Разработка воспитательных мероприятий, направленных на стимулирование здорового образа жизни школьников

Оглавление:

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы стимулирования здорового образа жизни школьников..…………………………………………...5

1.1. Понятие «здоровье» и «здоровый образ жизни» в психолого-педагогических исследованиях…………………………………………………..5

1.2. Здоровый образ жизни через призму истории……………………………...7

1.3. Изучение процесса стимулирования здорового образа жизни школьников на современном этапе……………………………………………………………14

Вывод по главе I………………………………………………………………….20

Глава II. Разработка воспитательных мероприятий, направленных на стимулирование здорового образа жизни школьников………………………..22

2.1. Классный час: «Здоровое питание» для обучающихся 7 класса………………………………………………………………………….….22

2.2. Классный час: «Пагубное влияние курения, алкоголя и наркотиков» для обучающихся 7 класса…………………………………………………………...25

2.3. Классный час: «Спортивная викторина» для обучающихся 6 класса…...28

2.4. Классный час: «Поход на природу» для обучающихся 5 класса………...32

Вывод по главе II………………………………………………………………...35

Заключение……………………………………………………………………….37

Список литературы………………………………………………………………39

Введение

Актуальность исследования. В данное время у большинства детей внеучебная деятельность направленна на безрезультатное использование Интернета, асоциальные и аморальные действия. Все это последствия глобализации и активного внедрения массовой культуры. И когда социум осознал ошибочность этой «политики», то разумная его часть начала борьбу с пороками конца XX – начала XXI веков. Одними из первых мер были: пропаганда здорового образа жизни, повышение детской нравственности и элитарное культурное развитие. Воспитатели же столкнулись с волной сопротивления – дети не желали изменяться в нужном русле, но так как это все равно необходимо, то следует начинать с внедрения здорового образа жизни в процесс воспитания.

Актуальность этих мер заключается в том, что дети в силу физических особенностей очень активны и первое, что хочется после учебной деятельности – это выплеснуть энергию и эмоции. В этом поможет спорт, который способен развивать не только физическую силу, но и дисциплину. А дисциплина является основой воспитания в целом. В следствии всего выше сказанного можно предположить, что стимуляция здорового образа жизни станет залогом успеха учебной деятельности воспитанников и основой воспитания в принципе.

Проблема исследования: Каковы способы стимулирования здорового образа жизни у воспитанников?

Цель исследования: Выявить способы стимулирования здорового образа жизни у воспитанников.

Объект исследования: Процесс воспитания образа жизни

Предмет исследования: Способы стимулирования здорового образа жизни

Задачи исследования:

  1. Провести анализ понятий «здоровье», «образ жизни», «здоровый образ жизни» в психолого-педагогической литературе.
  2. Рассмотреть отношение к здоровому образу жизни на важнейших этапах истории человечества.
  3. Выявить способы стимулирования здорового образа жизни воспитанников.
  4. Разработать содержание классных часов, направленных на стимулирование здорового образа жизни воспитанников.

Методологическая основа исследования: Маленкова Людмила Ивановна, Лесгафт Петр Францевич.

Методы исследования:

  1. Сбор и накопление данных
  2. Анализ
  3. Синтез
  4. Абстрагирование
  5. Сравнение
  6. Прогнозирование
  7. Моделирование

Практическая значимость исследования: проведенное исследование будет полезно учителям-предметниками, классным руководителям, родителям для успешной организации физического воспитания школьников и стимулирования их здорового образа жизни.

Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, общее количество страниц 40.

Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы стимулирования здорового образа жизни школьников

Понятие «здоровье» и «здоровый образ жизни» в психолого-педагогических исследованиях

В современном мире сложно выживать слабым людям, поэтому детям с раннего возраста надо показывать преимущества крепкого здоровья, нередко и собственным примером, чтобы в последствие воспитать сильную, самостоятельную личность. Здоровый и активный ребенок, как правило, обладает хорошим самочувствием, а также он оптимистичен и жизнерадостен. Все это отличный фундамент для прогрессивной учебной деятельности, а также помогает в общение со сверстниками, что обеспечивает успешную интеграцию в социум.

Чтобы в полной мере раскрыть содержание здорового образа жизни следует вначале раскрыть понятие «здоровье» и «образ жизни». Устав Всемирной организации здравоохранения определяет понятие «здоровья» следующим образом: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов. Обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения» [17].

Чтобы наиболее отчетливо понять предыдущее определение, следует подробно рассмотреть понятия физического, душевного и социального здоровья. «Физическое здоровье определяется состоянием и функционированием организма. Если человек физически здоров, то он свободно выполняет свои текущие обязанности, у него достаточно энергии, чтобы учиться, работать, справляться с домашними и семейными обязанностями. [...] Душевное здоровье определяется тем, насколько человек доволен собой и насколько успешно справляется со своими ежедневными обязанностями. Душевно здоровый человек нравится самому себе таким, каков он есть и доволен своими достижениями. Душевно здоровый человек – хозяин своей жизни, а не жертва. Он способен брать на себя ответственность, винит за свои ошибки себя, а не окружающих, и старается их исправить. Душевно здоровый человек оптимистичен, верит в будущее и делает всё для того, чтобы это будущее было светлым. Иными словами, душевное здоровье определяется, прежде всего, положительным отношением к себе и окружающему миру. Социальное здоровье определяется тем, насколько человек ладит с другими людьми. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать отношения любви и дружбы с другими людьми, он уважает не только свои права, но и права других, умеет оказывать помощь нуждающимся и при необходимости принять помощь самому, он поддерживает здоровые отношения с родственниками, умеет находить новых друзей, умеет выразить свои потребности так, чтобы они были понятны окружающим и не ущемляли права других. Иными словами, социальное здоровье – это коммуникативные умения человека, его умение общаться. Душевное и социальное здоровье ещё называют одним общим термином – психосоциальное здоровье (А.М.Карпов)» [6].

В философии не найти определения здоровья, потому что его там попросту нет. Но тем ни менее удалось найти одну из, так сказать попыток, дать этому термину определение через призму философии. «Здоровье – это состояние определенной неизменности всех систем, структур и функций организма при его непрерывном подвижно-равновесным взаимодействии с окружающей средой» [13].

Слагаемыми здорового образа жизни являются: Физическая активность, правильное питание, минимум вредных привычек, четкий распорядок дня, психологическая и физическая тренировка организма (закаливание, спорт, психо-сексуальная и половая культура).

В.С. Безрукова определят понятие «образ жизни» как: «Образ жизни – устоявшаяся индивидуальная система распределения времени на те или иные виды жизнедеятельности человека» [1].

Итак, следовательно, по совокупности данных понятий мы можем дать следующие определения понятиям «здоровье» и «здоровый образ жизни». Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. И как следствие здоровый образ жизни – это устоявшаяся индивидуальная система, направленная на достижение состояния полного физического, душевного и социального благополучия.

1.2. Здоровый образ жизни через призму истории

Акцентировать внимание на крепком здоровье начали не только в современной школе. Сейчас мы проследим, как уделяли внимание здоровому образу жизни по отношению к воспитанникам на протяжении наиболее основных исторических этапов.

Вот что описывал Петр Францевич Лесгафт о древнегреческом способе стимулирования здорового образа жизни у воспитанников. «История педагогики также доказывает, что в классической древности занимались настолько же умственным, насколько и физическим развитием, достигая лучших успехов, чем это нам удается в настоящее время. В гимназиях древней Греции старались, сколько известно, воспитывать граждан, знакомых с жизнью, сильных как нравственно, так и физически. […]

Из телесных упражнений были самые существенные: борьба, кулачный бой, бег, прыгание и метание. Занимались она еще и военными упражнениями (пращ, метание копья и стрел), верховой ездой, ездой на колесницах, плаванием, а для развлечения у них были игры в мяч (сферистика), танцы и многие другие игры. Один перечень всех производимых у них упражнений уже указывает, как просты были средства, которыми пользовались древние греки для физического развития своего молодого поколения, между тем, как известно, что они этими средствами достигали замечательных результатов. Они для этого не пользовались целым арсеналом аппаратов, требующих обыкновенно при упражнении на них затрату сил, не соответствующую молодому организму. Умственные и физические занятия выгодно сменяли друг друга, а не утомляющие молодой организм развлечения поддерживали бодрость духа и не оставляли юношу в бездействии; одежда и обувь не препятствовала правильному ходу развития его тела, простая и легко варимая пища, ежедневные обмывания тела, чистота и обилие воздуха – все содействовало правильному и стройному развитию тела юноши, приготовляемого быть честным гражданином, твердо верующим в свои идеалы, хорошо владеющим собой, и стойким защитником своего отечества» [10, С. 243]. Нельзя не заметить с каким неприкрытым восторгом относится Петр Францевич к методам воспитания юношей в древней Греции. И это вполне справедливо, ибо те знания и методики, к которым стремятся нынешние преподаватели, были им попросту не известны. От того те простые требования к юношам, которые способны приносить отличный результат, при условии полной отдачи. Также поражает простота в одежде, что оказывает столько положительных влияний на молодой организм. Ну и естественно сбалансированное питание, что позволяло не только компенсировать утраченную энергию, но и оставаться бодрым, молодым и здоровым длительное время.

Далее следуют Средние века. «Православная церковь довольно спокойно относилась к западноевропейскому аскетизму. Поэтому многие традиции народов Европы (турниры германцев, ирландские игры, физическое воспитание детей французского и английского государств, проходившее в организованных рамках) не предавались анафеме. Но в целом церковь, заботившаяся о воспитании и образовании паствы, провозглашала презрение к физическим упражнениям, и в большинстве педагогических учреждениях были отменены занятия физической культурой, умалчивались античные принципы воспитания детей. Разница во взглядах на физическое во взглядах на физическое совершенство человека в Древней Греции и в период Средневековья ярко просматривается через изменение понятия «аскетизм». Греческим словом “аскет” (упражняющийся в чем-нибудь) в период Средневековья стали называть человека, который презрел тело, терзает его и закаляет лишь дух. Идеалом тела становится тело распятого Христа, измученного страданиями во имя спасения человечества. Это, конечно, не символ физической силы и гармонично развитого человека, а святой образ аскетичного монаха, отшельника, отказавшего себе в каких-либо жизненных удовольствиях» [5, С. 15]. В средние века меняется система взглядов у людей. В менталитет прочно внедряется религиозность, которая является основным двигателем в понимании и познании мира. Поэтому повсеместно возрастает роль церкви, которая в период классического средневековья претендовала на влияние и контроль всех сфер жизни, а также деятельности человека. Опираясь на религиозные догматы христианская церковь признает только те заповеди, что диктует им Библия. Поэтому физическая сущность человека отходит на второй план, ибо вся суть жизни в понимании средневекового человека – служение Богу. Соответственно такое же безразличное отношение к своему здоровью, люди пренебрегали даже элементарной гигиеной, ибо помывшись, человек смывал с себя святую воду, которая якобы сохранялась на теле еще будучи крещенном в детстве. В следствие такое огромное количество болезней и инфекций развивается в то нелегкое время, города же буквально были рассадниками всякой гадости, а эпидемия чумы в середине XIV века выкосила лютую долю населения. Педагогика Средневековья в какой-то степени теряет свое значение, так как дети приравниваются ко взрослым и такого трепетного отношения как сейчас не было и в помине. Даже, казалось бы, такая незначительная черта, как детская одежда, появляется только в XVII веке. А это на минуточку уже период Нового времени. Итак, сделаем вывод из материала Бориса Романовича Голощапова и приведенных доводов лично. Период Средневековья можно назвать регрессивным в отношении, как педагогики и института детства в целом, так и всяческих проявлений здорового образа жизни у людей, не говоря уже о внедрении элементарных физических упражнений в учебные учреждения того времени.

Далее следует Новое время или как его еще именуют эпоха Ренессанса или же эпоха Возрождения. «Прогрессивные идеи передовых представителей эпохи Возрождения, по сути дела, не оказали существенного влияния на практику физического воспитания того времени, поскольку они, во-первых, значительно опережали то время; во-вторых, в большинстве учебных заведений по-прежнему господствовали концепции церковных кругов, выступавших против физического воспитания» [5, С. 17]. Хоть и общественная мысль начинает сменяться с религиозной на рационалистическую. Хоть и появляются гуманистические течения, где за центральную фигуру взята личность человека, а не Бог. Хоть и появляются множества открытий в области науки. Но религиозность еще до конца не отмерла в том обществе и поэтому данный рудимент все еще влияет на социум. Тем ни менее лучик света есть – это Ян Амос Коменский. «С именем чешского педагога Я. А. Коменского связывают становление современной педагогики как науки. В работе – “Великая дидактика” он пишет, что правильно выбранные и дозированные движения сохраняют здоровье, помогают переносить усталость, связанную с умственной деятельностью. В связи с введением в школах расписания уроков, Коменский предложил, чтобы длительные перемены и часть послеобеденного времени использовались педагогами для занятий физическими упражнениями. Он еще не говорит о специальных уроках физического воспитания, но оно органично включается в режим школьного дня. Помимо поисков возможности занять учеников полезной деятельностью, Коменский ищет пути к более рациональной системе физических упражнений для повседневной жизни и военной подготовки. Он рекомендовал широко использовать принцип наглядности: – “...Сначала показывать физические упражнения, чтобы их могли выполнить без всякой опасности для жизни”.

В педагогике Коменского роль физических упражнений не ограничивается собственно двигательной подготовкой, он предполагает их влияние на духовное и этическое воспитание, указывает на те достоинства, которыми обладают детские состязания: – “...Побеждай в игре храбростью, а не обманом... с кем бы и в каком возбужденном состоянии ты ни боролся, старайся, чтобы игра до конца не превращалась в издевательство или в драку”. Положение о соблюдении правильного чередования труда и отдыха в школе, о воспитывающем принципе занятий физическими упражнениями способствовало созданию современного физического воспитания в школе.» [5, С. 19]. Из данной цитаты видно какую важную педагогическую базу заложил Я. А. Коменский, несмотря на то, что здесь по большей части указаны только его идеи с детским физическим развитием. Но все же данные физические упражнения носят по мнению педагога и роль противовеса для умственной деятельности. Ведь детей сильно изматывает долгое сидячие положение, при котором происходит постоянная умственная нагрузка. Стоит отметить и введенный принцип наглядности, так как можно бесконечно долго объяснять правила выполнения того или иного упражнения, но, показав его лично, учитель сразу донесет задание до учеников и, как сказано выше, поможет избежать травм. Далее, что очень важно отражено в данном отрывке, так это то, что Я.А. Коменский выделяет пользу физических упражнений не только в двигательных результатах, но и во влиянии на духовное и этическое воспитание. А это уже схоже с полученным нами определением здоровья, где не только физическое состояние является важным, но духовное и социальное благополучие. По указанной информации можно заключить следующие. В эпоху Возрождения общество было еще не готово полностью осознать ценность новых идей, поэтому это время можно охарактеризовать как борьбу устоев с новшествами.

Далее мы рассмотрим Российскую Империю конца XIX века на примере отрывка П.Ф. Лесгафта. «На самом деле, не трудно убедиться, что в школьном вопросе, как умственное, так и физическое развитие должны нас одинаково занимать и должны исходить из совершенно одинаковых оснований; только в таком случае можно надеяться достигнуть более гармонического целого, а вместе с этим и большей стойкости, и последовательности в проявлениях воспитываемого лица. При воспитании, как умственном, так и физическом, не следует тянуть воспитываемого по какому-либо направлению или искоренять якобы врожденное зло, а только поставить его в условия, при которых он мог бы свободно развиваться» [6, С. 241].

П.Ф. Лесгафт говорит о сбалансированном развитие воспитанников, что не допустимо развивать только умственную или только физическую составляющую, ибо при смещении акцента школьник может не стать всесторонне развитой личностью. Так же не стоит насильно наставлять на «правильный путь», ведь так может быть задета психика ребенка, лучше создать необходимые условия, в которых ему захочется прогрессировать самому и делать это во всех сферах деятельности. Как не странно, но примерно схожее содержание и у ФГОС, где требование к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования имеют цель всестороннего развития школьников.

Ну и на конец, перейдем к современности, где Л.И. Маленкова показывает эту тему так: «Обратимся к образу жизни современной школы с позиций педагогов и детей. Только лишь отдельными штрихами обозначим проблемы для думающего читателя. «Движение есть жизнь» – а как с этим у педагогов и их воспитанников? «Здоровое тело» и «здоровый дух» – не так ли? Радость интеллектуального труда – всегда ли радость и творчество? Общение – роскошь: всегда ли так в отношениях «учитель о ученик»? Комфортные условия для физического, духовного и интеллектуального развития – комфортно ли в школьных классах и коридорах? А в учительской? Рациональное, сбалансированное здоровое питание – основа жизни и здоровья – так ли в школе? А как с платоновской «гимнастикой для тела» и «музыкой для души» у педагогов и их воспитанников? С детства на словах знакомо: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» – друзья ли? А природа: лес, речка, поля с их разнотравьем, небо с кораблями облаков или ночное, с луной и звездами, – доступны ли городскому школьнику? А уникальность индивидуальности, неповторимость «Я» педагога и школьника – высвечена ли в условиях массового обучения? А потребительство, зацикленность на материальном в ущерб духовному в нашем неспокойном обществе? А как со свободой развивающейся личности ребенка? Свободой познания, эксперимента, опыта, выбора – все равно чего: одежды, еды, друзей, времяпрепровождения, занятий, учителей и т.д.? Как крик души опубликованное в журнале «Миша» сочинение ребенка: «Когда у меня будут дети, осенью каждому ребенку я разрешу заходить в любую лужу, а сам стану заходить в самую глубокую – ведь я их папа; зимой каждому ребенку я позволю забираться на снежный сугроб, но на самый высокий заберусь сам – ведь я папа!» Серия запретов – беспокойств о здоровье, сохранении жизни, «ради твоей же пользы...», призванная оградить ребенка от неприятностей, «отнимает его у жизни». Это уже было у Я. Корчака...

До бесконечности можно продолжать этот грустный перечень проблем, приводящих к нездоровому образу жизни как педагогов, так и детей. И как следствие – падение престижа учительской профессии, падение престижа и комфортности, жизнерадостности школьного образования...» [12].

Здесь мы можем наблюдать то, что Л.И. Маленкова сразу же эту тему вводит в статус проблемы. Но ведь, действительно, указанные «штрихи» отражают не лучшие стороны современной школы, поэтому сразу же возвращаемся к определению, выведенному ранее, о здоровом образе жизни, которое указывает на достижение состояния полного физического, душевного и социального благополучия. Конечно, в данный отрывок переполнен проблемами, которые порой не в состоянии решить одна лишь образовательная организация, речь идет о проблемах экологии, социальной безопасности и денежного обеспечения. Но тем ни менее найдем ли мы сходство во фразе Л.И. Маленковой и определении здорового образа жизни? Безусловно.

Подводя итог, можно сказать, что на разных этапах истории человек придерживался не однозначной позиции в отношении к здоровому образу жизни. В античности прививали любовь к спорту и сохранению здоровья с юношества. В средние века произошел своеобразный кризис, и люди практически перестали уделять внимание здоровью. В эпоху нового времени люди обращают взор к былым античным цивилизациям и уделяют здоровью опять же много внимания. Также не редкость появление трудов педагогов с идеей развития здорового образа жизни у детей. В современности идеи педагогов притворяются в жизнь и сохранение собственного здоровья становится неотъемлемой частью жизни. Есть еще множество примеров из истории, когда здоровый образ жизни не только сохранял и продлевал здоровье человеку, но и давал дорогу в жизнь. Очень важную роль здесь играет детство или же юношество, именно поэтому далее будет показан современный образ жизни школьников-подростков.

1.3. Изучение процесса стимулирования здорового образа жизни школьников на современном этапе

Каковы же способы стимулирования здорового образа жизни у воспитанников? Л.И. Маленкова выделяет несколько принципов. Первый принцип «Я как наивысшая ценность» здесь явно делается акцент на самооценке личности ученика, ведь чтобы достичь тех благ здорового образа жизни необходимо в первую очередь верить в свои силы. Так как мотивация со стороны не позволит длительное время концентрировать деятельность ученика на здоровом образе жизни. Второй принцип «Другой человек, окружающие люди, абстрактный Человек и все человечество – непреходящая ценность» как бы громогласно это не звучало, но главный смысл, заложенный здесь, это то, что надо принимать людей такие какие они есть и находить в них то самое заветное и неповторимое. Педагог же обязан адекватно и объективно воспринимать каждого ученика, независимо от того, хорошо ли он учится или плохо, в первую очередь он обязан видеть в них личность. Это поможет направить учеников в нужное русло, дабы стимулировать здоровый образ жизни. Третий принцип звучит как «Обстоятельства жизни» здесь автор высказывания привносит ноту оптимизма, то есть как бы не было плохо в сложившейся ситуации, всегда в ней можно найти свои плюсы и обернуть их в лучшую сторону. Данный принцип также следует взять на вооружение педагогу, ведь в жизни каждого школьника бывают неудачи, которые нередко затягиваются, и здесь прямая обязанность учителя мотивировать его на новые свершения и деятельность, а именно направить в здоровый образ жизни.

В целом чтобы составить свою методику оздоровления и стимулирования ее, необходимы знания из многих наук, которые скорее всего педагог будет и не знать в необходимом количестве. Поэтому существует множество методик, которые учитель вполне может использовать.

Разобрав общие способы стимулирования здорового образа жизни следует перейти и к рассмотрению того, что стимулирует здоровый образ жизни у ребенка. Л.И. Маленкова приводит идею о «девяти врачах», которые способствуют улучшению здоровья и самочувствия. Хоть они также подходят под общие способы стимулирования здорового образа жизни, эти «доктора» так просты, но в то же время ценны, что приспособить их к детям будет довольно-таки легко.

«Первый доктор – солнечный свет». Ведь именно солнцу обязана планета Земля красочной и зеленой жизнью. Также позитивно солнечный свет влияет и на людей, если конечно в меру. Думаю, детей и просить не надо о том, чтобы они прогулялись под лучами солнца, ведь гулять в любом возрасте дети любят.

«Второй доктор – свежий воздух». Здесь конечно можно понять по-разному, но одинаково любой способ будет идти на пользу. С одной стороны, свежий воздух можно понять, как элементарное пребывание на улице, то есть вне помещения, к этому относятся обычные прогулки. С другой же стороны сейчас все прекрасно понимают экологическую обстановку в городах. Поэтому желательно как можно чаще бывать за городской чертой, естественно в случае с детьми под присмотром взрослых. И как уже было ранее отмечено любой из этих способов полезен и надо их совмещать.

«Третий доктор – чистая вода». Человек на 60-80% состоит из воды, поэтому она является важной частью для нормального функционирования организма человека. Ибо это позволяет сохранить здоровье и чувствовать себя лучше. В день ребенок должен выпивать не меньше литра простой воды. И понятное дело педагог не сможет проконтролировать потребление нужного объема жидкости в школе. Поэтому здесь нужно мотивировать учеников на то, чтобы они сами не забывали выполнять такое простое, но полезное действие.

«Четвертый доктор – естественное питание». Питание это такая же важная биологическая функция, как и потребление жидкости. Ибо от питания зависит физическое развитие организма, что особенно важно для ребенка. Но не следует забывать, что ребенка лучше приучить к систематическому приему пищи в определенное время дня. Также данное питание должно быть максимально полезным, то есть не следует использовать генетически модифицированную пищу, и прочие вредные продукты с повышенным содержанием холестерина или быстрых углеводов. Спортсмены, занимающиеся бодибилдингом, очень большое внимание уделяют пище, ибо им нужно точно рассчитать суточное потребление белков, углеводов, жиров и витаминов. В случае с детьми можно этого не делать, так как это могут счесть слишком утрированным. Но на мой взгляд, в данном подходе к пище нет ничего плохого, так как ребенок будет потреблять необходимые ему питательные вещества, но естественно с небольшими послаблениями. Но опять же будучи учителем вряд ли будет возможно проследить за ребенком в полной мере. Поэтому следует использовать старую добрую пропаганду здорового и правильного питания и систематически напоминать о том, что пища в столовой намного полезнее фастфуда или чипсов из ближайшего супермаркета.

«Пятый доктор – голодание». Данный метод можно отнести к нетрадиционному. Сам я отношусь к нему скептически, возможно во многом из-за недостаточных знаний в антропологии и биологии. Но тем не менее сможет ли хоть один заботливый родитель или же компетентный педагог попытаться ребенка морить голодом и сказать, что это необходимо для его же здоровья. Сомневаюсь. А также с учетом возрастных особенностей, ребенок может либо намеренно нарушить ваше требование, либо просто не выдержать столь трудного испытания, которое будет сложно выстоять даже для взрослого человека.

«Шестой доктор – физические упражнения». На мой взгляд, еще одна неотъемлемая часть полноценного развития ребенка. Ведь чтобы быть всесторонне развитой личностью, мало просто хорошо учиться. Если здоровье позволяет, то ребенка надо приучать к спорту. А как правило большинство видов спорта развивают мускулатуру, что обеспечит хороший внешний вид. На данный момент есть множество видов спорта, поэтому не обязательно реализовывать через ребенка свою упущенную возможность в детстве, пусть он выберет сам. Но главное, чтобы та секция, в которой он будет заниматься, имела квалифицированного тренера и официальное разрешение заниматься данной деятельностью. Остальное требуется от самого юного спортсмена, естественно при постоянной поддержке родителей. Учитель тоже обязан оказывать поддержку своим ученикам, допустим путем личной беседы в особо сложных ситуациях, когда ученик может испытать дефицит мотивации. Или же сделать массовую, фронтальную беседу со всем классом, чтобы подтолкнуть их на достижение новых успехов.

«Седьмой доктор – отдых». Отдых является закономерным следствием любой работы, и если взрослый человек в процессе своей жизни привык периодически забывать об отдыхе, то для ребенка это не допустимо. Ребенку обязательно нужен сон не менее 8 часов в день, небольшие разгрузки после сложной деятельности. Педагог прежде всего должен следить, чтобы каждый новый день его ученики приходили на урок отдохнувшими и полными сил, также желательно меньше нагружать в конце недели. На переменках не стоит давать дополнительную работу ученикам, они должны передохнуть и настроиться на новый урок. Также желательно мотивировать учеников на то, чтобы на выходных они с родителями сходили вместе на природу.

«Восьмой доктор – хорошая осанка». Осанка – одна из распространенных проблем у школьников, так как очень много приходится находится в сидячем положении, а мышцы спины еще не на столько хорошо развиты. Вследствие спина устает, и школьники начинают сидеть не ровно, дабы снять нагрузку. В такие моменты и искривляется позвоночник, ибо дети привыкают сидеть в таком положении довольно длительное время. Учителю следуют постоянно рассказывать ученикам о преимуществе ровной осанки, что это, к примеру, красота и статность. И если вдруг учитель видит, что все ученики в конце учебного дня устали и сидят как попало, то следует провести физкультминутку. И последний, но не по значимости.

«Девятый доктор – разум». Разум развивается разнообразными задачами на смекалку, заучиванием стихотворений, даже некоторыми компьютерными играми, которые так любят школьники в последнее время. Но данные игры желательно должны быть умные (стратегии, RPG) и игра должна быть ограниченна часом, с последующим перерывом. Тем не менее можно бесконечно долго рассказывать о преимуществах здорового образа жизни и наставлять учеников на путь сохранения здоровья. Но важнее, чтобы каждый из них сам понимал важность сего действия в своей жизни и постоянно следовал намеченному пути. И только в редких случаях, когда появляются проблемы, ученик обращался за мотивацией на ту или иную деятельность.

Изучив способы стимулирования здорового образа жизни, стоит перейти к тому, как претворить в жизнь данную информацию. Естественно это следует делать в условиях федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Основываясь на данные документы, можно заключить, что основная работа по стимулированию здорового образа жизни проходит в форме внеурочной деятельности. Но начнем по порядку. Для сначала следует дать определение понятию «внеурочная работа».

«Внеурочная работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать» [9] – вот такое определение представлено Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения: Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях.

«Внеурочная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса в школе и профтехучилище, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа в дореволюционной России проводилась учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством, организации тематических вечеров и др. А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский и другие педагоги рассматривали Внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности. Внеурочная работа чаще всего велась педагогическим коллективом и узким активом учащихся под руководством организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы. В этих условиях большинство учащихся оказывалось в роли пассивных исполнителей и наблюдателей, предпочитая неформальное общение вне учебного заведения. Попытки отдельных педагогов сживить внеурочную работу не смогли изменить общего авторитарного стиля в ее организации» [20]. Данное определение схоже с предыдущим тем, что также обуславливает направленность на преимущественно творческую деятельность в свободное от учебы время. За небольшим исключением в этом определении фигурирует историчность термина и названы именитые педагоги, которые одними из первых организовали внеурочную деятельность в российских учебных заведениях.

Таким образом, удалось выделить общие принципы стимулирования здорового образа жизни, а также способы стимулирования здорового образа жизни у детей. Данные принципы и способы стимулирования очень просты, достаточно просто постоянно следить за своим распорядком дня, чаще находиться на природе, правильно питаться, не пренебрегать физическими нагрузками, быть любящим и жизнерадостным. Также удалось выявить форму осуществления стимулирования здорового образа жизни в школе – это внеурочная работа. В ней осуществляется работа с учениками вне учебной деятельности и преимущественно проводится в классные часы.

Выводы по первой главе

В данной главе мы рассмотрели значение понятий «здоровья» и «здорового образа жизни». Также нами было обнаружено различное отношение к здоровому образу жизни в разные исторические периоды. И последним теоретическим исследованием в данной главе является нахождение способов стимулирования здорового образа жизни у учеников. Итак, выводы следующие.

По совокупности изученных нами понятий из различных источников мы можем дать следующие определения понятиям «здоровье» и «здоровый образ жизни». Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. И как следствие здоровый образ жизни – это устоявшаяся индивидуальная система, направленная на достижение состояния полного физического, душевного и социального благополучия.

На разных этапах истории человек придерживался не однозначной позиции в отношении к здоровому образу жизни. В античности прививали любовь к спорту и сохранению здоровья с юношества. В средние века произошел своеобразный кризис, и люди практически перестали уделять внимание здоровью. В эпоху нового времени люди обращают взор к былым античным цивилизациям и уделяют здоровью опять же много внимания. Также не редкость появление трудов педагогов с идеей развития здорового образа жизни у детей. В современности идеи педагогов притворяются в жизнь и сохранение собственного здоровья становится неотъемлемой частью жизни.

Удалось выделить общие принципы стимулирования здорового образа жизни, а также способы стимулирования здорового образа жизни у детей. Данные принципы и способы стимулирования очень просты, достаточно просто постоянно следить за своим распорядком дня, чаще находиться на природе, правильно питаться, не пренебрегать физическими нагрузками, быть любящим и жизнерадостным. Также удалось выявить форму осуществления стимулирования здорового образа жизни в школе – это внеурочная работа. В ней осуществляется работа с учениками вне учебной деятельности и преимущественно проводится в классные часы.


Глава II. Разработка воспитательных мероприятий, направленных на стимулирование здорового образа жизни школьников

2.1. Классный час: «Здоровое питание» для обучающихся 7 класса

Возраст обучающихся: 13-14 лет (7 класс).

Цель: стимулирование здорового образа жизни у обучающихся.

Задачи:

  1. Образовательная. Проинформировать учеников об аспектах правильного питания.
  2. Воспитательная. Продолжить развивать навык контроля к потребности во вредной пище.
  3. Развивающая. Научить различать вредную пищу от полезной.

Форма: беседа.

Предварительная подготовка: Составить презентацию по теме «Здоровое питание».

Техническое оснащение: Ноутбук, проектор.

Ход мероприятия:

Учитель: Как часто мы задумываемся о том, что мы едим? Очередной раз возвращаясь со школы и покупая картофельные чипсы, газированные напитки на сахаре, шоколадки мы не оставляем себе возможности на то, чтобы поесть горячую пищу, фрукты, овощи. Я думаю, вам уже приходилось слышать о вреде большинства товаров быстрого питания, которые так любит молодежь. Взрослые неустанно твердят об этом, но мало кто приводит аргументы, почему нельзя увлекаться данными продуктами и что такого в этих товарах вредного для организма. А телевизионные рекламы то и дело рекламируют все новые виды соленых сухариков, тех же чипсов, которые так хочется попробовать, не смотря на запреты. Но не удивляет ли тот факт, что никто не думает рекламировать преимущества приготовленной дома пищи или неоценимую пользу фруктов и овощей? С этими и многими другими, касающимися этой темы, вопросами мы и разберемся на этом классном часе. А в конце мы составим каждому предпочтительный план питания, который позволит вам оставаться как можно дольше здоровыми, сильными, бодрыми и жизнерадостными!

Любая пища имеет свою калорийность и состоит из питательных веществ, и вам будет предоставлена информация об основных из них – это белки, углеводы, жиры и витамины.

Калорийность. Калорийность – это выделяемая энергия в процессе потребления пищи. Есть установленные нормы потребления калорий для людей определенного возраста и рода деятельности. Мы же в конце урока посчитаем необходимое для вас суточное потребление калорий.

Белки. Состоят из аминокислот, и многие из них являются незаменимыми. Белки в теле человека являются своеобразными кирпичиками, так как вся мускулатура почти полностью состоит из белков. И именно ее необходимо снабжать белками, чтобы поддерживать жизнедеятельность организма. В большом количестве белки содержатся в мясе, рыбе, злаках, бобовых, молочных продуктах, орехах.

Углеводы. Это основной источник энергии в организме. Также они отвечают за синтез, то есть усвоение белка. Углеводы можно разделить на быстрые и медленные. Данное деление зависит от скорости усвояемости организмом углеводов. К быстрым относятся сладости, сладкие напитки, сахар, белый хлеб, пища быстрого приготовления. К медленным относится большинство овощей, фруктов, злаков, круп.

Жиры. Имеют очень большое количество энергии. В организме выполняют защитные, энергосберегающие функции, а также помогают усваивать некоторые питательные вещества. Жиры люди потребляют также и связи с тем, что они придают усиление вкуса пище, делая ее более аппетитной. К жирам относятся масла, сало.

Витамины. Данные питательные вещества играют важную роль в организме, хоть и не снабжают его большим количеством энергии. Их задача улучшать в организме усвоение пищи, сохранять здоровье и усиливать иммунитет.

Итак, какой вывод мы можем сделать? Основной рацион питания должен состоять из медленных углеводов, белков и сбалансированного употребления жиров, быстрых углеводов и витаминов. Употребление большого количества быстрых углеводов и жиров может привести к скоплению лишнего веса, что как следствие повлечет еще более тяжкие последствия. Витамины тоже должны употребляться в меру, ибо большое количество данных питательных веществ может вызвать аллергию и как следствие произойдет ослабление иммунитета и здоровья в целом.

Теперь давайте разберем несколько излюбленных вами продуктов питания и посмотрим так ли полезно то, что вы едите. (Следующая информация должна быть отображена на презентации). Картофельные чипсы «Lays» пищевая ценность на 100 грамм продукта: калорийность – 510ккал; белки – 6,5г; жиры – 30г; углеводы – 53г. Шоколадный батончик «Snickers» с арахисом, нугой и карамелью пищевая ценность на 100 грамм продукта: калорийность – 496ккал; белки – 7,9г; жиры – 25,3г; углеводы – 58,6г. Как мы можем наблюдать в данных продуктах большое содержание быстрых углеводов, а в случае с чипсами еще и большое содержание жиров. Так стоит ли так усердствовать с данной пищей? Лучше сократить ее прием к минимуму, а вместо этого поесть домашней пищи в совокупности с овощами и фруктами.

Ну и наконец-то перейдем к самому интересному. Мы посчитаем по формуле Харрис-Бенедикта сколько вам в среднем необходимо потреблять калорий, но это без учета дополнительных затрат энергии на спорт или другую активную деятельность. Мужчины: BMR = 88.36 + (13.4 x вес, кг) + (4.8 х рост, см) – (5.7 х возраст, лет) Женщины: BMR = 447.6 + (9.2 x вес, кг) + (3.1 х рост, cм) – (4.3 х возраст, лет). Теперь вам известна суточная норма потребления калорий с пищи, старайтесь следовать ей, питаясь горячим питанием, овощами, фруктами. Если же вы занимаетесь активной деятельностью, то добавьте к вашему результату еще около 1000 калорий.

Сегодня мы с вами разобрали вопрос здорового питания. Я надеюсь, это не пройдет бесследно, и вы начнете следовать принципу правильного питания. Тогда вы сохраните свое здоровье на максимально долгий срок.

2.2. Классный час: «Пагубное влияние курения, алкоголя и наркотиков» для обучающихся 7 класса

Возраст обучающихся: 13-14 лет (7 класс).

Цель: стимулирование здорового образа жизни обучающихся.

Задачи:

  1. Образовательная. Показать пагубное влияние курения, алкоголя и наркотиков на организм ребенка.
  2. Воспитательная. Привить чувство отвращения у учеников к курению, алкоголю и наркотикам.
  3. Развивающая. Развитие самоконтроля, для противодействия курению, алкоголю и наркотикам.

Форма: беседа с использованием конкурсов.

Предварительная подготовка: на доске пишется «вредные привычки» и рядом «ребята» – это необходимо для ведения счета; теннисные шарики; марлевые повязки; два листа формата А3; гуашь две штуки.

Техническое оснащение: Ноутбук с веселой музыкой для детских игр.

Ход мероприятия:

Учитель: Класс, разделитесь на две равные команды. Наш классный час будет проходить в форме беседы, а еще вам предстоит соревноваться между собой в интересных играх, но основный нашим соперником будут вредные привычки. На доске я буду вести счет и ставить баллы после каждого раздела, а в конце мы посмотрим, проявите ли вы силу духа, ум и естественно физическую силу, чтобы победить раз и навсегда эти вредные привычки. Сегодня мы затронем важную проблему – это пагубное влияние курения, алкоголя и наркотических средств. Последнее время вопрос о курении довольно остро стоит в обществе. И виной тому даже не тот факт, что седьмая часть населения всего мира является курильщиками. Основная проблема же состоит в том, что довольно распространенным явлением стало курение среди детей.

Игра: Каждая команда выбирает четырех человек – именно они будут представлять вашу команду в этом конкурсе. Условия игры, следующие: «Как нам известно, от курения страдают легкие, а значит и процесс дыхания в принципе. Поэтому данную игру мы смоделируем так, будто одна команда у нас ярые курильщики и дыхание у них затрудненное, поэтому четверо выбранных игроков на этот конкурс оденут марлевую маску на лицо. Ваша первая задача распределить свою четверку игроков по порядку и подходить к месту состязания они должны в этом самом порядке. Вторая задача – это дуть на теннисный шарик, который находится на центре стола и выдуть его на сторону соперника. Победителем является та команда, чьи участники в большинстве одержали победу в индивидуальной схватке. А после мы поменяемся, и другая команда станет курильщиками и оденет марлевые повязки. Условия игры останутся теми же».

Учитель: Итак, в роли кого вам было легче играть? Почему? Все верно, играя в роли курильщиков вам было тяжелее дышать, вы не могли выполнять задание, а те, что не играли в роли курильщиков, прекрасно с ним справлялись. И как следствие именно в роли не курильщиков мы смогли достичь победы. Так стоит ли тогда курить? И подвергать свое здоровье риску, ради того, чтобы завоевать в компании сверстников или ребят постарше дешевый авторитет – это только видимость уважения. Отлично, выбор сделан в правильную сторону курение – это плохо. Поэтому на доске отметим один балл в пользу ребят, то есть вас. Молодцы! Идем дальше.

Проблема потребления алкоголя в обществе обсуждается ничуть не меньше чем проблема курения. Алкоголь помимо того, что также очень распространен, как и табачные изделия, так он еще и вызывает привыкание, которое в свою очередь вызывает – алкоголизм. Алкоголь наносит урон печени человека, а печень является своеобразным фильтром в нашем теле, поэтому если она будет повреждена алкоголем, то человек будет подвержен болезням, которые могут привести и к смерти. Также распитие алкоголя убивает клетки головного мозга, что отрицательно сказывается на мыслительных процессах соответственно и на учебной деятельности.

Сейчас ваша задача следующая. Каждая команда должна нарисовать свой плакат, где должна отразить призыв не употреблять алкоголь. Данные плакаты мы вывесим на информативную доску в коридоре. Работать вы должны всей командой, так как времени на создание плаката у вас семь минут. Начали.

Итак, вы нарисовали такие замечательные плакаты, какую роль лично вы играете, создав их? (Роль ответственных людей, являющихся противником алкоголя). Все верно. Можем ли мы сказать, что, нарисовав эти плакаты мы сделали шаг в сторону трезвости и победы над алкоголем? (Да). И опять верно, поэтому на доске отметим еще один балл в вашу пользу. У вас отлично получается!

И вот мы переходим к последней проблеме, но которая ничуть не меньше нуждается в решении – это пагубное влияние наркотиков. Наркотики, как и все вредные вещества, рассмотренные нами, вызывают привыкание при употреблении. Но в отличие от курения и алкоголя возникает гораздо более сильная привязанность к ним. А они в свою очередь очень сильно портят здоровье человека, негативно влияя на работу сердца, печени, а сердце в организме играет роль насоса, который перекачивает кровь в организме, печень – это своеобразный фильтр в теле человека. Поэтому несложно догадаться, что организм человека сильно слабеет. А также наркотики ослабляют иммунную систему – это своеобразный щит в теле человека, который противостоит болезням. Не меньший вред наносят они и психики человека, подвергая его различного рода психологическим заболеваниям, что отделяет его от общества, так как такие люди проходят лечение в закрытых лечебницах.

И последнее задание на сегодня. Каждой команде необходимо составить небольшое стихотворение о вреде наркотиков. Данные работы мы тоже поместим на информационной доске в коридоре. Желательно, чтобы стихотворение звучало как призыв о том, что наркотики – это ужасный вред организму. Работать необходимо всей командой. После того как задание будет завершено, выберите одного человека из команды, кто с выражением презентует стихотворение.

Как вы считаете, смогут ли ваши стихотворения повлиять на людей и вызвать у них отторжение к наркотикам? Почему? Ну и давайте отметим на доске очередной балл в вашу пользу, ибо и третью пагубную привычку общества нам оказалось по силам одолеть.

Подведем итог. Курение, употребление алкоголя и наркотиков наносит колоссальный вред здоровью человека. Поэтому ни при каких условиях не стоит поддаваться каким-либо искушениям и пробовать эти вредные вещества. Ведь авторитета у своих сверстников можно добиться и иными путем, к примеру занятием спорта. А также стоит говорить об их вреде своим друзьям, знакомым и родственникам. И пусть сегодняшняя ваша победа над курением, алкоголем и наркотиками с разгромным счетом три – ноль будет лишним напоминанием вашей отважной борьбы с этими недугами.

2.3 Классный час: «Спортивная викторина» для обучающихся 6 класса

Возраст обучающихся: 12-13 лет (6 класс).

Цель: стимулирование здорового образа жизни обучающихся.

Задачи:

  1. Образовательная. Познакомить учеников с информацией о спортивных мероприятиях, видах спорта и знаменитых спортсменах.
  2. Воспитательная. Стимулировать занятия спортом у учеников на примере знаменитых спортсменов.
  3. Развивающая. Развить адекватную конкуренцию, чтобы стимулировать прогресс во всех сферах деятельности.

Форма: викторина.

Предварительная подготовка: составить презентацию с викториной на тему «Спортивные мероприятия, виды спорта и знаменитые спортсмены».

Техническое оснащение: ноутбук, проектор.

Ход мероприятия:

Учитель: Ребят, многие ли из вас занимаются спортом? Каким именно спортом вы занимаетесь? Расскажите своим одноклассникам о своем виде спорта.

Ученики: Борьба (вольная, греко-римская) – это единоборство, где один борец должен положить другого борца на лопатки или же победить по сумме очков, не используя ударов руками и ногами. Каратэ – это японское боевое искусство, в котором победить соперника можно ударами ног и рук. Художественная гимнастика – это выполнение под музыку гимнастических движений. Легкая атлетика – бег на короткие или длительные дистанции. Баскетбол – игра в мяч, где главная цель забросить мяч в корзину противника, используя ведение мяча только руками. Футбол – игры в мяч, где главная цель забить мяч в ворота соперника, используя любые части тела кроме рук. Хоккей – игра на льду, где шайбой надо поразить ворота соперника, используя клюшку).

Учитель: Очень хорошо, теперь одноклассники, послушав ваши описания видов спорта возможно увлеклись каким-то из них и не исключено, что захотят попробовать свои силы в данном спорте. Ну, а мы перейдем непосредственно к заданию на этот классный час. Сегодня мы с вами проведем спортивную викторину, где будут рассмотрены вопросы о крупных спортивных событиях, видах спорта и знаменитых спортсменах. Знает ли кто-нибудь что такое викторина?

Ученики: Викторина – это игра/состязание, где команды отвечают на вопросы, а победителем становится та команда, которая наберет больше правильных ответов.

Учитель: Итак, ваша задача поделиться на две команды и выбрать капитана, который будет объявлять ваш общий ответ на вопрос из викторины, чтобы избежать массовых криков. На вопросы команды будут отвечать по очереди, в течение минуты, и за каждый правильный ответ команда получает один балл. В случае, если команда не может ответить на свой вопрос, на этот вопрос сможет ответить другая команда. За нарушение дисциплины и правил викторины с команды будут сниматься баллы.

Викторина:

  1. Какое спортивное соревнование образовалось в Древней Греции и проводится по сей день каждые четыре года? (Олимпийские игры)
  2. Какое название у игры, которая еще называется «ножной мяч»? (Футбол)
  3. Какой ямайский легкоатлет, который является действующим обладателем мировых рекордов в беге на 100 и 200 метров? (Усейн Болт)
  4. Как называется самый престижный европейский футбольный турнир? (Лига Чемпионов УЕФА)
  5. Как называется зимний вид спорта, который состоит из лыжной гонки и стрельбы из винтовки? (Биатлон)
  6. Как зовут знаменитого российского борца, который не проиграл ни одного турнира на протяжении сорока лет? (Иван Поддубный)
  7. Как называется хоккейная лига, где команды борются за кубок Гагарина? (КХЛ)
  8. Как называется игра, где мяч по форме напоминает дыню? (Регби)
  9. Какой знаменитый российский хоккеист дебютировал за сборную в семнадцать лет? (Александр Овечкин)
  10. Как называется профессиональная российская футбольная лига? (Премьер-лига)
  11. В каком виде спорта используют небольшой кислотно-зеленого цвета мяч? (Большой теннис)
  12. Какой российский футболист, играл за лондонский Арсенал? (Андрей Аршавин)
  13. Как называется международное спортивное соревнование для людей с ограниченными способностями? (Паралимпийские игры)
  14. Как называется вид спорта, где надо преодолевать дистанции по воде? (Плавание)
  15. В каком виде спорта участвовал Константин Цзю? (Бокс)
  16. Сколько одновременно на поле игроков одной команды может находиться на поле в хоккее? (Шесть)
  17. В какой игре, где поле разделено сеткой, при атаке разрешается сделать три касания мяча одной команде? (Волейбол)
  18. В каком виде спорта участвовала Алина Кабаева? (Художественная гимнастика)
  19. Сколько одновременно на поле игроков одной команды может находиться на поле в футболе? (Одиннадцать)
  20. В каком виде спорта используется бита и мяч? (Бейсбол)
  21. В каком виде спорта выступал Евгений Плющенко? (Фигурное катание)
  22. Как называется вид спорта, который состоит из упражнений рывка и толчка с поднятием штанги. (Тяжелая атлетика)
  23. Как называется вид спорта, в котором в упражнениях приседания со штангой, жима штанги на горизонтальной скамье и становой тяги надо поднять максимальный вес? (Пауэрлифтинг)
  24. В каком виде спорта выступал Майкл Джордан? (Баскетбол)
  25. Как называется зимний вид спорта, в котором спускаются с холма на доске? (Сноубординг)
  26. Как называется зимний вид спорта, в котором спускаются по специальной трассе на санях? (Бобслей)
  27. Как называется командная спортивная игра на ледовой площадке, где перед движущимся гранитным камнем натирают лед щетками? (Кёрлинг)
  28. Как называется вид спорта, где стол разделен сеткой на две половины, а два игрока перекидывают шарик ракетками? (Настольный теннис)
  29. Как называется вид спорта, где два игрока перекидывают волан через сетку? (Бадминтон)
  30. Как называется вид спорта, где люди соревнуются в преодолении дистанции на двухколесном «коне»? (Велоспорт)

Учитель: (подсчитав итоги) Ребята, сегодня вы узнали много новых видов спорта, спортсменов, соревнований. Данные знания могут помочь вам в выборе хобби, а возможно это хобби перерастет в профессиональный спорт, и вы выступите на одном из соревнований, прозвучавшем сегодня. И кто знает, возможно вам предстоит занять пьедестал великих спортсменов, которых также будут изучать в школах.

2.4 Классный час: «Поход на природу» для обучающихся 5 класса

Возраст обучающихся: 11-12 лет (5 класс).

Цель: стимулирование здорового образа жизни обучающихся.

Задачи:

  1. Образовательная. Рассказать об основных правилах похода на природе. Проинформировать учеников о правилах поведения на природе.
  2. Воспитательная. Научить учеников правильному поведению на природе.
  3. Развивающая. Развить основные навыки противодействия экстремальным ситуациям на природе.

Форма: беседа с использованием игр.

Предварительная подготовка: попросить учеников принести клей и ножницы; информационный слайд «Подготовка к походу»; распечатать на каждого ученика бланк (представляет из себя схематичный рюкзак, разбитый на клеточки) из слайда; распечатать предметы для бланка (предметы должны быть как необходимые, так и совершенно ненужные, место в рюкзаке надо рассчитать так, чтобы входили все нужные предметы и оставалось совсем чуть-чуть места); три пачки бинтов.

Техническое оснащение: ноутбук, проектор, веселая детская музыка для игр.

Ход мероприятия:

Учитель: Ребята, вот и подходит к концу учебный год и наступает долгожданное лето. Как вы планируете провести это лето? (предположительные ответы: поездка в лагерь, деревню, отдых за границей) Отлично! Сегодня на классном часе мы с вами рассмотрим такой полезный для здоровья вид отдыха как поход на природу. Кто-нибудь уже ходил в поход? Давайте попробуем назвать преимущества похода на природу.

Ученики: Свежий воздух, прогулка, солнце, времяпрепровождения с семьей, веселье, новые знания о природе, рыбалка.

Учитель: Это и многое другое действительно ожидает вас в походе. Но можно ли так просто взять и, не собрав никакие вещи, пойти в поход на природу? (Нет) Конечно же нет. Назовите мне вещи, которые на ваш взгляд пригодятся в походе.

Ученики: Рюкзак, еда, теплая одежда, аптечка, удочка, палатка, спички, телефон.

Учитель: Очень хорошо. Но давайте все-таки сделаем себе памятку, чтобы информация о том, что с собой брать в поход, была у вас всегда под рукой. (Раздать бланки и распечатки предметов на каждого ученика). Достаньте клей и ножницы, но не торопитесь выбирать вещи сами, ведь мы же хотим сделать свою памятку идеальной, а потом похвастаться родителям, что мы действительно знаем, какие вещи стоит брать с собой. (Во время выбора нужных вещей учитель подкрепляет свои слова действиями на экране, где на информационном слайде такой же ранец как у учеников и такие же предметы. Основная задача выбрать необходимые для похода предметы и оставить незначительное свободное место, в котором позволить ученикам нарисовать небольшую, но нужную для них вещь). Ну вот наша памятка и готова, теперь вы точно не забудете какие вещи с собой надо брать.

Итак, рюкзак собрали, на природу прибыли, но как же надо себя правильно вести в этой дикой местности? Во-первых, нельзя ломать деревья, вытаптывать траву, ягодники, цветы. Ведь растения обеспечивают нас кислородом, а цветами и ягодами еще кормятся животные и насекомые. Во-вторых, нельзя сильно шуметь, так как такими действиями вы будете пугать живых обитателей того места, а возможно и привлечете внимание хищников, тем самым подвергнув свою жизнь опасности. В-третьих, надо внимательно смотреть под ноги, чтобы избежать травм, ведь там не будет асфальта. В-четвертых, нельзя причинять вред насекомым, птицам и животным, ведь они также ощущают боль, как и люди. В-пятых, но не менее важно, не мусорить, не загрязнять реки и озера. Помня все эти правила, также не забывайте, что на природе вы как в гостях, а в гостях необходимо вести себя уважительно по отношению к хозяевам. Ведь вам бы самим было бы неприятно, если бы кто-то у вас дома мусорил, ломал мебель, обижал домашнее животное и громко кричал.

Во время похода могут случаться различного рода опасности, сейчас мы с вами их разберем и научимся им противодействовать. Во-первых, как уже было сказано ранее – не лезьте к животным, птицам и насекомым, так как очень часто они могут дать и отпор. В случае с хищниками нельзя кричать, делать резких движений, поворачиваться спиной, убегать и смотреть длительное время в глаза. Следует замереть и потом медленно отступать назад, отступив на достаточно большое расстояние дальше идите боком в среднем темпе. Во-вторых, имейте в аптечке обезболивающие, антисептические средства, то есть перекись водорода, йод. Бинт, вату, необходимые для вас лично лекарства, а также заранее стоит привиться от клещевого энцефалита. Все это необходимо для того, чтобы в случае травм вы могли обработать рану. Если же травма серьезная, то ваши лекарства только временно улучшат ситуацию, для полной безопасности стоит незамедлительно возвращаться в населенную людьми черту и вызвать врачей. В-третьих, не стоит надеяться на авось и думать, что на протяжении всего похода будет светить солнце и дуть свежий ветерок, хотя это было бы конечно идеально. Но порой погода может измениться не в лучшую сторону и тогда надо иметь с собой дождевик, теплую одежду, сменную одежду, головной убор. Не стоит бояться этих предостережений и думать, что именно ваш отдых будет омрачен такими ситуациями. Нет, отдых на природе прекрасен, но важно помнить, что не всегда все идет по плану, и, чтобы не попасть впросак лучше быть готовым к неожиданным ситуациям заранее.

Теперь давайте немного взбодримся и поиграем в игру. Поделитесь на три команды. Условия игры, следующие: «Каждой команде будет выдан бинт, вашей задачей будет перевязать по очереди каждого из членов команды и переправить их на финиш (заранее обозначить старт, где базируются три команды, и финиш, куда должны быть доставлены перевязанные). Расходуйте бинт так, чтобы хватило на всех членов команды. Последний игрок в команде должен суметь перевязать себя сам и присоединиться к своим, уже перевязанным товарищам на финише, поэтому выберите, кто будет последним заранее».

Итак, сегодня мы узнали положительные стороны похода на природу, которые хорошо влияют на ваше здоровье. Также мы рассмотрели правила поведения на природе, если вы их будете соблюдать, то это сделает из вас в будущем порядочных туристов, которых любой позовет с собой в поход. Ну и напоследок мы разобрали опасности, что могут подстерегать вас, чтобы успешно им противодействовать. Удачных вам летних каникул, хорошо отдохнуть и все-таки опробовать поход лично.

Выводы по второй главе

Основным воспитательным мероприятием, направленным на стимулирование здорового образа жизни школьников выбран классный час. Основной целью в каждом разработанном классном часе является стимулирование здорового образа жизни. Так как данная цель является наиболее целостной и всеохватывающей на пути к оздоровлению воспитанников. Задачи классных часов как правило зависят от темы, но общие принципы таковы, что необходимо: проинформировать об основных аспектах, провести воспитательные моменты, а также развить определенные навыки данной темы.

Классные часы способствуют сформированию здоровых личностей в лице учеников, которые бы могли использовать полученные знания, личные качества и навыки, чтобы постоянно поддерживать свое физическое, душевное и социальное благополучие. А также эффективно противостоять негативно влияющим на здоровье факторам.

Основной формой проведения является беседа, для того, чтобы подталкивать воспитанников на самостоятельные суждения и доводы. Но также имеет место и игровая форма. К примеру, в одном из классных часов реализована лично созданная программа, где игра заведомо исключает шансы на победу одного из участников при условии, что он является носителем вредной привычки. Необходимо предоставить каждому участнику игры роль заведомо проигравшего, который является носителем вредных привычек, чтобы не возникло мыслей о нечестности игры и не потерять ее основную цель. А цель заключается в том, что при проведении рефлексии указать на реальность игрового сюжета, то есть – в реальной жизни носитель вредных привычек заведомо слабее человека их не имеющих.

При условии изучения исследованных нами аспектов педагог, сумеет более эффективно составить свои собственные классные часы.

Заключение

Целью данной курсовой работы является выявить способы стимулирования здорового образа жизни у воспитанников. В ходе исследования было поставлено и решено четыре задачи.

В ходе решения первой задачи нами были определены понятия «здоровье» и «образ жизни» в совокупности данных понятий мы выявили основное понятие, которое активно использовалось на протяжении всей курсовой работы. Здоровый образ жизни – это устоявшаяся индивидуальная система, направленная на достижение состояния полного физического, душевного и социального благополучия.

В ходе реализации второй задачи нами было выявлена цикличность отношения к здоровому образу жизни и здоровью человека в целом. Так в античности, а именно в Древней Греции люди высоко ценили свое здоровье и поэтому начиная с юных лет активно стимулировали у молодых эллинов здоровый образ жизни. В средние века произошел своеобразный упадок культурных достижений античности, разумеется ценность здоровья не исключение. В эпоху Возрождения люди возвращаются к истокам знаний античности, поэтому появляются педагоги, которые реализуют идеи не только умственного, но и физического развития. В современности же отношение к собственному здоровью стало нормой, причем уже не стояло вопроса о значимости физического воспитания в учебных заведениях. Данную картину мы можем наблюдать и сейчас.

Реализуя третью задачу нами были выделены способы стимулирования здорового образа жизни в общем, так и конкретно у воспитанников. Была заимствована идея девяти докторов у Л.И. Маленковой, но с авторским содержанием этих самих понятий. Принципы и способы стимулирования исходя из девяти докторов просты до безобразия. Необходимо постоянно следить за своим распорядком дня, чаще находиться на природе, правильно питаться, не пренебрегать физическими нагрузками, быть любящим и жизнерадостным. Основным способом реализации данных знаний является внеучебная работа. В ней возможно осуществление деятельности, направленной на стимулирование здорового образа жизни ученика, посредством классных часов.

Четвертая задача была реализована как раз посредством классных часов. Основной смысл таких классных часов – это сформировать здоровых личностей в лице учеников, которые бы могли использовать полученные знания и постоянно поддерживать свое физическое, душевное и социальное благополучие. А также эффективно противостоять негативно влияющим на здоровье факторам.

Итогом курсовой является решенная проблема исследования, так как нами были перечислены способы стимулирования здорового образа жизни у воспитанников. А также успешно достигнута цель исследовательской работы. Данная работа может являться отличным подспорьем педагогам, для стимулирования здорового образа жизни учеников.

Список литературы

  1. Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) – Екатеринбург.: 2000. – 937 с.
  2. Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье / И. И. Брехман. – М.: ФиС, 1990. – 217 с.
  3. Вайнер Э. Н. Валеология / Э. Н. Вайнер. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 416 с.
  4. Воронова Е. А. Здоровый образ жизни в современной школе : программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 245 с. – (Сердце отдаю детям)
  5. Голощапов Б. Р. История физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений, – М.: Издательский центр – Академия, 2001. – 312 с.
  6. Гринченко Н. А. Здоровье и здоровый образ жизни [электронный ресурс], – Режим доступа: http://grinchenko.tvereza.info/1/1-2.html
  7. Дорошкевич М. П. Основы валеологии и школьной гигиены / М. П. Дорошкевич. – М.: 2003. – 238 с.
  8. Дыхан Л. Б. Педагогическая валеология / Л. Б. Дыхан. – М.: Март, 2005. – 528 с.
  9. Коростелева В. А. Определение понятия «внеурочная деятельность» [электронный ресурс], – Режим доступа: http://www.ecosystema.ru/03programs/publ/korost/1_1_2.htm
  10. Лесгафт П. Ф. Собрание педагогических сочинений. Т. 4. – 1953
  11. Львова И. М. Физкультминутки // И. М. Львова, Начальная школа. – 2005. – №10. – С.86
  12. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 480 с.
  13. Мельников В. И. Философские аспекты проблемы здоровья [электронный ресурс], – Режим доступа: http://filosofia.ru/76585/
  14. Науменко Ю. В. Здоровьесберегающая деятельность школы // Ю. В. Науменко, Педагогика. – 2005. – №6. – С. 37-44.
  15. Петров К. Здоровьесберегающая деятельность в школе // К. Петров, Воспитание школьников. – 2005. – №2. – С. 19-23.
  16. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 256 с.
  17. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения [электронный ресурс], – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901977493
  18. Шевченко Л. Л. От охраны здоровья к успеху в учебе // Л. Л. Шевченко, Начальная школа. – 2006, – №8. – С. 89.
  19. Шухатович В. Р. Здоровый образ жизни. Энциклопедия социологии / В. Р. Шухатович. – Мн.: Книжный Дом, 2003. – 558 с.
  20. Эюбова А. О. Словарь педагогических терминов [электронный ресурс], – Режим доступа: http://afag-eyubova.blogspot.ru/p/blog-page_6541.html

Разработка воспитательных мероприятий, направленных на стимулирование здорового образа жизни школьников