Коррекция аддиктивного поведения у подростков в среде интернет средствами фотоискусства

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..…4

Глава 1. Теоретические основы коррекции интернет зависимости у подростков

  1. Интернет зависимость, как социальная проблема………………………..…..8
    1. Причины возникновения интернет - зависимости у подростков.……..….. .11
    2. Типология интернет зависимых подростков………………….………….......13

Глава 2. Описание и анализ опытно - экспериментальной работы

2.1. Описание опытно – экспериментальной работы………………………….…15

2.2. Анализ опытно – экспериментальной работы……………………….……….16

Заключение……………………………………………………………………………18

Список использованных источников……………………………………..………19

Приложения…………………………………………………………………………....20

Введение

Актуальность исследования. Ещё 10 лет назад мы и не могли представить, насколько эта проблема будет актуальна на сегодняшний день. И с каждым годом актуальность этой проблемы только растёт. Современные дети, кажется, уже рождаются с умением пользоваться компьютером. В связи с возрастающей компьютеризацией и «интернетизацией» российского общества проблема патологического использования Интернета стала болезнью.

Интернет сам по себе – ни добро, ни зло. Это всего лишь неотъемлемая часть окружающего мира, который становится все более и более цифровым. Разумеется, дети рано или поздно познают и эту часть мира.

Однако при определении исследователями данного феномена возникают ряд несоответствий. Встречаются такие названия как «Патологическое использование Интернета», «Зависимость от Интернета», «Интернет- аддикция», «Проблематичное использование Интернета». Но такое положение вещей - обычное явление на ранних стадиях изучения нового психологического явления. Зависимость от Интернета до сих пор остается феноменом, а не самостоятельным заболеванием — в классификатор психических расстройств (DSM-V) она так и не вошла.

Интернет становится реальным фактором угрозы психическому здоровью населения. В отличие от России, на Западе проблема интернет - зависимости осознана и изучается.

Негативным следствием неуправляемого использования Интернет - технологий, по мнению многих исследователей (психологов, педагогов, медиков), является Интернет - аддикция – феномен психологической зависимости от сети Интернет, проявляющийся в своеобразном уходе от реальности, при котором процесс навигации по сети в виртуальном мире затягивает субъекта настолько, что он оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире.

Многие исследователи пришли к выводу о том, что наиболее опасным в плане приобщения к аддиктивному поведению является возраст 12-18 лет. Поэтому в современных условиях, на наш взгляд, большую значимость имеет выявление причин возникновения аддиктивного поведения подростков в Интернет - среде, изучить последствия злоупотребления современными информационными технологиями для того, чтобы открыть дорогу к первичной профилактике, психолого-педагогической коррекции и реабилитации Интернет - зависимых подростков.

Калиниченко О.Ю. осуществила системный анализ социальных и психологических факторов риска формирования аддиктивного поведения в подростковом и юношеском возрасте.

В немногочисленных психологических исследованиях основное внимание направлено на изучение личности аддикта (зависимого) и ведущих мотивов приобщения к Интернет-аддикции, причем в качестве объектов исследования преимущественно рассматривались лица юношеского и зрелого возрастов. Так, например, Жичкина А.Е. исследовала взаимосвязь социальной идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста.

Социально-психологические особенности интернет - коммуникации изучала Белинская Е.П. Она рассматривала социальные корни возникновения Интернет-аддикции, при этом особо отметила атмосферу семьи как почву возникновения Интернет-аддикции.[1]

Теме манипулирования сознанием в системе виртуальной реальности пока посвящено немного научных работ, среди которых необходимо выделить исследование А.Е. Войкунского, который поднимает вопрос психологического статуса виртуальной реальности и потенциальной связанности ее с проблематикой измененных состояний.

Таким образом, теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования позволил нам выявить следующие противоречия: между стремительной эволюцией возможностей интернет - ресурсов и низкой мобильностью осуществления теоретического анализа положительных и отрицательных аспектов массовой информатизации населения; между постоянным увеличением числа подростков – пользователей российского сектора интернета и слабой информированностью субъектов учебно-воспитательного процесса о негативных последствиях интенсивного информационного взаимодействия в интернет- среде; между возросшей необходимостью оказания помощи подросткам при патологическом использовании Интернета и недостаточной разработанностью специальных коррекционно-профилактических программ коррекции Интернет-аддикции в сфере общего образования.

Данные противоречия позволили вычленить актуальную для педагогической науки и практики тему исследования: «Социально-педагогическая коррекция интернет зависимых подростков».

Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий, коррекции аддиктивного поведения у подростков в среде интернет средствами фотоискусства.

Объект исследования: процесс и результат коррекции Интернет зависимости у подростков.

Предмет исследования: педагогические условия коррекции аддиктивного поведения подростков, вызванного неуправляемым использованием Интернета.

Гипотеза исследования: коррекция интернет - аддикции у подростков может быть успешно осуществлена в учебно-воспитательном процессе Вятского колледжа культуры, если реализовать следующие педагогические условия:

– использование комплексной диагностики личностной сферы и среды жизнедеятельности подростков, позволяющей выявить причины возникновения Интернет-аддикции;

– обеспечение разработки и внедрения ориентированной модели коррекции Интернет-аддикции у подростков в учебно-воспитательном процессе Вятского колледжа культуры с помощью фотоискусства;

– реализация программ по формированию информационной культуры у подростков;

Задачи исследования:

1. Выявить и теоретически обосновать причины возникновения Интернет-аддикции у подростков.

2. Разработать педагогические условия преодоления Интернет зависимости у подростков.

3. Экспериментально проверить эффективность разработанной педагогической модели коррекции аддиктивного поведения подростков в интернет - среде.

Методы исследования:

- теоретические (анализ психолого-педагогической, социальной, философской, методической литературы по проблеме исследования; классификация, систематизация, сравнение, обобщение, аналогия, синтез, интегрирование);

- эмпирические методы (анкетирование, тестирование, наблюдение, интервью, интроспекция, самооценка);

- моделирование;

- методы обработки данных.

Экспериментальная база. Опытно-экспериментальное исследование было проведено со случайными участниками социальной сети вконтакте. В процессе диагностики были исследованы на предмет выявления Интернет-аддикции 2 подростков.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем разработана программа, направленная на преодоление Интернет зависимости у подростков. Отдельные положения могут применяться в организации воспитательной работы в досуговых учреждениях, в центрах реабилитации, приютах и др. Совокупность положений и выводов, содержащихся в исследовании, позволяет повысить эффективность деятельности по профилактике и коррекции аддиктивного поведения подростков в среде Интернет.

Курсовая работа (23 с.) состоит из введения (4 с.), двух глав (первая глава – 8 с., вторая глава – 3 с.), заключения (1 с.), библиографического списка 8 наименований) и 1 общее приложение из фотографий. В основном тексте работы содержится одна таблица.

Глава 1. Теоретические основы коррекции интернет зависимости у подростков.

  1. Интернет зависимость, как социальная проблема

К сожалению, в условиях современной жизни подростки попадают в ловушки различных зависимостей. Употребление алкоголя и наркотиков среди молодых людей, несмотря на ведущуюся пропаганду здорового образа жизни, находится по-прежнему на весьма высоком уровне. Еще одна опасность кроется в чрезмерной зависимости подростков от компьютера – интернета, игр, социальных сетей.

Компьютеры есть сегодня в большинстве современных квартир и нам уже трудно представить себе, как обходится без этих жужжащих помощников – учиться, работать, развлекаться. Мгновенная передача данных и поиск нужной информации, поддержка связи с друзьями, покупки, игры, кино и многое-многое другое – всё это достижения современных технологий, которыми с удовольствием пользуется человечество.

Однако эта ситуация имеет и обратную сторону – чрезмерное увлечение компьютером постепенно подрывает физическое и интеллектуальное здоровье, разрушает нервную систему и в итоге делает зависимого от компьютера человека не только больным, но и одиноким. [2]

Современные социальные сети, компьютерные игры онлайн, возможность приобщиться к любой, даже самой табуированной в обществе информации с помощью интернета, словно специально созданы для подростков, нервная система которых еще не окрепла окончательно, ведь детям этого возраста (12-16 лет) изначально присущи стремление к эскапизму (некоторому уходу о реальности), фантазированию, склонности выдавать желаемое за действительное и т.д. Компьютер и интернет полностью удовлетворяют эти потребности молодого человека, который с их помощью может стать кем угодно в своем виртуальном пространстве.

Кроме того, в подростковом возрасте складываются представления о нравственности, добре и зле, которые под влиянием информационного потока из компьютера и телевизора могут значительно исказиться. Это не только нарушение зрения и осанки, работы внутренних органов, например, шум в сердце у ребёнка, тахикардия, нарушения давления, но и социальная изоляция, а в крайних случаях – психические нарушения.

Признаки интернет - зависимости у подростков таковы:

-Ребенок проводит большую часть времени за компьютером, забывая отвлечься на еду и сон;

- Из-за увлечений виртуальной реальностью снижается его успеваемость в школе; Подросток предпочитает виртуальное общение, мало выходит из дома, у него почти или совсем нет друзей;

- Интересы подростка ограничиваются только увлечением компьютером. Вы замечаете, что подросток стал более раздражительным, или наоборот, проявляет равнодушие к окружающим.

Исследования специалистов по психическому здоровью относительно интернет - зависимости начались уже в 1996 году, но согласие в названии этого термина, критериях и методах диагностирования пока не достигнуто. Существует ряд терминов, связанных с неумеренным использованием интернета: возникновение привыкания к интернету, патологическое использование интернета, проблемное использование интернета, интернет-зависимость. [7]

Однако, невзирая на то, какое название применяется для описания феномена привычки к интернету, наличие зависимости человека от интернета не поддается сомнению. Зависимость существует при условии, если поведение человека, направленное на достижение чувства радости и на избавление от какого-либо психологического груза, выходит из-под его контроля. Человек постепенно перестает контролировать свое поведение и тягу к интернету, несмотря на ее отрицательные последствия. [3]

Зависимость подростков от интернета несет серьезную угрозу для их психического и физического здоровья. Активное изучение последствий неумеренного и бесконтрольного использования подростками интернета позволяет сделать вывод, что терапевтический подход к данной проблеме касается не только психологов, психиатров, социальных работников и других специалистов по психическим заболеваниям человека.

1.2. Причины возникновения интернет - зависимости у подростков.

В отличие от взрослых людей у подростков зависимость от компьютера развивается в разы быстрее. Компьютерная зависимость у подростков может развиться в силу того, что их психика еще только формируется, интересы колеблются.

От 10 до 18 лет, особенно у мальчиков, при условии свободного доступа к компьютеру и регулярности его использования, высокий риск возникновения компьютерной зависимости.

Поскольку технические возможности с каждым годом только растут, взрослые люди еще не успевают освоиться. А дети все впитывают, как губки. И зачастую подростки уже намного лучше разбираются в тонкостях компьютера, чем их взрослые родители. [1]

Мы получили неограниченный доступ практически к любой информации. Целый поток полезной, бесполезной и совершенно ненужной информации выливается на нас через интернет. И если взрослые справляются с этим с трудом, то дети вообще не могут контролировать этот процесс.

Некоторых детей настолько увлекает виртуальный мир, что он становится со временем намного привлекательнее реальной жизни. Компьютерные игры им заменяют живое общение. Здесь можно укрыться от проблем и почувствовать себя героем! Поэтому часто тихие ребята, которые не могут реализовать себя в учебе или в коллективе, находят отдушину в компьютерных играх. Так ребенок не только не решает свои проблемы, но и останавливается в развитии. [8]

Яркая графика, динамичная музыка, ощущение полного присутствия – все эти факторы в компьютерных играх не только невероятно привлекают подростков, но и способствуют развитию привыкания и зависимости от них. И постепенно для ребенка обычная игра может превратиться в смысл жизни.

Дети в так называемых проблемных семьях, где происходят частые конфликты и недопонимания со стороны родителей, более подвержены развитию компьютерной зависимости. Через игры они могут уйти от неблагоприятной обстановки дома, самоутвердиться, получить недостающие в реальной жизни эмоции.

Постоянно претерпевая неудачи в реальной жизни, дети имеют возможность почувствовать себя победителями в вымышленном мире. Однако это всего лишь временный уход от проблемы. Выключая компьютер, они опять возвращаются в реальность, где их ждут нерешенные проблемы и к этому добавляются упреки взрослых. [6]

За отсутствием особых интересов, хобби и увлечений в жизни, дети могут найти все это в играх, не выходя из-за компьютерного столика. [3]

Итак, что привлекает ребенка в компьютерных играх:

-ребенок находит здесь собственный мир, существующий только для него, где он может укрыться от проблем;

-можно притвориться кем угодно, получить волшебную силу, совершить путешествие и при этом не нужно ничего серьезного предпринимать;

-осуществить полное погружение в вымышленный мир и абстрагироваться от внешней непривлекательной реальности;

- можно делать ошибки, многократно повторять пройденное, зная, что в запасе есть еще несколько жизней и при этом никакой ответственности не нести за это;

-ребенок имеет возможность самостоятельно принимать решения, полностью управлять процессом в игре. [2]

1.3. Типология интернет зависимых подростков

Зависимость от интернета представляет собой группу разных поведенческих зависимостей, где Интернет является лишь средством их реализации, а не объектом. Таким образом, я считаю возможным в зависимости от предпочитаемых подростками сетевых ресурсов выделить следующие типы интернет - зависимых подростков:

1. Интернет - коммуникаторы – аддикты, которые проводят огромное количество часов в чатах, форумах, дневниках, блогах, через короткие промежутки времени проверяют электронную почту и т.д., то есть заменяют реальное общение со сверстниками на виртуальное.

2. Интернет - эротоманы – аддикты, посещающие разнообразные сайты сексуального и порнографического характера, заводящие любовные романы и знакомства посредством Сети и занимающиеся виртуальным сексом.

3. Интернет - агрессоры – аддикты, значительную часть времени проводящие за посещением сайтов агрессивного характера, демонстрирующих сцены насилия и жестокости.

4. Интернет - когнитиваторы, реализующие свои познавательные интересы посредством Сети (поиск баз данных, составление программ, посещение учебно-образовательных сайтов, участие в телеконференциях и т. д.).

5. Интернет - гемблеры, увлекающиеся сетевыми играми, тотализаторами, аукционами, лотереями и т.д..

6. Интернет - покупатели, реализующие непреодолимую склонность к трате денег посредством многочисленных покупок в режиме реального времени (online).

Американские психологи (К.Янг, И. Гольдберг) выделили в процессе исследования пять основных типов интернет - зависимости:

1. Киберсексуальная зависимость — непреодолимое влечение к посещению порносайтов;

2. Пристрастие к виртуальным знакомствам — избыточность знакомых и друзей в Сети;

3. Навязчивая потребность в Сети — игра в онлайновые азартные игры, постоянные покупки или участия в аукционах, участие в разнообразных обсуждениях на форумах;

4. Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) — бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам.

5. Игровая зависимость — навязчивая игра в онлайновые компьютерные игры. [5]

В группу риска попадают:

1. Подростки, полагающие, что от них мало что зависит в жизни. В неудачах они винят других. Мечтают о чуде, которое избавит их от любых проблем. Не прикладывают усилия для достижения цели или бросают начатое дело на полпути. (Необходимо воспитывать в детях ответственность, настойчивость, решительность)

2. Подростки с низкой самооценкой, которые с помощью игры стремятся самоутвердиться, либо почувствовать себя героем-победителем в виртуальной битве, либо выиграть огромную сумму денег.

(Повышать самооценку ребёнка, чаще его хвалить, помочь быть успешным)

3. Подростки с высокой степенью внушаемости (т.е. готовностью подчиниться чужой воле), подростки, которым не хватает самостоятельности, решительности

(Воспитывать в ребёнке самостоятельность, критичность к рекламе, поощрять инициативу)

4. Если ребёнок не контактен, у него мало друзей, часто бывает одинок. Такие дети часто компенсируют недостаток реального общения виртуальным.

(Таким подросткам необходима помощь в налаживании реальных отношений)

5. Дети, мечтающие стать лидерами, но так и не ставшие ими. Именно они могут сутками просиживать за компьютером, воображая себя властителями галактик. [8]

Глава 2. Описание и анализ опытно - экспериментальной работы

2.1. Описание опытно – экспериментальной работы

Опытно – экспериментальной работой будет служить фотовыставка в сети интернет, которая называется «Мы – против интернет - зависимости ». Фотовыставка проводится с целью формирования у подростков адекватного отношения к интернету, демонстрации того, что может случиться с ним, если он не перестанет проводить за компьютером огромнейшее время. В наше время сложно представить жизнь без поисковиков, социальных сетей, без электронной почты, дневников и форумов. Понятие интернет зависимости сильно въелось в общественное сознание. Научить себя и помочь своим детям выработать культуру общения с интернетом – вот задача фотовыставки. Ведь сам по себе интернет не аддиктивен – это всего лишь инструмент. А как уж человек распорядится этим инструментом, зависит только от него.

Виртуальная фотовыставка была проведена в социальной сети «вконтакте».

Ссылка на фотовыставку: http://vk.com/internet_photo

В её содержание входит 8 фотографий заболеваний, вызванных интернет-аддикцией. (см. приложение)

2.2. Анализ опытно – экспериментальной работы

Мной было выбрано 5 случайных участников фотовыставки, которым было сначала предложено ответить на 9 вопросов по выявлению предрасположенности к интернет-аддиктивному поведению. Итог: выявлено 2 человека, предрасположенных к интернет-зависимости и 1 человек – интернет-аддиктивный.

Затем ознакомились с самими фотографиями, которые находятся на стене сообщества. Далее мной были заданы следующие вопросы:

Имя Фамилия

Вопрос

Ответ

Руслан Вакула

Какие чувства вызвали у Вас эти фотоснимки?

Боязнь за себя и своих близких.

Николай Ашихмин

Какие выводы Вы сделали, посмотрев фотоснимки?

Фотографии утвердили мой взгляд к этому.

Артём Скурихин

Какие выводы Вы сделали, посмотрев фотоснимки?

Буду стараться меньше просиживать в компьютере и в интернете.

Николай Киселёв

Вы по-прежнему желаете, чтобы Ваши дети просиживали каждый день по 5 часов за онлайн играми, как и Вы?

Пожалуй, я изменю свое решение в обратную сторону…

Александр Рябко

Фотографии Вам по душе?

Ужас. Думаю, начать поменьше уделять время на посиделки у железа.

Вывод. Фотовыставка на всех участников повлияла в лучшую сторону. Вызвала чувство чрезмерного и дискомфортного пользования интернета. На что все участники отреагировали адекватно и приняли это с намёком на то, что проводить много времени за компьютером и интернетом вредно для физического и умственного здоровья. Таким образом, работа по коррекции интернет-аддиктивного поведения успешно.


Заключение

При написании курсовой работы по теме «Педагогическая коррекция интернет - зависимых подростков средствами фотоискусства», нами была изучена специальная литература, включающая научные статьи, изучающие интернет - аддикцию, проведена опытно – экспериментальная работа по выявлению пристрастия к интернету. Были поставлены определенные задачи, в ходе выявления которых, мы поняли, что такое интернет зависимость, и поняли, как с помощью фотографии можно изменить отношение к интернету у подростков.

Подведем краткий итог изучения интернет зависимости. Почему увеличивается с каждым годом число интернет зависимых? Потому что интернет, это не только средство связи и информации, но и доступное и дешевое развлечение, не нужно никуда выходить, прикладывать усилия для взаимодействия, нет ограничения, можно общаться столько, сколько хочешь.

В наше время, когда мы так сильно устаем в погоне за навязанным нам стереотипом благополучия, чувств на другого не остается, и тогда другом становится бездушная машина, но от такого контакта теряются навыки общения в жизни, мы перестаем придумывать себе развлечения в реальности, у нас нет хобби, мы не объединяемся по интересам, нам не нужны люди, мы все больше отчуждаемся и замыкаемся в себе и отгораживаемся от живого мира виртуальным.

Список использованных источников

  1. Социально-педагогическая коррекция интернет зависимых подростков // http://coolreferat.com/ URL: http://coolreferat.com/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0 (дата обращения: 5.06.14).
  2. Интернет-зависимость // www.pandia.ru URL: http://www.pandia.ru/text/77/115/462.php (дата обращения: 5.06.14).
  3. Компьютерная зависимость подростков. // ru.convdocs.org URL: http://ru.convdocs.org/docs/index-45485.html (дата обращения: 5.06.14).
  4. Интернет зависимость грозит ли это моему ребёнку? // knu.znate.ru URL: http://knu.znate.ru/docs/index-473906.html (дата обращения: 6.06.14).
  5. А. В. Гоголева Аддиктивное поведение и его профилактика. 2 изд. СПб: Российская академия образования, 2010. 107 с.
  6. АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ // rasng.ru URL: http://rasng.ru/metod-ra/koncepciya-opisanie-metoda-ra-kurs/addiktivnoe-povedenie (дата обращения: 8.06.14).
  7. Сидорова Светлана Николаевна. Формирование профессионально-творческой активности будущего учителя музыки: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Волгоград, 2008. 224 с.
  8. Ялтонский В.М Профилактика аддиктивного поведения: проблема, требующая обсуждения и решения.. Москва: «Институт психологии РАН», 2011. 260 с.

Приложение

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Коррекция аддиктивного поведения у подростков в среде интернет средствами фотоискусства