Анализ бросковой деятельности центральных нападающих (разыгрывающих) мужских команд-участниц полуфинала чемпионата мира 2013 года (Испания)

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

СПОРТИВНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ СПОРТИВНЫХ ИГР И ЕДИНОБОРСТВ

КАФЕДРА СПОРТИВНЫХ ИГР

Дипломная работа

Тема: Анализ бросковой деятельности центральных нападающих (разыгрывающих) мужских команд-участниц полуфинала чемпионата мира 2013 года (Испания).

Исполнитель:
студентка 4 курса 141 группы

Василевич Е.

Pуководитель:
к.п.н., доцент

А.Г. Мовсесов

Работа защищена на__________ «_____» ________________2013 года

Протокол №_____ от «_____» _________________________2013 года

Минск 2013


ВВЕДЕНИЕ

Гандбол как представитель спорта высших достижений прошел длительный (более чем столетний) период исторического развития. В связи с этим он достиг высокой степени совершенства в наши дни как в отношении двигательного содержания игры (ее техники и тактики), так и в отношении информационно-методического обеспечения процесса подготовки высококвалифицированных гандболистов, который во многом зависит от того, насколько в нем эффективно используются самые современные показатели соревновательных действий игроков и команд высшей спортивной квалификации, участников и участниц наиболее крупных международных соревнований, таких как чемпионаты мира.

С учетом отмеченного в практике подготовки высококвалифицированных спортсменов (в данном случае гандболистов) большое значение имеют точные количественные данные о соревновательной деятельности этих спортсменов в названных играх. Такое значение эти данные имеют, прежде всего, в связи с тем, что только при их наличии в учебно-тренировочном процессе, проводимом с квалифицированными и высококвалифицированными спортсменами (гандболистами), можно реализовать так называемую спортивно-эталонную функцию соревнований, поскольку именно показатели подготовленности ведущих гандболистов мира становятся теми модельными характеристиками, на достижение которых чаще всего ориентирован названный учебно-тренировочный процесс спортсменов.

Соревновательная деятельность в гандболе, характеризуется многочисленными показателями, определяющими эффективность действий спортсмена и команды в целом. Эти показатели - своеобразные критерии действий спортсмена. И поэтому их учет позволяет не только отразить и воспроизвести процесс соревнования и поведения спортсмена и команды, но и планировать и корректировать дальнейшую подготовку.

Специалисты отмечают, что эффективность соревновательной деятельности гандболистов, является одним из главных показателей, отражающих уровень подготовленности спортсмена, и требует непременного учета в процессе спортивного отбора, ориентации и контроля.

В этой связи, на наш взгляд исследование показателей соревновательной деятельности ведущих команд мира, является актуальной и важной задачей, которая выявит современные тенденции изучаемых показателей, и позволит учитывать их в процессе спортивной подготовки.


ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. Педагогический контроль соревновательной деятельности спортсменов

Контроль соревновательной деятельности спортсменов так же, как и контроль отдельных сторон их подготовленности характеризуется в ряде источников по общим вопросам теории и методики физической культуры и спорта [10,24,26].

В системе управления подготовкой спортсменов важное место принадлежит контролю за соревновательной деятельностью. Он является неотъемлемой частью управления.

Но наиболее полно как предмет обучения в высших физкультурных вузах педагогический контроль за соревновательной деятельностью рассматривается в трёх главах из пяти учебника «Спортивная метрология» [10]. В главе «Метрологические основы контроля эффективности соревновательной деятельности» её автор В.Л.Уткин пишет, что об эффективности соревновательной деятельности можно судить по результату показанному на соревнованиях или предсказанному на основании расчётов или прикидок. Однако итоговый соревновательный результат не содержит информации о ходе состязания, следовательно, не позволяет выявить сильные и слабые стороны подготовленности спортсмена и наметить пути устранения недостатков. Этим целям служат другие показатели, получаемые путём объективной регистрации соревновательной деятельности и анализа её состава (из каких элементов состоит) и структуры (как эти элементы связаны друг с другом). Эта регистрация осуществляется в процессе обследования соревновательной деятельности (ОСД). Основными направлениями обследования являются:

1) определение общего числа и результативности технико-тактических действий;

2) определение эффективности и устойчивости спортивной техники;

3) контроль за спортивной тактикой;

4) измерение физиологических и биохимических реакций организма в условиях соревнований и непосредственно после их завершения;

5) контроль за психическими состояниями.

Активность и результативность технико-тактических действий оценивают при контроле в спортивных играх и единоборствах.

Активность определяют общим числом выполняемых технико-тактических действий. Например, подсчитывают общее число атак футбольной команды на ворота соперника [22, 23, 25].

Для суждения о результативности отдельно фиксируют число успешно и неудачно выполненных действий. Затем вычисляют процент успешности (процент успеха) и процент брака. «Процент успешности» называется отношение числа успешно выполненных действий к их общему числу. Процентом брака - отношение числа неудачных действий к общему числу. Очевидно, что сумма процента успешности и брака равна 100%. Далее автор отмечает, что специфика каждого вида спорта предопределяет набор показателей активности и результативности и приводит пример из волейбола. Он пишет: «Например, в волейболе представляет интерес результативность нападения, блокирования, передач, подач и т.д. Измерение результативности подач (в волейболе, теннисе и т.д.) имеет свои особенности. В результате подачи мяч может быть выигран, проигран, или уйти в игру (нейтральный исход). Поэтому сумма процентов брака и успехов подачи в данном случае меньше 100% на величину отношения числа нейтральных случаев исходов к общему числу подач».

Важное методологическое значение имеют указания о разновидностях эффективности техники.

Этот вопрос в учебнике по метрологии характеризуется в специальном параграфе «Разновидности оценок эффективности техники».

В нем написано: «Различают три разновидности оценок эффективности технического мастерства (ТМ)»:

1) интегральную - оценивается эффективность упражнения в целом;

2) дифференцированную, связанную с оценкой некоторых элементов соревновательного упражнения;

3) дифференцированно-суммарную - после определения эффективности каждого элемента техники суммируются и выводится общая оценка ТМ спортсмена».

1.2. Контроль над процессом подготовки спортсменов высокой квалификации

На уровне высшего спортивного мастерства ряд авторов рассматривают соревновательную деятельность в качестве важнейшей формы комплексного контроля, а достижение спортивных результатов - как один из ведущих критериев успешности и правильности воспитательного и учебно-тренировочного процессов. В связи с этим при управлении тренировочным процессом предлагается сконцентрировать усилия на анализе соревновательной деятельности команды и отдельных ее игроков, ибо только в условиях ответственных соревнований в полной мере проявляются положительные и отрицательные стороны подготовленности спортсменов и, только глубоко изучив соревновательную деятельность, можно разработать адекватную ей систему тренировки.

Другая группа специалистов указывает, что спортивный результат не может служить критерием эффективности тренировочного процесса, так как по нему нельзя всесторонне оценить сильные и слабые стороны подготовленности спортсменов, определить эффективные направления тренировочного процесса.

Наиболее убедительной является точка зрения, что спортивный результат зависит от ряда основополагающих характеристик соревновательной деятельности, в значительной мере независимых друг от друга, что необходимо установить четкое субординационное отношение между структурой соревновательной деятельности и структурой подготовленности. Важно знать факторы подготовленности, обеспечивающие эффективность соревновательной деятельности. Отсюда следует, что вся система совершенствования отдельных компонентов подготовленности должна увязываться с узловыми компонентами соревновательной деятельности, так как между ними существует четкая субординация[1, 3, 11].

Система включает в себя следующее: 1) спортивный результат как интегральная характеристика подготовленности спортсмена; 2) основные компоненты соревновательной деятельности; 3) интегральные качества, определяющие эффективность выполнения основных составляющих соревновательной деятельности; 4) основные функциональные параметры, обеспечивающие эффективное выполнение соревновательного упражнения; 5) частные показатели.

Полное решение проблемы о критерии эффективности построения тренировочного процесса обеспечивается лишь комплексным контролем.

В практике спорта для оценки эффективности применяемых соревновательных и тренировочных нагрузок используются специальные контрольные испытания (тесты), определяющие различные стороны подготовленности спортсменов.

Контроль соревновательной деятельности гандболистов должен быть направлен на оценку спортивного мастерства игроков, определение вклада каждого спортсмена в общекомандный результат и служить основанием для целесообразной коррекции и необходимой индивидуализации учебно-тренировочного процесса.

1.3. Моделирование и модельные характеристики в гандболе

За последние годы значительно усилился интерес к исследованию соревновательной деятельности спортсменов. Необходимость этого вызвана широким распространением нового перспективного направления в управлении системой подготовки спортсменов, основанного на целевом программировании. Существенной особенностью указанного направления является моделирование спортивной деятельности. Создаются модели подготовки, соревновательной деятельности команды, отдельного спортсмена. Разрабатываются они на основе специфики гандбола, выделения факторов, обусловливающих достижение высоких результатов.

В гандболе проблема моделирования может быть решена на следующем уровне: 1) модель соревновательной деятельности; 2) спортсмена - модельные характеристики его мастерства, прогнозирования его результата; 3) системы спортивной подготовки - модель ее планирования, моделирование в условиях тренировки; 4) системы развития гандбола в мире и прежде всего олимпийского гандбола.

В спорте под понятием "модель соревновательной деятельности" подразумевается совокупность показателей и отношения между ними, которые удовлетворяют требованиям решения общей задачи деятельности. Имея модель, можно определить стратегию подготовки, выбрать средства и методы тренировки, оптимальные параметры выполняемой спортсменами нагрузки. В учебно-тренировочном процессе становится возможным моделирование реальных условий протекания состязаний и их отдельных фрагментов. Кроме этого изучение соревновательного упражнения служит углублению знаний в области теории и. методики конкретного вида спорта.

Сейчас большое значение уделяется разработке моделей сильнейших спортсменов. Блок-схема модели содержит три уровня в соответствии с общими представлениями об их субординационных взаимоотношениях. Первый уровень - соревновательная деятельность, куда входит характеристика сильнейших спортсменов в ответственных соревнованиях. Второй уровень - модель мастерства, включающая характеристики физической, технической, тактической подготовленности спортсмена, находящегося в состоянии спортивной формы. Третий уровень - модель спортивных возможностей, включающая характеристики функциональной и психической подготовленности, морфологических особенностей, возраста и спортивного стажа занятий [12, 15, 22, 30].

Модельные характеристики - это идеальные характеристики состояния спортсмена, в котором он может показать результаты, соответствующие мировым достижениям. Применительно к условиям деятельности в гандболе модельные характеристики - это те, которые оказывают решающее влияние на исход борьбы, показывают меру соответствия соревновательной деятельности передовым тенденциям ее развития и могут объективно оцениваться как в отношении соревновательной деятельности, так и по каждому виду используемых действий.

Выделяют три подхода в определении количественных показателей, характерных для заданного уровня. Первый связан с усреднением показателей, отражающих возможности ведущих спортсменов с учетом индивидуальных различий и диапазона возможных колебаний. Второй подход предполагает изучение спортсменов различной квалификации, установление зависимости между уровнем спортивного мастерства и динамикой изменений по конкретному показателю с последующей коррекцией полученных данных до уровня заданного результата. Третий подход нацеливает на определение жестких количественных параметров.

Суть подхода состоит в том, что у отдельных выдающихся спортсменов регистрируются максимально доступные величины того или иного показателя, которые и используются в качестве модельных характеристик. По разнице между полученными при обследовании конкретного спортсмена и модельными величинами выявляются недостатки и определяются резервы дальнейшего совершенствования.

Модели, используемые в процессе подготовки гандболистов, можно разделить на две группы. В первую группу входят следующие:

  1. модели соревновательной деятельности, необходимые для достижения заданного результата;
  2. морфофункциональные модели, отражающие морфологические особенности организма и возможности отдельных функциональных систем, обеспечивающих достижение заданного уровня спортивного мастерства;
  3. модели подготовленности гандболиста.
    Во вторую группу входят:
  4. модели многолетней подготовки;
  5. модели этапов многолетней подготовки, макроциклов и периодов тренировки;
  6. модели тренировочных этапов мезо- и микроциклов, тренировочных занятий;
  7. модели тренировочных заданий и отдельных упражнений.

Модели соревновательной деятельности, достижение которых связано с выходом гандболистов на уровень заданного спортивного результата, являются тем системообразующим фактором, который определяет структуру и содержание процесса подготовки на данный этап.

1.4. Соревновательная деятельность в системе спортивной подготовки гандболистов

Изучение соревновательной деятельности гандболистов позволяет выявить факторы, влияющие на результат матча, разработать модели игры для спортсменов различных амплуа, определить тенденции развития игры и технико-тактические особенности игры отдельных команд, получить данные о сильных и слабых сторонах подготовленности игрока команды, провести коррекцию тренировочного процесса с учетом анализа игровой деятельности.

Обследование соревновательной деятельности является важной составной частью комплексного педагогического контроля. Для управления подготовкой спортсменов высокой квалификации необходима объективная информация о степени реализации их подготовленности в условиях соревнования. Практика показала, что процесс спортивной подготовки нужно строить в соответствии с запросами соревновательной деятельности, а не абстрагируясь от нее. В гандболе соревнование является одним из основных методов интегральной подготовки, а средством этой подготовки является специально организованная и управляемая двусторонняя учебная игра.

Исследования соревновательной деятельности гандболистов ведутся в двух направлениях. С одной стороны, это получение данных для создания модели соревновательной деятельности с целью ее моделирования в условиях тренировки. С другой - это получение данных о динамике показателей отдельных игроков с целью контроля эффективности их подготовленности. Недостаточная разработка количественных характеристик является тормозом комплексной оценки соревновательной деятельности. Большая трудность получения этих данных заключается в том, что конечный результат выступления команды достигается в различных соревнованиях с разным соперником.

Особенно остро стоит вопрос об оценке индивидуального вклада спортсмена в достижение результата. В этих направлениях и ведутся в основном исследования по анализу и оценке соревновательной деятельности спортсменов - игровиков высокой квалификации. Для контроля любой деятельности нужен эталон, на который следует равняться, который может служить целью всего процесса деятельности. Для этого создается базовая модель, которая и включает в себя необходимые ориентиры для сравнения с объективными данными.

Количество технико-тактических действий в гандболе весьма велико и оперативная оценка всего их многообразия не только невозможна с помощью ограниченного числа наблюдателей, но и нецелесообразна практически. Поэтому для оптимизации контроля необходимо выделить наиболее значимые для общего соревновательного успеха игровые параметры. Одной из характерных особенностей гандбола является наличие спортсменов, выполняющих различные игровые функции. Вследствие этого их соревновательная деятельность имеет конкретные содержательные особенности.

Для управления тренировочным процессом и процессом комплектования команд в гандболе необходимо:

- наличие модели коллективной игры, обусловливающей эффективную соревновательную деятельность команды;

- наличие моделей игры спортсменов конкретных амплуа, отвечающих требованиям модели коллективной игры;

- наличие критериев соревновательной деятельности, обусловливающих эффективную игру команды и спортсменов конкретных амплуа.

Главной отправной точкой построения общекомандной модели служит спортивный результат. С учетом системы проведения соревнований (круговой, с выбыванием или смешанной) и специфики исследования его эквивалентом может выступить занятое командой в состязаниях место или процент набранных ею очков из числа возможных.

В гандболе ведущим качественным показателем атакующей деятельности следует считать результативность нападения - процентное соотношение заброшенных мячей к общему количеству предпринятых командой атак. Результативность оборонительной деятельности - надежность защиты можно выразить процентным отношением нерезультативных атак соперника к общему количеству предпринятых им попыток взятия ворот.

1.5. Модели соревновательной деятельности разыгрывающих игроков

В недалеком прошлом в гандболе стоял спорный вопрос: что важнее — универсализация или специализация игрока? Сегодня этот «вопрос» звучит однозначно: теория и практика игры пришли к единому выводу о целесообразности специализации игроков по функциям. Функции игроков определяются необходимостью наиболее четко выполнять определенные действия на определенном игровом месте. Отсюда — тройственная задача подготовки каждого нападающего: в совершенстве освоить функции основного игрового места; отлично овладеть смежным амплуа; хорошо выполнять (при необходимости) наступательные действия на других игровых местах. Кроме того, формирование квалифицированного нападающего идет и по пути совершенствования в универсальных приемах нападения.

Деятельность игроков в составе спортивной игры гандбол в процессе соревнований предполагает поочередное выполнение двух основных функций: нападения и обороны. Распределение игроков по функциям - один из основных принципов игровой деятельности. Эти функции при важности той и другой имеют свои особенности, но общее их значение состоит в том, что только при четком распределении ролей можно добиться организованного, целенаправленного, подчиненного определенным закономерностям процесса, как в соревнованиях, так и в тренировке. При этом гандболист выступает то в роли нападающего, то в роли защитника, каждый раз беря на себя ответственность за успех выполнения требований определенного амплуа то в нападении, то в защите.

Центральный нападающий (разыгрывающий). Организатор всех атак команды, диспетчер, способствующий взаимодействию между линиями и флангами нападения. Его основное место — в центре задней линии нападения. От его умения четко выполнять свои функции часто зависит общий успех команды. При прочих равных условиях побеждает команда, у которой в действиях разыгрывающего больше выдумки, инициативы, личной дисциплины, атакующего порыва, организованности. Разыгрывающий должен отлично владеть техникой передач и ловли мяча, уметь импровизировать и мощно бросать мяч в ворота.

Желательно, чтобы центральный нападающий имел рост выше среднего, был атлетически сложен и вынослив. Он более других должен проявлять выдержку, хладнокровие, смелость, расчет в самых сложных ситуациях игры, хорошо осмысливать игру и иметь склонность к комбинационным действиям, а также предвидеть развитие событий на площадке.

Зона действий в нападении центрального разыгрывающего характеризуется местонахождением игрока, которое обеспечивает наиболее выгодные условия для организации и проведения тактических комбинаций как команды в целом, так и отдельных ее звеньев. Находясь в центре, игрок получает все необходимые условия для установки коммуникаций с партнерами. Ему вменяется в обязанность выполнить функции организатора командных действий. Данный игрок должен уметь не только предложить программу действий в конкретном игровом эпизоде, но и суметь ее реализовать усилиями «ведомых». Центральному разыгрывающему игроку должен соответствовать такой тип личности, который отличается, прежде всего, способностью навязывать свою программу и организовать действия партнеров. В связи с этим разыгрывающий в наибольшей степени соответствует типу личности «лидер».

Соревновательная деятельность в нападении разыгрывающих игроков описывается четырьмя факторами. Содержание ведущего фактора «диспетчерские функции» определяют четыре показателя: частота голевых передач мяча в контратаке; степень игровой активности; частота индивидуального обыгрывания и проходов; частота голевых передач мяча партнерам в позиционном нападении.

Во втором факторе «полезность игры» сгруппировались три характеристики: полезность атакующих действий; успешность применения игровых приемов; успешность розыгрыша мяча в позиционном нападении.

В третьем факторе «активная угроза" выделился лишь один игровой параметр - количество атак с дальних и средних дистанций.

Также один показатель определяет суть четвертого фактора «агрессивность в контратаке» - частота завершения контратак.

Успешность любой коллективной деятельности, направленной на достижение определенной цели, предполагает наличие оптимальной организационной структуры, четкое распределение функциональных обязанностей и эффективное их выполнение. Это позволяет значительно оптимизировать управление процессами профессионального обучения и совершенствования.

Наиболее значимые для объективной оценки спортивного мастерства нападающих игровые показатели:

  • полезность игры;
  • результативность бросков мяча в ворота;
  • количество голевых передач мяча партнерам;
  • количество допускаемых потерь мяча до броска;
  • количество заработанных штрафных бросков.


1.6. Контроль соревновательной деятельности полевых игроков различного амплуа

В практике современного спорта необходимость эффективного контроля и объективной оценки соревновательной деятельности обще признана. Это обусловлено важностью своевременной и обоснованной коррекции учебно-тренировочного процесса с целью его оптимизации. Контроль соревновательной деятельности в гандболе должен быть направлен на оценку спортивного мастерства игроков, определение вклада каждого спортсмена в общекомандный результат и служить основанием для целесообразной коррекции и необходимой индивидуализации учебно-тренировочного процесса.

Для контроля соревновательной деятельности разработано большое число показателей и методик их регистрации, количественно отражающих объем, разносторонность и эффективность действий, как отдельных игроков, так и команды в целом. Осуществляют контроль, используя различные методы записи игровых действий спортсменов. Можно использовать кодовую запись, графическое изображение на схеме игровой площадки, стенографическую запись, речевую запись действий игрока на магнитофонную ленту, видеозаписывающую аппаратуру с последующим анализом игровых действий.

Использование заранее разработанного протокола - наиболее рациональный вариант регистрации соревновательной деятельности. Такой подход дает возможность получать всестороннюю информацию о действиях игроков, выявлять как положительные, так и отрицательные стороны подготовленности, а также достаточно подробно характеризовать действия всей команды. Применение специального протокола контроля значительно упрощает работу наблюдателя, позволяя фиксировать количество и качество выполнения основных игровых приемов в форме, удобной для последующего анализа, а также предоставляет возможность оперативно обрабатывать результаты наблюдения.

В настоящее время перспективным направлением регистрации и оперативной обработки результатов контроля соревновательной деятельности является использование персональных ЭВМ. Для практического применения современной техники нужна соответствующая программа, которая должна формировать массив исходных данных, производить его последующую обработку и выдавать результат в удобной форме.

В число ведущих критериев соревновательной деятельности в гандболе включаются показатели результативности, эффективности и активности. Высокое спортивное мастерство характеризуется надежностью и безошибочностью действий. Под игровой активностью понимается стремление спортсменов принять участие в возможно большем количестве игровых ситуаций. Однако активность, проявляющаяся в большой подвижности, не всегда бывает полезной. Она должна диктоваться здравым смыслом и являться своевременной и тактически оправданной.

Иногда смешивают понятия результативность, успешность и эффективность игровой деятельности. Под эффективностью надо понимать полезность или целесообразность деятельности, которая значительно зависит от выполнения игровых функций спортсмена в составе команды.

Это значит, что целесообразно фиксировать только те приемы, использование которых повлекло за собой существенное изменение игровой ситуации. Успешное использование гандболистом конкретного технико-тактического действия отмечается в соответствующей графе протокола знаком плюс (+), а неудачное - знаком минус (-). Особых трудностей не возникает лишь при рассмотрении бросков мяча в ворота - результативный бросок является одновременно успешным, а не приведший к взятию ворот соперника - неудачным.

Таким образом, проведенный нами анализ специальной литературы подтвердил актуальность выбранной темы и позволил сформулировать цель и задачи исследования, а так же выбрать пути для реализации намеченных планов, позволил уточнить направление и содержание исследований и способствовал в дальнейшем правильной интерпретации полученных результатов.

ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Характеризуемые в нашей работе исследования проводились с целью определения показателей бросковой деятельности и ее эффективности высококвалифицированными гандболистами в составе команд-участниц полуфинала мужского чемпионата мира по гандболу 2013 года в Испании. Для реализации названной цели в дипломной работе осуществлен анализ бросковой деятельности по материалам официального сайта Международной федерации гандбола (IHF).

Для достижения поставленной цели предстояло решить следующие задачи:

  1. Подбор аналитического материала.
  2. Систематизация полученных данных.
  3. Математическая обработка и анализ собранного исследовательского материала.

В процессе проведения исследования были использованы следующие методы:

  1. Анализ и обобщение литературных источников по данному вопросу.
  2. Анализ официальной статистики чемпионата мира 2013 года среди мужских команд.
  3. Математическая обработка полученных результатов.

2.1. Анализ и обобщение литературных источников по данному вопросу.

Изучение литературы проводилось в течение всего периода написания работы. В основном была использована специальная литература. Всего было проанализировано 33 источника. Из них чаще всего использовались работы таких авторов как В.Я. Игнатьева, В.И. Тхорев, И.В. Петрачева, Ю.Д.Железняк,

Анализ литературы позволил уточнить направление и содержание исследований и способствовал в дальнейшем правильной интерпретации полученных результатов.

2.2. Анализ официальной статистики чемпионата мира 2013 года среди мужских команд.

Сбор данных о бросковой деятельности разыгрывающих игроков ведущих команд мира проводился по материалам официального сайта Международной федерации гандбола и официального сайта чемпионата мира 2013 года среди мужских команд (http://www.ihf.info/IHFCompetitions/WorldChampionships/MensWorldChampionships/MensHandballWorldChampionship Spain 2013).

2.3. Математическая обработка полученных результатов.

В процессе математической обработки полученных данных выполнялся количественный, качественный и сравнительный анализ произведенных, результативных бросков игроками команд-участниц полуфинала чемпионата мира 2013 года с позиций разыгрывающих нападающих, на протяжении всего турнира.


ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В полуфинале мужского Чемпионата мира 2013 сошлись сборные команды Испании, Словении, Дании и Хорватия. Сборная Испании встречалась с командой Словении, а вторую путевку в финал разыгрывали сборные команды Дании и Хорватии. По результатам этих матчей в борьбе за золото сошлись представители Испании и Дании. Хозяева одержали убедительную победу со счетом 35:19.

В итоге места распределились следующим образом:

  1. Испания; 2. Дания; 3. Хорватия; 4. Словения.

Каждая из команд этой четверки провела на турнире по 9 матчей. В этой связи нам представляется возможным проследить и оценить тот вклад, который внесли игроки, выступавшие в амплуа разыгрывающих, в общий результат своих команд.

В целом, общее количество бросков сборной команды Словении в ворота соперников на протяжении турнира составило 406. В среднем выходит по 45,1 броска за игру. Из них 258 бросков достигли цели, что соответствует 63% результативности (рис. 1). При этом завершение атак с позиций разыгрывающих игроков производилось 84 раза, что соответствует 20,7% от общего количества выполненных бросков. Что же касается результативности разыгрывающих сборной Словении, то она соответствует 52,4% (44 гола). От общего числа заброшенных мячей командой Словении в ворота соперников, на долю разыгрывающих нападающих в реализации позиционных атак приходится 17,1%.

Рисунок 1. Количественное соотношение бросков и голов выполненных игроками сборных-участниц полуфинала чемпионата мира 2013 года со всех позиций.

Анализируя бросковую деятельность нападающих сборной Хорватии можно сказать, что в 9-ти матчах чемпионата мира они выполнили в общей сложности 433 броска (в среднем 48,1 броска за игру) по воротам соперников, из которых 266 достигли цели. Так общая результативность составила 61%. Разыгрывающие игроки пытались атаковать 71 раз (16,4% от общего количества), при этом 40 раз удачно (56,3%). Общая результативность бросковой деятельности разыгрывающих игроков сборной Дании равна 15%.

Серебряные призеры чемпионата мира 2013 года, сборная команда Дании совершила 463 броска в ворота соперников на протяжении 9 матчей (в среднем 51,4 броска за матч). Из них 291 достигли цели, что составило 62,9% результативности. В этом количестве бросков разыгрывающие игроки участвовали 38 раз (8,2% от общего количества) и 20 попыток (6,9% от общего количества) завершились взятием ворот (рис. 2).

Рисунок 2. Количественное соотношение выполненных и результативных атак разыгрывающих игроков команд-участниц полуфинала чемпионата мира 2013 года.

Что же касается обладателей золотых медалей этого чемпионата, сборной команды Испании, то мы видим, что общее количество бросков в ворота соперников, на протяжении 9 матчей составило 467, из которых точными были 280 (60%). В среднем, по 51,9 броска за игру. Разыгрывающие игроки этой команды участвовали в завершении атак 61 раз (13% от общего количества) и 36 из них удачно, что составило 12,9% при 51% результативности (рис. 3).

Обобщая полученные результаты, хочется обратить внимание на следующие моменты.

Среднее количество бросков за игру является показателем доминирования команды над соперниками, поскольку оно характеризует время владения мячом, тщательность подготовки завершения атаки.

В этом компоненте наименьший результат у сборной Словении (45,1), второй по возрастанию показатель у сборной Хорватии (48,1), у Дании - 51,4, а у Испании - 51,9.

Рисунок 3. Количественное соотношение общего числа заброшенных мячей к количеству результативных атак разыгрывающих команд-полуфиналисток чемпионата мира 2007 года.

Все вышесказанное полностью влияет на следующий показатель – результативность. Наивысшая результативность в бросках по воротам (63,5%) зафиксирована у сборной Словении. На втором месте по этому показателю сборная Дании – 62,9%. У бронзового призера команды Хорватии результативность составляет 61,4% и у сборной Испании общий процент результативности равен 60%.

Из рисунка 4 видно, что наибольшее количество бросков с позиций разыгрывающих было выполнено сборной Словении (84), второе место по этому показателю занимает сборная Хорватии (71), третье место у сборной Испании – 61 бросок. Реже всех с центральных позиций задней линии атаковали игроки сборной команды Дании – 38 раз. Однако процент результативности бросков центральных расставил команды в следующем порядке: 1. Испания (59%), 2. Хорватия (56,3%), 3. Дания (52,6%), 4. Словения (52,4%).

Рисунок 4. Количественное соотношение бросков центральных игроков к общему числу бросков команд-полуфиналисток ЧМ-2013.

В целом суммарный показатель бросковой деятельности разыгрывающих игроков-участников полуфинала чемпионата мира 2013 года составил 254 броска в 9 матчах (в среднем 28,2 за матч). Суммарная результативность при этом равна 55,1% (140 голов).


ВЫВОДЫ

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. На долю разыгрывающих игроков ведущих мужских команд мира по результатам чемпионата мира 2013 года приходится 14,4% атак ворот соперника. При этом количество заброшенных мячей в процентном выражении от общего количества равно 12,8%.
  2. Наилучший показатель результативности в бросках с позиций разыгрывающих продемонстрировали игроки сборной Испании – 59% и Хорватии – 56,3%.
  3. В среднем процент реализации бросков со всех позиций составляет 61,9%. Командные же результаты распределились следующим образом: Словения - 63,5%; Дания - 62,9%; Хорватия- 61,4%; Испания - 60%. Такой порядок в свою очередь совершенно не соответствует занятым командами местам.
  4. Средний показатель реализации бросков с позиции разыгрывающих команд-полуфиналистов чемпионата мира 2013 года равен 55,1%. Командные результаты получились следующими: Испания - 59%; Хорватия - 56,3%; Дания - 52,6%; Словения - 52,4%.


ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

На основании проведенного исследования хочется обратить внимание специалистов и всех заинтересованных лиц на то, насколько редко разыгрывающие игроки угрожают воротам соперников, в соотношении с игроками других амплуа.

Из этого следует, что первостепенная роль центральных нападающих заключается в организации атакующих действий команды, розыгрыша мяча до верного, при позиционных атаках и своевременного развертывания контратакующих действий. Можно сказать, что если не учитывать в результативных бросках количество исполненных семиметровых штрафных бросков, то количество угроз с игры со стороны разыгрывающих еще более уменьшится. А по этому, рекомендуем пересмотреть подходы в методике технической и тактической подготовки игроков амплуа разыгрывающего с учетом результатов наших изысканий.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе нами проведен подробный анализ соревновательной деятельности разыгрывающих игроков команд участниц чемпионата Мира в Испании, в результате которого определено количество и эффективность бросков в ворота соперников у гандболистов ведущих команд планеты.

По результатам исследования выявлено, что основная роль при завершении позиционных атак центральным игрокам не принадлежит.

Не велик их вклад и при завершении контратакующих действий, что свидетельствует о главном диспетчерском предназначении гандболиста в амплуа разыгрывающего.

По итогам проведенного исследования сформулированы соответствующие выводы и даны практические рекомендации.

Поставленные в работе цель и задачи были, таким образом, успешно решены.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Баландин В.И. Прогнозирование в спорте / В.И. Баландин, Ю.М.
    Блудов, В.А. Плахтиенко. - М.: Физкультура и спорт, 1986.
  2. Блохин А.В. Специальная подготовленность гандболистов вы-
    сокой квалификации в длительном соревновательном периоде: дис... канд.
    пед. наук: защищена 00.00.05./ А.В. Блохин. - М.: 2003.
  3. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных на-
    грузок / М.А. Годик. - М.: Физкультура и спорт, 1982.
  4. Гусев А.В. Специальная подготовка гандбольных вратарей-
    женщин: дис.... канд. пед. наук: защищена 00.00.05./А.В. Гусев. - М., 2000.
  5. Запорожанова Л.П. Педагогические аспекты отбора и прогнози-
    рования результатов в спорте по показателям- латентного периода двига-
    тельной реакции: (на примере гандбола): автореф. дис... канд пед. наук:
    защищена 00.00.05. / Л.П. Запорожнова. - Киев, 1982.
  6. Игнатьева В.Я. Гандбол: учебное пособие для физкультурных
    вузов/В.Я. Игнатьева. - М.: Физкультура и спорт, 1983.-314с.
  7. Игнатьева В.Я. Оценка соревновательных и тренировочных на-
    грузок гандболистов: дис... канд. пед. наук: защищена 00.00.05. / В.Я. Иг-
    натьева. - М, 1983.
  8. Игнатьева В.Я. Многолетняя подготовка гандболистов (теория,
    методика и организация): дис... д-ра пед. наук: защищена 00.00.05. /
    В.Я. Игнатьева. - М., 1995.
  9. Клусов Н.П. Тактика гандбола. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 151 с.: ил.
  10. Латышкевич Л.А. Гандбол: учебное пособие для ИФК / Л.А. Латышкевич, И.Е. Турчин, Л.Р. Маневич. - Киев: Здоровье, 1987.- 300с.
  11. Макаров Ю.М. Текущий и этапный контроль как основа управления тренировочными и соревновательными нагрузками квалифициро-
    ванных гандболистов: автореф. дис... канд. пед. наук: защищена 00.00.00. /
    Ю.М. Макаров. - М.: 1987.
  12. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры /
    Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
  13. Пивоварова В.И. Проблема спортивной подготовки женщин с
    учетом особенностей адаптации их организма к большим физическим на-
    грузкам / В.И.Пивоварова, А.Р. Родзиевский // Теория и практика физ.
    культуры. - 1984. - №7. - С.35.
  14. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олим-
    пийском спорте / В.Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература. - 1997. -
    583 с.
  15. Современная система спортивной подготовки/ под редакцией
    Ф.П. Суслова, В.Л. Сычева, Б.Н. Шустина. - М.: СААМ, 1995. - 445 с.
  16. Стаселявичус Г.И. Изменение эффективности игровой деятельности гандболисток высокой квалификации в зависимости от использования различных программ тренировочного воздействия: автореф. дис....канд. пед. наук: защищена 00.00.83. / Г.И. Стаселявичус- Киев, 1983.
  17. Суслов Ф.П. Тренировка в условиях среднегорья как средство
    повышения спортивного мастерства: автореф. ...д-ра пед. наук: защищена
    00.00.85. / Ф.П. Суслов. - М., 1985. - 46 с.
  18. Турчин И.Е. Оптимизация тренировочного процесса гандболисток высокой квалификации на заключительном этапе подготовки к основным соревнованиям: автореф. дис. ... канд. пед наук: защищена 00.00.00. /
    Г.И. Турчин.-М., 1984.
  19. Тхорев В.И. Управление соревновательной и тренировочной
    деятельностью гандболистов высокой квалификации на основе моделирования: дис. ... д-ра пед. наук: защищена 00.00.00. / В.И. Тхорев. - Краснодар, 2000.
  20. Уилмор Дж.Х. Физиология спорта / Дж.Х Уилмор, Д.Л. Кос-
    тилл. - Киев: Олимпийская литература, 2001. - 503 с.
  21. Хрущев СВ., Соболева Т.С. Новый взгляд на старые проблемы женского спорта / СВ. Хрущев // Теория и практика физ. культуры. -
    1996.-№2. - С.56-57.
  22. Хрыпов А.Б. Механизмы оперативности игровой деятельности в гандболе и педагогические методы их совершенствования: дис.канд. пед.наук: защищена 00.00.00. / А.Б. Хрыпов. - М., 1988.
  23. Черкесов Ю.Т.. Искусственная мотивоуправляемая воздействующая среда, основные положения и принципы ее реализации /
    Ю.Т.Черкесов, Афанасенко В.В., Пискунов Е.В // Теория и практика физ.
    культуры. - 2004. - №2. - С.31.

Анализ бросковой деятельности центральных нападающих (разыгрывающих) мужских команд-участниц полуфинала чемпионата мира 2013 года (Испания)