, установленными ФЗ РФ “О плате за пользование водными объектами”.

При пользовании водными объектами без соответствующей лицензии ставки платы увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользования.

Не взимается плата за пользование водными объектами в целях:

1. Забора воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

2. Забора воды сельскохозяйственными предприятиями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения, централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческих и огороднических объединений граждан (до 1 января 2003г.);

3. забора воды для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

4. Размещения плавательных средств, сооружений и установок для осуществления деятельности по охране вод и водных биологических ресурсов, защите окружающей природной среды от вредного воздействия вод, если иное не установлено законодательством РФ;

5. Проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также государственных научных исследований, геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

6. Осуществления рекреации без применения сооружений, спортивной охоты и любительского рыболовства гражданами, а также организованной рекреации лечебными и оздоровительными учреждениями, находящимися в государственной и муниципальной собственности, учреждениями и организациями, предназначенными для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей, финансируемыми за счет средств бюджетов или профсоюзов;

7. Забора воды для санитарных, экологических и судоходных попусков;

8. Проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

10. Размещения и строительства отдельно стоящих гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;

11. Строительства (реконструкции) осушительных систем на участках низовых болот (водно-болотные угодья);

12. Сброса дренажных, шахтных и карьерных вод, если концентрация вредных веществ в них не превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике.

Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, распределяется между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, на территориях которых осуществляется водопользование, в зависимости от вида использования водных объектов.

Из сумм платежей, направляемых на восстановление и охрану водных объектов, вносимых за: 1) изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита; 2) сверхлимитное изъятие воды; 3) использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с условиями лицензии на водопользование; 4) сброс сточных вод нормативного качества в водные объекты в пределах установленных лимитов, в федеральный бюджет поступает 40 процентов, бюджеты субъектов РФ – 60 процентов.

Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, вносимая за: 1) сброс в водные объекты сточных вод, содержание вредных веществ в которых превышает установленные нормативы; 2) сброс в водные объекты сточных вод нормативного качества сверх установленных лимитов, – поступает в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в соотношении: 10 процентов, 30 процентов и 60 процентов.

Порядок расходования средств федерального целевого бюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов определен Постановлением Правительства РФ от 20 августа 1999г. № 934 “Об утверждении “Положения об образовании и расходовании средств федерального фонда восстановления и охраны водных объектов”.

Сбор за выдачу лицензий на водопользование взимается специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда. Его размер определяется с учетом расходов на проведение экспертиз заявок на водопользование, иных расходов, связанных с выдачей лицензий и утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда.

3. Задача

В организации розничной торговли товары, облагаемые НДС по ставке 10 % реализованы на сумму 250000р, в том числе НДС. Покупная стоимость этих товаров составила 180000р. В сентябре организацией приобретен легковой автомобиль мощностью двигателя 90 л.с. Определить НДС и транспортный налог, указать получателя и источник уплаты.

Решение:

  1. Перечисление организации в Федеральный бюджет.

250000*10%:110%=22727,27 руб.

  1. Остаток от перечислений

250000 руб. - 22727,27 руб. = 227272,73 руб.

  1. Остаток на приобретение легкового автомобиля мощностью двигателя

90 л.с.

227727,73 руб. – 180000 руб. = 47727,73 руб.

  1. Транспортный налог

Ставка на 2010 г. по Республике Саха Якутии составляла 7 руб. за 1 л.с

в год.

7 руб. * 90 л.с = 630 руб.

Так как приобретен автомобиль в сентябре, транспортный налог был уплачен за 4 месяца.

630 руб. : 12 месяцев * 4 месяца = 210 руб.

Заключение

Налоги принято рассматривать как принудительные сборы, исторически возникшие в виде дани, податей, оброка. Действительно, каждый налог представляет изъятие средств у одних субъектов, их владельцев, и передачу изъятого другим субъектам, чате всего - государству. Но в целом налоги представляют собой не только основной источник поступления денежных средств в государственный и местные бюджеты, налоги реализуют наряду с этой фискальной функцией и другие функции, связанные с управлением экономикой, ее государственным регулированием. В этом смысле налоговая система представляет структурную часть системы управления экономикой.
В современной экономике налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с юридических (предприятия, организации, предприниматели) и физических (граждане) лиц в связи с получением ими доходов, осуществлением хозяйственных операции, наличием и использованием имущества и целях пополнения средств государственного и местных бюджетов.
По своему экономическому смыслу налоги являются основным инструментом государственного перераспределения доходов и финансовых ресурсов. Государство забирает часть текущего или накопленного дохода у одних лиц и передает его другим лицам. Такое перераспределение государственные органы осуществляют в целях обеспечения денежными средствами тех, кто испытывает целесообразную, общественно признанную потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных источником. Это организации, учреждения, компании, социально-экономические программы, регионы, отрасли, секторы и сферы экономики, отдельные группы населения.

Таким образом, налогообложение ставит своей задачей получение и сосредоточение в руках государства денежных средств, необходимых для решения социальных, экономических, научно-технических проблем населения, регионов, отраслей, страны.

Список использованной литературы

  1. http://www.adhdportal.com/book_2711_chapter_41__8._Plata_za_polzovanie_vodnymi_obektami.html
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая (с учетом последующих изменений и дополнений)

Понятие налога, сбора, элементы налогообложения