Педагогические технологии опережающей подготовки специалистов

Контрольная работа

Педагогические технологии опережающей подготовки специалистов


Содержание

1. Развитие опережающего образования как перспективной системы.

1.1. Содержательная сущность понятия «непрерывное образование».

1.2. Основные положения Концепции непрерывного образования.

2. Фундаментализация как предпосылка развития ноосферно-опережающей модели образования.

2.1. Фундаментальность – категория качества и образованности личности.

2.2. Реализация опережающего образования в условиях инновационного вуза.

Литература

1. Развитие опережающего образования как непрерывной системы.

Важнейшей предпосылкой развития опережающего образования является организация его как непрерывной системы.

Как отмечает П.Г. Щедровицкий, идея «непрерывного образования» уже к концу 60-х - началу 70-х годов нынешнего столетия стала основной идеологической и организационно-практической установкой во многих странах мира. При этом само возникновение и развитие идеи «непрерывного образования» явилось антитезой существующим образовательным программам, а именно: а) «автономизации образования» (перемещению образования только в «автономные» образовательные учреждения) и б) подчинения образования производственным задачам, где осуществляется «специализированная» подготовка [225, 49].

В этом же ключе высказывался Ф.И. Перегудов: «Очевидно, что динамичный мир нельзя адекватно отразить застывшей образовательной системой - образование не может быть системой простого воспроизводства, оно должно стать развивающим и непрерывным» [132, 76-77].

Г.Е. Зборовский считает, что появление системы непрерывного образования - тенденция, которой принадлежит скорее будущее, чем настоящее. «Новой тенденцией развития мирового образования является создание системы непрерывного образования, превращения его в элемент повседневного образа жизни на протяжении всего периода активной деятельности человека» [47, 59].

Акцент на личностную ориентацию в непрерывном образовании делает М.В. Кларин: «В распространенном понимании непрерывного образования на передний план выдвигается принцип преемственности звеньев его системы. При центрированности на личность акцентируется его непрерывность в мире личности - то, что позволяет осуществлять средствами образования собственные устремления личности, помогает ее самореализации» [60, 15].

Несколько иной точки зрения придерживаются другие исследователи, считающие завершенность образования на каждом уровне подготовки к профессиональной деятельности одним из принципов системы непрерывного образования. Завершенность обеспечивает, с одной стороны, уровень профессиональной компетентности, необходимой для активного вступления в трудовую деятельность, с другой — создание устойчивой потребности в дальнейшем профессиональном совершенствовании [18, 82, 148].

Этот принцип не противоречит идее непрерывности профессионального образования и не делает саму систему тупиковой при определенном его понимании. Одной из черт непрерывного образования является дискретность, выражающаяся в диалектическом единстве «прерывности-непрерывности». Каждый отдельный этап или ступень подготовки является (должен быть) завершенным, но относительно, ибо именно эта завершенность дает человеку новое приобретенное качество, выражающееся в относительной целостности и целесообразности полученной системы знаний и умений в результате получения основного или дополнительного профессионального образования, что может быть (должно быть) закреплено соответствующими юридическими правами. При этом понятие «завершенность» не означает «замкнутость», как тупиковую ветвь образования. Принцип взаимосвязи и преемственности каждой ступени профессионального образования с базовым общим и с другими ступенями профессионального образования предусматривает право и возможность получения человеком нового, более высокого образовательно-профессионального уровня в соответствии с наклонностями и способностями и с учетом полученного ранее образования.

По нашему мнению, чрезвычайно важным является именно примененное выше весьма краткое, но очень емкое понятие «относительная завершенность образования» на отдельном этапе либо ступени. Действительно, любая непрерывность протекает через дискретность - это философская истина. Но именно философское понимание дискретности в непрерывном образовании — это и есть относительная завершенность. Однако уловить и формализовать этот момент весьма сложно, что и ведет к постоянным дискуссиям по этому поводу.

Комплексно подходит к этой проблеме П.Н. Новиков, по определению которого понятие непрерывности образования относится к трем объектам (субъектам):

- к личности. В этом случае оно означает, что человек учится постоянно. Причем, учится либо в образовательных учреждениях, либо занимается самообразованием. Возможны три вектора движения человека в образовательном пространстве. Во-первых, человек может, оставаясь на одном и том же формальном образовательном уровне, совершенствовать свою профессиональную квалификацию («вектор движения вперед»). Во-вторых, либо последовательно подниматься по ступеням и уровням профессионального образования, либо какие-то уровни и ступени пропускать («вектор движения вверх»). В-третьих, непрерывность образования также подразумевает возможность не только продолжения, но и смены профиля образования («вектор движения по горизонтали, вбок»);

- к образовательным процессам (образовательным программам). Непрерывность в образовательном процессе выступает как характеристика включенности личности в этот процесс на всех стадиях ее развития. Она же характеризует преемственность содержания образовательной деятельности при переходе от одного ее вида к другому, от одного жизненного этапа личности к другому;

-к образовательным учреждениям. Непрерывность в данном случае характеризует такую номенклатуру сети образовательных учреждений, образовательных программ и их взаимосвязь, которая с необходимостью и достаточностью создает пространство образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность образовательных программ, способных удовлетворить все множество образовательных потребностей, возникающих как в обществе в целом, так и в отдельном регионе, так и у каждого человека.

При этом, по мнению автора, системообразующим фактором непрерывного профессионального образования выступает целостность, т.е. не механическое приращение элементов, а глубокая интеграция всех подсистем и процессов профессионального образования [113, 177-178].

1.1. Содержательная сущность понятия «непрерывное образование»

В различных исследованиях, особенно зарубежных, употребляются и такие понятия, как «пожизненное образование» (lifelong education), «перманентное образование», «континуальное образование», «рекуррентное образование» и т.д. Анализ показал, что некоторые из этих понятий не охватывают в полной мере сути, некоторые спорны с точки зрения целенаправленности образования, в некоторых видно лишь стремление ввести в педагогику новый термин. Чаще всего под непрерывным («пожизненным») образованием в зарубежных исследованиях понимают преднамеренное воздействие на развитие личности человека, особенно на развитие его образованности и квалификации, в течение всей его жизни. Непрерывное образование - это сопровождение профессиональной карьеры человека, оно относится к основным правам человека без какой-либо дискриминации. Так, в США на протяжении многих лет делаются попытки реализации ориентации всех звеньев образования на потребности человека, практику саморазвивающейся системы образовательных услуг.

Непрерывное образование трактуется и как «процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества; использование совокупности информационных источников (включая систему образования) для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей в саморазвитии во всех сферах профессиональной и общественной деятельности. ...Необходимость непрерывного образования обусловлена прогрессом науки и техники, широким применением инновационных технологий... Непрерывное образование становится важным фактором конкурентоспособности специалиста на рынке труда» [47, 139].

1.2. Основные положения Концепции непрерывного образования

Идея непрерывного образования нашла отражение в Концепции непрерывного образования (одобрена 18 марта 1989 г. на совместном заседании коллегии Гособразования СССР и Всесоюзного Совета по народному образованию). Основные положения этой Концепции (касающиеся сущности непрерывного образования) можно свести к следующим:

-динамизм современной цивилизации, наращивание ее культурного слоя, усиление социальной роли личности, возвышение ее потребностей, возрастающие гуманизация и демократизация общества, интеллектуализация труда, быстрая смена техники и технологии предполагают замену формулы «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь»;

-понимание развития как непрерывного процесса необходимо соединить с принципом развивающего обучения, с ориентацией образовательно-воспитательной деятельности не только на познание, но и на преобразование действительности. Этим обусловлен переход от информационного к продуктивному учению, от школы памяти к школе мысли, чувства и активного социального действия;

-системообразующим фактором непрерывного образования служит общественная потребность в постоянном развитии личности каждого человека;

-главными особенностями непрерывного образования являются гуманизм и демократизация образования, опережающий характер содержания и направленности образовательных программ по отношению к нуждам общественной практики, гибкость и многообразие используемых средств, способов и организационных форм, открытость образовательной системы по отношению к дальнейшему самосовершенствованию и развитию;

-достижение целей непрерывного образования человека требует преемственности и многовариантности содержания общего и профессионального образования в соответствии с динамикой потребностей индивидуальной деятельности и общественной практики [76]. Как видно, в Концепции непрерывного образования выделяется необходимость учета динамики и прогноза современного производства и всей общественной жизни и ориентация на них в своем развитии. Особенно подчеркивается «опережающий характер содержания и направленности образовательных программ по отношению к нуждам общественной практики», являющийся одной из «главных характеристик» непрерывного образования.

При этом если идею «непрерывности» профессионального образования рассматривать как идею постоянного знаниевого развития и саморазвития личности, то идея «опережения» профессионального образования связана, во-первых, с возможностями и осознанным стремлением человека к пока еще не освоенному знанию, к опережению самого себя, с попыткой «выхода за рамки самого себя», то есть с прогнозированием перспектив своего развития и их реализации в контексте труда и жизни, а, во-вторых, со стремлением человека к опережению имеющегося уровня развития производства и общества в целом.

В контексте развития непрерывного образования необходимы разработки образовательных стандартов всех уровней, формируемых на основе единого методологического подхода к формированию содержания ядра фундаментальных знаний, имеющих сквозной характер для всей системы.

2. Фундаментализация как предпосылка развития ноосферно-опережающей модели образования.

2.1. Фундаментальность – категория качества и образованности личности.

Фундаментальность рассматривается сегодня как категория качества образования и образованности личности.

Образование может считаться фундаментальным, если оно представляет собой процесс нелинейного взаимодействия человека с интеллектуальной средой, при котором личность воспринимает ее для обогащения собственного внутреннего мира и благодаря этому созревает для умножения потенциала самой среды. Задача фундаментального образования обеспечить оптимальные условия для воспитания гибкого и многогранного научного мышления, различных способов восприятия действительности, создать внутреннюю потребность в саморазвитии и самообразовании на протяжении всей жизни человека.

В качестве основы фундаментализации провозглашается создание такой системы и структуры образования, приоритетом которых являются не прагматические, узкоспециализированные знания, а методологически важные, долгоживущие и инвариантные знания, способствующие целостному восприятию научной картины окружающего мира, интеллектуальному расцвету личности и ее адаптации в быстро изменяющихся социально-экономических и технологических условиях.

Фундаментальное образование реализует единство онтологического и гносеологического аспектов учебной деятельности. Онтологический аспект связан с познанием окружающего мира, гносеологический с освоением методологии и приобретением навыков познания. Фундаментальное образование как инструмент достижения научной компетентности, ориентировано на достижение глубинных, сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира. Являясь инструментом достижения высокой эрудиции, оно ориентировано на широкие направления научного знания (естественнонаучные, технические, гуманитарные), охватывающие значительную совокупность близких специализированных областей. В то же время фундаментальное образование предусматривает овладение взаимодополнительными компонентами целостного научного знания. Так, понятие фундаментального естественнонаучного образования включает изучение современной технологической культуры, гуманитарного знания и культурологии, в понятие фундаментального гуманитарного образования включается изучение естествознания и т.д. Фундаментальное образование - катализатор творческой свободы, основанной на постижении и критическом восприятии совокупного опыта человеческого познания, на приобретении внутренней уверенности личности в своих возможностях использовать и индивидуально трансформировать этот опыт, создает условия для стимуляции и реализации творческих начал личности [98].

Как инструмент приобщения к современной интеллектуальной культуре фундаментальное образование способствует достижению качественно нового уровня культуры рационального мышления, который оказывается плодотворным не только для проблем локальной области знания, но и во всей сфере познавательной деятельности.

Фундаментальное образование должно быть целостным. В этом случае отдельные дисциплины рассматриваются не как совокупность традиционных автономных курсов, а интегрируются в единые циклы дисциплин, связанные общей целевой функцией и междисциплинарными связями.

Фундаментализация образования системное и всеохватывающее обогащение учебного процесса фундаментальными знаниями и методами творческого мышления, выработанными фундаментальными науками. Фундаментальные - это естественные науки, т.е. науки о природе во всех ее проявлениях. Таким образом, фундаментальную составляющую имеют и гуманитарные науки, обеспечивая возможность достижения высшего уровня интегративной целостности фундаментализации образования. Таким образом фундаментализация образования обеспечивается многомерными интегративными процессами. Интеграция может быть рассмотрена как механизм реализации фундаментальной составляющей ноосферно-опережающей модели образования.

Сама идея опережающего профессионального образования как существенного свойства профессионального образования лежит в основе развития способностей и возможностей человека самоопределяться в мире профессионального труда и его подготовки к динамично меняющимся производству и социосфере. Усиление действия опережающего профессионального образования, степень и полнота его проявления становятся также условием развития самого производства, благодаря повышению общей и профессиональной готовности возможных претендентов на те или иные вакантные места, что делает менее острой проблему «авральной» подготовки и переподготовки кадров к постоянно развивающееся производству.

Процесс подготовки кадров не может быть пущен на самотек, ибо слишком велики издержки при получении предприятием от системы образования рабочей силы, не приспособленной к конкретным условиям производства. Отсюда стремление предприятий активно воздействовать на процесс базовой профессиональной подготовки. Это означает, в первую очередь, создание внутрифирменных учебных центров, где труд на производстве сочетается с продолжительным теоретическим курсом. Большинство учебных центров, даже крупных корпораций, не могут обеспечить не только теоретическую часть базовой подготовки высококвалифицированных специалистов, но и опережающий характер подготовки. Отсюда их стремление к активному воздействию на процесс обучения в высших учебных заведениях.

Итак, предпосылками развития ноосферно-опережающей модели образования технической направленности выступают: информатизация, фундаментализация, непрерывность, интегративность.

2.2. Реализация опережающего образования в условиях инновационного вуза.

В 2003 году по инициативе Ассоциации инженерного образования России и при поддержке Министерства образования ряд ведущих российских вузов с целью повышения роли университетов в формирующейся национальной инновационной системе страны провели исследование проблем и путей становления и развития университетов России как академических инновационных структур.

В результате были разработаны концепция инновационного университета, направления и технология трансформации традиционных университетов в университет инновационного типа.

Основными отличительными особенностями академического инновационного университета являются:

  • инновационное образование на основе единого научно-учебного процесса с применением междисциплинарных проблемно- и проектно-ориентированных образовательных технологий;
  • система элитной подготовки специалистов на базе научных школ;
  • интеграция научной, образовательной и инновационной деятельности;
  • сформированная корпоративная культура и внутренняя конкурентная среда университета;
  • организационная структура, адекватная новым задачам и методы управления университетом на основе сочетания государственного, государственно-общественного управления и самоуправления;
  • диверсифицированные источники финансирования университета и эффективная система фандрайзинга;
  • развитая инфраструктура взаимодействия университета с внешней российской и зарубежной актуальной средой [219, 223].

Академический инновационный университет ориентирован на развитие инновационного образования с применением междисциплинарных, проблемно и проектно-ориентированных технологий обучения, осуществление опережающей подготовки элитных специалистов на основе интеграции академического образования и научных исследований в наиболее перспективных областях знаний, стимулирование развития фундаментальных исследований и инновационной деятельности, формирование инновационной корпоративной культуры и внутренней конкурентной среды.

Для успешной научно-образовательной деятельности инновационного университета необходимы кооперация, партнерство и взаимодействие вуза с правительством, промышленностью, обществом в целом, другими образовательными структурами, успешная деятельность в конкурентной среде рынка образовательных услуг и рынка интеллектуального труда при сохранении университетом своего академического характера.

В инновационном университете становится принципиально возможным подготовка новой генерации профессионалов в области техники и технологии, способных реализовать устойчивое и динамическое развитие экономики и прорывное развитие различных областей практики на основе наукоемких технологий.

Выпускник инновационного университета - профессионал, способный комплексно сочетать исследовательскую, проектную и предпринимательскую деятельность. Речь идет о подготовке специалистов, обладающих кроме высокой профессиональной квалификации навыками и умением организовывать производство конкурентоспособной продукции, умением нестандартно мыслить, работать в команде и с командой, владеющих новой инновационной культурой.

Важнейшим направлением развития образования и трансформации его в инновационное образование является специальная организация работы студента на протяжении всей учебы в вузе в комплексных полидисциплинарных практико-ориентированных коллективах, органическое включение студентов в активную творческую деятельность, обеспечение их массового участия в исследовательской и практической работе, создание целеориентированных форм обучения. Все это должно создать предпосылки эволюционного перехода в профессиональном образовании от учебно-образовательного к научно-образовательному процессу.

Научно-образовательный процесс можно представить как систему творческих мастерских авторитетных ученых, ведущих преподавателей, где перманентно обновляемое общество студентов, соискателей бакалаврских, магистерских степеней, аспиранты и докторанты образуют творческий коллектив, соответствующую научную школу, в которой реализуется преемственность в методологии познавательной деятельности, передаются традиции искусства исследования и организации практической деятельности с помощью и в ходе самого исследования.

Анализ особенностей современного образования выявил наличие тенденций, характеризующих стратегию перехода к опережающей модели, предпосылками становления которой являются:

обеспечение развития национального образования как важнейшей составляющей государственной стратегии;

транснационализация, глобализация образования, актуализация дистанционного обучения;

развитие информационно-коммуникативных технологий, в том числе педагогических;

превращение знаний в информационный ресурс, представленный в моделях, алгоритмах, программах и т.д.;

обеспечение преемственности и непрерывности образования в контексте роста личностного потенциала в течение жизни человека.

Литература

Ефремов О.Ю.: Педагогика. - СПб.: Питер, 2010

Зелинский К.В.: Нравственное воспитание школьников. - М.: Планета, 2010

Крившенко Л.П. и др.: Педагогика. - М.: Проспект, 2010

Новикова Л.И.: Педагогика воспитания. - М.: ПЕР СЭ, 2010

Ерёмкин А.И.: Школа одарённости. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2009

Ефремов О.Ю.: Педагогика. Краткий курс . - СПб.: Питер, 2009

Кибальченко И.А.: Теория и практика воспитательной деятельности. - Ростов н/Д: Феникс, 2009

Андрюхин Н.Г.: Противодействие криминализации учащихся общеобразовательных учреждений России. - М.: Оргсервис-2000, 2008

Волынкин В.И.: Педагогика в тестах. - Ростов н/Д: Феникс, 2008

Гера Р.Д.: Педагогическое проектирование процесса самоопределения школьников. - Белгород: БелГУ, 2008

Гриценко Л.И.: Теория и методика воспитания: Личностно-социальный подход. - М.: Академия, 2008

Емельянова, И.Н.: Теория и методика воспитания. - М.: Академия, 2008

Островский Э.В.: Психология и педагогика. - М.: Вузовский учебник, 2008

Петрова Л.И.: Воспитание младшего школьника. - Ростов н/Д: Феникс, 2008

Селиванов, В.С.: Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. - М.: Академия, 2008

Сластёнин В.А.: Педагогика. - М.: Академия, 2008

Гогоберидзе А.Г.: Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 2007

Ковалько В.И.: Поурочные разработки по физкультуре. - М.: ВАКО, 2007

под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой: Воспитательная деятельность педагога. - М.: Академия, 2007

С.В. Полухина и др. ; рец.: С.Н. Калашникова и др.: Из опыта работы педагогов Негосударственного дошкольного образовательного учреждения "Православный детский сад "Рождественский" Белгородской и Старооскольской Епархии. - Белгород: Б.М., 2007

Педагогические технологии опережающей подготовки специалистов