Порядок подачи заявления о преступлении в правоохранительные органы. Рассмотрение сообщения о преступлении

Порядок подачи заявления о преступлении в правоохранительные органы. Рассмотрение сообщения о преступлении

Порядок подачи заявления о преступлении в правоохранительные органы. Рассмотрение сообщения о преступлении

В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации заявление о преступлении в правоохранительные органы может быть сделано в устном или письменном виде.

Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в установленном статьями 124 и 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации порядке.

Сотрудник правоохранительного органа обязан проверить сообщение о преступлении и принять по нему решение в срок не позднее 3 суток. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству следователя или дознавателя продлить вышеуказанный срок до 10 суток.

При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследования документов и т.д. (ст. 144 УПК РФ) руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные фактические обстоятельства, послужившие основанием для продления.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении органом дознания, дознавателем, следователем или руководителем следственного органа принимается одно из следующих решений (ст. 145 УПК РФ):

1) о возбуждении уголовного дела;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче заявления по подследственности.

О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняется право обжалования данного решения и порядок обжалования.

Обращаться необходимо с заявлением в письменной форме, в котором указать сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество, адрес проживания и регистрации), обстоятельства происшествия, а для возбуждения уголовных дел, относящихся к категории частно-публичного обвинения (статьи 131 ч. 1 , 132 ч. 2, 137 ч. 2, 138 ч. 1, 139 ч. 1, 145, 146 ч. 1, 147 ч. 1 Уголовного кодекса Российской Федерации), необходимо также изложить требование о привлечении виновного к уголовной ответственности. Уголовные дела частно-публичного обвинения возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя. Прекращению в связи с примерением потерпевшего с обвиняемым такие дела не подлежат. Заявление должно быть подписано заявителем.

Законом (статья 141 Уголовно-процессуального кодекса РФ) допускается подача заявление о преступлении в устной форме. В этом случае заявление заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление (дежурный следователь, дознаватель).

В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление должно быть оформлено в виде рапорта (сообщения) об обнаружении признаков преступления, который оформляется оперативным работником управления (отдела) полиции.

При устном обращении заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ.

Порядок рассмотрения сообщения заявителя о преступлении предусматривает право заявителя на получение документа о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (ст. 144 УПК РФ).

При личном обращении заявителя в отдел полиции сотрудник, принявший заявление, обязан оформить талон-уведомление и выдать его заявителю (п. 68 Регламента).

При поступлении заявления о преступлении по факсимильным или иным видам связи, а также при сообщении о преступлении по телефону талон-уведомление не оформляется, а в КУСП заносится соответствующая отметка (п. 74 Регламента).

Сообщения о любом преступлении обязаны также принимать органы Следственного комитета Российской Федерации, прокуратуры Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы судебных приставов России, Уголовно-исполнительной системы Минюста России, Федеральной таможенной службы России, судебные органы общей юрисдикции.

Однако не все перечисленные органы наделены законом правом разрешения сообщений о преступлениях, поскольку такие полномочия имеются только у следственных органов.

Прокуроры и суды (суды за исключением заявлений о преступлениях частного обвинения) по поступившему заявлению не могут принимать процессуальные решения о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела. Поступившее (письменное) заявление в этом случае направляется в орган предварительного расследования для принятия по нему решения в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 УПК РФ.

Подобные сообщения, поступающие в органы прокуратуры по почте или иными средствами связи, после фиксирования в Книге учета сообщений о преступлениях подлежат безотлагательной передаче в орган, уполномоченный рассматривать их в соответствии со ст. 144, 151 УПК РФ.

В случаях, когда о фактах готовящегося или совершенного преступления сообщается в ходе личного приема граждан, заявителю разъяснятся порядок подачи заявления, а также сообщается наименование и адрес органа, компетентного рассмотреть и разрешить сообщение о преступлении.

При необходимости принятия мер по сохранению следов преступления или действий, обеспечивающих защиту интересов граждан и юридических лиц от преступного деяния, прокурором немедленно уведомляются об этом заинтересованные лица и компетентные органы предварительного следствия или дознания (Приказ Генерального прокурора РФ от 27.12.2007 N 212 "О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях").

Суды (мировые судьи) рассматривают заявления о преступлениях, предусмотренных статьями 115 ч. 1 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), 116 ч. 1 (побои), 128.1 ч. 1 (клевета) Уголовного кодекса Российской Федерации, в порядке, предусмотренном статьями 318, 319 УПК РФ.

Заявление должно содержать:

1) наименование суда, в который оно подается;

2) описание события преступления, места, времени, а также обстоятельств его совершения;

3) просьбу, адресованную суду, о принятии уголовного дела к производству;

4) данные о потерпевшем, а также о документах, удостоверяющих его личность;

5) данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности;

6) список свидетелей, которых необходимо вызвать в суд;

7) подпись лица, его подавшего.

Заявление подается в суд с копиями по числу лиц, в отношении которых возбуждается уголовное дело частного обвинения. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в заявлении делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя. Одновременно мировой судья разъясняет заявителю его право на примирение с лицом, в отношении которого подано заявление.

В случае, если потерпевшему не известно лицо, которое он намерен привлечь к уголовной ответственности в порядке частного обвинения, то заявление подается в орган внутренних дел по месту совершения преступления.

Заявитель имеет право знать о принятом решении по результатам рассмотрения сообщения о преступлении (ст. 145 УПК РФ).

Кроме того, заявитель имеет право на получение копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и право обжаловать его в установленном законом порядке (ст. 148 УПК РФ). Копия постановления должна быть направлена заявителю в срок не позднее 24 часов с момента его вынесения. При этом ему должно быть разъяснено право на обжалование такого решения и порядок обжалования.

Принятое решение может быть обжаловано надзирающему прокурору либо руководителю органа предварительного следствия (в случае вынесения постановления следователем), которые наделены законом правом отмены незаконного решения следователя (руководителя следственного органа) или дознавателя.

Заявитель должен быть уведомлен о решении прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела (ст. 146 УПК РФ).

Гражданское право составляет основу частноправового регулирования. Тем самым определяется его место в правовой системе как основной, базовой отрасли, предназначенной для регулирования частных, прежде всего имущественных отношений.

Из этого следует, что общие нормы и принципы гражданского права могут применяться для регулирования любых отношений, входящих в частноправовую сферу, если на этот счет отсутствуют прямые предписания специального законодательства.

Напротив, нормы трудового или, например, семейного права не могут использоваться для восполнения пробелов в сфере гражданско-правового регулирования ни при каких условиях.

В настоящее время происходит известное расширение сферы действия гражданского права. Так, к нему теперь относится ряд отношений землепользования и природопользования, изменивших свою экономическую и юридическую природу в связи с признанием права частной собственности на некоторые земельные участки и другие природные объекты. Гражданско-правовые начала все больше проникают в сферу семейных отношений. Взаимоотношения индивидуального управляющего с нанявшей его компанией (например, акционерным обществом) строятся по нормам акционерного (гражданского), а не трудового законодательства. Все это свидетельствует о возрастании социальной ценности гражданского права как наиболее эффективного регулятора формирующихся рыночных отношений.[1]

Таким образом, гражданское право занимает центральное, ключевое место в частноправовой сфере и в целом в регламентации большинства имущественных и многих неимущественных отношений.

Общественные отношения, которые регулируются гражданским правом, составляют его предмет. К ним относятся две группы отношений.

Во-первых, это имущественные отношения, которые представляют собой отношения, возникающие по поводу имущества - материальных благ, имеющих экономическую форму товара.

Во-вторых, личные неимущественные отношения, связанные с имущественными, а в некоторых случаях и не связанные с ними.

Обе эти группы отношений объединяет то обстоятельство, что они основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, т. е. возникают между юридически равными и независимыми друг от друга субъектами, имеющими собственное имущество. Иначе говоря, это частные отношения, возникающие между субъектами частного права.

Имущественные, а также и неимущественные отношения, не отвечающие указанным признакам, не относятся к предмету гражданского права и не могут регулироваться его нормами. Прежде всего, это касается имущественных отношений, основанных на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в частности налоговых и финансовых отношений, участники которых не являются юридически равными субъектами. По этой же причине из сферы действия гражданского права исключаются отношения по управлению государственным и иным публичным имуществом, возникающие между государственными органами.

Имущественные отношения, входящие в предмет гражданского права, в свою очередь разделяются на отношения, связанные с принадлежностью имущества определенным лицам и (или) с управлением им либо с переходом имущества от одних лиц к другим. Юридически это различие оформляется с помощью категорий вещных, корпоративных и обязательственных прав (отношений).

Личные неимущественные отношения, как предмет гражданско-правового регулирования, также подразделяются на отношения, связанные с имущественными, и отношения, не связанные с таковыми. Первая из указанных групп отношений обычно получает гражданско-правовое оформление с помощью категории исключительных прав. Вторая группа отношений касается неотчуждаемых нематериальных благ личности, в определенных случаях подлежащих гражданско-правовой защите.

1.2 Система гражданского законодательства.

Ст. 71 Конституции РФ относит к ведению РФ гражданское законодательство. Пункт 2 ст. 3 ГК устанавливает, что гражданское законодательство состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Вместе с тем, гражданско-правовые отношения регулируются актами Президента, Правительства, а также министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Федеральные законы могут быть приняты по любому вопросу, если иное не предусмотрено Конституцией РФ или федеральными конституционными законами. Большое число норм ГК содержат отсылку к законам.

Особое место в системе гражданского законодательства принадлежит ГК, и нормы всех других законов должны соответствовать Кодексу.

ГК РФ не относится к числу федеральных конституционных законов, поскольку он не отвечает требованиям, предъявляемым к такого рода актам (ст. 108 Конституции РФ). Вместе с тем, по своей юридической силе в определенной мере ГК приравнивается к ним.

Указы Президента, не противоречащие ГК или иному федеральному закону, могут быть приняты по любому вопросу, которые входят в компетенцию Президента, если в ГК нет указаний на то, что соответствующий вопрос может быть урегулирован только законом.

Постановления Правительства могут быть приняты лишь на основании и во исполнение Кодекса и иных законов, а также указов Президента РФ.

Министерства и ведомства могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права в случаях и пределах, предусмотренных ГК, другими законами и иными правовыми актами.

Порядок подачи заявления о преступлении в правоохранительные органы. Рассмотрение сообщения о преступлении