Принципы и функции управления

PAGE \* MERGEFORMAT 7

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

Автономное образовательное учреждение высшего профессионального

образования

''ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА"

ЗАПОЛЯРНЫЙ ФИЛИАЛ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ИНВЕСТИЦИЙ

Курсовая работа № 1

«Принципы и функции управления».

Работу выполнила:

Студент (ка) 55-04 группы

Голубинцева Елена Юрьевна

___________________________

(подпись)

Руководитель:

Ассистент кафедры

Иванова Зорислава Николаевна

НОРИЛЬСК

2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………...

3

Глава 1.

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ…………………………..

5

1.1

Этапы и школы в истории менеджмента……………….

5

1.2

Классическая или административная школа…………...

7

1.3

Школа научного управления……………………………

9

1.4

Школа науки управления………………………………..

11

1.5

Инновационный подход…………………………………

12

1.6

Основные принципы в различных системах…………...

13

1.7

Сущность, задачи управления…………………………..

15

Глава 2.

ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ…………………………….

18

2.1

Сущность и содержание функций………………………

18

2.2

Связующие процессы……………………………………

25

Заключение……………………………………………………………...

28

Список литературы……………………………………………………..

31


Введение

Актуальность темы исследования. Современное развитие общества показывает, что успешная деятельность организации зависит во многом от умелого и грамотного руководства.

Повышение эффективности работы организации в значительной мере определяется его системой управления, зависящей от четкой структуры организации и деятельности всех ее элементов в направлении выбранной цели.

Успех организации зависит не только от формы выбранной системы управления, но и от мероприятий, на основе которых проводятся постоянные корректировки механизмов управления.

Методической базой исследования является учебная, научно отечественная и зарубежная литература по изучению вопросов управления фирмой. Основным вкладом были работы Ф.Тейлора, Л.Гилбрета, Г.Ганта, А.Файоля, Э.Мэйо в написании этой работы. А так же периодическая печать, материалы и рекомендации научно- практических семинаров и конференций.

Объектом исследования является система управления организации.

Предметом исследования является система управления.

Целью работы является исследование принципов и функций управления.

Задачами работы являются:

- изучение основ процесса управления организации;

- определение функций системы управления организацией;

- рассмотреть основные методы, применяемые в процессе управления организацией, их роль и значение;

- разработать методы по совершенствованию управления организацией.

В данной работе я рассмотрю принципы и функции управления, так как считаю что это первый шаг к любому управлению, будь то большое производство или малый бизнес, на основных постулатах строится дальнейший процесс управления. Как показывает мировой опыт, принципы и функции относятся к числу важнейших категорий управления. Под ними понимают основные представления об управленческой деятельности, фундаментальные идеи, непосредственно вытекающие из законов и закономерностей управления. На основании выработанных принципов и функций корректируется цели деятельности предприятия, уточняются приоритеты, разрабатываются методы и приемы, обеспечивающие эффективную совместную деятельность работников всех структурных подразделений.


Глава 1. Принципы управления

Соблюдение принципов управления можно рассматривать как залог успеха

управления.

Управление - неотъемлемый элемент, функция организованных систем. Современное управление базируется на мировом историческом опыте, на использовании ключевых идей различных подходов и школ, возникших в предыдущие периоды, основные принципы и функции управления являются неизменными и общими для всех, и по сей день. Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, совершенствовалась технология производства, изменялся бизнес, появлялись новые средства связи и обработки информации.

Принцип - это 1) основное правило, требование, идея управления и его основа; 2) внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности.

Основные принципы определяют стратегию руководства, что служит залогом высокого качества управленческого решения и, высокой эффективности управления.

Управление- это непрерывный процесс воздействия на объект управления (коллектив, государство, личность, предприятие) для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов.

В первой половине ХХ века получили развитие четыре четко различимые школы управленческой мысли. Каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в данную область. Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определённые концепции и приёмы, возникшие в рамках данных школ.

1.1 Этапы и школы в истории менеджмента

Школа научного управления (1885-1920гг.)

Научное управление наиболее тесно связано с работами Фредерика Уинслоу Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Эти создатели школы научного управления полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Их учение базировалось на понимании человека, его места и сущности его деятельности в организации.

«Тейлор ставил перед собой задачу повышения производительности труда и видел её решение в рационализации трудовых операций на базе научной организации осуществления рабочим своей трудовой деятельности. Исходным для рационализации труда у Тейлора было изучение задачи, которое должно было давать информацию для построения рационального набора операций по решению данной задачи. Тейлор исходил из того, что рабочие по своей природе ленивы и не хотят просто так работать. Поэтому он считал, что рационализация, приводящая к росту прибыли, будет принята рабочим только тогда, когда и его доход будет также расти»1.

Следует отметить, что такой подход был всеобщим в то время.

Основные принципы научного управления Тейлора состоят в следующем:

  1. Разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т.п.;
  2. Абсолютное следование разработанным стандартам;
  3. Подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут дать наибольшую пользу;
  4. Оплата по результатам труда (меньшие результаты - меньше оплата, большие результаты - больше оплата);
  5. Использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям;
  6. Поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами с целью обеспечения возможности осуществления научного управления.

Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. А также предусматривалась возможность небольшого отдыха и перерывов в производстве. Ключевым элементом в данном подходе было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше.

А руководству давало возможность установить нормы производства, и платить дополнительно тем, кто превышал установленный минимум.

Тейлор признавал, что работа по управлению - это определенная специальность, и что организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает лучше всего.

1.2.Классическая, или административная школа в управлении

(1920-1950гг)

С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления в целом.

Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам, несомненно, приведет организацию к успеху. Эти принципы затрагивали два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Традиционно такими функциями считались финансы, производство и маркетинг. Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация.

Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками.

Анри Файоль говорил: «Число принципов управления неограниченно. Всякое правило, всякое административное средств, укрепляющее социальное образование или облегчающее его отправление, занимает свое место среди принципов, во всяком случае на все то время, пока опыт утверждает его в этом высоком звании. Изменение положения вещей может повлечь за собой изменение правил, вызванных к жизни этим положением»2. Сам он рассматривает четырнадцать принципов управления.

  1. Разделение труда - принцип, цель которого «производить больше и лучше

при тех же условиях».

Принцип распределения функций управления основан на методах и

правилах общественного разделения труда. Следуя этим правилам за

каждым должностным лицом, либо органом хозяйственного руководства, начиная с директора предприятия и заканчивая производственным мастером смены, закрепляется определенная часть управленческой работы.

Различные по содержанию управленческие функции нужно распределять так, чтобы каждый делал свое дело, за исполнение которого отвечает.

  1. Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть её составляющая противоположность. Где даются полномочия – там возникает ответственность.
  2. Дисциплина. Уважение к установленным порядкам в организации, определенное поведение работников. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и её работниками.

Дисциплина предполагает также справедливо применяемые санкции.

  1. Единоначалие – подчиненный должен получать приказы

только от одного начальника.

  1. Единство направления - каждое звено, группа должна иметь единый план или совокупность операций, направленных на достижение одной цели, и иметь единого руководителя.
  2. Подчиненность личных интересов - общим. Цели каждого работника

не должны противоречить целям предприятия.

  1. Вознаграждение - чтобы персонал работал с полной отдачей, они

должны получать справедливое вознаграждение за свой труд.

  1. Централизация. Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако, соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий.

Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты.

  1. Скалярная цепь. Иерархическая властная вертикаль, связывающая все

уровни подчинения от высшей инстанции до низших ступеней.

  1. Порядок. Означает, что должно быть рабочее место для каждого

работника и каждый работник должен быть на своем месте.

  1. Справедливость. Сочетание доброты и правосудия.
  2. Стабильность рабочего места для персонала. Совершенствования методов управления и текучести рабочей силы.
  3. Инициатива. Означает разработку проекта или плана и обеспечение его

реализации. Это придает организации силу и энергию.

  1. Корпоративный дух. Это имидж, традиции и поддержание определенной гармонии в организации. Союз – это сила. А она является результатом гармонии персонала.

Многие из этих принципов до сих пор полезны, несмотря на изменения,

которые произошли с тех пор, как Файоль впервые их сформулировал.

1.3.Школа человеческих отношений (1930-1950гг)

Поведенческие науки (1950- по настоящее время)

«Школа научного управления и классическая школа появились на свет, когда психология находилась еще в зачаточном состоянии. Многие в начале XX века серьезно ставили под сомнение тогда новую фрейдовскую концепцию подсознательного. Более того, поскольку те, кто интересовался психологией, редко

Интересовались управлением, существовавшие тогда скудные знания о человеческом сознании были никак не связаны с проблемами трудовой деятельности. Следовательно, хотя авторы научного управления и классического подхода признавали значение человеческого фактора, дискуссии их ограничивались такими аспектами как справедливая оплата, экономическое стимулирование и установление формальных функциональных отношений. Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Поскольку оно возникло как реакция на недостатки классического подхода, школа человеческих отношений иногда называется неоклассической школой»3.

Движение за человеческие отношения

Мери Паркер Фоллетт и Элтона Мэйо можно назвать самыми крупными авторами в развитии школы человеческих отношений в управлении.

Эксперимент Элтона Мэйо, проходивший на заводе «Уэстерн Электрик» в Хоторне,

открыл новое направление в теории управления. Мэйо обнаружил, что разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы.

Огромный вклад в развитие бихевиористского направления в управлении внес Абрахам Маслоу (1908 -1970 гг.), разработавший нашедшую в дальнейшем широкое применение в менеджменте теорию потребностей, известную как «пирамида потребностей».

Исследования, проведённые А.Маслоу, помогли понять причины этого явления. Мотивами поступков людей являются различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Исходя из этих выводов, исследователи психологической школы полагали, что, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворённости работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приёмы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей на работе.

Развитие поведенческих наук

Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившись на методах налаживания межличностных отношений. Новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями. Целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности её человеческих ресурсов. Постулат состоял в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом.

Но, несмотря на многие положительные результаты, такой подход иногда оказывался несостоятельным, и давал положительные результаты только для некоторых работников и в некоторых ситуациях.

1.4.Школа науки управления

Исследование операций и модели

Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей. После создания модели, переменным задаются количественные значения. Это позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношения между ними. Характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Самый крупный толчок к применению количественных методов в управлении дало развитие компьютеров.

Влияние количественного подхода

Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях. Влияние этой науки было значительно меньшим, отчасти потому, что большее число руководителей ежедневно сталкивается с проблемами человеческих отношений, поведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследования операций.

Каждая школа управления (о которой было сказано выше) внесла свой достойный вклад в формирование современных принципов управления, которые определяют успешность любой групповой производительной деятельности людей по сей день и несомненно будут её определять и в будущем.

1.5. Инновационный подход и принципы управления в 90-е г

«Новая парадигма потребовала пересмотра принципов управления, так как

старые перестали «работать» в условиях предпринимательских структур. В 90-е гг. XX в. Главное внимание в принципах управления обращается на человеческий

или социальный аспект управления: менеджмент направлен на человека, на то,

что - бы побуждать людей к совместным действиям, делать их усилия более эффективными; менеджмент неотделим от культуры, основан на честности и

доверии к людям; менеджмент формирует коммуникации между людьми и определяет индивидуальный вклад каждого работающего в общий результат;

этика в бизнесе объявляется золотым правилом менеджмента».4 Целевая ориентация на постоянное обновление моделей продукции.

Принципы управления ( 90-е гг. XXв.)

  1. Лояльность к работающим.
  2. Ответственность как обязательное условие успешного менеджмента.
  3. Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз,

по горизонтали.

  1. Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих.
  2. Обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах.
  3. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде.
  4. Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой.
  5. Непосредственное участие менеджеров в работе групп на всех этапах

как условие согласованной работы.

  1. Умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер: покупателей, поставщиков, исполнителей, руководителей и т.п.
  2. Этика бизнеса.
  3. Честность и доверие к людям.
  4. Опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал.
  5. Видение организации, т.е. четкое представление о том, какой она должна быть.
  6. Качество личной работы и её постоянное совершенствование.

Увеличение экономической активности в 1990-е гг., рост насыщения рынка товарами и услугами, привели к тому, что товары на рынке определяются качеством и ценой.

«На пороге ХХI в. наибольшее развитие получила концепция управления по целям, ориентированная на инновационные процессы. Для конкретного исполнительского уровня выполняются функции планирования, снабжения, производство и. т.д.

В настоящее время формируется концепция информационных технологий, которые все больше проникают в современную жизнь человека».5

1.6. Основные принципы управления различными системами

Управление обеспечивает сохранение определённой структуры, поддержание режима деятельности, цели деятельности. Управление различными системами имеет общие закономерности, базирующиеся на следующих основных принципах.

  1. Принцип новых задач. Системы управления должны обеспечивать качественно новые решение управленческих проблем на последующих этапах развития.
  2. Принцип системного подхода. Проектирование систем управления должно основываться на системном анализе, как объекта, так и процессов управления им. Определение целей и критериев объекта, анализ структуры управления, чтобы система наилучшим образом соответствовала установленным целям и критериям. Внедрение рациональных систем управления дает новые возможности для усовершенствования системы экономических показателей и экономического стимулирования.
  3. Принцип первого руководителя. Создание и внедрение системы управления возглавляются основным руководителем.
  4. Принцип непрерывного развития системы. Основные идеи построения, структура и конкретные решения системы управления должны настраивать объект на решение задач, возникающих в процессе эксплуатации. Система строится таким образом, чтобы можно было легко менять критерии, по которым ведется управление.
  5. Принцип единства информационной базы. В системе управления должна накапливаться и обновляться информация, необходимая для решения всей совокупности задач управления. При этом в основных массивах исключается дублирование информации, которое неизбежно возникает, если первичные информационные массивы создаются для каждой задачи отдельно. Основные массивы образуют информационную модель объекта управления.
  6. Принцип комплексности задач и рабочих программ. Применим практически для всех классов систем управления.
  7. Принцип согласования пропускной способности различных звеньев системы.

Скорость переработки исходных ресурсов в конечную продукцию в различных звеньях объекта (системы) управления должна быть согласована таким образом, чтобы избежать простоев, перегрузок, приводящих к неэффективному их использованию.

  1. Принцип унификации. Разрабатывая систему управления, включая организационный, технический комплекс, системное обеспечение, планы, необходимо стремиться к тому, чтобы решения подходили более широкому спектру задач организации. Необходимо в каждом случае определять разумную степень унификации, при которой стремление к широкому охвату систем не приведет к усложнению типовых решений.

Основные принципы управления: системность, комплексность, требующая тесной увязки решения экономических, социально-экономических и правовых проблем; единство элементов хозяйственного механизма; принцип основного звена, отыскание из множества задач основные задачи, решение которой позволяет решить весь комплекс вопросов управления. Принципы составляют качественную основу управления. Их использование оказывает большое влияние на эффективность деятельности осуществляющих управление субъектов. Принципы в основном формулируются на базе анализа реальной практики управления и отражают его закономерности.

1.7.Сущность, задачи и закономерности управления различными системами

Любой целенаправленный процесс, представляет собой организованную совокупность операций, условно их можно разбить на две группы: рабочие операции и операции управления.

«Рабочие операции - это действия, необходимые непосредственно для выполнения процесса в соответствии с природой и законами, определяющими ход процесса.

Для достижения цели процесса рабочие операции должны организовываться и направляться действиями другого рода – операциями управления. Совокупность операций управления образуют процесс управления. А система, в которой осуществляется процесс управления, называется системой управления».6

К примеру, бригадир является управляющим органом, он осуществляет руководство бригадой. Любой процесс управления должен быть целенаправленным. Управляющий орган воздействует на объект управления так, чтобы его состояние соответствовало желаемому. Управление есть функция системы, направленная на сохранение её основного качества, либо на выполнение некоторой программы, обеспечивающая достижение определенной цели. Соответственно системой управления называют систему, в которой реализуются перечисленные выше функции управления. Таким образом, в системе управления всегда можно выделить две подсистемы: управляющую и управляемую. Первая осуществляет собственно функции управления, вторая является объектом управления.

Распоряжения руководителя на управляемый объект может осуществляться при помощи устных распоряжений, письменных, по телефону или любому другому каналу связи. Все перечисленные и многие другие средства передачи сигналов управления образуют цепь управления объектом – прямую цепь воздействия на управляемый объект. Руководитель должен получать по так называемому каналу обратной связи информацию о фактическом поведении управляемого объекта (осведомительную информацию), сравнивать с требуемым режимом работы, принимать соответствующие решения и посылать по цепи управления сигналы или команды – так называемую управляющую информацию.

Например, руководитель на производстве по каналам управления, связывающим его с цехами, отделами, службами дает распоряжения подчиненным, получая от них в свою очередь по каналам обратной связи информацию о положении дел в подразделениях, ходе производственного процесса.

И на основе полученной информации руководитель принимает определённые решения и отдает те или иные распоряжения (сигналы управления).

Бывает автоматическое управление объектом. Где информация о состоянии управляемого объекта через измерительные приборы поступает по цепи обратной связи в регулятор. Где она и перерабатывается и вырабатывает сигналы управления.

Эти два процесса управления характеризуются наличием замкнутого цикла. С одной стороны, от управляющего органа к управляющему объекту по цепи управления поступает информация в виде сигналов управления, с другой – от объекта к регулятору цепь передачи замыкается сигналом обратной связи несущим информацию о фактическом состоянии объекта. Под каналами связи, передающими информацию, следует понимать любую систему, т.е. почтовую, телефонную и др.

В настоящее время значительно выросли возможности управления организацией. Значительное развитие получила наука и технические средства управления. Задача управления организацией состоит в том, чтобы полнее использовать её преимущества и возможности, обеспечить её эффективное функционирование и развитие, успешное движение к цели.

Новые принципы управления заставили пересмотреть ряд положений, касающихся проектирования и организации труда на предприятиях. Мы живем в эпоху перемен. Так, серьезное внимание стало уделяться проблемам обогащения содержания и ротации работ, сочетанию физического труда с умственным. Существенно расширяются сферы применения групповой организации работ, в которой стимулируются и общие результаты, и индивидуальные, учитывающие мастерство и ответственность каждого. Координация и контроль базируются не столько на правилах и процедурах, установленных менеджерами, сколько на целевых установках самой группы (как части общей цели организации). Все это обеспечивает гибкость и быструю адаптацию к изменяющимся условиям.

Реализация принципов, приоритетов, целей и политики предприятий осуществляется с помощью соответствующих рабочих инструкций, нормативов,

положений, что в купе и формируют механизм управления организацией.

Управление организацией имеет важнейшее значение хотя бы потому, что она сама по себе играет весьма существенную социальную роль. Мы ежедневно

сталкиваемся с деятельностью организаций: посещаем кафе или приобретаем одежду, когда мы покупаем продукты в супермаркете, на работе. Принцип эффективности управления связан с много вариантностью путей достижения одной и той же поставленной цели. В условиях свободного рынка руководитель обязан постоянно быть в поиске и даже рисковать, чтобы не отстать от своих конкурентов. На практике доказано, что порой лучше не принимать никакого решения, чем принимать необдуманное и неправильное.


Глава 2. Функции управления

Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что так же состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

Впервые их состав был сформулирован А.Файолем, который выделил пять исходных функций управления: планирование, организовывание, распоряжение, координирование и контроль. Другие авторы разработали иные перечни

функций : планирование, организация, распорядительство, мотивация, руководство, контроль, коммуникация, исследование, оценка, подбор персонала. В последующих разработках состав функций управления пополнялся, в том числе и за счет детализации тех или иных видов управленческих работ. Но очень часто говорят лишь о четырех функциях управления – планирование, организация, мотивация и контроль. Эти четыре первичных функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения.

Без проявления функций управления невозможно нормальное функционирование организации или предприятия, поэтому изучению и анализу функций управления нужно уделять достаточное внимание.

2.1. Сущность и содержание функций менеджмента

Функции управления – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ.

Таким образом, для выполнения той или иной работы необходимо заранее определить, что нужно в итоге получить, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. Это и есть функции управления. Функции имеют особый характер, содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть не связанными между собой, так и неразрывно связанными. То есть в системе управления все управленческие функции объединены в единый целостный процесс.

Планирование

Организация

Мотивация

Контроль

Рис.1 Функции управления.

Процесс управления состоит из четырёх взаимосвязанных функций (рис.1).

Планирование - это центральная функция. Планирование предполагает постановку целей, задач системы управления и организации в целом путем определения метода и средств их достижения. В условиях рынка планирование становится непрерывным, циклично повторяющимся процессом разработки эффективных путей и методов развития и функционирования организации. Эта функция пронизывает все виды управленческой деятельности и стадии процессов структурных звеньев любой организации.

Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать руководители, чтобы достичь этих целей. Функция планирования отвечает на три вопроса:

  • Где организация находится в настоящее время?

Сюда входят сильные и слабые стороны организации, т.е. финансы, маркетинг, производство, трудовые ресурсы. Все это осуществляется с целью определить, чего может добиться организация.

  • Куда она хочет двигаться?

Надо оценивать возможности и угрозы в окружающей организацию среде, такие как конкуренция, клиенты, законы, политические факторы, экономические условия, снабжение, технология, руководство определяет, какие цели должны быть у организации и что может помешать организации достичь этих целей.

  • Как организация собирается сделать это?

Руководители должны решить, как и что должны делать члены организации, чтобы достичь выполнения целей организации.

Планирование должно осуществляться непрерывно, в силу изменений в окружающей среде, ошибок. Поэтому планы необходимо пересматривать, чтобы они согласовывались с реальностью.

Организация

Организовывать - значит создать некую структуру, а также обеспечение всем необходимым для её нормальной работы. Цель организационной структуры в то, чтобы обеспечить достижение стоящих перед организацией задач. Важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий, существующих в рамках организации, включая и работу по управлению.

Определение и распределение целей с учетом характера взаимоотношений между управленческими и производственными звеньями по созданию условий для достижения целевой функции организации.

Этапы:

  1. Структурная организация (включает структуру полномочий и структуру коммуникаций) т.е. деление организации по горизонтали на широкие блоки;
  2. Организация процесса производства (включает организацию работы персонала различных должностей, работы во времени, работы в пространстве).

Организация структуры основывается на планах, соответственно и вносят изменения в планы, которые потребуют изменений в структуре. Все успешно функционирующие организации регулярно оценивают свою организационную структуру, и изменяют их так, как этого требуют внешние условия.

Мотивация

Побуждение работника к активной деятельности по достижению целей организации с помощью системы стимулов. В любой сфере деятельности успех зависит от индивидуальных способностей работников и степени их подготовки. Это накладывает определённый отпечаток и на процесс управления в части его усложнения. Данная функция основывается на удовлетворении сложной структуры потребностей человека в соответствии с действием закона о возвышении потребностей. Руководитель, чтобы эффективно двигаться навстречу цели, должен координировать работу и заставлять людей выполнять её.

Функция мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом.

Этапы:

  1. Определение потребности работников;
  2. Предоставление возможности работнику удовлетворить эти потребности через

хорошую работу.

Важная роль в результативности деятельности организации принадлежит искусству управления. Необходимо выделить социальные мотивации персонала, являющиеся существенным резервом повышения эффективности деятельности организации:

  • Создание климата взаимного доверия, уважения и поддержки;
  • Повышение демократичности руководства;
  • Участие в управлении, принятии решений;
  • Предоставление работы в соответствии с интересами,
  • Склонностями и профессиональной подготовкой;
  • Своевременный должностной и квалификационный рост;
  • Участие в успехе, в прибылях;
  • Предоставление возможности для обучения;
  • Создание творческой атмосферы, дающей возможность самовыражения в труде и др.

В процессе мотивации предполагается использование определённой последовательности взаимозависимых категорий: потребности людей- интересы людей – мотивы деятельности – цель - действия людей. В качестве мотивов может выступать потребность в карьерном росте, заинтересованность в интересных коммуникациях. То есть мотивы, побуждающие человека к творческой, активной, производительной работе - многогранны, как и сам человек и общественные отношения, которые оказывают на него воздействие.

Осуществляя действия по мотивации, менеджер воздействует на другого человека через его цели, жизненные позиции, планы и ожидания, создавая эффективную мотивацию производственной деятельности работника. Например, мотивация специалистов – ориентирована на профессиональный рост. Для удовлетворения высших потребностей предварительно должны быть удовлетворены первичные потребности, и необходима высокая производственная и управленческая культура.

Контроль

Это количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. А также процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Вот почему на рис.1. стрелки, исходящие от контроля, идут к планированию. Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда они сформулировали цели и задачи и создали организацию. Контроль очень важен, для того, чтобы организация функционировала успешно. В ней выделяют два главных направления:

  1. Контроль за выполнением работ, намеченных планами;
  2. Принятие мер по корректировке всех значительных отклонений от плана или самого плана.

Контроль обеспечивает обратную связь и позволяет непрерывно повторять циклический процесс управления на новой основе. Он неразрывно связан с остальными функциями управления и, с одной стороны, зависит от них, с другой же – предопределяет их содержание. Поэтому при организации контроля на предприятии необходимо учитывать факторы, предрешающие эффективность проведения этой управленческой функции. В их составе выделим главные :

  • Организационные – объекты контроля (что должно контролироваться, кто контролирует);
  • Масштабы контроля – количество и точность контролируемых параметров;
  • Контрольная информация – объем, частота, точность и своевременность информации для контроля;
  • Затраты на контроль.

Этапы:

Установление

стандартов, норм,

плановых заданий

Измерение

показателей

деятельности

Сравнение стандартов, норм, планов с показателями

Оценка результатов и корректировка действий или стандартов

Рис.2 Этапы процесса контроля

В процедуре контроля согласно рис.2 первый этап - это установка стандартов. Для управления необходимы стандарты в форме показателей результативности, которые определяются при планировании.

На втором этапе определяется масштаб допустимых отклонений. Только существенные отклонения от заданных стандартов должны вызвать срабатывание системы контроля, иначе она станет неэкономичной и неустойчивой.

Следующий этап - измерение результатов. Сравнивая измеренные результаты с заданными стандартами, можно определить, какие действия необходимо предпринимать.

Заключительная стадия – оценка результатов. Руководство должно решить, важная ли информация получена. Важная информация – это та, которая адекватно описывает исследуемое явление и существенно необходима для принятия решения.

Цель этой оценки состоит в том, чтобы принять решение – необходимо ли действовать, и если да, то как.

Различают следующие виды контроля:

1.Предварительный контроль - Он осуществляется до фактического начала работ. Основными средствами осуществления предварительного контроля является реализация определённых планов, процедур и линий поведения.

Прежде всего, он применяется по отношению к трудовым (человеческим), материальным и финансовым ресурсам.

2. Текущий контроль. Осуществляется непосредственно в ходе проведения работ.

Чаще всего его объектом являются сотрудники, а сам он является прерогативой их непосредственного начальника. Он позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Базируется он на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы, направленной на достижение желаемых целей. Для того чтобы осуществить текущий контроль, аппарату управления необходима обратная связь. Все системы с обратной связью имеют цели, используют внешние ресурсы для внутреннего применения, следят за отклонениями для достижения этих целей.

3. Заключительный контроль. Его цель – помочь предотвратить ошибки в будущем.

Так же функция заключительного контроля состоит в том, чтобы способствовать мотивации. Он обеспечивает руководство необходимой информацией для планирования аналогичных процессов в будущем и разработки систем мотивации, направленных на повышение заинтересованности в улучшении ожидаемых результатов.

Контроль, попросту говоря, это процесс, обеспечивающий достижение целей организации и определяет, правильны ли его решения и не нуждаются ли они в корректировке. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может так же использоваться для стимулирования успешной деятельности.

2.2. Связующие процессы

«Четыре функции управления - планирование, организация, мотивация и контроль - имеют две общих характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение

понятным для других членов организации. Из-за этого, а так же вследствие того, что эти две характеристики связывают все четыре управленческие функции,

обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений часто называют связующими процессами».7

Принятие решений. Это выбор альтернативы, того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. Принятие решений, как и обмен информацией,- составная часть любой управленческой функции. Управленческие решения могут сильно влиять на жизнь многих людей, по меньшей мере, каждого из тех, кто работает с принявшим решение руководителем, и, возможно, каждого в организации, потому что это формулирует цели и их достижения. Поэтому руководитель не может принимать непродуманных решений. Принятие решений – это систематизированный процесс, цикл его позволяет зафиксировать все стадии подготовки управленческого решения.

ссссссс Сообщение Установление

о решении обратной связи

Рис.3 Реализация и оценка. Фазы, следующие за принятием решения и относящиеся к разрешению проблемы.

Согласно рисунку 3 рассмотрим подробно процесс принятия решения:

Сообщение о решении - эту деятельность осуществляет руководитель организации, ответственный за принятие данного решения. А так же последующее утверждение решения.

Реализация решения - деятельность, связанная с отдачей соответствующих распоряжений руководителями и исполнителями.

Установление обратной связи – еще одна фаза, входящая в процесс принятия управленческого решения и начинающий после того, как решение начало действовать, является установление обратной связи. На этой фазе происходит изменение и оценка последствий решения или сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить.

Оценка результатов - оценка решения выполняется руководством, прежде всего с помощью функции контроля.

Коммуникация - это процесс обмена информацией, её смысловым значением между двумя или более людьми. Поскольку организация представляет собой структурированный тип отношений между людьми, она в значительной степени зависит от качества коммуникаций для обеспечения эффективного функционирования. Информация в процессе коммуникации передаётся не только для того, чтобы могли приниматься здравые решения, но также и для того, чтобы они могли выполняться. До тех пор, пока работники не понимают, какое вознаграждение может предложить им организация за хорошо выполненную работу, они не могут быть достаточно мотивированы и хорошо работать на неё.

Коммуникация также важна и в функции контроля. Руководители нуждаются в информации относительно того, что было выполнено, чтобы правильно оценить, были ли достигнуты цели организации.

Менеджер в процессе управления занимается тем, что планирует решения, стимулирует выполнение решений. Эти два процесса очень тесно взаимозависимы. Коммуникации – это обмен информацией, на основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений и доводит принятые решения до работников организации. Если коммуникации налажены плохо, решения могут оказываться ошибочными, люди могут неверно понимать, чего же хочет от них руководство. Эффективностью коммуникаций часто определяют качество решений и то, как они в действительности будут реализованы, и которые внесут наибольший вклад в дело достижения общих целей организации.

После принятия управленческого решения должны приниматься организационные, экономические и административные меры по его реализации, и контроль за ходом его исполнения.


Заключение

Актуальность моего исследования состоит в том, что эффективное управление напрямую зависит от грамотного применения теоретических аспектов управления, выявления современных подходов к пониманию сущности научных основ менеджмента.

Представленная на рецензирование курсовая работа посвящена актуальной и практически значимой теме в теории управления - выявлению сущности управления, а также исследованию его принципов и технологий. Актуальность темы обусловлена тем, что современное управление предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности ту, которая связана с управлением персоналом предприятия.

На основании проделанной работы мы видим, что управлять – это значит познавать закономерности развития под влиянием внешних и внутренних факторов и на этой основе направлять (планировать, организовывать, регулировать и контролировать) развитие. Своевременно вскрывать противоречия общественного развития и разрешать их, преодолевать препятствия на пути к цели; обеспечивать сохранение и развитие единства системы, её способности преодолевать или нейтрализовать внутренние и внешние негативные воздействия и использовать позитивные. Границы управления, его содержание, цели и принципы во многом зависят от характера деятельности управляемой системы.

Таким образом, научное управление организацией в условиях рынка есть систематически осуществляемое, целенаправленное воздействие на систему управления в целом или на её звенья, на основе изучения практической деятельности работников каждого подразделения, регламентирующих документов в интересах обеспечения оптимального функционирования и развития системы и достижения поставленных целей.

Основные принципы управления: системность, комплексность, требующая тесной увязки решения экономических, социально – экономических и правовых проблем; принципы научности, объективности и конкретности, требующие учета объективных закономерностей и их специфического проявления в конкретных исторических условиях; принцип основного звена, отыскания из множества задач основные задачи, решение которой позволяет решить весь комплекс вопросов управления. Принципы составляют качественную основу управления. Историческая практика менеджмента обогащалась многовековым опытом организации и управления в различных сферах производственной деятельности человека. Первые правила и каноны организации, передаваемые из поколения в поколение в качестве традиций, стали приобретать особое значение. Организационно- управленческая практика начала находить свое научное обобщение в период становления и развития промышленности. И лишь в ХХ веке теория менеджмента формируется как самостоятельная область профессиональных знаний. В первой половине ХХ века получили развитие несколько чётко различающихся школ управленческой мысли, которые в процессе закономерного хода истории внесли свой вклад в развитие принципов управления, используемых в современном обществе.

Любое дело, прежде чем управлять им, необходимо организовать. Наиболее полное содержание менеджмента, как процесса отражают основные функции, выступающие общим условием управления социальными и социально- экономическими процессами. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определённого процесса управления, а система управления конкретным объектом деятельности - это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом. В этом суть процессного подхода к исследованию функций менеджмента.

Таким образом, менеджер непросто управляет процессом производства, но и постоянно занимается его организацией. Для менеджеров знание взаимосвязи и взаимодействия групп функций, а так же принципов управления менеджмента создает условия принятия правильных решений в области формирования и функционирования систем менеджмента.

Труд, материальное производство в организации невозможны без определённой организации, порядка, разделения труда, установления места и функций человека в коллективе, осуществляемых с помощью управления. В силу необходимости управлению подвержены и социальное поведение людей, и социальные отношения в целом. Общество всегда предъявляет к человеку, коллективам определённые требования, вытекающие из его характера.

Для полноценного функционирования организации предъявляются основные требования к работе аппарата управления: компетентность (знание дела), деловитость (умение вести дело), сочетание научных и административных сторон, систематичность, организованность, поиск путей подготовки и совершенствования кадров.

Задачи работы по:

- изучению основ процесса управления организаций;

- определению функций системы управления организаций;

- основные методы, применяемые в процессе управления организацией, их роль и значение

Рассмотрены и достигнуты.

Методы по совершенствованию управления организацией

В настоящее время значительно возросли возможности управления организацией в связи с резким повышением уровня знаний и профессиональной подготовки руководящих кадров и специалистов, широких масс сотрудников, значительное развитие получила наука и технические средства управления. Наряду с успехами в совершенствовании управления в то же время постоянно ощущается необходимость выработки новых организационных форм, методов и средств управления. Задача научного управления организацией состоит в том, чтобы полнее использовать её преимущества и возможности, обеспечить её эффективное функционирование и развитие, успешное движение к цели.

Список литературы

  1. А.В.Тебекин, Б.С.Касаев Менеджмент организации учебное пособие-М.,2011.
  2. М.Мескон, М.альберт, Ф.Хедоури Основы менеджмента Вильямс-М.,2009.
  3. А.М.Смолкин Менеджмент: основы организации учебное пособие-М.,2012.
  4. Г.Л. Подвойский Управление это наука и искусство-М.,2011.
  5. Ричард Л.Дафт Менеджмент-С.- П.,2013.
  6. Поршнева А.Г., Соломатина Н.А Управление организацией: учебное пособие под ред. Румянцевой З.П.-М.,2012.
  7. Кравченко А.И. История менеджмента Трикса-М.,2009.
  8. Виханский О.С., Наумова А.И. Менеджмент-М.,2003.
  9. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебное пособие-М.,2010.
  10. Рябцев И.М. Менеджмент: учебное пособие - Ростов-на-Дону,2006.
  11. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Курс лекций для студентов высших учебных заведений-М.,2007.
  12. Бойдейл Т. Как улучшить управление организацией: пособие для руководителей-М.,2012.
  13. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия – Новосибирск, 2001.
  14. Валуев С.А., Волкова В.Н., Игнатьева А.В. Системный анализ в экономике и организации производства- М., 2003.
  15. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс-М.,2007.
  16. Журавлёв П.В., Кулапов М.Н., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении

искусство управления-М.,2007.

  1. Чуйкин А.М. Основы менеджмента-М.,2005.
  2. Али М., Бруксон С. Мастерство менеджмента- М.: РОСМЭН- Пресс,2004.
  3. Аньшин В.М., Дагаев А.А. Инновационный менеджмент- М.: Дело,2003.
  4. Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент- СПб: Питер, 2002.
  5. Боссиди Л., Чаран Р. Искусство результативного управления Добрая книга, - М.,2004.
  6. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. и др. Корпоративный менеджмент Высшая школа- М.,2003.
  7. Макашева З.М. Основы менеджмента-М.,2004.
  8. Медведев В.П. Основы менеджмента.- М.: ДеКА, 2002.
  9. Мухин В.И. Исследование систем управления- М.,2003.
  10. Парахина В.Н., Федоренко Т.М. Теория организации - М.,2004.
  11. Резник С.Д., Игошина И.А.,Резник В.С. Введение в специальность Менеджмент организации- М.,2004.
  12. Русинов Ф.М., Никулин Л.Ф., Фаткин Л.В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений: Учебное пособие- М.,1999.
  13. Радугина А.А. Основы менеджмента- М.,2000.
  14. Ховард К., Коротков Э. Принципы менеджмента: учебное пособие- М.,2000.
  15. Сулл Д.Н. Почему хорошие компании терпят неудачу и как выдающиеся менеджеры их возрождают - М.,2004.

1 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент стр.45

2 М.Мескон.,М.Альберт.,Ф.Хедоури Основы менеджмента стр.68

3 М.Мескон., Ф.Хедоури., М.Альберт Основы менеджмента стр.68

4 Румянцева З.П., Поршнева А.Г., Управление организацией стр.19

5 Румянцева З.П., Поршнева А.Г., Управление организацией с.23

6 А.В.Тебекин., Б.С.Касаев., Менеджмент организации стр.43

7 М.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури Основы менеджмента стр.76


Оценка

результатов

Реализация

решения

Принятие

решения

Принципы и функции управления