Создание сетевой системы тестирования электронного сопровождения курса Операционные системы (на примере инструментальной оболочки Joomla)
Содержание
Введение...............................................................................................................3
1. Теоретические основы проектирования и разработки электронного сопровождения курса "Операционные системы" (на примере инструментальной оболочки Joomla)....................................................................5
1.1 Основные требования к системам тестирования......................................5
1.2 Выбор методов, способов и средств реализации....................................10
1.3 Анализ рынка действующих электронных средств обучения..............14
2. Методическое обеспечение разработки электронного средства обучения
по разделу "Операционные системы".................................................................18
2.1 Описание программного средства............................................................23
2.2 Разработка электронных средств обучения (алгоритм разработки)...29
2.3 Описание процесса тестирования: сценарий тестирования, входные данные тестов, выходные данные тестов...........................................................33
Заключение......................................................................................................34
Список использованных источников............................................................35
Приложение.....................................................................................................37
Введение
Родоначальником тестового движения можно назвать английского ученого Френсиса Гальтона. Он создал лабораторию психомоторного тестирования, в которой исследовал вес, рост, быстроту реакций, способности к запоминанию испытуемых, при этом Гальтон стал использовать статические методы оценивания результатов исследования.
Тесты, как форма контроля знаний в учебных заведениях, начали постепенно приживаться в различных странах мира. Но до сих пор не утихают споры о целесообразности их использования, качестве оценки знаний. Тесты долго не приживались в России, но в 90-ые годы началась активная пропаганда ЕГЭ.
Процесс тестирование может быть автоматизирован при использовании компьютерных технологий. В частности, создание тестовой программы может освободить преподавателей от бумажной и вычислительной работы - проверки работ и выставления оценок. В результате, у преподавателя будет больше времени на реализацию эффективного педагогического процесса.
Осуществление процесса тестирования в компьютерном классе с сетью позволит сэкономить время и одновременно протестировать большое количество людей. Тестирование может происходить и через Internet, что дает возможность участвовать учащимся в процессе тестирования, находясь в другой точке планеты. Автоматизированное выставление оценок и централизованный сбор результатов в десятки раз увеличат эффективность работы преподавателя.
Программа для составления тестов позволит работать с вопросами в электронном виде, использовать все виды цифровой информации для отображения содержания вопроса. Электронная форма заданий тестов дает большую гибкость в их модификации.
Во всем этом заключается актуальность данной работы.
Целью данной курсовой работы является создание сетевой системы тестирования, которая бы автоматизировала процесс контроля знаний, оценивания результатов и создания тестовых заданий.
1. Теоретические основы проектирования и разработки электронного сопровождения курса "Операционные системы" (на примере инструментальной оболочки Joomla)
1.1 Основные требования к системам тестирования
Создание модели системы тестирования на базе web-технологий является крайней перспективной и актуальной научной задачей. Целью курсовой работы является создание современной модели web-сервиса тестирования знаний с помощью средств web-разработки и программная реализация для эффективной работы тестовой системы защита от копирования информации и списывания при контроле знаний, т.е. выход в Интернет, поиск информации на самом компьютере, использование приложений и т.д.
Перед формированием модели WEB-сервиса тестирования нужно четко очертить набор функций и требований к нему. Перечислим основные функции, требования, характеристики системы тестирования:
- основная функция обеспечение эффективного тестирования знаний;
- точная и способная к адаптации оценка результатов тестирования;
- удобство и легкость создания и модификации тестов;
- отсутствие твердой привязки к какому-нибудь предмету, области знаний;
- возможность одновременного тестирования неограниченного количества пользователей;
- отсутствие жесткой привязки к конкретному аппаратному и программному обеспечению;
- легкая наращиваемость, масштабируемость системы;
- высокая безопасность, защищенность;
- неограниченное количество тестов, тем, вопросов и вариантов ответов на них;
- контроль времени тестирования;
- поддержка режима модульного контроля, в процессе которого существует ряд вопросов и время, в течении которого на них необходимо ответить.
Содержание заданий тестов должно принадлежать одной предметной области, иметь известную меру трудности, выполнение его должно требовать напряжения. Задания должны быть краткими, ясными и корректными, не допускать двусмысленности. Все ответы в случае необходимости их выбора должны быть правдоподобными и равнопривлекательными.
Поэтому стоит упомянуть требования к тестовым заданиям:
- содержание тестового задания должно требовать от испытуемого однозначного ответа;
- содержание тестового задания должно быть ориентировано на получение ответа только по одной задаче из конкретной области знаний;
- следует избегать тестовых заданий, требующих развернутых ответов;
- основные термины тестового задания должны быть явно и ясно определены;
- тестовые задания должны быть прагматически корректными и рассчитаны на испытуемых с заданным (исходным) уровнем подготовки по конкретной предметной области;
- тестовое задание должно формулироваться в утвердительном или повелительном предложениях;
- количество слов в тестовом задании не должно превышать 10.
Рассмотрим пункты «легкая наращиваемость, масштабируемость системы», «удобство и легкость создания и модификации тестов», «высокая безопасность, защищенность» и «обеспечение эффективного тестирования знаний». Это базовые параметры и присутствие их необходимо. Первые два пункта решаются, например, созданием банка вопросов, которые будут выбираться оттуда случайным образом, а так же перемешиванием вариантов ответа. Поэтому даже в том случае, если некоторые студенты получат одни и те же вопросы (причем порядковый номер у них будет наверняка разный), то номера правильных вариантов ответа у них тоже будут разными.
Последние два означают создание равных для всех условий прохождения контроля знаний, невозможность списывания и использования сторонних источников информации и вспомогательных приложений (например, калькулятор) как на компьютере, так и в Интернете, а так же создание защищённого web-интерфейса. Это подразумевает защиту информации, защиту от копирования, распространения вопросов, выдача предупреждающих сообщений, ануллирования тестирования, защиту целостности, Рассмотрим подробнее каждый из них.
Существует множество различных систем интернет тестирования, обладающих как достоинствами, так и недостатками. Основная проблема заключается в том, что нет универсальной системы интернет тестирования, избавленной от основных недостатков и обладающая достоинствами своих аналогов. Если объединить достоинства конкурирующих систем в один программный продукт, то получится очень гибкая система, позволяющая решать огромный набор задач.
В ходе разработки данного программного средства были выявлены следующие особенности системы интернет тестирования, которые необходимо учесть в данном продукте:
- Реализация возможности возврата к пропущенным вопросам. Зачастую пользователи пропускают сложные вопросы и в первую очередь отвечают на простые, однако, вернуться к пропущенным вопросам уже не могут.
- Реализация гибкой системы категорирования тестов. Когда пользователь заходит на сайт интернет тестирования, то зачастую теряется при выборе интересующего его раздела. Категорирование по дисциплинам, специальностям и группам может значительно сократить время поиска нужного теста.
- Разным преподавателям необходимы разные настройки для тестирования. К примеру, разрешить пользователям продолжить тестирование, если они его закрыли, случайно или намеренно. Разрешить пользователям пропускать вопросы, если они сложные, и разрешить возвращаться к пропущенным вопросам. Также запретить переходить к следующему вопросу пока не будет дан правильный ответ на текущий вопрос (для пробных тестов). Чтобы исключить появление однотипных тестов необходимо реализовать сортировку вопросов в случайном порядке или же, наоборот, отключить сортировку вопросов в случайном порядке, если необходим одинаковый порядок вопросов в тесте.
- Особое внимание нужно уделить возможности использования одного и того же вопроса в разных тестах. Чтобы преподаватель не тратил время на создание аналогично вопроса для другого теста, если темы для разных дисциплин пересекаются.
В настоящее время выработано четыре основных формы тестовых заданий, которые являются основой для составления тестов по любым учебным дисциплинам:
1) Задания закрытой формы. Инструкция: обвести кружком, либо отметить крестиком, галочкой нужный вариант ответа. Вариативность заданий закрытой формы весьма велика, но в основе всегда лежит один и тот же принцип: испытуемому предлагается выбрать ответ на задание из нескольких предложенных, причем только один из них является правильным. При этом подразумевается, что все предложенные варианты ответа являются равнопривлекательными.
Например:
3*3 равно:
3
6
12
2) Задания открытой формы. Инструкция: дополнить. В отличие от заданий закрытой формы здесь не предлагается вариантов ответа, а делается пропуск смысловой единицы в каком-либо утверждении, причем предполагается, что заполнить этот пропуск можно строго однозначно.
Например:
3*3 = ?
3) Задания на соответствие. Инструкция: установить соответствие. Здесь необходимо установить соответствие между смысловыми единицами в правом и левом столбиках, причем, справа иногда вариантов дается больше, чем слева, то есть заведомо предполагается, что какие-то из них являются в данном случае неправильными.
Например:
2*2 = 49
3*3 = 4
7*7 = 9
4) Задания на установление правильной последовательности. Инструкция: установить правильную последовательность. Достаточно сложная форма, проверяющая глубокие и прочные знания учебного материала. Смысл ее состоит в установлении последовательности каких-либо событий, действий, терминов и т.д. В пустых квадратиках надо расставить цифры.
Например: квадрат _______ равен сумме _______ катетов.
Существуют различные разновидности и модификации тестовых заданий, однако все они основываются на этих четырех формах.
Стоит отметить положительные стороны теста на конкретном примере. К примеру, если при оценке результатов за каждое правильно выполненное задание ставится единица, а в противном случае ноль, то уровень знаний по проблематике данного теста будет выражен в определенной сумме баллов. Расставив сдававших по возрастанию или убыванию, мы получим структурированный ряд уровня знаний по данной дисциплине. Если такая проверка проводится регулярно в течение всего изучения предмета, в конце преподаватель будет иметь достаточно четкое представление об уровне знаний данного курса. Создается своеобразный рейтинг обучаемых по изучаемой дисциплине. По итогам выполнения всех тестовых заданий видны пробелы в знаниях каждого, что позволяет составить индивидуальную программу для дополнительных занятий.
1.2 Выбор методов, способов и средств реализации
В соответствии с исходным заданием было решено реализовать данную систему в cms системе joomla 2.5.
Joomla представляет собой бесплатную систему для создания веб-сайтов. Это проект с открытым исходным кодом, который, как и большинство подобных проектов, не стоит на месте. Он очень успешно развивается, в течение вот уже семи лет, и пользуется популярностью у миллионов пользователей по всему миру.
Стратегия развития версий
Версии Joomla рассчитаны как на стандартную (STS), так и на долгосрочную поддержку (LTS). Срок стандартной поддержки составляет 7 месяцев, долгосрочной 22 месяца. Каждые 6 месяцев выходит новая STS. Версии х.5 включают в себя LTS.
Joomla 2.5 версия, включающая LTS, и в сентябре 2013 года будет заменена на Joomla 3.5
Joomla 3.0 версия, содержащая STS, будет заменена на Joomla 3.1 в марте 2013
Joomla 3.1 будет представлять собой версию с STS, релиз которой состоится с марта 2013 по сентябрь 2013
Joomla 3.5 будет включать в себя LTS и выйдет с сентября 2013 по март 2015
Рисунок 1: Цикл релизов Joomla за 2011-2014 года
Для создания тестирования на сайте было использовано компонент для Jomla 2.5 компонент ARI QUIZ LITE, данный компонент не лучший в своем роде, но не уступает аналогам, к тому же он бесплатный.
АRI Quiz Lite - Мощный компонент для организации тестов на сайте.
Русифицированный конструктор форм тестов для проверки уровня знаний посетителей сайта. Версия бесплатная, но вполне функциональная.
Программа «ARI QUIZ LITE» реализует функции:
* управление доступом пользователей к тестам
* статистика результатов тестирования
* групповое тестирование по категориям
* три типа построения вопросов для тестов
* использование шаблонов при создании тестов
Осуществление процесса тестирования. Последовательная выдача вопросов и вариантов ответа на экран. Реакция программы на ответ пользователя (представляющий собой щелчок по картинке, текстовому полю варианта ответа или по соответствующей букве варианта ответа): выделение выбранного варианта, его сохранение и автоматический переход к следующему вопросу. По окончании тестирования, если пользователь пропустил несколько вопросов, то появляется информационное окно, которое предлагает пользователю вернуться к пропущенным вопросам или вычислить результат, считая, что на пропущенные вопросы ответил неправильно. Реализуется возможность навигации по вопросам теста через панель навигации: переход к следующему вопросу или возврат к предыдущему.
Вычисляет и передает результат тестирования на сервер, выдает на экран оценку знаний.
Во время тестирования посылает серверу запрос об обновлении времени существования в списке тестируемых в данный момент пользователей, при выходе из программы посылает запрос на выход.
Вычисление оценки-результата производиться следующим образом:
1 находится отношение суммы баллов за правильно отвеченные вопросы теста к максимально возможной сумме баллов за данный тест, затем данное отношение умножают на 100% и получают коэффициент ;
2 в соответствии с величиной выставляется оценка по критериям, записанным в таблицу 1.
Таблица 1 - Критерии оценивания
Оценка |
|
"5" |
|
"4" |
|
"3" |
|
"2" |
|
"1" |
Программа «Форма входа» рис 2 предназначена для авторизации пользователя на сайте тестирования , большенство фн. сайта тестирования доступни только для зарегестрированых пользователей. При входена сайт как «Гость» пользователь получает доступ только к материалам для обучения.
Программа «Форма входа» реализует функции:
Вход студента в систему тестирования по личным, уникальным в совокупности данным: фамилии, имени и группе. При входе в систему тестирования на сервер посылается команда запроса о входе данного пользователя, в случае существовании данного пользователя в журнале и отсутствия этого пользователя в списке текущих пользователей сервера производится вход в систему, в противном случае выдаются соответствующие сообщения. Также реализуется возможность локального тестирования без сети под определенным логином.
Забыли пароль в случаи если зарегестированый пользователь забыл пароль у него есть возможность востановить него для этого надо перейти на вкладку «Забыли пароль?». После чего после ввода данных пароль будет отправлен на Emailадреса вказаний при реестраии.
Забыли логин в случаи если зарегестированый пользователь забыл логин у него есть возможность востановить него для этого надо перейти на вкладку «Забыли логин?». После чего после ввода данных логин будет отправлен на Emailадреса вказаний при реестраии.
Рисунок 2 - Форма входа
1.3 Анализ рынка действующих электронных средств обучения
Стремительность современного мира требует применения наиболее быстрых и дешёвых способов передачи знаний. Электронное обучение (ЭО) является одним из возможных инструментов, позволяющим решать эту острую проблему современности.
Рассмотрим электронные средства обучения.
OpenCourseWare (OCW) проект Массачусетского технологического института (МТИ), огромная открытая электронная база данных лекций, научных работ, исследований и образовательных материалов по разным областям человеческой деятельности: экономике, истории, биологии, химии, физике и др. В настоящее время ресурс продолжает активно развиваться (ежегодно добавляется по 200 новых полных курсов, продолжается перевод на различные языки мира) школы и университеты по всему земному шару используют материалы этой базы данных в своих образовательных программах. Чарльз Вест, президент MIT, не исключает возможности формирования на основе OCW метауниверситета учебного заведения, не имеющего географических границ.
Интернет-Университет Информационных Технологий (ИнтУИТ). Учебный процесс в ИнтУИТ происходит так, как это удобно студенту. Интернет-университет предлагает свободное посещение и сдачу экзаменов в тот момент, когда обучаемый решит, что достаточно подготовлен.
По результатам успешного прохождения учебного курса слушателям выдается удостоверение. Все удостоверения и приложения к ним будут храниться на сайте интернет-университета, чтобы при устройстве на работу можно было указать ссылку в резюме для работодателей. В будущем ИнтУИТ планирует выдавать и дипломы для этого требуется закончить все курсы по выбранной специальности.
К разработке учебной программы привлечены ведущие специалисты по компьютерным технологиям и профессорско-преподавательские кадры российских вузов. При разработке методических материалов за основу был взят документ CC2001 (ComputingCurricula 2001 ComputerScience), разработанный международными организациями IEEE (определяет стандарты цифровой индустрии) и ACM (занимается вопросами образования в области ИТ). Этот документ описывает стандарты, согласно которым ведётся преподавание компьютерных дисциплин.
В рамках проекта планируется создать более 100 различных курсов и выпустить по ним учебники, для чего объявлен конкурс, к участию в котором приглашаются все желающие авторы. Кстати, открытие ИнтУИТ было приурочено к выходу учебного пособия "Основы веб-технологий", первого из серии "Основы информационных технологий".
ИнтУИТ один из первых онлайновых ресурсов, предлагающих дистанционное образование с получением диплома. Из зарубежных образовательных ресурсов можно упомянуть инициативу OpenCourseWare Массачусетского технологического института. Подобно ИнтУИТ, MIT выкладывает учебные материалы в открытый доступ, но, к сожалению, не выдаёт никаких документов, свидетельствующих об учении по институтской программе.
Курсы e-learning. Дистанционные курсы Учебного центра Softline разработаны специалистами компании SkillSoft мирового лидера в области дистанционного обучения. Данные курсы представлены в 65 странах мира и переведены на 18 языков. Сотрудничество Учебного центра Softline и компании SkillSoft направлено на обеспечение качественного и доступного дистанционного обучения для аудитории России и стран СНГ. Преимущества курсов e-learning:
а) Эффективное обучение (видео, аудио, графики, таблицы, интерактивные занятия, форумы).
б) Доступ к учебным материалам 24 часа 7 дней в неделю.
в) Гибкий график занятий.
г) Независимость от места обучения.
д) Возможность общаться лично с экспертами, авторами курсов.
Competentum один из лидеров на рынке академического электронного обучения. Учебным заведениям компания Competentum оказывает широкий спектр услуг в сфере e-Learning (процессе обучения с использованием информационных технологий и компьютерных сетей, который можно также обозначить термином "электронное обучение").
При этом разработкой электронного контента как готовых электронных учебных курсов, так и электронных курсов, создаваемых под потребности конкретных учебных заведений, занимается входящая в структуру ГК Competentum компания ФИЗИКОН, чье основание в 1993 году и положило начало той деятельности, которую сегодня осуществляет Competentum на рынке электронного обучения.
Основные виды решений для организации электронного обучения в учебном заведении:
а) Разработка, поставка и внедрение СДО (систем дистанционного обучения) и учебных порталов.
б) Готовые электронные учебные курсы.
в) Разработка контента для электронного обучения (электронные курсы, интерактивные задачи, виртуальные лаборатории) с использованием учебных материалов и традиций научной школы конкретных учебных заведений.
г) Инструменты разработки электронных учебных курсов.
Исходя из обзора ведущих электронных средств обучения можно составить сравнительную таблицу 1:
Таблица 1. Анализ электронных средств обучения
Наименование |
Информативность |
Регистрация |
Материалы |
Выдача сертификатов |
Удобство пользования |
OpenCourseWare |
+ |
не обязательна |
охватывают все сферыдеятельности человека |
|
+ |
ИнтУИТ |
+ |
обязательна |
только сфера информационных технологий |
+ |
+ |
e-learning |
+ |
обязательна |
сферы информационных технологий, бизнеса и офисных приложение |
+ |
+ |
Competentum |
± |
обязательна |
сферы образования и бизнеса |
|
+ |
2. Методическое обеспечение разработки электронного средства обучения по разделу "Операционные системы"
Одной из составляющих педагогической системы являются средства обучения. Вопросы о том, какими они должны быть, как их эффективно выбирать и как использовать, постоянно волнуют педагогов-практиков на различных уровнях образования. Ответы на эти вопросы зависят от тенденций развития общества и существующих образовательных систем: формальных (установленных, поддерживаемых и признанных государством) и неформальных (например, самообучение приготовлению баклажанов на основании ролика из социальной сети).
Педагоги старшего поколения иногда говорят: «Хорошему преподавателю достаточно школьной доски и мела для эффективного проведения занятия». Для того чтобы подтвердить или опровергнуть это утверждение, необходимо рассмотреть сущность понятий и влияние на них современных условий и тенденций развития общества и образования.
Средства обучения объекты и процессы, которые служат источником учебной информации и инструментами для освоения содержания учебного материала обучающимся, его воспитания и развития [1]. Цель их использования в учебном процессе минимизировать умственные затраты обучающегося на процесс познания. Средства обучения выступают посредниками между субъектами процесса обучения: педагогом и обучающимся.
Многие средства обучения искусственно создаются для учебных целей (тренажеры, учебники и т. п.), однако они не всегда являются специально подготовленными объектами для процесса обучения. В качестве средств обучения могут быть использованы существующие объекты, которые не обязательно относятся к будущей профессиональной среде выпускника.
Средства обучения многообразны и классифицируются по различным основаниям: свойствам, субъектам деятельности, влиянию на качество знаний, развитие различных способностей, эффективности в учебном процессе, характеру представления окружающей действительности и т. п. В учебном процессе используются печатные и электронные средства обучения (ЭСО).
По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные [2]. К материальным относятся: учебные издания, таблицы, модели, макеты, учебно-лабораторное оборудование, помещения, мебель, оборудование учебного кабинета, микроклимат, расписание занятий, другие материально-технические условия обучения.Идеальные средства обучения речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, диаграммы, произведения искусства. Материальные и идеальные средства обучения, как и средства обучения в других классификациях, взаимодополняют друг друга.
Классификация средств обучения по характеру представления окружающей действительности представлена в таблице.
Классификация средств обучения по характеру представления
окружающей действительности
Средства обучения |
|||
Натуральные |
Изображения |
Описание предметов |
Технические |
Предметы объективной действительности для непосредственного изучения образцы, коллекция материалов и т. п. |
Модели, макеты, таблицы, иллюстрированные материалы, экранно-звуковые средства |
Слова, знаки, графики текстовые таблицы, схемы, учебные издания, инструкционные карты, дидактические материалы и т. п. |
Оборудование, позволяющее воспроизводить иные средства (персональный компьютер, проектор, графопроектор, видеомагнитофон, их комплексы и т. п.) |
По субъекту деятельности средства обучения можно разделить на средства преподавания (используемые педагогом: средства объяснения нового материала, средства закрепления и повторения, средства контроля) и средства учения (используемые обучающимся в процессе учения).
Наиболее простой и соответствующей современному развитию техники и технологий, на наш взгляд, является классификация средств обучения по видам, приведенная в Википедии [2]:
- печатные (учебные издания);
- электронные образовательные ресурсы (мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы и т. п.);
- аудиовизуальные (учебные видеофильмы, кинофильмы и т. п.);
- наглядные плоскостные (плакаты, карты, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели);
- учебные приборы (компас, барометр, колба и т. д.);
- тренажеры и спортивное оборудование;
- учебная техника (паяльная станция, плита, автомобиль и т. п.).
Средства обучения многообразны. Для осуществления их правильного выбора, в том числе описанного в плане занятия или в его технологической карте, преподаватель должен ориентироваться как в их многообразии, так и в нормативно установленной терминологии, а также в совокупности существующих (разработанных, изданных, изготовленных) средств обучения содержательно или методически связанных с преподаваемой дисциплиной. Например, преподаватель должен не только знать перечень имеющихся учебников и учебных пособий по дисциплине и смежным с ней аналогичным дисциплинам других уровней образования и наличие грифа у данных изданий, но и владеть содержанием учебных изданий, официально зарегистрированных ЭСО. В противном случае его выбор будет ограничен: он выберет то пособие, то средство, с содержанием которого знаком, имеющееся у него или в учреждении образования, и не позаботится о том, чтобы обучающимся были доступны современные, наилучшим образом сочетающиеся с запланированным содержанием, методами обучения, результатами усвоения средства. И проще всего тогда сказать, что кроме мела и доски для этого занятия ничего не нужно. А что выбрали бы обучающиеся из арсенала предоставленных средств? Ведь суть педагогической деятельности заключается в гарантированной передаче учебного материала на необходимом уровне усвоения за минимально затраченное время, а цель использования средств минимальные усилия обучающихся. Но и они будут использовать ряд критериев при выборе, в которые включат удобство использования, эстетику, доступность и др. А если мы говорим о выборе взрослых, то выбор они делают в соответствии со своими статусом и степенью ответственности (могу ли я присутствовать на занятии, так как в это время не смогу находиться на работе, ухаживать за маленьким ребенком, больным родственником и т. п. удобство времени для изучения курса; могу ли я себе позволить оплачивать индивидуального преподавателя, курс в престижном зарубежном учреждении образования стоимость обучения, проезда, проживания; имеется ли необходимая техника для воспроизведения средства обучения не только персональный компьютер, но и необходимое программное обеспечение и т. п.).
Рассмотрим характеристики отдельных средств обучения.
Учебные задания разнообразные по содержанию и объему виды самостоятельной учебной работы учащихся, выполняемые по указанию или под руководством педагога. Обучение без заданий не возможно, так как не будет обратной связи, не будет задана обучающемуся необходимая учебная деятельность с контролируемым, пошаговым результатом. Задания используются:
- для ознакомления с учебным материалом (наблюдение за изучаемым объектом, работа с книгой, составление таблиц и графиков и т. п.);
- усвоения новых знаний в форме правил, законов, понятий (составление конспекта прочитанного материала, подготовка ответов на поставленные вопросы и т. п.);
- формирования умений и навыков (упражнения, измерения и вычисления, решение задач, сочинения и т. п.);
- закрепления усвоенных знаний, умений и навыков (повторение, заучивание, упражнения и т. п.);
- применения полученных знаний на практике (выполнение практических работ и т. п.);
- проверки знаний, умений и навыков (письменные и графические контрольные работы, лабораторные и практические занятия контрольного характера и т. п.) [2].
Существуют различные формы заданий: задания для самостоятельных, контрольных работ, карточки-задания, тесты. Разновидностью заданий являются: вопрос, упражнение, задача.
Вопрос обращение, требующее ответа. Вопрос необходимый структурный элемент задачи, с помощью которого фиксируется требуемое искомое.
Упражнение многократное повторение определенных действий в целях их сознательного совершенствования. В результате выполнения упражнений у учащихся формируются профессиональные навыки и умения, углубляются и совершенствуются знания.
Задача учебное задание, предполагающее поиск новых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в учении связей, отношений, доказательств.
Педагогом составляются задания для всех видов контроля. Они являются неотъемлемой частью методической разработки, частной методики, технологии, учебно-методического пособия. Задания являются основой обобщенных печатных изданий сборников задач, упражнений, заданий для учащихся. Задания для поурочного контроля, тренинга подбираются или разрабатываются педагогом самостоятельно. Рекомендации для этого приводятся в соответствующих учебно-методических изданиях, методических разработках.
2.1 Описание программного средства
Любой пользователь, зашедший на сайт тестирования, будет видеть главную страницу (см. рисунок 3).
Рис. 3. Главная страница
На главной странице отображается блок авторизации, и система обучения. Каждый зарегистрированный пользователь может пройти тестирование по интересующей его дисциплине (см. рисунок 4).
Рис. 4. Учетная запись зарегистрированного пользователя
Учетная запись преподавателя
Преподаватель это пользователь системы (администратор), наделенный определенными правами доступа и привилегиями. Преподаватель может создавать, удалять и редактировать тесты и вопросы. Имеет доступ к результатам тестирования (см. рисунок 5).
Рис. 5. Страница преподавателя (администратора)
На рисунке 6 показан блок создания, редактирования и удаления тестов, а так же все раннее созданные тесты (см. рисунок 6).
Рис. 6. Страница добавления, редактирования и удаления тестов
На рисунке 7 показан блок создания, редактирования и удаления вопросов, а так же все раннее созданные тесты (см. рисунок 7).
Рис. 7. Страница добавления, редактирования и удаления вопросов
На рисунке 8 показан блок добавления, редактирования и удаления пользователей, а так же все раннее созданные пользователи (см. рисунок 8).
Рис. 8. Страница добавления, редактирования и удаления пользователей
На рисунке 9 показан блок прохождения тестирования. После выбора правильного, по мнению студента, ответа необходимо нажать кнопку «Следующий», после чего ответ будет принят (см.рисунок 9).
Рис. 9. Страница прохождения тестирования
На рисунке 10 отображено оповещение о завершении тестирования.
Рис. 10. Страница, оповещающая о завершении тестирования
На рисунке 11 преподаватель (администратор) может видеть результаты прохождения тестов студентами и выставлять соответствующие оценки, относительно балов, отображенных на сайте.
Рис. 11. Страница результатов
2.2 Разработка электронных средств обучения (алгоритм разработки)
Блок-схема одного из алгоритмов данного программного продукта
Процесс создания вопроса показан на рисунке 3.
- Для примера был взят алгоритм оценивания.
Рис. 12. Алгоритм оценивания
Рис. 13. Главное меню приложения QuizList
Рис. 14. Панель добавления тестов
Рис. 15. Панель добавления категории тестов
Рис. 16. Панель добавления категории вопросов
Тематический план изучения раздела "Операционные системы"
№ |
Наименование тем |
Лекции |
Лабораторные |
Тестовые задания |
1 |
Введение в операционные системы |
2 |
2 |
45 мин |
2 |
Управление задачами |
1 |
1 |
20 мин |
3 |
Управление памятью ОС |
2 |
2 |
45 мин |
4 |
Файловая структура |
2 |
2 |
45 мин |
5 |
Компьютерные сети |
1 |
1 |
20 мин |
6 |
Организация параллельных вычислений |
2 |
2 |
45 мин |
7 |
Архитектура ОС |
2 |
2 |
45 мин |
8 |
Особенности работы в конкретной операционной системе |
2 |
2 |
45 мин |
9 |
Перспективные направления развития ОС |
1 |
1 |
20 мин |
10 |
Итого: |
15 |
15 |
330 мин |
2.3 Описание процесса тестирования: сценарий тестирования, входные данные тестов, выходные данные тестов
Процесс тестирования данного программного продукта был разделен на 2 этапа:
- тестирование пользовательской страницы представлено в таблице №11.
Таблица №11. Тестирование пользовательской страницы
Действия |
Результат |
возможность добавления вопросов |
Нет |
возможность регистрации пользователя |
Нет |
возможность одновременного прохождения нескольких тестов |
Нет |
возможность удаления вопросов |
Нет |
- тестирование страницы администратора таблица №12.
Таблица №12. Тестирование страницы администратора
Действия |
Результат |
возможность добавления теста при не всех заполненных полях |
Не добавит |
возможность добавления вопроса при не всех заполненных полях |
Не добавит |
возможность удалять используемый вопрос |
Нет |
Заключение