Международное право

Контрольная работа

Международное право


Содержание

1.Понятие, предмет и функции международного права

2.Основные принципы современного международного права

3.Источники международного права

4. Субъекты международного права

5.Международное сотрудничество государств в сфере прав человека

6.Ответственность государств в международном праве

Литература


1.Понятие, предмет и функции международного права.

В современный период в связи с глобализацией международных отношений, усилением экономической и хозяйственной интеграции между государствами повышается роль и значение международного публичного права. На развитие международного права в ХXI веке значительное влияние оказывает научно-техническая революция, в том числе информационная, открывающая огромные возможности для деятельности в самых различных, в том числе и новых сферах, и порождающая новые сложные проблемы в отношениях между государствами.

На развитие международного права в Х XI значительное влияние оказывает научно-техническая революция, в том числе информационная, открывающая огромные возможности для деятельности в самых различных, в том числе и новых сферах, и порождающих новые сложные проблемы в отношениях между государствами.

Все эти факторы требуют создания новых норм международного права, а также модернизации старых, поскольку международное право развивалось на протяжении всей истории человечества с тем, чтобы приспособить их к новым условиям.

Международное право развивалось на протяжении всей истории человечества и будет совершенствоваться и далее, оно напрямую связано с развитием цивилизации.

Международное право - особая система права, обладающая большой спецификой. Оно является единым, всеобщим и неделимым для всех государств и других его субъектов. Его цель - обеспечить международный правопорядок и сохранить международную законность.

Международное право является единственным регулятором отношений на межгосударственном уровне, а сейчас и в перспективе можно говорить уже о планетарном уровне, поскольку появляются и будут возникать новые объекты регулирования (например, новые небесные тела, пока урегулирован только правовой статус Луны)

Можно сформулировать следующее определение международного права: это самостоятельная правовая система, состоящая из отраслей, подотраслей и институтов, содержащих принципы и нормы, комплексно регулирующие очень многообразные международные отношения на высшем уровне, т.е. на уровне государств и иных субъектов международного публичного права на основе межгосударственных договоров и иных его источников.

Международное право носит координационный, а не соподчиненный характер, поскольку регулирует в первую очередь правоотношения между государствами, обладающими уникальным свойством суверенитета, т.е. независимостью во внешних отношениях и полным территориальным верховенством над своей территорией и в значительной степени отличается от внутригосударственного права. Оно представляет собой общечеловеческую ценность, потому что обеспечивает юридическими средствами всестороннее сотрудничество между всеми его субъектами.

Международное право носит демократический характер, поскольку его нормы защищают не только права государств, но и народов и индивидов (физических лиц).

В современный период, по мнению профессора Лукашука И.И., идет процесс становления права международного сообщества - отличительной чертой которого является повышенное внимание к обеспечению интересов международного сообщества в целом.

Международное право в значительной степени отличается от внутригосударственного права. Ему присущи особый предмет правового регулирования, специфические субъекты, объекты, методы правового регулирования, функции, источники. Механизм правотворчества, в сфере международного права отличается спецификой.

Предметом правового регулирования международного права являются разнообразные отношения: политические, экономические, культурные, научно – технические и иные, возникающие между государствами и иными его субъектами, такие как: правоотношения по вопросам обеспечения безопасности государств, правоотношения по поводу заключения международных договоров; порядку организации международных конференций; процедуре создания и функционирования международных организаций; правоотношения, касающиеся правового режима государственной территории, государственных границ, территориальных пространств; правоотношения относительно правового статуса внутригосударственных и зарубежных органов внешних сношений; правоотношения по международной защите прав и свобод человека; правоотношения, касающиеся правил и обычаев ведения вооружённых действий и защиты мирного населения в период вооружённых конфликтов; правоотношения по международному сотрудничеству государств в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера; а также правоотношения по охране окружающей среды. Первоначально международное право возникло как право, регулирующее преимущественно политические отношения, но в дальнейшем оно всё больше и больше развивалось в сторону регулирования международных экономических отношений, при этом эти экономические отношения становились всё более многообразными. Вначале такие отношения были главным образом торговыми, затем государства стали разрабатывать нормы права, регулирующие международные инвестиционные отношения, международные финансовые отношения, международные валютные отношения, международные налоговые отношения, международные таможенные отношения и т.д. В последние годы предмет правового регулирования международного права ещё более расширился, поскольку оно стало регулировать и различные международно-процессуальные отношения, например, правоотношения по созданию и функционированию органов международной уголовной юстиции:Международного уголовного суда и трибуналов «ad hoc».

Объектом международного права является все то, по поводу чего его субъекты вступают и могут вступать во взаимные отношения и что урегулировано нормами международного права.

Нормы международного права создаются самими субъектами на основе согласования их воль, т.е. в результате достижения соглашения, между ними.

Нарушение норм международного права даёт основание для применения мер международно-правовой ответственности. Содержание норм международного права составляют права и обязанности, которыми наделяются государства и другие субъекты международного права. Международно-правовая норма упорядочивает поведение участников международных отношений.

Норма международного права – это правило поведения, признанное государствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязательного.

Методы правового регулирования: в международном праве используются три метода правового регулирования: прямой – материально -правовой, императивный и диспозитивный.

Главным методом является прямой - материально –правовой. Это такой способ воздействия на правоотношение, при котором нормы права регулируют правоотношение, содержат правило поведения субъектов и дают ответ, как поступить субъекту в конкретной правовой ситуации.

Императивный метод – такой способ воздействия на правоотношение, при котором нормы права устанавливают четкие конкретные пределы поведения субъектов.

Диспозитивный метод - такой способ воздействия на правоотношение, при котором в рамках нормы субъекты международного права могут сами определять модель поведения в конкретных отношениях.

Функциями международного права являются: координирующая, регулирующая, обеспечительная и охранительная.

Координирующая функция состоит в том, что государства в результате взаимодействия устанавливают для себя определенные стандарты поведения в различных областях межгосударственных отношений.

Регулирующая функция проявляется в правотворчестве, то есть в принятии и соблюдении государствами международно-правовых норм, устанавливающих правила поведения.

Охранительная функция состоит в направленности международно-правовых норм на защиту безопасности государств, их территориальной целостности , государственных интересов, прав и свобод граждан.

Система международного права представляет собой комплекс юридических норм, связанных единством и относительной самостоятельностью отдельных его частей (отраслей, подотраслей, институтов). Связующими факторами элементов системы являются единые принципы и цели международного права. Системе международного права свойственна характерная для неё структура. Система международного права объединяет различные группы норм, обязательных для его субъектов. Ядро системы образует общее международное право, обязательное для всех государств. Кроме этого, выделяются региональные международные правовые комплексы, регулирующие отношения между государствами определенных географических районов. Значительное количество норм регулирует двусторонние отношения. Система международного права – сложное явление, находящееся в процессе постоянного развития.

Система международного права отличается тем, что в её состав входят старейшие, новые и новейшие институты, подотрасли и отрасли, причем больше всего составных элементов представляют отрасли. Одни отрасли и институты возникли в древности (например, институт международного договора, институт неприкосновенности посла; международное морское право); другие появились в ХХв. (отрасль международного космического права, отрасль международного экономического права и другие); отдельные отрасли и подотрасли находятся в стадии становления (отрасль международного процессуального права, подотрасль международного налогового права, подотрасль международного таможенного права и другие).

В системе международного права выделяются общая и особенная части. Общая часть – это общие фундаментальные теоретические положения, категории и институты, которые лежат в основе конкретных отраслей, подотраслей и институтов особенной части международного права.

Общая часть: а) институты:

1) Понятие, сущность, система международного права; 2) источники международного права; 3) субъекты международного права; 4) Соотношение международного и национального права; 5) Основные принципы международного права; 6) Ответственность в международном праве.

б) отрасли общей части:

1) Право международных договоров (перенесен из особенной части в общую, т.к. договор – главный источник международного права).Договоры регулируют отношения в каждой отрасли, подотрасли, институте международного права.

2) Право внешних сношений (это название отрасли ввел Сандровский К.К.). Раньше было название «Дипломатическое и консульское право», но оно составляет лишь часть более общего «Права внешних сношений».

Особенная часть:

а) институты:

1) Международное право прав человека (некоторые учебники именуют международным гуманитарным правом. 2)Территория и другие пространства; 3) Мирные средства разрешения международных споров.

б)отрасли: 1) Право международной безопасности; 2) Международное морское право; 3) Международное воздушное право; 4) Международное космическое право; 5) Международное экономическое право.

В её рамках выделяют подотрасли международного экономического права: а)Международное торговое право; б) Международное инвестиционное право; в)Международное финансовое право.

Разные ученые называют по иному, например, международное валютное право. Представляется необходимым различать международное финансовое право от международного валютного права. Можно выделить подотрасли, находящиеся в стадии становления: а) Международное таможенное; б) Международное налоговое; в) Международное миграционное право г) Международное право взаимопомощи; д) Международное туристское право; е) Международное транспортное право;

Очень важным остаётся вопрос о соотношении международного и национального права. Западная наука международного права в вопросе соотношения международного и национального права выработала две основные концепции: дуалистическую и монистическую. Представители дуалистического подхода (немецкий юрист Трипель, итальянский юрист Д. Анцилотти, английский юрист Л.Оппенгейм) рассматривали международное и национальное право как самостоятельные правовые системы, относящиеся к различным правопорядкам и не находящиеся в соподчиненности. Сторонники дуалистической концепции подчеркивали их различие и независимость друг от друга. Подход советской и постсоветской доктрины международного права был и остается, по существу, дуалистическим, так как международное и внутригосударственное право рассматриваются как самостоятельные правовые системы. Суть монистической концепции состоит в признании единства этих двух правовых систем. Международное и внутригосударственное право квалифицируются как части единой правовой системы. Сторонники монистической концепции также не отличались единством взглядов. Одни исходили из примата внутригосударственного права над международным, другие – из верховенства международного права над национальным. Сторонники концепции примата внутригосударственного права над международным находились главным образом под влиянием теории Гегеля, который считал что «государство есть абсолютная власть на земле» и эта власть дает право изменять по своей воле не только внутригосударственное, но и международное право. Представители этого подхода ( А.Цорн, В.Даневский, В.Кауфман и другие) рассматривали международное право как -сумму внешнегосударственных прав различных государства. На сегодняшний день эта теория не имеет широкой поддержки. В настоящее время подавляющее большинство сторонников монистической теории придерживается мнения о верховенстве международного права над внутригосударственным. Причем сторонники радикального монизма (немецкий ученый Г.Кельзен) исходят из существования одной системы права с «высшим правопорядком» (международное право) и «подчиненными» национальными правопорядками. Г.Кельзен полагал, что нормы этой единой системы права находятся в иерархии зависимости. Нижние ступеньки этой иерархической лестницы – решения суда и административных органов – зависят от всех вышестоящих норм права, верхние ступеньки – международно-правовые нормы – не зависят ни от какой юридической нормы. Как сторонники примата внутригосударственного права над международным, так и приверженцы верховенства международного права над национальным противопоставляют международное право такой объективной реальности, как принцип государственного суверенитета. Если у сторонников примата внутригосударственного права такое противопоставление ведет к отрицанию международного права, то у радикальных приверженцев монистической теории оно ведет к отрицанию суверенитета. Но государственный суверенитет и международное право предполагают взаимодействие. Отрицание одного означает и отрицание другого. Сторонники примата международного права, отрицая суверенитет, на самом деле пытаются заменить международное право правом мирового государства, т.е., по существу, отрицают реально существующее международное право как право, прежде всего, межгосударственное. В современных международных отношениях (начиная с конца Второй мировой войны) признание рядом ученых верховенства международного права над внутригосударственным связано с выдвижением ими идеи полного отказа от государственного суверенитета и создания мирового государства и мирового правительства. Если влияние норм внутригосударственного права на международное можно назвать первичным, то в процессе взаимодействия уже существующих норм оно не может признавать принцип преимущественного значения норм международного права. Этот принцип получил выражение в статье 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., согласно которой участник договора «не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора. Под соотношением международного и внутригосударственного права в теории международного права обычно понимают, во-первых, соотношение силы, применяемой в отношении других государств, и внутригосударственных норм и, во-вторых, взаимодействие международного и национального права в процессе создания норм международного права и норм национального законодательства. Можно выделить три главных аспекта проблемы соотношения международного и внутригосударственного права.

Первый аспект – влияние внутригосударственного права отдельных государств на образование и развитие принципов и норм международного права и влияние международного права на образование и развитие принципов и норм внутригосударственного права отдельных государств, иначе говоря, фактическое взаимодействие международного и национального права.

Второй аспект – юридическая сила норм международного права, когда речь идет о правовом регулировании отношений, совершающихся внутри государства, и юридическая сила внутригосударственного права, когда речь идет о правовом регулировании международных отношений, т.е. о вопросах формально юридических способов применения норм международного права на территории государства и норм внутригосударственного права за пределами разработавшего их государства, в частности, вопросов рецепции норм одной правовой системы в другую правовую систему, трансформации норм одной правовой системы в другую и т.д.

Наконец, третий, главный аспект общей проблемы соотношения международного и внутригосударственного права – коллизии норм внутригосударственного и норм международного права и пути предупреждения и разрешения таких коллизий. С этим аспектом неразрывно связан анализ выдвигаемых как в теории, так и на практике положений о примате международного права над внутригосударственным, или о примате национального права над международным, или, наконец, о юридическом равенстве международного и национального права.

В международном праве используются 3 модели систематизации норм права:

I . Простая систематизация, т.е. расположение норм по какому-либо признаку. Она проводилась, главным образом, в прошлые века.

II Кодификация – (более усложненная юридическая техника чем просто систематизация). В ходе её устраняются устаревшие нормы, обогащается содержание действующих норм, они наполняются более прогрессивным и демократическим содержанием, происходит разработка новых норм, отвечающих объективным реалиям современного периода. Пример успешной кодификации: кодификация «Права международных договоров» ( 2 Конвенции 1969 и 1985 гг.) кодификация «Международного морского права» (Конвенция ООН по международному морскому праву 1982 года. )

III . Прогрессивное развитие – это разработка новых институтов, отраслей и подотраслей международного права (международное экономическое право, международное инвестиционное право и т.д.). Так, в рамках Международного экономического права были выделены новые подотрасли – Международное торговое право, Международное финансовое право и другие).

2.Основные принципы современного международного права.

Основные принципы международного права – наиболее важные, общепризнанные нормы, обладающие уникальным свойством jus cogens ( не могут быть нарушены ни под каким предлогом) и являющиеся критерием международной законности.

В отличие от теории государства и права, основные принципы международного права носят нормативный характер, т.е. являются его наиважнейшими нормами, каждая из которых отражает закономерность общественного развития.

Характерные признаки основных принципов:

1) это - главные и основные нормы,

2)они являются общепризнанными нормами, следовательно, они должны получить признание преобладающего большинства государств и других субъектов международного права. В части 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации основные принципы именуются общепризнанными.

В международном праве на сегодняшний день основными принципами признано всего десять из них, а общепризнанными – значительно большее количество. Отсюда в литературе встречаются различные мнения относительно количества и наименования основных принципов.

3) они выражают закономерности общественного развития,

4) являются критериями международной законности,

5) являются основой международного правопорядка,

6)основные принципы не могут быть нарушены ни в коем случае, ни под каким предлогом («yus cogens»), от этого свойства нельзя отказаться ни каким образом: ни в одностороннем акте государств, ни в двусторонних, ни в многосторонних договорах.

В большинстве из предложенных учеными классификаций основных принципов они подразделяются на три группы:

1)принципы, обеспечивающие мир и безопасность, к ним относятся: принцип неприменения силы или угрозы силой, принцип суверенного равенства, уважения прав, присущих суверенитету; принцип территориальной целостности государств; принцип нерушимости границ. В некоторых учебниках в эту группу включают ещё 2 принципа: принцип разоружения и принцип ответственности, но с этим согласиться нельзя, так как эти принципы не закреплены в качестве основных в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами 1970 г.и в Заключительном акте совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975г.;

2) принципы, обеспечивающие сотрудничество между государствами: принцип невмешательства во внутренние дела государств; принцип мирного урегулирования споров, принцип сотрудничества между государствами, принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву, в нем речь идет об обязательствах, вытекающих из любых источников, а не только из договоров. Субъектами всех вышеперечисленных принципов являются государства.

3) принципы, обеспечивающие права человека и права народов: принцип уважения прав человека и основных свобод; принцип равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой. Субъектом первого принципа является индивид, второго – народ.

В преамбуле и ст. 1, ст.2 Устава ООН были кодифицированы 7 основных принципов: суверенного равенства; неприменения силы и угрозы ею; мирного разрешения международных споров; невмешательства во внутренние дела государств; добросовестного соблюдения международных договоров; сотрудничества между государствами; самоопределения народов.

Однако в уставе ООН были приведены только наименования основных принципов международного права, не было раскрыто их нормативное содержание, что создавало сложности с толкованием и применением. К тому же продолжалось дальнейшее развитие новых форм сотрудничества между субъектами международного права, что требовало продолжения процесса кодификации и прогрессивного развития основных принципов международного права.

В 1970 г. была разработана Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, принятая в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и поэтому имеющая рекомендательный характер, но позже признанная государствами, в качестве обязательной. Положительным моментом Декларации является то, что в ней кодифицированы 7 принципов и приведены их формулировки.

1 августа 1975 г. был принят Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в котором были кодифицированы уже 10 основных принципов. К ранее выделенным 7 основным принципам добавлены три новых: принцип территориальной целостности государств, принцип нерушимости государственных границ и принцип уважения прав человека и основных свобод. Были также даны развернутые формулировки всех 10 принципов.

Особое значение имеет принцип неприменения силы и угрозы силой.Демократизация международных отношений с неизбежностью требовала ограничения применения силы и угрозы силой. Впервые это положение было закреплено в качестве принципа международного права в Уставе ООН 1945г. Согласно ст.2 Устава все Члены ООН в их международных отношениях воздерживаются от угрозы силой или её применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким – либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций. Обязанность неприменения силы распространяется на все государства, т.к. поддержание международного мира и безопасности требует, чтобы все государства, а не только члены ООН придерживались в отношениях друг с другом указанного принципа. Согласно Уставу ООН запрещается не только применение вооруженной силы, но и невооруженное насилие, которое носит характер противоправного применения силы. В Уставе ООН названы основания законного применения вооруженной и невооруженной силы. Он предусматривает лишь два случая правомерного применения вооруженной силы: в целях самообороны (ст.51) и по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии. В определении агрессии, принятом в 1974г. в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН дается понятие агрессии через перечень конкретных агрессивных актов, В нем указывается, что любое из перечисленных действий, независимо от объявления войны, будучи примененным первым, будет квалифицироваться в качестве акта агрессии.

Первые пять актов являются примерами прямой агрессии, последующие семь – являются примерами косвенной агрессии, шесть – примерами соучастия в агрессии. Этот перечень не является исчерпывающим. Нарушением принципа неприменения силы следует также считать насильственные действия в отношении международных демаркационных линий и линий перемирия, блокаду портов или берегов государства, т.е. любые насильственные действия. Право квалифицировать те или иные действия в соответствии с указанными понятиями и предпринимать меры, связанные с использованием силы, принадлежит исключительно Совету Безопасности ООН.

Современное понимание принципа невмешательства в общей форме закреплено в ст.2 Устава ООН и конкретизировано в Декларации принципов международного права 1970 г., и в Декларации ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета 1965г. В соответствии с Уставом ООН Организация не имеет права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства. Указанное запрещение распространяется на действия любых других участников международного общения, а не только на действия ООН. В противоположность этому представители некоторых западных стран иногда утверждают, что Устав ООН не закрепляет принцип невмешательства в качестве нормы взаимоотношения государств. Эти утверждения не соответствуют духу и букве Устава ООН, поскольку государства – члены ООН обязались строго соблюдать ее устав, следовательно аналогичная обязанность лежит и на самих государствах. Международное право не регулирует дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств, поэтому вмешательством должны считаться любые меры государств или международных организаций с помощью которых последние пытаются препятствовать субъекту международного права решать дела, по существу входящие в его внутреннюю компетенцию, есть лишь одно исключение, касающееся применения принудительных мер, т.е. действий, которые могут быть предприняты в случаях угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии. Это означает, что какие-то события, хотя они и происходят в пределах территории государства, могут рассматриваться как не относящиеся исключительно к внутренней компетенции последнего. Однако определенные общественные отношения за пределами государственной территории, например, отношения, возникающие из действующего международного договора продолжают оставаться внутренним делом государств, в том числе и обязательства по уставу ООН, являются критерием, который позволяет правильно подходить к решению данного вопроса.

Принцип мирного разрешения международных споров – один из важнейших основных принципов современного международного права. В качестве такового он закреплен в Уставе ООН. В п. 3 ст.2 говорится: «Все Члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость». В качестве императивного этот принцип сложился в международном праве лишь в XX столетии .

В Уставе ООН принцип самоопределения народов упоминается дважды. В преамбуле Устава ООН указывается цель ООН – развивать дружественные отношения между нациями на основе принципа равноправия и самоопределения народов, а затем в ст. 55 Устава – самоопределение народов отнесено к одной из основ мирных и дружественных отношений между нациями. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. провозгласила, что все народы имеют право на самоопределение, в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие. Любая попытка, направленная на то, чтобы частично или полностью разрушить национальное единство и территориальную целостность страны, несовместима с целями и принципами Устава ООН. Все народы имеют право свободно определять, без вмешательства извне, свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие. В Уставе ООН перечислены способы осуществления права на самоопределение, такие, как создание суверенного и независимого государства, свобода присоединения к независимому государству или объединения с ним, или свобода определения народом политического статуса. Право народов на самоопределение должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями других принципов международного права. В Хельсинкском Заключительном акте принцип самоопределения народов именуется принципом равноправия народов и правом народов распоряжаться своей судьбой

Принцип суверенного равенства государств, уважение прав, присущих суверенитету, означает обязательства государств уважать равенство, суверенитет, своеобразие друг друга и все права, присущие суверенитету и охватываемые им; обязательство государств уважать права друг друга, свободно выбирать и развивать свои политические, экономические и культурные системы; право всех государств иметь равные права и обязанности; право государств изменять границы мирным путем и по договоренности; право государств принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками договоров.

Принцип территориальной целостности государств впервые закреплен в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975г. Он запрещает любые посягательства на территорию суверенных государств, т.е. направлен на предотвращение нарушения государственного единства, недопущения оккупации иностранных территорий, приобретения территорий иностранных государств путем применения силы или угрозы силой. Он предписывает, что приобретение территории указанным путем не должно признаваться. Данный принцип предусматривает также обязанность государств уважать территориальную целостность друг друга, не посягать на политическую независимость и единство любого государства.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств является одним из базовых принципов системы всего международного права. Наиболее полное выражение (только в отношении договоров он получил в Венской конвенции о праве международных договоров 1969г. и в ст.38 Статута международного суда ООН. Государства и другие субъекты международного права вправе требовать соблюдения международных договоров и создавать обстановку необходимую для реализации заложенных в них предписаний. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств закрепляет обязанность государств признавать приоритет обязательств по международному праву относительно национального права.

3.Источники международного права

Несмотря на различие теоретических концепций относительно источников международного права, по этому вопросу существует соглашение, участниками которого является большинство государств мира. Это – Статут Международного суда ООН, ст.38 которого, гласит: «Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:

а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

б) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

в) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

г) с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм».

Все источники международного публичного права разделяют на две основные группы: основные и вспомогательные.

К первой группе относятся: международный договор и международный обычай, ко второй: некоторые решения международных организаций, решения международных судов, арбитражей, судебные прецеденты.

Главный источник международного права – международный договор.

Международный договор – правовая форма сотрудничества между государствами, соглашение между ними, закрепляющее предмет договора, права и обязанности сторон, обязательства их по отношению друг к другу и по отношению к третьей стороне, а также гарантии соблюдения этих обязательств и способы защиты интересов сторон.

Договор может закреплять любые формы сотрудничества в различных сферах. Международный договор – это всегда соглашение сторон в письменной форме (кроме Джентльменских соглашений). Главным источником среди действующих источников является Устав ООН 1945 г. Именно в международном договоре определяются цели его заключения, объект договора, закрепляются права и обязанности договаривающихся сторон, порядок и условия вступления договора в силу, срок действия договора. Прошедший все стадии заключения международный договор является законным средством доказывания в международных и национальных судебных органах и учреждениях.

Следующим источником является международный обычай, то есть молчаливо признанное, сложившееся в результате длительного применения правило поведения субъектов международного права, возникшее в сфере международных отношений и признанное или санкционированное государством.

Признаки международного обычая: норма устная и неписаная; складывается в результате длительного применения; правило, которое формируется только между субъектами международного права; правило должно быть в рамках предмета правового регулирования международного права; должно быть признано и санкционировано государством (может выражаться в односторонних действиях государства, в ноте, заявлении и т.д.).

В прошлом международное право долгое время существовало почти полностью как обычное право и только позже стали разрабатываться договорные нормы. На сегодняшний день дипломатический протокол и этикет полностью действует как обычные нормы международного права, при этом они соблюдаются даже более надежно, чем договорные нормы (важен авторитет и статус государства). Также много обычаев применяется в международном морском праве ( салют иностранного судна при мирном проходе в территориальном море в случае национального праздника в стране). В настоящее время возрастает роль международного обычая в качестве источника международного права по следующим основаниям: в условиях, когда существует так много государств, очень сложно собрать их представителей на международную конференцию для разработки и заключения договоров; поскольку у государств имеются самые разные национальные интересы, очень трудно выработать единую позицию; для для стран, находящихся в сложных экономических условиях, часто затруднительно найти средства для финансирования и обеспечения работы своих представителей; договоры проходят ряд официальных стадий и этапов в процессе заключения (а это требует затрат времени и средств); многие договоры вступают в силу с опозданием или вообще не вступают.

Источником международного права являются решения некоторых межправительственных организаций, в частности ООН. Обязательными к исполнению всеми государствами членами ООН являются резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, касающиеся бюджетно-финансовых вопросов ООН и её структуры. Обязательный характер имеют и резолюции Совета безопасности ООН, особенно касающиеся действий в отношении угрозы миру, нарушения мира и актов агрессии. Такие резолюции обязательны к соблюдению как для членов, так и для не членов ООН. В нормотворческом процессе участвуют и Специализированные учреждения ООН (Международная организация труда, Международная морская организация), разрабатывающие конвенции, технические правила, нормы и стандарты, которые после их надлежащего вступления в силу становятся источниками международного права.

4. Субъекты международного права

Субъектами международного права являются участники международных отношений, обладающие международной правосубъектностью , наделённые международными правами и обязанностями.

Правосубъектность включает два основных структурных элемента: 1)способность обладания правами и несения обязанностей (правоспособность); 2) способность самостоятельного осуществления прав и обязанностей (дееспособность). Правосубъектность в единстве с другими общими правами и обязанностями субъектов международного права охватывается понятием правового статуса. Субъекты международного права обладают общей, отраслевой и специальной правосубъектностью.

Главные субъекты международного права – государства, но необходимо выделить их особенности в этом качестве: только они обладают государственным суверенитетом; государства в публичных международно-правовых отношениях обладают всеми иммунитетами, также как иммунитетом обладает и государственная собственность; государства пользуются ничем не ограниченной, универсальной правосубъектностью в рамках международного права; у государств правоспособность и дееспособность сливаются; государства издают нормы международного права и осуществляют правотворческий процесс; государства – первичные субъекты международного права, так как других субъектов создает государство (т.е. это уже вторичные субъекты).

Таким образом, государства – главные, полновластные субъекты международного права. Захарова Н.В., Игнатенко Г.В., Черниченко С.В. считают, что субъектами международного права являются физические лица, но представляется, что это не так, поскольку индивид лишь наделен некоторой правосубъектностью и только в очень ограниченном числе правоотношений (по международно-правовой защите прав человека). Индивид не участвует в правотворческой деятельности и не несет ответственности. Известный западный ученый Кроули утверждает, что транснациональные корпорации (ТНК) – являются субъектами международного права, но российские ученые так не считают, ведь ТНК наделены определенной правосубъектностью и только в международных экономических отношениях; в иных правоотношениях они не участвуют, например, не занимаются правотворческой деятельностью, не несут ответственности по международному праву. Отдельные ученые полагают, что международные неправительственные организации являются субъектами международного права (Малкина, Жуков). Некоторые ученые считают что субъекты федеративных государств являются субъектами международного права, но это не так, они на основании конституций своих стран получили полномочия заключать только некоторые договоры с зарубежными государствами и субъектами, но в узкой сфере (в основном в экономической области), но эти договоры не являются международными договорами.

5.Международное сотрудничество государств в сфере прав человека

Нормы и принципы, регулирующие международную защиту прав человека, образуют одну из важных отраслей современного международного права – Международное право прав человека. В основе её лежит закрепленная в Уставе ООН обязанность государств соблюдать права человека и основные свободы всех лиц, без различия расы, пола, языка и религии. Принцип соблюдения прав и свобод человека в самом кратком виде выражает сущность данной отрасли права и определяет ее характерные особенности. Устав ООН содержит юридически обязывающие положения о необходимости осуществления международного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам и основным свободам человека. Он закрепил ряд положений , обеспечивающих соблюдение прав человека: основополагающими признаны достоинство и ценность человеческой личности, равноправие народов, равноправие мужчин и женщин, недопустимость дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии. Общепризнанно, что в так называемый Международный билль о правах человека входят: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966г. и два Факультативных протокола к нему: о частных жалобах и отмене смертной казни. Всеобщая декларация прав человека, явилась первым в истории международных отношений документом универсального характера, провозгласившим перечень прав и свобод человека. В 1966 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах. Они вступили в силу в 1976 году. Международный пакт о гражданских и политических правах гарантирует такие права, как право на жизнь, свободу от пыток или рабства, свободу и личную неприкосновенность, гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности, на свободное передвижение и свободу выбора места жительства.

6.Ответственность государств в международном праве

Международно-правовая ответственность - это наступление неблагоприятных последствий для субъектов международного права, в первую очередь государств, за совершённые ими международные преступления и правонарушения, именуемые деликтами. Она означает также юридическую обязанность субъекта международного права ликвидировать вред, причинённый им другому субъекту или субъектам международного права в результате нарушения международно-правовых норм. Деликт- это действие или бездействие государства или любого субъекта международного права, вызвавшего нарушение норм международного права и его международных обязательств, а также совершения неправомерных действий или бездействий, в результате чего был нанесён вред или ущерб другому субъекту международного права .Первостепенным основанием для применения международно-правовой ответственности является совершение государством международных преступлений и преступлений международного характера В международном праве применяются 3 вида ответственности: политическая; материальная; уголовная ответственность военных преступников.

Политическая ответственность наступает за совершение следующих международных преступлений: агрессии, геноцида, апартеида, расовой дискриминации, колониализма, военных преступлений ,экоцида, ядерного шантажа. Совершение вышеназванных преступлений подрывает основы международного мира и безопасности , политическую стабильность и нормальные условия для мирного и всестороннего сотрудничества между государствами. Формами реализации политической ответственности являются: сатисфакция, репрессалии, экономические санкции, разрыв дипломатических отношений, разрыв транспортных отношений, разрыв информационных связей с государством нарушителем, ввод миротворческих сил ООН на территорию государства агрессора.

Сатисфакция – это удовлетворение нематериальных требований государства с целью возмещения вреда, причинённого его чести и достоинству , а также его политическим интересам. Она чаще всего выражается в признании каким-либо государством неправомерности совершённого им действия и в принесении извинений его соответствующим лицам.

Репрессалии – ответные действия со стороны потерпевшего государства в отношении государства, совершившего нарушение норм международного права.

Материальная ответственность наступает как последствие возникновения прямой причинной связи между нарушением норм международного права и возникшим материальным ущербом.

К формам реализации материальной ответственности относятся: реституция, компенсация и субституция. Реституция означает восстановление положения, существовавшего до правонарушения. Компенсация – возмещение за причинённый ущерб в форме выплаты соответствующих средств. Субституция представляет собой передачу пострадавшему субъекту определённых объектов собственности, равнозначных по значению и стоимости взамен утраченных. Таким образом политическая и материальная ответственность могут возникать одновременно как результат совершения одного и того же правонарушения.

В отличие от первых двух видов ответственности, субъектами которых являются государства и иные субъекты международного права , субъектом третьего вида ответственности – уголовной ответственности военных преступников являются физические лица, совершившие преступления против мира, человечности и военные преступления. При этом ответственность наступает, если деяния отдельных лиц связаны с преступной деятельностью(или бездействием) государств и их государственных органов. Этот вид ответственности был закреплён в Уставах международных военных трибуналов 1945-1946 гг., в Уставах международных трибуналов«ad hoc», в Римском Статуте Международного уголовного суда 1998 года и в международных конвенциях. Согласно нормам национального законодательства и международного права, лица, совершившие вышеназванные деяния, должны привлекаться к уголовной ответственности, при этом используется как национальная, так и международная юрисдикция. На них не распространяются сроки давности, национальная юрисдикция реализуется национальными судами, а для осуществления международной юрисдикции, лица, совершившие военные преступления , передаются Международному уголовному суду и трибуналам «ad hoc».

Литература

1.Международное публичное право. Учебник. Издание пятое переработанное и дополненное. Отв. ред. д.ю.н., проф. Бекяшев К.А., М., изд-во «Проспект», 2011.

2.Международное право. Учебник. Под ред. А.Н. Вылегжанина. М. «ЮРАЙТ», 2011.

3. Блатова Н.Т., Мелков Г.М., Международное право :сборник документов». Учебное пособие.М.: РИОР, 2009.

4.Капустин А.Я. Международные организации в глобализирующем мире. М., 2010.

5. Волова Л.И. Международные договоры в правовых системах федеративных государств. Ростов-на-Дону , изд-во «Эверест»,2004.

6. Иваненко В.С. Международные договоры. Конституция и правовая система Российской Федерации: Эволюция соотношения и тенденции взаимодействия; статья// Российский ежегодник международного права// 2009, СПб, 2010.

7.Тиунов О.И. Международное право и правовые позиции Конституционного суда РФ; статья; //Журнал российского права№10//, 2011 г.

8. Ковалев А.А. Концепция универсальных прав человека как общечеловеческой ценности; статья//Московский журнал международного права № 1(81)// 2011 г.

9.Каламкарян Р.А. Международный суд как орган международного правосудия; статья //Государство и право № 10// 2011 г.

10. Н.А. Ефремова Международная экономическая интеграция и суверенитет государства; статья// Государство и право № 6// 2011 г.

11. А.Х. Абашидзе Организация объединённых наций и защита прав человека; статья //Государство и право № 8// 2011 г.

12.Блатова Н.Т., Мелков Г.М., Международное право :сборник документов». Учебное пособие.М.: РИОР, 2009.

Международное право