Конспект урока литературы на тему «Позолоченная прялица»


Московская область, город Чехов-2

ФГДОУ Детский сад № 2 «Сказка»

Конспект урока литературы на тему

«Позолоченная прялица»

Музыкальный руководитель

Климова Галина Валерьевна.

Чехов.

Звучит аудиозапись «Пение птиц» /из цикла «Звуки природы»/

Из домика выходят три девочки в русских народных костюмах. Они садятся на скамейку перед домиком и начинают «заниматься рукоделием»: 1-я девица – прядет, 2-я девица – вяжет, 3-я девица – вышивает.

ПЕСНЯ «Позолоченная прялица» /дети имитируют процесс рукоделия и поют 1-й куплет/.

1-я девица – Не ленились, не печалились,

Вот с работой и управились!

2-я девица – По-весеннему настало солнцу греть,

Скучно стало на скамеечке сидеть!

3-я девица – А давай ребят веселых позовем,

На полянке потанцуем, попоем!

1-я девица – Красны девицы

Да добры молодцы!

2-я девица – Засиделись, поди

По избам-хатам своим!

3-я девица – Приглашаем всех

На широкий двор –

ДЕВИЦЫ /хором/ - Песни-пляски плясать!

Весну-красну встречать!

Дети располагаются врассыпную по залу, в руках – детские русские народные инструменты /свистульки, деревянные ложки, бубенцы, колокольчики, бубны, трещотки и т. д.

ОРКЕСТР «Тимоня» русская народная мелодия.

Дети не расходятся, а с места читают русские народные заклички.

1-я закличка – Заря-заряница,

Красная девица,

Возьми золотой жгут,

Гони птиц с огорода на луг –

На дуб, на осину,

На самую вершину!

2-я закличка – Радуга-дуга!

Перебей дождя!

Дай нам солнышко,

Красно-ведрышко!

3-я закличка – Дождик, дождик, пуще!

Едет Ваня с гущей.

Задел за кочку –

Пролил гущи бочку.

Задел за пенек –

Простоял весь денек!

4-я закличка – Туман, туман!

Не стелись по лугам,

А стелись по болотам,

Не садись на ворота!

ДЕТИ /хором/ - А у нас не ворота,

У нас новый плетень!

ИГРА «Плетень» /музыка по выбору музыкального руководителя/.

Дети стоят двумя шеренгами напротив друг друга держась крепко за руки.

1 часть музыки – шеренги движутся шагом навстречу друг другу и обратно расходятся на исходное место.

2 часть музыки – дети двигаются поскоком /можно бегом/ врассыпную, но с концом музыки обе шеренги должны построиться на исходных позициях держась крепко за руки.

Дети перестраиваются в круг.

ХОРОВОД «Веснянка» /По выбору музыкального руководителя/.

Дети садятся на места.

РЕБЕНОК – Что-то грустно нам

Без весны петь да играть.

Давайте все вместе

Весну зазывать!

ДЕТИ /хором/ - Весна-красна, покажись!

К нам в гости скорее явись!

Выходит Весна /эту роль играет взрослый/ в русском народном костюме.

ВЕСНА – Здравствуйте, милые ребятки! Слышу, в гости меня зовете!

РЕБЕНОК – Мы тебя, Весна,

Давно в гости зовем.

От тебя, красна,

Подарочки ждем:

Голубое небо,

Звонкие ручьи,

Зелены поляны,

А на них – цветы!

ВЕСНА – Интересно-интересно! Подарки они от меня ждут…

Подарки – заслужить надо. Вы трудиться умеете?

ВЕДУЩИЙ – Наши ребята – не ленивы, все – трудолюбивы! Они хорошо занимаются и друг другу помогают. Даже знают, какую работу весной в полях выполняют.

ДЕТИ – с места говорят, что перекапывают землю, сеют семена, выпалывают сорняки, ставят пугало, чтобы отпугивать птиц от посевов и т. д.

ВЕСНА – А ягоды в лесу, в огороде собирать умеете? Тогда пошли хоровод водить про калину-малину!

ХОРОВОД «На горе-то калина» русская народная мелодия/1-я подгруппа детей/.

ВЕСНА – А про мою любимую березку тоже спойте!

ХОРОВОД «Земелюшка – чернозём» русская народная мелодия/2-я подгруппа детей/

ВЕСНА – Дети, вы знаете, что людям трудно работать в поле. В этом им стали помогать машины-великаны: комбайны, трактора, сенокосилки, сноповязалки… А вот, сломается машина, что делать?

ДЕТИ /хором/ - Починить!

ВЕСНА – Правильно. Только одними руками человеку трудно справиться с починкой металлической машины. Издавна в деревнях строили кузницы, чтобы чинить предметы из металла. А как зовут человека, который работает в кузнице?

ДЕТИ /хором/ - Кузнец!

ВЕСНА – Кузнецы были уважаемые работники на селе! А вот они, сами к нам идут.

ИНСЦЕНИРОВКА ПЕСНИ «Во кузнице» русская народная песня.

ВЕСНА – Какие веселые у нас кузнецы. Русский народ любил петь, танцевать да в игры веселые играть. Я хочу поиграть с вами в игру «Гуси-лебеди».

ИГРА «Гуси-лебеди» /Дети выстраиваются в две шеренги: «гуси» и «дети», выбирают «волка».

Дети – Гуси-гуси,

Гуси – Га-га-га!

Дети – Есть хотите?

Гуси – Да-да-да!

Дети – Ну, летите.

Гуси – Нам нельзя,

Серый волк под горой

Не пускает нас домой!

Дети – Ну, летите, как хотите,

Только крылья берегите!

ВЕСНА – Ой, про птиц мы забыли! Они летят к нам с юга, торопятся…

Каких вы птиц перелетных уже встречали на улице?

ДЕТИ – отвечают с места кто каких птиц уже встречал, например – грачей, скворцов.

ВЕСНА – Слышите, они уже запели свои весенние песни! Пошли на прогулку, посмотрим, послушаем их!

Дети под аудиозапись «Пение птиц» уходят из зала на прогулку.

Используемая литература:

Давыдова М. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: ВАКО, 2006г.

Комиссарова Л. Н. Ребенок в мире музыки. – М.: Школьная Пресса, 2006г.

Соломенникова О. А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез, 2005г.