Конспект урока на тему: «Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев»
Конспект урока на тему:
«Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев».
Урок-путешествие
По учебнику В. В. Пасечника
«Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс»
Урок подготовила: Учитель биологии высшей категории МОУ «Гимназия №3» г. Брянска Воробьева Оксана Вячеславовна
Цель урока: Сформировать представление о влиянии условий среды на строение листа.
Задачи урока:
Учебные:
Закрепить знания о клеточном строении растительного организма.
Расширить представление о строении и видоизменениях органов растения.
Установить связь особенностей строения листа со средой обитания.
Развивающие:
Развивать учебно-интеллектуальные умения и навыки (анализ, синтез, логика).
Развивать коммуникативные навыки.
Развивать умения и навыки самостоятельной работы, исследовательской работы.
Развивать творческие способности.
Воспитательные:
Воспитывать культуру общения, умение слушать и слышать.
Воспитывать культуру речи.
Воспитывать умение воспринимать и оценивать другого человека.
Формы работы на уроке:
Фронтальная эвристическая беседа.
Групповая работа.
Исследовательская деятельность: работа с гербарным материалом, работа с учебником (самостоятельное нахождение ответов на вопросы).
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация к уроку, таблицы, комнатные растения: сенполия, кактус, бегония, монстера, седум или хавортия, гербарные листы: горох, барбарис, одуванчик, выросший в разных условиях, ветки растений с листовой мозаикой, оценочные листы, «солнышки».
Ход урока.
Эмоциональный настрой.
Звучит музыка.
Учитель: Ребята, этот урок необычный. Я предлагаю вам отвлечься от всех ваших проблем, и совершить необычное путешествие в мир растений.
Слайд. На слайде – полянка, ромашки, по мере рассказа учителя появляются солнце, бабочки, тучка, капелька воды.
Учитель: На лесной полянке ромашки. Они ведут тихий и веселый разговор, поворачивая свои головки то влево, то вправо. Из-за деревьев поднялось солнце. Сразу на полянке стало светло, и вся природа стала оживать.
Вот на полянку прилетели две бабочки. Солнце с улыбкой смотрит на нас.
Все затаились и ждут, когда на полянке начнется урок.
Не будем заставлять их ждать.
Начнем наш урок.
Но посмотрите-ка, ребята, на нашей полянке начинается дождь.
Давайте спрячемся. Закроем глаза и немного послушаем музыку.
Звучит музыка (можно использовать шум дождя)
Учитель: Но вот дождь закончился. После дождя осталась только маленькая Капелька. Она приглашает нас в путешествие.
Актуализация знаний
Слайд. На слайде - Капелька в почве около корня.
Учитель: Ребята, куда это нас завела веселая Капелька?
(дети отвечают, что она находится в почве около корня)
Появляется вопрос: Ребята! Подскажите, как мне попасть в растение и добраться до листа.
Куда же дальше лежит путь Капельки?
Слайд. (дети описывают путь воды через корневые волоски – в корень, затем по проводящей ткани – в стебель и в лист).
Слайд. На слайдах капелька воды проходит в корень, затем по стеблю – в лист.
Слайд. Далее на слайде - капелька воды в листе. Появляется вопрос: Ой! Где я?
Учитель: Ребята, куда же попала наша Капелька?
(В лист)
А чтобы Капелька не заблудилась в листе, …(имя ребенка) проведет экскурсию по листу.
На слайде появляется вопрос: Как мне выбраться отсюда?
(Дети отвечают, что надо пройти через устьица)
Слайд. На слайде - Капелька проходит в межклетник, затем подходит к устьицам.
Появляются слова капельки: А вот и выход!
Слайд. Устьица открываются, капелька выходит через открытую устьичную щель.
Слайд. Капелька выскакивает из листа.
Учитель: Вот и вышла наша капелька из листа.
А мы продолжаем наш урок. Ребята, какую группу растений мы изучаем?
(Цветковые растения)
Слайд. На слайде – вопрос: «Какие растения называются цветковыми?»
Учитель: Ребята, почему они так называются?
(Они цветут хотя бы раз в жизни)
Учитель: Все ли растения цветут?
Слайд. На слайде темный лес, папоротники, по мере рассказа учителя на папоротниках появляются цветки.
Существует такая легенда.
В ночь накануне праздника Ивана Купалы необходимо пойти в лес, найти место, где растут папоротники, очертить вокруг себя круг и ждать.
Ровно в полночь на папоротнике распустится цветок. Тому, кто успеет его сорвать, цветок покажет, где находятся сокровища.
Слайд. На слайде – вопрос: «Права ли легенда?»
Учитель: Ребята, права ли легенда?
(Дети отвечают)
Сегодня мы продолжим разговор об органах цветкового растения.
Слайд. На слайде – вопрос: «Какие органы имеют цветковые растения?»
Учитель: Какие же органы имеет цветковое растение?
(Дети отвечают)
Слайд. На слайде появляется схема: органы цветкового растения.