Конспект урока русского языка для 1 класса «Кто у бабушки живет?»
Казённое учреждение ХМАО-Югры «Урайский специализированный Дом ребенка»
Конспект урока русского языка для 1 класса
«Кто у бабушки живет?»
подготовила воспитатель
Бакшеева Любовь Владимировна
Г. Урай
Программные задачи:
- развивать понимание речи; обогащать словарь детей существительными, обозначающими домашних животных их детенышей; прилагательными, обозначающими цвет: красный, желтый); помогать отвечать на простейшие вопросы (кто это? что это?); учить детей отличать домашних животных друг от друга по внешним признакам, имитируя их звукоподражания; учить понимать значение предлогов: на, под ; воспитывать гуманное отношение к животному миру; учить различать похожие по звучанию слова (купается-умывается, качается-катается, одевается-обувается); учить детей не смешивать названия предметов, которые близки по звучанию (петушок-ремешок, цыпленок-утенок, хвостик-мостик, лапки-тапки); учить детей управлять силой голоса (громко - тихо).
Ход занятия:
Раздается крик петушка. (Фонограмма).
Воспитатель: Дети! Послушайте! Кто это так громко поет? (Появляется петушок). Кто это? (петушок). Как поет петушок? (ку-ка-ре-ку).
«Прибежал к нам петушок, на головке гребешок, лапочками топает, крылышками хлопает, Петя вертит хвостиком, Петя дышит носиком,
И поет ку-ка-ре-ку, зернышки клевать хочу!».
Воспитатель: Накормим петушка зернышками? Дети «кормят» петушка. Петушок благодарит детей. Петушок! Что случилось? Почему ты дрожишь? Замерз наш петушок! Сейчас мы солнышко позовем, и ты согреешься.
«Солнышко-ведрышко, выгляни скорей, петушка обогрей!».
Воспитатель: Дети, посмотрите какое солнышко грустное, оно потеряло свои лучики. Поможем солнышку лучики найти? (Дети выкладывают лучики на фланелеграфе, после этого воспитатель переворачивает солнышко, с обратной стороны - солнышко веселое). Вот какое солнышко веселое! Как улыбается солнышко? Покажите. (Дети улыбаются).
Воспитатель обращается к петушку: Петушок, погрейся, посиди, на ребяток посмотри! (располагает петушка рядом с солнышком).
Воспитатель: У петушка есть ребятки, желтые цыплятки. (Показ картинок).
Богдан, покажи цыпленка, который купается. А теперь покажи цыпленка, который умывается. Молодец! (Аналогично даются индивидуальные задания со словами: качается - катается, одевается - обувается). Андрей, покажи на картинке: где петушок? Покажи ремешок. (Цыпленок-утенок, хвостик-мостик, лапки-тапки). Посмотрите, кто это? (собачка).
«По двору гулять пойду и всех птичек догоню, громко залаю, птичек распугаю». Как собачка громко лает? (дети отвечают: ав-ав). (Картинка помещается на доске). А это кто? (кошечка).
«Серенькая кошечка села у окошечка, хвостиком махала, деток подзывала».
Как кошечка деток подзывала? (мяу-мяу). (Картинка помещается на доске).
Воспитатель: Посмотрите, кто к нам прибежал? Кто это? (мышка).
«Мышка вылезла из норки, ищет, ищет хлеба корку,
А как корочку найдет, быстро зубками грызет (хрум-хрум).
Какая мышка? (маленькая). Как она пищит? (пи-пи-пи).
На доске картинки с изображением собаки, кошки, мышки.
Воспитатель предлагает детям «покормить» животных, показывая картинки с изображением блюдца с молочком, косточки и кусочка сыра. Ребенок выбирает нужную картинку и располагает с помощью взрослого под картинкой животного.
Воспитатель: Молодцы, ребята, всех животных накормили!
Игра « Веселые котята».
Воспитатель: У нас были ребятки, стали – котятки. (Шапочки котят).
«Мы котята, мы идем, мы идем и на ножки мы встаем, мы встаем,
Лапками мы хлопаем: хлоп - хлоп – хлоп. Лапками мы топаем: топ – топ – топ. Мы виляем хвостиком, хвостиком. Нюхаем мы носиком».
Воспитатель: Наши котята любят с шариками играть. Посмотрите, желтые шарики живут в желтом домике, а красные шарики в красном домике. (Показывает желтые шарики в желтой корзинке, красные шарики в красной корзинке, затем раскидывает их на ковре).
Раз, два, четыре, пять, помогите, детки, шарики собрать! Молодцы!
Воспитатель шепотом: Послушайте кто – то идет…(фонограмма с цокотом копыт). «Лошадка идет, песенку поет: и – го – го, и – го –го, возить грузы нелегко! Как цокает копытами лошадка? (дети цокают). Аналогично проводится работа с картинками с изображением коровы, кошки, собаки, козы и свиньи.
«Коровка идет, песенку поет: Му – му – му, молока кому?».
«Кошечка идет, песенку поет: мяу – мяу, мышек я поймаю».
«Собачка идет: песенку поет: гав – гав - гав, громко лаю, всех напугаю».
«Свинья идет, песенку поет: хрю – хрю – хрю, ничего я не пойму».
Игра «Найди детеныша» (воспитатель предлагает детям помочь животным найти их детенышей).
Игра «Найди хвост». (Работа с картинками).
Воспитатель: «Животные гулять пошли, растеряли свои хвосты». (Предлагает найти хвост коровы, кошки, собаки, свиньи).
Мышка к деткам прибежала, мышка с детками играла. Боится мышка ребят. Спряталась мышка под стульчик. Богдан, спрячь мышку под стульчик.
Забралась мышка на стульчик. Посади, Вика, мышку на стульчик.
Мышка с детками играла и от деток убежала. Нет мышки! Скажи, Андрей: нет мышки. Пойдем мышку искать? (Да). Мышка спряталась в спальной комнате. Где у нас спальная комната? (там). Давайте возьмемся за ручки и дружно пойдем мышку искать.
«Мышка, мышка! Ты где? Ты от нас не убегай, лучше с нами поиграй!».
(Дети с воспитателем уходят).
Список литературы:
1.Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М. А.Васильевой, В. В.Гербовой, Т. С.Комаровой.- М.: Мозаика – Синтез,2015.
2.Доронова Т. Н., Доронов С. Г. Ранний возраст: планирование работы с детьми. Перспективное и календарное планирование работы с детьми от 1 года до 3 лет с использованием игрушек.- М. Воспитание дошкольника, 2007.