НАУКА УГОЛОВНОГО ПРАВА

Контрольная работа

НАУКА УГОЛОВНОГО ПРАВА


Содержание

1. Понятие, предмет и методы уголовного права

2. Задачи уголовного права

3. Функции уголовного права

4. Принципы уголовного права

5. Уголовно-правовая политика

6. Система уголовного права

7. Наука уголовного права

Литература


1. Понятие, предмет и методы уголовного права

Уголовное право является одной из отраслей российского права. Понятием «уголовное право» обозначают отрасль права, отрасль юридической науки и учебную дисциплину. Говоря об уголовном праве как об отрасли права, имеют в виду уголовное законодательство. Если речь идет об уголовно-правовой науке, то имеют в виду систему научных знаний об уголовном законодательстве, о преступлении, составе преступления, наказании, а также иных уголовно-правовых явлениях. Уголовное право в качестве учебной дисциплины предполагает изучение уголовного законодательства России и зарубежных государств, практики его применения и соответствующей отрасли науки.

На вопрос о том, почему эта правовая отрасль именуется уголовным правом, однозначного ответа нет. Одни ученые полагают, что прилагательное «уголовное» происходит от слова «голова», одним из значений которого в русском языке было «убитый», в частности, в Псковской Судной грамоте под «головщиной» понималось убийство. Другие специалисты увязывали название отрасли с наименованием одного из наказаний в Русской Правде - головничеством. Третьи считают правдоподобным мнение о том, что обозначение данной древнейшей отрасли права происходит от самого распространенного рецепта ответственности за обиду (преступление): «головы не имати».

Уголовное право - это одна из отраслей права, представляющая собой систему установленных государством правовых норм, которые устанавливают основания, принципы и пределы уголовной ответственности, определяют какие общественно опасные деяния признаются преступлениями, и какие наказания или иные меры уголовно-правового характера применяются к лицам, совершившим преступления.

Уголовное право обладает всеми признаками, которые присущи любой отрасли права: представляет собой систему нормативного регулирования поведения людей; исполнение норм права обеспечивается государственным принуждением.

Уголовное право имеет следующие особенности:

  1. в большинстве своем состоит из запретов общественно опасного поведения людей;
  2. имеет карательный характер. В нем содержатся такие наказания, которые отсутствуют в других отраслях права;

3) регулирует общественные отношения, возникающие в связи с совершением людьми преступлений и назначением им наказаний или иных мер уголовно-правового воздействия.

Уголовное право является профилирующей, фундаментальной отраслью права. Другие отрасли права криминального цикла (уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное) зависят от уголовного права и базируются на его основных положениях.

  1. Предмет уголовного права. Предметом уголовного права являются общественные отношения, которые оно регулирует.

Во-первых, уголовное право регулирует общественные отношения, которые возникают после издания его норм. Эти отношения можно назвать общепредупредительными, охранительными. После вступления в силу норм уголовного закона возникают общественные отношения, предназначенные для охраны от общественно опасных посягательств прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, государственной власти, мира и безопасности человечества. Участники этих отношений обязаны соблюдать установленные государством правила поведения: не посягать на жизнь, здоровье, свободу, честь и достоинство личности, не совершать хищений, не нарушать общественную безопасность и др. За несоблюдение этих правил грозит уголовное наказание. Такая угроза призвана удержать неустойчивую часть населения от совершения преступлений. Тем самым уголовное право охраняет наиболее важные общественные отношения (социальные ценности) от общественно опасных посягательств. Регулируя поведение людей, уголовное право выполняет еще и охранительную функцию. Вместе с тем, предмет уголовного права необходимо отличать от предмета уголовно-правовой охраны, который составляют все общественные отношения, охраняемые уголовным законом от общественно опасных деяний.

Во-вторых, уголовное право регулирует общественные отношения, возникающие между государством и лицом, совершившим преступление или иное предусмотренное уголовным законом деяние. Эти отношения можно назвать регулятивными. Регулированию подвергается не только поведение лица, совершившего преступление, но и других участников общественного отношения - дознавателей, следователей, прокуроров, судей, действующих от имени государства.

Кроме того, уголовно-правовому регулированию подвержены иные общественные отношения:

  1. между государством и лицом, совершившим общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, по поводу применения к нему принудительных мер медицинского характера;
  2. между государством и гражданином по поводу его общественно полезного поведения в сфере борьбы с преступными посягательствами или предотвращения общественно опасного вреда (например, при необходимой обороне, задержании лица, совершившего преступление, крайней необходимости);
  3. между государством и лицом, совершившим преступление, по поводу его непреступного общественно полезного или общественно вредного поведения (например, при деятельном раскаянии или злостном уклонении от отбывания наказания).
  4. Методы уголовно-правового регулирования. Метод уголовно-правового регулирования - это юридический способ (средство), с помощью которого уголовное право регулирует общественные отношения. Метод зависит от типа общественных отношений, для регулирования которых он используется.

В уголовном праве в основном используется императивный метод, т.е. повелительный, не допускающий выбора. Иначе говоря, физические лица обязаны безусловно соблюдать требования уголовно-правовых норм. Средствами воздействия на их поведение выступают уголовно-правовые запреты и предписания. Несмотря на то, что в статьях Особенной части УК РФ слово «запрещается» отсутствует, из диспозиций, в которых сформулирован вид общественно опасных деяний, и санкций за их совершение можно сделать вывод об их запрещенности. Некоторые статьи УК содержат предписания, обязывающие граждан совершать определенные действия. Например, ст. 156 УК РФ предписывает родителям под страхом применения наказания надлежащим образом исполнять свои обязанности по воспитанию несовершеннолетнего. Таким образом, основными способами уголовно-правового регулирования являются запрещение (возложение обязанности воздерживаться от совершения действий, указанных в уголовном законе) и обязывание (возложение обязанности к активному поведению).

Помимо названных способов регулирования в уголовном праве используется диспозитивно-дозволительный метод, т.е. метод предоставления лицам права на совершение действий. Например, ст. 37 УК РФ предоставляет право на необходимую оборону, дозволяя причинение вреда посягающему лицу при защите личности и прав обороняющегося или других лиц от общественно опасного посягательства.

Особой разновидностью дозволительного метода является поощрение. При поощрении лицу предоставляется возможность совершения положительных (общественно полезных) действий, а чтобы он эту возможность осуществил, его поведение стимулируется обещанием определенных благ. Например, добровольная сдача предметов, указанных в ст. 222 УК РФ, влечет обязательное освобождение лица от уголовной ответственности. При этом не может признаваться добровольной сдачей предметов, указанных в данной статье, а также в статье 223 УК РФ, их изъятие при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию (примечание к ст. 222 УК РФ).

2. Задачи уголовного права

Задачи уголовного права зафиксированы в ч. 1 ст. 2 УК РФ. В ней указано, что задачами Уголовного кодекса РФ являются: 1) охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя России от преступных посягательств, 2) обеспечение мира и безопасности человечества, 3) предупреждение преступлений.

Здесь на первое место поставлена задача охраны наиболее важных социальных ценностей от преступных посягательств. В ст. 2 УК РФ понятие «охрана» употреблено в значении оберегать, стеречь, защищать кого-либо или что-либо от чьих-либо посягательств. Объектами охраны по смыслу закона являются не только права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок, общественная безопасность, окружающая среда, конституционный строй России, но и правомерная экономическая деятельность, правосудие и другие социальные ценности.

В отличие от советских уголовных кодексов, которые ставили первоочередной задачей охрану советского общественного строя, его экономической и политической систем, социалистической собственности, в действующем УК РФ приоритет отдан охране прав и свобод личности. Если Особенная часть УК РСФСР 1926 г. и 1960 г. начиналась с глав о государственных преступлениях, то Особенная часть УК РФ 1996 г. начинается с главы «Преступления против личности».

Указанные объекты охраняются от преступных посягательств физических, вменяемых лиц, достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, и способных причинять им вред.

Задача охраны социальных ценностей возложена на Уголовный кодекс РФ, который является средством удержания определенного слоя людей от совершения преступлений. Охрана осуществляется путем как информационного воздействия на них уголовного закона, так и применения его норм в случае совершения ими преступлений.

Перед уголовным законом поставлена задача обеспечения мира и безопасности человечества. Эту задачу нужно понимать в том смысле, что уголовное право, установив ответственность за геноцид, экоцид, наемничество и другие преступления, указанные в гл. 34 УК РФ, охраняет мир и безопасность человечества присущими ему способами. В связи с тем, что мир и безопасность человечества являются общемировыми и более важными ценностями по сравнению с интересами отдельного человека, следовало бы в ст. 2 УК РФ их указать на первом месте, а статьи раздела 12 УК РФ поставить перед разделом «Преступления против личности».

Уголовное право выполняет задачу предупреждения преступлений. Предупреждение преступлений бывает общим и частным (специальным). Общее предупреждение состоит в удержании людей от преступлений и достигается: во-первых, путем информирования граждан, о том, какие общественно опасные деяния признаются преступлениями и какие наказания и иные меры уголовно-правового характера установлены за их совершение; во-вторых, применением мер уголовно-правового характера к лицам, виновным в совершении преступлений, в результате чего другие лица удерживаются от преступных посягательств. Людей удерживает от преступлений угроза привлечения к уголовной ответственности, применения наказания, страх перед неблагоприятными уголовно-правовыми последствиями преступного поведения.

Частное (специальное) предупреждение состоит в удержании лица, уже совершившего преступление и представшего перед следствием и судом, от совершения нового преступления путем применения к нему наказания или иной меры уголовно-правового характера (конфискации имущества, условного осуждения и др.). Частно-предупредительную роль выполняют нормы УК РФ об усилении наказания при рецидиве преступлений (п. «а» ч. 1 ст. 63), о назначении наказания по совокупности приговоров (ст. 70), об отмене условного осуждения и условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в случае совершения осужденным нового преступления (ч.ч. 4, 5 ст. 74, ч. 7 ст. 79).

Предупредительную функцию выполняют нормы уголовного права о добровольном отказе от преступления (ст. 31 УК РФ), необходимой обороне (ст. 37 УК РФ), добровольной сдаче предметов, указанных в ст. 222 УК РФ (примечание к ст. 222 УК РФ) и ряд других.

В уголовно-правовой литературе иногда, наряду с охранительной и предупредительной задачами, выделяют задачи воспитания граждан в духе соблюдения норм уголовного права1 и обеспечения справедливости2.

3. Функции уголовного права

Под функциями уголовного права одни авторы понимают те направления правового воздействия на поведение субъектов общественных отношений, которые присущи уголовному праву как нормативной системе3, другие - внешнее проявление свойств какого-либо объекта в системе общественных отношений4, третьи - регулятивно-обязывающее воздействие системы уголовно-правовых норм и положений на сознание и волю физических лиц для достижения задач уголовного права5.

В юридической литературе высказаны разные точки зрения о количестве и содержании функций уголовного права. Так, в одном из учебников указаны охранительная, восстановительная и регулятивные функции6, в другом - охранительная, регулятивная, восстановительная и поощрительная7, в третьем - охранительная, предупредительная и воспитательная8.

Думается, следует учесть мнение специалистов в области теории права, которые под функцией права понимают основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества, и выделяют две имманентные праву функции - регулятивную и охранительную9. Уголовное право выполняет эти же функции.

Регулятивная функция уголовного права заключается прежде всего в установлении позитивных правил поведения, регулировании общественных отношений и поведения людей путем информирования их об уголовно-правовых запретах и дозволениях. Здесь в правовом регулировании участвуют диспозиции и гипотезы уголовно-правовых норм. Эту функцию можно назвать регулятивной статической.

Регулятивная динамическая функция уголовного права проявляется в регулировании общественных отношений, возникающих между государством и лицами, совершившими: преступления; иные общественно опасные деяния, предусмотренные уголовным законом; непреступные деяния при необходимой обороне, крайней необходимости и иных обстоятельствах, указанных в гл. 8 УК РФ; непреступные посткриминальные деяния.

Если же функции уголовно-правовых норм рассматривать с точки зрения действия их санкций, то необходимо выделить охранительную функцию уголовного права. П.А. Фефелов эту функцию подразделяет на охранительную статическую, которая выражается в установлении уголовно-правового запрета, и охранительную динамическую, которая состоит в реализации норм уголовного права в случае совершения преступления10.

Н.А. Лопашенко признает наличие первой, статической и отрицает наличие второй, динамической, которая, по ее мнению, есть проявление вовне функции регулятивной11.

На наш взгляд, уголовное право охраняет общественные отношения, социальные ценности не столько путем установления уголовно-правовых запретов, сколько путем влияния на сознание и волю людей угрозой применения наказания и иных мер принуждения. Не будет мер уголовной ответственности и наказания - не будет и самого уголовного права.

Если же иметь в виду действие той части уголовно-правовых норм, которую называют поощрительной санкцией или мерой поощрения, то возникает потребность в выделении поощрительной функции уголовного права. Нормы уголовного права стимулируют, поощряют явку с повинной, способствование раскрытию и расследованию преступлений, заглаживание вреда, причиненного в результате преступления путем смягчения наказания и освобождения от уголовной ответственности (п. «и» ч. 1 ст. 61, ч. 2 ст. 75 УК РФ), добровольную сдачу предметов, указанных в ст. 222 УК РФ (примечание к ст. 222 УК РФ), исправление осужденного путем условно-досрочного освобождения от дальнейшего отбывания наказания (ст. 79 УК РФ) и т.д.

Ряд авторов признает существование предупредительной функции уголовного права12. Против ее выделения выступили некоторые ученые. утверждающие, что предупреждение преступлений - не функция, а задача уголовного права, и что функция предупреждения не имеет самостоятельного значения, поскольку реализуется в рамках функции охраны13.

По нашему мнению, будет не лишним обозначить и это направление действия уголовного права. Предупредительной функцией обладают не только запрещающие (карательные) нормы, оказывающие общее и специальное превентивное воздействие путем угрозы применения или применения наказания и иных мер уголовно-правового принуждения, но и нормы, которые:

а) исключают преступность деяния в случаях причинения вреда лицу в состоянии необходимой обороны (ст. 37 УК РФ) или при его задержании (ст. 38 УК РФ);

б) побуждают лицо к прекращению преступной деятельности, содействию пресечению преступления и предотвращению его последствий (ст. 31, примечания к ст.ст. 205, 210, 275 УК РФ и др.).

К частным функциям отдельных норм уголовного права можно отнести функции восстановительную и обеспечения раскрытия и расследования преступлений.

Восстановительная функция выражается в обеспечении компенсации, заглаживании вреда, нанесенного преступлением. Это функция норм, поощряющих оказание медицинской и иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления, добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления, иных действий, направленных на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему (п. «к» ч. 1 ст. 61, ч. 1 ст. 75, ст. 76, 761, п. 3 примечаний к ст. 178 УК РФ и др.).

Функцию обеспечения раскрытия и расследования преступлений выполняют нормы, стимулирующие явку с повинной, способствование раскрытию и расследованию преступления, изобличение и уголовное преследование других соучастников преступления (п. «и» ч. 1 ст. 61, ст.ст. 64, 75, примечания к ст.ст. 178, 210, 291 УК РФ и др.).

4. Принципы уголовного права

Понятие и признаки принципов уголовного права. Правовой принцип

  • это определяемая закономерностями общества и отраженная в праве руководящая идея, обусловливающая направленность, характер и объем правового регулирования общественных отношений. Принцип уголовного права - выраженная в уголовном праве основополагающая идея, обусловливающая цели, характер и пределы уголовно-правового регулирования общественных отношений.

Принципы уголовного права обладают следующими признаками:

  1. являются основополагающими, руководящими идеями, основными, исходными положениями уголовного права, определяющими содержанием его норм;
  2. пронизывают содержание всего уголовного права (например, принципы законности и равенства граждан перед законом) или ряда его норм (например, принципы вины и справедливости);
  3. обязательны для законодателя, правоприменителей и граждан, являющихся участниками уголовно-правовых отношений;
  4. обусловлены экономическими, социальными и политическими условиями функционирования общества и государства, зависят от его уголовной политики и подчинены целям и задачам уголовно-правового регулирования.

Значение принципов уголовного права состоит в следующем. Во- первых, на этих принципах должны базироваться уголовно-правовые теории и другие их структурные элементы (понятия, научные положения, учения и пр.). Во-вторых, принципы необходимо учитывать законодателю в процессе нормотворческой деятельности. В частности, вносимые в УК изменения и дополнения должны основываться на этих принципах и не противоречить им. В-третьих, на принципах уголовного права должно основываться толкование и применение его норм. Например, если суд выявит несоответствие квалификации следователем преступления принципам законности и вины, то он обязан принять решение на основе этих принципов.

Принципы уголовного права могут касаться всей отрасли права или отдельных его институтов.

Отраслевые принципы уголовного права имеют отношение ко всему уголовному праву, прямо зафиксированы в отдельных статьях УК. К ним относятся сформулированные в ст.ст. 3-7 УК РФ принципы законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости и гуманизма. Некоторые авторы их называют общеправовыми принципами, нашедшими отражение в уголовном праве14. Несмотря на то, что перечисленные принципы формально присущи всем отраслям права, они таким образом сформулированы в УК применительно к целям и задачам уголовно-правового регулирования, что по свой сути стали принципами уголовного права. В названии гл. 1 УК они названы принципами Уголовного кодекса Российской Федерации. УК РФ является главным источником уголовного права. Отсюда его принципы служат принципами уголовного права в целом.

В ч. 2 ст. 2 УК РФ указано, что для осуществления стоящих перед ними задач Кодекс устанавливает принципы уголовной ответственности. Однако указанные в ст.ст. 3-7 УК РФ принципы касаются не только уголовной ответственности, но и других институтов и категорий уголовного права. Так, сформулированное в ст. 3 УК РФ положение «применение уголовного закона по аналогии не допускается» имеет отношение ко всем нормам уголовного права.

Отраслевые принципы уголовного права необходимо отделить от принципов, касающихся только некоторых его институтов, например, преступления, уголовной ответственности и наказания. Так, В.В. Мальцев принципами категории «преступление» признает адекватность норм

  1. преступлениях характеру общественной опасности посягательств, достаточность и справедливость основания противоправности преступления15. Н.А. Лопашенко связала институт уголовной ответственности с принципами личной ответственности, неотвратимости, дифференциации и индивидуализации ответственности16. В учебной литературе к институту назначения наказания относят принципы дифференциации, индивидуализации и рационального применения мер уголовного наказа- ния17. Названные принципы не зафиксированы в отдельных статьях УК, но они вытекают из норм институтов уголовного права, пронизывают их содержание. В УК РСФСР 1960 г. принципы уголовного права не были сформулированы, однако, никто не подвергал сомнению их существование, они рассматривались в учебниках, им были посвящены монографии и научные статьи18.

В учебной литературе к специальным принципам уголовного права относят положение об основании уголовной ответственности, изложенное в ст. 8 УК РФ19, и не зафиксированные в отдельных статьях УК принципы личной ответственности, неотвратимости ответственности, дифференциации ответственности, индивидуализации наказания и экономии уголовной репрессии20. Названные принципы нельзя отнести к отраслевым принципам уголовного права, поскольку они распространяются не на всю отрасль права, а лишь на институты уголовной ответственности и наказания. Кроме того, принцип неотвратимости ответственности является не материально-правовым, а уголовно-процессуальным, поскольку слово «неотвратимость» означает «неизбежность» и, следовательно, этот принцип касается в первую очередь раскрытия и расследования преступлений. В нормах Общей части УК он специально не закреплен, но смыкается с принципом равенства граждан перед законом (ст. 4 УК).

Рассмотрим содержание отдельных принципов уголовного права (Уголовного кодекса РФ), зафиксированных в ст.ст. 3-7 УК.

Принцип законности. Законность понимается как неукоснительное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами. Принцип законности является конституционным, общеправовым принципом. Он занимает ведущее положение, поскольку другие принципы основаны на нем, являясь в ряде случаев его модификацией. В правоприменительной деятельности законность считается универсальным, все охватывающим принципом, который находит своё выражение во всех принципах и нормах процессуального права. Поэтому в УК РФ он поставлен на первое место в системе принципов уголовного права.

В ст. 3 УК РФ принцип законности сформулирован следующим образом: «1. Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовноправовые последствия определяются только настоящим Кодексом.

2. Применение уголовного закона по аналогии не допускается».

Этот принцип означает:

а) Преступность общественно опасного деяния может быть установлена только Уголовным кодексом РФ. Если будет принят новый закон, предусматривающий уголовную ответственность, то он подлежит включению в Кодекс. Исключение из этого правила предусмотрено ч. 3 ст. 331 УК РФ, согласно которой уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством РФ военного времени. Однако в настоящее время такого законодательства не существует.

б) Признаки каждого преступления должны быть указано в статьях уголовного закона. Деяния считается не предусмотренным уголовным законом в случае, когда у него отсутствует хотя бы один признак из всех тех, которые названы в Кодексе и характеризуют его как определенное преступление.

в) Восполнение пробелов в уголовном законе путем применения его норм по аналогии запрещено. Пробелы могут быть устранены только законодателем путем изменения или дополнения закона.

г) Положения уголовного закона следует понимать и толковать буквально, в соответствии с волей законодателя.

д) Принцип законности обязывает правоприменителя квалифицировать деяние в точном соответствии с уголовным законом. Нельзя «завышать» уголовно-правовую оценку содеянного, квалифицировать его «с запасом», т.е. необоснованно предъявлять обвинение по статье УК, предусматривающей более строгое наказании, либо дополнительно еще и по другим статьям. Вместе с тем, нельзя и «занижать» квалификацию преступления.

е) Суд может применить только те наказания и только в тех пределах, которые установлены Кодексом.

ж) Уголовный закон определяет иные уголовно-правовые последствия совершения общественно опасного деяния, например, в виде принудительных мер воспитательного или медицинского характера, конфискации имущества, судимости.

Принцип равенства граждан перед законом зафиксирован в ст. 4 УК РФ в следующей формулировке: «Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, а также других обстоятельств». Этот принцип должен пониматься следующим образом:

а) Он касается не только граждан России, но и иностранных граждан и апатридов, совершивших преступления и подпадающих под действие УК РФ.

б) Равенство перед законом означает, что лица, совершившие преступления, равны перед уголовным законом и имеют равную возможность подвергнуться уголовной ответственности или на законных основаниях избежать её.

в) Равенство состоит и в том, что для всех лиц, совершивших преступления, установлены единое основание уголовной ответственности, одни и те же основания и условия освобождения от уголовной ответственности.

г) Уголовно-правовая оценка (квалификация) общественно опасных и иных деяний (например, необходимой обороны, деятельного раскаяния), при прочих равных условиях, не должна зависеть от пола, национальности, имущественного и должностного положения, а также других обстоятельств, которые характеризуют лиц, совершивших эти деяния.

д) Действие уголовного закона распространяется на всех лиц, совершивших преступления, независимо от названных в ст. 4 УК РФ личных обстоятельств. Однако из принципа равенства физических лиц перед законом имеются исключения. Например, в отличие от мужчин, женщинам не может быть назначено пожизненное лишение свободы (ч. 2 ст. 57 УК РФ), отбывание наказания в виде лишения свободы в тюрьме или исправительных колониях строгого и особого режимов (ст. 58 УК РФ). Беременным женщинам и женщинам, имеющих детей в возрасте до трех лет, не могут быть назначены обязательные работы (ч. 4 ст. 49 УК РФ) и исправительные работы (ч. 5 ст. 50 УК РФ).

В отношении несовершеннолетних, совершивших преступления, действуют специальные правила уголовной ответственности и назначения наказания (гл. 14 УК РФ).

Исключение из общего правила установлено для Президента РФ, который может быть привлечении к уголовной ответственности только в случае совершения им государственной измены или иного тяжкого преступления и отрешения его от должности в порядке, установленном ст. 93 Конституции РФ.

По сравнению с другими лицами, не равны перед уголовным законом дипломатические представители иностранных государств и иные граждане, которые пользуются иммунитетом (ч. 4 ст. 11 УК РФ).

Принцип равенства граждан нарушается судом при определении размера штрафа с учетом не только тяжести совершенного преступления, но и имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода (ч. 3 ст. 46 УК РФ).

Перечень исключений из принципа равенства не является исчерпывающим.

Принцип вины означает, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина (ч. 1 ст. 5 УК РФ). Он реализован в нормах, содержащихся в ст.ст. 24-27 (формы вины), ст. 36 (за деяния, совершенные исполнителем и не охватывавшиеся умыслом соучастников, другие соучастники уголовной ответственности не несут), ст. 60 УК РФ (общие начала назначения наказания).

Этот принцип иногда называет принципом субъективного вменения21. Однако их нельзя отождествлять. В теории уголовного права под виной понимается предусмотренное уголовным законом психическое отношение физического лица в форме умысла или неосторожности к совершаемому деянию и его последствиям. Субъективная сторона преступления помимо вины включает в себя мотив и цель. Кроме вины при квалификации содеянного следует устанавливать, осознавал ли субъект все объективные признаки состава преступления. Принцип субъективного вменения, по мнению

В.А. Якушина, представляет собой основополагающее начало, согласно которому квалификация деяния и применение мер уголовно-правового воздействия основываются на том, что имеющие уголовно-правовое значение обстоятельства деяния охватывались сознанием лица, его совершившего22. Иными словами, субъективное вменение означает, что при уголовно-правовой оценке содеянного необходимо устанавливать психическое отношение субъекта не только к действию (бездействию) и его последствием, но и к объекту и предмету преступления, потерпевшему от него, квалифицирующим обстоятельствам и другим объективным признакам состава преступления.

Принцип вины означает недопустимость объективного вменения, т.е. уголовной ответственности за невиновное причинение вреда, понятие которого дано в ст. 28 УК РФ. Если деяние лица внешне напоминает преступление, но совершено без умысла или неосторожности, то оно именуется случаем и остается за рамками действия уголовного закона.

Виновность предполагает привлечение к уголовной ответственности только физических вменяемых лиц, непосредственно совершивших преступления. Запрещается возлагать уголовную ответственность на лиц, не причастных к преступлению, не допустимо отбывание наказания родственниками вместо виновного лица.

УК РСФСР 1926 г. содержал нормы, разрешающие привлечение к уголовной ответственности при отсутствии вины. Так, в отношении лиц, не совершивших общественно опасные действия, но представляющих опасность по своей связи с преступной средой или по своей прошлой деятельности, могли применяться меры социальной защиты судебно-исправительного, медицинского либо медико-педагогического характера (ст. 7). В случае побега или перелета за границу военнослужащего совершеннолетние члены семьи изменника, совместно с ним проживавшие или находившиеся на его иждивении к моменту совершения преступления, подлежали лишению избирательных прав и ссылке в отдаленные районы Сибири на пять лет (ст. 581в).

Отступление от принципа вины встречается и в УК РФ. Так, согласно ч. 2 ст. 88 УК РФ штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия.

Принцип справедливости. Справедливость означает соразмерность между тем, что человек сделал, и тем, что за это он получил. В ч. 1 ст. 6 УК РФ о принципе справедливости сказано: «Наказание и иные меру уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного». В этой формулировке отражен только один аспект справедливости - справедливость применения наказания и иных мер уголовно-правового характера к лицу, совершившему преступление. О справедливости уголовного закона, в отношении потерпевших от преступления и других лиц здесь ничего не сказано.

Принцип справедливости согласно ст. 6 УК РФ проявляется в индивидуализации ответственности, наказания и иных мер уголовно-правового характера. При назначении этих мер суд должен учитывать как общественную опасность преступления и обстоятельства его совершения, так и личность виновного. При одинаковой общественно опасности содеянного применение одинакового наказания к разным людям было бы не справедливым. Справедливым должен быть вид выбранного судом наказания (или иной меры уголовно-правового характера, например, принудительной меры воспитательного воздействия, применяемой к несовершеннолетнему) и его размер.

Принцип справедливости запрещает правоприменителю дважды (и более) привлекать лицо к уголовной ответственности за одно и тоже преступление (ч. 2 ст. 6 УК РФ), не допускает двойную квалификацию установленных по делу фактических обстоятельств. Это правило имеет важное значение для решения вопроса об ответственности граждан РФ и постоянно проживающих в РФ лиц без гражданства, совершивших вне пределов России преступления, по которым имеются решения суда иностранного государства. Согласно ч. 1 ст. 12 УК РФ эти лица не подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу.

Принцип справедливости имеет и другой аспект - справедливость уголовного закона и его применения не только в отношении лиц, совершивших преступление, но и в отношении тех, кто пострадал от них, совершил общественно опасное деяние в состоянии невменяемости или одобряемые УК действия, уклонился от отбывания наказания, не связанного с лишением свободы, и др. Так, несомненно, справедливым является положение УК о том, что при решении вопроса о конфискации имущества в собственность государства в первую очередь должен быть решен вопрос

о возмещении ущерба, причиненному законному владельцу (ч. 1 ст. 1043 УК РФ). Справедливым будет освобождение от уголовной ответственности лица, добровольно сдавшего предметы, указанные в ст. 222 УК РФ, не по усмотрению следователя и прокурора, а в обязательном порядке (примечание к ст. 222 УК РФ).

Принцип гуманизма предполагает такой подход к человеку, который утверждает его достоинство и ценность, делает упор на человечность отношений между людьми. Идеей гуманизма проникнуто содержание всего уголовного закона.

В статье 7 УК РФ зафиксированы две стороны гуманизма. Во-первых, гуманизм состоит в том, что уголовное законодательство РФ обеспечивает безопасность человека. Обеспечение осуществляется путем охраны уголовно-правовыми средствами прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка, общественной безопасности и других ценностей от преступных посягательств. Приоритет охраны прав и свобод личности отразился в системе Особенной части УК, первый раздел которой охватил преступления против личности. Охрана распространяется как на законопослушных людей, так и на преступников.

Во-вторых, в отношении лица, совершившего преступление, принцип гуманизма проявляется в том, что применяемые к нему наказание и иные меры уголовно-правового характера не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. В соответствии с этим принципом в УК отсутствуют наказания, причиняющие особые физические и психические страдания (например, удары плетьми).

В уголовном законе принцип гуманизма проявляется: в назначении виновному необходимого и достаточного наказания, обеспечивающего достижение его целей (ч. 1 ст. 60 УК РФ); резком снижении максимальных сроков лишения свободы в отношении несовершеннолетних, неприменении к ним некоторых наказаний и освобождении их от уголовной ответственности и наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия (ст.ст. 88-92 УК РФ); неприменении к беременным женщинам, женщинам и мужчинам, имеющим ребенка в возрасте до четырнадцати лет, обязательных, исправительных или принудительных работ и ареста (ч. 4 ст. 49, ч. 5 ст. 50, ч. 7 ст. 5323, ч. 2 ст. 54 УК РФ); освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших впервые преступления небольшой или средней тяжести (ст.ст. 75, 76 УК РФ); условно-досрочном освобождении от отбывания наказания (ст. 79 УК РФ); применении актов амнистии и помилования (ст.ст. 84, 85 УК РФ).

5. Уголовно-правовая политика

В юридической литературе для обозначения политики в области борьбы с преступностью используются различные понятия: государственная политика борьбы с преступностью, уголовная политика, уголовно-правовая политика, уголовно-процессуальная политика и т.д.1

Государственная политика борьбы с преступностью - наиболее широкое понятие, включающее в себя экономические, социально-политические, идеологические, правовые и иные меры, направленные на предупреждение, раскрытие и расследование преступлений, исправление преступников, повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и судов, противодействие отдельным видам преступности и преодоление ее негативных последствий.

Понятие «уголовная политика» некоторые авторы определяют как политику государства по выработке основных принципов и направлений, форм и методов борьбы с преступностью, осуществляемую на основе мер, предусмотренных уголовным правом24. Большинство авторов этим понятием обозначает основные направления, цели, методы и средства борьбы с преступностью, в основном с помощью уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права, а также мер предупреждения преступлений. В связи с этим понятие «уголовная политика» включает в себя политику уголовно-правовую, уголовно-процессуальную, уголовноисполнительную и криминологическую25.

Уголовно-правовая политика - это часть уголовной политики, которая представляет собой направление деятельности государства в сфере борьбы с преступностью уголовно-правовыми средствами. Она тесно связана с уголовным правом, играет ведущую роль в системе уголовной политики. Уголовно-процессуальная, уголовно-исполнительная, криминологическая политики основываются на определенных уголовно-правовой политикой основаниях и пределах уголовной ответственности, круга преступных деяний, видов наказания и иных мер уголовно-правового характера. Решение перечисленных вопросов имеет политический характер, поскольку касается охраны прав и свобод человека, господствующих экономических отношений, общественной безопасности и общественного порядка, государственной власти, мира и безопасности человечества от преступных посягательств, а также предупреждения преступлений.

Предмет (объект) уголовно-правовой политики - преступность как социальное явление.

Цель уголовно-правовой политики состоит в том, чтобы на основе совершенствования уголовного законодательства обеспечить наступательное противодействие преступности, снижение количества фактически совершенных преступлений, уменьшение их вредных последствий. Цель искоренения преступности, ее причин и условий в современном государстве является недостижимой. Однако государство в состоянии контролировать и сдерживать преступность, искоренить или нейтрализовать причины и условия совершения отдельных преступлений, уменьшить ее негативное влияние на социальные процессы, защитить граждан, интересы организаций, общества и государства от преступных посягательств, обеспечить наказание преступников и возмещение нанесенного вреда. Поэтому государственная политика борьбы с преступностью должна обеспечить максимально возможное ограничение преступности, сведение ее к такому состоянию, при котором она перестает угрожать национальной безопасности и не способна подорвать устои жизни общества и государства26.

Задачами уголовно-правовой политики являются:

а) определение концептуальных основ и важнейших направлений борьбы с преступностью средствами уголовного права;

б) охрана общественных отношений от преступных посягательств;

в) предупреждение преступлений средствами уголовного права.

В содержание уголовно-правовой политики входит:

  1. Определение концептуальных основ, пределов, принципов и методов уголовно-правовой борьбы с преступностью.
  2. Определение приоритетных направлений борьбы с преступностью:

а) предупреждение преступлений уголовно-правовыми средствами;

б) защита личности, охраняемых законом интересов организаций, общества и государства от преступных посягательств;

в) перенесение центра тяжести на борьбу с терроризмом и экстремизмом, организованной преступностью, коррупцией, наркопреступностью и преступлениями, создающими угрозу национальной безопасности;

г) сужение сферы применения наказания, в частности, лишения свободы, замена его другими, более мягкими наказаниями и мерами правовой ответственности в отношении лиц, виновных в совершении нетяжких преступлений и способных исправиться без изоляции от общества;

д) применение строгих мер наказания к лицам, совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления, ранее судимым, упорно не желающим приобщиться к честной трудовой жизни;

е) расширение объема и сферы применения уголовно-правовых норм, поощряющих положительное посткриминальное поведение и исправление осужденных;

ж) координация уголовно-правовой политики с иными видами политики борьбы с преступностью.

Эти направления уголовно-правовой политики должны учитываться как законодателем, так и правоприменителями. Поэтому вряд ли нужно разделять правотворческую и правоприменительную уголовно-правовые политики.

Методами реализации уголовно-правовой политики законодателем являются: криминализация, декриминализация, пенализация и депенали- зация, дифференциация уголовной ответственности и наказания, определение различных уголовно-правовых последствий совершения преступлений, посткриминальных и иных деяний.

Криминализация заключается в признании законодателем того или иного общественно опасного деяния преступлением с указанием наказания за его совершение. Декриминализация состоит в признании указанного в уголовном законе деяния непреступным в целом или его части.

Пенализация - это определение законодателем общих условий наказуемости, видов и размеров уголовного наказания и иных мер уголовноправового характера за совершение общественно опасных деяний. Депенализация предполагает исключение отдельных наказаний из системы наказаний или санкций уголовно-правовых норм, либо сужение сферы применения наказания за счет установления новых оснований освобождения лиц, совершивших преступления, от уголовной ответственности и наказания.

Дифференциация заключается в разделении, расчленении уголовной ответственности и наказания с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного, степени осуществления преступного намерения и других обстоятельств.

Методами реализации уголовно-правовой политики правоприменителями являются: уголовно-правовая оценка деяний; освобождение от уголовной ответственности и наказания; назначение наказания и иных мер уголовно-правового характера судом; осуществление прокурорского надзора за соблюдением гражданами и должностными лицами норм уголовного права; правоохранительная деятельность государственных органов, в том числе реализация уголовно-правовых мер предупреждения и пресечения преступлений.

Субъектами уголовно-правовой политики являются Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, другие государственные органы и их должностные лица, участвовавшие в разработке, принятии программ борьбы с преступностью, уголовного законодательства, директив, указаний, постановлений по вопросам применения норм уголовного права и в их реализации. Научно-исследовательские учреждения, вузы, научно-консультативные и инициативные группы ученых-юристов, общественные организации, участвовавшие в разработке программных документов и проектов уголовных законов, не являясь субъектами уголовно-правовой политики, лишь способствуют ее формированию.

Документными формами выражения уголовно-правовой политики являются: Конституция Российской Федерации; Уголовный кодекс Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ по вопросам борьбы с преступностью; ежегодные Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, федеральные и региональные целевые программы по усилению борьбы с преступностью; решения Конституционного Суда РФ о соответствии норм уголовного права Конституции РФ; постановления Пленума Верховного Суда РФ, касающиеся толкования и применения норм уголовного закона; директивы и указания высшего руководства правоохранительных органов по вопросам уголовно-правовой борьбы с преступностью; акты применения норм уголовного права судами и правоохранительными органами, в которых реализуются основные направления уголовно-правовой политики.

6. Система уголовного права

Под системой уголовного права понимают совокупность определенным образом упорядоченных юридических норм, характеризующихся единой правовой природой и образующих отрасль уголовного права. Систему уголовного права следует отграничивать от системы уголовного законодательства. Уголовное законодательство России представлено Уголовным кодексом Российской Федерации (ст. 1 УК РФ). Нормы уголовно-правового характера могут находиться не только в Уголовном кодексе, но и в международно-правовых актах, Конституции РФ, постановлениях Конституционного Суда РФ.

В ч. 1 ст. 15 Конституции РФ указано, что она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. В ней содержатся, например, следующие нормы уголовно-правового характера: смертная казнь устанавливается в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни (ч. 2 ст. 20); никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ч. 1 ст. 51); закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (ч. 1 ст. 54). Некоторые конституционные нормы, касающиеся уголовно-правового регулирования, могут иметь прямое действие и поэтому служат источником уголовного права. Пленум Верховного Суда РФ в п. 2 постановления от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» разъяснил, что при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона, регулирующего исследуемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия, например, когда суд придет к выводу, что федеральный закон находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором России установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора. Следовательно, если будет установлено противоречие нормы уголовного права международному договору России, то она не может быть применена дознавателем, следователем, прокурором и судьей. Например, ст.ст. 105, 295, 317, 357 УК РФ предусматривают смертную казнь за посягательства на жизнь людей, но этот вид наказания в настоящее время не применяется. Вступая в Совет Европы, Россия в 1996 г. взяла обязательство подписать и ратифицировать не позднее, чем через три года с момента вступления, Протокол № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, касающийся отмены смертной казни в мирное время27.

Одним из источников уголовного права являются решения Конституционного Суда РФ о признании норм уголовного права не имеющими юридической силы и не подлежащими применению. Эти решения обладают признаками норм права, поскольку содержат правила поведения общего характера, исходящие от государства, действующие на всей территории страны и являющиеся общеобязательными. Поскольку решение Конституционного Суда РФ содержит норму, прекращающую действие статьи УК или отдельного его положения, оно должно признаваться источником уголовного права. Этот же вывод можно распространить и на постановления Конституционного Суда РФ, в которых он признал не противоречащими Конституции РФ положений отдельных статей УК.

Некоторые специалисты к источникам уголовного права относят иные федеральные законы из областей гражданского, административного, налогового и других отраслей права, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ об объявлении амнистии, постановления Пленума Верховного Суда РФ и судебную практику по уголовным делам28.

На наш взгляд, иные федеральные законы и подзаконные нормативные акты источниками уголовного права не являются, поскольку они сами по себе не устанавливают, не изменяют и не устраняют преступность и наказуемость общественно опасных деяний, не определяют виды наказаний и иных мер уголовно-правового характера. Они не регулируют уголовно-правовые отношения, предмет регулирования этих нормативно-правовых актов определяется их принадлежностью к той или иной отрасли права. Названные нормативные акты можно считать вспомогательными источниками для толкования норм уголовного закона или квалификации преступлений с двойной (смешанной) противоправностью, когда требуется установить наличие или отсутствие состава административного, экологического, налогового или иного непреступного правонарушения, а затем квалифицировать преступное деяние. Например, чтобы правоприменителю определить, что такое налог, сбор, налоговая декларация, установить виды налогов и сборов, уклонение от уплаты которых влечет ответственность по ст.ст. 198 и 199 УК РФ, следует ознакомиться со ст.ст. 8, 12-15, 18 и 80 Налогового кодекса РФ, а при квалификации налоговых правонарушений в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительном заключении указать, какие конкретно нормы законодательства о налогах и сборах нарушены обвиняемым. Если в обвинительном заключении отсутствуют указанные данные, судья должен решить вопрос о возвращении дела прокурору для устранения препятствий к его рассмотрению (п. 25 постановления Пленума верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления»).

Что касается постановлений Государственной Думы Федерального Собрания РФ об объявлении амнистии, то отдельные юристы считают их государственно-правовыми, а не уголовно-правовыми актами29. По нашему мнению, акты амнистии нельзя отнести к определенной отрасли права, поскольку они обладают межотраслевым характером. Амнистия представляет собой правовой институт, нормативная основа которого образуется, с одной стороны, ст. 84 УК РФ, ст. 27 УПК РФ и ст. 172 УИК РФ, рассматривающими амнистию в качестве основания освобождения от уголовной ответственности и ее последствий, а с другой - ст. 103 Конституции РФ и соответствующим постановлением Государственной Думы, которое определяет предпосылки применения такого основания освобождения и без которого не могут применяться указанные нормы УК РФ, УПК РФ и УИК РФ. Постановление Государственной Думы об амнистии, распространяющееся на индивидуально неопределенный круг лиц и деяний, носит нормативный характер и по своему уровню и материально-правовому содержанию приравнивается только к принимаемым Государственной Думой законам (п. 2.1 и 2.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. по делу о проверке конституционности постановления Государственной Думы от 28 июня 2000 года № 492-III ГД «О внесении изменения в постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» в связи с запросом Советского районного суда города Челябинска и жалобами ряда граждан30). Таким образом, постановления Государственной Думы об объявлении амнистии являются источниками уголовного права в той части, в которой предусматривают конкретные основания и условия освобождения от уголовной ответственности и наказания, замены назначенного наказания более мягким видом наказания, сокращения неотбытой части наказания и снятия судимости.

Некоторые авторы относят к вторичным, вспомогательным источникам уголовного права постановления Пленума Верховного Суда РФ и судебные прецеденты31. На наш взгляд, эти постановления и прецеденты не являются нормативными правовыми актами, не содержат норм права и не создают их. В России судебные органы не вправе заниматься правотворчеством. Постановления Пленума Верховного Суда РФ имеют рекомендательный, разъяснительный характер, а решения суда являются индивидуальными актами применения права. Они выступают не в качестве источников уголовного права, а в роли образцов толкования норм уголовного права и их применения.

До сих пор в отношении некоторых преступлений, совершенных до 1 января 1997 г., применяется Уголовный кодекс РСФСР 1960 г., если УК РФ 1996 г. не имеет обратной силы. Поэтому старый УК также служит источником уголовного права.

Основным источником уголовного права является Уголовный кодекс Российской Федерации. Он делится на две части - Общую и Особенную. Соответственно уголовное право России состоит их норм Общей и Особенной частей.

Общая часть содержит нормы, регламентирующие задачи уголовного законодательства, основание и принципы уголовной ответственности, пределы действия уголовного закона, общие нормы, относящиеся к преступлению, наказанию и иным мерам уголовно-правового характера. Эти нормы распределены по следующим шести разделам:

  1. Уголовный закон.
  2. Преступление.
  3. Наказание.
  4. Освобождение от уголовной ответственности и от наказания.
  5. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
  6. Иные меры уголовно-правового характера.

Разделы имеют главы. Всего в Общей части УК РФ содержится 16 глав, включая главу 15 «Конфискация имущества».

Особенная часть уголовного права состоит в основном из норм, которые определяют, какие общественно опасные деяния являются преступлениями, и устанавливают наказания за их совершение. Кроме того, в примечаниях к статьям Особенной части дается толкование понятий и определяются основания и условия освобождения лица от уголовной ответственности. Преступные деяния распределены по разделам и главам в зависимости от объекта преступного посягательства. В Особенной части УК имеются следующие разделы:

  1. Преступления против личности.
  2. Преступления в сфере экономики.
  3. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка.
  4. Преступления против государственной власти.
  5. Преступления против военной службы.
  6. Преступления против мира и безопасности человечества.

Разделы содержат главы. Всего в Особенной части УК РФ 19 глав.

Нормы Общей и Особенной частей уголовного права тесно связаны

между собой. Практическое применение норм Особенной части невозможно в отрыве от норм Общей части. Только с учетом положений Общей части можно решить вопросы: имеются ли в содеянном все признаки преступления (ст. 14 УК РФ), является ли физическое лицо субъектом преступления (ст.ст. 19-21 УК РФ), совершено ли деяние виновно (ст.ст. 24-28 УК РФ), нет ли обстоятельств, исключающих преступность деяния (ст. ст. 37-42 УК РФ), можно ли привлечь к уголовной ответственности за неоконченное преступление (ст.ст. 29-30 УК РФ) и соучастие в преступлении (ст.ст. 32-36 УК РФ), какое наказание назначить виновному (ст.ст. 43, 60-73 УК РФ) и др.

Группу взаимосвязанных норм уголовного права, регулирующих общественные отношения одного рода или вида, называют институтом уголовного права. В уголовном праве существуют институты необходимой обороны, соучастия в преступлении, освобождения от уголовной ответственности, назначения наказания и др.

7. Наука уголовного права

Понятие «наука уголовного права», по крайней мере, имеет два значения. Во-первых, оно означает такую сферу человеческой деятельности, которая направлена на выработку и систематизацию новых знаний о борьбе с преступностью с помощью уголовно-правовых средств и методов. Во втором значении наука уголовного права выступает как результат этой деятельности - система полученных научных знаний (идей, взглядов, теоретических положений, рекомендаций, предложений и т.д.) об уголовном законодательстве, преступлениях, наказаниях и иных уголовно-правовых явлениях.

Наука уголовного права призвана:

разрабатывать фундаментальные и частные проблемы теории уголовного права;

изучать российское уголовное законодательство, выявлять его эффективность, положительные стороны и недостатки, разрабатывать предложения по их устранению, проекты уголовно-правовых норм и федеральных законов о внесении изменений и дополнений в УК РФ;

исследовать соответствие норм российского уголовного права общепризнанным принципам и нормам международного права;

изучать зарубежное уголовное законодательство, выявлять наиболее эффективные решения уголовно-правовых вопросов с целью их использования в отечественном законотворчестве;

осуществлять научное толкование уголовно-правовых норм, способствующее их правильному и единообразному применению;

изучать и обобщать следственную, прокурорскую и судебную практику с целью выявления ошибок и недостатков в применении норм уголовного права, разрабатывать практические рекомендации по ее совершенствованию;

обеспечивать юридическое образование в стране подготовкой учебной, научной, методической и научно-популярной литературы.

Положения, выводы, рекомендации и предложения, выработанные в результате уголовно-правовых исследований, учитываются при подготовке и совершенствовании российского уголовного законодательства, принятии постановлений Конституционного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ по различным вопросам уголовного права, используются правоохранительными органами при организации борьбы с преступностью, применении уголовно-правовых норм, в частности, при квалификации преступлений, а также в процессе подготовки юридических кадров.

Предмет и методы науки уголовного права. Предметом (объектом) науки уголовного права являются: российское уголовное законодательство; нормы и институты других отраслей российского права, изучение которых необходимо для толкования норм уголовного права и разграничения правонарушений; зарубежное уголовное законодательство; международное уголовное право; история развития уголовно-правовых теорий и теоретических положений; история развития российского уголовного права; правоприменительная практика правоохранительных органов и судов.

Вопрос о включении в предмет науки уголовного права уголовно-правовой политики и социологии уголовного права является спорным. Так, по мнению С.Ф. Милюкова, социология уголовного права и уголовная политика должны находиться в рамках предмета криминологии32. Другие авторы обоснованно рассматривают уголовно-правовую политику и социологию уголовного права как направления, части науки уголовного пра- ва33. Уголовно-правовая политика определяет стратегию и тактику борьбы с преступностью средствами уголовного права и проявляется, в основном, в разработке, принятии и применении уголовного законодательства. Социология уголовного права изучает социальный механизм действия норм уголовного права, социальную обоснованность и обусловленность уголовно-правовых норм, криминализации и декриминализации деяний, их пенализации и депенализации, социальную эффективность уголовно-правового регулирования и правоприменительной деятельности.

Наука уголовного права пользуется различными методами исследования. Российские ученые-юристы для исследования уголовно-правовых явлений применяют: диалектический метод; общелогические методы: анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию; теоретические методы: аксиоматический, гипотетический, абстрагирование, обобщение, исторический, системного анализа и др.; эмпирические методы: описание, сравнение, моделирование и др.; частные методы: формально-юридический, конкретно-социологический и др.

Российские ученые-юристы для исследования уголовно-правовых явлений применяют диалектический метод, ибо законы диалектики имеют всеобщее значение, присущи развитию природы, общества и мышления. При изучении предметов и явлений диалектика рекомендует исходить из следующих принципов.

  1. Рассматривать изучаемые объекты в свете диалектических законов:

а) единства и борьбы противоположностей;

б) перехода количественных изменений в качественные;

в) отрицания отрицания.

  1. Описывать, объяснять и прогнозировать изучаемые предметы, явления и процессы, опираясь на философские категории: общего, особенного и единичного; содержания и формы; сущности и явления; возможности и действительности; необходимого и случайного; причины и следствия.
  2. Относиться к объекту исследования как к объективной реальности.
  3. Рассматривать исследуемые предметы и явления: а) всесторонне;

б) во всеобщей связи и взаимозависимости; в) в непрерывном изменении, развитии; г) конкретно-исторически.

  1. Проверять полученные знания на практике.

В философской и юридической литературе обращается внимание на необходимость использования для получения полноценных научных результатов диалектических принципов объективности, всесторонности, комплексности, историзма, конкретно-исторического подхода, единства теории и практики34.

Рассмотрим значение некоторых принципов, законов и категорий диалектики для науки уголовного права. В науке преступление рассматривается в свете закона единства и борьбы противоположностей. Под диалектическими противоположностями понимаются такие стороны того или иного предмета (явления, процесса), которые одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают друг друга. Отношение между противоположностями называется диалектическим противоречием. Применительно к преступлению противоречие выражается в противоположности поведения лица требованиям норм уголовного права. Преступное поведение, причиняющее или способное причинить вред физическим лицам, организациям, обществу и государству, и установленная государством уголовно-правовая норма - это две борющиеся противоположности, которые находятся в диалектическом единстве.

Поведение лица, не соблюдающего правила поведения, предусмотренные уголовным законом, и реагирование государства на это правонарушение можно рассмотреть в свете закона отрицания отрицания. Лицо, совершающее преступление, отрицает требования норм уголовного права. Государственное реагирование на преступление состоит в возбуждении уголовного дела, привлечении правонарушителя к уголовной ответственности и его наказании, т.е. в отрицании отрицания.

Категории общего, особенного и единичного принимаются во внимании при анализе объектов преступлений и их классификации. Преступление - это единичное, отдельные группы преступлений - особенное, а вся преступность - общее. С учетом этих философских категорий объекты преступлений делят на общий, родовой, видовой и непосредственный.

Часто используемый в науке уголовного права формально-юридический метод представляет собой особую систему способов и приемов исследования уголовно-правовых норм и явлений. Он включает в себя:

а) описание норм уголовного права;

б) установление уголовно-правовых признаков определенных явлений;

в) выработку уголовно-правовых понятий;

г) классификацию уголовно-правовых норм и явлений;

д) установление их природы под углом зрения теорий уголовного права;

е) описание, анализ и обобщение уголовно-правовой практики.

К конкретно-социологическим методам исследования относятся: изучение документов, опросы в форме анкетирования и интервью, метод экспертных оценок и др.

  1. Связь науки уголовного права с другими науками. Наука уголовного права тесно связана с науками уголовно-правового цикла (уголовного процесса, уголовно-исполнительного права, криминологии, криминалистики), другими юридическими науками (теории государства и права, административного, гражданского, налогового, международного права и пр.), а также с отдельными естественными и общественными науками. Эта связь проявляется в следующем. Во-первых, достижения науки уголовного права, ее категории, понятия, выводы и положения широко используются при исследовании проблем наук уголовно-правового цикла. Во-вторых, наука уголовного права опирается на положения общей теории права, использует результаты других наук. Например, наука уголовного права использует положения и выводы криминологии, касающиеся динамики, структуры и латентности отдельных видов преступности, обоснованности уголовно-правовых норм с точки зрения предупреждения преступлений, прогнозирования преступности и планирования борьбы с нею. Это позволяет определить уголовно-правовую политику в стране, своевременно и обоснованно криминализировать либо декриминализировать деяния и решить проблемы их наказуемости.

Связь между науками уголовного права и уголовно-процессуального права определяется тем обстоятельством, что уголовно-процессуальное право является формой применения норм уголовного права.

Связь науки уголовного права и науки уголовно-исполнительного права обусловлена тем, что уголовно-исполнительное право основано на нормах уголовного права, которые устанавливают основания, пределы, виды и правила назначения различных наказаний и иных мер уголовноправового характера, а порядок и условия их исполнения и отбывания, средства исправления осужденных определяется нормами уголовно-исполнительного права.

Данные судебной психиатрии используются при исследовании проблем вменяемости, невменяемости и ограниченной вменяемости, а также применения принудительных мер медицинского характера. При изучении проблем вины, мотивов и целей преступления, ответственности за преступления, совершенные в состоянии аффекта или в результате психического воздействия, нельзя обойтись без данных психологии.

При изучении преступлений против личности используются данные медицинских и психологических наук, например, судебной медицины, наркологии, токсикологии.

При изучении преступлений в сфере экономики используются результаты исследований в области гражданского, предпринимательского, налогового, финансового, банковского, таможенного права, а также данные экономических наук.

При изучении экологических преступлений исследователь не может не учитывать достижений наук экологии, экологического права, а также некоторых биологических и сельскохозяйственных наук.

  1. Общая характеристика современного состояния науки уголовного права. Наука уголовного права особенно интенсивно и плодотворно развивалась, начиная с последнего десятилетия XX века. Ученые-криминалисты обеспечили проведение реформы уголовного законодательства, соответствующего новому государственному и социально-экономическому строю: подготовили несколько проектов Уголовного кодекса Российской Федерации, построенных на принципиально иных концептуальных основах по сравнению с уголовным законодательством СССР и РСФСР; внесли определяющий вклад в разработку Модельного кодекса для государств-участников СНГ, принятого 17 февраля 1996 г.

Принятие нового законодательства вызвало необходимость его научного комментирования, исследования пробелов, недостатков и эффективности. За несколько лет вышло множество научно-практических комментариев Уголовного кодекса РФ и учебников по Общей и Особенной частям уголовного права. Среди них выделяется трехтомный курс лекций по российскому уголовному праву, подготовленный и опубликованный в 2007 г. проф. А.В. Наумовым.

После принятия нового УК РФ серьезной научной разработке подверглись проблемы: действия уголовного закона во времени и пространстве (А.И. Бойцов, А.Е. Якубов); конкуренции и коллизии правовых норм (А.С. Горелик, Л.В. Иногамова-Хегай, З.А. Незнамова и др.); принципов уголовного права (В.В. Мальцев, В.Д. Филимонов); объекта преступления (Г.П. Новоселов); субъективной стороны преступления и субъективного вменения (А.И. Рарог, В.А. Якушин и др.); квалификации преступлений и ответственности за преступления в сфере экономической деятельности (Б.В. Волженкин, Л.Д. Гаухман, Н.А. Лопашенко, П.С. Яни и др.) и против собственности (С.М. Кочои, А.И. Бойцов и др.); общей теории квалификации преступлений (Е.В. Благов, Л.Д. Гаухман, А.И. Рарог и др.).

Развитию научных исследований по уголовному праву и оживлению научной жизни способствовали: открытие в стране большого числа юридических учебных заведений и факультетов вузов, возросшая потребность в научно-педагогических кадрах, имеющих ученые степени; создание многочисленных диссертационных советов, которым было предоставлено право принимать к защите диссертации по специальности 12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право; увеличившиеся возможности опубликования результатов научных исследований в новых юридических издательствах и журналах «Уголовное право», «Юрист», «Следователь», «Юридический мир», «Российский юридический журнал» и др.

Вместе с тем, следует отметить и нерешенные проблемы. К их числу можно отнести проблемы: влияния изменений уголовного законодательства на поведение людей, динамику преступлений; измерения реальной общественной опасности отдельных деяний; соответствия отдельных видов наказания общественной опасности уголовных деяний; необходимости криминализации, декриминализации, пенализации и депенализации некоторых видов поведения людей; правильной квалификации отдельных видов преступлений.

Нельзя не сказать и о действительном значении уголовно-правовой науки и ценности некоторых научных исследований. К сожалению, многие научные исследования не востребованы законодателем и следственно-судебной практикой. Законодатель зачастую не учитывает рекомендации ученых при подготовке уголовных нормативно-правовых актов и внесении изменений и дополнений в статьи уголовного закона. Примером тому может служить отмена конфискации имущества и декриминализация ряда общественно опасных деяний Федеральным законом от 8 декабря 2003 г., несмотря на тяжелую криминогенную ситуацию в России и категорические возражения видных деятелей отечественной уголовно-правовой на- уки35. Дознаватели, следователи, прокуроры и судьи чаще ориентируются на складывающуюся в вышестоящих судах практику (порой ошибочную и противоречивую), нежели на научно обоснованные рекомендации ученых.

Понятием уголовное право обозначают учебную дисциплину, которая преподается в высших и средних учебных заведениях юридического профиля. Эта учебная дисциплина включена в качестве федерального компонента в государственные образовательные стандарты различных специальностей юридического профиля («Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность», «Правовое обеспечение национальной безопасности»). Эти стандарты содержат следующие дидактические единицы: понятие, предмет, метод, задачи уголовного права; принципы российского уголовного права; уголовный закон; уголовная ответственность; понятие преступления; состав преступления; неоконченное преступление; соучастие в преступлении; множественность преступлений; обстоятельства, исключающие преступность деяния; наказание и его цели; система и виды наказаний; назначение наказания; освобождение от уголовной ответственности и наказания; принудительные меры медицинского характера; особенности уголовной ответственности несовершеннолетних; понятие Особенной части уголовного права; характеристика составов преступлений, указанных в Особенной части Уголовного кодекса РФ; зарубежное уголовное законодательство.

Учебная дисциплина «Уголовное право» является фундаментальной и общепрофессиональной юридической дисциплиной, составляющей основу правоведения. Профессиональная подготовка юриста по этой дисциплине должна удовлетворять требованиям, указанным в Государственном образовательном стандарте, т.е. юрист должен уметь: собирать нормативную и фактическую информацию, имеющую значение для реализации уголовно-правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности; анализировать и толковать уголовно-правовые нормы; юридически правильно квалифицировать преступления и другие деяния, предусмотренные уголовным законом; анализировать следственную и судебную практику по уголовным делам; давать квалифицированные юридические консультации по уголовным делам; принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с уголовным законом; определять меры уголовной ответственности и наказания виновных, предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных преступлением прав.

Задачи изучения курса уголовного права состоят в том, чтобы привить курсантам, слушателям и студентам перечисленные умения, сформировать у них необходимый запас прочных теоретических знаний, базирующихся на законодательстве, обобщении судебной, прокурорский и следственной практики, воспитать профессиональное отношение к уголовному праву. От того, насколько правильно дознаватель, следователь, оперативный работник истолкуют и применят уголовный закон, зависит решение следующих вопросов: относится ли раскрытие и расследование данного преступления к их компетенции; можно ли задерживать подозреваемого и применить к нему меру пресечения в виде содержания под стражей или нельзя; допустимо ли освобождение лица от уголовной ответственности; как спланировать розыск преступника и расследование дела, какие розыскные и следственные версии выдвинуть; какие обстоятельства подлежат доказыванию по данному уголовному делу и решение многих других вопросов.

Литература

Конституция РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.constitution.ru/

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.03.2012) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=12681

Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации. /Под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева.- М.: ИНФРА-М, НОРМА, 2011.-876 с.

Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под ред. С.И. Никулина.- М.: Проспект, 2012. – 912 с.

Научная и учебная литература

Иванов В. Д. Уголовное право/В.Д. Иванов.- М.: Изд-во Приор, 2011.- 420 с.

Иванов Н.Г. Уголовное право России. Общая и Особенная части: Учебник для вузов. / Н.Г. Иванов. – М.: Экзамен, 2009. – 436 с.

Игнатов А.Н. Уголовное право России/А.Н Игнатов. – СПб: Питер, 2009. – 612 с.

Курс Российского уголовного права. Общая часть. /Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. – М.: Спарк, 2011. – 456 с.

Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть/ А.В. Наумов. М.: Проспект, 2010. – 514 с.

Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. Б.В. Здравомыслова. – М.: Юристъ, 2011. – 678 с.

Уголовное право РФ. Общая часть/ Под общ. ред. М.П. Журавлева, С.И. Никулина.- М.: Норма, 2011. – 570 с.

Уголовное право. Общая часть: учебник / отв. ред. И. Я. Козаченко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2012. – 720 с.

Уголовное право. Общая часть: Учебник под ред. А.И. Рарога. – М.: Проспект, 2011. – 516 с.

1 См.: Уголовное право. Общая часть: учеб. для вузов / отв. ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова. М., 2001. С. 18.

2 См.: Мальцев В.В. Введение в уголовное право. Волгоград, 2000. С. 144-145.

3 См.: Уголовное право. Общая часть: учеб. пособие / под ред. А.В. Шеслера. Тюмень, 2008. С. 15.

4 См.: Российское уголовное право: учеб.: в 2 т. Т. 1. Общая часть / под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, В.С. Комиссарова, А.И. Рарога. М., 2008. С. 8.

5 См.: Уголовное право России: курс лекций: в 6 т. Т. 1. Кн. 1 / под ред. Б.Т. Раз- гильдиева. Саратов, 2004. С. 64.

6 См.: Российское уголовное право. С. 8.

7 См.: Уголовное право. Общая часть: учеб пособие. С. 16.

8 См.: Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учеб. / под ред. А.И. Ра- рога. М., 2003. С. 8-9.

9 См.: Алексеев С.С. Общая теория права: учеб. М., 2009. С. 132.

10 См.: Фефелов П.А. Механизм уголовно-правовой охраны (основные методологические проблемы). М., 1992. С. 53.

11 См.: Лопашенко Н.А. Основы уголовно-правового воздействия: уголовное право, уголовный закон, уголовно-правовая политика. СПб., 2004. С. 71.

12 См.: Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учеб. С. 8; Уголовное право России / под ред. Ф.Р. Сундурова. Казань, 2007. С. 6.

13 См.: Лопашенко Н.А. Указ. соч. С. 71-72.

14 См.: Уголовное право России. Общая часть: учеб. для вузов / под ред. Ф.Р. Сун- дурова. Казань, 2003. С. 40.

15 См.: Мальцев В.В. Принципы уголовного права. Волгоград, 2001. С. 255-257.

16 См.: Уголовное право России: курс лекций: в 6 т. Т. 1. Кн. 1. Саратов, 2004. С. 139-140, 142.

17 См.: Уголовное право России. Часть Общая: учеб. для вузов / под ред. Ф.Р. Сун- дурова. Казань, 2003. С. 450.

18 См., например: Курс советского уголовного права: в 6 т. Т. 1. М., 1970. С. 9-11; Келина С.Г., Кудрявцев В.Н. Принципы советского уголовного права. М., 1988.

19 См.: Уголовное право. Общая часть: учеб. / под ред. В.Н. Петрашева. М., 1999. С. 58.

20 См.: Российское уголовное право. Общая часть: учеб. / под ред. Р.Р. Галиакбаро- ва. Саратов, 1994. С. 21-22; Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: учеб. / под ред. А.И. Марцева. Омск, 1998. С. 53.

21 См.: Уголовное право России: учеб. для вузов: в 2 т. Т. 1. Общая часть / отв. ред. А.Н. Игнатов, Ю.А. Красиков. М., 1999. С. 11; Лунеев В.В. Субъективное вменение. М., 2000. С. 5.

22 См.: Якушин В.А. Субъективное вменение и его значение в уголовном праве. Тольятти, 1998. С. 16.

23 См.: Коробеев А.И. Советская уголовно-правовая политика: проблемы криминализации и пенализации. Владивосток, 1987. С. 48-49; Комиссаров В.С. Борьба с преступностью мерами уголовного права (понятие, сущность, содержание). М., 1989. С. 10-13; Панченко П.Н. Советская уголовная политика. Общетеоретическая концепция борьбы с преступностью: ее становление и предмет. Томск, 1988. С. 87; Лопашенко Н.А. Указ. соч. С. 262-269: Основы государственной политики борьбы с преступностью в России. Теоретическая модель. М., 1997.

24 См.: Комиссаров В.С. Указ. соч. С. 13.

25 См.: Беляев Н.А. Уголовно-правовая политика и пути ее реализации. Л., 1986.


С. 23; Коробеев А.И. Указ. соч. С. 48.

26 См.: Основы государственной политики борьбы с преступностью в России. Теоретическая модель. М., 1997. С. 24-25.

27 См.: Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 1998. С. 54-56.

28 См.: Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: учеб. / под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. М., 2007. С. 18-19.

29 См.: Российское уголовное право: в 2 т. Т. 1. Общая часть: учеб. / под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, В.С. Комиссарова, А.И. Рарога. М., 2006. С. 463.

30 См.: Российская газета. 2001. 18 июля.

31 См.: Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть: курс лекций. М., 1999. С. 117-119; Уголовное право России. Общая часть / под ред. Ф.Р. Сундурова. Казань, 2007. С. 17; Ображиев К. Судебный прецедент в уголовном праве России // Уголовное право. 2004. № 3. С. 56-58.

32 См.: Милюков С.Ф. Российское уголовное законодательство: опыт критического анализа. СПб., 2000. С. 28-29.

33 См.: Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: учеб. / отв. ред. Б.В. Здравомыслов. М., 1996. С. 13; Криминология: учеб. / под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунеева. М., 2004. С.7.

34 См.: Кохановский В.П. Философия для аспирантов: учеб. пособие / В.П. Коха- новский, Е.В. Золотухина, Т.Г. Лешкевич, Т.Б. Фатхи. Ростов-н/Д, 2003. С. 314316; Папковская П.Я. Методология научных исследований: курс лекций. Мн., 2002. С. 12-13; Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: учеб. М., 2006. С. 23-25.

35 См.: Лунеев В.В. Науки криминального цикла и борьба с преступностью // Уголовное право. 2008. № 6.

НАУКА УГОЛОВНОГО ПРАВА