Практика формирования этнокультурной компетентности обучающихся в начальной школе
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………. |
3 |
1 Теоретические основы исследования проблемы формирования этнокультурной компетентности обучающихся в начальной школе…... |
7 |
1.1 Этнокультурная компетентность как педагогическая категория…… |
7 |
1.2 Полиэтническая образовательная среда как условие реализации полиэтнического образования………………………………………….... |
12 |
2 Практика формирования этнокультурной компетентности обучающихся в начальной школе………………………………………… |
15 |
2.1 Анализ опыта формирования этнокультурной компетентности обучающихся начальной школы……………………………….................. |
15 |
2.2 Методические рекомендации по формированию этнокультурной компетентности обучающихся начальной школы………………………. |
19 |
Заключение…………………………………………………………………. |
24 |
Список использованных источников и литературы……………………... |
26 |
ВВЕДЕНИЕ
Наша страна является полиэтническим государством, ее можно представить в виде мозаики, которая состоит из множества народов. При этом каждый народ отличается друг от друга по разным признакам, в частности по многочисленности этнического состава, по социально-экономическим характеристикам, а так же по языку и культуре, духовному складу и национальному характеру. Кроме того, для полиэтнических регионов нашей страны характерно смешивание и переплетение культур, что выдвигает перед педагогами задачу реализации поликультурного образования, которое направлено на формирование этнокультурной компетентности школьников. В этой связи возникла потребность в воспитании социально ответственного подрастающего поколения, которое может успешно действовать в полиэтническом пространстве, способствовать возрождению культуры разных этносов, сохранению их культурного своеобразия. Общемировой опыт показывает, что оптимальной моделью аккультурации является интеграция, сохранение своей культуры и овладение культурой других этносов. Отсюда возникает необходимость воспитать и подготовить высококультурных и образованных членов общества, которые могут жить и работать в полиэтнической среде, способных сочетать национальные и интернациональные интересы.
Модели и концепции этнокультурного образования представлены в исследовательских работах зарубежных и отечественных педагогов и психологов, таких ученых как Г. Н. Волкова, Ш. А. Амонашвили, Н.М. Лебедевой, Т.Г. Стефаненко, С.Н. Федоровой, С.Б. Серяковой, Дж. Берри, Н.Б. Бордовской, А.Н. Джуринского, Г.Д. Дмитриева, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова, Г.М. Гогиберидзе, В.М. Джашакуева, Д.Н. Латыпова, В.Б. Манджиевой, Т.К. Солодухиной, Ф.Ф. Харисова, В.К. Шаповалова. Помимо этого, значимость этнокультурной составляющей в современной системе образования отражена в «Законе об образовании РФ», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации». Так, «Закон об образовании РФ» провозгласил единство культурного и образовательного пространства страны при всемерном содействии развитию национальных культур и региональных культурных традиций [15]. А так же в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования. Следовательно, результатом освоения основной образовательной программы, направленной, в том числе и на удовлетворение языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся, должно стать формирование следующих этнокультурных компетенций:
- это владение этнокультурными нормами и основами нравственного поведения;
- способность последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеть родным языком;
- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки этнокультурологических знаний; осознавать сущность и значение информации в развитии поликультурного общества;
- способность учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий [12].
Таким образом, на наш взгляд совокупность выше перечисленных компетенций образует этнокультурную компетентность, которая характеризуется, как системное, интегральное личностное образование в единстве его статистических и динамических характеристик, отражающее способность обучающихся успешно самореализоваться и адаптироваться в полиэтнической образовательной среде [18].
В целом, для того чтобы повысить эффективность процесса формирования этнокультурной компетентности учащихся необходимо создать такие условия, которые позволят включить в этот процесс детей не только на уровне интеллектуальной, но и социальной и личностной активности.
Следовательно, одним из условий формирования этнокультурной компетентности у обучающихся является поликультурное образование. Итак, под поликультурным образованием по Л.Х. Экстрандому будем понимать образование, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором функционируют две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному, религиозному, расовому признаку. Цель, которого заключается в формировании человека, способного к эффективной жизнедеятельности в поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, в умении жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований [18].
Таким образом, именно такие качества являются мостиками к пониманию и принятию других культур и народов, урегулированию конфликтных ситуаций, а также основой для межнационального и межэтнического общения граждан Российской Федерации как внутри государства, так и за его пределами [3].
Проблема формирования этнокультурной компетентности у обучающихся начальной школы в полиэтнической образовательной среде является актуальной, так как в поликультурном обществе немаловажным является установление нормальных межэтнических отношений и связей. Следовательно это помогло определить тему курсовой работы: Полиэтническая образовательная среда как условие формирования этнокультурной компетентности обучающихся начальной школы.
Объект: процесс формирования этнокультурной компетентности обучающихся начальной школы в полиэтнической образовательной среде.
Предмет: полиэтническая образовательная среда как условие формирования этнокультурной компетентности обучающихся начальной школы.
Цель: выявить, как в условиях полиэтнической образовательной среде формируется этнокультурная компетентность обучающихся начальной школы.
Задачи:
- провести анализ понятия этнокультурная компетентность как педагогическая категория в психолого-педагогической литературе;
- рассмотреть полиэтническую образовательную среду как условие реализации полиэтнического образования;
- провести анализ опыта формирования этнокультурной компетентности обучающихся начальных классов в образовательных учреждениях г. Горно-Алтайска и Республики Алтай;
- дать методические рекомендации учителям начальных классов направленные на формирование этнокультурной компетентности у обучающихся начальных классов.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
- Этнокультурная компетентность как педагогическая категория
Одной из особенностей нашей страны и региона является то, что наше государство складывалось как общество, состоящее из разных этносов, культур и религий. В связи с этим необходимо учитывать интересы всех народов и культур, поскольку изменения, происходящие в стране в области политики, экономики, социальных отношений, привели, в свою очередь, к росту национального самосознания этносов. Изменения в образовании привели в целом к смене образовательной парадигмы, целей, содержания, и соответственно результата образования, в качестве которого в настоящее время выступает понятие «компетентность».
Компетентность - это готовность к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных профессиональных ситуациях [22].
В.А. Сластёнин, выделял понятие профессиональной компетентности педагога, как единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, которая характеризует его профессионализм [19].
Компетентность относится к категории многозначных терминов, следовательно, имеет множество трактовок этого понятия. Компетентность мы понимаем как качественную интегрированную характеристику личности, определяющую степень владения ее совокупностью профессиональных и социально значимых качеств, приобретаемых в процессе образования и служащих эффективным механизмом реализации индивидуальных ценностных потребностей.
Компетентный человек должен не только видеть проблему, но и уметь решать ее практически, принимать эффективные решения в соответствующей деятельности, как знание, формируемое через практику в какой-либо деятельности [19].
Особое место занимает этнокультурная компетентность, поскольку современное российское общество многонационально. И для того чтобы не возникало напряженных ситуаций во взаимоотношениях между представителями культур разных национальностей и вероисповедания, необходимо ввести понятие «этнокультурная компетентность». Данный термин не имеет однозначного объяснения, поэтому анализ литературы позволил выявить следующие определения понятия этнокультурная компетентность.
Рассмотрим трактовку понятия у Н.М. Лебедевой, этнокультурная компетентность - это совокупность знаний, о представлении иных культур, выражающиеся через навыки, установки, модели поведения, которые направлены на эффективное межэтническое взаимопонимание и взаимодействие [17].
Т.Г. Стефаненко определила этнокультурную компетентность, как умение понимать и позитивно относиться к тому, что в нашем современном обществе существуют различные этнические группы [20].
Этнокультурную компетентность как единое свойство личности, которое выражается в совокупности представлений, знаний о своей, а также об иной этнокультурах, их значимость в мировой культуре, способности к диалогу культур, рассматривает в своих работах А. Б. Афанасьева [4].
Сущность этнокультурной компетентности заключается в том, что человек, обладая данной компетентностью, является активным носителем опыта во взаимодействии и принятии этнокультур. Полученные знания и умения позволят ученику принять и правильно оценить специфику и условия взаимодействия с представителями разных культур, находить оптимальную модель поведения с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия, для достижения высокой эффективности в совместной деятельности [18].
Этнокультурная компетентность как объективно-субъективное явление включает в свое содержание следующую совокупность:
а) готовность и способность обучающегося чтить традиции своего народа и уважать культуру других;
б) изучать многообразие этнических культур с целью мирного существования в полиэтнической среде;
в) дифференцировать и применять полученные знания об этнокультурах для решения проблем во взаимодействии и взаимопонимании;
г) анализировать и систематизировать знаний об этнических культурах, с целью нахождения и признания в них общего и различного (специфичного);
д) готовность обучающегося включаться в межэтническое взаимодействие в виде активного сотрудничества [22].
В качестве механизмов формирования этнокультурной компетентности обучающихся выступают обучение, воспитание, деятельность, общение. Формирование навыков межэтнического взаимопонимания и взаимодействия может осуществляться при помощи таких средств, как тренинг, упражнения, направленные на формирование этнокультурной компетентности, а так же культурный ассимилятор, деловые и ролевые игры и другие.
Формами формирования этнокультурной компетентности являются индивидуальные и коллективные взаимодействия, которые могут быть специально организованными, то есть в ходе участия в лекциях, совместных мероприятиях, конференциях, дискуссиях, обучающиеся приобретают знания и опыт. А стихийные или частично организованные дают возможность ребёнку обрести знания в семейных отношениях, в отношениях со сверстниками, в игровой и трудовой деятельности, из средств массовой информации. Образовательные учреждения призваны воздействовать на молодое поколение, сообщать ему научные, достоверные знания, направленные на формирование позитивного отношения к своему и другим народам [4].
Общая форма критерий эффективности этнокультурной компетентности может быть выражены в степени:
- обученности, которая характеризуется полученными знаниями и представлениями в области географии, истории, фольклоре, обычаях, искусстве, традиционных ремеслах в прошлом и настоящем, устройстве быта, народных играх, нормах и ценностях собственного и другого этноса, а значит понимания (принятия) специфики традиций и обычаев; знания последствий интолерантного поведения к представителям иной национальности; умения разрешать конфликты и разногласия мирным путем;
- воспитанности, которая заключается в преодолении этноцентризма, этнической, расовой и конфессиональной предубежденности, интолерантности в общении и поведении; готовность к изменению собственного поведения и взглядов;
- адаптации ребенка, а то есть приспособления к полиэтнической среде.
Степень сформированности этнокультурной компетентности определяется не столько объемом когнитивной и операциональной составляющих, сколько качеством этих знаний и умений [18].
Анализируя работы Н. Г. Арзамасцева, Л. Б. Зубарева, М. Л. Воловикова, можно дифференцировать понятие этнокультурной компетентности по следующим субкомпетентностям:
1) культурная, заключается в знании и понимании ценностей, установок, особенностей, характерных для той или иной этнической культуры;
2) коммуникативная представлена в виде механизмов, приемов и стратегий, которые необходимы для обеспечения эффективности межэтнического понимания и взаимодействия;
3) социальная выражена в знании и представлении о международно-правовых документах в сфере межэтнических взаимоотношений, особенностях межкультурной адаптации, а также умении включаться в совместную деятельность с представителями других культур;
4) языковая направлена на владение родным, государственным и иностранными языками [13].
Итак, изучив ряд понятий, можно сделать вывод, что этнокультурная компетентность, прежде всего, включает в себя готовность изучать многообразие культур с целью мирного существования в полиэтнической среде. Поэтому, в рамках образовательной системы России, происходит поиск эффективных моделей обучения, возрождения традиций народной педагогики, выделяют одну из важных целей, это научить подрастающее поколение понимать и уважать культуру других народов, а так же воспитывать в нем уважение ко всем народам, что в целом и есть формирование этнокультурной компетентности. Следовательно, будущему учителю необходимо научиться анализировать и систематизировать знания об этнических культурах, находить и признавать общее и специфичное.
Таким образом, «этнокультурная компетентность», как педагогическая категория является интегрированным качеством личности, которое характеризует степень усвоения теоретических и практических знаний об этнической культуре своего и иного народа, а так же представляет готовность к интеграции идей этнопедагогики и современной педагогической теории в воспитании культуры толерантного отношения в полиэтнической среде.
1.2. Полиэтническая образовательная среда как условие реализации полиэтнического образования
Школам России, где совместно обучаются представители разных этнических групп с многообразной национальной культурой и обычаями, свойственен полиэтнический образовательный характер, так как здесь проживает более 150 наций, которые принадлежат к различным этническим семьям и группам, исповедуют разные религии, имеют свои самобытные культуры, сложную и особую историю. Следовательно, наиболее эффективной образовательной стратегией является полиэтническое образование. Под полиэтническим образованием понимается образование, которое приобщает подрастающее поколение к этнической, национальной и мировой культуре, развивает и формирует готовность и умение жить в многонациональной среде.
Полиэтническое образование это процесс подготовки индивида к политической, экономической и социальной реальности, в котором используются языковые и культурные ресурсы, формируется межкультурное взаимопонимание [4].
Учитывая тот факт, что мы живем в поликультурном обществе, образовательная система направлена на создание условий для формирования у личности конструктивного сотрудничества на основе приобщения к этнической, российской и мировой культурам [4]. В которой каждый учащийся, независимо от своей идентичности, будет иметь одинаковые со всеми возможности реализовать свой потенциал в условиях социального развития. Такое образование приводит к снижению уровня конфликтности в обществе, в развитии толерантности по отношении ко всем культурным отличиям и своеобразию, в создании условий, гарантирующих свободный выбор индивидом своей идентичности и путей ее самоактуализации.
Главная цель полиэтнического образования заключается в формировании у школьников чувствительности к культурным различиям, уважении к уникальности культуры каждого народа, терпимости к необычному поведению, готовности реагировать на изменения, а так же гибкости в принятии альтернативных решений и отсутствие завышенных ожиданий от общения с представителями других культур.
Содержание поликультурного образования должно отражать идеи гуманизма, демонстрировать то общее, что позволит всем жить в мире, способствовать пониманию взаимозависимости народов в современных условиях. Кроме того, полиэтническое образовательное пространство выступает как условие формирование этнической толерантности личности, как условие сохранения разнообразия культур, этносов, религий, исторического права на отличие, непохожесть, знаковость этносов и народов [3].
Изучив ряд понятий полиэтнического образования, рассмотрим ее основные характерные единицы: усвоение знаний о собственной культуре и об иных этнических представителях; осмысление общего и особенного в традициях, ценностях культуры, образе жизни народа; воспитание этнической толерантности и уважения к этнокультурному многообразию; готовность и умение сотрудничать в полиэтнической среде.
Полиэтническое образование предполагает создание равных возможностей получения образования для детей разных национальностей, путем отражения в ней интересов и потребностей представителей других этнокультур, а так же учет индивидуальных особенностей детей в рамках полиэтнической образовательной среды учреждения [18].
Ознакомившись с понятием полиэтническое образование, можно выделить её цель, которая заключается в формировании этнокультурной компетентности учащихся, достижение, которой возможно в ходе решения следующих задач:
1. Формирование у детей понимания и принятия этнического многообразия.
2. Предоставление детям возможность осознать свою принадлежность к мировому сообществу.
3. Формирование у учащихся объективного представления и знаний о разных полиэтнических культурах и их особенностях.
4. Воспитание уважения ко всем народам.
5.Умение конструктивно решать конфликты, возникающие в процессе межэтнического взаимодействия [18].
В целом решение поставленных задач может помочь подготовить подрастающее поколение к конструктивной и активной жизнедеятельности в полиэтнической среде. Следовательно, можно выделить следующие особенности полиэтнического образования:
1. Отражение в учебном материале идей, содействующих взаимопониманию, диалогу двух и более культур, усилению чувства солидарности и равенства между людьми.
2. Развития творческого потенциала, расширения кругозора, обогащения опыта.
3. Сочетание мировых культур в содержании образования.
4. Воспитание толерантной личности к этнокультурному разнообразию человечества.
5. Формирование личности, осознающей себя как патриота и гражданина мира.
6. Cохранение собственной культуры с овладением знаний о культуре других народов [18].
Итак, полиэтническое образование - это такое образование, которое формирует у человека этноориентированные знания, умения и навыки, а так же помогает ему адаптироваться в полиэтнической среде. Условием реализации полиэтнического образования является функционирование полиэтнической образовательной среды. В нашем случае под «условием» мы понимаем совокупность возможностей полиэтнической образовательной среды, способствующих решению задач полиэтнического образования.
-
ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
- Анализ опыта формирования этнокультурной компетентности обучающихся начальной школы
В связи с тем, что законом Российской Федерации «Об образовании» установлено, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, независимо от расовой, национальной, религиозной и социальной принадлежности, а так же согласно приказу Минобрнауки России от 6 октября 2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие стандарта начального общего образования» стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, на сохранение и развитие культурного разнообразия, овладение духовными ценностями и культурой народов России [1], в образовательных учреждениях г. Горно-Алтайска и Республики Алтай, в частности в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Лицей №6 им. И.З.Шуклина г. Горно-Алтайска", Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа №7 г.Горно-Алтайска", Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении "Кадетская школа №4 г. Горно - Алтайска", МОУ «Чемальская СОШ» вводятся ряд дисциплин, направленных на формирование этнокультурной компетентности обучающихся начальной школы.
Для достижения поставленных образовательных и воспитательных целей в рамках формирования этнокультурной компетентности в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Лицей №6 им. И.З.Шуклина г. Горно-Алтайска" с сентября 2011 года началось введение образовательных стандартов нового поколения, а так же в связи с тем, что 21 июля 2009 года президент РФ Д.А.Медведев заявил о необходимости введения в школах «дисциплин, направленных на нравственное просвещение» в лицее ввели курс «Основы религиозных культур и светской этики», который способствует знакомству обучающихся с основами религиозных культур и светской этики, данный курс так же был введен в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении "Кадетская школа №4 г. Горно - Алтайска", в МОУ «Чемальская СОШ» с целью формировать у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. В рамках данной дисциплины ставятся определенные задачи, например: знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Предмет включает 6 модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) могут выбрать один для изучения: «Основы православной культуры»; «Основы исламской культуры»; «Основы буддийской культуры»; «Основы иудейской культуры»; «Основы мировых религиозных культур»; «Основы светской этики» [27].
Освоение учебного содержания каждого из модулей должно обеспечить понимание значения духовности, нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества; формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям.
Помимо этого в данных образовательных учреждениях один из самых известных и востребованных учебно-методических комплектов для обучения в начальной школе это «Школа России». Целью, которого является воспитание гуманного, творческого, социально активного человека гражданина и патриота России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества.
Рассмотрим особенности формирования этнокультурной компетентности в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа №7 г.Горно-Алтайска", основными целями школы являются формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. В рамках воспитательной работы в данном образовательном учреждении реализуется программа «Древо жизни», по творческой теме «Воспитание школьников на основе традиционной культуры алтайского народа», цель заключается в создании комплексной программы для приобщения школьников к родной культуре, воспитания этнического самосознания, формирования национальной идентичности, основными задачами которой являются:
• Воспитание этнической личности в микросоциуме алтайской школы на основах возрождения и развития традиций алтайской народной педагогики.
• Утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культуре и истории Родины, к традициям родного края.
• Привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовных, нравственных ценностей алтайского народа и других народов, проживающих в Республике Алтай.
У данной программы имеются символы и ритуалы: эмблема (горный кедр), флаг (зеленого цвета), а так же свои законы. При этом структура самоуправления детской организации «Энчи» в рамках программы «Древо жизни» представлена министерством, в которое входят «Эл- Башчы» и зайсаны, всем нам известно, что зайсаны- это (главы) алтайских родов , а «Эл Башчы» - это (духовный лидер) алтайского народа [24].
Школа является не только гарантом освоения детьми качественного образования в условиях двуязычия, позволяющего успешно жить в быстро меняющемся мире, но и центром культурной жизни города, центр приобщения жителей к культуре и традициям родного народа, выступает как центр создания воспитательной среды, основанной на истории и культуре алтайского народа.
Таким образом, завершая анализ опыта формирования этнокультурной компетентности в начальных образовательных учреждениях г. Горно-Алтайска и Республики Алтай, необходимо добавить то, что современное образование направлено на то, чтобы сохранить существующие самобытные этнические коллективы и укрепить взаимосвязь отношений между ними на общечеловеческой основе.
-
Методические рекомендации по формированию этнокультурной компетентности обучающихся начальной школы
В поликультурном обществе немаловажным является установление нормальных межэтнических отношений и связей. Процесс развития межэтнического взаимодействия определяется также профессиональной культурой педагога.
Личность, организующая и реализующая учебно-воспитательный процесс в школе - это учитель. Учитель начальной школы это особенный учитель. В первую очередь он посредник между ребенком и окружающим миром, в совершенстве знающий становление и развитие детской психики, дает знания, учит ребенка быть человеком. Труд учителя начальной школы несравним по своей значимости ни с каким другим, так как человек, вставший за учительский стол, несет ответственность за судьбу каждого ученика подрастающего поколения. Следовательно, наше будущее зависит от сегодняшнего результата труда педагогов.
Современный учитель, воспитатель должен обладать, знаниями и умениями транслировать этнокультурное содержание в сфере образования, иначе говоря, осуществлять этнокультурное образование, а то есть формировать этнокультурную компетентность у обучающихся начальных классов, что в свою очередь представляет сложный и многогранный процесс. От его эффективности во многом зависит будущее нашей страны в целом, значит формировать культуру взаимоотношений между представителями разных этносов необходимо с раннего школьного возраста, когда психологические особенности ребенка наиболее благоприятны. Поэтому от уровня поликультурной грамотности педагога зависит действенность направления. Следовательно, методика формирования этнокультурной компетентности основывается на знании педагогами индивидуальных особенностей детей, коллектива, отношений между учащимися и их проявлений в поведении, знаний об этнопедагогических и этнопсихологических черт культур, под воздействием которых складываются межнациональные отношения среди учащихся и в семьях.
Следовательно, одним из профессиональных качеств педагога, должна быть этнокультурная компетентность, которая включает в себя систему качеств, направленных на помощь в ориентации между отношениями культур родной и иноязычных стран, имеющая синтетический характер и включающая в себя множество признаков, обеспечивая достижение цели воспитания человека культуры [17]. Такой учитель может способствовать поликультурному образованию, воспитать личность, знающую другие культуры, толерантно относящуюся к другим народам, что особенно необходимо в нашей многонациональной стране.
Задачи учителя в полинациональном классе, с одной стороны, определяются общими требованиями, предъявляемыми к учителю, с другой стороны, имеют ряд особенностей, связанных с влиянием культур на социализацию обучающихся. Следовательно, вопросы межэтнического взаимодействия будут оказывать значимое влияние на взаимоотношения в классе и, следовательно, на успеваемость. Поэтому одной из основных задач педагога в полинациональном классе является формирование этнокультурной компетентности обучающихся.
В связи с введением в базовое содержание предметов этнокультурной составляющей, педагогам необходимо соблюдать основные психолого-педагогические принципы обучения и воспитания, среди которых основополагающими являются:
- «диалог культур», который исключает абсолютизацию национальной специфики, ведущей к изоляции культуры, и позволяет подчеркнуть значимость каждой культуры вне зависимости от наличия или отсутствия государственности у народа - её носителя, от его компактного или дисперсного проживания;
- принцип поликультурности, основанный на представлении о многокультурности человеческого бытия, равноправности культур в социальной жизни, необходимости взаимодействия па поликультурном пространстве как способе преумножения созидательных возможностей человека;
- принцип природосообразности, опора на врожденные способности и возрастные особенности детей;
- принцип доступности, реализуемый через предложение детям заданий того уровня трудности, преодоление которого требует от ребенка максимума приложения интеллектуальных и душевных усилий;
- принцип ориентации, позволяющий вести целенаправленный отбор учебного материала предметов этнокультурного компонента. Наиболее полно этнопедагогический материал представлен в содержании учебного предмета «Окружающий мир»;
- принцип формирования целостной картины мира. Именно этот принцип предполагает такой отбор предметного содержания, которое позволит рассмотреть различные объекты окружающего мира с разных точек зрения, представить всевозможные межпредметные взаимосвязи. Это легко подтвердить на примере содержания учебных предметов «Окружающий мир», «Математика», «Русский язык», «Литературное чтение» и других;
- принцип интеграции, который предполагает организацию освоения обучающимися рознодисциплинарной информации по признакам сходства и сочетания ее функциональной направленности, является одним из главных для внедрения этнокультурного компонента в базовое содержание предметов.
Соблюдение названных принципов, учитывающих этнокультурную проблематику содержания образования, в сочетании с такими принципами, как научность, системность, последовательность, прочность, связь обучения с жизнью, воспитывающая направленность обучения, в наибольшей степени отвечает реалиям настоящего времени и перспективному развитию общества и каждой личности [25].
При формировании приоритетов этнокультурной составляющей в содержании образования следует учесть: разнообразие национального состава, языковой ситуации, традиций, обычаев, культурных особенностей характерных для нашей республики; актуальность воспитания культуры межнационального общения, уважение к культуре родного и других народов, проживающих на территории Республики Алтай. Определить основные требования к отбору учебных материалов о родном крае, в какой форме и последовательности использовать местный материал в учебном процессе.
Известно несколько путей введения этнокультурной составляющей в учебный процесс начальных классов:
- Включение регионального содержания в базовое путем «диффузии» и равномерного распределения его по учебным предметам. Такое введение будет способствовать расширению и углублению основных тем и разделов базового содержания. Изучение учебного материала с опорой на специфику своего региона повышает эффективность обучения.
- Введение этнокультурной составляющей в учебный процесс на интегрированных уроках. Вопросы этнокультурной составляющей рассматриваются в русле общего содержания и распределятся по разным темам. В этом случае появляется необходимость обобщать и систематизировать полученные знания на обобщающих уроках.
- Введение этнокультурной составляющей в программы общеобразовательного учреждения при организации внеурочной деятельности:
- образовательные программы, ориентированные на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности для обучающихся 1-2 классов;
- образовательные программы, формирующие позитивное отношение к базовым ценностям для обучающихся 2-3 классов;
- образовательные программы, дающие ребенку опыт самостоятельного общественного действия для обучающихся 4 классов [25].
Например, учебные курсы, кружки, экскурсии, конференции, круглые столы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
Таким образом, для развития этнокультурной компетентности обучающихся используется комплекс социально-педагогических мер: проведение интегрированных уроков с целью приобщения к национальным ценностям, создание этнографических краеведческих кружков, где изучается декоративно-прикладное творчество, танцевальное, музыкальное искусство, народные традиции, обычаи, национальные игры; организация тематических, фольклорных, обрядовых вечеров развлечений, конкурсов на знание национальной культуры с участием родителей; проведение этнофольклорных праздников, этнических игровых программ и т.д. Следовательно, перед педагогами современности стоит задача, которая заключается в том, чтобы привить ребенку нравственные и эстетические ценности, раскрыть лучшие моральные качества. Только сохраняя память и передавая подрастающему поколению традиции прошлых поколений, мы можем выстоять в этом мире и поддержать ту нравственную планку, без осознания которой не может существовать нация.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из особенностей нашей страны и региона является то, что наше государство состоит из разных этносов, культур и религий, отсюда возникает необходимость воспитать и подготовить высококультурных и образованных членов общества, которые могут жить и работать в полиэтнической образовательной среде, в условиях которой этнокультурная компетентность обучающихся формируется при помощи активных методов воспитания и обучения. При этом под этнокультурной компетентностью понимается педагогическая категория, которая выступает интегрированным качеством личности, характеризующая степень усвоения этнической культуры своего народа, теоретическую и практическую готовность к трансляции ее ценностей, интеграции идей этнопедагогики и современной педагогической теории в этнокультурном становлении и развитии обучающихся, воспитании культуры толерантного отношения к полиэтническому окружению.
Полиэтническое образование предполагает создание равных возможностей получения образования для детей разных национальностей, путем отражения в ней интересов и потребностей представителей других этнокультур, а так же учет индивидуальных особенностей детей в рамках полиэтнической образовательной среды учреждения.
На основе анализа опыта формирования этнокультурной компетентности обучающихся начальной школы в образовательных учреждениях г. Горно-Алтайска и Республики Алтай, мы выявили, что школа имеет большие возможности для формирования этнокультурной компетентности у обучающихся как в ходе учебной, так и внеучебной деятельности. В школах введены такие программы, как «Школа России», «Древо жизни», а так же курс дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики», которые в сою очередь направлены на формирование у обучающихся таких качеств, как понимание значения духовности, нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества; формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям. дать методические рекомендации учителям начальных классов направленные на формирование этнокультурной компетентности у обучающихся начальных классов. Помимо этого, рассмотрев ряд методических рекомендаций по формированию этнокультурной компетентности, следует добавить, что перед педагогами современности стоит задача, которая заключается в том, чтобы привить ребенку нравственные и эстетические ценности, раскрыть лучшие моральные качества. Только сохраняя память и передавая подрастающему поколению традиции прошлых поколений, мы можем выстоять в этом мире и поддержать ту нравственную планку, без осознания которой не может существовать нация.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что этнокультурную компетентность стоит формировать именно у обучающихся начальных классов, так как в данный период ребенок приобретает первые фрагментарные знания о своей этнической принадлежности, когда еще не сложились стереотипные формы эмоционально-оценочного отношения к представителям других национальностей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373).
- Авдуевская, Е. П. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений / Е.П. Авдуевская, С.А. Баклушинский // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. Том III. Выпуск IV. М.: ЦСО РАО, 1995. С. 118-132.
- Адриненко, М. А. Формирование этнической толерантности у школьников в поликультурном пространстве начальной школы [Электронный ресурс] / -.- URL: http://knowledge.allbest.ru
- Афанасьева, А. Б. Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования / А.Б. Афанасьева // Знание. Понимание. Умение. 2009. - № 3 С.189-195
- Арутюнов, С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие / С.А. Арутюнов. - М.: Наука, 2001.- 247 с.
- Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса / Ю. В. Бромлей. - М.: Наука, 2005. - 102 с.
- Вавилин, В.Ф. Оценка факторов и условий функционирования компонента этнической культуры / В. Ф. Вавилин //Социологические исследования. - 2003. - №1.- 93 с.
- Волков, Г.Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. - М.: Академия, 2009. - 168 с.
- Галкина, Е.М. Этническая идентичность подростков их национально смешанных семей: дис… канд.псих.наук / Е. М. Галкина. - М., 2007. - 56 с.
- Гаязов, А.С. Общество, государство, воспитание гражданина / А. С. Гаязов. - Уфа.: Изд-во БГПУ, 2001. - 117 с.
- Гумилев, Л.H. От Руси к России: очерки этической истории / Л. Н. Гумилев. - М.: Экопрос, 2002.- 396 с.
- Зимняя, И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] / И.А.Зимняя// Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 5 мая. Режим доступа: -.- URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.
- Крысько, В.Г. Этническая психология: уч. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В. Г. Крысько. - М.: Академия, 2002. - 205 с.
- Кузьмин, М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России / М. Н. Кузьмин // Педагогика, 2004. - №6. 143 с.
- Кукушин, B.C. Этнопедагогика и этнопсихология / B.C. Кукушин, Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 448 с.
- Кукушин, B.C. Этнопедагогика: уч. Пособие / В. С. Кукушкин. М.: МПСИ-МОДАК, 2002. - 286 с.
- Лебедева, Н.М. Межкультурный диалог: тренинг этнокультурной компетентности / Н.М. Лебедева, О.В. Лунева, Т.Г. Стефаненко. - М.: РУДН, 2003.- 278 с.
- Поштарева, Т. В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде образования [Электронный ресурс]:автореф. дисс... доктора пед. наук : 13.00.01 / Т.В. Поштарева. Владикавказ, 2009. 40с. -.- URL: http://dlib.rsl.ru/01004300613
- Сластёнин, В. А. Педагогика: учебн. пособие для студ. Высш. Учебн. Заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластёнина. М.: Издательский центр «Академия», 2007.-576 с.
- Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология / Т. Г. Стефаненко. - М.: Академический проект, 1999. - 56 с.
- Сультеев, Д. Единство разных: к Международному дню толерантности / Д. Сультеев// Воспитание школьников. - 2008. - №9. - С. 3-7.
- Супрунова, Л.Л. Этнопедагогика как источник поликультурного образования / Л. Л. Супрунова //Этнопедагогика педагогика жизни. - М.: Элиста, 2001. 95 с.
- Сергеев, А.Г. Компетентность и компетенции: монография / А.Г. Сергеев. Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2010. 107 с. - ISBN 978-5-9984-0049-0
- Официальный сайт Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №7 г.Горно-Алтайска" [Электронный ресурс] -.- URL: http://edu.of.ru/altayschool7/
- Реализация этнокультурной составляющей образования в начальном общем образовании в условиях внедрения ФГОС: метод. рекомендации / сост. Т. Д. Бачимова, Е. И. Слабодчикова, Ж. И. Амырова. Горно-Алтайск.-64с.
- Официальный сайт Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Лицей №6 им. И. З. Шуклина г. Горно-Алтайска" [Электронный ресурс] -.- URL: http://www.lyceum-6.edusite.ru/
- Официальный сайт Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Кадетская школа №4 г. Горно - Алтайска" [Электронный ресурс] -.- URL:http://school4gorny.edusite.ru/
Практика формирования этнокультурной компетентности обучающихся в начальной школе