Анализ показателей соревновательной деятельности центральных нападающих (разыгрывающих) команд-участниц полуфинала молодежного чемпионата мира 2013 года в Венгрии

PAGE \* MERGEFORMAT48

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

СПОРТИВНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ СПОРТИВНЫХ ИГР И ЕДИНОБОРСТВ

КАФЕДРА СПОРТИВНЫХ ИГР

Дипломная работа

Тема: Анализ показателей соревновательной деятельности центральных нападающих (разыгрывающих) команд-участниц полуфинала молодежного чемпионата мира 2013 года в Венгрии.

Исполнитель:
студентка 4 курса 147 группы

Е.А. Мордачёва

Pуководитель:
ст. преподаватель
В.Л. Третьяк

Работа защищена на__________ «_____» ________________2014 года

Протокол №_____ от «_____» _________________________2014 года

Минск 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ

Общая характеристика работы 3

Введение 5

Глава 1. Обзор литературы 7

1.1. Педагогический контроль соревновательной деятельности
спортсменов 7

1.2. Контроль над процессом подготовки спортсменов высокой квалификации 9

1.3. Моделирование и модельные характеристики в гандболе 10

1.4. Соревновательная деятельность в системе спортивной
подготовки гандболистов 13

1.5. Модели соревновательной деятельности разыгрывающих
игроков 15

1.6. Контроль соревновательной деятельности полевых
игроков различного амплуа 18

Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования 23

2.1. Анализ и обобщение литературных источников по
данному вопросу 24

2.2. Анализ официальной статистики чемпионата мира 2013
года среди юношеских команд 24

2.3. Математическая обработка полученных результатов 24

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 25

Выводы 39

Заключение 41

Практические рекомендации 42

Литература 43

Приложение 47


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Связь работы с крупными научными программами (проектами) и темами.

Работа выполнена в соответствии с темой, разрабатываемой кафедрой спортивных игр УО «БГУФК»: «Разработка банка данных о средствах контроля разносторонней (физической, технико-тактической и интегрально-соревновательной) подготовленности спортсменов разного пола, возраста и квалификации в игровых видах спорта (на примере баскетбола, волейбола, гандбола и тенниса» (Утверждена решением Совета университета 30.06.2010, протокол №12).

Цель работы. Работа выполнена с целью определения показателей бросковой деятельности и ее эффективности квалифицированными гандболистами амплуа центральные, в составах юношеских команд-участниц полуфинала чемпионата мира 2013 года в Венгрии.

Объект исследования. Центральные нападающие команд-участниц полуфинала V молодежного чемпионата мира по гандболу.

Предмет исследования. Броски по воротам.

Личный вклад дипломанта. По материалам официального сайта Международной федерации гандбола подобраны, систематизированы, обобщены и проанализированы данные о соревновательной деятельности центральных игроков команд, дошедших до полуфинала. Установлено общее количество выполненных бросков всеми игроками каждой из команд по воротам соперников и их результативность. Определена результативность разыгрывающих нападающих и их вклад в общую результативность своей команды. Выявлены наиболее и наименее часто поражаемые разыгрывающими зоны ворот, детально рассмотрены количество и направление неточных бросков.

Объем и структура работы. Работа написана на 47 страницах компьютерного текста. В тексте приведено 7 таблиц и 5 рисунков. По своей структуре работа состоит из общей характеристики работы, введения, трех глав, основной части, вытекающих из них выводов, заключения, практических рекомендаций, списка использованных литературных источников и приложения.


ВВЕДЕНИЕ

Гандбол как представитель спорта высших достижений прошел длительный (более чем столетний) период исторического развития. В связи с этим он достиг высокой степени совершенства в наши дни как в отношении двигательного содержания игры (ее техники и тактики), так и в отношении информационно-методического обеспечения процесса подготовки высококвалифицированных гандболистов, который во многом зависит от того, насколько в нем эффективно используются самые современные показатели соревновательных действий игроков и команд высшей спортивной квалификации, участников и участниц наиболее крупных международных соревнований, таких как чемпионаты мира [12].

С учетом отмеченного в практике подготовки высококвалифицированных спортсменов (в данном случае гандболистов) большое значение имеют точные количественные данные о соревновательной деятельности этих спортсменов в названных играх. Такое значение эти данные имеют, прежде всего, в связи с тем, что только при их наличии в учебно-тренировочном процессе, проводимом с квалифицированными и высококвалифицированными спортсменами (гандболистами), можно реализовать так называемую спортивно-эталонную функцию соревнований, поскольку именно показатели подготовленности ведущих гандболистов мира становятся теми модельными характеристиками, на достижение которых чаще всего ориентирован названный учебно-тренировочный процесс спортсменов [24].

Соревновательная деятельность в гандболе, характеризуется многочисленными показателями, определяющими эффективность действий спортсмена и команды в целом. Эти показатели - своеобразные критерии действий спортсмена. И поэтому их учет позволяет не только отразить и воспроизвести процесс соревнования и поведения спортсмена и команды, но и планировать и корректировать дальнейшую подготовку.

Специалисты отмечают, что эффективность соревновательной деятельности гандболистов, является одним из главных показателей, отражающих уровень подготовленности спортсмена, и требует непременного учета в процессе спортивного отбора, ориентации и контроля [1, 24, 39].

В этой связи, на наш взгляд исследование показателей соревновательной деятельности ведущих команд мира, является актуальной и важной задачей, которая выявит современные тенденции изучаемых показателей, и позволит учитывать их в процессе спортивной подготовки.


ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. Педагогический контроль соревновательной деятельности спортсменов

Контроль соревновательной деятельности спортсменов так же, как и контроль отдельных сторон их подготовленности характеризуется в ряде источников по общим вопросам теории и методики физической культуры и спорта [1, 6, 10, 24, 26, 39].

В системе управления подготовкой спортсменов важное место принадлежит контролю за соревновательной деятельностью. Он является неотъемлемой частью управления.

Но наиболее полно как предмет обучения в высших физкультурных вузах педагогический контроль за соревновательной деятельностью рассматривается в трёх главах из пяти учебника «Спортивная метрология» [10]. В главе «Метрологические основы контроля эффективности соревновательной деятельности» её автор В.Л.Уткин пишет, что об эффективности соревновательной деятельности можно судить по результату показанному на соревнованиях или предсказанному на основании расчётов или прикидок. Однако итоговый соревновательный результат не содержит информации о ходе состязания, следовательно, не позволяет выявить сильные и слабые стороны подготовленности спортсмена и наметить пути устранения недостатков. Этим целям служат другие показатели, получаемые путём объективной регистрации соревновательной деятельности и анализа её состава (из каких элементов состоит) и структуры (как эти элементы связаны друг с другом). Эта регистрация осуществляется в процессе обследования соревновательной деятельности (ОСД). Основными направлениями обследования являются:

1) определение общего числа и результативности технико-тактических действий;

2) определение эффективности и устойчивости спортивной техники;

3) контроль за спортивной тактикой;

4) измерение физиологических и биохимических реакций организма в условиях соревнований и непосредственно после их завершения;

5) контроль за психическими состояниями.

Активность и результативность технико-тактических действий оценивают при контроле в спортивных играх и единоборствах.

Активность определяют общим числом выполняемых технико-тактических действий. Например, подсчитывают общее число атак футбольной команды на ворота соперника [22, 23, 25].

Для суждения о результативности отдельно фиксируют число успешно и неудачно выполненных действий. Затем вычисляют процент успешности (процент успеха) и процент брака. «Процент успешности» называется отношение числа успешно выполненных действий к их общему числу. Процентом брака - отношение числа неудачных действий к общему числу. Очевидно, что сумма процента успешности и брака равна 100%. Далее автор отмечает, что специфика каждого вида спорта предопределяет набор показателей активности и результативности и приводит пример из волейбола. Он пишет: «Например, в волейболе представляет интерес результативность нападения, блокирования, передач, подач и т.д. Измерение результативности подач (в волейболе, теннисе и т.д.) имеет свои особенности. В результате подачи мяч может быть выигран, проигран, или уйти в игру (нейтральный исход). Поэтому сумма процентов брака и успехов подачи в данном случае меньше 100% на величину отношения числа нейтральных случаев исходов к общему числу подач».

Важное методологическое значение имеют указания о разновидностях эффективности техники.

Этот вопрос в учебнике по метрологии характеризуется в специальном параграфе «Разновидности оценок эффективности техники».

В нем написано: «Различают три разновидности оценок эффективности технического мастерства (ТМ)»:

1) интегральную - оценивается эффективность упражнения в целом;

2) дифференцированную, связанную с оценкой некоторых элементов соревновательного упражнения;

3) дифференцированно-суммарную - после определения эффективности каждого элемента техники суммируются и выводится общая оценка ТМ спортсмена».

1.2. Контроль над процессом подготовки спортсменов высокой квалификации

На уровне высшего спортивного мастерства ряд авторов рассматривают соревновательную деятельность в качестве важнейшей формы комплексного контроля, а достижение спортивных результатов - как один из ведущих критериев успешности и правильности воспитательного и учебно-тренировочного процессов. В связи с этим при управлении тренировочным процессом предлагается сконцентрировать усилия на анализе соревновательной деятельности команды и отдельных ее игроков, ибо только в условиях ответственных соревнований в полной мере проявляются положительные и отрицательные стороны подготовленности спортсменов и, только глубоко изучив соревновательную деятельность, можно разработать адекватную ей систему тренировки.

Другая группа специалистов [2, 3, 13, 21] указывает, что спортивный результат не может служить критерием эффективности тренировочного процесса, так как по нему нельзя всесторонне оценить сильные и слабые стороны подготовленности спортсменов, определить эффективные направления тренировочного процесса.

Наиболее убедительной является точка зрения, что спортивный результат зависит от ряда основополагающих характеристик соревновательной деятельности, в значительной мере независимых друг от друга, что необходимо установить четкое субординационное отношение между структурой соревновательной деятельности и структурой подготовленности. Важно знать факторы подготовленности, обеспечивающие эффективность соревновательной деятельности. Отсюда следует, что вся система совершенствования отдельных компонентов подготовленности должна увязываться с узловыми компонентами соревновательной деятельности, так как между ними существует четкая субординация[1, 3, 11].

Система включает в себя следующее: 1) спортивный результат как интегральная характеристика подготовленности спортсмена; 2) основные компоненты соревновательной деятельности; 3) интегральные качества, определяющие эффективность выполнения основных составляющих соревновательной деятельности; 4) основные функциональные параметры, обеспечивающие эффективное выполнение соревновательного упражнения; 5) частные показатели.

Полное решение проблемы о критерии эффективности построения тренировочного процесса обеспечивается лишь комплексным контролем.

В практике спорта для оценки эффективности применяемых соревновательных и тренировочных нагрузок используются специальные контрольные испытания (тесты), определяющие различные стороны подготовленности спортсменов.

Контроль соревновательной деятельности гандболистов должен быть направлен на оценку спортивного мастерства игроков, определение вклада каждого спортсмена в общекомандный результат и служить основанием для целесообразной коррекции и необходимой индивидуализации учебно-тренировочного процесса.

1.3. Моделирование и модельные характеристики в гандболе

За последние годы значительно усилился интерес к исследованию соревновательной деятельности спортсменов [1, 2, 3, 6, 13, 21]. Необходимость этого вызвана широким распространением нового перспективного направления в управлении системой подготовки спортсменов, основанного на целевом программировании. Существенной особенностью указанного направления является моделирование спортивной деятельности. Создаются модели подготовки, соревновательной деятельности команды, отдельного спортсмена. Разрабатываются они на основе специфики гандбола, выделения факторов, обусловливающих достижение высоких результатов.

В гандболе проблема моделирования может быть решена на следующем уровне: 1) модель соревновательной деятельности; 2) спортсмена - модельные характеристики его мастерства, прогнозирования его результата; 3) системы спортивной подготовки - модель ее планирования, моделирование в условиях тренировки; 4) системы развития гандбола в мире и прежде всего олимпийского гандбола.

В спорте под понятием "модель соревновательной деятельности" подразумевается совокупность показателей и отношения между ними, которые удовлетворяют требованиям решения общей задачи деятельности. Имея модель, можно определить стратегию подготовки, выбрать средства и методы тренировки, оптимальные параметры выполняемой спортсменами нагрузки. В учебно-тренировочном процессе становится возможным моделирование реальных условий протекания состязаний и их отдельных фрагментов. Кроме этого изучение соревновательного упражнения служит углублению знаний в области теории и. методики конкретного вида спорта.

Сейчас большое значение уделяется разработке моделей сильнейших спортсменов. Блок-схема модели содержит три уровня в соответствии с общими представлениями об их субординационных взаимоотношениях. Первый уровень - соревновательная деятельность, куда входит характеристика сильнейших спортсменов в ответственных соревнованиях. Второй уровень - модель мастерства, включающая характеристики физической, технической, тактической подготовленности спортсмена, находящегося в состоянии спортивной формы. Третий уровень - модель спортивных возможностей, включающая характеристики функциональной и психической подготовленности, морфологических особенностей, возраста и спортивного стажа занятий [12, 15, 22, 30].

Модельные характеристики - это идеальные характеристики состояния спортсмена, в котором он может показать результаты, соответствующие мировым достижениям. Применительно к условиям деятельности в гандболе модельные характеристики - это те, которые оказывают решающее влияние на исход борьбы, показывают меру соответствия соревновательной деятельности передовым тенденциям ее развития и могут объективно оцениваться как в отношении соревновательной деятельности, так и по каждому виду используемых действий [26, 27, 31, 33].

Выделяют три подхода в определении количественных показателей, характерных для заданного уровня. Первый связан с усреднением показателей, отражающих возможности ведущих спортсменов с учетом индивидуальных различий и диапазона возможных колебаний. Второй подход предполагает изучение спортсменов различной квалификации, установление зависимости между уровнем спортивного мастерства и динамикой изменений по конкретному показателю с последующей коррекцией полученных данных до уровня заданного результата. Третий подход нацеливает на определение жестких количественных параметров.

Суть подхода состоит в том, что у отдельных выдающихся спортсменов регистрируются максимально доступные величины того или иного показателя, которые и используются в качестве модельных характеристик. По разнице между полученными при обследовании конкретного спортсмена и модельными величинами выявляются недостатки и определяются резервы дальнейшего совершенствования.

Модели, используемые в процессе подготовки гандболистов, можно разделить на две группы. В первую группу входят следующие:

  1. модели соревновательной деятельности, необходимые для достижения заданного результата;
  2. морфофункциональные модели, отражающие морфологические особенности организма и возможности отдельных функциональных систем, обеспечивающих достижение заданного уровня спортивного мастерства;
  3. модели подготовленности гандболиста.
    Во вторую группу входят:
  4. модели многолетней подготовки;
  5. модели этапов многолетней подготовки, макроциклов и периодов тренировки;
  6. модели тренировочных этапов мезо- и микроциклов, тренировочных занятий;
  7. модели тренировочных заданий и отдельных упражнений.

Модели соревновательной деятельности, достижение которых связано с выходом гандболистов на уровень заданного спортивного результата, являются тем системообразующим фактором, который определяет структуру и содержание процесса подготовки на данный этап.

1.4. Соревновательная деятельность в системе спортивной подготовки гандболистов

Изучение соревновательной деятельности гандболистов позволяет выявить факторы, влияющие на результат матча, разработать модели игры для спортсменов различных амплуа, определить тенденции развития игры и технико-тактические особенности игры отдельных команд, получить данные о сильных и слабых сторонах подготовленности игрока команды, провести коррекцию тренировочного процесса с учетом анализа игровой деятельности [23, 27, 36, 38].

Обследование соревновательной деятельности является важной составной частью комплексного педагогического контроля. Для управления подготовкой спортсменов высокой квалификации необходима объективная информация о степени реализации их подготовленности в условиях соревнования. Практика показала, что процесс спортивной подготовки нужно строить в соответствии с запросами соревновательной деятельности, а не абстрагируясь от нее. В гандболе соревнование является одним из основных методов интегральной подготовки, а средством этой подготовки является специально организованная и управляемая двусторонняя учебная игра.

Исследования соревновательной деятельности гандболистов ведутся в двух направлениях. С одной стороны, это получение данных для создания модели соревновательной деятельности с целью ее моделирования в условиях тренировки. С другой - это получение данных о динамике показателей отдельных игроков с целью контроля эффективности их подготовленности. Недостаточная разработка количественных характеристик является тормозом комплексной оценки соревновательной деятельности. Большая трудность получения этих данных заключается в том, что конечный результат выступления команды достигается в различных соревнованиях с разным соперником.

Особенно остро стоит вопрос об оценке индивидуального вклада спортсмена в достижение результата. В этих направлениях и ведутся в основном исследования по анализу и оценке соревновательной деятельности спортсменов - игровиков высокой квалификации. Для контроля любой деятельности нужен эталон, на который следует равняться, который может служить целью всего процесса деятельности. Для этого создается базовая модель, которая и включает в себя необходимые ориентиры для сравнения с объективными данными.

Количество технико-тактических действий в гандболе весьма велико и оперативная оценка всего их многообразия не только невозможна с помощью ограниченного числа наблюдателей, но и нецелесообразна практически. Поэтому для оптимизации контроля необходимо выделить наиболее значимые для общего соревновательного успеха игровые параметры [13,17]. Одной из характерных особенностей гандбола является наличие спортсменов, выполняющих различные игровые функции. Вследствие этого их соревновательная деятельность имеет конкретные содержательные особенности.

Для управления тренировочным процессом и процессом комплектования команд в гандболе необходимо:

- наличие модели коллективной игры, обусловливающей эффективную соревновательную деятельность команды;

- наличие моделей игры спортсменов конкретных амплуа, отвечающих требованиям модели коллективной игры;

- наличие критериев соревновательной деятельности, обусловливающих эффективную игру команды и спортсменов конкретных амплуа.

Главной отправной точкой построения общекомандной модели служит спортивный результат. С учетом системы проведения соревнований (круговой, с выбыванием или смешанной) и специфики исследования его эквивалентом может выступить занятое командой в состязаниях место или процент набранных ею очков из числа возможных.

В гандболе ведущим качественным показателем атакующей деятельности следует считать результативность нападения - процентное соотношение заброшенных мячей к общему количеству предпринятых командой атак. Результативность оборонительной деятельности - надежность защиты можно выразить процентным отношением нерезультативных атак соперника к общему количеству предпринятых им попыток взятия ворот [9, 14, 22].

1.5. Модели соревновательной деятельности разыгрывающих игроков

В недалеком прошлом в гандболе стоял спорный вопрос: что важнее — универсализация или специализация игрока? Сегодня этот «вопрос» звучит однозначно: теория и практика игры пришли к единому выводу о целесообразности специализации игроков по функциям. Функции игроков определяются необходимостью наиболее четко выполнять определенные действия на определенном игровом месте. Отсюда — тройственная задача подготовки каждого нападающего: в совершенстве освоить функции основного игрового места; отлично овладеть смежным амплуа; хорошо выполнять (при необходимости) наступательные действия на других игровых местах. Кроме того, формирование квалифицированного нападающего идет и по пути совершенствования в универсальных приемах нападения.

Деятельность игроков в составе спортивной игры гандбол в процессе соревнований предполагает поочередное выполнение двух основных функций: нападения и обороны. Распределение игроков по функциям - один из основных принципов игровой деятельности. Эти функции при важности той и другой имеют свои особенности, но общее их значение состоит в том, что только при четком распределении ролей можно добиться организованного, целенаправленного, подчиненного определенным закономерностям процесса, как в соревнованиях, так и в тренировке. При этом гандболист выступает то в роли нападающего, то в роли защитника, каждый раз беря на себя ответственность за успех выполнения требований определенного амплуа то в нападении, то в защите.

Центральный нападающий (разыгрывающий). Организатор всех атак команды, диспетчер, способствующий взаимодействию между линиями и флангами нападения. Его основное место — в центре задней линии нападения. От его умения четко выполнять свои функции часто зависит общий успех команды. При прочих равных условиях побеждает команда, у которой в действиях разыгрывающего больше выдумки, инициативы, личной дисциплины, атакующего порыва, организованности. Разыгрывающий должен отлично владеть техникой передач и ловли мяча, уметь импровизировать и мощно бросать мяч в ворота.

Желательно, чтобы центральный нападающий имел рост выше среднего, был атлетически сложен и вынослив. Он более других должен проявлять выдержку, хладнокровие, смелость, расчет в самых сложных ситуациях игры, хорошо осмысливать игру и иметь склонность к комбинационным действиям, а также предвидеть развитие событий на площадке [18, 19].

Зона действий в нападении центрального разыгрывающего характеризуется местонахождением игрока, которое обеспечивает наиболее выгодные условия для организации и проведения тактических комбинаций как команды в целом, так и отдельных ее звеньев. Находясь в центре, игрок получает все необходимые условия для установки коммуникаций с партнерами. Ему вменяется в обязанность выполнить функции организатора командных действий. Данный игрок должен уметь не только предложить программу действий в конкретном игровом эпизоде, но и суметь ее реализовать усилиями «ведомых». Центральному разыгрывающему игроку должен соответствовать такой тип личности, который отличается, прежде всего, способностью навязывать свою программу и организовать действия партнеров. В связи с этим разыгрывающий в наибольшей степени соответствует типу личности «лидер» [18, 19].

Соревновательная деятельность в нападении разыгрывающих игроков описывается четырьмя факторами [16, 22, 27]. Содержание ведущего фактора «диспетчерские функции» определяют четыре показателя: частота голевых передач мяча в контратаке; степень игровой активности; частота индивидуального обыгрывания и проходов; частота голевых передач мяча партнерам в позиционном нападении.

Во втором факторе «полезность игры» сгруппировались три характеристики: полезность атакующих действий; успешность применения игровых приемов; успешность розыгрыша мяча в позиционном нападении.

В третьем факторе «активная угроза" выделился лишь один игровой параметр - количество атак с дальних и средних дистанций.

Также один показатель определяет суть четвертого фактора «агрессивность в контратаке» - частота завершения контратак.

Успешность любой коллективной деятельности, направленной на достижение определенной цели, предполагает наличие оптимальной организационной структуры, четкое распределение функциональных обязанностей и эффективное их выполнение. Это позволяет значительно оптимизировать управление процессами профессионального обучения и совершенствования.

Наиболее значимые для объективной оценки спортивного мастерства нападающих игровые показатели:

  • полезность игры;
  • результативность бросков мяча в ворота;
  • количество голевых передач мяча партнерам;
  • количество допускаемых потерь мяча до броска;
  • количество заработанных штрафных бросков.

1.6. Контроль соревновательной деятельности полевых игроков различного амплуа

В практике современного спорта необходимость эффективного контроля и объективной оценки соревновательной деятельности обще признана . Это обусловлено важностью своевременной и обоснованной коррекции учебно-тренировочного процесса с целью его оптимизации. Контроль соревновательной деятельности в гандболе должен быть направлен на оценку спортивного мастерства игроков, определение вклада каждого спортсмена в общекомандный результат и служить основанием для целесообразной коррекции и необходимой индивидуализации учебно-тренировочного процесса [21, 29].

Для контроля соревновательной деятельности разработано большое число показателей и методик их регистрации, количественно отражающих объем, разносторонность и эффективность действий, как отдельных игроков, так и команды в целом. Осуществляют контроль, используя различные методы записи игровых действий спортсменов. Можно использовать кодовую запись, графическое изображение на схеме игровой площадки, стенографическую запись, речевую запись действий игрока на магнитофонную ленту, видеозаписывающую аппаратуру с последующим анализом игровых действий.

Использование заранее разработанного протокола - наиболее рациональный вариант регистрации соревновательной деятельности. Такой подход дает возможность получать всестороннюю информацию о действиях игроков, выявлять как положительные, так и отрицательные стороны подготовленности, а также достаточно подробно характеризовать действия всей команды. Применение специального протокола контроля значительно упрощает работу наблюдателя, позволяя фиксировать количество и качество выполнения основных игровых приемов в форме, удобной для последующего анализа, а также предоставляет возможность оперативно обрабатывать результаты наблюдения [3, 7, 22, 28].

В настоящее время перспективным направлением регистрации и оперативной обработки результатов контроля соревновательной деятельности является использование персональных ЭВМ. Для практического применения современной техники нужна соответствующая программа, которая должна формировать массив исходных данных, производить его последующую обработку и выдавать результат в удобной форме.

В число ведущих критериев соревновательной деятельности в гандболе включаются показатели результативности, эффективности и активности. Высокое спортивное мастерство характеризуется надежностью и безошибочностью действий. Под игровой активностью понимается стремление спортсменов принять участие в возможно большем количестве игровых ситуаций. Однако активность, проявляющаяся в большой подвижности, не всегда бывает полезной. Она должна диктоваться здравым смыслом и являться своевременной и тактически оправданной.

Иногда смешивают понятия результативность, успешность и эффективность игровой деятельности. Под эффективностью надо понимать полезность или целесообразность деятельности, которая значительно зависит от выполнения игровых функций спортсмена в составе команды.

Это значит, что целесообразно фиксировать только те приемы, использование которых повлекло за собой существенное изменение игровой ситуации. Успешное использование гандболистом конкретного технико-тактического действия отмечается в соответствующей графе протокола знаком плюс (+), а неудачное - знаком минус (-). Особых трудностей не возникает лишь при рассмотрении бросков мяча в ворота - результативный бросок является одновременно успешным, а не приведший к взятию ворот соперника - неудачным [1, 6, 18, 26].


Выводы

На основании проведенного анализа литературных источников можно сделать следующие выводы:

  1. На уровне высшего спортивного мастерства ряд авторов рассматривают соревновательную деятельность в качестве важнейшей формы комплексного контроля, а достижение спортивных результатов - как один из ведущих критериев успешности и правильности воспитательного и учебно-тренировочного процессов.
  2. Спортивный результат зависит от ряда основополагающих характеристик соревновательной деятельности, в значительной мере независимых друг от друга, что необходимо установить четкое субординационное отношение между структурой соревновательной деятельности и структурой подготовленности. Важно знать факторы подготовленности, обеспечивающие эффективность соревновательной деятельности.
  3. Контроль соревновательной деятельности гандболистов должен быть направлен на оценку спортивного мастерства игроков, определение вклада каждого спортсмена в общекомандный результат и служить основанием для целесообразной коррекции и необходимой индивидуализации учебно-тренировочного процесса.
  4. За последние годы значительно усилился интерес к исследованию соревновательной деятельности спортсменов. Необходимость этого вызвана широким распространением нового перспективного направления в управлении системой подготовки спортсменов, основанного на целевом программировании.
  5. Изучение соревновательной деятельности гандболистов позволяет выявить факторы, влияющие на результат матча, разработать модели игры для спортсменов различных амплуа, определить тенденции развития игры и технико-тактические особенности игры отдельных команд, получить данные о сильных и слабых сторонах подготовленности игрока, команды, провести коррекцию тренировочного процесса с учетом анализа игровой деятельности.
  6. В гандболе ведущим качественным показателем атакующей деятельности следует считать результативность нападения - процентное соотношение заброшенных мячей к общему количеству предпринятых командой атак. Результативность оборонительной деятельности - надежность защиты можно выразить процентным отношением нерезультативных атак соперника к общему количеству предпринятых им попыток взятия ворот.
  7. Таким образом, проведенный нами анализ специальной литературы подтвердил актуальность выбранной темы и позволил сформулировать цель и задачи исследования, а так же выбрать пути для реализации намеченных планов, позволил уточнить направление и содержание исследований и способствовал в дальнейшем правильной интерпретации полученных результатов.


ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Характеризуемые в нашей работе исследования проводились с целью определения показателей бросковой деятельности и ее эффективности высококвалифицированными гандболистами в составах юношеских команд-участниц полуфинала чемпионата мира 2013 года в Венгрии.

Для реализации названной цели в дипломной работе осуществлен анализ бросковой деятельности по материалам официального сайта Международной федерации гандбола (IHF).

Для достижения поставленной цели предстояло решить следующие задачи:

  1. Рассчитать количество бросков в ворота соперников разыгрывающими игроками.
  2. Выявить количество заброшенных разыгрывающими мячей.
  3. Сравнить результативность центральных нападающих с таковой у игроков других амплуа.
  4. Определить команду, центральные нападающие которой продемонстрировали наибольшую результативность.
  5. Проанализировать распределение неточных бросков.
  6. Выявить наиболее поражаемые зоны ворот при атаках центральных нападающих.

В процессе проведения исследования были использованы следующие методы:

  1. Анализ и обобщение литературных источников по данному вопросу.
  2. Анализ официальной статистики чемпионата мира 2013 года среди юношеских команд.
  3. Математическая обработка полученных результатов.


2.1. Анализ и обобщение литературных источников по данному вопросу.

Изучение литературы проводилось в течение всего периода написания работы. В основном была использована специальная литература. Всего было проанализировано 33 источника. Из них чаще всего использовались работы таких авторов как В.Я. Игнатьева, В.И. Тхорев, И.В. Петрачева, Ю.Д.Железняк и др.

Анализ литературы позволил уточнить направление и содержание исследований и способствовал в дальнейшем правильной интерпретации полученных результатов.

2.2. Анализ официальной статистики чемпионата мира 2013 года среди команд юношей.

Сбор данных о бросковой деятельности разыгрывающих игроков ведущих команд мира проводился по материалам официального сайта Международной федерации гандбола и официального сайта чемпионата мира 2013 года среди юношеских команд:

www.ihf.info/IHFCompetitions/WorldChampionships/MensYouthWorldChampionships/MensYouthWorldChampionship

2.3. Математическая обработка полученных результатов.

В процессе математической обработки полученных данных выполнялся количественный, качественный и сравнительный анализ произведенных, результативных бросков игроками команд-участниц юношеского полуфинала чемпионата мира 2013 года с позиций разыгрывающих нападающих, на протяжении всего турнира.


ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Пятый юношеский Чемпионата мира 2013 года, проходил в Венгрии в период с 10 по 23 августа. Первенство оспаривали 24 дружины, представляющие все континенты нашей планеты. Полуфинальную четверку сформировали исключительно представители Старого Света: сборные Дании, Хорватии, Германии и Испании.

В итоге золото Чемпионата завоевала сборная Дании, серебро – сборная Хорватии, и бронзовые медали достались сборной Германии. Сборная Испании в число призеров не попала и довольствовалась лишь четвертым местом.

Первое, что можно сказать по итогам соревнований, что все перечисленные выше страны являются признанными лидерами на мировой арене и во взрослом гандболе, что свидетельствует о хорошо выстроенной системе подготовки спортивного резерва в этих государствах.

Каждая из рассматриваемых команд провела на турнире 9 матчей. Исходя, из цели нашего исследования и сформулированных задач, на основе общедоступной статистики, представленной на официальном сайте Международной федерации гандбола, проведем анализ основных показателей соревновательной деятельности центральных нападающих команд-участниц полуфинала юношеского Чемпионата мира 2013 года, поскольку они являются важнейшей составляющей достижения результата. В процессе анализа рассматривались суммарные показатели соревновательной деятельности всех игроков этого амплуа в составе каждой команды, не зависимо от их количества и времени проведенного на площадке.

Нам представляется возможным проследить и оценить тот вклад, который внесли игроки, выступавшие в амплуа центральных нападающих в общий результат своих команд, с точки зрения завершения позиционных атак.

На официальном сайте в командном ростере имеется подробная информация о каждом игроке: фамилия, имя, его дата рождения, рост, вес, клуб за который он выступает, количество полных лет и заявленное амплуа. Согласно этому документу и осуществлялась выборка тех или иных игроков, для проводимого в нашей работе исследования. Так в составах всех молодежных сборных на позицию центрального нападающего заявлено три человека.

Из личной статистики игроков сборной Дании видно, что каждый из них принял участие в Чемпионате. Суммарная результативность разыгрывающих датчан составила 55,7%. В среднем за матч разыгрывающими совершалось 10,8 броска в ворота соперников и забрасывалось по 6 голов на троих.

В составе молодежной сборной команды Хорватии на чемпионат так же приехало 3 игрока в амплуа разыгрывающего. Каждый из этих юношей выходил на площадку в течение чемпионата. В результате хорватскими центральными была продемонстрирована результативность на уровне 58,4%. Средние показатели по броскам за встречу составляют 8,6, а поражаемость ворот соперников за матч составляет 5 голов.

Сборная Германии также привезла в Венгрию троих центральных, которые на протяжении всего турнира реализовали 62,7% своих бросков. При этом они бросали по воротам соперников в среднем 14 раз за матч и забрасывали в среднем по 8,8 гола.

Не попавшие на пьедестал юноши из Испании, имели в своем составе трех человек на центральной позиции, каждый из которых провел на площадке какое-то время и отметился заброшенными мячами. Вместе же они продемонстрировали в ходе мирового первенства результативность равную 63,8%. Средние показатели в бросках за игру равны 10,4, а среднеголевой показатель за матч равен 6,7 гола.

Таким образом, наилучший показатель общей результативности центральных нападающих при бросках по воротам соперников принадлежит разыгрывающим молодежной сборной команды Испании, далее в порядке убывания расположились «молодежки» из Германии, Хорватии и Дании.

По среднему количеству бросков за игру лидирует молодежная сборная Германии, на второй позиции сборная Дании, далее Испания и Хорватия. Что же касается среднего количества голов за матч в исполнении центральных нападающих, то лучше всего дело обстоит в команде Германии, немного хуже у центральных из Испании, третью позицию в этом разделе занимает сборная Дании и закрывает список команда Хорватии.

В таблице 1 представлено общее количество бросков, произведенных всеми игроками каждой из рассматриваемых команд и количество заброшенных ими голов, суммарное количество бросков и голов разыгрывающих игроков и процентное соотношение бросков, выполненных центральными нападающими к общекомандному количеству, а так же выраженный в процентах вклад центральных в общекомандный результат.

Таблица 1. Общие показатели бросковой деятельности всех игроков и центральных нападающих

Команда

Всего бросков

Всего голов

Броски разыгр.

Голы разыгр.

% броски

% голы

Испания

421

248

94

60

22,3%

24,2%

Дания

473

311

97

54

20,5%

17,4%

Хорватия

454

276

77

45

17,0%

16,3%

Германия

503

324

126

79

25,0%

24,4%

462,8

289,8

98,5

59,5

21%

21%

На рисунке 1 изображена гистограмма, отражающая суммарное количество бросков и заброшенных мячей игроками всех амплуа на протяжении всего турнира.

Из гистограммы видно что наибольшее количество бросков, по воротам соперников произвели игроки сборной Германии – 503, забосив при этом 324 мяча и продемонстрировав результативность в 64%. Это позволило завоевать команде бронзовые медали чемпионата. На втором месте по количеству выполненных бросков расположились чемпионы, юноши из Дании. Из 473 бросков в ворота соперников цели достигли 311, что составило 66% результативности. 454 броска в сумме выполнили игроки сборной Хорватии, забросив 276 мячей. Их результативность оказалась равной 61%. Игроки Испанской сборной бросали 421 раз, забросив при этом 248 мячей и продемонстрировав результативность равную 59%. Таким образом, наивысший

Рисунок 1. Общее соотношение выполненных бросков и заброшенных мячей каждой командой участницей полуфинала на протяжении Чемпионата мира (9 игр).

процент результативности показан игроками сборной Дании, занявшей первое место, а наихудший сборной Испании, остановившейся в шаге от пьедестала.

В среднем за игру юниоры из Дании производили по 52,6 броска, немецкие гандболисты по 55,9, хорваты по 50,4 и испанцы – 46,8. Средняя результативность за матч составила у датчан 34,6 гола за игру, у хорватов – 30,7, у немцев – 36 и у испанцев – 27,6.

Статистика бросков центральных игроков выглядит следующим образом. Из 503 бросков сборной Германии на долю центральных игроков пришлось 126, это составило 25% (рис. 2). Хорватские центральные выполнили 17% от общего количества бросков, то есть 77 из 454. Юноши из Дании, игравшие на позиции центральных выполнили 97 бросков в ворота соперников, это 20,5%. Центральные нападающие испанской сбрной атаковали ворота соперников 94

Рисунок 2. Бросковая активность центральных игроков в сравнении с общекомандными показателями

раза, в то время как общекомандная сумма бросков составила 421. В процентном выражении это равно 22,3%.

Что же касается вклада центральных игроков в общекомандную результативность то она выглядит следующим образом (рис 3). 17,4% мячей было заброшено в ворота соперников центральными сборной Дании (54 из 311). У юношей из Хорватии этот показатель равен 16,3%, количественно это 45 из 276. Центральные из молодежной сборной команды Германии забросили 79 мячей из 324, что составило 24,4%, а их сверстники из Испании поражали ворота соперников 24,2% (60 из 248 бросков).

Таким образом, наилучший показатель результативности среди игроков амплуа разыгрывающих у команд полуфиналистов юношескогоЧемпионата мира принадлежит сборной Германии (24,4%), далее в порядке убывания расположились сборные Испании, Дании и Хорватии.

Следующим моментом, подлежащим рассмотрению, явились показатели собственной результативности центральных игроков. Проведем их подробный анализ. Результаты представлены в таблице 2. Здесь отображена общая сумма

Рисунок 3. Вклад центральных игроков в общую результативность команды

бросков произведенных центральными игроками каждой из команд-участниц полуфинала рассматриваемого Чемпионата мира среди молодежных команд,

Таблица 2. Соотношение неудачных бросков к общему количеству

Команда

Бросков всего

Голов

%

Неточные броски

Штанга

Промах

Блок

Вратарь

Б

%

Б

%

Б

%

Б

%

Испания

94

60

66,7

6

6,4

7

7,4

3

3,19

18

19,15

Дания

97

54

71,7

5

5,2

12

12,4

1

1,03

25

25,77

Хорватия

77

45

74,6

1

1,3

9

11,7

2

2,60

20

25,97

Германия

126

79

67,2

0

0,0

10

7,9

4

3,17

33

26,19

98,5

59,5

70,1

3

3

9,5

10

2,5

2

24

24

количество заброшенных мячей, результативность в процентах. Кроме того, учтены и подробно разложены все не достигшие цели броски.

И так, игроки датской молодежной команды с позиции центральных нападающих произвели в общей сложности 97 бросков (рис. 4). 54 из них достигли цели. Результативность составила 71,7%. Серебрянные призеры Чемпионата, игроки сборной Хорватии, продемонстрировали более высокую результативность в бросках с позиций центральных игроков – 74,6%, то есть результативными оказались 45 попыток из 77. Представители Германии из 126 попыток реализовали 79, это 67,2%. И, наконец, испанские игроки были удачливыми 60 раз из 94 (66,7%). Таким образом, лучше всех использовали свои возможности игроки сборной Хорватии, на втором месте по этому показателю оказалась сборная Дании, на третьем центральные из Германии, и вновь в конце списка оказались испанские игроки.

Рисунок 4. Гистограмма эффективности бросковой деятельности центральных нападающих

Теперь проанализируем, что явилось причиной неудачных бросков. Гистограмма на рис. 5 демонстрирует их распределение. Мы видим, что наибольшее количество бросков у всех без исключения команд участниц полуфинала не достигли цели по причине удачной игры вратарей соперников. Так, центральные молодежной сборной Дании не забросили из-за этого 25 мячей (25,8%), сборной Хорватии – 20 или 26%, Германии – 33 (26,2%) и Испании 18 мячей или 19,2%.

Рисунок 5. Гистограмма распределения неточных бросков

В данном случае следует обращать внимание на процентное выражение отраженных вратарями мячей, поскольку оно является наиболее информативным.

Что касается бросков, отраженных соперниками с помощью блокирования, то здесь «лидерство» принадлежит центральным игрокам молодежной сборной Германии. Игроки этой команды 4 раза из 126 бросков попадали в блок, это составляет 3,2% . 3,2% (3 из 94) бросков сборной Испании были блокированы защитниками команд-соперниц. 2 раза из 77 в блок попадали центральные хорватской «молодежки», это 2,6% от общего числа попыток. И наименьший процент по попаданиям в блок продемонстрировали представители Дании. У них он составил 1%, то есть в блок угодил только 1 мяч из 97, направленных в ворота соперников.

Количество бросков, после которых мяч разминулся со створом ворот составило у Дании – 12,4% (12 бросков), у Хорватии – 11,7% (9 бросков), у Германии 7,9% или 10 бросков и у испанцев 7,4%, то есть 7 бросков.

В процентном отношении испанские центральные промахивались меньше всего, а датские, наоборот, чаще всех.

Количество попаданий мяча в каркас ворот у всех полуфиналистов разное и колеблется от 0% до 6,4%. В частности, после бросков разыгрывающих из Испании мячи попадали в стойки 6 раз – это наибольшее количество среди участников полуфинала, равное 6,4% от общего количества выполненных разыгрывающими бросков. Центральные нападающие молодежной сборной Дании попадали в стойки 5 раз или 5,2%, Хорватии – 1 или 1,3%. Этот показатель у разыгрывающих из Германии равен 0.

Распределение бросков центральных нападающих по зонам ворот.

Еще одним показателем, представляющм несомненный интерес для анализа, явлется распределение заброшенных мячей по зонам ворот. Анализируемые данные приведены в таблицах 3 - 7. Ворота разделены на 9 условных квадратов. В зависимости от количества заброшенных мячей в тот или иной квадрат, можно выделить наиболее и наименее приоритетные, а так же наиболее защищенные и наименее защищенные участки ворот, при бросках центральных игроков на V молодежном Чемпионате мира в Венгрии.

В левой части таблицы приведено количество заброшенных мячей центральными игроками, а в правой части результативность (%) по отношению к общему количеству бросков.

Специфика бросковой деятельности центральных игроков такова, что они завершают атаки из центральной зоны относительно ворот, с расстояния 11-8 м, преодолевая сопротивление защитников. Для проведения успешного броска им необходимо обойти блок и перехитрить вратаря. Именно поэтому броски центральных игроков отличаются большим разнообразием. Они производятся как из опорного положения, так и из безопорного, сверху, сбоку, с низу, с отклонением туловища и т.д.

В этой связи выявление зон в воротах, в которые броски производились наиболее часто представляет особенный интерес.

При рассмотрении данных бросковой деятельности центральных игроков молодежной сборной Дании, приведенных в таблице 3, явно бросается в глаза, что наибольшее количество бросков было выполнено в верхние углы ворот

Таблица 3. Количество бросков выполненных центральными молодежной сборной Дании в различные зоны ворот соперников и их результативность.

Количество

Результативность

9

 

15

9,3%

0,0%

15,5%

4

 

11

4,1%

0,0%

11,3%

7

2

6

7,2%

2,1%

6,2%

соперников. При чем в правый было 15 попаданий, что составляет 15,5%, а в левый было заброшено 9 мячей ( 9,3%). Средние центральные зоны ворот поражались не так часто: левая 4 раза (4,1% результативность), а правая 11 (11,3%). Нижние углы ворот поражались нападающими еще реже: левый 7 раз (7,2%), правый – 6 (6,2%).

По зонам, образующим центральную ось было произведено минимальное количество бросков – только 2 попадания вниз. В этом случае результативность не превысила 2,1%. Таким образом, в области ворот, расположенные на уровне головы и корпуса вратарей команд соперников попаданий не зафиксировано.

В таблице 4 представлены результаты центральных сборной команды Хорватии. Здесь, по аналогии с показателями сборной Дании, тенденция снижения количества бросков от верхних углов ворот к нижним сохраняется. В данном слуае, центральные нападающие выполнили по верхним углам ворот соперников по 8 бросков, продемонстрировав результативность, равную 10,4%. Средние, ближние к стойкам зоны ворот, поражались не одинаковое количество раз. Левая – 8 (10,4%), правая – 6 (7,8%). Неодинаковое количество бросков выполнено по нижним углам ворот соперников – 3 мяча попало в левый нижний, процент результативности равен 3,9%, а 5 мячей влетели в правый нижний угол, определив результативность в 6,5%. Результативность попадания в центральную часть ворот определилась следующим образом: по 3 попадания вверх и вниз (3,9%) и лишь 1 гол в центр, то есть 1,3%.

Таблица 4. Количество бросков выполненных центральными игроками молодежной сборной Хорватии в различные зоны ворот соперников и процентное соотношение с общим количеством заброшенных мячей всей командой.

Количество

Результативность

8

3

8

10,4%

3,9%

10,4%

8

1

6

10,4%

1,3%

7,8%

3

3

5

3,9%

3,9%

6,5%

Анализируя показатели молодежной сборной команды Германии, представленные в таблице 5, можно увидеть, что наибольшее количество результативных бросков пришлось в области ворот на уровне «карманов» вратарей, то есть между рукой и ногой голкиперов. Влево от вратаря было заброшено 10 мячей, что составило 7,9%, а вправо 25 или 19,8%. Дальнейшее рассмотрение выявляет, что 12 попаданий пришлось в правый нижний угол, что составило 9,5% результативности.

В верхние углы ворот мяч залетал по 5 раз и столько же в левый нижний угол. Для каждой из этих областей результативность составила по 4%. Броски по центральным зонам ворот распределились следующим образом: верхняя – 9 голов (7,1%), средняя и нижняя по 4 или 3,2%.

И так, немецкие юниоры, выступавшие на позиции разыгрывающего предпочитали забрасывать мячи в средние зоны ворот и в левый нижний угол.

Таблица 5. Количество бросков выполненных центральными молодежной сборной Германии в различные зоны ворот соперников и процентное соотношение с общим количеством заброшенных мячей всей командой.

Количество

Результативность

5

9

5

4,0%

7,1%

4,0%

10

4

25

7,9%

3,2%

19,8%

5

4

12

4,0%

3,2%

9,5%

В таблице 6 представлены результаты бросковой деятельности центральных нападающих молодежной сборной команды Испании. Количество бросков, достигших цели, заметно больше выполнено в правую сторону по всей высоте ворот. При чем, наибольшее число мячей попало в среднюю область правой стороны ворот – 13 (13,8%). В правый верхний угол пришлось 10 удачных бросков, или 10,6%, а в нижний – 8 или 8,5%.

В левой части ворот, при бросках центральных нападающих, наиболее поражаемой областью явилась средняя. Ее достигли 9 бросков, что составило 9,6%. Левый верхний угол был поражен 6 раз (6,4%), а нижний – 5 или 5,3%. При рассмотрении условных квадратов, образующих центральную ось, наблюдается тенденция увеличения количества результативных бросков сверху вниз. В область на уровне головы было заброшено 2 гола, что составляет 2,1%, на уровне пояса результативность равна 3,2% (3 гола) и зона ворот между ног вратаря была поражена 5 раз, то есть 5,3%.

Таким образом, для испанских разыгрывающих характерно выполнение бросков в правый верхний угол, и средняя часть ворот справа и слева от вратаря.

Таблица 6. Количество бросков выполненных центральными игроками, что составило молодежной сборной Испании в различные зоны ворот соперников и процентное соотношение с общим количеством заброшенных мячей всей командой.

Количество

Результативность

6

2

10

6,4%

2,1%

10,6%

9

3

13

9,6%

3,2%

13,8%

5

5

8

5,3%

5,3%

8,5%

Таблица 7. Распределение заброшенных мячей по зонам ворот и процентное сообношение к общему количеству мячей заброшенных всеми игроками команд участниц полуфинала

Количество

Результативность

28

14

38

7,1%

3,6%

9,6%

31

8

55

7,9%

2,0%

14,0%

20

14

31

5,1%

3,6%

7,9%

В таблице 7 Приведены обобщенные данные бросковой деятельности центральных игроков, всех четырех участников полуфинала.

Обращает на себя внимание тот факт, что наименьшее количество мячей было заброшено всеми разыгрывающими команд-участниц полуфинала в три центральных квадрата. В верхний (зона головы вратаря) 14 мячей, средний (примерно на уровне пояса) 8 мячей, и в нижний (между ног вратаря) 14 мячей. Это сответствует 3,6%, 2% и 3,6 % от общей суммы заброшенных мячей. Цифры более чем скромные и это закономерно, поскольку центральная ось ворот является наиболее защищенной вратарями.

В правый и левый нижние углы ворот заброшено 31 и 20 голов соответственно. Это составляет для нижнего правого 7,9% а для левого 5,1%.

Данные цифры характеризуют отбиваемость мячей ногами.

Средние правый и левый квадраты, расположены примерно на уровне пояса вратаря. Броски направленные в эти области ворот сложны для паррирования, поскольку направлены между ногой и рукой вратаря. Для противодействия последним приходится предпринимать немалые усилия и выполнять сложнокоординационные действия в условиях жесточайшего цейтнота.

Правый верхний угол был поражен 38 раз, что составило 10,5%, и количество заброшенных мячей в левый верхний угол составило в сумме 28 (7,1%).

Наиболее результативными оказались броски в средние зоны ворот. В правую среднюю область ворот центральными нападающими заброшено 55 мячей в сумме, это 14% от общего числа голов, а в левую среднюю 31 мяч, то есть 7,9 %.


ВЫВОДЫ

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. На протяжении юношеского Чемпионата мира 2013 года в Венгрии всеми игроками команд-участниц полуфинала выполнен в ворота соперников 1851 бросок. Из этого количества на долю разыгрывающих игроков пришлось 394 броска, что составляет 21,3%.
  2. Из 1159 мячей заброшенных рассматриваемыми командами в ворота соперников за 9 матчей, центральные нападающие произвели 238. Таким образом, доля разыгрывающих в общем результате составляет 20,5%.
  3. Суммарная результативность разыгрывающих игроков команд из первой четверки составила 60,4% (238 голов из 394 бросков), при общей результативности игроков всех амплуа в 62,6%.
  4. Наибольший процент реализации голевых моментов продемонстрировали центральные нападающие молодежной сборной команды Испании – 63,8%, занявшей на турнире четвертое место. На втором месте по этому показателю обладатели бронзовых медалей, разыгрывающие сборной Германии с результатом в 62,7%. Реализацию в 58,4% показали гандболисты из Хорватии, серебряные призеры чемпионата и разыгрывающие из команды-чемпиона сборной Дании реализовали 55,7% своих бросков.
  5. Анализ статистических показателей распределения неточных бросков показал, что наибольшее количество мячей не достигших цели были отражены голкиперами команд соперников. У сборной Германии этот показатель равен 26,2%, у сборной Хорватии – 26%, у сборной Дании – 25,8% и у сборной Испании он составляет 19,1%.
  6. В среднем 3% бросков, не достигших цели, приходится на попадание в каркас ворот, 10% на броски мимо ворот и около 2% бросков разыгрывающих были заблокированы защитниками.
  7. В результате проведенного анализа, представленных на официальном сайте Чемпионата данных о распределении результативных бросков по зонам ворот можно выявить наиболее приоритетные из них.

В следствие суммирования индивидуальных показателей бросковой деятельности разыгрывающих команд-участниц полуфинала, было определено, что наибольшее число мячей 55 было заброшено в средний левый квадрат ворот. Эта область ворот находится на уровне между левой ногой и левой рукой вратаря и является наиболее трудной для отражения направленных туда бросков.

38 мячей заброшено в левый верхний угол ворот. 31 раз мяч попал в левый нижний угол. Таким образом, левая сторона явилась наиболее уязвимой частью ворот для бросков центральных нападающих, а наиболее защищенной центральная ось ворот. Это закономерно, поскольку в большинстве случаев вратарь располагается именно в этой части ворот.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе нами проведен подробный анализ соревновательной деятельности разыгрывающих игроков команд участниц юношеского Чемпионата мира в Венгрии, в результате которого определено количество и эффективность бросков в ворота соперников.

По результатам исследования выявлено, что основная роль при завершении позиционных атак центральным игрокам не принадлежит.

Не велик их вклад и при завершении контратакующих действий, что свидетельствует о главном диспетчерском предназначении гандболиста в амплуа разыгрывающего.

По итогам проведенного исследования сформулированы соответствующие выводы и даны практические рекомендации.

Поставленные в работе цель и задачи были, таким образом, успешно решены.


ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

На основании проведенного исследования хочется обратить внимание специалистов и всех заинтересованных лиц на то, насколько редко разыгрывающие игроки угрожают воротам соперников, в соотношении с игроками других амплуа.

Из этого следует, что первостепенная роль центральных нападающих заключается в организации атакующих действий команды, розыгрыша мяча до верного, при позиционных атаках и своевременного развертывания контратакующих действий. Можно сказать, что если не учитывать в результативных бросках количество исполненных семиметровых штрафных бросков, то количество угроз с игры со стороны разыгрывающих еще более уменьшится. А по этому, рекомендуем пересмотреть подходы в методике технической и тактической подготовки игроков амплуа разыгрывающего с учетом результатов наших изысканий.


ЛИТЕРАТУРА

Ахмеров, Э.К. Педагогический контроль за специальной физической и технической подготовленностью спортсменов в учебно-тренировочном процессе по волейболу: методические рекомендации / Ахмеров, Э.К.,
Ширяев, И.А.. - Минск: БГУ, 2005. - 32 с.

Ахмеров, Э.К. Проблема отбора эффективных средств педагогического контроля за подготовленностью волейболистов / Э.К. Ахмеров // Мир спорта. - Минск, 2002. - №3. - С. 8-12.

Баландин, В.И. Прогнозирование в спорте / Баландин, В.И., Блудов,  Ю.М.,. Плахтиенко, В.А. - М.: Физкультура и спорт, 1986. – 256 с.

Блохин, А.В. Специальная подготовленность гандболистов высокой квалификации в длительном соревновательном периоде: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04/ А.В. Блохин. – М., 2003. - 45 с.

Гандбол: тематический сборник / редкол.: Е.И. Ивахин (гл. ред.) [и др.]. - К.: Здоров’я, 1975. – 32 с.

Годик, М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок / М.А. Годик. - М.: Физкультура и спорт, 1982. – 127 с.

Годик, М.А. Спортивная метрология / М.А. Годик. - М.: Физкультура и спорт, 1988.- 192 с.

Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Железняк, Ю.Д., Портнов, Ю.М., Савин, В.П., Лексаков, А.В.; под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2004. - 520 с.

Запорожанова, Л.П. Педагогические аспекты отбора и прогнозирования результатов в спорте по показателям латентного периода двигательной реакции: (на примере гандбола): автореф. дис... канд пед. наук: защищена 13.00.04 / Л.П. Запорожнова. - Киев, 1982. – 111 с.

Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1979. -231с.

Зотов, В.П. Моделирование подготовки гандболистов высокой квалификации: учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / Зотов, В.П., Кондратьев, А.И.. - К.: Здоров’я, 1982. -126 с.

Игнатьева, В.Я. Гандбол: учебное пособие для физкультурных вузов / В.Я. Игнатьева. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 314с.

Игнатьева, В.Я. Контроль за физической подготовленностью гандболистов высокой квалификации различных игровых амплуа / Игнатьева В.Я., Атхам Камис // Теория и практика физической культуры. - 1999. - №3. - С.37-39.

Игнатьева, В.Я. Многолетняя подготовка гандболистов (теория, методика и организация): автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / В.Я. Игнатьева. - М., 1995. – 29 с.

Игнатьева, В.Я. Оценка соревновательных и тренировочных нагрузок гандболистов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / В.Я. Игнатьева. - М, 1983. – 36 с.

Игнатьева, В.Я. Подготовка гандболистов на этапе высшего спортивного мастерства: учеб. пособие / В.Я. Игнатьева, В.И. Тхорев, И.В. Петрачева; под общ. ред. В.Я. Игнатьевой. – М.: Физическая культура, 2005. – 276 с.

Игнатьева, В.Я. Соревновательная двигательная деятельность гандболистов: методические разработки для студентов, слушателей и аспирантов ГЦОЛИФК /В.Я. Игнатьева. - М.: ГЦОЛИФК, 1983. - 48 с.

Изаак, В.И. Техника и тактика гандбола / В.И. Изаак, Т.Э. Набиев. – Ташкент: Университет, 2008. – 267 с.

Клусов, Н.П. Тактика гандбола / Н.П. Клусов. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 151 с.: ил.

Латышкевич, Л.А. Гандбол: учебник для студентов институтов физкультуры / Л.А. Латышкевич. - К.: Вища школа, 1988. - 169 с.

Макаров, Ю.М. Текущий и этапный контроль как основа управления тренировочными и соревновательными нагрузками квалифицированных гандболистов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. / Ю.М. Макаров. - М., 1987. – 22 с.

Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физ. культ. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 343с.

Озолин, Н.Г. Современная система спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 460с.

Основы теории и методики физической культуры. / Под общ. ред. А.А. Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 352с.

Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под общ. ред. М. Я. Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 280с.

Платонов, В.Н. Общая система подготовки спортсмена в олимпийском спорте / В.Н.Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 584с.

Платонов, В.Н. Общие основы системы подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 584с.

Портнов, Ю.М. Основы управления тренировочно-соревновательным процессом в спортивных играх. / Ю.М. Портнов. - М., 1996. – 63 с.

Совершенствование технического мастерства спортсменов / Под общ. ред. В. М. Дьячкова. -М.: Физкультура и спорт, 1967. - 184 с.

Спортивные игры / Под общ. ред. Э. К. Ахмерова и А. И. Бондаря. - Минск, АФВиС РБ, 1996. - 114 с. 24. Фурманов А. Г. Студенческий волейбол. - Минск: Выш. шк., 1983. - 175 с. 25. Чанади А. Футбол: тренировка / Пер. с венг. - М.: Физкультура и спорт, 1985. -256 с.

Стаселявичус, Г.И. Изменение эффективности игровой деятельности гандболисток высокой квалификации в зависимости от использования различных программ тренировочного воздействия: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. / Г.И. Стаселявичус - Киев, 1983. – 32 с.

Суслов, Ф.П. Современная система спортивной подготовки / Сычев, В.Л., Шустин, Б.Н.; под ред. Ф.П. Суслова. - М.: СААМ, 1995. - 445 с.

Техника и тактика игры вратаря в гандболе: учеб.-метод. пособие для тренеров и студентов-спортсменов / сост. С. В. Кот [и др.]. – Минск : БГУИР, 2007. – 74 с. : ил.

Тхорев, В.И. Управление соревновательной и тренировочной деятельностью гандболистов высокой квалификации на основе моделирования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04. / В.И. Тхорев. - Краснодар, 2000. – 45 с.

Харре, Д. Учение о тренировке / Пер. с нем. - М.: Физкультура и спорт, 1985. -256 с.

Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Холодов, Ж.К., Кузнецов, B.C. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2002. - 480 с.

Хрыпов, А.Б. Механизмы оперативности игровой деятельности в гандболе и педагогические методы их совершенствования: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / А.Б. Хрыпов. - М., 1988. – 32 с.

Цыганок, В. Основные показатели игровой деятельности мужской сборной команды Украины по гандболу на чемпионате Европы 2000 г. / В. Цыганок // IV Міжнародний конгрес "Олімпійський спорт i спорт для вcix: проблеми здоров’я, рекреації, спортивної медицини та реабілітації. 16-19 травня 2000 р.". - К.: ГУФВиС, 2000. - С.143.


Приложение

Анализ показателей соревновательной деятельности центральных нападающих (разыгрывающих) команд-участниц полуфинала молодежного чемпионата мира 2013 года в Венгрии